О чем звонят верзиловские колокола
Автор публикации: Е. Мосолова, ученица 7В класса
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Верзиловская СОШ»
Муниципальный конкурс исследовательских работ обучающихся
Предметная секция: «Краеведение»
Тема:
«О чем звонят верзиловские колокола?»
Автор работы: Мосолова Елизавета,
7 «В» класс
Руководитель: Легаев Сергей Михайлович,
учитель истории и обществознания
Ступино
2020
АННОТАЦИЯ
Без прошлого нет будущего, и, в общем-то, настоящего. На территории Ступинского района находится достаточное количество замечательных памятников культуры, истории. Сохранение их поддерживает и укрепляет связь поколений. Для современного поколения российской молодежи, несомненно, и важно эту связь сохранить. Исторические периоды восстановления культурной памяти всегда способствуют укреплению общественного самосознания.
С историей всего народа тесно связана история религии. Церковное зодчество относится к памятникам старины, а бережное отношение к вере своих предков - абсолютный показатель нравственного благополучия общества. Все это позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и осознавать свою ответственность перед будущим.
Кто-то считает сегодняшнее поколение «Иванушками, не помнящими родства». Не могу согласиться с этим. И вот почему.
В 2013 году на карте городского округа Ступино появился микрорайон Новое Ступино, который территориально расположен в селе Верзилово. А в 2019 году начала функционировать МБОУ «Верзиловская СОШ».
Чем примечательна верзиловская земля? Какие памятники культуры и истории находятся на территории Нового Ступино? О чем звонят верзиловские колокола? Это лишь часть вопросов о малой родине, которые сразу же заинтересовали школьников. Так и появилась идея подготовки историко-краеведческого и презентационного материала для работы волонтерской группы школы. Продуктом этой работы стал проект «О чем звонят верзиловские колокола».
ОГЛАВЛЕНИЕ
Аннотация………………………………………………………………2
1. Введение……………………………………………………………..4
2. История села и храма………………………………………………..5
3. Разрушение и восстановление храма,
роль семьи князей Мещерских в его сохранении…………………….6
4.Роль церкви в жизни жителей села………………………………….7
Заключение………………………………………………………………9
Список литературы……………………………………………………..10
Приложение……………………………………………………………..11
ВВЕДЕНИЕ
В душу льет благовест перезвоны,
Нам для счастья другого не надо.
Все идут поклониться иконам,
И отрада они и награда.
Льется медленно, медно, раздольно,
Звон живой от набитой руки:
Перед Богом звонарь с колокольни
Просит мира во все языки.
Владимир Каяин
Колокольный звон издавна считался историческим знамением благовести. Со дня крещения Древней Руси верующие люди приходили в Дом Божий по звону колокола. Это священное таинство напоминало людям о мире грешном, и всякий человек, который слышал колокольный звон, думал о боге.
Как Иоанн Предтеча предшествовал Христу, так и колокольня предшествует (сопутствует) православному храму. И звоном колокола церковь гласит: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное".
Миряне в древней православной Руси занимались выплавкой колоколов, строительством храмов. Они и являлись единением церковной жизни и православной культуры. Поэтому в голове русских людей понятие сбор верующих (собрание) было связано с приходом верующих в храм, к богу.
Храм - свидетельство призвания и вселенского прощения тем, кто пребывал вне храма, вне церкви и вне бога. Ведь он строился не только для тех, кто молился в его стенах. О чем молитва верующих? Верующие молились, чтобы звук колокола звучал в их сердцах, как призыв к духовному единению.
Колокол - это не только круг, а и бесконечность. Он выстраивает данную бесконечность, фильтрует мирское. Устраняет грех, который из мира идет. И перед тем, как церковь заговорит, он настраивает на прием молитвы. А молитва очищает нашу вселенную.
Церковь во все времена служит духовной крепостью всего прогрессивного, является кладезю научно-исторического опыта человека, общества и государства. Религия, история религии веками сохраняла культурные и национальные традиции, особенности многовекового социального уклада, духовную музыку и поэзию, храмовое зодчество. Все это часть нашей культуры!
История России и история русской православной церкви едины. Церковь помогла народу выстоять под гнетом монголо-татар, вдохновляла воинов на защиту от католических притязаний Речи Посполитой, обеспечила народное единство в смутное время, периоды социалистических экспериментов и отечественных войн.
Каждый, в верзиловский храм приходящий, задает себе вопрос: о чем звонят колокола?
Актуальность данного проекта в том, что анализ вопросов в рамках темы позволяет раскрыть духовные и исторические факты жизни великой России на примере маленькой церкви и села. Толчком к этому можно считать историческое подтверждение необходимости строительства деревень, сел и городов возле церквей и храмов. Каждый храм или село имеет собственную историю, свои особенности. И все это составляет общую историю страны. Вот об этом данная работа.
Цель проектной работы; изучить историческое прошлое, роль в отечественной истории и сегодняшний день церкви Преображения Господня села Верзилово городского округа Ступино, провести анализ исторической значимости церкви в жизни села и людей.
Задачи:
1.Собрать аналитический материал о роли, важности, значимости строительства церкви Преображения Господня и самого села Верзилово.
2.Изучить историю разрушения и восстановления храма.
3.Проанализировать отношение населения к церкви, как к достопримечательности села.
4.Изучить отношение жителей микрорайона и, в первую очередь, школьников к духовно-нравственным ценностям.
Методы и формы работы: работа с архивными документами, посещение экскурсии по территории церкви, которую организовал и провел священник Владимир Зинчик, интервьюирование отца Владимира, анализ, синтез, обобщение, посещение Рождественской сказки в воскресной школе храма.
Объект изучения: хроника исторических событий, роль церкви в духовной жизни от построения по настоящее время.
Предмет изучения: Преображенская церковь села Верзилово городского округа Ступино.
Гипотеза: исторические события и политика государства повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение церкви.
1. ИСТОРИЯ СЕЛА И ХРАМА
Так исторически повелось, что издревле наши предки селились в окрестностях храмов и церквей, это обеспечило защиту и безопасность людей в различные «лихие времена». Не стали исключением и наши земляки, жители и прихожане села Верзилово. В период «опричнины» и «смутного времени», кровавые годы двух мировых и гражданской войн, когда реально жизнь была под угрозой, именно церковь давала людям спасение и кров.
Впервые письменные упоминания, сохранившееся в архивных документах, о сельце Верзилово, «что на речке на Каширке Коневского стана, Коломенского уезда Московской губернии», описаны в Писцовых книгах 1577 года. А в составленных после смутного времени Писцовых книгах 1627 года Верзилово уже называют селом, однако сведения о церкви отсутствуют».1
О храме в селе Верзилово, повествуют также и Приходные книги Патриаршего казённого приказа за 1657 год: «Коломенский уезд, Десятина Малинская. Церковь Архангела Михаила в Верзилове». В документах епархии в селе Верзилово значилась церковь Архистратига Михаила (или Михаила Архангела).2
По свидетельству сохранившихся архивных источников, на строительство и деревянной, и каменной церкви Преображения Господня не было получено благословения Коломенского епископа.
Сельцо Верзилово получило статус села, только когда там началось строительство храма. Впервые в реестровых источниках в качестве села Верзилово упоминается уже в 1627 году. Это предположение и неподтвержденные данные, но первоначально храм находился в селе Малое Воронино Коневского стана, после его разобрали и перенесли в Верзилово. При переносе, не удалось избежать ошибок, по словам очевидцев, даже уровень земли напольной части храма, был выше уровня земли.
По данным метрической книги, изданной в 1740 году и сохраненной потомками до наших дней: село Верзилово Коломенского уезда Каширской десятины, упоминается как собственность поручика, князя Петра Семенова, сына Мещерского. С его именем связано начало строительства во второй половине 40-х годов ХVIII века каменной церкви Преображения Господня. Церковь построена без приделов, покрыта деревянным тесом, в ней были возведены: холодная настоятельная, трапезная и колокольня. В 1749 году князь Петр Семенович умер, поэтому волею судьбы, возведение и наполнение новой церкви принял на себя его родной брат - Григорий Семенович.
Во время экскурсии отец Владимир (священник Владимир Зинчик) рассказал прихожанам о надгробном камне, находящемся на территории храма (записано в ходе экскурсии):
«Здесь вы видите надгробный камень, хорошо сохранившийся до сегодняшних времен. По старым традициям величина камня зависела от желания усопшего. Надпись на камне на славянском языке. Под ним похоронен раб божий Петр Семенович Мещерский. Надпись на камне гласит: в 1749 году месяца июля 15 дня преставился раб божий Петр Семенович Мещерский, от роду ему 33 года и «…положен он на месте сем».
Изначально храм был деревянный, собранный без единого гвоздя, с использованием деревянных нагелей. С именем Петра Семеновича связана перестройка и начало строительство каменного храма (40-е года ХVII века).
Вот это его надгробный камень. Это не единственный его надгробный камень, позже нашли еще несколько камней. По данным церковных книг и различных воспоминаний, есть одно предположение: уже в современное время, когда велась достройка храма, при выполнении грейдерных землеройных работ, машинист экскаватора задел твердый объект и повредил его. Позже, когда доставали его, выяснилось, что это надгробный камень. Вот так нашли надгробный камень Петра Семеновича Мещерского».
Каменная домовая церковь в честь Преображения Господня в селе Верзилово, была построена в конце XVII — начале XVIII вв. В первые годы следующего столетия. пристроены трапезная с престолами в честь Рождества Божией Матери, и во имя Архангела Михаила и колокольня.
2.РАЗРУШЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХРАМА, РОЛЬ СЕМЬИ КНЯЗЕЙ ШАХОВСКИХ В ЕГО СОХРАНЕНИИ
Изученные источники называют имена еще одних хозяев имения: Федор Петрович Шаховской и его жена Наталья Дмитриевна.
Благородный дворянин, камер-юнкер двора великого князя Александра Павловича, Федор Петрович стал хозяином усадьбы в 1825 году по духовному завещанию матери, которая верила, что ее сын обустроит семейное гнездышко, превратит его в идеальное и образцовое имение в Верзилово. Но либеральные взгляды, вступление Шаховского в «Союз благоденствия» разбили мечты его матушки.
Впоследствии он проходил участником восстания декабристов, как один из предполагаемых организаторов государственного переворота, и как подозреваемый в подготовке убийства императора. За что князя отправили в ссылку вместе с семьей. Здесь Федор Петрович в 1829 году скончался.
Роковым стало участие Шаховского в восстании декабристов. Если бы ни этот факт, то Верзилово, наверняка, было бы одним из процветающих имений Подмосковья. Потому что Федор Петрович проявлял огромный интерес к сельскому хозяйству и устройству усадебного быта. Он с радостью реализовывал собственные идеи в жизнь.
Необходимо заметить, что князь был сторонником либеральных взглядов в отношении прав крестьян. В имении Ореховец Владимирской губернии он славился «добрым барином» за то, что существенно снизил размер барщины. Такое «вольнодумство» - весомый повод для дальнейшего доноса на Шаховского в императорские органы следствия, не так ли?
По свидетельству историков и сохранившихся писем известно о том, что в 1826 году, отбывая ссылку, он писал управляющему и родственникам. Постоянно перечислял средства, вырученные с одного из заложенных им имений, на поддержание усадьбы Верзилово в надлежащем состоянии и развитие на ее территории сельского хозяйства. Федор Петрович был уверен в том, что близость верзиловской усадьбы к Москве, передовые технологии непременно обеспечат абсолютный успех его начинания.
Княжна Наталья Дмитриевна, после трагической смерти Федора Петровича, вернулась в опустевшую семейную усадьбу в Верзилово. Она посвятила себя делу своего мужа и с пристрастием принялась поддерживать хозяйство усадьбы и улучшать его. И все же главной своей задачей считала укрепление Покровского храма и строительство в нем нового придела во имя Михаила Архангела.
Необходимо заметить, что ни в годы гонения церквей, ни в советское время храм не закрывался! Священнослужители и прихожане старались сохранить иконы, внутреннее убранство и роспись. Однако, в декабре 1929 года по инициативе коммунистических местных властей, без согласия населения, церковь была закрыта и подверглась актам вандализма: в храме были произведены «крупные поломки», состоялся «расстрел икон». Самый кощунственный акт.
По воспоминаниям очевидцев, с представителями властей дело дошло до драки, а некоторых верующих арестовали и отправили в Каширскую тюрьму.
Но, благодаря благоразумию властных структур и молитвам верующих, уже осенью 1930 года, церковь была вновь открыта и уже больше никогда не закрывалась.
Конечно, она порой переживала не самые лучшие времена. Так, 26 марта 1938 года священник церкви – иеромонах Георгий (Сергеев Егор Прокофьевич), ранее иеромонах Зосимовой пустыни, был арестован за то, что просто верил в бога. Его обвинили в контрреволюционной деятельности за то, что вел проповеди и при этом мог критиковать власть. По упрощенному приговору «тройки» был приговорен к расстрелу. Иеромонах Георгий был расстрелян в июле 1938 года и похоронен на печально известном бутовском полигоне.
Еще однажды стенам и зданию церкви создалась угроза забвения и уничтожения. Старожилы села Верзилово утверждали, что при производстве новой железнодорожной ветки станция Жилёво – станция Воскресенск, здание храма по проекту должны были снести.
Но инженер проекта по выполнению работ (его фамилия, к сожалению, не известна), верующий и прихожанин, самовольно изменил проект железной дороги в обход храма, за что и был репрессирован. Впоследствии он был осуждён за "злостное вредительство", и выслан в исправительно-трудовые лагеря НКВД сроком на 10 лет. О дальнейшей судьбе его данные отсутствуют.
В конце 30-х годов в селе Верзилово находился трудовой лагерь политических заключённых, которые жили в бараках по левому берегу реки. Именно они и строили (насыпали вручную) железнодорожную насыпь. Здесь, по словам очевидцев, между рекой и церковью, было похоронено почти четыре тысячи человек.
В годы войны немцы бомбили железнодорожный мост через реку. При этом снаряды падали стороной, не нанося никакого вреда ни храму, ни дороге.
До настоящего времени Господь не оставляет свой удел, хранит его. У верующих есть возможность прийти к Богу, обратиться к нему всем сердцем своим, чтобы земля наша снова стала называться Русью Святой и Православной.
Вот так верзиловский храм Преображения Господня выстоял ценой принесённой во имя его спасения жертвы. Может быть, даже человеческой жизни. Вот такими переливами верзиловских колоколов разливается память веков древней и современной России.
3.РОЛЬ ЦЕРКВИ В ЖИЗНИ ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА
Верзиловская церковь Преображения Господня построена и сохранена при непосредственном участии жителей села и округа. Духовенство церкви принимало активное участие в строительстве «Верзиловской СОШ» и ее освещении.
Каждый день в храме – это обрядовые действа, службы. Особым зовом прихожан наполнены праздники Рождества, Крещения, Пасхи, Троицы, Преображения.
Воспитанники воскресной школы (дети прихожан, обучающиеся «Верзиловской СОШ») участвуют во всех праздниках: готовят костюмированные спектакли, причем костюмы и декорации готовят самостоятельно, поют обрядовые и народные песни, читают праздничные стихи. С удовольствием показывают тематические сказки. Ребята начальной школы «Верзиловской СОШ» с нетерпением ждут Рождественскую сказку в помещении воскресной школы храма села Верзилово 19.01.2020 года. И взрослые с огромным и особым интересом посещают эти концерты, устраивают для детей трапезу, дарят подарки.
Отец Владимир, настоятель храма, поделился данными о том, какие обряды и в каком количестве проведены за последние годы: обращения с просьбой о венчании и крещении детей, о покаянии, об освещении домов, квартир, об исполнении обряда отпевания.
В школьных конкурсах рисунков, посвященных родным местам, дети зачастую рисуют храм. Ведь это древнее место, являющееся символом мира, добра и красоты. Это самое высокое, историческое и знаменитое место, что есть в селе Верзилово. Общинный труд, пот, кровь и история тысяч людей, прихожан. Именно храм способствует тому, что люди становятся добрее и лучше!
К примеру, редколлегией 7-х классов «Верзиловской СОШ» к празднованию православного Рождества 2020 года была выпущена праздничная газета «Верзилово, Новое Ступино – место рождения, малая Родина», в которой обучающиеся нарисовали древний храм, нынешнюю Верзиловскую церковь Преображения Господня и современный микрорайон – эко-город Новое Ступино. В этой газете были размещены простые стихи первоклассников «Колокольный перезвон»:
Колокольный перезвон!
А к чему зовет, и к кому он обращен?
У людей примета есть:
Храм в селе построен, чтобы
Каждый в нем найти бы смог
И Защиту! И веру! И кров!
История возвращается и сегодня: наш эко-город Новое Ступино построен как первый современный малоэтажный город в России, рядом с древним храмом. Роль церкви в современный исторический период по всей России и для нашего маленького города переосмысливается и возрастает. Прихожане идут на службы, приводят детей, обращаются к батюшке с просьбами. Люди оказывают помощь в благоустройстве храма, жертвуют, приносят продукты и вещи для прихожан, устраивают праздники. В нашем храме несколько раз проходили колокольные праздничные концерты, постоянно проходят историко – краеведческие экскурсии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По материалам проектной работы можно проследить, как исторические события, политика государства, отдельные исторические личности повлияли на возведение, разрушение, возрождение церкви Преображения Господня в селе Верзилово.
Значимость проектной работы в том, что данные могут использоваться как для проведения бесед во внеурочной деятельности, на классных часах, так и при подготовке занятий по истории, краеведению, а также в деятельности волонтерской группы школы краеведческой направленности.
В ходе работы над проектом стало понятным значение храма в различные исторические периоды нашего государства. Гипотеза подтверждена. Было установлено, что храм имеет особое значение для жителей современного села: декорирует село, питает людей особой жизненной силой, умиротворяет в минуты грусти и воодушевляет в дни особой радости.
Данная работа и особая ее значимость требует своего продолжения. В работе, к примеру, не был затронут вопрос о возможном родстве вышеупомянутого Федора Петровича Шаховского и князя Дмитрия Михайловича Шаховского, автора книги «История русской церкви». Считаю, что эта тема может быть выделена в отдельную и самостоятельную проектную работу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Библия. Издание Московской патриархии. – М., 1995.
История русской церкви. Книга седьмая | Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков), Шаховской Д. М.
Писцовые книги XVI века”, Спб, 1872, с.с. 432-454.
Устинова И.А. Книги Патриарших приказов 1625–1649 гг.: Палеографическое описание.
Шевченко Л. Л. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие)). Учеб. пособие /Под ред. Л. Н. Антоновой. – 2-е изд. – М., 2010.
Шевченко Л. Л. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие)). Методич. пособие для учителя. – 2-е изд. – М., 2007.
http://nataturka.ru/ - Памятники Архитектуры Подмосковья дворянские усадьбы, монастыри и храмы
http:// stupinoblag.ru/ - Ступинское благочиние
http://verzilovo.prihod.ru/stranicy_istorii_razdel/view/id/16363 . Преображенский храм села Верзилово
https://deadokey.livejournal.com/151214.html. Усадьба Верзилово Ступинский район
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
История села и храма в фотографиях
Фото 1. Двухэтажный каменный дом князя Шаховского с парадными колоннами, построенный в стиле раннего классицизма с рустованным первым этажом и четырехколонным портиком
Фото 2. Каменная домовая церковь в честь Преображения Господня в селе Верзилово.
Фото 3. Портрет Ф.П.Шаховского
Фото 4. Посещение Рождественской сказки
1 Краткая справка по истории Преображенского храма села Верзилово. Справка составлена настоятелем храма священником Владимиром Зинчиком
2 Книги Патриарших приказов 1625–1649 гг.: Палеографическое описание. Устинова И.А., кандидат исторических наук, младший научный сотрудник Института российской истории РАН.