12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мария Шалдина20
5

Технологическая карта урока по теме: «Они ковали победу»

Цель урока: содействовать осознанию учащимися понимания роли событий Великой Отечественной войны и их важности для сохранения исторической памяти народа.

Задачи:

проанализировать материалы, относящиеся к событиям Великой Отечественной войны -обсудить вклад ученых в победу в Великой Отечественной войне для всего человечества:

выделить основные направления деятельности ученых.

Формируемые УУД:

Предметные:

умение изучать информацию из различных исторических источников

объяснять сое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России Метапредметные:

развитие способностей извлекать информацию из разных источников,

формирование умения анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, аргументировать свою позицию.

взаимодействовать с одноклассниками в групповой работе по решению поставленных задач;

- самостоятельно находить и формулировать проблему исследования.

Личностные:

формирование ценностных ориентиров школьников;

-воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству

План урока.

Эмоциональный образ Великой Отечественной войны (образный ряд).

Работа в группах по изучению материалов о вкладе ученых в победу.

Выступление групп.

Практические задания для групп

4. Подведение итогов и рефлексия.

Материалы (ресурсное обеспечение урока):

Компьютер, проектор, экран, раздаточные материалы, предметы, связанные с событиями

Великой Отечественной войны.

1. Вводная часть.

Учащиеся разделены на 3 группы. Работая в группе, они анализируют текстовые документы, отвечают на поставленные вопросы.

1.Мотивационно - целевой этап.

Учитель.

Ребята, прослушайте две песни, посвященные Великой Отечественной войне. Чем они отличаются? Сколько времени прошло между событиями, которым они посвящены? (звучит фрагмент песни «Вставай, страна огромная» и песни «День победы»).

«Вставай, страна огромная»

Музыка А. Александрова, слова

В. Лебедева-Кумача

«День Победы» Музыка Д. Тухманова, слова Харитонова

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой.

Припев

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, Идет война народная Священная война.

Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,

Насильникам, грабителям,

Мучителям людей

Припев

Не смеют крылья черные

Над Родиной летать,

Поля ее просторные

Не смеет враг топтать

Припев

Гнилой фашистской нечисти

Загоним пулю в лоб,

Отродью человечества

Сколотим крепкий гроб

День Победы, как он был от нас далек, Как в костре потухшем таял уголек.

Были версты, обгорелые, в пыли,— Этот день мы приближали, как могли

Припев:

Этот День Победы Порохом пропах.

Это праздник

С сединою на висках. Это радость

Со слезами на глазах.

День Победы!

День Победы!

День Победы

Дни и ночи у мартеновских печей Не смыкала наша Родина очей.

Дни и ночи битву трудную вели,—

Этот день мы приближали, как могли.

Припев

Здравствуй, мама, возвратились мы не все, Босиком бы пробежаться по росе!

Пол-Европы прошагали, полземли,

Этот день мы приближали, как могли

Учитель

4 года советский народ, народы других стран приближали великую Победу. Постройте образный ряд, связанный с понятием Победа.(Учащиеся получают задание к каждой букве слова ПОБЕДА подобрать по 2 слова- ассоциации, связанные с ней)

Возмжные варианты

П – патриотизм, помощь

О – отвага, Отечество

Б – бесстрашие, бессмертие

Е – единение, единомышленники

Д – долг, держава

А – антифашизм, антигитлеровская коалиция

Учитель

В ваших характеристиках во многом заключается то, благодаря чему была одержана победа. И все же, давайте попробуем выделить ключевое слово в этом ассоциативном ряду.

Ученики: единение

Учитель: сформулируйте главную мысль одним предложением

Ученики: победа была одержана благодаря единению Учитель:

В чем оно проявлялось? Составьте кластер

Единение

t1686179072aa.gif

? ?

( деятели науки и культуры) ( фронт и тыл)

?

(Народы разных стран)

Учитель:

Да, вклад каждого в победу был велик. Ученые, писатели, труженики тыла и фронта приближали этот долгожданный день. Сегодня на уроке мы будем говорить о вкладе ученых – в разгром фашизма. А вот каких именно ученых предлагаю определить самостоятельно, использую прием кроссенс.

t1686179072ab.jpg

t1686179072ac.jpg

t1686179072ad.jpg

t1686179072ae.jpg

?

t1686179072af.jpg

t1686179072ag.jpg

AL, ZN, PB

t1686179072ah.jpg

Учитель.

Итак, речь пойдет об ученых – географах, биологах и химиках.

Задание:

Рассмотрите предметы, приготовленные для вас на отдельном столе.

На столе разложены карта, химические препараты и реактивы, коллекция минералов и

сплавов,

Предлагаю выбрать один из них. По выбранному предмету прошу объединиться в группы.

группа- географы

группа - химики

3- группа - биологи

Учитель: сформулируйте тему нашего урока

Возможный вариант: Они ковали победу

Для создания эмоционального образа можно прочитать стихотворение.

Не только на полях сражений

Мы выиграли ту войну

И кровью павших поколений

Отмыли дочиста страну

Нет… в запыленных кабинетах,

Ломая сердце и глаза,

Без пищи… без воды… без света….

Ученый-воин бил врага.

Изобретая самолѐты,

Вдыхая жизнь в огонь «Катюш», Ученый-воин был оплотом, Хранителем усталых душ.

Он шел вперед и не сдавался,

Прокладывая сеть дорог,

С карандашом в руке сражался

Так, словно возводил курок… Смотри, Россия, как прекрасны Твои великие сыны: Твои несметные богатства Они в победу привнесли:

Придумали броню прочнее,

Сложили песни и стихи, Чтоб было всем вокруг яснее, Что мир основан на любви.

И что никто не смеет силой Нас уложить во тьму могил.

Смотри! Великая Россия!

Ученый-воин… ПОБЕДИЛ!!!

Учитель

Сегодня вам предстоит ещѐ раз пролистать страницы Великой Отечественной войны, выявить вклад ученых в великую победу.

2. Основная часть.

1. Информационно-аналитический блок.

1.Работа в группах: анализ материалов о вкладе ученых – географов, биологов и химиков в победу в ВОВ.

Каждая группа получает раздаточный материал.

Задание.

Анализируя материалы, заполните таблицу о вкладе географов в победу в Великой Отечественной войне и основные направления деятельности.

Географы

(направления деятельности)

t1686179072ai.gif

? ? ?

ФИО ученого

Вклад

Материал для 1 группы

Географы

На фронте географы определяли территории развития военных действий, проходимость дорог театра военных действий, погодно-климатические условия театра военных действий и их военную оценку; изучались природный и культурный ландшафты для осуществления маскировки.

В тылу ученые-географы проводили комплексный учет и анализ природных и экономических ресурсов, оценивали эти условия, делали научную разработку перспектив экономического развития тыловых территорий (и в военное, и в послевоенное время).

Наверно, всем понятно выражение «Топографы – это глаза армии». Ни одна военная операция не проходила без карт. Карта – это необходимый источник информации о местности, средство ориентации и управления войсками. Топография важна и жизненно необходима для танковых войск, авиации, флота, но совершенно особую роль она играет в артиллерии, потому что существует понятие ―стрельба с закрытых огневых позиций‖, т.е. стрельба за горизонт по целям, находящимся вне пределов прямой видимости. Такая стрельба требует умения, навыков, точных приборов, устойчивой и непрерывной связи, но, прежде всего полноценного топографического обеспечения. Боевое применение артиллерии без топографических карт просто невозможно.

На военных топографических картах не зря стоит гриф секретности. Карта секретна независимо даже от того, отмечено или нет на ней расположение своих войск и войск неприятеля, но и просто потому, что на ней нанесены леса и реки, мосты и поля, дороги. Проникнуть в тайны топографической службы – всегда мечта разведки противника, поскольку, как правило, это имело стратегическое значение.

С июля по декабрь 1941 года геодезисты, топографы и картографы выполнили съѐмку местности на площади более 500 тыс. В.км, составили и издали свыше 2 тыс. листов карт разного масштаба. Особо следует отметить героический труд картографов, оставшихся в блокадном Ленинграде. В условиях жестокой блокады, под обстрелом немецкой артиллерии, в условиях холода и голода ленинградцы составляли, чертили, печатали карты, не прерывая работу ни на один день.

В годы Великой Отечественной войны гидрологи помогали преодолевать водные рубежи, болота. Целый ряд операций наших войск, строился с учѐтом неверного представления противника о непроходимости болот для тяжѐлой военной техники. Но на болотах настилалась гать, и таким образом обеспечивалась внезапность и прорыв войсками наименее укреплѐнных участков обороны противника.

В ходе наступательных операций наши войска форсировали широкие реки Днепр, Днестр, Дунай, Березину, Вислу, Одер. Гидрологи давали сведения о ширине и глубине рек, наличии бродов, скорости течения, характере берегов и дна, заболоченности поймы. Так, например, форсирование в сентябре 1943 года рек Десны, Сожи, Днепра войсками первого Белорусского фронта было успешно осуществлено с учѐтом водности этих рек.

На некоторых гидрологических станциях наблюдения не прерывались даже в тылу врага. Именно гидрометеослужба Ленинградского флота и Ладожской военной флотилии обеспечили прокладку через Ладожское озеро Дороги жизни. Эта служба позволяла использовать ледяную дорогу в течение максимально возможного времени.

Группа ученых изучила свойства ледового покрова Ладожского озера (его прочность, хрупкость, грузоподъемность, условия пролома) и на основе этого разработала правила движения автоколонн по льду.

Метеорологи вели прогнозы погоды. Во время организации ледовой дороги эти прогнозы были очень ценны. В частности они предсказали, что зима 1941/42 годов выдастся на редкость морозной, а в 1941 году предвещали ранний устойчивый лед и действительно, к 1 ноября Ладога стала покрываться льдом. Кроме того, чтобы Ладога была покорной, не заставала людей врасплох своими капризами, метеорологами велось постоянное наблюдение за погодными условиями. Тем более, что осень 1941 года на Ладоге выдалась особенно буйной.

Нередко баржи и буксирные пароходы наскакивали на камни, разбивались и тонули.

Случалось и такое, когда прогнозы о плохой погоде помогали нашим войскам. Потому что иногда было выгодно перенести начало активных действий на фронте на 1-2 дня с тем, чтобы использовать плохую погоду для сосредоточения сил, а при первом же прояснении неба начать бой, опираясь на сильную поддержку с воздуха крупными группами самолѐтов.

Ферсман Александр Евгеньевич – руководитель Комиссии научной помощи Советской Армии при отделении геолого-географических наук АН СССР.

Разработал метод получения удобрений из апатитов. В Кольском Заполярье открыл месторождение медных и никелевых руд. Сомов Михаил Михайлович – выдающийся океанограф, в ноябре 1941 года был назначен в Штаб Беломорской военной флотилии. Штаб морских операций Западного района Арктики с 1942 года располагался на Диксоне. М.М. Сомов руководил работой самолѐтов ледовой разведки. В августе 1942 года участвовал в отражении нападения на Диксон фашистского тяжѐлого крейсера ―Адмирал Шеер‖.

Барков Александр Сергеевич – уроженец Епифанского уезда Тульской губернии, не оставлял научно – исследовательской, методической, педагогической деятельности и в суровые годы Великой Отечественной войны, читал лекции в Ашхабадском пединституте, выступал перед бойцами и офицерами Советской Армии. Григорьев Андрей Александрович являлся одним из организаторов географического обслуживания армии и работ по выявлению пахотных земель и пастбищ в Казахстане. Герасимов Иннокентий Петрович во время Великой Отечественной войны руководил междисциплинарной группой по обеспечению командования армии военно-топографическими картами и справочными материалами. Полынов Борис Борисович – один из основателей военной географии. Известен своими исследованиями в области почвоведения, географии и геохимии. В годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. он выполнил ряд работ в помощь фронту. Папанин Иван Дмитриевич внѐс значительный вклад в организацию бесперебойного движения судов на трассе Северного морского пути. С 15 октября 1941 года - уполномоченный Государственного комитета обороны по морским перевозкам в Белом море и организации погрузки и выгрузки в Архангельском порту. Перельман Александр Ильич участвовал в военно-географическом обеспечении Красной Армии, составляя карты условий проходимости местности. Составляя объяснительные записки к этим картам, он предельно ясно объяснял происходящие в ландшафте явления, которые необходимо учитывать при разработке плана боевых операций. Баранский Николай Николаевич в годы войны работал вначале в Казани, а затем в Алма-Ате, где создал Сектор географии Казахского филиала Академии наук СССР, выступал с лекциями не только в высших учебных заведениях, но и в воинских частях, на промышленных предприятиях.

2 группа анализирует вклад химиков

химики

(направления деятельности)

t1686179072aj.gift1686179072ak.gif t1686179072al.gif

? ? ?

ФИО ученого

Вклад

Материал для 2-й группы

Александр Николаевич Несмеянов – один из создателей нового научного направления – химии металлорганических соединений. Он синтезировал органические соединения ртути, олова, свинца, сурьмы, мышьяка, висмута и др. Эти соединения применяются в качестве антидетонаторов, инсектицидов, лекарственных препаратов, синтетических высококачественных материалов. Кроме того, им были разработаны методы ароматизации органических соединений, которые нашли применение во многих областях оборонной химии. Николай Дмитриевич Зелинский был замечательным ученым-химиком и великим патриотом. Н. Д. Зелинскому удалось создать синтетический бензин лучшего качества, чем полученный при перегонке нефти. Его исследования были направлены на разработку способов получения высокооктанового топлива для авиации Новый бензин дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолетов. На этом бензине самолеты могли взлетать с меньшего разбега и подниматься на большую высоту с большим грузом. Это была неоценимая помощь авиации. За работы в области химии нефти и каталитических превращение углеводородов Зелинскому в 1946г. была присвоена государственная премия. Александр Наумович Фрумкин. Выдающийся ученый, один из основоположников современного учения об электрохимических процессах, основатель советской школы электрохимиков. Занимался вопросами защиты металлов от коррозии, разработал физикохимический метод крепления грунтов для аэродромов, рецептуру для огнезащитной пропитки дерева. Вместе с сотрудниками разработал электрохимические взрыватели.

Николай Николаевич Мельников. С самого начала войны перед учеными была поставлена задача разработать и организовать производство препаратов для борьбы с инфекционными заболеваниями, в первую очередь с сыпным тифом, который переносят вши. Под руководством Мельникова было организовано производство дуста, различных антисептиков для деревянных деталей самолетов. - Особое значение в период войны приобрели взрывчатые вещества для авиабомб и морских торпед, ручных гранат, противотанковых мин и т. п. Для получения взрывчатых веществ требовались прежде всего азотная кислота, толуол и другие ароматические углеводороды. Производство азотной кислоты было налажено на заводах Урала и Сибири (Березняковском, Чирчикском, Кемеровском). Большой вклад в теорию взрывов, химию и технологию производства пороха и взрывчатых веществ внесли Н. Н.

Семенов, Ю. Б. Харитон, Н. Д. Зелинский, С. С. Наметкин и многие другие ученые.

Академики Николай Николаевич Семёнов и Юлий Борисович Харитон внесли большой вклад в разработку теории взрыва, химию и технологию порохов и взрывчатых веществ. Участие академика Н. Н. Семенова в борьбе за победу в Великой Отечественной войне всецело определялось разработанной им в 1928—1936 гг. теорией цепных разветвленных реакций. Эти исследования помогали решать проблемы повышения эффективности взрывчатых веществ улучшения огнезащитной пропитки шпал. Результаты исследования процессов взрыва, горения и детонации, проводимые Н. Н. Семеновым и его сотрудниками, во время войны использовались в производстве патронов, артиллерийских снарядов, взрывчатых веществ.

Академик Ю.Г. Мамедалиев в 1941 г. выполнил работу по синтезу толуола. Толуол — метилбензол. Его использовали для получения тротила. Тротил с щелочами образует соли, которые легко взрываются при механических воздействиях. Материал использовали для производства взрывчатых веществ, зарядов к разрывным снарядам, подводным минам, торпедам. Во время Второй мировой войны его было произведено около 1 млн. т.

В 1942-1943 годах под руководством профессора И.И. Китайгородского была решена сложнейшая научно-техническая задача - разработан рецепт получения бронестекла, прочность которого в 25 раз превосходила прочность обычного стекла. На его основе удалось создать прозрачную пуленепробиваемую броню для кабин самолетов. Наши летчики получили возможность более безопасного обзора пространства во время боя.

Велись активные разработки прежде всего по созданию сплавов специального назначения: сталей для брони танков и самолетов и бронебойных снарядов. Их основу составляют феррохром и ферромарганец. Производство этих материалов было налажено в небывало короткий срок на Урале. Возглавляли работу академики К. П. Бардин. (1883 — 1960) — выдающийся советский металлург, академик (с 1932) и вице-президент АН СССР, Герой Социалистического Труда (1945). и В. Л. Комаров

Многие ученые-химики создавали лекарственные препараты, необходимые для лечения раненых. Так, полимер винилбутилового спирта, полученный М. Ф. Шостаковским, — густая вязкая жидкость — оказался хорошим средством для заживления ран, он использовался в госпиталях под названием - «бальзам Шостаковского».

Учѐные Ленинграда разработали и изготовили более 60 новых лечебных препаратов, в 1944 году освоили метод переливания плазмы, создали новые растворы для консервации крови.

Академик А. В. Палладий синтезировал средства для остановки кровотечения.

Учеными Московского университета был синтезирован фермент тромбон — препарат для свертывания крови.

3 группа – биологи биологи

(направления деятельности)

t1686179072am.gif

? ? ?

ФИО ученого

Вклад

Материал для 3 группы

В годы войны для лечения раненых использовался лекарственный препарат под названием пенициллин, открытие которого принадлежит английскому учѐному Александру Флемингу. Микробиолог Зинаида Ермольева заявила, что советские ученые сами могут изготовить пенициллин.

В 1921 году Зинаида Виссарионовна окончила медицинский университет в Ростове-наДону. Уже в 40-м году она возглавляла лабораторию микробиологии, где был открыт холерный фаг, используемый для профилактики и лечения холеры в годы Великой Отечественной войны.

Во время боев за Сталинград на занятой противником территории началась эпидемия холеры. Чтобы избежать ее распространения, необходимо было принимать срочные меры.

Ермольеву вместе с группой сотрудников и запасами холерного фага направили в Сталинград.

Однако препарата было недостаточно, Зинаида Виссарионовна приняла решение получать бактериофаг на месте. В подвале здания была организована лаборатория. По указанию Ермольевой разведчики выходили за линию фронта выкрадывали трупы умерших от холеры немцев, и из возбудителей в лаборатории создавали препарат, который ежедневно получали 50 тысяч человек.

Вспышка холеры на нашей стороне фронта была предотвращена. Присужденную Сталинскую премию Зинаида Виссарионовна отдала на постройку истребителя.

Вернувшись из Сталинграда, Ермольева начала работать над поиском чудодейственной плесени, свойства которой были описаны в научной литературе.

Плесенью принято называть микроскопические грибы, которые образуют налеты на пищевых продуктах и почве, вызывающие порчу. Один из них пеницилл. Этот гриб разводят специально, чтобы получить из него лекарство пенициллин.

Созданный в 1942 году препарат пенициллин - крустозин, превосходил по эффективности недоступный зарубежный аналог.

Испытания проводились в Латвийском госпитале, на этом здании теперь есть мемориальная доска. Журналист Борис Сопельняк писал, что западная пресса называла Ермольеву «мадам Пенициллин»

Ученые витаминного института рекомендовали для госпиталей, больниц, детских учреждений еще одно противоцинготное средство – суп из проросшего гороха. В одной тарелке такого супа содержалось около двух доз аскорбиновой кислоты.

В конце ноября и начале декабря 1941 г. вследствие суровой зимы в больницы города начали поступать обмороженные люди. Сотрудники витаминного института знали, что масляные растворы каротина являются одним из лучших средств для лечения обморожений. Ввиду отсутствия в Ленинграде моркови, в срочном порядке была разработана технология получения каротина из игл хвои и отходов производства антицинготной настойки. Полученный препарат с успехом использовался для лечения бойцов Ленинградского фронта. В годы блокады в Ленинграде свирепствовала дистрофия. В борьбе с ней также принимали участие ученые Витаминного института во главе с Александром Александровичем Шмидтом. Стало известно, что в одной из типографий сохранились большие запасы технического казеина, который используется в качестве клея. Сотрудники института нашли способ его очистки от вредных примесей и получения из него нормального размоченного творога с высокими питательными свойствами, так как творог из такого казеина позволял надолго утолить голод. Весь имеющийся в городе технический казеин был направлен на переработку в пищевой творог.

Среди работ биологов прежде всего следует отметить результаты научных исследований профессора Б.А. Кудряшова, которые принесли в годы войны реальную помощь многим сотням тысяч раненым на фронте солдат и офицеров, а десяткам тысяч тяжелораненых спасли жизнь. Разработанный Кудряшовым и внедренный в производство препарат тромбин обладал чрезвычайно ценным свойством за 3-6 секунд свертывать изливающуюся из раны кровь в сгусток – тромб, который закрывал рассеченные кровеносные сосуды и тем самым останавливал кровотечение. Особенно ценным было свойство тромбина останавливать так называемые паренхиматозные (тканевые) и капиллярные кровотечения из мозга, печени, легких, селезенки и других органов и тканей. Таким эффективным средством борьбы с кровотечениями медицина до этого не располагала.

В начале войны таджикские ученые-биологи предложили для фронта оригинальный антибиотик - арчевое масло, вырабатываемый из арчи - среднеазиатского можжевельника. Оно не только уничтожало болезнетворные микробы, но и способствовало ускоренному заживлению ран. Таджикские ботаники испытали и рекомендовали к использованию 23 вида лекарственных растений, организовав их сбор, а многих из них стали культивировать, что повлекло за собой развитие фармакологии. Ими была разработана методика изготовления концентрата витамина "С" из зеленых плодов грецкого ореха, шиповника, черного барбариса для госпиталей. А в районе Ягнобской стены было собрано и отправлено на фронт несколько тонн мумие - чудодейственного средства, веками применяемого в восточной медицине. В Институте ботаники были проведены работы по сохранению зеленой окраски сорванных растений, что было очень важно для военной маскировки.

В годы войны в связи с качественным ухудшением пищевого рациона и преобладанием углеводной пищи резко возросла роль витаминов, которые предотвращали возможные заболевания в армии и среди населения. Прежде всего возросли потребности в витамине С, предупреждающем цингу. Профессор В.А. Энгельгардт разработал способ получения витамина С из незрелого грецкого ореха. Был построен ряд заводов, изготавливающих витамин С из грецкого ореха.

В.А. Энгельгардт и его сотрудники добились в годы войны выдающихся успехов в науке, разрешив сотни лет стоявшую перед биохимиками и физиологами задачу перехода химической энергии в живом организме в механическую энергию мускульного сокращения. Во время Великой Отечественной войны биологи МГУ выполнили еще целый ряд исследований, непосредственно связанных с нуждами фронта. На кафедре физиологии животных, например, с конца 1940 года велись экспериментальные работы по выяснению изменений, наступающих в организме животных и человека при травматическом шоке. Целью этих работ было найти химические средства, предупреждающие последствия шока. В Институте зоологии проводились электрофизиологические исследования процесса восстановления периферического двигательного аппарата после ранений, изучалось изменение состава крови при острогнойных инфекциях, применение бикарбоната алюминия для лечения ран, велись цитологические исследования ран при гемотерапии и т.д.

2. Выступления групп и обсуждение результатов работы

Каждая группа представляет свои результаты исследования. Отвечает на вопросы по проблеме исследования. Остальные учащиеся могут дополнять, уточнять ответы, задавать вопросы.

Практическая работа

Учитель:

А теперь перейдем к практической части и представим себя на месте географов, биологов и химиков и выполним задания. Они у вас на рабочих столах.

Задание для географов.

На столе учащихся: лист А 4, простые карандаши, цветные карандаши, линейка, транспортир.

Сделать топографический план местности, на котором будет происходить военное сражение. Алгоритм выполнения – на вашем столе.

От каждого края отступи по 1 см и начерти рамку.

С северо – востока на юго-запад и с северо-востока на северо-восток протекает

река Днепр, с направлением течения на юго-запад глубиной 25м.

Через реку проходит деревянный мост.

На востоке располагается холм высотой 40м, горизонтали идут через 10м с СЗ лиственный лес.

На З овраг.

Вдоль левого берега реки растут кусты.

На С располагается село Бочарово

На востоке болото.

С ЮЗ в лесу располагаются немецкие танки

С ЮВ стороны , восточнее от села Бочарово, располагаются русские танки.

11.

Показать стрелками план наступления.

Задание для биологов.

Проделать опыт Определение аскорбиновой кислоты в сосновой хвое» Инструкция по его выполнению находится на вашем столе.

хвоя, 5% раствор йода;

вода, крахмал;

воронка, фильтровальная бумага; химический стакан, пипетка.

Задания для химиков.

Проделать опыт

Инструкция по его выполнению находится на вашем столе.

Перемешать на листе бумаги по 3 ложечки KMnO4, порошка угля, порошка железа.

Полученную смесь высыпать в железный тигель и нагреть в пламени спиртовки.

Начинается реакция, смесь выбрасывается из тигля в виде множества искр.

4. Представление результатов работы.

Учитель

Ребята, сегодня мы много услышали о такой важной профессии, как топографы, и сейчас они представят нам план местности , на котором происходило военное сражение.

Группа географов представляет результаты работы

Учитель

Сделайте вывод по результатам работы

Вывод: с помощью плана местности можно было определить план наступления

Группа биологов представляет результаты работы. Вывод 2-й группы. хвоя содержит аскорбиновую кислоту Учитель.

Для чего она необходима?

Завершим мы нашу конференцию символическим салютом в честь тех, кто сделал все возможное и невозможное для приближения победы над фашизмом.

Группа химиков представляет результаты работы.

Звучит песня «День Победы».

На лабораторном столе учащиеся демонстрируют «салют».

3. Подведение итогов урока

Учитель

Какие чувства испытали вы при работе с материалами о Великой Отечественной войне? Что для вас было самым ценным, значимым на уроке? Что вас удивило и затронуло больше всего? Да, война- это разрушительная сила, но война заставила и созидать. Даже немцы после войны признали, что наша наука и техника были на высоте требований, которые предъявило время.

1.Рефлексия.

Предлагаю вам выразить свое отношение к уроку, используя приѐм синквейна («стихотворение», состоящее из пяти строк).

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

1 строка – одно ключевое слово – существительное (урок) 2 строка – два слова – прилагательные.

строка – три слова - глаголы.

строка одно слово-ассоциация.

строка- предложение.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.