"Они ковали Победу"
Автор публикации: Д. Белоцерковец, ученица 9Б класса
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТАРОБЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1»
Отделение: Историко-географическое, философии и правоведения
Секция: Историческое краеведение
«Они ковали Победу»
Работу выполнила:
Белоцерковец Дарья Валерьевна,
ученица 9-Б класса,
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Луганской Народной Республики
«Старобельская средняя школа № 1»
Научный руководитель:
Белоцерковец Юлия Владимировна,
учитель истории и обществознания, Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Луганской Народной Республики
«Старобельская средняя школа № 1»
Старобельск - 2025
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……………..……................3
РАЗДЕЛ 1 СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ СТАРОБЕЛЬСКОЙ ГИМНАЗИИ……….……..6
Решение Земского собрания……………………………………………………..............6
Преподавательский состав гимназии…………………………………………...........7
История учебного заведения………………………………………………….............…8
РАЗДЕЛ 2 ОНИ КОВАЛИ ПОБЕДУ…………………………………………………............9
Георгий Лангемак -изобретатель ракетной техники и покоритель неба…9
Жизненный путь…………………………………………………........................9
Отец «Катюши»…………………………………………………..........................11
Тамара Балезина: Дама Пенициллин……………………………………….........…..14
История семьи Балезиных……………………………………...................….14
Открытие «пенициллина-крустозина»………………………..............….16
Броня для «летающих танков»………………………………………………................17
Николай Скляров : Авиационная энциклопедия в лицах……....…17
Вклад в науку…………………………………………………........................…..19
Позывной «Хром»……………………………………………………………...................…20
РАЗДЕЛ 3 РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ………….22
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………….....................…….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….........….26
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..………….................….27
ВВЕДЕНИЕ
Давно стала историей Великая Отечественная война, заросли и осыпались окопы, распаханы поля былых сражений. Вырастают поколения, которые узнают о той войне из книг и кинофильмов, но которые являются свидетелями новых военных противостояний. Историческая память – это могучее наследие, о котором все люди обязаны помнить. Особенно остро эта проблема чувствуется сегодня, в канун 80-летия Победы, сегодня, когда нашим защитникам нужно отстоять Победу, которую завоевали наши прадеды огромной ценой, сегодня, когда необходимо противостоять фальсификации истории Великой Отечественной войны и умалению роли советского народа в победе над фашизмом.
Актуальность работы заключается в том, что в год самого любимого народного праздника, 80-летия Победы, у исследователей растёт интерес к роли человека в истории Великой Отечественной войны. Постепенно приходит понимание цены и значения Победы не только через великие битвы и подвиги, а через действия конкретных людей, через их мысли и чувства, через их открытия, ведь война стала катализатором научных прорывов, ставились новые задачи, и они требовали немедленного решения, поэтому значительную роль в понимании судеб людей в период военных испытаний играют фронтовые письма, дневники, бортовые журналы, воспоминания участников событий тех лет, архивные документы, статьи газет, военные сводки.
Являясь участницей поисково-исследовательской группы Военно-исторического музея нашей школы, изучая стенды и витрины школьного музея, рассказывающие о Старобельщине военных лет, о тех, кто героически сражался на фронтах, кто тяжело трудился в тылу, кто освобождал наш край, кто пережил оккупацию, я с трепетом обнаружила архивные документы и краеведческие материалы, рассказывающие о наших земляках- учителях и учениках, которые своими научными открытиями, достижениями, трудовым и боевым подвигом приближали и сегодня, приближают Победу (приложение А 1.)
Проводя опрос среди обучающихся нашей школы, респондентами стали 85- человек, исследование показало, что у всех опрошенных прадеды принимали участие в Великой Отечественной войне. Многие 65% опрошенных респондентов знакомы с оружиями Победы и научными открытиями в годы Великой Отечественной войны: установкой «Катюша», модернизацией боевых самолетов ИЛ-2 и ИЛ-10, лекарственным препаратом – «пенициллин». К сожалению, большинство учащихся не обладают достаточными знаниями о наших земляках- учителях и учениках нашей школы, внесших вклад в Великую Победу своими научными открытиями, однако, они выразили интерес и желание узнать больше об их жизненном и боевом пути, об их подвигах и открытиях, приближавших Победу, а также, исходя из сегодняшних событий, узнать биографию и боевой путь нашего учителя, Максима Мерабовича Хромова, который добровольцем ушел на СВО, за что в нашей школе ему была открыта на День Героев Отечества парта Героя. Так началось моё исследование (приложение А 2.).
Цель: развитие интереса к истории Отечества, событиям Великой Отечественной войны у подрастающего поколения, воспитание уважения и гордости за нашу Родину, формирование нравственных ценностей на примерах научных открытий и героических подвигов защитников Отечества - наших земляков, учителей и учеников нашей школы в годы Великой Отечественной войны и отстаивающих сегодня во время Специальной военной операции наше наследие Великой Победы.
Задачи:
углубленное изучение отечественной истории и истории родного края периода Великой Отечественной войны;
изучение биографии, научных открытий, трудового и боевого подвига учителей и учеников, внесших вклад в Победу во время Великой Отечественной войны и сегодня, отстаивающих свободу и независимость нашей Родины;
изучение и анализ материалов семейных архивов, воспоминания родных земляков, учителей нашей школы;
освоение опыта противодействия попыткам фальсификации истории
и искаженного трактования фактов о роли нашего народа в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками;
оценка вклада учителей и учеников нашей школы в приближение Победы в годы Великой Отечественной войны и сегодня, во время Специальной военной операции, обобщение и анализ материала;
участие в мероприятиях по сохранению памяти о защитниках Отечества в год 80-й годовщины Победы.
Объектом исследования данной работы является история Старобельской гимназии.
Предметом исследования является изучение вклада учителей и учеников нашей школы в приближение Победы в годы Великой Отечественной войны и сегодня, во время Специальной военной операции.
Гипотеза исследования основана на том, что данная работа поможет восстановить и сохранить историческое название одного из красивейших зданий, которое является украшением Старобельска и продолжение своего предназначения – оставаться Старобельской гимназией, а будущее поколение выпускников будет хранить и помнить прошлое своей малой Родины, и гордиться тем, что они здесь учились, преумножая достижения знаменитых земляков-соотечественников.
Методика исследования:
историко-библиографический анализ и изучение литературы, материалов сети Internet по проблеме исследования;
опрос и анкетирование обучающихся;
анализ архивных документов и краеведческих материалов;
опрос родственников земляков, учителей, учеников, преподававших и работавших с участником СВО – Хромовым М.М. и изучение материалов из их семейных архивов;
систематизация, сравнение, обобщение и статистическая обработка фактического материала.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе используются документы из архивов Министерства Просвещения Российской империи, личных архивов Валентиина Петровича Глушко, рассекреченых документов об аресте и материалы допросов Георгия Лангемака, воспоминания сына Тамары Балезиной, краеведческих материалов о Михаиле Григоренко и воспоминания учителей и учеников нашей школы о нашем учителе истории Максиме Хромове.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащийся в исследовании материал может быть использован в процессе изучения отечественной истории и истории родного края, в частности.
Воспитательная задача данного исследования видится в том, чтобы воспитать устойчивый интерес к истории родного края, а через этот аспект сформировать патриотические чувства и сознание подростков на основе исторических ценностей и роли нашей школы в сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свой край.
Военно-исторический музей ГБОУ ЛНР «Старобельская СШ № 1»
РАЗДЕЛ 1
Страницы истории Старобельской гимназии
Решение Земского собрания
Исследуя исторические источники, фотодокументы, архивные материалы, сборники законов и указов Российской империи, законов и распоряжений правительства, постановлений по министерству народного просвещения, Адрес-календарь на 1880-1881 гг., очерки нашего краеведа Мирошниченко И.Е., можно проследить, что в истории Александровской мужской гимназии сплелись истории поколений разных эпох. Архитектурный ансамбль бывшей Малой Дворянской не перестает удивлять и сейчас. Подойдя ближе к величественному зданию Старобельской гимназии, незаметно погружаешься в далекое-далекое прошлое, потому что когда-то в этом учебном заведении существовала Александровская мужская гимназия. Совершим маленькое путешествие во времени, чтобы узнать об истории этого старинного сооружения! (приложение Б 1.)
Согласно официальным документам, Старобельская Александровская мужская гимназия открыла свои двери 30 апреля 1878 года по решению Земского собрания. Собрание большинством голосов, разрешило возведение здания на углу дворового места, против дома Сипенкова. Главным фасадом здание расположилось напротив Николаевская церковь [9].
Известно, что инициатором строительства была сама императрица Мария Александровна урожденная принцесса Гессенского дома, супруга императора Александра II (приложение Б 2.).
Из исторических источников известно, что на школьном дворе была небольшая церковь святого Александра Невского. При гимназии на втором этаже существовала часовня. Подтверждением этих исторических фактов является исследование вещественных памятников, прежде всего оригинальная ременная пряжка гимназиста, которая была найдена благодаря раскопкам при строительстве школьного корпуса и анализ архивных фотодокументов
(приложение Б 2.)
Величайшей вещественной исторической достопримечательностью являются ступеньки гимназии, по которым поднимаются дети уже более 140 лет. Я горжусь тем, что могу прикоснуться к этой исторической памятке архитектуры моей малой Родины.
Итак, возвращаясь к архивным документам выясняем: на Земском собрании решили построить дом напротив Николаевской церкви. В 1878 году появилось новое помещение, куда была перенесена 6-классная гимназия. Она была первым учебным заведением такого уровня в уезде. В ней обучалось 150 – 160 детей из семей дворян, духовенства, купечества и военнослужащих. В 1899 году в гимназии обучалось 235 человек, а в декабре 1864 год, согласно уставу, из 235 учеников детей дворян и чиновников было 57 человек, духовного звания 28 человек, горожан 90 человек, солдатских детей 66 человек. В 1889 году плата за обучение в Александровской гимназии составляла 15 рублей в год. Директор гимназии Преображенский (приложение Б 3.) в 1889 году просил земское собрание повысить плату за обучение с 15 рублей до 25 рублей, мотивируя свою просьбу дороговизной, в частности ценой топлива. Просьба Преображенского была отклонена, а его доказательства признаны безосновательными [9].
Гимназия находилась на содержании умершей в 1886 году вдовы действительного статского советника Домны Андреевны Деменко, завещавшей 50 000 рублей в процентных бумагах. Этот капитал был неприкосновенным, и тратить могли только проценты, которые шли кроме хозяйственных нужд также и на стипендии гимназистам (приложение Б 4.).
Преподавательский состав гимназии
Уровень преподавания был довольно высоким. Для преподавания в гимназии приглашали учителей даже из-за рубежа. Мужская гимназия всегда имела влиятельных и богатых меценатов. В предреволюционные годы ими были председатель уездной земской управы и. о. Абрамов и генерал М. Д. Стоянов. Она подарила миру многих талантливых и трудолюбивых детей.
По данным архивных исторических источников, в начале XX века состояние народного образования в уезде было просто катастрофическим, в уезде с населением 499,8 тысяч человек действовала лишь одна мужская гимназия. Школу посещали только 47% детей школьного возраста. Именно поэтому в декабре 1905 года уездное земское собрание рассмотрело заявление гласного Ф.Ф. Литвинова о расширении здания мужской гимназии. Однако бурное обсуждение закончилось безрезультатно. Также в 1913 году планировалось строительство дополнительных зданий рядом с гимназией, для этого земство приобрело дворовое место у госпожи Шакиной, но начало войны, а затем революция не позволили продолжить строительство [9] (приложение Б 2.). Исследуя страницы первоисточника- Адрес-календаря общая роспись заместителей и других должностных лиц по всему управлению в Российской империи за 1915 год, можно узнать об учительском составе Александровской мужской гимназии: директор – статский советник Никанор Андреевич Ставровский; инспектор (исполняющий обязанности) – статский советник Михаил Григорьевич Попов; законоучение – священник Гаврила Георгиевич Попов. Преподаватели: русский язык-Петр Серафимович Аксенов; древних языков - коллежский советник Николай Иванович Щекин; математики-низший чин Тимофей Яковлевич Войтенко, коллежский советник Митрофан Михайлович Скляров; естествознания-Николай Николаевич Григорьев; французского языка-Марта Федоровна Папмель, Вячеслав Вячеславович Цимицкий; рисование и чистописание – низший чин Василий Васильевич Соколов, подготовительного класса – коллежский советник Василий Николаевич Любарский; врач – низший чин Михаил Германович Бурлаков. [9] (приложение Б 2.). Таким образом, преподавательский состав гимназии был на высоком профессиональном уровне.
История учебного заведения
А каким же дальше был путь Александровской мужской гимназии? По архивным документам, в 1920 году гимназия была преобразована в единую трудовую школу, затем в школу-десятилетку, а после гимназия стала окружной средней школой № 1. В годы Великой Отечественной войны, при немецкой оккупации 1942 – 1943 годах в здании школы располагался немецкий штаб. С освобождением Старобельска в 1943 году в здании находился военный госпиталь. В 1945-1949 годах в гимназии было сразу несколько женских школ: русская школа № 2 и украинская школа № 1, с 1949 года - это была украинская средняя школа № 1, а в 1975 году она была реорганизована в среднюю школу № 1 с русским языком обучения. В 2000 году учебному корпусу вернули статус Старобельской гимназии. С 2021 года Старобельская гимназия реформирована в Старобельский лицей№ 1 [9] (приложение Б 1.), сегодня это Старобельская средняя школа №1, но будет исторической справедливостью вернуть этому красивому зданию, которое является украшением Старобельска, своё историческое название - Старобельская гимназия.
Таким образом, после анализа архивных документов, можно сделать вывод о том, что Старобельская гимназия – одно из старинных учебных заведений Луганской Народной Республики.
Оно является памятником архитектуры XIX века. Величие и красота холлов, мощь старинной лестницы, соседство со Свято-Николаевским храмом, его колокольные звоны – все это наполняет гимназию своеобразным «духом», аурой красоты и величия.
С того времени прошло много реформ, преобразований, но всегда это здание выполняло функцию учебного заведения.
Из стен гимназии вышло не одно поколение выпускников, гимназия помнит и хранит в своей памяти голоса своих учителей и учеников: в своё время преподавателями гимназии были родители изобретателя реактивных снарядов для установок советских ракет «катюша» Георгия Лангемака; в гимназии обучались Тамара Балезина – учёная, Герой Социалистического Труда, одна из создателей отечественного пенициллина, Николай Скляров – разработчик легкой брони самолетов ИЛ- 2, ИЛ-10, Михаил Григоренко – Герой Советского Союза, много Заслуженных агрономов, учителей, строителей [11].
Задача нашего, нынешнего поколения бережно сохранить эту память и преумножить их достижения.
РАЗДЕЛ 2
Они ковали Победу
Георгий Лангемак -изобретатель ракетной техники и покоритель неба
Жизненный путь
Исследуя биографические публикации, посвященные Г. Э. Лангемаку должное внимание нужно обратить на воспоминания и материалы из личного архива А. В. Глушко, краеведческие материалы Афанасьевского С. и документы из архивов ЦГАВМФ, ФСБ, Самарского филиала РГАНТД, которые описывают картину жизненного пути, становления личности, изобретения, политических репрессий, через которые прошла вся семья Георгий Лангемака.
Георгий мечтал стать специалистом японского языка и японской филологии. Но судьбе было угодно, чтобы он стал моряком-артиллеристом и творцом нового грозного ракетного оружия. Главный плод его творчества – реактивный миномет, который в народе любовно называли «катюшей».
Г.Э.Лангемак родился 21 июля 1898 года в тихом и зеленом городке на Айдаре Старобельске. Из всех детей, Георгий был самым младшим, кроме него в семье были две сестры Мария и Елена, а также брат Виктор. Отец его немец, а мать швейцарка. Родители приняли российское подданство и преподавали иностранные языки в Александровской мужской гимназии, о чем свидетельствует свидетельство о рождении. Когда Георгию исполнилось семь лет, родители переехали в Елизаветград (ныне Кировоград). Там в 1916 году Георгий оканчивает гимназию с серебряной медалью и становится студентом Петербургского университета. Но шла первая мировая война, и Георгию не удалось закончить даже первый семестр – он был мобилизован и зачислен в школу мичманов. Через год грянула Октябрьская революция [11] (приложение В 1. 1.).
По окончании школы мичманов Георгий добровольно вступает в Красную Армию и служит в Кронштадте. Вскоре молодой мичман был направлен на учебу в Ленинградскую военно-техническую академию, которую окончил с отличием и получил диплом инженера по внутренней баллистике. Артиллерия стала его призванием. Будучи натурой творческой и уже начальником артиллерии Черноморского флота, он серьезно увлекся ракетами.
В 1922 году Георгий венчается с Еленой Петерс, которой прийдеться разделить все жизненные тяготы, которые выпадут на долю их семьи. В Кронштадте в 1923 г. у Лангемаков родилась старшая дочь Анна (Ася). Вторая дочь – Майя родилась уже в Ленинграде в 1925г. В том же 1923г. он по собственному желанию уходит слушателем в Артиллерийскую (ныне - Ракетно-артиллерийская имени Петра Великого) академию РККА. Во время учебы, в которой вместе с другими слушателями выполняет заказы Лаборатории Н.И.Тихомирова.
Первоначально по окончании академии в соответствии с проектом замещения вакансий должностей Г.Э.Лангемак планировался к распределению в Военно-химический трест в НИКЛ (Научно-исследовательская контрольная лаборатория) завода им. Авдеева. 24 марта 1928г., согласно аттестационным выводам, Г.Э.Лангемак был предложен в качестве помощника начальника артиллерии береговой обороны и назначен помощником начальника артиллерии береговой обороны Черного моря. Однако к месту службы он не выезжал и не одного дня в этой должности не прослужил. В это время начальник ГДЛ Н.И.Тихомиров, обратился в Штаб Ленинградского военного округа с просьбой направить Г.Э.Лангемака к нему [5]
(приложение В 1. 2.).
В результате Георгий Эриховича оставили в Ленинграде для работ в отделе изобретений РККА и с 15 апреля 1928г. его направили в Лабораторию Н.И.Тихомирова. После прихода в ГДЛ (вместе с инженером В.А.Артемьевым и Б.С.Петропавловским - слушателем дополнительного курса баллистического отделения артиллерийского факультета ВТА) в баллистической лаборатории Академии Г.Э.Лангемак продолжил работы по созданию реактивных снарядов РС-82 и PC-132.
Работая в ГДЛ, Георгий Эрихович переписывался с К.Э.Циолковским, труды которого являлись главным источником для решения практических проблем ракетной техники.
К середине 1933г. в первом секторе (создававшем пороховые ракеты) возглавляемой уже И.Т.Клейменовым Газодинамической лаборатории, были разработаны ракетные снаряды калибров 82 мм, 132 мм, 245 мм и 410 мм. Несмотря на сравнительно короткий срок работы над РСами - четыре года - к концу 1933г. их основная доводка была завершена. Созданные на бездымном порохе для вооружения армии и авиации, они успешно прошли в 1932-1933гг. полигонные и войсковые испытания [5] (приложение В 1. 2.).
За эти годы под руководством Г.Э.Лангемака было разработано девять типов РСов. Успешнее других продвинулась отработка снарядов РС-82 и PC-132, которая велась им как непосредственным исполнителем темы. Снарядам этих калибров он придавал особое значение. Именно они были в дальнейшем приняты на вооружение и громили врага на фронтах Великой Отечественной войны.
Большой вклад был внесен Г.Э.Лангемаком в разработку вопросов стабилизации реактивных снарядов в полете. Сложность задачи состояла в том, что с увеличением дальности стрельбы соответственно возросли требования к точности полета неуправляемого снаряда.
Работы по оперенным PC, в конечном итоге, привели к желаемому результату. Поиски в этом направлении предпринимались многими изобретателями задолго до работ ГДЛ. Но попытки были неудачны, и к оперенным снарядам сложилось предубеждение. Здесь особенно ярко проявился талант Г.Э.Лангемака, сумевшего за короткий срок найти эффективные размеры и форму стабилизаторов, которые впоследствии мало изменились по результатам стрельб и газодинамических продувок.
Отец «Катюши»
Георгий Лангемак, после создания Реактивного научно-исследовательского института на базе ленинградской ГДЛ и МосГИРД, был назначен начальником Ленинградского отделения РНИИ в сентябре 1933 года. После завершения запланированных работ в январе 1934 года, он переехал в Москву с сотрудниками отделения и стал заместителем директора по научной части Института после ликвидации Ленинградского отделения.
В институте в 1935 году под председательством Г.Э. Лангемака был сформирован Научно-технический совет, в котором кроме него были В.П. Глушко, В.И. Дудаков, С.П. Королев, Ю.А. Победоносцев, М.К. Тихонравов и Е.С. Щетинков. Благодаря своим знаниям и опыту, Лангемак смог эффективно организовать работу Института по решению задач национальной обороноспособности.
Одним из важных достижений Г.Э. Лангемака стала статья "О единой терминологии в системе обозначений по ракетной технике", в которой он систематизировал материал таким образом, что многие термины стали употребляться в отечественной ракетной технике. Под его руководством была завершена доводка реактивных снарядов РС-82 и РС-132, которые послужили основой для создания "катюши" [6]
Г.Э. Лангемак провел плодотворную работу в Институте, продолжая творческое руководство и написав совместно с В.П. Глушко книгу "Ракеты, их устройство и применение". Его аккуратность и скрупулезность были высоко оценены главным редактором издательства, который отметил необычное качество оформления рукописи.
Согласно приказа по Наркомату оборонной промышленности от 22 марта 1937г. «За выдающиеся достижения, достигнутые НИИ-3 4-го ГУ НКОП в разработке крупнокалиберного вооружения авиации, мощных авиационных бомб и создание первого в Советском Союзе ракетного двигателя на азотном топливе», ведущие работники были премированы крупными денежными суммами. Среди них был и Г.Э.Лангемак, получивший 10.000 рублей «за лабораторную разработку, теоретические обоснования и создание основных конструкций по ракетным снарядам и бетонобойным бомбам» [5] (приложение В 1. 2.).
Основным препятствием для принятия реактивных снарядов на вооружение сухопутных войск была недостаточная кучность стрельбы. Однако для поражения местностей отравляющими веществами уже достигнутая кучность была приемлемой. В связи с этим имела большое значение проведенная по инициативе и под руководством Г.Э.Лангемака большая комплексная работа по оснащению сухопутных войск реактивными химическими снарядами (РХС).
Таким образом, проведенная под руководством Г.Э.Лангемака работа по созданию реактивных химических снарядов вплотную подвела НИИ-3 к выполнению последнего звена в большой цепи научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию самоходной реактивной артиллерии, и эта работа была выполнена в соответствии с ранее оговоренными принципиальными решениями, в небольшой срок, малыми средствами и небольшими силами.
В это время ситуация в институте обострилась. Летом начались открытые нападки на директора НИИ-3 Ивана Терентьевича Клейменова. В институт прибывали различные комиссии из центральных и московских органов партии, которые существенно затрудняли работу и сеяли хаос. Иван Терентьевич Клейменов отстаивал свою репутацию и стремился завершить начатые в институте исследования.
Донос, направленный его бывшим сотрудником А.Г. Костиковым в ЦК ВКП(б) в апреле 1937 года, подействовал. Поздно ночью 2 ноября 1937 года был арестован Лангемаков. Арест прошел бесшумно, младшая дочь даже не проснулась. Уверенный в скором возвращении, он попрощался с женой и старшей дочерью, утверждая, что это недоразумение [8] (приложение В 1. 3.).
В ту же ночь был арестован и И.Т. Клейменов. Его обвинили в шпионаже в пользу Германии, хотя в протоколе допроса не содержится ни одного вопроса на эту тему. На момент ареста Постановление на него отсутствовало. Несмотря на неоднократные допросы, протоколы к делу не прилагались.
Лишь спустя месяц, 15 декабря, к делу были приобщены два экземпляра протокола одного и того же допроса. Первый экземпляр (заготовленный заранее) был аккуратно написан от руки на 18 страницах без указания даты. Он был словно скопирован с какого-то образца, вплоть до кавычек, скобок и ошибок. Второй экземпляр был машинописным и датирован 15 декабря 1937 года. Дата допроса известна именно из второго экземпляра, на котором она была вписана фиолетовыми чернилами.
Вызывает удивление в «показаниях» Г.Э.Лангемака тот факт, что, усиленно обличая во «вредительстве» В.П.Глушко и С.П.Королева, он противопоставляет им «деятельность» А.Г.Костикова, спасающего Институт от происков «врагов народа». Кроме того, «показания» перекликаются с материалами следственного дела В.П.Глушко: заявлением Костикова в партком и актами экспертизы от 20 июля 1938г. и 3 февраля 1939г [8] (приложение В 1. 3.).
Не подлежит сомнению, что этот «труд» является не показаниями Г.Э.Лангемака, а чьим-то отчетом о проделанной работе со списком кандидатов для последующих арестов…
А вот приписку в конце: «Протокол записан с моих слов правильно и мною прочитан» - пришлось сделать следователю уже в день допроса. Он же выбивал и подпись у Г.Э.Лангемака на каждом листе протокола, что сделать было чрезвычайно трудно. Не хотел Георгий Эрихович подписывать чужие показания. Об этом свидетельствуют плавающая подпись, размазанные строчки, сальные пятна... [8] (приложение В 1. 3.).
11 января 1938г. состоялось заседание Выездной сессии Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР под председательством Армвоенюриста В.В.Ульриха, (члены: диввоенюрист Голяков и военюрист 1-го ранга Суслин) «рассмотревшей дело по обвинению ЛАНГЕМАК Георгия Эриховича... в преступлениях, предусмотренных ст.ст. 58-7, 58-8 и 58-11 УК РСФСР». «На основании... ст.ст. 219 и 320 УПК РСФСР Военная Коллегия Верховного Суда Союза ССР приговорила Лангемака Георгия Эриховича к высшей мере наказания - расстрелу с конфискацией всего лично ему принадлежащего имущества...». 11 января 1938г. Г.Э.Лангемака расстреляли в подвале военной комендатуры г.Москвы, располагавшейся тогда на Страстном бульваре. И только через 18 лет - 19 ноября 1955г. согласно Определению Верховного Суда СССР (№ 4н-011852/55 от 21 ноября 1955г.) Военная коллегия Верховного Суда СССР на своем заседании определила: «...приговор... от 11 января 1938 года в отношении Лангемака Георгия Эриховича по вновь открывшимся обстоятельствам отменить, а дело по его обвинению на основании п. 5 ст. 4 УПК РСФСР в уголовном порядке прекратить за отсутствием в его действиях состава преступления...» Г.Э.Лангемак был полностью реабилитирован, а вскоре реабилитировали и его жену [8] (приложение В 1. 4.).
В 1967г. по инициативе академика В.П.Глушко именем Г.Э.Лангемака был назван кратер диаметром 97 километров на обратной стороне Луны [1] (приложение В 1. 4.).
К 50-летию битвы под Москвой по просьбе секции ветеранов ракетной техники, благодаря помощи депутата Верховного Совета СССР профессора А.Н.Крайко, Указом Президента СССР от 21 июня 1991г. Г.Э.Лангемаку, наряду с другими творцами «катюши», посмертно было присвоено звание Героя Социалистического Труда. 15 ноября 2003г. на месте захоронения его жены Елены Владимировны (похороненной в 100 метрах от официального места захоронения своего мужа) была установлена мемориальная доска.
В заключение хотелось бы привести слова, сказанные о Георгии Эриховиче академиком Валентином Петровичем Глушко, во время одной из бесед о Г.Э.Лангемаке: «Автором снарядов есть по сути Лангемак. К моменту его ареста возможно еще не была оформлена документация относительно конструкции этих снарядов, но основная работа была уже закончена. Он был автором топлива для снаряда «катюши», он же был и автором формы и всех конструктивных элементов снаряда». «Мы были близкими друзьями. Георгий Эрихович был на голову выше меня, как ученый и конструктор. Я всегда тянулся за ним, стараясь не выглядеть на его фоне каким-то серым и незначительным. Мне всегда хотелось быть похожим на него. Он был для меня образцом во всем…Если бы его не расстреляли, то я уверен, что Георгий Эрихович стал бы маршалом артиллерии и членом Советского Правительства… Я всегда считал его членом своей семьи …» [5]
14 июля 1941 года в 15 часов 15 минут первая отдельная экспериментальная батарея реактивных минометов под командованием капитана Ивана Флерова сделала уничтожающий залп по железнодорожному узлу города Орша. «Результат отличный. Сплошное море огня», - записал капитан Флеров в боевом журнале испытаний. Огненный смерч охватил железнодорожные составы с боеприпасами, горючим и военной техникой противника. Так начался победный путь детища нашего земляка – грозной «катюши» - в годы Великой Отечественной войны.
Таким образом, вклад нашего земляка – Георгия Лангемака в разработку реактивных снарядов для оружия Победы, «Катюши», является неоспоримым фактом вклада в приближавшуюся Победу над немецко-фашистскими захватчиками. Несмотря на тяжелые испытания, которые выпали ему и семье, Георгий не отказался от своих взглядов и изобретений, не предал друзей и свою Родину.
Балезина Тамара Иосиповна: Дама Пенициллин
История семьи Балезиных
История семьи Балезиных – это история об огромной любви к своему делу, к науке, к преподаванию, это удивительный союз великих ученых, который стал династией. История каждого члена этой семьи удивительна.
Степан Афанасьевич Балезин родился в 1904 году, он был пятым из семерых выживших детей в семье. Чтобы учиться, семилетнему Степану приходилось ходить в школу за три версты. Окончив начальную школу (два класса) с похвальным листом, Степан продолжил обучение в реальном училище, причем средства на обучение выхлопотал съезд земских учителей. Семье это решение далось не легко. Девятилетний мальчик мог быть полноценным работником - бороновать землю, батрачить у помещика. И все же, Степан вместе с отцом и своей первой учительницей, собрав специально сшитый ее матерью костюм и первые в своей жизни сапоги, отправился продолжать учебу. Так начался путь доктора химических наук, профессора, основателя научной школы ингибиторов коррозии металлов и одного из организаторов ядерной программы СССР, Степана Афанасьевича Балезина. Он участвовал в реформе образования в Индии и проработал в Дели три года.
Тамара Иосифовна Балезина родилась в 1913 году в семье медиков, с будущим супругом она познакомилась уже будучи аспиранткой мединститута. В родном Старобельске Тамара была одной из первых пионерок, одной из первых девушек, поступивших по окончании нашей семилетки в профшколу и работавших на тракторе. В мединституте она отлично училась и была оставлена в аспирантуре. Позже она станет создательницей отечественного пенициллина, это изобретение спасет сотни тысяч жизней в годы войны. Одним из первых больных, на котором был испытан новый антибиотик, был Степан Афанасьевич, у него была язва после ожога, полученного на передовой при испытании боевой техники [11] (приложение В 2. 1.).
Тамара Иосифовна и Степан Афанасьевич были учеными в военное время, их разработки были призваны приблизить День Победы, и им удалось совершать открытия в эти непростые годы.
В 1929 году она поступила в Сталинский медицинский институт, откуда в 1931 году перевелась в Куйбышевский мединститут. Окончив в 1935 году с отличием санитарно-гигиенический факультет Куйбышевского мединститута, работала врачом-бактериологом в поликлинике при станции Сызрань I. В 1936 году поступила в очную аспирантуру по специальности «микробиология», затем в связи с переводом мужа в Москву перешла в аспирантуру ВИЭМ.
Позже она станет создательницей отечественного пенициллина, это изобретение спасет сотни тысяч жизней в годы войны.
С 1942 года работала в Отделе биохимии микробов ВИЭМ, которым руководила З. В. Ермольева, где непосредственно участвовала в создании отечественного пенициллина [2].
Все началось с работы Александра Флеминга, который открыл первый в истории антибиотик, выделил пенициллин из плесневых грибов. Он совершил прорыв в медицине, но одним штаммом не вылечить все болезни - бактерии совершенствуются и становятся невосприимчивы к антибиотику.
В Великобритании, на родине Флеминга, поиском новых штаммов пенициллина в 1940-ые годы занимался профессор Г. Флори из Оксфорда. К сожалению, безуспешно. Учёные сделали вывод - создать новые антибиотики невозможно, нужно работать с сохранившимися спорами грибков, открытых еще 1920-ых годах Флемингом. Исследователи из СССР тоже считали поиск новых штаммов пенициллина перспективным, поэтому из Великобритании был «заказан» образец первого штамма. Ответственной за это направление назначили младшего научного сотрудника Тамару Балезину, ее руководителем была Зинаида Ермольева [2] (приложение В 2. 1.).
Из воспоминаний сына Балезиной, «сама Тамара Иосифовна вспоминала о начале грандиозной работы так: «Наша вновь созданная лаборатория помещалась в комнате коммунальной квартиры во флигеле на территории ВИЭМ (Всероссийский институт экспериментальной медицины, где проживали сотрудники института, и состояла поначалу из одной меня и добровольцев – детей сотрудников. Повсюду собирались плесени и выращивались сначала на коммунальной кухне. Вскоре у меня появился лаборант, и плесени мы стали производить в примитивных термостатах. Так, в ожидании английского штамма я начала выращивать на жидких средах собранные из разных источников грибки и испытывать культуральную жидкость разных сроков на противомикробное действие. Скептики считали, имея в виду опыт Флори, что это – безнадежная затея. Однако уже 15-й из опробованных мной штаммов обладал антибактериальной активностью <…> хотя активность выделенного штамма была в 4-6 раз ниже, чем штамма Флеминга, эта работа показала принципиальную возможность выделения собственных активных штаммов и, следовательно, получения собственного пенициллина» [3] (приложение В 2. 1.).
Начались опыты инвитро, затем опыты на животных, а затем из Англии пришел отказ в предоставлении штамма Флеминга. Тогда на исследования Зинаиды Ермольевой и Тамары Балезиной обратили особое внимание, от ученых требовали результат.
Лишь 93-й из испытанных плесневых штаммов показал в 4–8 раз большую пенициллиновую активность, чем английский вариант. Это случилось в 1942 году, полученный штамм – продуцент отечественного антибиотика – спас множество жизней.
Т.И. Балезина: «Прежде, чем препарат попадал в клинику, каждую его серию сотрудники лаборатории опробовали на себе. Первыми больными, с успехом леченными нашим неочищенным пенициллином, был мой муж проф. С.А. Балезин» [3] (приложение В 2. 1.).
Открытие «пенициллина-крустозина»
Полученный штамм плесени, способный производить отечественный антибиотик, помог спасти множество жизней.
Как вспоминает Т.И. Балезина, сотрудница лаборатории, до того, как препарат был введен в клиническую практику, каждая его партия тщательно тестировалась на добровольцах из числа сотрудников. Первыми пациентами, успешно вылеченными неочищенным пенициллином, стали её муж, профессор С.А. Балезин, и другие члены команды [2].
В 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны, перед советскими микробиологами была поставлена задача – в кратчайшие сроки создать аналог пенициллина, доступ к которому был ограничен, и наладить его производство для спасения жизней солдат. Руководство проектом было поручено Зинаиде Ермольевой.
Команда Ермольевой искала специфический вид плесени, способной производить пенициллин. По словам Тамары Балезиной, образцы плесени собирались повсеместно: в траве, на земле, даже на стенах бомбоубежищ. Из них выделяли грибковые культуры и проверяли их эффективность против патогенных бактерий стафилококка [3].
После долгих поисков, 93-я проба, случайно обнаруженная в другой лаборатории, оказалась перспективной. Этот штамм был идентифицирован как близкий к «Penicillium crustosum» [3] (приложение В 2. 1.). Из него был получен советский препарат, получивший название "пенициллин-крустозин ВИЭМ".
Сотрудники Всесоюзного института экспериментальной медицины (ВИЭМ) проверили антибиотик на себе, после чего передали его для клинических испытаний.
Штамм Балезиной обладал пенициллиновой активностью в 4-8 раз выше, чем штамм Флеминга. Зинаиде Ермольевой была предоставлена палата с 25 тяжело ранеными солдатами, считавшимися безнадёжными. Все они выжили после курса лечения новым антибиотиком.
Благодаря этому открытию, смертность в советской армии снизилась на 80%, а количество ампутаций сократилось на 20-30% [2].
Тамара Балезина продолжала свою научную деятельность и в мирное время. В 60-е годы она принимала участие в исследованиях, приведших к получению в СССР первого отечественного интерферона. Она также занималась изучением образования интерферона в клетках. Скончалась 11 августа 2010 г. Похоронена на Ваганьковском кладбище [11].
Таким образом, история про открытие пенициллина, это история про огромное упорство, тяжелый труд, необыкновенную храбрость, гражданский подвиг, преданность идеалам Родины, веру в Победу, все это придавало силы нашей выпускнице справиться с одной из сложных задач по разработке и открытию первого отечественного антибиотика, который действительно спас многие жизни наших солдат и приумножил вклад в дальнейшей борьбе с фашизмом.
Броня для «летающих танков»
Николай Скляров : Авиационная энциклопедия в лицах
В 2022 г. при входе в НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ на стене Испытательного корпуса были представлены портреты выдающихся ученых-материаловедов, составивших славу институту. Портрет Николая Митрофановича Склярова предварял череду портретов академиков и членов-корреспондентов СССР. Он первый среди равных. Основанием этому служат две определяющие вехи в биографии Н.М. Склярова: Сталинская премия (1942 г.) – первая в авиационном материаловедении (ему еще не исполнилось 35 лет) и Ленинская премия (1988 г.) – последняя премия, полученная в СССР (ему минул 81 год). Более 70 лет своей творческой жизни он отдал институту [10] (приложение В 3. 1.).
Н.М.Скляров родился в Старобельске в 1907 году, учился в нашей гимназии где его отец был преподавателем словесности. После окончания Старобельского профтехникума поступил в Московское Высшее Техническое Училище имени Баумана. С 1934 года работал во Всесоюзном институте авиационных металлов, где прошел путь от ведущего инженера до заместителя директора по научной части. В годы войны возглавил лабораторию по разработке новых авиационных материалов [11] (приложение В 3. 1.).
В самом начале Великой Отечественной войны Н.М.Скляров был вызван к Верховному Главнокомандующему И.В.Сталину. Он поручил ему в самый короткий срок разработать легкую броню для самолетов ИЛ-2 и ИЛ-10, которые имели высокие летные качества, но практически не имели защиты для пилотов. На счету был каждый день, пилоты ежедневно гибли без защиты в воздушном бою.
С того дня лаборатория перешла на казарменное положение. Эксперименты велись практически круглосуточно. Для выполнения задания Верховного Главнокомандующего были сконцентрированы все лучшие научные силы. Сталин несколько раз звонил Склярову и интересовался ходом работы, спрашивал, не нужна ли какая-то помощь ученым. Коллектив лаборатории понимал, что дело это особой важности, и, позванивая в лабораторию, Сталин таким образом поторапливает ученых.
Почти три месяца разработчики не выходили из лаборатории. В конце третьего месяца работы испытания дали высокий результат разработанного легкого сплава. В очень короткие сроки было налажено производство легкой брони для самолетов. Летчики получили надежную внешнюю защиту, а, следовательно, и уверенность в воздушных боях. Броня Н.М.Склярова сохранила жизнь тысячам советских летчиков [11]
Благодаря эффективности, технологичности изготовления и ремонтопригодности штурмовик Ил-2 стал самым массовым самолетом Великой Отечественной войны (приложение В 3. 2.).
Подробно исследовать, как происходил процесс создания брони для самолетов стало возможно благодаря архивным документам [14].
В 1941–1945 гг. произведено порядка 40 тысяч штурмовиков Ил-2, которые, наряду с «Катюшами» и танками Т-34, внесли неоценимый вклад в победу над фашисткой Германией.
Разработать броню для штурмовика Ил-2 Н.М. Склярову позволил опыт работы с бронематериалами, накопленный сразу после окончания в 1932 г. МВТУ им. Н.Э. Баумана. Первые исследования (1932–1934 гг.) были сопряжены с поиском брони для плавучей танкетки, которую разрабатывали в техническом отделе ОГПУ. Но основные изыскания по тонкой броне для авиации были выполнены в ВИАМ, где Н.М. Скляров начал работать с 1934 г. Несмотря на отсутствие заказов на авиационную броню со стороны промышленности, в институте благодаря поддержке управляющего трестом «Спецсталь» Наркомтяжпрома И.Ф. Тевосяна была создана броневая лаборатория. Главное качество ученого и руководителя – это предвидение. И.Ф. Тевосян и организаторы броневой лаборатории – С.Т. Кишкин и Н.М. Скляров – оказались провидцами, поскольку уже через 2 года их изыскания были востребованы.
Война в Испании в 1936 г. подтвердила низкую боевую живучесть истребителей Н.Н. Поликарпова. Пули немецких «Мессершмиттов», выпушенные практически с любой дистанции, приводили к гибели пилотов (приложение В 3. 2.).
Майор П.Н. Шустов, работавший в Испании инструктором-наставником, изготовил из борта бронекатера подобие спинки, защитив пилота от поражения пулями со стороны задней полусферы. Спинка со следами мессершмиттовских пуль была доставлена в Москву, в штаб ВВС, после чего последовало указание разработать бронеспинку для защиты летчиков [14].
Н.М. Скляров, когда хотел подчеркнуть затягивание в принятии решений или выполнении работ, приводил в пример сроки разработки бронеспинки: в начале февраля было получено распоряжение, а 2 мая руководство ВВС принимало на полигоне первую партию бронеспинок переменной толщины для самолетов, которые предназначались для отправки в Испанию. Спинка имела толщину от 6 мм в центре до 5 мм по краям. В гомогенном варианте бронеспинка надежно защищала от свинцовых пуль с дистанции 150 м. Для защиты от бронебойных пуль с закаленным сердечником была создана гетерогенная бронеспинка с высокотвердым лицевым слоем. Н.М. Скляров разработал оригинальный процесс цементации, обеспечивший массовое производство бронеспинок. Данное решение для защиты летчиков оказалось настолько удачным и эффективным, что его использовали на большинстве самолетов. За годы Великой Отечественной войны было изготовлено более 100 тысяч бронеспинок.
Вклад в науку
Этих двух достижений вполне достаточно, чтобы войти в историю отечественной науки. Кстати, Н.М. Скляров – единственный профессор, представленный в Большой российской энциклопедии (2004–2017 гг.), которая включает только членов-корреспондентов и академиков.
Броневая тематика была не только отмечена победами, но и сопряжена с конфликтными, порой драматическими ситуациями: объяснение Н.И. Ежову, почему запретили тушить водой загоревшуюся селитровую ванну; испытания бронезащиты правительственной машины ЗИС-101 работниками НКВД, обстрелявшими дверцы с внутренней стороны (не хотелось портить внешний вид) вопреки здравым замечаниям, что деталь гетерогенная, имеет лицевой цементированный слой и предназначена для защиты от обстрела с внешней стороны; гибель пилота истребителя МиГ-15 от огня американского F-86 Sabre во время войны в Корее в 1952 г. Был пробит бронезаголовник разработки Н.М. Склярова, предстояло выяснить причину и наказать виновных. К счастью, бронезаголовник выдержал повторные испытания согласно техническим требованиям и драматическая ситуация не переросла в трагическую. После войны в Корее исследования по броневой тематике свернули. Вновь востребованными они стали только в 1968 г. в связи с войной во Вьетнаме. Все основные разработки по бронированию летательных аппаратов, начиная с 1968 г., были выполнены под руководством и при непосредственном участии Н.М. Склярова. К наиболее значимым разработкам следует отнести бронирование летательных аппаратов Ми-24,
Су-25, Ка-52 и Ми-28. [10] (приложение В 3. 2.).
За высокие научные достижения и личный вклад в обороноспособность страны Н.М.Скляров в 1943 году был удостоен Государственной премии СССР.
Он доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, кавалер пяти орденов [11].
Таким образом вклад нашего земляка и выпускника нашей школы - Николая Склярова в обороноспособность нашей страны очень высок. Разработка уникального сплава для бронирования сначала автомобиля для И.Сталина, а затем легкой брони для самолетов во время ВОВ, а затем первого бронежилета для Н.Хрущева, бронирование автомобилей для руководства страны, для военной техники, которая участвовала в горячих точках мира, где СССР оказывал дружескую помощь странам. Н.Скляров оставил после себя большую плеяду учеников и единомышленников, которые и сегодня продолжают его дело.
Позывной «Хром»
Давно отшумели дни Великой Отечественной войны, но сегодня вновь фашистская гидра подняла свою голову. Потомки победителей, титанов Победы вновь встали на защиту нашей Родины. Ученик нашей школы, а сегодня – учитель пошел добровольцем завоевывать Победу.
Из школьной характеристики Хромова Максима Мерабовича: «Родился 19.11.1998 г. в городе Старобельске (приложение В 4. 1.).
С 2005 по 2014 годы – ученик Старобельской гимназии. Рос общительным, доброжелательным мальчиком. Увлекался спортом. Был октябренком, пионером. Любимый школьный предмет – история.
С 2014 по 2017 годы он ученик профессионального лицея №118 в городе Старобельске. Получил специальность – автослесарь.
С 2017 по 2021 годы – студент Луганского национального университета имени Тараса Шевченко, специальность – учитель истории и права
С 05.2022 по 09.2023 годы – работа в Государственном общеобразовательном учреждении Луганской Народной Республики «Старобельская гимназия». Учитель истории и обществознания». О нем очень тепло вспоминают и дети, и учителя, и наш директор – Екатерина Николаевна Фоменко, которая была для него и учителем истории, и наставником: «Старательный, увлеченный, исключительно порядочный, талантливый, любящий детей – он быстро завоевал авторитет и уважение среди коллег и учеников.
В трудное для Родины время, он не смог оставаться в стороне и в сентябре 2023 года добровольцем идет на фронт, сменяя гражданскую одежду учителя на военную форму, повседневный камуфляж.
Вначале служит на полигоне «Успенский» - ведет боевую подготовку и обучение военному мастерству военнослужащих, направленных для выполнения боевых задач в зоне проведения специальной военной операции.
Выполняет служебные обязанности честно, добросовестно, о чем свидетельствуют Благодарности командира воинской части №785342», вспоминает директор о Максиме Хромове.
Сейчас Хромов Максим – на передовой. Принимает участие в освобождении населенных пунктов Луганской Народной Республики от украинских националистических вооруженных формирований.
Является командиром отделения, командиром боевой машины, младшим сержантом. Умело управляет беспилотными летательными аппаратами. Позывной «Хром».
В День Героев Отечества, 9 декабря 2024 года в нашей школе была открыта Парта Героя, посвященная Максиму Хромову. Его гражданский, мужской, поступок является примером для подражания всем нам. Это образец мужества и самоотверженности для нашего поколения. Мы гордимся своим земляком, одношкольником, учителем Хромовым Максимом Мерабовичем и ждем его возвращения с Победой! (приложение В 4. 2.).
Мы должны помнить о подвигах наших бойцов и быть достойными гражданами великой нашей Родины – России и в этом нам помогает наш Луганский Характер.
РАЗДЕЛ 3
Результаты научно-исследовательской работы
Прошло 80 лет с окончания Великой Отечественной войны, но память о ней жива в сердцах народа. Эта война принесла советским людям неисчислимые страдания и потери, но также стала символом мужества, патриотизма и героизма.
Жители Старобельска внесли свой вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков, сражаясь на всех фронтах. Они проявили небывалое мужество и самоотверженность. Даже те, кто не воевал, а напряженно трудился в тылу ради Победы.
Мы гордимся своими земляками – героями Великой Отечественной войны. Чтобы узнать о них больше, я провела исследование с помощью опроса учащихся 8-11 классов нашей школы, респондентами стали 85 человек, были сформулированы вопросы, определившие цель и задачи исследования (см. приложение А 2.).
Вопросы
Были ли ваши родственники участниками Великой Отечественной войны?
Знаете ли вы ученых- земляков, учеников и учителей нашей школы изобретателей реактивных установок «Катюша», пенициллина, легкой брони для самолетов, их жизненный и боевой путь?
Хотели бы вы больше узнать их жизненный и боевой путь?
Опрос показал, что все респонденты знали об участии своих предков в войне (100%).
Многие, (8 класс-40%, 9 класс-23%, 10 класс-43%, 11 класс-26% )из опрошенных респондентов также были знакомы с оружием Победы и научными открытиями того времени, такими как установка "Катюша", модернизация боевых самолетов Ил-2 и Ил-10, а также пенициллин.
Однако большинство обучающихся не имеет достаточной информации о наших земляках – учителях и учениках школы, внесших вклад в победу своими научными открытиями. Однако, они выразили интерес и желание (100%) узнать больше об их жизни и подвигах, открытиях, приближавших Победу, а также, исходя из сегодняшних событий, узнать биографию и боевой путь нашего учителя, Максима Мерабовича Хромова, который добровольцем ушел на СВО, за что в нашей школе ему была открыта на День Героев Отечества парта Героя(см. приложение В 4.2.).
В ходе презентации своей работы на школьной конференции "Первый шаг в науку", я поделилась результатами исследования с аудиторией. Были сделаны выводы исследования архивных и краеведческих материалов: Министерства Просвещения Российской империи, личных архивов Валентиина Петровича Глушко, рассекреченых документов об аресте и материалы допросов Георгия Лангемака, воспоминания сына Тамары Балезиной, краеведческих материалов о Николае Склярове и воспоминаниях учителей и учеников нашей школы о нашем учителе истории Максиме Хромове.
Участники конференции смогли проследить историю нашей школы, узнать о ее основателях и о вкладе наших выпускников в создание оружия Победы: "Катюши" и брони самолета Ил-2, а также отечественного пенициллина (приложение Г).
Данное исследование проводилось в два этапа: сбор информации из архивных и краеведческих материалов, личных архивов, воспоминаний и рассекреченных документов; и обобщение и анализ полученной информации.
Значимость работы заключается в том, что она помогает донести до молодого поколения информацию о вкладе учителей и учеников нашей школы в Великую Победу и о той цене, которую заплатили за нее наши герои, которые своим подвигом и трудом ковали Победу, и мы, все дети современной России, благодарны им – нашим героическим соотечественникам за нашу жизнь.
ВЫВОДЫ
Они – ковали Победу.
Без страха. Насмерть стояли.
И души их замирали,
Сердца каждый раз опускались,
И боль изнутри разрывала,
Хоть чувства старались прятать
Слезам нельзя было капать,
А смерть в лицо хохотала…
И все же стояли. Не гнулись.
И скидок они не просили.
Знали - такая участь,
Собой закрывать Россию!
Будущего нет без памяти о прошлом. Она формирует современные ценности, которые отражаются на мировоззрении грядущих поколений. Именно поэтому важно помнить о прошлом своей страны, испытаниях, прорывах, потерях и событиях, изменивших жизнь всего народа. Наш главный долг – сохранение памяти о подвиге советского народа, родных и близких в годы Великой Отечественной войны, тех, кому мы обязаны счастьем жить на Земле, тех, кто отстоял наши жизни на полях войны.
В каждой семье есть имя, которым они могли бы гордиться и передавать эту гордость из поколения в поколение.
С каждым годом все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тяжелых испытаний, которые с честью выдержала наша страна. Никогда не померкнет подвиг солдата, стоявшего насмерть, и подвиг труженика, ковавшего победу. Наша задача сохранить историческую память, не допустить фальсифицировать историю Великой Отечественной войны.
В самый тяжелый период Великой Отечественной войны, когда враг рвался к столице нашей Родины, сотрудники одного из научно-исследовательских институтов упорно добивались получения отечественного пенициллина. В лаборатории, которая находилась в бомбоубежище жилого дома, рука об руку трудились талантливые советские ученые З.В. Ермольева и Т.И. Балезина- выпускница нашей гимназии. Им удалось получить ценнейший препарат, который помогал спасать тяжело раненных бойцов.
Давно уже стал ленинградцем Николай Митрофанович Скляров - профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, но связи с родным городом не порывает. Он удостоен ордена Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, ему присуждена Государственная премия СССР.
Выдающимися математическими способностями отличался уроженец Старобельска Георгий Эрихович Лангемак. Он окончил Военно-техническую академию, был одним из руководителей разработки ракетных снарядов на твердом топливе, послуживших основой для создания реактивных минометов «катюша». В память о Г.Э. Лангемаке назван кратер на обратной стороне Луны.Такой вклад в приближение Победы внесли наши ученики.
В истории нашей гимназии действительно переплелись истории разных поколей учеников и учителей, но одно объединяет нас всех - это любовь и преданность своей земле, своей малой и большой Родине -России. Мы – молодое поколение нашей республики, поколение победителей, должны с достоинством сохранить и преумножить достижения своих предшественников помнить и преумножать их подвиг.
И сегодня, выпускник нашей школы, наш учитель, Максим Хромов, встал на защиту нашей Родины, его гражданский, мужской, поступок является примером для подражания всем нам. Это образец мужества и самоотверженности для нашего поколения. Мы должны помнить о подвигах наших бойцов и быть достойными гражданами великой нашей Родины – России и в этом нам помогает наш луганский характер.
Подводя итоги проведенного исследования, нужно отметить, что поставленная цель и задачи мои были решены, но на этом изучение военной истории моего края не закончено.
В перспективе планирую: исследовать биографию Героев Советского Союза - наших земляков, установить сопричастность к нашей школе Героя Советского Союза – Михаила Григоренка, для установления к 80-летию Победы мемориальной доски на здании нашей школы; изучить материалы Парада Победы 1945 года на Красной Площади и участие в нём наших земляков: участвовать в мероприятиях по сохранению памяти о защитниках Отечества в год 80-й годовщины Победы.
В настоящее время идет Специальная Военная операция. Потомки героев Великой Отечественной войны встали на защиту Родины и человечества от фашизма. «Мы должны сделать всё, чтобы сегодняшние дети и вообще все наши граждане гордились тем, что они наследники, внуки, правнуки победителей. Знали героев своей страны и своей семьи, чтобы все понимали, что это часть нашей жизни» [12]. Эти замечательные слова, сказал наш президент Владимир Владимирович Путин. Я, верю нашему президенту. Я помню и горжусь памятью и подвигом своих предков, ведь они ковали Победу и «Победа будет за нами!» [13] (см. приложение В 4. 2.).
Пусть их великие подвиги не будут забыты, пусть история продолжает развиваться только на страницах мирного времени. Пусть детский смех разливается в каждом уголке земли, и война никогда не коснется даже маленькой частички нашей жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Афанасьевский, С. Старобельчанин на Луне // Рассказы об истории Старобельска. — Луганск: Янтарь, 2011. — С. 239.
2.Балезина, Т. И. К истории открытия отечественного пенициллина // Антибиотики и химиотерапия. — 1994. — Т. 39, № 1. — С. 29-32.
3.Балезина, Т. И. К истории получения З. В. Ермольевой пенициллина // Антибиотики и химиотерапия. — 1998. — Т. 43, № 2. — С. 7-9.
4.Брендбук празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. [Электронный ресурс],- https://kulturaufa.ru/wp-content/uploads/2024/11/brendbuk_80-ja-godovshhina-pobedy.pdf
5.Глушко, Александр Валентинович. Неизвестный Лангемак. Конструктор «катюш» / Александр Глушко. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2012. – 508 с.: портр., фото, ил. – (Сер. «Война и мы. Авиаконструкторы»).
6.Глушко, Александр. На основании документов из архивов ЦГАВМФ, ФСБ, Самарского филиала РГАНТД и личного архива А. В. Глушко. [Электронный ресурс], - http://www.space.hobby.ru/firsts/langemak.html Лангемак Георгий Эрихович
7.Гриневич, А.В. НАСЛЕДИЕ ПРОФЕССОРА Н.М. СКЛЯРОВА. [Электронный ресурс], -
http://viam-works.ru/ru/articles?art_id=2103
8.Дело РНИИ. Королев, Глушко, Клейменов, Лангемак. [Электронный ресурс], - https://aftershock.news/?q=node/475677&full
9.История России в документах [Электронный ресурс], - https://hisdoc.ru/attestat/20733/.
[1, с.169-170].
10.Каблов, Е.Н. 100-летию со дня рождения ученого, профессора, доктора технических наук – Николая Митрофановича Склярова. –Москва, 2007 г. . [Электронный ресурс], - https://viam.ru/booklets/122
11.Мирошниченко, И.Е. Старобельщина – жемчужина Приайдарья. - Луганск, 2011 г.
12.Президент Российской Федерации Путин, В.В (выступая на открытии всероссийской акции "Вахта памяти — 2019". [Электронный ресурс], - https://razgovor.edsoo.ru/topic/116/grade/89/
13.Президент Российской Федерации Путин, В.В (слова произнесённые 30 сентября на митинге-концерте на Красной площади в честь принятия в состав РФ Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей. [Электронный ресурс], - https://kuban24.tv/item/vladimir-putin-pobeda-budet-za-nami
14.Скляров Николай Митрофанович // Авиационная энциклопедия в лицах / Отв. А. Н. Ефимов. — Москва: Барс, 2007. — С. 553. — 712 с. — ISBN 978-5-85914-075-6.
ПРИЛОЖЕНИЕ А.1 Научно-исследовательская работа
ПРИЛОЖЕНИЕ А. 2.
Диаграммы ответов на вопросы об учителях и учениках нашей школы приближавших Победу в Великой Отечественной войне
Были ли ваши родственники участниками Великой Отечественной войны?
Знаете ли вы ученых- земляков, учеников и учителей нашей школы изобретателей реактивных установок «катюша», пенициллина, легкой брони для самолетов, их жизненный и боевой путь?
Хотели бы вы больше узнать их жизненный и боевой путь?
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 1.
Страницы истории Старобельской гимназии 1878-2025 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 2. Страницы истории Старобельской гимназии
В.К.Шафранский, М.И.Преображенский,
преподаватель географии, 1916 г. директор, 1886 г.
История России в документах [Электронный ресурс], - https://hisdoc.ru/attestat/20733/.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 3. Страницы истории Старобельской гимназии
История России в документах [Электронный ресурс], - https://hisdoc.ru/attestat/20733/.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 4. Страницы истории Старобельской гимназии
История России в документах [Электронный ресурс], - https://hisdoc.ru/attestat/20733/.
Глушко, Александр Валентинович. Неизвестный Лангемак. Конструктор «катюш» / Александр Глушко. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2012. – 508 с.: портр., фото, ил. – (Сер. «Война и мы. Авиаконструкторы»).
ПРИЛОЖЕНИЕ В. 1.2. Георгий Лангемак -изобретатель ракетной техники и покоритель неба
Глушко, Александр. На основании документов из архивов ЦГАВМФ, ФСБ, Самарского филиала РГАНТД и личного архива А. В. Глушко. [Электронный ресурс], - http://www.space.hobby.ru/firsts/langemak.html Лангемак Георгий Эрихович
ПРИЛОЖЕНИЕ В. 1.3.
Георгий Лангемак -изобретатель ракетной техники и покоритель неба
Глушко, Александр. На основании документов из архивов ЦГАВМФ, ФСБ, Самарского филиала РГАНТД и личного архива А. В. Глушко. [Электронный ресурс], - http://www.space.hobby.ru/firsts/langemak.html Лангемак Георгий Эрихович
ПРИЛОЖЕНИЕ В. 1.4. Георгий Лангемак -изобретатель ракетной техники и покоритель неба
Глушко, Александр. На основании документов из архивов ЦГАВМФ, ФСБ, Самарского филиала РГАНТД и личного архива А. В. Глушко. [Электронный ресурс], - http://www.space.hobby.ru/firsts/langemak.html Лангемак Георгий Эрихович
ПРИЛОЖЕНИЕ В. 2. 1.
Тамара Балезина: Открытие «пенициллина-крустозина»

Балезина, Т. И. К истории открытия отечественного пенициллина // Антибиотики и химиотерапия. — 1994. — Т. 39, № 1. — С. 29-32.
ПРИЛОЖЕНИЕ В. 3. 1.
Николай Скляров: Броня для «летающих танков»
Каблов, Е.Н. 100-летию со дня рождения ученого, профессора, доктора технических наук – Николая Митрофановича Склярова. –Москва, 2007 г. . [Электронный ресурс], - https://viam.ru/booklets/122
ПРИЛОЖЕНИЕ В. 3. 2.Николай Скляров: Броня для «летающих танков»
Скляров Николай Митрофанович // Авиационная энциклопедия в лицах / Отв. А. Н. Ефимов. — Москва: Барс, 2007. — С. 553. — 712 с. — ISBN 978-5-85914-075-6.
ПРИЛОЖЕНИЕ В. 4. 1.
Позывной «Хром»
ПРИЛОЖЕНИЕ В. 4. 2.
Позывной «Хром»
https://kulturaufa.ru/wp-content/uploads/2024/11/brendbuk_80-ja-godovshhina-pobedy.pdf
ГБОУ ЛНР «Старобельская СШ № 1»
Военно-исторический музейПРИЛОЖЕНИЕ Г
Результаты научно-исследовательской работы