12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Семёнова Федосья Викторовна44

Программное содержание:

Продолжать формировать у детей представление о назначении колокольни, колоколе и колокольного звона.

Познакомить со строением колокола (ухо, язык, тело).

Учить различать по характеру колокольные звоны.

Способствовать формированию у детей понимания места колокольного звона в православной традиции.

Развивать творческое мышление, культуру общения, культуру слушания, чувства ритма.

Расширять словарный запас детей, вводя в речевой образ слова колокол, колокольня, звонарь, вечевой.

Воспитывать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России, уважение русских традиций и почитание колокола как символа русской земли.

Формировать чувство причастности к жизни своего народа, желание быть продолжателями русских традиций.

 

Предшествующая работа: беседы с детьми о храме, церкви, церковных служителях, колоколах Царь, Медведь, Лебедь; рассматривание иллюстраций с домами, храмами, замками; дидактические игры; музыкальные игры; слушание колокольных звонов; экскурсия на выставку «Храмы России».

 

Материал и оборудование: посылка, фоторепродукции «Архитектурный ансамбль острова Кижи», «Успенский собор во Владимире», «Церковь Ильи Пророка в Ярославле»; телевизор, ноутбук, цифровое пианино, CD-диск с изображением колоколов (колокол, Царь-колокол, Медведь, Лебедь),12 колокольчиков, колокольчики мини-музея, звукозапись звона колоколов (Благовест, Набат (Всполошный), Вечевой).

 

Методические приёмы:

1.Игровая мотивация: получение посылки.

2. Словесные:

1) проблемные вопросы:

- Как вы думаете, по своей архитектуре они отличаются от других зданий? Если отличается, то чем?

- Кто звонит в колокол?

- Ребята, когда появился первый колокол?

- А в каком веке мы с вами живем?

- Сколько времени прошло с появлением первого колокола?

- Ребята, как вы думаете, когда не было ни радио, ни телевидения, ни телефонной связи как люди узнавали о больших событиях?

- Ребята, какой по характеру звон вы услышали?

2) художественное слово:

                   1. В снег, в жару и под дождем

В Дом Господень мы пойдем.

Скажем с мамой милой: «Господи, помилуй!»

 

             2. Колокольня - это башня,

Где звонят колокола,

Нас зовя от дел домашних

На священные дела!

 

             3. Звони, звонарь! Еще ударь!

Пусть туча удивляется,

Как без грозы и без дождя

Гром звонкий получается?

 

         загадка:    Не человек, а имеет тело, уши и язык. Не птица - а живет в высокой башне, нет головы, а есть уши; нет рта, а есть язык.

 

3. Наглядные:

1)  рассматривание репродукций картин;

2)  рассматривание изображений колокола, колоколов Царь, Медведь, Лебедь.

 

4. Практические:

1)  музыкальная игра «Звоночек»;

2)  слушание колокольных звонов;

3)  игра «Звени в колокольчик».

Ход непосредственно образовательной деятельности

 

Дети получают посылку.

 

-Ребята, с утра почтальон принес для нашей группы посылку. Посылку прислал дедушка Юли Янасловой Алексей Николаевич.

 

Воспитатель достает из посылки маленький колокол и читает письмо.

 

Здравствуйте ребята!

Пишет вам дедушка Юлечки Янасловой Алексей Николаевич. Я занимаюсь коллекционированием, собираю колокольчики и колокола. Юлечка рассказывала, что вы очень любознательные ребята. Я посылаю вам колокольчик, чтобы он помогал вам в течение дня, когда садиться, когда учиться, когда отдыхать расходиться.

 

- Ребята, посмотрите, какой интересный колокол. Какой он?

 

Ответы детей.

 

- Ребята, где вы видели колокола?

 

Ответы детей.

 

- Храм – самое красивое здание. Для чего люди ходят в храм?

 

Ответы детей.

 

- Правильно, люди, взрослые и дети ходят в храм, зажечь свечки и помолиться богу перед иконами.

В снег, в жару и под дождем

В Дом Господень мы пойдем.

Скажем с мамой милой: «Господи, помилуй!»

 

- Ребята, посмотрите, в зале представлены фоторепродукции разных церквей, храмов, с которыми мы познакомились в прошлом году.

 

Дети рассматривают картины.

 

- Кто помнит, как называются эти храмы? (поочередно спрашивает про каждый храм)

Ответы детей.

 

- Как вы думаете, по своей архитектуре они отличаются от других зданий? Если отличается, то чем?

Ответы детей.

 

- А где же в храме находятся колокола?

 

Ответы детей.

 

- Покажите на фоторепродукциях колокольни.

 

Дети показывают.

 

- У входа в храм или над его входом есть колокольня. Я знаю, что Боря знает четверостишие про колокольню. Прочитай, пожалуйста, нам.

 

Колокольня - это башня,

Где звонят колокола,

Нас зовя от дел домашних

На священные дела!

 

- Ребята, как вы думаете, может ли колокол сам говорить?

 

Ответы детей.

 

- А кто в них звонит?

 

Ответы детей.

 

- Правильно, в колокол звонит звонарь. Он должен обладать идеальным, тонким слухом, чувством ритма, чтобы люди могли понять, о чем звонят колокола. Кто помнит стихотворение о звонаре. Расскажите, пожалуйста.

 

Звони, звонарь! Еще ударь!

Пусть туча удивляется,

Как без грозы и без дождя

Гром звонкий получается?

 

- Ребята, я предлагаю вам тоже стать сегодня звонарями. А как вы думаете, чем мы можем заменить колокол?

 

Ответы детей.

- Ребята, я вам скажу по секрету, наш музыкальный руководитель Ираида Ивановна тоже собирает колокольчики и колокола для мини-музея.

Воспитатель открывает салфетку.

- Посмотрите, каких колокольчиков здесь только нет.

- А какие колокольчики вы видите?

Ответы детей.

 

- Колокольчики делают разной формы и из разных материалов.

 

- А из каких материалов сделаны эти колокольчики?

 

Ответы детей.

 

- Ребята, а сейчас поиграем в игру «Звоночек». Вам хорошо знакома, она яркая, звонкая.

 

Игра «Звоночек».

 

- Ребята, сегодня утром Юля загадала мне очень сложную загадку, и не поверите, я не смогла ее отгадать. Попробуем вместе отгадать. Юля загадай загадку.

 

Не человек, а имеет тело, уши и язык. Не птица - а живет в высокой башне, нет головы, а есть уши; нет рта, а есть язык.

 

Ответы детей.

 

(Рассматривание частей колокола на экране. Дети садятся на стульчики у экрана телевизора.)

 

- Обратите внимание на колокол. Какую форму он имеет?

 

Ответы детей.

 

- А что находится на макушке колокола?

 

Ответы детей.

 

- Что находится внутри колокола?

 

Ответы детей.

 

- Правильно, язык. Это металлический стержень, за который звонарь раскачивает его внутри колокола, ударяя о края колокола.

- Кто помнит, что означает слово «колокол»?

 

Ответы детей.

 

- Ребята, когда появился первый колокол?

 

Ответы детей.

 

- А в каком веке мы с вами живем?

 

Ответы детей.

 

- Сколько времени прошло с появлением первого колокола?

 

Ответы детей.

 

- Как называется самый большой колокол?

 

Ответы детей.

 

- Посмотрите на экран. Что это за колокола.

(Дети смотрят изображения колоколов Царь, Медведь, Лебедь)

 

- Какие они по величине?

 

Ответы детей.

 

- Это огромные колокола. Ребята, как вы думаете, когда не было ни радио, ни телевидения, ни телефонной связи как люди узнавали о больших событиях?

 

Ответы детей.

 

- На Руси, так называли в старину Россию, очень давно, когда не было ни радио, ни телевидения, ни телефонной связи, колокольный звон созывал всех людей для того, чтобы оповестить их о каких либо событиях: о хороших или плохих, радостных или печальных.

 

- А как вы думаете, что это были за события?

 

Ответы детей.

 

– Торжественный звон означал … 

Ответы детей.

– Звон радостный – значит …

Ответы детей.

– Звон праздничный – упоминал ...

Ответы детей.

– Звон веселый ...

Ответы детей.

– А вот тяжелый, скорбный звон что означал?

Ответы детей.

 

Слушание и определение характера звона колоколов.

 

- Ребята, а сейчас мы с вами послушаем звон колоколов. Они вам знакомы, а сегодня вы услышите и незнакомый для вас колокольный звон. Будьте внимательны.

 

(Звучит запись Благовеста).

 

- Ребята, какой по характеру звон вы услышали?

 

Ответы детей.

 

- Благовест – извещал о празднике, о торжестве, о доброй благой вести.

 

(Звучит запись Набат (Всполошный))

- Ребята, какой по характеру звон вы услышали?

 

Ответы детей.

 

- Набат – извещал о пожаре, о бунте, или если подступал враг и других бедствиях. По-другому Набат называют Всполошный.

 

(Звучит запись Вечевой)

- Ребята, какой по характеру звон вы услышали?

 

Ответы детей.

 

- А вот Вечевой собирал жителей на собрание на главной площадь города, чтобы обсудить важные вопросов войны и мира, судьбы тех или иных людей. Слово Вече - означает народное собрание.

 

- Колокола и в наше время созывают народ на церковные службы и праздники. Каждый день утром и вечером человек слышит колокольный звон.

Игра «Звени в колокольчик»

- А теперь и мы с вами попробуем тоже позвонить по-разному, только на колокольчиках. Сейчас разделимся на три группы, и первая группа предупреждать: бе-да, бе-да! Вторая группа позовет работать: ра-бо-тать, ра-бо-тать. Третья будет празднично звонить: ве-се-ло всем, ве-се-ло всем! (Детям раздаются колокольчики, и по знаку воспитателя они поочередно звонят в разном ритме.)

Подведение итогов.

- Ребята, вы сегодня были очень активными, любознательными, внимательными. Подведем итог.

- Что же мы нового узнали?

– Где размещается церковный колокол?

– Как называется человек, умело звонящий в колокол?

– О чем может извещать колокольный звон?

– Как называют колокольный звон, который собирал жителей на собрание на главной площадь города?

– Как называется самый большой в мире колокол?

Опубликовано


Комментарии (1)

Кучуганова Любовь Александровна, 16.10.18 в 04:04 0Ответить Пожаловаться
Спасибо. Подобные темы редко освещаются. А страна наша - православная.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.