Внеклассное мероприятие «Звон колоколов»
Программное содержание:
Продолжать формировать у детей представление о назначении колокольни, колоколе и колокольного звона.
Познакомить со строением колокола (ухо, язык, тело).
Учить различать по характеру колокольные звоны.
Способствовать формированию у детей понимания места колокольного звона в православной традиции.
Развивать творческое мышление, культуру общения, культуру слушания, чувства ритма.
Расширять словарный запас детей, вводя в речевой образ слова колокол, колокольня, звонарь, вечевой.
Воспитывать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России, уважение русских традиций и почитание колокола как символа русской земли.
Формировать чувство причастности к жизни своего народа, желание быть продолжателями русских традиций.
Предшествующая работа: беседы с детьми о храме, церкви, церковных служителях, колоколах Царь, Медведь, Лебедь; рассматривание иллюстраций с домами, храмами, замками; дидактические игры; музыкальные игры; слушание колокольных звонов; экскурсия на выставку «Храмы России».
Материал и оборудование: посылка, фоторепродукции «Архитектурный ансамбль острова Кижи», «Успенский собор во Владимире», «Церковь Ильи Пророка в Ярославле»; телевизор, ноутбук, цифровое пианино, CD-диск с изображением колоколов (колокол, Царь-колокол, Медведь, Лебедь),12 колокольчиков, колокольчики мини-музея, звукозапись звона колоколов (Благовест, Набат (Всполошный), Вечевой).
Методические приёмы:
1.Игровая мотивация: получение посылки.
2. Словесные:
1) проблемные вопросы:
- Как вы думаете, по своей архитектуре они отличаются от других зданий? Если отличается, то чем?
- Кто звонит в колокол?
- Ребята, когда появился первый колокол?
- А в каком веке мы с вами живем?
- Сколько времени прошло с появлением первого колокола?
- Ребята, как вы думаете, когда не было ни радио, ни телевидения, ни телефонной связи как люди узнавали о больших событиях?
- Ребята, какой по характеру звон вы услышали?
2) художественное слово:
1. В снег, в жару и под дождем
В Дом Господень мы пойдем.
Скажем с мамой милой: «Господи, помилуй!»
2. Колокольня - это башня,
Где звонят колокола,
Нас зовя от дел домашних
На священные дела!
3. Звони, звонарь! Еще ударь!
Пусть туча удивляется,
Как без грозы и без дождя
Гром звонкий получается?
загадка: Не человек, а имеет тело, уши и язык. Не птица - а живет в высокой башне, нет головы, а есть уши; нет рта, а есть язык.
3. Наглядные:
1) рассматривание репродукций картин;
2) рассматривание изображений колокола, колоколов Царь, Медведь, Лебедь.
4. Практические:
1) музыкальная игра «Звоночек»;
2) слушание колокольных звонов;
3) игра «Звени в колокольчик».
Ход непосредственно образовательной деятельности
Дети получают посылку.
-Ребята, с утра почтальон принес для нашей группы посылку. Посылку прислал дедушка Юли Янасловой Алексей Николаевич.
Воспитатель достает из посылки маленький колокол и читает письмо.
Здравствуйте ребята!
Пишет вам дедушка Юлечки Янасловой Алексей Николаевич. Я занимаюсь коллекционированием, собираю колокольчики и колокола. Юлечка рассказывала, что вы очень любознательные ребята. Я посылаю вам колокольчик, чтобы он помогал вам в течение дня, когда садиться, когда учиться, когда отдыхать расходиться.
- Ребята, посмотрите, какой интересный колокол. Какой он?
Ответы детей.
- Ребята, где вы видели колокола?
Ответы детей.
- Храм – самое красивое здание. Для чего люди ходят в храм?
Ответы детей.
- Правильно, люди, взрослые и дети ходят в храм, зажечь свечки и помолиться богу перед иконами.
В снег, в жару и под дождем
В Дом Господень мы пойдем.
Скажем с мамой милой: «Господи, помилуй!»
- Ребята, посмотрите, в зале представлены фоторепродукции разных церквей, храмов, с которыми мы познакомились в прошлом году.
Дети рассматривают картины.
- Кто помнит, как называются эти храмы? (поочередно спрашивает про каждый храм)
Ответы детей.
- Как вы думаете, по своей архитектуре они отличаются от других зданий? Если отличается, то чем?
Ответы детей.
- А где же в храме находятся колокола?
Ответы детей.
- Покажите на фоторепродукциях колокольни.
Дети показывают.
- У входа в храм или над его входом есть колокольня. Я знаю, что Боря знает четверостишие про колокольню. Прочитай, пожалуйста, нам.
Колокольня - это башня,
Где звонят колокола,
Нас зовя от дел домашних
На священные дела!
- Ребята, как вы думаете, может ли колокол сам говорить?
Ответы детей.
- А кто в них звонит?
Ответы детей.
- Правильно, в колокол звонит звонарь. Он должен обладать идеальным, тонким слухом, чувством ритма, чтобы люди могли понять, о чем звонят колокола. Кто помнит стихотворение о звонаре. Расскажите, пожалуйста.
Звони, звонарь! Еще ударь!
Пусть туча удивляется,
Как без грозы и без дождя
Гром звонкий получается?
- Ребята, я предлагаю вам тоже стать сегодня звонарями. А как вы думаете, чем мы можем заменить колокол?
Ответы детей.
- Ребята, я вам скажу по секрету, наш музыкальный руководитель Ираида Ивановна тоже собирает колокольчики и колокола для мини-музея.
Воспитатель открывает салфетку.
- Посмотрите, каких колокольчиков здесь только нет.
- А какие колокольчики вы видите?
Ответы детей.
- Колокольчики делают разной формы и из разных материалов.
- А из каких материалов сделаны эти колокольчики?
Ответы детей.
- Ребята, а сейчас поиграем в игру «Звоночек». Вам хорошо знакома, она яркая, звонкая.
Игра «Звоночек».
- Ребята, сегодня утром Юля загадала мне очень сложную загадку, и не поверите, я не смогла ее отгадать. Попробуем вместе отгадать. Юля загадай загадку.
Не человек, а имеет тело, уши и язык. Не птица - а живет в высокой башне, нет головы, а есть уши; нет рта, а есть язык.
Ответы детей.
(Рассматривание частей колокола на экране. Дети садятся на стульчики у экрана телевизора.)
- Обратите внимание на колокол. Какую форму он имеет?
Ответы детей.
- А что находится на макушке колокола?
Ответы детей.
- Что находится внутри колокола?
Ответы детей.
- Правильно, язык. Это металлический стержень, за который звонарь раскачивает его внутри колокола, ударяя о края колокола.
- Кто помнит, что означает слово «колокол»?
Ответы детей.
- Ребята, когда появился первый колокол?
Ответы детей.
- А в каком веке мы с вами живем?
Ответы детей.
- Сколько времени прошло с появлением первого колокола?
Ответы детей.
- Как называется самый большой колокол?
Ответы детей.
- Посмотрите на экран. Что это за колокола.
(Дети смотрят изображения колоколов Царь, Медведь, Лебедь)
- Какие они по величине?
Ответы детей.
- Это огромные колокола. Ребята, как вы думаете, когда не было ни радио, ни телевидения, ни телефонной связи как люди узнавали о больших событиях?
Ответы детей.
- На Руси, так называли в старину Россию, очень давно, когда не было ни радио, ни телевидения, ни телефонной связи, колокольный звон созывал всех людей для того, чтобы оповестить их о каких либо событиях: о хороших или плохих, радостных или печальных.
- А как вы думаете, что это были за события?
Ответы детей.
– Торжественный звон означал …
Ответы детей.
– Звон радостный – значит …
Ответы детей.
– Звон праздничный – упоминал ...
Ответы детей.
– Звон веселый ...
Ответы детей.
– А вот тяжелый, скорбный звон что означал?
Ответы детей.
Слушание и определение характера звона колоколов.
- Ребята, а сейчас мы с вами послушаем звон колоколов. Они вам знакомы, а сегодня вы услышите и незнакомый для вас колокольный звон. Будьте внимательны.
(Звучит запись Благовеста).
- Ребята, какой по характеру звон вы услышали?
Ответы детей.
- Благовест – извещал о празднике, о торжестве, о доброй благой вести.
(Звучит запись Набат (Всполошный))
- Ребята, какой по характеру звон вы услышали?
Ответы детей.
- Набат – извещал о пожаре, о бунте, или если подступал враг и других бедствиях. По-другому Набат называют Всполошный.
(Звучит запись Вечевой)
- Ребята, какой по характеру звон вы услышали?
Ответы детей.
- А вот Вечевой собирал жителей на собрание на главной площадь города, чтобы обсудить важные вопросов войны и мира, судьбы тех или иных людей. Слово Вече - означает народное собрание.
- Колокола и в наше время созывают народ на церковные службы и праздники. Каждый день утром и вечером человек слышит колокольный звон.
Игра «Звени в колокольчик»
- А теперь и мы с вами попробуем тоже позвонить по-разному, только на колокольчиках. Сейчас разделимся на три группы, и первая группа предупреждать: бе-да, бе-да! Вторая группа позовет работать: ра-бо-тать, ра-бо-тать. Третья будет празднично звонить: ве-се-ло всем, ве-се-ло всем! (Детям раздаются колокольчики, и по знаку воспитателя они поочередно звонят в разном ритме.)
Подведение итогов.
- Ребята, вы сегодня были очень активными, любознательными, внимательными. Подведем итог.
- Что же мы нового узнали?
– Где размещается церковный колокол?
– Как называется человек, умело звонящий в колокол?
– О чем может извещать колокольный звон?
– Как называют колокольный звон, который собирал жителей на собрание на главной площадь города?
– Как называется самый большой в мире колокол?
Кучуганова Любовь Александровна