Образ учителя в русской литературе XX века. Подготовили: ученицы 8 класса, Кардашина Софья и Щербакова Алёна Руководитель: Куклева Татьяна Васильевна
Разными были учителя Разными были учителя В человеческом общежитии, Но на них держалась земля, Наши открытия. Они не ожидали от нас Непременной известности, Но предпочитали известный запас Порядочности и честности. Л.Куклин
Актуальность Образ учителя в литературе не является стабильным: он меняется. Какие изменения связаны с этим в русской литературе и каковы причины этих изменений.
Цели и задачи Цель - проследить динамику образа учителя в русской литературе ХХ века. Задачи: 1.Подобрать художественные произведения русской литературы ХХ века, в которых присутствует образ учителя. 2.Проследить динамику личностного развития учителя, а также отношения к нему общества. 3.Определить характер изменения образа учителя в литературе ХХ века и степень влияния исторической действительности на художественный образ. 4. На основе анализа сочинений учащихся составить характеристику идеального учителя.
Предмет и объект Предметом исследования являются художественные произведения писателей XX века. Объектом исследования является образ учителя.
Методы исследования элементы анализа текста анализ сочинений учащихся
Гипотеза Созданные мастерами художественного слова образы педагогов воплощают в себе все изменения, отражают все особенности, происходящие с людьми этой профессии в исторической действительности..
Отношение к учителю в обществе В 30 - 70-х годах учитель является наставником и его отношения с учениками строятся на доверии и взаимоуважении, поэтому образ педагога в литературе данного этапа в большинстве случаев оценивается как положительный.
В данный период образ педагога в литературе характеризуется положительно. Отношения ученика и учителя основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях. Такая ситуация в литературе отражает историческую действительность. В данный период образ педагога в литературе характеризуется положительно. Отношения ученика и учителя основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях. Такая ситуация в литературе отражает историческую действительность.
Перестроечное и постперестроечное время В перестроечный период происходит подмена духовных ценностей материальными, общественных интересов личными, и учитель занят своей карьерой, зарплатой и т.д., что отражается на его отношениях с учениками. В литературе этого периода образ учителя приобретает отрицательные черты. После перестройки ситуация усугубляется: отношения ученика и учителя становятся все более натянутыми. Соответственно меняется художественный образ. Однако все острее чувствуется необходимость появления нового типа учителя – понимающего, воспитывающего, искреннего, и в то же время твердого, волевого.
ВЫВОДЫ: ВЫВОДЫ: 1.Личностное развитие учителя, а также динамика его взаимоотношений с окружающим, особенно с учениками, зависят от условий исторической действительности. Особенности каждого этапа развития страны накладывают свой отпечаток на ее жителей, в том числе и учителей. 2.Каждое изменение реальности отражается в литературе. То же самое происходит и с образом учителя: динамика личностного развития педагога и его отношений с учениками отразилась в художественных произведениях.
Образ идеального учителя Пол и возраст не имеют значения, но учитель должен обладать приятной внешностью, быть образованным и эрудированным (при этом степень образования не так важна для учеников). Важно, чтобы педагог мог увлекательно и интересно преподавать свой предмет. Быть добрым, но строгим и справедливым одновременно, относиться одинаково ко всем ученикам, не выделяя «любимчиков». Ученики понимают сложность профессии учителя, поэтому считают, что чувство юмора необходимо педагогу, как необходимо и быть общительным. Так же выделяют такие качества, как отзывчивость, терпение, требовательность. При этом педагог должен развиваться, повышая свой профессионализм. И, безусловно, учащимся хочется, чтобы учителя с пониманием и уважением относились к своим ученикам.
Горбачёва Марина Юрьевна