Образ кошки в русской и зарубежной литературе и фольклоре
«Образ кошки в русской и зарубежной литературе и фольклоре» Автор работы: Зарудняя Анастасия, 7 класс Место выполнения работы: МКОУ СОШ №3, с.Камбулат, Туркменского района, Ставропольского края Научный руководитель: Грибанова Ирина Эдуардовна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3 XVII - районная конференция членов школьных научных обществ муниципальных общеобразовательных школ Туркменского района
Цель работы исследование роли образа кошки в фольклоре и литературе народов мира, в творчестве русских и зарубежных писателей.
Задачи: подбор и прочтение произведений о кошках; определение тех черт характера, которые свойственны кошкам и раскрываются в них; выявление тех функций, которые выполняет кошка в фольклоре и авторских произведениях; определить с помощью каких средств, создается образ кота в фольклоре; подобрать элементы устного народного творчества (пословицы, поговорки, приметы, загадки, песенки и др.), содержащие образ этого животного; провести опрос среди одноклассников и других учащихся, посвященный их отношению к кошкам и произведениям о них.
Кошка – любимое домашнее животное Кошка – удивительное животное, которое живёт рядом с человеком более пяти тысяч лет. Это гордое и независимое, но чуткое и отзывчивое на доброту существо. Конечно, существуют и другие любимцы у людей, такие, как собачки, хомячки или рыбки, но именно кошки и коты – самые любимейшие из всех домашних животных.
Образ кошки в славянской мифологии В славянской мифологии образ кошки получил полярную трактовку. В славянских сказках кот наделён хитростью, хозяйственностью, некой домовитостью. Образ Кота Котофеича ассоциируется с задумчивостью, рассудительностью. И всё же «говорят, не повезёт, если чёрный кот дорогу перейдёт…». Эзотеристы многих стран считают, что чёрный кот обладает способностями астрального проводника.
Кошка – демон В мифологии кошка выступает как воплощение или помощник чёрта и нечистой силы. Существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В ряде случаев кошка выступает в роли ведьмы. В славянской народной культуре результатом действия чёрной кошки чаще всего становится болезнь, порча, сглаз, смерть.
Кот – проводник Часто кошка играет роль проводника между миром людей и потусторонним миром. Кошка является и связующим звеном между мирами, и одновременно жертвой.
Кошка – домовой На Руси кошка издавна почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. Не случайно во многих странах была примета: прежде чем войти в новое жилище, надо впереди себя пустить "хозяйку" – кошку. Она обеспечит благополучие.
Кошка – домовой На Руси образ мохнатого кота — спутника Велеса — ассоциировался с домовым. Домовые, по вере предков, были разного звания, и каждый отвечал за свой участок: кто за дом или баню, кто за конюшню, за хлев. Ко всей этой домовой братии славяне относились с трепетным уважением и страхом. Главного домового называли порой хранильником. Домовой следил за порядком, был доброжелателен, но мог и смертный конец ускорить.
Кошка – разрушитель Образ кошки в славянских легендах достаточно специфичен – это кошка-творец и кошка-разрушитель.
Кот – Баюн Кот Баюн – персонаж русских волшебных сказок. Этот кот, сказывает сказки, сидя на столбе, но при этом напускает сон и "побивает весь люд". Слово «баюн», согласно толкового словаря Даля, происходит от «баять» или «баить». Это означает «говорить, рассказывать», а сам Баюн соответственно «говорун и рассказчик». В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом.
Кот – игрун Этот кот играет на волшебных гуслях, и его игра заставляет всех, кто ее слышит, танцевать помимо собственной воли.
Огненная земляная кошка Эта огромная кошка ходит под землей и стережет клады, а на поверхности видны лишь ее огненные уши. По поверьям ее огненных ушей боятся волки, а для человека Земляная кошка не представляет никакой угрозы, и даже может стать неожиданной спасительницей. Кошки в уральской и сибирской мифологии выступают как помощники Хозяйки Медной Горы.
Образ кошки в системе народных верований Огромное количество загадок, потешек, прибауток, считалок, скороговорок придумано людьми! Немало примет, связанных с кошками. Ведь кот всегда жил рядом с человеком, и человек всегда мог наблюдать за ним, замечать свойственные только этому животному особенности поведения.
Жанры фольклора, в которых присутствует образ кошки.
Образ кошки в русских народных сказках Часто кот в сказках открыто демонстрирует свой игривый нрав, во многих сказках он оказывается разбойником, плутом или даже воришкой. Но вместе с тем кот справедливый и живой, у него изворотливый ум. Благодаря своему умению договариваться и хитрости, кот выходит из любых затруднительных ситуаций, помогает обиженным, защищает своих друзей. Причем сильным кот никогда не бывает, настоящая его сила – в слове.
Образ кота в сказках русских и зарубежных писателей Образ Кота нашел воплощение в творчестве русских и зарубежных писателей. Но хочу отметить, что в каждом произведении Кот выражен как яркая эмоциональная своеобразная и вместе с тем фантастическая фигура. В образе Кота я вижу такие прекрасные качества человеческой души, как любовь и верность человеку, жалость и сострадание.
Выводы: Кошки в сказках: имеют очень сильный иммунитет или как мы говорим – имеют девять жизней, а тем самым они очень устойчивы к болезням; имеют ярко выраженный характер; часто бывают по-собачьи преданы своим хозяевам; отличаются сообразительностью и хитростью; имеют повышенную энергетику и способны зарядить своих хозяев положительными эмоциями, забрав себе все отрицательные; отличные крысоловы, что было подмечено еще с древних времен.
Интересна ли тебе эта тема? ДА – 50%, НЕТ – 30%, НЕ ЗНАЮ – 20%
Есть ли у тебя дома кот или кошка? ДА – 90% НЕТ – 10%
Знаком ли ты с фольклором, где действующее лицо кот или кошка? ДА – 60% НЕТ - 30% НЕ ЗНАЮ - 10%
Как ты относишься к народным приметам и суевериям, связанным с кошками?
Источники: Афанасьев А.Н. Народные сказки. В 3 тт. М., 1992. Брендон Лейан. Колдуны и ведьмы. М., 1996. Власова М. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. 2001г. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997. Истории Черной Земли. Сказки и легенды Анголы. Перевод с португальского. Л.В. Некрасов, 1975г. Левшин В.А.. Русские сказки Махов А.Е. Сад демонов. Словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения. М., 1998. «Кошачья астрология» А.Оболеев, М., Худ. лит. 1988. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975. Роббинс Р.Х. Энциклопедия колдовства и демонологии. М., 1995. Русские народные сказки. 2004 г «Русский фольклор», под ред. В. П. Аникина; - М.: Худ. лит., 1985. Сборник А.А.Эрленвейна и Е.А.Чудинского. Русские сказки и побасенки. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. Фасмер М.. Этимологический словарь. www.yandex.ru – картинки и фотоматериал http://archive.1september.ru/rus/2001/02/9_11.htm http://zoomir.forumbb.ru/viewtopic.php?id=166 http://www.yarilka.ru/index.php?newsid=11844
Сафонова Елена Валерьевна
Грибанова Ирина Эдуардовна