Исследовательская работа «Образ динозавра в художественной литературе»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Образовательный центр № 11» г. Череповца
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «ОБРАЗ ДИНОЗАВРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
Выполнил: Кондрашин Артём, ученик 7 «Б» класса
Руководитель: Алешина Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы
2016 год
Содержание
Введение ................................................................................... с. 3
Глава 1 ....................................................................................... с. 4
Глава 2 ....................................................................................... с. 5
Глава 3 ....................................................................................... с. 7
Глава 4 ........................................................................................с. 9
Заключение ............................................................................... с. 18
Литература ............................................................................... с. 19
Приложение ............................................................................. с. 20
Введение
Тема нашей работы - «Образ динозавра в художественной литературе».
Цель работы - выявление способов создания образов динозавров в произведениях Жюля Верна, Артура Конан Дойля, Владимира Обручева и Майкла Крайтона.
Перед началом работы мы поставили следующие задачи:
- познакомиться с произведениями «Путешествие к центру земли» Жюля Верна, «Затерянный мир» Артура Конан Дойля, «Плутония» Владимира Обручева и «Парк Юрского периода» Майкла Крайтона, включающими описания динозавров;
- изучить источники, включающие научное описание динозавров;
- выявить особенности художественных образов доисторических рептилий;
- сформулировать основные способы создания образов ископаемых животных;
- определить перечень изобразительных средств языка, используемых авторами для создания образов динозавров.
Объект исследования - тексты романов Жюля Верна, Артура Конан Дойля, Владимира Обручева и Майкла Крайтона.
Предмет исследования - образы доисторических животных в перечисленных произведениях.
Методы исследования - изучение научной и художественной литературы и анализ текста произведений с точки зрения способов создания художественных образов.
Гипотеза - при создании художественных образов динозавров писатели опираются на научное описание доисторических животных, используя разнообразные изобразительные средства языка.
Вопрос, рассматриваемый в процессе исследования, считаем актуальным.
Во-первых, доисторические животные, жившие в мезозойскую эру и вымершие в меловой период, интересуют практически всех подростков. Истинность этого утверждения проверена нами путём письменного опроса учеников 3, 5 и 7 классов нашего образовательного центра. На вопросы: «Интересуетесь ли вы динозаврами? Хотите ли узнать о них что-то новое?» - из ста опрошенных 76 ответили положительно, 20 - написали «нет», остальные затруднились ответить. Таким образом, тема исследования вызывает интерес не только у нас.
Во-вторых, поскольку динозавров никто не видел, будет любопытно, как представляет этих животных тот или иной автор. Писатели, создавая образ,
наполняют его особым смыслом, расцвечивают с помощью индивидуальных приемов, делают более емким, цельным и объемным. За счет свободы творчества образ делается ещё и особенно ярким, так как перед автором открываются просторы художественного вымысла и безграничные способы его выражения.
Глава 1.
Поскольку тема работы касается доисторических животных, целесообразно начать с понятия «динозавр».
Динозавры - (от греческого «ужасные ящеры»), представители огромного числа рептилий, живших в мезозойскую эру, от 225 до 65 млн. лет назад. Они появились в триасовый период, пережили юрский период и вымерли в конце мелового. [16]
Примерно в 1820 году внимание английских и французских исследователей привлекли окаменевшие кости и зубы больших размеров. Изучая их, они пришли к выводу, что окаменелости принадлежат необычайно крупным ящерам - пресмыкающимся, жившим в доисторические времена. В 1822 году английский врач Паркинсон присвоил одной из находок в коллекции геолога Букланда название» мегалозавр («гигантский ящер»).
Термин «динозавр» был введён в 1842 году английским биологом Ричардом Оуэном, для описания первых окаменелых останков древних ящеров, поражавших воображение учёных своими размерами. Слово происходит от греческого «страшный, ужасный» и «ящер». Хотя перевод имени часто интерпретировался как некое указание на зубы, когти и другие внушающие страх особенности динозавров, на самом же деле, Оуэн дал этот термин, указывая на их размер и величие.
Динозаврами называют всего одну группу ящеров или пресмыкающихся, живших в мезозое - средней эре жизни на Земле. Диапазон различий между динозаврами был настолько велик, что родственные связи между ними устанавливаются с большим трудом. Одни могли быть величиной с кошку или курицу, другие могли достигать размеров огромных китов. Одни из них передвигались на четырех конечностях, другие же бегали на задних ногах. Были среди них ловкие охотники и кровожадные хищники, но были и безобидные растительноядные животные.
Все сведения о динозаврах, которыми ныне располагают ученые, добыты путем исследования остатков. До настоящего времени найдено свыше 10000 остатков динозавров: отдельные кости и целые скелеты, черепа и зубы, яйца, окаменевшие следы и другие отпечатки. За полтора столетия изучения окаменелостей палеонтологам удалось идентифицировать и описать свыше 500 различных видов динозавров.
Более столетия назад американский палеонтолог Отниел Марш, впервые исследовавший полный скелет гигантского динозавра, с изумлением констатировал: «Весьма небольшие размеры головы и мозга говорят о том, что пресмыкающиеся были глупыми и медлительными животными». Это мнение настолько укоренилось, что даже в обиходе слово «динозавр» стало синонимом древности и тупости. Однако в отношении многих видов такая оценка несправедлива. Ученые утверждают, что хищные и утконосые ящеры были ловкими и общительными животными.
В течение 150 миллионов лет постоянно изменяющиеся виды динозавров безраздельно господствовали на нашей планете, а затем за короткий промежуток времени исчезли с лица Земли.
С тех пор, как были открыты динозавры, исследователи неизменно задавались вопросом, почему в конце мелового периода они так бесследно исчезли. На этот счет было выдвинуто более ста гипотез, но почти все они оказались несостоятельны.
Одна из новейших гипотез выдвигает в качества основной причины внезапно произошедшую на Земле катастрофу - столкновение с огромным метеоритом. Согласно этой гипотезе, на Землю упало небесное тело диаметром десять километров. От удара поднялось вверх такое количество пыли, что небо над всей Землей потемнело на многие месяцы. Погибли растения, нуждающиеся в солнечном свете, вслед за ними растительноядные животные, а затем и хищники. [6]
Таким образом, динозавры - животные, которые жили очень давно, ещё до появления человека, поэтому об их внешнем виде, повадках, взаимоотношениях с другими видами судить крайне трудно. Научное описание этих доисторических рептилий строится лишь на предположениях ученых, исследовавших окаменелые остатки динозавров, начиная с первой половины восемнадцатого столетия.
Глава 2.
Как было сказано в первой главе, в научной литературе о динозаврах заговорили во втором десятилетии XIX века. Благодаря исследованиям английских врачей Паркинсона и Мантеля, геолога Букланда, немецкого профессора Германа Мейера, английского ученого Ричарда Оуэна весь мир узнал, что очень давно, в мезозойскую эру, существовали такие животные.
Интерес ученых подхватили писатели. Динозавры впервые отметились в массовой культуре в 1852 году - в романе «Холодный дом». Чарльз Диккенс упомянул мегалозавра. В 1864 году они появились в романе Жюля Верна «Путешествие к центру Земли», повествующем о затерянном мире в огромных древних пещерах. Однако в XIX веке о динозаврах писали мало, несмотря на широкое освещение этого вопроса в прессе.
В 1912 году вышел роман Конан Дойля «Затерянный мир», в котором также упоминались динозавры, жившие на отрезанном от внешнего мира плато в джунглях Амазонки. Прототипом экспедиции Челленджера послужили экспедиции майора П. Г. Фоссета — друга А. Конан Дойля, известного путешественника, проводившего топографические съёмки в верховьях бассейна Амазонки и попутно искавшего там затерянные индейские города, о которых сообщали испанские и португальские первопроходцы. С границ Венесуэлы в места изысканий Фоссета и перенесено действие романа. Со слов Фоссета описаны и некоторые животные «затерянного мира».
В 1915 году на маленькой даче под Харьковом Владимиров Обручевым был написан роман «Плутония». В предисловии к роману Обручев писал, что он знает только два романа, в которых сделаны попытки в беллетристической форме дать широкому кругу читателей представление о прежних формах жизни. Первый из них — роман Жюля Верна «Путешествие к центру Земли», второй — роман Конан Дойля о труднодоступном плато в Южной Америке, который произвёл на него столь малое впечатление, что он не запомнил его название (имеется в виду «Затерянный мир»). Ошибки, сделанные в этих романах, и побудили его написать «Плутонию». [7]
Динозавры в «Плутонии» изображены иначе, чем у предшественников Обручева. Доисторические животные проявляют заботу о потомстве и явно передвигаются на вытянутых, а не на полусогнутых — как представлялось палеонтологам во времена Обручева — конечностях. Иначе невозможны ни описанный в романе бег (именно бег, а не ходьба) бронтозавра и стегозавра, бег и прыжки игуанодона (животное прыгает, будучи смертельно раненым разрывной пулей), охотничий прыжок цератозавра. В целом описание юрской зоны Плутонии больше соответствует реконструкциям начала ХХI века, нежели реконструкциям начала ХХ.
В 1960-е годы случилось «возрождение динозавров». Ученый Джон Остром предположил, что динозавры были вовсе не хладнокровными и унылыми, а теплокровными. Кроме того, стало популярным утверждение, что динозавры являются предками птиц. Все это вновь привлекло внимание публики к динозаврам, и они стали набирать популярность в 70-е и 80-е годы. [8]
Еще одним значительным произведением о динозаврах стала книга Майкла Крайтона «Парк Юрского периода», написанная в 1990 году, которая имела большой успех у читателя. Ошеломляющие темы развития генной инженерии привели к раскрытию тайны восстановления и клонирования ДНК динозавров. Один из наиболее ужасных кошмаров человечества стал явью: древние ящеры. Вымершие миллионы лет назад, были воссозданы руками ученых. Грозная поступь фантастических чудовищ сотрясает Парк юрского периода, и тысячи людей со всего мира собираются устремиться туда, чтобы своими глазами увидеть зловещих доисторических хищников. Однако случается непредвиденное… Несмотря на фантастический сюжет, книга потрясает своей достоверностью. На ее основе был создан культовый фильм, явившийся одним из наиболее значимых кинематографических событий 90-х годов XX века....
После выхода в свет киноверсии романа Крайтона Стивен Спилберг сказал: «Размер таланта Майкла сопоставим с размерами его динозавров в Парке юрского периода. Он был величайшим в смешанных науках и с большими театрализованными концепциями, которые позволяли динозаврам вновь пройтись по этой земле». [9]
Всемирный успех «Парка юрского периода» дал повод Майклу Крайтону вернуться к героям и событиям своего романа в его продолжении - «Затерянный мир», в котором, как и в предыдущем, отразились современные научные представления о доисторических животных и их среде обитания.
Таким образом, с появлением в научной среде вопроса о динозаврах возникает интерес к доисторическим животным и в художественной литературе. Чем глубже и подробнее изучаются динозавры учеными, тем сложнее и интереснее становятся художественные образы диковинных ископаемых животных.
Глава 3.
Поскольку далее речь в работе пойдет о способах создания образов динозавров, целесообразно обратиться к понятию «художественный образ».
Художественный образ в литературе – это любое явление, обобщенное и творчески воссозданное писателем в предмете искусства. Он нагляден и чувственен, то есть понятен и открыт для восприятия, и способен вызывать глубокие эмоциональные переживания. Эти особенности присущи образу потому, что художник не просто копирует жизненные явления, а наполняет их особым смыслом, расцвечивает с помощью индивидуальных приемов, делает более емкими, цельными и объемными. Естественно, что, в отличие от научного, художественное творчество очень субъективно, оно и привлекает к себе, прежде всего, личностью автора, степенью его воображения, фантазии, эрудиции и чувства юмора. [10]
Художественный образ не только осмысливает действительность, но и создает иной мир, вымышленный и преобразованный. Художественный вымысел в данном случае необходим для усиления обобщенного значения образа. Своеобразие и глубина художественного мира проявляются еще в том, что образами в литературе выступают не только люди, но и природа, неодушевленные предметы, города и страны, отдельные черты характера и свойства личности, которым часто придаются облики фантастических существ или, напротив, очень приземленных, обыденных предметов. [10]
Художественный образ, созданный писателем, помогает представить предмет или явление зримыми, слышимыми, неповторимыми и передают мысль и настроение автора.
Проблема создания образа персонажа была и остается одной из главных в литературном творчестве. Портрет персонажа относится к числу основных средств создания образа и может рассматриваться как один из аспектов этой проблемы. Тем не менее, словесный художественный портрет - достаточно сложное явление, не имеющее однозначной трактовки. Поэтому одной из главных задач исследователей является изучение системы стилистических приемов и выразительных средств, которые используются для более точного выражения содержания художественного произведения, и создания портрета, в частности. Литературный персонаж свободно движется в мире художественного произведения и органично входит в него. Поэтому создать образ персонажа - это значит не только "наделить его чертами характера и сообщить ему определенный строй мыслей и чувств, но и "заставить нас его увидеть, услышать, заинтересоваться его судьбой и окружающей его обстановкой" . [11]
В связи с тем, что объект нашего исследования - доисторические животные, создать их художественный образ, значит помочь читателю «увидеть», «услышать» динозавра, испытать определенные эмоции при встрече с ним героев произведений. Таким образом, для дальнейшей нашей работы необходимо вспомнить об изобразительных средствах языка.
Язык является важнейшим средством изображения художественной жизни в литературе. Литературные образы и все художественные произведения складываются из словесных образов. Словесный образ – это отдельное слово, сочетание слов, абзац, строфа, часть литературного произведения или даже целое художественное произведение, как неповторимый элемент поэтической речи. Такая речь отличается от обычного разговорного языка «ощутимостью своего построения» (В.Б.Шкловский). [13]
Образность речи создаётся благодаря употреблению слов в переносном значении. Слова и выражения, употреблённые в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях, называются тропами.
Эпитет – это образное определение, обладающее особой выразительностью, передающее чувство автора к изображаемому предмету, создающее живое представление о предмете.
Сравнение – это изобразительный приём, сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое. Чаще всего сравнение оформляется в речи в виде сравнительных оборотов. Сравнение может оформляться
– с использованием сравнительных союзов (как, словно, будто, как будто);
– сочетанием глаголов с существительным в творительном падеже;
– сочетанием существительного с прилагательным в сравнительной степени.
Гипербола – это художественное преувеличение. К этому средству выразительности прибегают тогда, когда нужно произвести особо сильное впечатление на слушателя или читателя.
Литота - средство художественного изображения, основанное на явном преуменьшении. [12]
Метафора – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение. Её основная функция - придание речи особой выразительности и эмоциональности. [13]
Олицетворение – троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия, разновидность метафоры. Его основная функция - создание эмоционально-выразительных образов.
Перифраз – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. [12]
Для создания ёмкого образа в литературе также применяются звуковая инструментовка текста (звуковое сопровождение действия предмета, явления) и цветопись (цветовая гамма, используемая при описании предмета, явления). Если для расцвечивания образа применимы лексические средства языка, то для создания звукового образа используются и фонетические. Например, звукопись. Среди изобразительных средств фонетики русского языка выделяют аллитерацию и ассонанс. Если ассонанс - это повторение гласных звуков, то аллитерация - это повторение согласных звуков. Аллитерация и ассонанс очень выразительный прием, повторение одной или нескольких согласных или гласных создает ощущение целостности любого текста и придает ему эффект присутствия.
Итак, для создания образов доисторических рептилий писатель может применить, в большей мере, те средства, которые направлены на воссоздание внешнего вида животного, так называемого «портрета». Этой цели могут служить тропы, звуковая инструментовка текста, цветопись.
Глава 4.
Из содержания третьей главы становится ясным, что в качестве художественного образа может выступать не только человек, но и предметы, природа, животные. Для создания образа животного применимы не все известные в литературоведении способы. Особенно это касается динозавров - доисторических ископаемых животных. Создание их образов осложняется тем, что их никто не видел, и существуют лишь предположения ученых о внешнем виде, повадках этих реликтов. Писатели, создавшие произведения с участием динозавров, хорошо были осведомлены обо всех научных открытиях палеонтологов и других специалистов. Именно на научном описании основываются художественные образы древних существ.
Мы познакомились с несколькими произведениями, включающими описание динозавров. Вот их названия: «Путешествие к центру Земли» Жюля Верна, «Затерянный мир» Артура Конан Дойля, «Плутония» Владимира Обручева, «Парк Юрского периода», «Затерянный мир» Майкла Крайтона.
Во всех перечисленных романах описывается мир, в котором герои встречаются с представителями давно вымерших животных. Если в книгах Жюля Верна, Артура Конан Дойля, Владимира Обручева динозавры существуют в укромных уголках Земли, и люди, исследуя неизвестные территории, находят их, то в книгах Крайтона мир динозавров - это искусственно созданный мир. Человек, обладая глубокими знаниями в области генетики, выращивает рептилии в лаборатории и помещает их в воссозданную среду обитания.
Все перечисленные авторы в создании образов динозавров опираются на научные данные. К такому выводу мы пришли, когда сопоставили описание этих животных в научных источниках и романах всех перечисленных авторов. Подтверждением наших слов может являться словарик «Образ динозавра в научной и художественной литературе», помещенный в Приложение к работе.
Словарик, составленный нами, включает названия таких видов динозавров: апатозавр, велоцираптор, гадрозавр, гипсилофодон, дилофозавр, игуанодон, ихтиозавр, микроцератопс, плезиозавр, птеродактиль, прокомпосогнат, рамфорних, стегозавр, тираннозавр, трицератопс, цератозавр. Все перечисленные динозавры в разной мере описаны в произведениях Жюля Верна, Артура Конан Дойля, Владимира Обручева и Майкла Крайтона.
Каковы же способы создания художественных образов доисторических животных? Согласно гипотезе, писатели используют разнообразные изобразительные средства языка. Результаты исследования мы поместили в таблицу:
Изобразительные средства языка |
Примеры из произведений |
Роль в тексте |
Эпитет |
Однако если на расстоянии по крайней мере двенадцати льё можно различить струю воды, то животное должно быть сверхъестественной величины [1] Его огромная туша вздымается в море, подобно островку. [1] Исполинские игуанодоны были совершенно безобидными увальнями, и они не могли причинить нам особого вреда. [2] Иногда они терялись, но динозавр находил их и снова огромными прыжками пускался по тропинке следом за мной. [2] Котловина так и кишела ими - детеныши ползали у воды, а их отвратительные мамаши высиживали на отмели яйца в твердой желтоватой пленке. [2] Чудовищные животные, длиной не менее пятнадцати-семнадцати метров... [3] Темно-бурые пятна и разводы на грязно-зеленом фоне кожи усиливали отталкивающий вид животного. [3] Голова была большая, довольно противного вида [3] А совсем далеко над деревьями возвышался гигантский апатозавр, крошечная голова вертелась туда-сюда на длинной шее. [4] Грант во все глаза смотрел на громадную квадратную голову высотой в полтора метра, всю в красно-коричневых пятнах, со здоровенными челюстями и клыками. [4] |
Эпитет обладает яркой изобразительно-выразительной функцией при создании образа. Так эпитеты, употребленные для описания динозавров в произведениях Жюля Верна, Артура Конан Дойля, Владимира Обручева и Майкла Крайтона, подчеркивают огромность размеров доисторических животных: огромная туша, сверхъестественная величина, гигантский апатозавр, здоровенные челюсти. Другая группа эпитетов: отвратительные мамаши, чудовищные животные, отталкивающий, противный вид, - помогают читателю не только представить ящеров, но и сформировать отношение к ним. С помощью эпитетов писатели выражают традиционные представления людей о динозаврах. |
Сравнение |
Его справедливо назвали китом пресмыкающихся, так как он столь же быстр в движениях и огромен, как кит. [1] Только его длинная шея торчит кверху, наклоняется, снова выпрямляется, ударяется о волны, как гигантский бич, и извивается, как перерезанный червяк. [1] Чтобы у вас было полное представление об этих чудовищах, скажу, что они напоминали гигантских, футов двадцать высотой, кенгуру, покрытых темной крокодиловой кожей. [2] Теперь уже не подлежит сомнению, что птеродактили, подобно пингвинам, жили стаями. [2] Странное существо, похожее на огромного лебедя с длинной гибкой шеей, прошло по краю отмели, потом грузно плюхнулось в озеро и поплыло. [2] Каштанов и Папочкин заметили на соседней поляне животное огромной величины... оно походило на колоссального слона. [3] На небольшой площадке стоял на задних лапах, подпираясь длинным хвостом, небольшой ящер, очень похожий на кенгуру.[3] Испуганное животное опрометью бросилось бежать, переваливаясь, подобно иноходцу, причем спинные щитки ударялись друг о друга, издавая громкое хлопанье, словно кастаньеты. [3] Рык, подобный раскату грома, пронёсся над джунглями. [4] Он был темно-желтого цвета с коричневыми полосами, как у тигра. Головой и длинной мордой он походил на ящерицу, однако, в отличие от последней, уверенно стоял на сильных задних лапах, сохраняя равновесие при помощи толстого прямого хвоста. [4] |
Сравнения - прием, который помогает более точно и детально представить описываемый объект. Так как динозавры - доисторические животные, их никто не видел. Описанные в науке особенности их внешности - лишь предположение ученых-палеонтологов. Поэтому создание художественных образов динозавров - очень сложная задача. Требуется богатая фантазия, чтобы представить этих существ. Вот почему авторы используют прием сравнения с другими, известными нам животными. В произведениях и Жюля Верна, и Артура Конан Дойля, и Владимира Обручева, и Майкла Крайтона при описании внешности и повадок ящеров упоминаются либо кенгуру (по манере передвигаться), либо слон или кит (по размеру), либо лошадь (по скорости передвижения), либо тигр (по окраске). Сравнения, в основе которых лежит сопоставление с современными читателю животными - самые частотные в произведениях всех указанных авторов. |
Метафора |
Туловище плезиозавра сплошь одето щитом, а свою гибкую лебединую шею он может высовывать на тридцать футов из воды. [1] Битва продолжается с той же ожесточенностью. Животные то приближаются, то удаляются от плота. [1] Передо мною всего лишь на секунду мелькнула маска гигантской жабы - бородавчатая...пасть, вся в свежей крови. [2] Свирепый рев и настойчивость, с какой он преследовал меня, свидетельствовали о том, что это плотоядный динозавр, один из самых страшных зверей, которые когда-либо водились на земле. [2] Ящер высматривал себе добычу и глядел с удивлением на невиданных двуногих тварей. [3]...выплывая из-за поворота, он увидел водяной смерч, поднятый чудовищем, но не понимал, что случилось. [3] На хвосте грозно топорщились почти метровые шипы. Однако шея увенчивалась до нелепости маленькой головкой, да и взгляд был глупым-преглупым, словно у самой тупой лошади. [4] Язык тащил мальчика к фыркающей морде. Тяжелое, горячее дыхание обожгло его ноги. [4] |
Метафора также служит ярким средством создания зрительного образа предмета. Эти тропы используются в произведениях Жюля Верна, Артура Конан Дойля, Владимира Обручева и Майкла Крайтона с двоякой целью: более точное, детальное описание внешних свойств динозавра (туловище одето щитом, маска гигантской жабы, топорщились почти метровые шипы, шея увенчивалась маленькой головкой и др.), создание впечатления, которое производит доисторическое животное на одного из героев или самого автора (водяной смерч, поднятый животным, высматривал добычу, свирепый рев и настойчивость, язык тащил мальчика, дыхание обожгло ноги и др.) |
Гипербола |
...море, по-видимому, не в силах его поднять, и только волны плещутся о его бока. [1] А мы, безумцы, прямо к этой чудовищной туше, которую не насытила бы и на один день целая сотня китов. [1] Тут гигантский мастодонт размахивает хоботом и крошит прибрежные скалы клыками. [1] Потом, постепенно сжимая круг, стали спускаться все ниже и ниже, наконец сухой шелест их аспидно-черных крыльев достиг такой силы, что мне невольно вспомнился Хандонский аэродром в дни состязаний. [2] Земля содрогалась под его страшной тяжестью, воду он лакал так громко, что эти звуки, казалось будили ночь. [2] Чудовище, обезумев от боли, ... исчезло в реке, показав на мгновение свою широкую спину и толстый хвост, который ударил по воде с такой силой, что обоих охотников с ног до головы окатило струями и брызгами воды. [3] Огромные крылья были обтянуты тонкой розовой кожицей, такой тонкой, что она просвечивала… да и вообще, все как бы нарочно подчеркивало их хрупкость. [4] Всего несколько прыжков - и гипсилофодоны оказались вдали. [4] |
Гипербола - прием, без которого невозможно создать образ динозавра. Поскольку в нашем представлении эти доисторические животные обладают большими размерами и огромной физической силой, данный троп помогает писателю создать ожидаемую читателем картину. Так, например, масса динозавра настолько велика, что «море не в силах поднять его». Сила мастодонтов огромна настолько, что они в силах раскрошить «прибрежные скалы клыками». Звуки, издаваемые птеродактилями, достигали такой силы, что напоминали «аэродром в дни состязаний». Быстрота передвижений динозавра также подчеркивается гиперболой: несколько прыжков - и гипсилофодоны оказались вдали. Как вариант гиперболы, литота, показывает, насколько тонкая и хрупкая кожа у птеродактилей. Гипербола помогает создать необычный образ необычных существ. |
Перифраз |
-Опять какое-нибудь морское чудовище? -Может быть. -Так повернём на запад; ведь мы знаем, как опасно встречаться с этими первобытными морскими гадами! [1] Считая и больших, и маленьких, в котловине было не меньше тысячи этих гнусных тварей. [2] Исполинские игуанодоны были совершенно безобидными увальнями, и они не могли причинить нам особого вреда. [2] Передо мной снова возникло это страшное видение из Дантова «Ада» - залитая кровью морда, освещенная на миг горящей веткой лорда Джона. [2] При движении туловища щитки на спине делали небольшие взмахи, словно крылья... - Хорош этот амур юрского периода! - засмеялся Громеко. [3] Элли начала беспокоиться. Если ей не удастся привлечь рапторов к гостинице, Грант попадет в беду. - Вы слишком шумите... - Я хорошо знаю этих зверюг... [4] |
Перифраз встречается в произведениях Жюля Верна, Артура Конан Дойля, Владимира Обручева и Майкла Крайтона значительно реже, но все же присутствует и заслуживает внимания, поскольку не только помогает «нарисовать» того или иного динозавра в воображении читателя, но и выражает эмоции авторов по отношению к изображаемым существам. Например, первобытные морские гады, гнусные твари, страшное видение из Дантова «Ада», зверюги - перифразы, которые показывают ужас и отвращение человека, увидевшего динозавров. А вот образы амур юрского периода и совершенно безобидные увальни не создают отталкивающее впечатление об обладателях данных характеристик. Первый перифраз помогает более точно представить внешний вид динозавра, а второй - манеру поведения в привычной среде обитания. |
Звуковая инструментовка текста (звуковое сопровождение действия динозавра) |
Мегатерий взрывает землю огромными лапами и своим ревом пробуждает звучное эхо в гранитных утесах. [1] Слышен страшный рев. Животные в этой схватке буквально слились друг с другом. [1] Мы медленно двинулись туда через кусты, доходившие нам до пояса, и вдруг услышали где-то совсем близко звуки - не то курлыканье, не то шипение, - сливавшееся в невнятный гул, от которого дрожал воздух. [2] Ближайший к нам самец вдруг пронзительно зашипел... [2] ... странные звуки вернули меня к действительности. Это было нечто среднее между храпением и ревом - глухим, низким и грозным. [2] В это время над лужайкой мелькнула большая темная масса и опустилась на один из уступов, откуда навстречу ей визг и шипение раздались особенно громко.[3] Он бежал, переваливаясь, как утка, вытянув вперед огромную голову, раскрыв пасть и издавая злобное кваканье. [3] Спустившись к реке на водопой, они наклонялись, а затем, подняв головы, рычали и ухали [4] Вдруг он услышал громкое фырканье: так фыркают очень большие лошади. [4] |
Звуковое сопровождение действий динозавра помогает создать более полный образ животного. Точно так же, как этих существ никто не видел, так же никто не знает, какие звуки они издавали. По описаниям ученых, крупное животное издает громкие звуки. В произведениях Жюля Верна, Артура Конан Дойля, Владимира Обручева и Майкла Крайтона представлены громкие, неприятные человеческому уху звуки: страшный рев, визг, шипение, злобное кваканье, громкое фырканье, рычание. Так могут «говорить» известные людям представители фауны. Однако звуки, издаваемые динозаврами, точно не определяются персонажами, больше того, кажутся странными, неопределенными. Это и понятно: ведь они принадлежат не обычному животному, а доисторическому. |
Звукопись (аллитерация, ассонанс) |
Мы услышали его свистящее дыхание. [2] Чудовище шевельнулось, и я увидел страшные, блеснувшие зеленым огнем глаза. И тут же послышался шорох оно медленно двинулось вперед. [2] И вдруг снова треск сучьев, топот исполинских лап, свистящее дыхание могучих легких... Зверь настигал меня. Он уже совсем близко! Спасения нет! [2] Игуанодоны внезапно встревожились: взрослые перестали есть, насторожились и затем испустили резкий свист. [3] Что-то негромко затрещало, словно сучья в костре. Грант ощутил теплое и влажное прикосновение к колену и открыл глаза. [4] Гигантский зверь снова взревел. На таком близком расстоянии его рев звучал особенно громко. [4] |
Все авторы используются для создания звукового образа прием звукописи. Больше отмечается аллитерация, нежели ассонанс. Повтор согласных звуков в рядом стоящих словах зависит от того, какие звуки производят животные. Например, [ш] при передаче шорохов, шевеления. [С] - дыхания с присвистом или свиста, а также треска сучьев под лапами огромных существ. [Р] - рычания или рева динозавра. Звукопись обогащает создаваемый образ необычного животного, поскольку заставляет читателя не только представить, какие звуки издает динозавр, но и «услышать» их. |
Цветопись (цветовая гамма, используемая при описании динозавра) |
Я различаю кровавый глаз ихтиозавра величиной с человеческую голову. [1] Потом, постепенно сжимая круг, стали спускаться все ниже и ниже, наконец, сухой шелест их аспидно-черных крыльев достиг такой силы, что мне невольно вспомнился Хандонский аэродром в дни состязаний. [2] Я увидел его страшные, блеснувшие зеленым огнем глаза. [2] Мясистый нарост на его переносице налился кровью и стал темно-красным. [3] Темно-бурые пятна и разводы на грязно-зеленом фоне кожи усиливали отталкивающий вид животного. [3] Их тела высотой три метра были покрыты черными и желтыми пятнами, а брюхо было ярко-зеленым. [4] Грант во все глаза смотрел на громадную, всю в красно-коричневых пятнах. [4] Он увидел темно-зеленого зверька, который скакал к нему по склону холма… потом еще одного… и еще… [4] |
Цветопись так же важна при создании образа животных, как и описание звуков, издаваемых ими. В произведениях Жюля Верна, Артура Конан Дойля, Владимира Обручева и Майкла Крайтона цвет передается, чаще всего, словами, обозначающими определенный цвет или оттенок (зеленый огонь глаз, темно-красный нарост, темно-бурые, черные и желтые, красно-коричневые пятна). Все писатели согласны с гипотезой, что динозавры были пятнистыми животными, и имели цвет согласно породе. Ещё одним способом передачи цвета динозавра является сопоставление оттенков с известными предметами, например, нарост налился кровью, кровавый глаз, аспидно-черный, грязно-зеленый. Гамма оттенков, используемая всеми авторами, является неприятной для человека, пугающей, вызывающей отвращение. |
Номинация запахов |
Элли тоже заметила, что от стегозавра пахло, прямо скажем, своеобразно - как от тухлой рыбы. [4] Тим ощутил горячее, зловонное дыхание зверя и увидел толстый язык... [4] Слюна тираннозавра воняла мочой.[4] Лодку несло дальше, до путников донесся странный запах: сладкий и одновременно тошнотворный. [4] |
Описание динозавров сопровождается номинацией запахов только в произведениях Майкла Крайтона. Все обонятельные образы неприятны человеку и вызывают отвращение. |
Таким образом, для создания образа динозавра в произведениях Жюля Верна, Артура Конан Дойля, Владимира Обручева и Майкла Крайтона чаще всего используются эпитеты, метафоры, гиперболы, сравнения, перифразы, звуковая инструментовка текста, аллитерация, цветопись. Все эти средства объединяет то, что они помогают воссоздать образы существ, по сложившимся убеждениям, огромных по размерам, удивительно сильных, чаще всего кровожадных и неприятных человеку.
Заключение
В ходе исследовательской работы в рамках темы «Образ динозавра в художественной литературе» мы пришли к следующим выводам:
Динозаврами интересуется большинство современных подростков, им интересна тема проведенного нами исследования.
Объектом научного исследования динозавр стал в начале девятнадцатого века, когда впервые были обнаружены костные остатки животных, живших в мезозое - средней эре жизни на Земле.
В художественной литературе образ динозавра появляется в 1852 году - в романе «Холодный дом» Чарльза Диккенса. В 1864 году доисторические животные появились в романе Жюля Верна «Путешествие к центру Земли». В 1912 году вышел роман Конан Дойля «Затерянный мир».
В 1915 году русский географ и писатель Владимир Обручев создает роман «Плутония», в котором «работает над ошибками», допущенными в произведениях своих предшественников.
Художественный образ в литературе – это любое явление, обобщенное и творчески воссозданное писателем в предмете искусства. Художественный образ, созданный писателем, помогает представить предмет или явление зримыми, слышимыми, неповторимыми и передают мысль и настроение автора.
Чтобы создать художественный образ доисторического животного, то есть помочь читателю «увидеть», «услышать» динозавра, испытать определенные эмоции при встрече с ним героев произведений, нужно использовать разнообразные изобразительные средства языка: тропы, звуковая инструментовка текста, цветопись, номинация запаха.
Гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования, получила подтверждение. Мы убедились, что при создании художественных образов динозавров писатели опираются на научное описание доисторических животных, используя разнообразные изобразительные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, перифразы, звукопись, цветопись. Майкл Крайтон, описывая доисторических животных, создает ещё и обонятельные образы.
В качестве перспективы рассматриваем возможность выявления ошибок, допущенных в романах Жюля Верна и Артура Конан Дойля, найденных Владимиром Обручевым, написавшим вследствие этого роман «Плутония».
- Литература
- Жюль Верн. Путешествие к центру Земли. - М.: «ЭКСМО», 2015
- Артур Конан Дойл. Затерянный мир. - М.: «ЭКСМО», 2014
- Обручев В.А. Земля Санникова. Плутония. - М.: «ЭКСМО», 2014
- Майкл Крайтон. Парк Юрского периода. - М.: «ЭКСМО», 2015
- Майкл Крайтон. Затерянный мир. - М.: «ЭКСМО», 2015
- http://dic.academic.ru/
- http://expert-trader.ru/hy-mnoemnaivaloel51/%D0%9F%D0%BB%D1%83%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F
- http://posmotre.li/%D0%94%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D1%80
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0
- http://fb.ru/article/38400/hudojestvennyiy-obraz-v-literature-i-iskusstve
- www.safepsychology.ru
- http://ege-legko.livejournal.com/4373.html
- http://gigabaza.ru/doc/74396-pall.html
- Львова И.С. Иллюстрированный справочник «Динозавры». – М.: «Астрель», 2010, с.245
- http://dinozavro.ru/index.php
- http://nts.sci-lib.com/ Научно-технический энциклопедический словарь
ПРИЛОЖЕНИЕ
Название динозавра |
Научное описание динозавра |
Фрагменты из художественных произведений |
Апатозавр (Бронтозавр) |
Апатозавр - динозавр юрского периода, был огромным и тяжелым динозавром. Его столбообразные ноги оканчивались широкими ступнями, похожими на слоновьи. На передних конечностях апатозавра имелось по одному обращенному назад когтю, которым динозавр мог наносить удары, защищаясь от хищников. Апатозавр обладал очень длинным хвостом. От середины до конца хвост был очень тонкий, похожий на хлыст. Апатозавр отгонял хвостом нападавших на него или на его сородичей хищников. Невероятно длинную шею апатозавра, состоящую из 15 огромных костей, поддерживали мощные мышцы, крепившиеся к этим костям. [14]
|
«Лодки остановились на расстоянии шагов двухсот, и гребцы с удивлением и с ужасом смотрели на берег, на котором лежали друг возле друга, вытянувшись на песке, четыре каких-то чудовища. Туловища их вздымались над пляжем, подобно длинным холмикам метра в четыре вышиной. Вдоль спины шел узкий и плоский гребень, но без щитов и шипов, как у стегозавра, а совершенно гладкий и, по-видимому, голый. Бока животных были песочно-желтого цвета с длинными и узкими темными продольными полосами, так что издали производили впечатление кучи бревен, наложенных одно на другое. Даже с такого близкого расстояния трудно было поверить, что это не четыре штабеля бревен, а чудовищные животные, длиной не менее пятнадцати-семнадцати метров; но эти штабели вздымались с боков при дыхании, иногда вздрагивали, а хвосты шевелились в воде, поднимая рябь на ее зеркальной поверхности». В. Обручев «Плутония» «А совсем далеко над деревьями возвышался гигантский апатозавр, крошечная голова вертелась туда-сюда на длинной шее. Вся эта сцена выглядела так мирно, что Гранту было трудно помыслить об опасности». М. Крайтон «Парк юрского периода» |
Велоцираптор |
Велоцираптор был маленьким хищником. В длину он достигал 1,2 - 1,8 метра, в высоту 0, 3-0,6 метра, весил он 8-16 кг. Имел шею в форме буквы S, длинную морду, с полной зубами челюстями, длинный хвост, для поддержания равновесия не только при беге, но и при прыжке. Передние конечности имели пальцы с острыми когтями. Задние, были трёх палыми, один из них был гигантских размеров, и из-за этого его палец располагался вертикально стопы. [15]
|
«Он был темно-желтого цвета с коричневыми полосами, как у тигра. Головой и длинной мордой он походил на ящерицу, однако, в отличие от последней, уверенно стоял на сильных задних лапах, сохраняя равновесие при помощи толстого прямого хвоста. Передними лапами, которые были короче задних, он шевелил в воздухе. Велоцираптор наклонил голову и уставился на склонившихся над ним гостей.» М.Крайтон «Парк юрского периода» |
Гадрозавр |
Гадрозавр перемещался да двух задних конечностях. Передние конечности были гораздо короче задних. Ими гадрозавр хватал ветви, чтобы удобно было обрывать листву. Между пальцами кисти была натянута плавательная перепонка. Кожа покрыта мозаикой роговых чешуек разных размеров. Голова гадрозавра оканчивалась широким клювом, похожим на утиный. Но клюв гадрозавра был короче и тверже и использовался для обламывания и общипывания растений. [14, 15]
|
«Что-то негромко затрещало, словно сучья в костре. Грант ощутил теплое и влажное прикосновение к колену и открыл глаза. Прямо перед собой он увидел огромную голову песочного цвета. Плоское рыло напоминало утиный клюв. Выпуклые глаза смотрели ласково и добродушно – этакий коровий взгляд. Утиный клюв раскрылся, и динозавр принялся жевать ветки, отходившие от сука, на котором сидел Грант. Он увидел большие плоские зубы. Теплые губы жующего животного слегка прикоснулись к его колену» М. Крайтон «Парк юрского периода» |
Гипсилофодон |
У гипсилофодона был характерный для всех птицетазовых динозавров клюв, но также и зубы в передней части верхней челюсти. На передних лапах было по пять пальцев, что встречалось у гораздо более древних динозавров. По строению скелета гипсилофодон был типичным представителем орнитихианов, то есть динозавров «с птичьими бёдрами». Все орнитихианы были растительноядными. Когти в районе бёдер были направлены назад, как у птиц. [15]
|
«Гипси не казались опасными, а их странные игры забавляли. Динозавры беззаботно скакали по веткам» М. Крайтон «Парк юрского периода» |
Дилофозавр |
Дилофозавр перемещался на задних ногах. Он быстро бегал благодаря длине и мощи ног. Во рту у него находились острые как бритва зубы. Пальцы на передних лапах были оборудованы когтями. Дилофозавр мог цепко схватить и удерживать свою жертву, так как большой палец, необходимый для захвата, противостоял остальным. Череп динозавра имел характерную особенность. На черепе дилофозавра красовались два гребня, тянувшиеся от ноздрей до макушки. [14]
|
«Их тела высотой три метра были покрыты черными и желтыми пятнами, а брюхо было ярко-зеленым, как у ящериц. Два красных изогнутых гребня проходили по верху от носа к глазам, образуя как бы букву «V». Сходство с птицами усиливалось тем, как дилофозавры двигались. Спустившись к реке на водопой, они наклонялись, а затем, подняв головы, рычали и ухали.» М. Крайтон «Парк юрского периода» |
Игуанодон |
Игуанодон перемещался на четырех ногах, но иногда вставал на задние ноги, чтобы спасаться от врагов или полакомиться растительностью, произраставшей на высоте 5-6 метров. Передние ноги были короче задних на четверть, опирались на три центральных пальца. Кисти передних конечностей выглядели необычно. На передних конечностях игуанодона было 5 пальцев. Пятый палец был не совсем обычный. Он был в форме большого шипа в длину около 20 см и был относительно подвижным. Он, скорее всего, служил средством обороны от хищных ящеров. Пятипалая кисть была хорошо приспособлена для захвата веток, чтобы игуанодону было удобнее объедать их. Задние ноги были не намного длиннее передних и имели три пальца. Ученые предполагают, что задние ноги игуанодона были развиты очень хорошо и при беге, например, спасаясь от хищников, он мог развивать скорость до 35 км/ч. Эту возможность давало умение подниматься на задние ноги и свободно бежать. [15] . |
«Геологов манило к себе ущелье в горах, и все направились к нему. Но, отойдя немного, заметили, что на северной окраине поляны, за выступами леса, пасется небольшое стадо ящеров. Одни, стоя на задних лапах, обрывали своими толстыми губами листья пальм и молодые, более нежные побеги хвощей и папоротников. Другие же, исключительно молодые, кормились травой, смешно подняв свой толстый зад выше головы и размахивая хвостом. Иногда они начинали резвиться и гоняться друг за другом то на четырех, то на двух ногах, делая неуклюжие прыжки.» В. Обручев «Плутония» «Они гуляли впятером — двое взрослых и три детеныша. Размеры их поразили нас. Даже маленькие были ростом со слона, а о взрослых уж и говорить не приходится. Их чешуйчатая, как у ящериц, кожа поблескивала на солнце аспидно-черными переливами. Все пятеро стояли на задних лапах, опираясь на широкие, толстые хвосты, а передними, пятипалыми, притягивали к себе зеленые ветки и обгладывали с них листья. Чтобы у вас было полное представление об этих чудовищах, скажу, что они напоминали гигантских, футов в двадцать высотой, кенгуру, покрытых темной крокодиловой кожей.» Артур Конан Дойл «Затерянный мир» |
Ихтиозавр |
Ихтиозавры - это рептилии, приспособившиеся к жизни в море, но при этом остались рептилиями. Их шея сильно уменьшилась, рыло удлинилось и голова практически срослась с телом. Конечности превратились в ласты, пальцев было не пять, а много до десяти, и сами пальцы состояли из множества фаланг. На спине и хвосте развились плавники. Кожа не покрылась чешуей, как у рыб, но, видимо, была покрыта смазкой для лучшего скольжения в воде. По форме тела ихтиозавры очень похожи на современных дельфинов. Ихтиозавры дышали воздухом и могли на долго задерживать дыхание. [15]
|
«У первого из этих чудовищ морда морской свиньи, голова ящерицы, зубы крокодила, что и ввело нас в заблуждение. Это самое страшное из допотопных пресмыкающихся – ихтиозавр!» Жюль Верн «Путешествие к центру Земли» |
Микроцератопс |
Микроцератопс внешне был похож на другого цератопсида — гипсилофодона: он также передвигался на задних лапах и имел маленькие размеры. Однако в отличие от него у микроцератопса был уже сформированный воротник, примерно такой же, как у его родича протоцератопса. [14, 15]
|
«По веткам неуклюже скакали небольшие динозаврики с капюшоном как у трицератопсов» М. Крайтон «Парк юрского периода» |
Плезиозавр |
Плезиозавр был ящером-гигантом, туловище было похоже на бочку, шея и конечности у разных видов сильно отличалась по длине и ширине. Широчайший, но довольно короткий хвост служил для передвижения в воде. Скелет был очень крепким и образовывал надежную защиту тела и органов от давления воды, это было жизненно необходимо для ящера, т.к. он любил опускаться на самую глубину океана и поживиться стаями рыб. [15]
|
«– Другое – змея, скрытая под щитом черепахи, страшный враг первого – плезиозавр!» Жюль Верн «Путешествие к центру Земли» «Примерно в километре от берега из воды быстро поднялась на расстоянии каких-нибудь тридцати метров от плота голова плезиозавра и, грациозно покачиваясь на длинной шее, стала подвигаться навстречу. Ящер плыл медленно, разглядывая людей, которых вместе с их лодками и плотом, очевидно, принял за какого-то большого невиданного зверя». В. Обручев «Плутония» «У меня пронеслось в голове: где же я видел этого урода с круглой спиной, усаженной треугольными зубцами, с маленькой птичьей головкой, опущенной почти до самой земли? И вдруг вспомнил. Это же стегозавр, которого Мепл-Уайт запечатлел на страницах своего альбома, то чудовище, которым прежде всего заинтересовался Челленджер». Артур Конан Дойл «Затерянный мир» |
Птеродактиль |
Птеродактили имели легкие и полые кости скелета. Позвоночник состоял из 8 шейных, 10-15 спинных, 4-10 крестцовых и 10-40 хвостовых позвонков. Грудная клетка была широкой и имела высокий киль. Лопатки были длинными, тазовые кости срослись. Передние конечности птеродактиля были очень длинными в сравнении с размерами тела. Они оканчивались четырьмя пальцами, один из которых был необычайно длинным и был частью опорной структуры крыла. На нем крепилась перепонка, образовывающая крыло. Перепончатое крыло тянулось от задней стороны передней конечности к бокам туловища до самых ног. Перепончатое крыло птеродактиля было похоже на крыло современных летучих мышей. Перьев, как у современных птиц, у птеродактилей не было, но имелся небольшой шерстный покров. Хвост был либо очень короткий, либо совсем отсутствовал. Задние конечности были гораздо короче передних, но были пропорциональны размерам тела. Оканчивались задние конечности тремя когтистыми пальцами. [14, 15]
|
«Он бежал, переваливаясь, как утка, вытянув вперед огромную голову, раскрыв пасть и издавая злобное кваканье. Мясистый нарост на его переносице налился кровью и стал темно-красным. Ящер достигал человеческого роста и, несмотря на рану, мог оказаться опасным противником» В. Обручев «Плутония» «Второй ящер спустился еще быстрее первого. Он прилетел сзади и просвистел прямо у них над головами. Грант успел разглядеть зубастый клюв и тело, покрытое шерстью. Ящер был похож на гигантскую летучую мышь. Но Грант был поражен тем, насколько хрупкими выглядели эти животные. Огромные крылья были обтянуты тонкой розовой кожицей, такой тонкой, что она просвечивала… да и вообще, все как бы нарочно подчеркивало их хрупкость» М. Крайтон «Парк юрского периода» «Здесь гнездились птеродактили — сотни и сотни птеродактилей! Котловина так и кишела ими — детеныши ползали у воды, а их отвратительные мамаши высиживали на отмели яйца в твердой желтоватой пленке. Вся эта копошащаяся, бьющая крыльями масса ящеров сотрясала воздух криками и распространяла вокруг себя такое страшное зловоние, что у нас тошнота подступила к горлу. А повыше, каждый на своем камне, восседали огромные серые самцы, похожие на иссохшие чучела, восседали совершенно неподвижно, как мертвые, и только поводили налившимися кровью глазами да изредка щелкали клювами вслед пролетавшим стрекозам. Их гигантские перепончатые крылья, согнутые в предплечьях, были прижаты к бокам, и от этого в облике их мне мерещилось что-то человеческое: они напоминали старух, кутающихся в мерзкие, цвета паутины шали, из которых выглядывали только хищные птичьи головы. Считая и больших, и маленьких, в котловине было не меньше тысячи этих гнусных тварей.» Артур Конан Дойл «Затерянный мир» |
Прокомпосогнат (Компосогнат) |
Компсогнат имел изящное в сравнении с другими динозаврами телосложение, длинную, гибкую шею и легкий череп и большими отверстиями. В пасти компсогната было около 70 зубов. Все они были мелкими и хрупкими, но, тем не менее, эти острые и кривые зубы могли причинить жертвам компсогната массу неприятностей. На передних конечностях Компсогната было по три пальца. Вряд ли они были полезны для захвата. Два пальца имели по 2 сустава, а третий состоял лишь из одной кости, следовательно, не гнулся. Пользы от такой кисти было мало. Однако на охоте компсогнат мог пользоваться ими для нанесения ударов. [14]
|
«Он увидел темно-зеленого зверька, который скакал к нему по склону холма… потом еще одного… и еще… Вид у компи был совсем неопасный. Они были не больше курицы и нервно подергивали головой – точь-в-точь, как куры…» Майкл Крайтон «Парк юрского периода» |
Рамфорних |
Все летающие ящеры (птерозавры) делятся на две группы — длиннохвостых и короткохвостых крылатых ящеров. Наиболее древние — длиннохвостые, рамфоринхи. Очевидно, эти животные питались рыбой — острые длинные изогнутые зубы позволяли хорошо захватывать и удерживать скользкую добычу. Размах крыльев рамфоринха составлял 181 см. Крылья рамфоринхов были более узкими, чем у прогрессивных короткохвостых летающих ящеров.. Длинный хвост имел ромбовидный кожистый вырост на конце и служил рулём при полёте. [15]
|
« На высоте метров двадцати над ними реяло огромное животное темного цвета; по его полету нетрудно было узнать летучего ящера из породы птеродактилей; он был значительно крупнее тех, которых видели на берегу моря, и имел около шести метров в размахе крыльев. Опустив вниз голову с огромным клювом, ящер высматривал себе добычу и глядел с удивлением на невиданных двуногих тварей.» В. Обручев «Плутония |
Стегозавр |
Стегозавры перемещались на четырех лапах. Передние были маленькими и короткими по сравнению с мощными задними. Весь вес стегозавра держался на задних лапах. Тело имело весьма необычные пропорции из-за того, что задние лапы были значительно больше передних, спина выгибалась в огромный горб. Характерной чертой всех стегозавров являются ромбовидные пластины разного размера. Пластины расположены в два ряда вдоль спины и хвоста в шахматном порядке. Высота пластин достигала 1м. На хвосте стегозавра имелись 4 мощных заостренных костяных шипа. Длина шипов, по разным данным, была от 60 см до 1м. [14]
|
«Животное достигало восьми метров в длину и четырех метров в высоту. Передние ноги были значительно короче задних, и массивное туловище наклонено вперед, оканчиваясь поразительно маленькой головой, похожей на голову ящерицы. Вдоль спины тянулись двумя рядами щитки, или пластинки, торчавшие вверх и несколько вбок, подобно крылышкам. Четыре пары самых крупных поднимались над туловищем, три пары маленьких – над толстой шеей и две пары – над хвостом. Менее массивный и более короткий, чем у игуанодонов и цератозавра, хвост нес еще три пары длинных шипов пониже пластин. Голая морщинистая кожа чудовища была кое-где усеяна бородавкообразными возвышениями, более многочисленными и мелкими на шее и голове, более редкими и крупными на туловище и хвосте. Темно-бурые пятна и разводы на грязно-зеленом фоне кожи усиливали отталкивающий вид животного. Оно спокойно паслось на берегу озера, захватывая пучки сладкого тростника и мелких хвощей своей большой пастью, размеры которой никак не соответствовали маленькой голове. При движении туловища щитки на спине делали небольшие взмахи, словно крылья.» В. Обручев «Плутония» Стегозавр достигал в длину шести метров, он был огромным, тяжеловесным, вдоль спины его торчал ряд защитных пластин. На хвосте грозно топорщились почти метровые шипы. Однако шея увенчивалась до нелепости маленькой головкой, да и взгляд был глупым-преглупым, словно у самой тупой лошади. М. Крайтон «Парк юрского периода» |
Тираннозавр |
Позвоночник тираннозавра состоит из 10 шейных, 12 грудных, пяти крестцовых и около 40 хвостовых позвонков. Хвост был толстый и тяжёлый. С его помощью тираннозавр удерживал равновесие при беге. Также хвост помогал во время поворота. Некоторые из костей скелета были полыми внутри, что позволяло немного снизить массу тела, не уменьшая прочности скелета в целом. Тираннозавр перемещался на мощных задних лапах. Лапы имели по 4 пальца с острыми когтями. Три пальца были обращены вперед и один назад. Они были скреплены между собой, для устойчивости. Четвертый палец находился на тыльной стороне лапы и никогда не касался земли. Возможно, он служил для вспарывания плоти жертвы или что бы придерживать ее. Лапы тираннозавра были хорошо развиты и держали весь вес многотонного хищника. До сих пор идут споры о скорости, с которой передвигался тираннозавр. По одной версии, тираннозавр не мог развивать скорость более 5-7 км/ч. По другой версии, тираннозавр мог развивать скорость до 40 км/ч, но не мог резко менять направление движения. Также тираннозавр хоть и двигался с приличной скоростью, но из-за своих размеров, вероятно, долго бежать он не мог. Передние конечности были развиты очень слабо. На коротеньких лапках было по 2 пальца. И не смотря на то, что они заканчивались когтями, вряд ли тираннозавр мог применять их при охоте. Скорее всего, они помогали ему поддерживать баланс при движении. [14]
|
«Грант во все глаза смотрел на громадную квадратную голову высотой в полтора метра, всю в красно-коричневых пятнах, со здоровенными челюстями и клыками… Один раз тираннозавриха щелкнула челюстями. Однако из укрытия не выходила». М. Крайтон «Парк юрского периода» |
Трицератопс |
Передвигался трицератопс на четырех лапах. Все четыре были толстые как столбы. Передние лапы были мощнее задних, так как на них держался вес массивной головы и костяного воротника. По строению тела трицератопс был похож на современных носорогов, только гораздо крупнее. Голова трицератопса была крупной, около 2 метров в длину. Основной чертой трицератопса были три рога расположенных на голове. Один, короткий и толстый на кончике носа и два длиной до 1 м. располагались над глазами.[14,15]
|
«Вдруг он услышал громкое фырканье: так фыркают очень большие лошади. Показалась шестифутовая голова с тремя длинными белыми рогами: два рога росло над большими карими глазами, а третий, поменьше, на кончике носа. Это был взрослый трицератопс. М. Крайтон «Парк юрского периода» «Но животное только на первый взгляд напоминало носорога, так как обладало маленьким рогом на переносице. Пара же больших рогов, возвышавшихся на лбу и направленных вперед, придавала ему сходство с некоторыми быками; во всем же остальном оно отличалось и от носорогов, и от быков. Голова по сравнению с туловищем была непропорционально велика, достигая чуть ли не двух метров в длину; задняя часть черепа расширялась в плоский и широкий гребень, который можно было принять за огромные растопыренные уши, но в действительности это было только украшение или защита верхней половины шеи, покрытое мелкой чешуей, а по наружному краю – острыми зубцами. Этот воротник, несомненно, увеличивал вес и без того огромной головы и мешал поднимать ее вверх.» В. Обручев «Плутония» |
Цератозавр |
Цератозавр отличается наличием плоского (в виде гребня) носового рога, ещё два гребня росли над глазами. Вдоль спины — ряд костных пластинок, как у древних предков динозавров, остистые отростки спинных позвонков высокие. Хвост гибкий, по-видимому, без жёстких сухожилий, оплетавших позвонки. Передние конечности очень короткие, но сохраняют 4 пальца. Череп легко построен, кинетичный (мог расширяться за счёт подвижных сочленений между костями) для заглатывания крупных кусков мяса. Очень большие верхние зубы, у некоторых видов их вершины при закрытой пасти торчали ниже нижнего края нижней челюсти.[14]
|
«С противоположного конца поляны вдоль опушки леса огромными прыжками в несколько метров длиной приближалось чудовище, которое охотники приняли сначала за игуанодона. Оно было такого же роста и также пользовалось для передвижения только задними ногами; но, когда оно приблизилось, можно было заметить, что оно отличалось от травоядных ящеров более стройным телом и несравненно более быстрыми движениями. Он действительно походил на игуанодонов своими длинными задними ногами и толстым хвостом, служившим опорой телу. Передние ноги были очень короткие и оканчивались четырьмя пальцами с острыми когтями. На короткой шее сидела небольшая голова с огромной пастью, усаженной острыми зубами, и на переносице возвышался короткий плоский рог, служивший скорее украшением, чем орудием нападения. Два меньших рога поднимались над глазами, а от затылка вдоль спины и хвоста тянулся ряд мелких, но острых шипов. Голая морщинистая кожа была серо-зеленого цвета. Животное достигало пяти метров в длину и обладало, несомненно, огромной силой, а о его ловкости и смелости можно было судить по нападению на стадо игуанодонов» В. Обручев «Плутония» |