12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кузьмина Лариса Вячеславовна22
3

Научно-исследовательская работа «Особенности одежды чувашского и русского народа»

Введение

Я с бабулей была на концерте, где выступали дети в чувашских и русских национальных костюмах. Яркие, праздничные чувашские и русские костюмы были настолько красивы и загадочны. Зная особенности национальной одежды, можно многое рассказать о жизни людей в прошлом. Желание знать историю своих предков и привело к данной теме проекта, подтолкнуло к этому исследованию. 

  Данная тема актуальна, так как, изучая ее, я узнаю традиции русского и чувашского народа, его быт, культуру, воспитывается любовь и уважение к народным традициям.

Гипотеза: предположу, что одежда разных национальностей имеет сходства и различия, в зависимости от национальных традиций.

Объекты самобытность национальной культуры и традиции чувашских и русских костюмов.

Предмет: чувашские и русские национальных костюмы, технология изготовления кокошника.

Цель: изучить одежду чувашского и русского народа, сравнить чувашские и русские национальные костюмы

Общие задачи исследования:

                  На I этапе (подготовительном):

Изучить соответствующую литературу, Интернет-ресурсы об одежде чувашского и русского народа.

Собрать фактическую информацию (текстовую и иллюстративную) о костюмах чувашского и русского народа.

Провести опрос среди одноклассников

Сделать выводы

                  На II этапе (основном):

Изготовить русский национальный головной убор «кокошник»:

-составить список необходимых материалов, инструментов, приспособлений;

- приобретение недостающего материала;

- изготовление национальных головных уборов.

                  На III этапе (заключительном):

                  1) Защитить проект в виде презентации.

Методы исследования:

1.Познакомиться с национальной одеждой чувашского и русского народа.

2.Изучить виды одежды, их предназначение и технологию изготовления .

3.Провести социологический опрос.

4. Изготовить национальные головной убор кокошник.

5.Познакомить одноклассников с национальной одеждой на классном часе.

6.Сделать буклеты «Русская национальная одежда» и «Чувашская национальная одежда».

Практическая значимость:

данный материал может быть использован на классном часе;

на уроках окружающего мира и технологии;

практический материал может быть использован детьми для самостоятельного изучения.

    Таким образом, я определила для себя:

    Время работы: 3 месяца.

    Режим работы: после уроков, дома.

    Участие взрослых: помощь мамы.

 

 

 

На I (подготовительном) этапе я:

- изучила много литературы;

-посетила и зарегистрировалась на разных сайтах, где была информация о национальной одежде чувашского и русского народа;

- просмотрела видео, где подробно показаны культура и быт чувашского и русского народа;

- посетила Национальный музей.

Я выяснила, что:

Одежда — важная часть многовековых национальных традиций. Она раскрывает особенности народа, воспроизводит в орнаменте его представления о добре и зле, формирует неповторимый культурный облик.

Чувашская одежда представлена разнообразием головных уборов, платьев и костюмов. Чаще всего чуваши изготавливали одежду из домотканого полотна, кожи, войлока, овечьей шерсти или сукна.

В гардеробе каждой чувашки была холстяная рубаха (кĕпе), которая ниспадала до щиколоток. В отличие от мужских рубах женские часто имели нагрудные узоры-обереги кĕске в виде солнца. Поверх рубахи надевали вышитый передник (чĕрçитти) или белый вышитый фартук (саппун).

Весной и осенью женщины спасались от прохлады легким кафтан-халатом или суконным кафтаном. Зимой чувашки надевали штаны из домашнего сукна и приталенную шубу из овчины со сборками на талии (кĕрĕк). Женская одежда отличалась от мужской большим числом сборок.

Одежда девочек была проще, но выглядела не менее нарядно. Платья украшались несложным узором или тесьмой на подоле.

Мужчины носили холстяные туникообразные рубахи (кĕпе) длиной до колен. Здесь грудной разрез располагался справа и завязывался тесьмой.

Кроме того, мужчины носили штаны (йeм) и однотонную безрукавку. На праздники парни надевали кожаные сапоги (сăран атă).

Весной и осенью носили в повседневности холстяной кафтан (шупăр) или шерстяной кафтан (сăхман), или суконный халат (пустав). Зимой мужчины ходили в штанах из домашнего сукна и шубе из овчины с 2–3 сборками на талии (кĕрĕк). В дорогу поверх шубы или кафтана состоятельные чуваши надевали черный овчинный тулуп.

Одежда мальчиков была схожа со взрослой, но она не имела вышивки с ритуальной символикой. Ворот рубахи мальчика-подростка украшал однотонный узор.

Головные уборы

               Тухья — округлый головной убор, который носили девочки и незамужние девушки по праздникам и выходным дням. Он изготавливался из 1–2 слоев холста, украшался бисерной вышивкой и серебряными монетами.

               Замужние женщины покрывали голову сурпаном — полоской белой ткани, концы которой украшались вышивкой.

               Летом мужчины носили черные или белые войлочные шляпы (ялкас), а зимой — шапки с широким околышем и продолговатым куполообразным верхом (сĕлĕк).

Обувь

               Большинство чувашей ходили в лаптях из липового лыка (çăпата). Представители верховой группы носили их с онучами черного цвета, а низовой группы — с белыми суконными чулками (чăлха). Валенки могли позволить себе лишь зажиточные крестьяне.

               Русские народные костюмы шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.

               Основу любого русского костюма, как и чувашского, составляла рубаха. Ее одевали мужчины, женщины и дети. Это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти. Она была широкой, украшалась по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась пояском.

               Женщины поверх рубахи одевали поневу. Далее шел передник. Передник всегда щедро украшался вышивкой и часто предпочтение отдавалось красному цвету. Одежда с орнаментом красного цвета должна была отпугивать демонов и духов, хранить и оберегать владельца от разных напастей.

               Обычно осенью или весной поверх рубахи, поневы и передника носили навершник, наплечную одежду по типу укороченной рубахи. Навершник всегда старались украсить вышивкой, аппликациями из дорогих тканей.

              Чуть позже появился сарафанный комплект, носили его на Руси в будни и в праздники. Сарафаны шили из разных тканей.

              В ненастную погоду деревенские модницы одевали старательно расшитые душегреи, которые шили из дорогих тканей, вышивали узорами, обшивали по краю декоративной полоской.

              Мужские штаны шили всегда одинаково. Они были неширокие, холщовые, синего или черного цвета. Их носили заправленными в обувь. Иногда выходные, праздничные штаны шили в полоску.

              Еще одной типичной мужской одеждой, которую надевали поверх рубахи, был зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом.

             Поверх зипуна обычно надевали кафтан – распашную одежду, расширявшуюся книзу. Кафтаны обязательно закрывали колени. Шили их из различных тканей: холста, сукна, бархата.

Головные уборы.

    Девушки повсеместно носили открытые головные уборы типа повязок, замужние женщины до рождения первого ребенка, надевали кокошники; рожавшие женщины носили кички или кокошники.

    Во все времена мужчины носили шапки. Раньше это были серые грешевики, иногда – соломенные шляпы (летом), несколько позже – картузы – особый вид кепки (стоит отметить, что эти головные уборы всегда украшались лентами, бисером, цветами, тесьмой.). Зимний вариант – малахи и ушанки.

Обувь.

     Русский народ одевал лапти из древесного лыка. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Женщины носили сапоги и башмаки. Башмаки шили из бархата, парчи, кожи. Зимой одевали валенки — тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делали твёрдыми, но бывали и мягкими, под другую обувь.

Вывод:

В своей работе я проанализировала два народных костюма: чувашский и русский. После проведённых мною исследований я выяснила, что у них есть много общего:

1) основа костюма – рубашка, которая имела схожую форму;

2) использование передников;

3) использование красного цвета;

4) украшение одежды бисером и вышивкой, для защиты;

5) обувь - лапти и валенки.

Причинами сходства элементов национального костюма являются:

1. Общая территория проживания русских и чувашей.

2. Общие обычаи, верования, обряды.

Также преобладают различия:

1) отличительные черты чувашской вышивки от русской;

2) головные уборы;

3) некоторые детали одежды.

     На следующем этапе работы я провела социологический опрос среди одноклассников чтобы узнать, что им известно о чувашской и русской национальной одежде? 

         Совместно с учителем разработали анкету, в которую включили 6 вопросов. (Приложение 1) 

В анкетировании приняли участие 32 человека.  Результаты оформили в виде диаграммы.

Сделали выводы: ребята мало знают о чувашской и русской национальной одежде.

Мы изготовили буклеты «Русская национальная одежда» и «Чувашская национальная одежда».

Я решила поделиться своими навыками. Но, чтобы научить ребят из нашего класса изготавливать национальную одежду, я должна сама освоить эту технологию, за этим я обратилась к интернету и нашла видео мастер-класс кокошника. Я перешла к практике.

Для изготовления кокошника понадобятся следующие материалы и инструменты:

1) картон, фольгоизолон – для основы;

2) ткань креп-сатин;

3) кружево;

4) тесьма серебряная;

5) резинка;

6) стразы;

7) клей, термопистолет;

8) ножницы.

Этапы работы:

1) По шаблону из картона и фольгоизолона вырезаем основу кокошника.

2) При помощи клея приклеиваем картон и фольгоизолон друг на друга.

3) Из подготовленной ткани по получившемуся шаблону делаем выкройку. Накладываем ткань на картон и, загибая припуски приклеиваем к основе кокошника.

4) Обклеиваем края кокошника серебряной тесьмой.

5) Украшаем лицевую сторону кокошника стразами и кружевом.

6) Нижнюю часть приклеиваем тоненькой резиночкой, чтобы кокошник хорошо держался.

Готово! (Приложение 2)

На III этапе (заключительном):

На классном часе я рассказала одноклассникам о национальной одежде чувашского и русского народа; мы сделали буклеты «Русская национальная одежда» и «Чувашская национальная одежда».

 

 

Заключение.

    По итогам работы я выяснила, что в чувашском и русском народном костюме есть много общего, причинами сходства являются общая территория проживания русских и чувашей; и общие обычаи, верования, обряды. Показала ребятам, как можно изготовить русский народный головной убор;           

Таким образом, выдвинутая мной гипотеза, подтвердилась.

Цель моего исследования достигнута. Я проявила терпение, усидчивость, настойчивость и упорство в достижении цели.

Работа над проектом породила во мне чувство гордости за результат моего труда. Я была удивлена собственным возможностям.

На этом работа не заканчивается, я планирую изучить вышивку чувашского и русского народа и сравнить их.

Заканчивая выступление, мне бы хотелось сказать о том, что я многое узнала, научилась сама изготавливать деталь народной одежды, получила огромное удовольствие от проделанной работы.

Спасибо за внимание!

 

 

Список литературы:

 

1. Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика- синтез”, М.,2006 г.

2. А.Ю. Андреева. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004 г.

3. Маслова И.Н. /Взаимодействие русской и чувашской культур. – Издательство Тюменского государственного университета. - 2006. – 92 с.

4. 4.     Николаев В. В., Иванов-Орков Г. Н., Иванов В. П.ЧУВАШСКИЙ КОСТЮМ ОТ ДРЕВНОСТИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ. — Научно-художественное издание, Москва — Чебоксары — Оренбург, 2002

 

Интернет ресурсы:

1. http://www.narodko.ru /Народный костюм.

2. http://festival.1september.ru/articles/511618

3. http://www.perunica.ru

4. http://nasledie.nbchr.ru

Автор материала: К. КУЗЬМИНА (2 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.