Образ учителя в русской литературе

0
0
Материал опубликован 20 April

Автор публикации: И. Ахмадеева, ученица 9Д класса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24 г. Альметьевска











ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»













Выполнила: Ахмадеева Ильмира Руслановна, 9Д класс Руководитель: Ахмедьярова Айгуль Кадыржановна учитель русского языка и литературы









2025 год



Паспорт проектной работы

Название проекта

Образ учителя в русской литературе

ФИО обучающихся

Ахмадеева Ильмира Руслановна

ФИО руководителя проекта

Ахмедьярова Айгуль Кадыржановна

Образовательная организация

МБОУ «СОШ №24»

Год разработки проекта

2024-2025

Актуальность

заключается в том, чтобы показать, какими видели учителей писатели в разное время, и доказать, что изменения отношения к учителю находили отражение в художественных произведениях.

Цель

проследить динамику развития образа учителя в русской литературе

Задачи

отобрать художественные произведения русской литературы XVIII – XXI века, в которых присутствует образ учителя;

проследить, как изменяется личность учителя в разные исторические периоды;

проанализировать отношение общества к учителю.

Объект исследования

произведения русской литературы

Предмет исследования

образ учителя в разные эпохи русской литературы

Гипотеза

если весь накопленный человечеством опыт находит отражение в искусстве, то изменения общественного мнения в отношении профессии учителя должны найти отражение в литературе.

Методы работы

Теоретический раздел (изучить специальную литературу, выделить главные части, выделить главные части, сделать выводы)

Практический радел (подобрать материал, создать продукт)

Тип проекта

исследовательский

Предметная область

русская литература

Сфера применения результатов

книгу можно использовать на уроках литературы

Форма продукта

книга

Оглавление

Введение ..................................................................................................................4

Теоретический раздел ............................................................................................5

Образ учителя XVIII века ......................................................................................7

Образ учителя XIX века .........................................................................................7

Образ учителя в русской литературе XX века ....................................................9

Образ учителя в русской литературе XXI века ................................................10

Заключение ...........................................................................................................12

Список используемых источников .....................................................................13



































Введение

Кроме родителей, на судьбу каждого ребенка сильно влияет личность педагога - человека, который призван учить и давать знания. И чаще всего именно он преподает главную науку жизни - науку быть человеком. Каким должен быть учитель, каково его предназначение? Учителю приходится быть не только предметником. Это человек, формирующий у детей социальную, нравственную готовность к жизни в обществе и профессиональной деятельности. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе.

Тема учителя и ученика - одна из главных волнующих тем нашего времени. Ей посвящены телевизионные передачи, книги, газетные статьи, художественные фильмы. Профессия педагога переживала разные времена. Было время, когда она переставала быть престижной, и общество было озабочено будущим этой профессии.

Однако нередки ситуации, когда за право учиться в отдельных школах, у отдельного учителя идёт нешуточная борьба, учитель продолжает оставаться авторитетом и «сеятелем разумного, доброго, вечного».

Цель работы: проследить динамику развития образа учителя в русской литературе разных веков.

Для достижения этой цели было поставлено ряд задач:

отобрать художественные произведения русской литературы XVIII - XXI века, в которых присутствует образ учителя;

проследить, как изменяется личность учителя в разные исторические периоды;

проанализировать отношение общества к учителю.

Актуальность проекта заключается в том, чтобы показать, какими видели учителей писатели в разное время, и доказать, что изменения отношения к учителю находили отражение в художественных произведениях.













Образ учителя XVIII века

Образы учителей в произведениях Д.И.Фонвизина и А.С.Пушкина

Во второй половине XVIII века получили развитие частные учебные заведения, предназначенные для обучения детей дворянского сословия, в которых использовались программы государственных школ.

Высшее дворянство воспитывало своих детей дома. Их воспитателями были немцы, которых сменили французы. Такие учителя в основном оказались несостоятельными. Как говорится в указе 1755 года, «многие, не сыскавшие хороших учителей, принимают к себе людей, которые лакеями, парикмахерами и иными подобными ремеслами всю свою жизнь препровождали».

Именно о таких учителях пишет в своей комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин.

Своё произведение автор создаёт в период правления Екатерины II. Сама императрица в своих мемуарах пишет: «Законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному». Это высказывание как нельзя ярче характеризует упадническую общественную и духовную обстановку указанного исторического периода. Можно предположить, что именно в этот период особо актуальными являлись вопросы воспитания и образования молодого поколения.

А кому доверяли дворяне своих детей? Понимали ли они вообще необходимость образования? Над этими вопросами и размышляет Д.И.Фонвизин

Деспотичная помещица Простакова на первый взгляд понимает необходимость обучения своего сына Митрофанушки: «Робенок, не выучась, поезжай-ка в тот же Петербург; скажут, дурак. Умниц-то ныне завелось много. Их-то я боюсь», но, с другой стороны, при любой возможности старается его освободить от занятий: «Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты благодаря бога, столько уже смыслишь, что и сам взведёшь деточек». Учителя, нанятые для её сына Митрофана, были глупы, безграмотны, но дёшевы. За все время обучения они ничему хорошему его не научили, да и не могли научить.

Цыфиркин - учитель арифметики - отставной солдат, отслуживший двадцать лет в армии, он немного знает математику и разбирается в расчетах. На жизнь он зарабатывает тем, что помогает приказным служителям проверять счета, а в свободное время учит детей. Одним из его учеников и был Митрофан. Хоть человеком он был и не плохим, но учитель из него вышел бездарный.



Кутейкин - учитель грамматики - был служащим в церкви, в свое время испугался наук и бросил семинарию. Он малообразованный и невежественный человек. Однако же это не помешало ему три года преподавать Митрофану грамоту. Кутейкин поощрял лень подростка и все ему позволял.

В сатирическом свете представлен третий учитель Митрофанушки - немец Вральман - очень интересная личность, которая и близко не имела отношения к учительской деятельности.

Он бывший конюх, но вызвался преподавать уроки французского и «всех наук», потому что конюхи никому в Москве не нужны, а «кушать хочется», вот он и подался в учителя. По мнению Простаковой, Вральман наиболее авторитетный и уважаемый учитель. В год платят ему триста рублей, сажают его за барский стол, подают за обедом стакан вина, крепостные женщины стирают его белье, слуги на ночь приносят в его комнату сальную свечу; крепостной парикмахер «направляет» его парик; величают Вральмана по имени и отчеству: Адам Адамыч; а Цифиркина в доме Простаковых зовут Пафнутьичем, Кутейкина - Сидорычем. Уже в этом отношении, сложившемся в семье к этому учителю, сквозит злая насмешка автора над невежественными помещиками, которые стремились иметь в семье гувернера-иностранца. Будучи человеком льстивым и хитрым, Вральман получал свое жалование за красивые слова, но ничему не учил Митрофанушку.

Вральман в своих словах затрагивает очень важную проблему для России екатерининских времен: «не он первый, не он последний», кто выдаёт себя за учителя, не имея на это никакого права.

В своей комедии Д.И.Фонвизин со злой иронией изобразил совершенно недобросовестных и некомпетентных учителей, которые не сумели дать своему ученику никаких знаний.

Следует вспомнить также и повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», где роль невежественного учителя отведена французу Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию, чтобы стать учителем. «Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности». Петр Гринев, главный герой повести, утверждает, что они «тотчас поладили»: «хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, - и потом каждый из нас занимался уже своим делом». Этот учитель не только пренебрежительно относился к своим обязанностям, но и был склонен к пьянству. В связи с этим нередко Бопре не может стоять на ногах или спит на занятиях с Петром. Именно за безделье и склонность к алкоголю отец Петра в итоге выгоняет репетитора. Но Пушкин описывает этого учителя скорее положительно и не винит героя в его склонности. Ведь он обладает добротой и искренностью, а также дает Петру полезный навык. Благодаря Бопре Петр Гринев обучается фехтованию, и такое умение оказывается для него весьма полезным на дуэли со Швабриным и в целом на службе. Поэтому в какой-то степени француз все-таки влияет на судьбу своего воспитанника и дает ему нужные и полезные навыки для дальнейшей жизни.

Таким образом, исходя из анализа этих двух произведений, можно сделать вывод о том, что образование не ценилась в дворянских кругах в 18 веке. Изображенные писателями образы учителей являлись отражением своего времени, того общества, в котором жили, где родители больше следовали моде, нежели тщательно выбирали учителей для своих детей.

Подведем итог, каким был учитель XVIII века:

несостоятельным

бездарным

безответственным

безграмотным

неспособным дать настоящие знания.



Образ учителя XIX века

Наиболее значительное развитие школы и педагогики пришлось на вторую половину XIX века. Это время важных социальных реформ, связанных с отменой крепостного права. Правительство всерьёз занялось реорганизацией школьной системы. Велись споры о том, каким должно быть воспитание и образование. Публицистика тех лет утверждала несколько ключевых принципов, которым должны были следовать преподаватели: религиозность, трудолюбие, ответственность, справедливость, дисциплинированность и патриотизм.

В русской литературе 19 века начинает складываться особая традиция в осмыслении образа учителя, особое внимание уделяется таким проблемам, как гармоничные отношения учителя с его учениками, осознание учителем своего предназначения. И ставится главный вопрос, - каким должен быть настоящий учитель?

А.И.Куприн «Храбрые беглецы»

В описании «казенного сиротского пансиона» в рассказе «Храбрые беглецы» отразились впечатления Александра Ивановича Куприна от московского Александровского сиротского малолетнего училища, где он был около трех лет, до поступления в 1880 году в кадетский корпус. Рассказ Куприна показывает, как борется яркая, полная жизненных сил детская душа за свое право свободно развиваться. Мы видим, как велико бывает расстояние между ребенком и учителем, если второй выбрал профессию не по призванию.

Главный герой рассказа - одиннадцатилетний Миша Нельгин воспитывается в казённом сиротском пансионе. И всё бы, вроде, неплохо: дети находятся на полном обеспечении, получают образование и воспитание. Но беда в том, что взрослые, призванные заботиться об этих несчастных ребятах, как правило - злые, равнодушные, не любящие детей. И неудивительно, что у воспитанников иногда возникает желание убежать из пансиона куда глаза глядят и поискать место на земле, где всё хорошо, где они будут счастливы.

В пансионе появилась новая классная дама Вера Ивановна, которая страстно возненавидела Нельгина, так как почувствовала в нём натуру свободную, независимую, бунтарскую. Между классной дамой и мальчиком началась настоящая война - жестокая и непримиримая. Вера Ивановна - это образ человека, который ошибся в выборе своей профессии. Она не любит детей, требует от них только дисциплины и послушания и не выносит детских шалостей и фантазий.

Но в противоположность равнодушным классным дамам в произведении Куприна «Храбрые беглецы» есть образ молодой, красивой и образованной учительницы - княжны Л. Её образ автор показал, как пример того, каким должен быть педагог или Учитель с большой буквы. Она была очень мила, нежна, деликатна. Главному герою мальчику Нельгину после многих унижений, наконец, посчастливилось встретить её. Она отнеслась к нему с его неистощимым воображением с пониманием, уважением и лаской. Княжна Л. не только не стала наказывать мальчиков за побег, но и увидела в Нельгине, который взял и чужую вину на себя, человека, достойного не только сострадания, но и уважения.

Таким образом, в литературе XIX века настоящий учитель предстает перед нами:

добрым

ласковым

отзывчивым

понимающим

уважающим учеников

милым

образованным

сочувствующим







Образ учителя в русской литературе XX века

Образ учителя в рассказе А.П.Платонова «Песчаная учительница»

После революции 1917 года перед педагогикой встаёт другая задача - обучить бедные и неграмотные слои населения. Именно о таком учителе, посвятившим свою жизнь преподаванию в делёких селах, рассказ А.П.Платонова «Песчаная учительница».

Рассказ написан в 1927 году. В нем рассказывается история жизни молодой учительницы, приехавшей после педагогических курсов в глухую деревушку, затерянную в песках. Попав туда, она увидела ничтожность человеческого существования, сводившего только к борьбе с зыбучими песками. Выросшая в атмосфере любви и добра, она столкнулась с бедностью, голодом, забитостью несчастных людей. Они не понимали что-то такое образование, не видели в нем никакой необходимости. Но Наталья Митрофановна решает бороться с бессмысленностью жизни и понимает, что крестьяне пойдут за кем угодно, кто выведет их из этой борьбы с бескрайними песками. Она решает возглавить эту борьбу.

Прочитав множество книг по песчаному делу, она так преобразовала Хошутово, что через год это место было не узнать. Со всех сторон его окружали зеленые посадки и питомники, а народ, населяющий это место, стал приветливее и веселее. Потом ей предстоял разговор с вождём кочевников, которые разорили преобразившуюся деревню, вытоптав в ней деревья, исчерпав колодцы. Наталья Митрофановна не побоялась обвинить их в невежестве и жестокости, потому что она всегда была справедливым человеком, поступавшим по законам совести. Затем её перевели в другую деревню, чтобы и там наладить жизнь людей.

Анализируя образ «песчаной учительницы» мы видим, что это целостная, добрая, справедливая личность, пожертвовавшая своей жизнью ради спасения других. Её жизненный путь - это безвозмездное служение людям, олицетворяющий мужество, стойкость, ум, честность.


Образ учителя в повести В.Г.Распутина «Уроки французского».

Годы Великой Отечественной войны - это особые, тяжелые годы в истории страны, её граждан. От учителя требовалось не только знание предмета, но и особая душевная теплота и самоотдача. Он не должен был быть бездушным и жестоким, а наоборот нести идеи добра и мира.

Именно таким учителем можно назвать Лидию Михайловну, героиню повести В. Распутина «Уроки французского».

В трудные послевоенные годы она пыталась спасти от голода гордого и талантливого мальчика. Лидия Михайловна приглашала его на дополнительные уроки, после которых играла с ним в «пристенок» на деньги. Убедившись, что подросток не примет открытую помощь, учительница пошла на эту маленькую хитрость. Потом он вспоминал: «Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш». Но, к сожалению, этот добрый поступок был рассмотрен не как бескорыстная помощь, а как «… преступление. Растление. Совращение». В приливе педагогической ярости директор школы не может за азартной игрой увидеть настоящие уроки милосердия, уроки веры в доброту.

Через много лет, возможно, Лидия Михайловна и не вспомнит о том, как она посылала макароны своему ученику. А сейчас, молоденькая учительница приняла материнское участие в сложной судьбе ученика. Это участие поистине явилось нравственным уроком человека, имеющего глубокую душу, светлый ум, тонкое обаяние. Лидия Михайловна отступила от общепринятых мерок, тем самым она потеряла работу, но своим участием, теплотой она всё же перевернула, отогрела душу мальчика.

Подведем итог, какими качествами обладал учитель XX века:

доброта

справедливость

стойкость

честность

мужество

обаятельность

светлый ум

глубокая душа

отзывчивость



Образ учителя в русской литературе XXI века

«...Как-то я встретила человека, который каждый день перед заходом солнца начищал до блеска свою лопату. Лопата сияла так, что в нее можно было смотреться - как в зеркало. Я спросила, зачем он это делает. «У каждого из нас есть ангел, - сказал человек. - Тот, что отвечает за наши поступки. Но ангелы не могут заниматься только нами. Если мы делаем что-то правильно - хоть что-то делаем правильно, они улетают по другим важным делам. И тогда одной бедой в мире становится меньше. Если же мы пакостим, ангелы должны оставаться рядом - исправлять наши пакости. Мой ангел знает: вечером я всегда чищу лопату. В то время он может быть за меня спокоен, может от меня отдохнуть. И он летит спасать кого-нибудь - от землетрясения, бури, камнепада. Летит туда, где нужны усилия многих ангелов. И если хоть один не явится в нужный момент, последствия могут оказаться печальными».

Это слова Маргариты Семёновны, учительницы одной из московских школ, главной героини повести М.Аромштам «Когда отдыхают ангелы». Очень важно знать об ангелах, которые помогают тебе. Но чтобы они поселились в твоей душе, эту душу необходимо открыть, наполнить её чем-то очень важным. Вот так, через игру, через необыкновенные истории Марсём (как называют её дети) учит своих воспитанников труду, ответственности, дружбе, любви к прекрасному. Она фантазёрка и выдумщица, но этим она и интересна детям.

Учитель XXI века:

интересный

необычный

фантазёр

креативный

добрый

на одной волне с учениками



































Заключение

Литература всегда является отражением общества, она способна вскрыть все проблемы, указать на человеческие достоинства и недостатки. Школа всегда будет существовать в жизни человека, формируя его. Поэтому проблемы образования, воспитания всегда будут волновать писателей. Учитель - неотъемлемая часть таких произведений. Характер учителя, его манера поведения, его внутренний мир всегда будут привлекать читателя. Это может быть человек, обладающий дурными нравами, а может быть очень нравственная и гармоничная личность, несущая в мир свет истины, знания, любви, доброты.

Подводя итог нашему исследованию, можно сделать вывод, что образ учителя динамичен, он всегда соответствует образу эпохи. В разные времена педагог наделялся разными качествами, обладал своими, специфическими, чертами.

В ходе исследования я пришла к следующим выводам:

Личностные качества учителя, его отношения с учениками во многом зависят от исторической действительности. Именно она формирует характер человека, его поведение, в том числе и преподавателя. Неизменно одно: в каждый период времени учитель должен соответствовать ему, развиваться. Мы видим, что учитель - это часть общества, к нему предъявляются высокие требования, перед ним ставятся важные задачи. Личностное развитие учителя, а также динамика его взаимоотношений с окружающим, особенно с учениками, зависят от условий исторической действительности. Одной из задач литературы является передача накопленного опыта следующим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать допущенных ошибок. Проблема взаимодействия педагога и учеников до сих пор актуальна, и, чтобы решить ее, нам нужно чаще обращаться к нашему литературному, духовному достоянию, ведь от того, каким будет учитель и его отношение с учениками, зависит наше будущее.

















Список электронных источников

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/09/06/obraz-uchitelya-v-russkoy-literature

https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-obraz-uchitelya-v-proizvedeniyah-russkoy-literaturi-3142305.html?ysclid=m7nlq9fg3m624202913

https://school-science.ru/6/10/38516?ysclid=m7nlql4iu4509252270

https://multiurok.ru/files/npk-obraz-uchitelia-v-russkoi-literature-20-veka-i.html?ysclid=m7nlqs8dzy331119947

https://урок.рф/library/obraz_uchitelya_v_russkoj_literature_134637.html?ysclid=m7nlqzrgqx509961127

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/546526-individualnyj-proekt-po-literature-obraz-uchi

https://old.nlrs.ru/exhibitions/imya-tvoe-uchitel/page2.html

https://www.kovcrb.ru/upload/file/Образ%20учителя%20в%20художественной%20литературе.pdf

http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/cit/2023/2023-03-20-Obraz-uchitelja-sovremenn-khud-lit.pdf

https://eee-science.ru/item-work/2021-3312/?ysclid=m7nlss82xs47785960

http://www2.bigpi.biysk.ru/diplom/file/www_13_10_2014_03_07_58.pdf

https://schoolstars.ru/item-work/2020-1858/?ysclid=m7nltcysi535254736









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.