Исследовательская работа «От Лиги Наций к ООН»
Автор публикации: Л. Никулин, ученик 9 класса
Автор публикации: М. Рогалев, ученик 9 класса
Содержание
Введение …………………………………………………………………………….2
1. Лига Наций — первая международная политическая организация
1.1. История создания, структура и функции Лиги…………………………..…3
2.1 Деятельность Лиги Наций……………………………………………….…….5
2. Организация Объединенных Наций - новая попытка установить международную стабильность, мир и порядок
2.1 История возникновения ООН………………………………………..…....….10
2.2 Деятельность ООН………………………………………………………..…..12
3. Сравнительный анализ отдельных положений Статуса Лиги Нация и
Устава ООН………………………………………………………..………………16
Заключение………………………………………………………………………..19
Литература
Введение
Всемирно известный философ Иммануил Кант на протяжении многих лет наблюдал за политической и экономической ситуацией в мире, а в 1795 году написал трактат «Вечный мир», название которого в переводе с немецкого языка можно рассматривать в значении «вечный покой». Скорее всего, именно поэтому многие считали эту идею шуткой. На самом же деле Кант предлагал миру систему международных отношений.
Лига Наций была основана более чем через сто лет после разработки философом теории о долговременном мире. Толчком к дружескому объединению стран послужило окончание Первой мировой войны и подписание Версальского договора в 1919 году.
Однако Лига Наций не смогла выполнить свое основное назначение – обеспечить мир и безопасность европейских держав.
Принципы новой международной организации ООН были разработаны во время Второй мировой войны, с целью обеспечения мирового порядка и развития международного сотрудничества.
Созданная в 1945 году международная организация, в настоящее время ограничивает деятельность террористических группировок, а также работает по вопросам разрешения вооруженных конфликтов. Большое количество современных политологов отмечают, что деятельность ООН сегодня ослабла и налицо напряженные отношения между ведущими державами, активное создание вооруженных формирований и террористических организаций.
Изучение вопроса деятельности Лиги наций и ООН дает возможность понимания глубокой проблемы, а именно, как может не разработанность правовых основ крупной международной организации привести к невозможности ее противостояния на практике крупным международным конфликтам.
Тема работы: От Лиги Наций к ООН
Цель: изучение структуры и принципов деятельности Лиги Наций и ООН.
Основные задачи:
- проанализировать историю создания международных организаций;
- рассмотреть деятельность Лиги Наций и ООН;
- провести сравнительную аналогию Лиги Наций и ООН.
-выяснить эффективность функционирования международной системы поддержания мира и безопасности в лице ООН и её предшественницы Лиги Наций.
Объект исследования – Лига Наций и Организация Объединённых Наций.
Предмет исследования - деятельность Лиги Наций и ООН и эффективность их функционирования.
1. Лига Наций — первая международная политическая организация
1.1. История создания, структура и функции Лиги
Идея создания Лиги Наций принадлежит Великобритании. В конце 1915 года министр иностранных дел Грей предложил создать международную организацию по борьбе за мир. Это было первым случаем в истории. Лига наций формировалась непосредственно на, так называемых, конференциях мира. Хотелось отметить, что существенный вклад внесли Гаагские конференции мира 1899 и 1906-1907 гг.
Подписание устава Лиги произошло на Парижской мирной конференции, организованной для подведения итогов Первой мировой войны. В устав были включены принципы, составившие ядро Версальского мирного договора и Вашингтонской системы.
Правовая деятельность Лиги регулировалась принятым Уставом или Статутом от 10 января 1920 года. Устав состоял из Преамбулы, 26 статей и приложения. Первые статьи говорили о структуре создаваемой организации, условиях вхождения и выхода из лиги.
Основными органами Лиги Наций являлись Ассамблея - ежегодное собрание представителей всех членов организации и Совет Лиги Наций (собирался за время существования 107 раз) - в составе постоянных и периодически избиравшихся Ассамблеей непостоянных членов. Постоянными членами Совета были Великобритания, Франция, Италия и Япония, а после вступления в организацию (соответственно в 1926 г. и 1934 г.) - Германия и СССР. Ассамблея и Совет собирались в Женеве. Там же работал Секретариат Лиги Наций во главе с Генеральным секретарем.
Кроме основных органов, Лига Наций имела также вспомогательные в виде постоянных и временных комиссий. Имелись также автономные органы (например, Международная организация труда, Постоянная палата международного правосудия и др.). Решения в ассамблее Лиги Наций должны были приниматься только единогласно (кроме процедурных вопросов).
Лига Наций впервые в истории международных отношении обратила внимание на гуманитарные и социально - культурные вопросы: помощь голодающим, объединенная борьба с эпидемиями. В рамках ее комиссий, так называемых Постоянных бюро, были разработаны многие международные правила по борьбе с распространением наркотиков, технической организации транспорта и связи, интеллектуальному сотрудничеству.
Официальными языками Лиги Наций были французский и английский.
Основными целями Лиги было сохранение мира и улучшение условий человеческой жизни, причем в первую очередь была проблема разоружения: о чем сразу же было заявлено в статье 8 (после статей об организационных принципах Лиги): «Члены Лиги признают, что сохранение мира требует ограничения национальных вооружений до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением. Всякая война или угроза войны должна была, согласно уставу, вызвать со стороны Лиги наций меры, "способные действительным образом оградить мир наций"
К числу мер, применяемых для сохранения мира, относились обязательства государств - членов Лиги выступать против любой агрессии; взаимные соглашения по арбитражу, юридическому урегулированию или осуществлению специальных расследований Совета; соглашения членов Лиги о взаимных действиях в применении экономических и военных санкций. В дополнение к этим основным условиям был принят целый ряд различных положений, например о регистрации договоров и защите меньшинств.
Так, например, Статья 10 гласила: «Члены Лиги обязуются уважать и сохранять против всякого внешнего вторжения территориальную целость и существующую политическую независимость всех Членов Лиги. В случае нападения, угрозы или опасности нападения, Совет указывает меры к обеспечению выполнения этого обязательства». Устав Лиги наций предусматривал также вмешательство Лиги в споры между государствами, не являющимися её членами.
Если государство - не член Лиги наций, участвующее в споре, отказывается принять меры для его разрешения, предложенные Советом Лиги наций, и прибегнет к войне против одного из членов Лиги, то к нему применяются экономические и военные санкции.
К политическим санкциям относились: прекращение всех политических сношений на межгосударственном уровне; запрет личных отношений между гражданами применяющего санкции государства, и гражданами государства-агрессора. Понятно, что политические санкции было практически невозможно осуществить на практике, поскольку «трудно предположить, согласие членов Лиги как на полный разрыв дипломатических отношений, так и на воспрепятствование отношениям своих граждан с гражданами государства-нарушителя».
Экономические санкции можно охарактеризовать как бойкот, подразумевавший прекращение торговых и финансовых отношений с государством-нарушителем Статута. Здесь интересна точка зрения Л. Оппенгейма, считавшего, что прекращение всех торговых и финансовых отношений подразумевало для каждого участвовавшего в санкциях члена Лиги две обязанности: 1) разорвать экономические связи с агрессором на правительственном уровне; 2) издать внутренний закон, «запрещавший всем находящимся на его территории лицам торговать или пересылать деньги как правительству государства-агрессора, так и частным лицам, находящимся на его территории». Практическая реализация данной точки зрения привела бы к участию в финансовом бойкоте граждан вообще всех государств, независимо от их членства в Лиге.
Военные санкции носили факультативный характер и выражались в возможности применения в отношении агрессора военных действий, репрессалий, а также блокады (в том числе и мирной). Исходя из текста абзаца 2 статьи 16, можно прийти к выводу, что только Совет был вправе внести на рассмотрение членов Лиги предложение о применении военных санкций. Отметим, что решение в данном случае должно было быть принято единогласно всеми членами Совета
2.1 Деятельность Лиги Наций
Стратегическим направлением деятельности Лиги наций оставалась борьба за разоружение и утверждение принципов пацифизма в мировой политике. В первые послевоенные годы арбитраж Лиги наций сыграл важную роль в урегулировании нескольких региональных конфликтов в Европе, в том числе между Польшей и Литвой (из-за города Вильно), Финляндией и Швецией (из-за Аландских островов), Грецией и Италией (из-за острова Корфу). Но попытки повлиять на развитие событий в Закавказье, а также вмешаться в советско-польский конфликт были пресечены Советской Россией.
По мере стабилизации политической ситуации в Европе Лига наций перешла к попыткам создать стабильную систему международной безопасности. В сентябре 1922 г. Ассамблеей Лиги наций была принята резолюция, которая предусматривала необходимость заключения между странами-членами договора о коллективной безопасности. В развитие этой идеи был подготовлен проект «Договора о взаимной помощи», который предусматривал осуждение любой наступательной войны, закреплял обязательность поэтапного разоружения, утверждал право на создание региональных гарантийных пактов. В 1923 г. проект был разослан правительствам, в том числе и стран, не являвшихся членами Лиги наций. Великобритания, скандинавские страны, Италия, Германия, СССР и США по разным основаниям отвергли его.
15 февраля 1928 года СССР направил к генеральному секретарю Лиги Наций первый в истории конкретный проект по разоружению – проект конвенции о всеобщем, полном и немедленном разоружении. Проект снова не был одобрен.
В то же время процесс перевооружения начала Германия, план Секта предусматривал создание шестидесяти трех современных дивизий на случай войны. Франция, отойдя от того самого принципа ведения открытых переговоров, хотела, заключив с США договор «о вечной дружбе», укрепить свои позиции в Европе. Однако США это было не «на руку»; в результате вместо двустороннего соглашения был заключен пакт Бриана-Келлога – «Пакт отказа от войны», который был не двусторонним, как предполагала Франция, а многосторонним.
Советский союз, все еще не состоящий членом в Лиге Наций, постоянно подчеркивал свою готовность принимать участие в любых конференциях, конвенциях, которые служили бы интересам мира и безопасности. Однако западные державы вынуждали СССР постоянно сопротивляться политической и экономической изоляции.
В конце 20-х – начале 30-х годов все капиталистические страны попали в жесточайшую кризисную ситуацию. Кризис наблюдался в промышленности, в сельском хозяйстве, катастрофически упал уровень экспорта товаров. Наиболее сильно кризис «ударил» по США и Германии, в которых производство сократилось более чем на 40%.
Страны Лиги Наций пытались обвинить Союз в существовавшем тогда кризисе, говоря, что именно намерения большевиков распространить социализм в Европе стало причиной того, что СССР «выбрасывает на международный рынок товары по ценам ниже себестоимости, проводит политику демпинга, чтобы дезорганизовать хозяйство капиталистических стран».
В 1930 году со стороны США и Франции на СССР было наложено продовольственное эмбарго, ставшее причиной новой кризисной волны в упомянутых странах.
Таким образом США и Франция надеялись навредить развитию экономики СССР.
В 1932 году в Женеве была открыта Всеобщая конференция по сокращению и ограничению вооружений. Более 60 стран предлагали свои проекты, СССР снова настаивал на полном разоружении, однако ведущие страны Лиги Наций (Англия, Франция, Италия), а также США снова их отклонили.
Лигой Наций были достигнуты определенные успехи в социальной и гуманитарной области, в сфере международной экономической политики и финансового регулирования, международных сообщений и системы транзита, в улучшении системы здравоохранения во многих странах мира, научного сотрудничества, кодификации международного права, подготовки конференций по разоружению и других социальных и гуманитарных областях.
Был установлен контроль над распространением опиума и работорговлей (в основном женщинами). Кроме того, были достигнуты значительные успехи в защите прав и интересов молодежи. Лига была тесно связана со своим юридическим органом - Постоянной палатой международного правосудия, имевшей собственную структуру и принимавшей самостоятельные решения. Лиге удалось урегулировать - в той или иной степени успешно - более 40 политических конфликтов, она не смогла предпринять действенных мер по обеспечению международной безопасности.
Кризис организации пришелся на 1930-е годы, а его пик – на середину предвоенного десятилетия, когда один за другим следовали провалы Лиги, которая оказалась не способной справиться с вызовами той эпохи.
Началом стала агрессия Японии (государства-учредителя Лиги) против Китая, захватившей в 1931 году Маньчжурию, где в 1932 году было создано марионеточное государство Маньчжоу-Го, которому Лига смогла противопоставить лишь «бумажное заключение» своей спецкомиссии. Япония откровенно проигнорировала это заключение, а в марте 1933 года вышла из Лиги.
Следом в октябре того же года вышла Германия, занимавшая место постоянного члена Совета Лиги с 1926 года. Затем произошел захват Италией (также страной-учредительницей Лиги) государства-члена Лиги Эфиопии в 1935-1936 годах, которому Лига Наций не смогла воспрепятствовать. Вслед за Японией и Германией в декабре 1937 года вышла из Лиги Наций Италия.
Далее ситуация развивалась лавинообразно: нарушение в 1936 году Германией Версальского и Локарнского договоров (ввод войск в Рейнскую демилитаризованную зону), агрессия Германии и Италии против республиканской Испании в том же 1936 году, новая агрессия Японии против Китая в 1937 году, аншлюс Австрии в 1938 году, расчленение и захват Чехословакии в 1938-1939 годах. После этого «количество» для Лиги Наций перешло в «качество».
Процесс гибели организации приобрел необратимый характер.
В своих проектах Лига Наций часто употребляла термины «всеобщая безопасность», «коллективная безопасность», однако на деле слова остались лишь словами: ни один из одобренных проектов Лиги не был действительно направлен на обеспечение безопасности.
В 1933 году Советский Союз принял решение взять в свои руки меры по обеспечению мира на континенте. Нарастающая угроза со стороны фашистской Германии давала основания для подобного стремления. СССР согласился на вступление в Лигу Наций для того, чтобы использовать ее трибуну для объединения стран в противостоянии фашизму.
В 1934 году Союз предложил план по созданию «трех замкнутых кругов» для борьба с фашизмом. Имелась в виду борьба с Германией, Италией и Японией, где получил наиболее широкое распространение фашизм.
В 1935 году в Германии была введена всеобщая воинская повинность, что противоречило условиям Версальского договора и было резко осуждено советскими дипломатами с трибуны Лиги Наций. Германия, решив окончательно освободиться от обязательств Лиги Наций, покинула организацию. Следующей картой стало вторжение войск Германии в 1936 году в демилитаризованную зону Рейна, что было очередным грубым нарушением многосторонних договоров. Это не могло не повлечь за собой призыв Франции к Лиге Наций обсудить ситуацию и принять меры. Лиге Наций потребовалось почти две недели для «обсуждения» гитлеровского шага, итогом чего стала лишь констатация факта нарушения Версальского договора, однако никаких мер Лига не предприняла.
Новое попустительство со стороны Лиги Наций показало агрессорам их полную безнаказанность и дало повод продолжать развертывание войны.
Таким образом, Лига Наций, сама взрастившая плоды фашизма своим поощрением перевооружения Германии несколькими годами ранее, окончательно разбилась на два лагеря. Возрастающее напряжение в отношениях стран-участниц грозило началом новой мировой войны. Лига Наций давала иллюзию общности всех стран, входящих в нее
Ни один из заключенных пактов о ненападении не гарантировал полной безопасности стран и невозможности этого нападения.
Они лишь отсрочивали войну, давая обеим сторонам (потому что большинство договоров приобрели именно двусторонний характер, что уже само по себе в корне противоречило принципам Лиги Наций, направленным на согласованность всех принятых решений) возможность лучше подготовиться к войне.
Изначальное нежелание стран-участниц поступаться своими интересами в интересах (не другого государства, нет) всеобщей безопасности и мира стал основной причиной такого жестокого, но вполне ожидаемого краха.
20 апреля 1946 года Лига Наций официально прекратила свое существование, что было провозглашено на двадцать первой сессии Генеральной Ассамблеи.
Все права Лиги Наций были переданы новообразованной Организации Объединенных Наций.
2. Организация Объединенных Наций - новая попытка установить международную стабильность, мир и порядок
2.1 История возникновения ООН
Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления международного мира, безопасности, развития сотрудничества между странами.
Вторая Мировая Война определила необходимость создания коалиции государств для поддержания и предотвращения новой войны. Проблема послевоенного мирового устройства, была главной на тот момент и являлась одной из основных тем.
Важным этапом на пути создания ООН стала конференция союзных держав в Москве в 1943 году. В декларации от 30 октября 1943 года подписанной представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что «они признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности.
Дальнейший ход подготовки новой международной межправительственной структуры хорошо известен и подробно описан во многих историко-правовых исследованиях. «Важнейшими этапами в создании ООН обоснованно называют конференцию в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой были согласованы основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации.
11 февраля 1945 г. после встреч в Ялте лидеры США, Великобритании и СССР заявили о своей решимости учредить "всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности".
Название Объединенные Нации, предложил президентом Соединенных Штатов Франклином Рузвельтом.
В апреле 1945 г. представители 50 стран в Сан-Франциско приняли учредительные документы и Устав ООН. Это основополагающий конституционный документ, в соответствии с которым ведет свою деятельность Организация Объединенных Наций.
Устав ООН воплощает в себе демократические идеалы, что находит свое выражение, в частности, в том, что он утверждает веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправии мужчин и женщин, закрепляет равенство больших и малых народов.
Основные направления деятельности ООН были и остаются: мир и безопасность, экономическое развитие, социальное развитие, права человека, окружающая среда, международное право, гуманитарные вопросы, здравоохранение.
Устав ООН устанавливает в качестве своих основных целей поддержание международного мира и безопасности, улаживание мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, международных споров и ситуаций.
Структура ООН вырабатывалась постепенно. Уже по уставу были установлены основные органы всемирной организации. Это Генеральная Ассамблея, Совет по опеке, Совет Безопасности, Секретариат и Международный суд ООН, Экономический и Социальный советы. Помимо этого устав разрешал с согласия Генеральной Ассамблей учреждать другие самоуправляемые организации. С 1946 года действует особый орган – ЮНЕСКО (всемирная организация ООН по вопросам науки, культуры и образования), который расположен в Париже. Совет Безопасности создал миротворческие силы. В 1948 году Генеральная Ассамблея приняла Всемирную Декларацию прав человека, в которой были прописана все права каждого человека, среди которых основные права на жизнь, свободу, неприкосновенность личности, частную собственность.
В 1948 г. ООН создала специальную Комиссию по охране исчезающих животных и растений.
В 1955 году в ООН были приняты еще 16 государств — новых членов и общее количество стран-членов ООН достигло 76.
В результате процессов деколонизации представительство ООН становилось все более разнообразным: в 1960-х годах в состав ООН были приняты около 30 африканских, азиатских и центрально-американских стран (к 1970 году общее количество стран-членов ООН увеличилось до 127).
К 1990 году общее число членов возросло до 159.
В 1990-2000-е годы в ООН вошли 37 государств, в том числе бывшие союзные республики СССР и некоторые страны Восточной Европы.
К 2011 году общее число стран—членов ООН достигло 193 и сохраняется по настоящее время. Официальные языки ООН и ее организаций - английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.
Особенностью этой организации в последнее время следует назвать ярко выраженный политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира, безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах межгосударственного сотрудничества. Организация Объединенных Наций служит постоянным форумом для проведения переговоров по разоружению, вырабатывая рекомендации и выступая инициатором исследований в этой области.
Появление новой международной организации, с созданием которой связывались ожидания прочного мира, давало надежду и на развитие сотрудничества всех государств в вопросах экономического и социального развития.
ООН проводит конференции и форумы, где обсуждаются и вырабатываются решения по многим международным вопросам. В их числе экономика, экология, безопасность, преступность, здравоохранение, наука. За время своего существования ООН были приняты важнейшие для всех государств международные документы в области прав человека, международного права, ядерной безопасности и др.
Среди них: Всеобщая декларация прав человека (1948); Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963); Венская конвенция об охране озонового слоя (1985); Рамочная конвенция ООН об изменении климата (1992) и Киотский протокол к ней (1998); Конвенция о ядерной безопасности (1994) и другие.
ООН осуществляет комплексные операции, связанные с установлением и поддержанием мира и оказанием гуманитарной помощи. Ей также приходится предотвращать назревающие конфликты.
В постконфликтных ситуациях она все чаще предпринимает скоординированные усилия, направленные на устранение коренных причин насилия и создание основ для прочного мира.
С момента развертывания в 1948 году самой первой миротворческой миссии Организации Объединенных Наций 118 стран добровольно предоставили в распоряжение Организации более 750 000 военнослужащих и гражданского полицейского персонала. Вместе с тысячами гражданских специалистов они принимали участие в 49 операциях по поддержанию мира.
В настоящее время в 16 таких операциях задействовано около 14 500 военнослужащих и гражданских. Принцип «Суверенного равенства государств» состоит в том, что страны-участницы ООН должны воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применение против других государств. Принцип «мирного урегулирование международных споров», подразумевает использование силы, лишь в исключительных случаях.
В первые годы работы ООН многие западноевропейские державы (в первую очередь Великобритания и США) старались держать под контролем действия ООН, рассчитывали на то, что новая организация будет не менее «гибкой» и способной удовлетворить их корыстные цели, чем Лига Наций. Они немедленно приступили к поиску лазеек в Уставе ООН и ведению лицемерной политики в отношении многих государств.
Только благодаря стараниям советской дипломатии и дипломатии других социалистических стран была прервана интервенция США в Корее и было образовано независимое государство – Корейская Народная Демократическая Республика; те же силы отстояли независимость и суверенитет Соединенных Штатов Индонезии, когда Нидерланды, получающие мощную военную и экономическую поддержку Великобритании и США, вели войну против 100-тысячного населения Индонезии и Индокитая; Советский Союз яро защищал интересы Сирии и Ливана, где в послевоенные годы шла открытая интервенция Франции.
Можно привести еще много примеров, когда ООН действительно выполняла функции, возложенные на нее Уставом Организации Объединенных Наций. Однако нельзя не отметить, что эти достижения были непростыми, их фактически «выбивали» страны социалистического толка, хотя сейчас по этим фактам ведется много дискуссий.
В палестинском конфликте, США и Великобритания имеют большой экономический интерес и воспринимают Палестину как трамплин для прыжка в зону топливных и энергетических богатств, в страны Ближнего Востока. Естественно, что США старались «протолкнуть» в ООН резолюцию относительно создания некоей «комиссии» в зоне арабо-еврейского конфликта, дабы иметь в руках все рычаги управления этой войной. Но Штаты не учли одного очень важного факта: и арабы, и евреи имеют собственный интерес в ведении данной войны, и этот интерес выходит, очевидно, далеко за рамки стремления обеспечить США и Англию нефтяными запасами.
Оба народа – арабский и еврейский – стремились к обособлению и независимости друг от друга. Именно эти требования ООН могла бы удовлетворить еще в 1947 году, однако это не было сделано.
США и Великобритания, помогая еврейскому населению Палестины, восстановили два народа друг против друга, положив начало затяжной войне, которая так и не пришла ни к какому логическому завершению до сегодняшнего дня.
Устав ООН закрепил в своих положениях такие важнейшие демократические принципы, как принцип суверенного равенства государств и принцип разрешения международных споров между государствами мирными средствами Однако государства, являющиеся инициаторами создания организации и составителями Устава, всеми силами стремились нарушить эти принципы.
В 1949 году в противоречие множеству международных договоров и, конечно же, главному – Уставу ООН – был создан североатлантический альянс НАТО. Главенствующую роль в агрессивном блоке играли (да и играют по сей день) США. Многие социалистические государства выступали против создания блока, но США и Великобритания, используя механическое большинство голосов в ООН, а также многочисленные лозунги о предназначении НАТО обеспечить мир и безопасность, сумели реализовать свой проект. Холодной войны привели к коренному изменению международной среды, что потребовало пересмотра некоторых ключевых позиций безопасности и ее международно-правового регулирования.
В эти годы ООН по сути теряла свое значение подобно Лиге Наций за счет гегемонии империалистических государств. Эти страны продолжали проводить свою лицемерную политику, прикрываясь эмблемой и Уставом ООН.
Множество монополий, узами которых США стремительно опутывали страны Ближнего и Дальнего Востока, Европы, лишали многие государства возможности отстаивать справедливость в ООН. На протяжении многих десятилетий США вели политику провоцирования и вмешательства в дела других государств.
Западные державы не оставляли попыток использовать ООН в своих корыстных целях. Например, когда Иран в 1951 году решил разорвать контракт, позволяющий английским монополистам использовать в своих интересах большую часть добываемой в Иране нефти, Англия начала ввод вооруженных контингентов на территорию Ирана с угрозой провести военную операцию
Еще одной важнейшей темой, красной нитью проходившей в вопросах повестки дня Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, - это вопрос разоружения.
СССР постоянно поднимал вопрос о разоружении, подчеркивал, что любая гонка вооружений способна нанести непоправимый вред человечеству, однако и эти предложения явно не совпадали с планами Запада по завоеванию мира, которые через резолюции ООН продвигали свои интересы.
В 90-е годы основной задачей, стоящей перед Организацией, стало, во-первых, переформулирование проблем с тем, чтобы ООН могло стать реальной, а не формальной основой международного регулирования. Для этого, в свою очередь, требовалось проведение реформы, прежде всего Совет Безопасности. Только тогда можно было бы рассчитывать на гармонизацию междунарадных отношений и упорядочивание с учетом интересов всех стран.
Сегодня приходится констатировать, что у ООН нет сколько-нибудь действенных механизмов обеспечения безопасности. Она не имеет сколько-нибудь действенных рычагов влияния на государства, являющиеся постоянными членами Совета Безопасности. В случаях, когда они сами нарушают Устав ООН, Совет Безопасности оказывается юридически несостоятельным для того, чтобы применить соответствующие меры.
В результате оказывается под угрозой выполнение главной задачи ООН - поддержания международного мира и безопасности. Во-вторых, практика осуществления принудительных действий с использованием многонациональных вооруженных сил резко расходится с механизмом, который задумывался при подготовке и принятии Устава ООН. Фактически, сейчас от имени ООН военные операции осуществляются отдельными государствами. Прямым следствием сложившейся практики стали, на наш взгляд, действия США в Афганистане и Ираке, а также действия НАТО в Югославии.
На сегодняшний день многие конфликты в мире продолжаются: Афганистан (36 лет), Колумбия (39 лет), Конго (22 года), Индия (62 года), Ирак (34 года), Пакистан (17 лет), Филиппины (42 год), Сомали (26 лет), Судан (31 год), Турция (30 лет), это говорит о несостоятельности организации.
Террористические группировки (ИГИЛ, Аль-Каида, Талибан и др.), лишали и лишают жизней миллионы людей по всему земному шару. Их интересы не совпадают с интересами ни одного государства, будь оно сверхдержавой или государством-городом. У террористов свои цели и свои способы их достижения. Ни для кого не секрет, что США оказывали поддержку террористам на начальных этапах их развития: замечательная иллюстрация к знаменитой русской пословице: что посеешь – то и пожнешь.
Влияние западных стран все также велико в ООН, как и в прошлом столетии, хотя стоит отметить, что посылаемые в проблемные регионы наблюдатели ООН все чаще осознают, как сильно США и их сторонники стараются ввести в заблуждение организацию. Отдельные политики заявляют о необходимости создания новой международной организации взамен ООН, под предлогом несостоятельности данной организации, невозможности противостоять таким новым угрозам. По нашему мнению еще рано говорить о замене данной международной организации, нужно использовать все возможности Организации Объединенных Наций.
3. Сравнительный анализ отдельных положений Статуса Лиги Нация и Устава ООН.
Главное отличие Лиги наций от ООН состоит в том, что первая организация была образована по итогам Первой мировой войны, вторая — по завершении военных действий в Европе, проходивших в следующем мировом конфликте.
В целом основные задачи учреждения обеих организаций совпадают — это поддержание мира на планете, разоружение, решение гуманитарных вопросов.
В чем разница между Лигой наций и ООН, мы можем наглядно отобразить с помощью небольшой таблицы.
Лига Наций |
ООН |
Что между ними общего? |
|
Обе организации — мирового масштаба, были учреждены в целях обеспечения международной безопасности |
|
В чем разница между ними? |
|
Существовала с 1920 по 1946 годы |
Была учреждена в 1945 году, существует до сих пор |
Штаб-квартира располагалась в Женеве |
Штаб-квартира располагается в Нью-Йорке |
Создана после Первой мировой войны |
Создана после завершения боевых действий на европейском фронте Второй мировой войны |
По мнению исследователей, работа Лиги наций способствовала выстраиванию однополярного мира при лидирующей роли держав-победительниц в Первой мировой войне |
Работа ООН организована исходя из принципов равноправия всех стран-участниц за исключением такого аспекта, как возможность наложения вето постоянными членами СБ ООН на принимаемые СБ ООН решения |
Однако есть и значительные отличия между Лигой наций и ООН с точки зрения принципов организации работы каждой из структур Организационная структура Лиги Наций и ООН имеет ряд различий. Согласно Уставу Лига Наций состоит из Собрания, Совета, Секретариата, планируется создание Постоянной палаты Международного суда, которая должна заниматься решением международных споров. К полномочиям Собрания и Совета относятся «все вопросы, входящие в сферу действия Лиги или затрагивающие всеобщий мир» . Таким образом, сфера деятельности обоих органов одинакова, что делает их равноправными, несмотря на то, что вопросы об изменении состава Совета решались с одобрения большинства Собрания. Все решения должны приниматься единогласно, за исключением вопросов о порядке делопроизводства и назначения комиссий для расследования особых случаев, в таких ситуациях решения выносятся большинством.
Организация Объединенных Наций включает значительно большее количество органов – Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет, Совет по Опеке, Международный суд и Секретариат. Каждому из них в Уставе посвящена отдельная глава, в которой прописаны функции, полномочия, способ голосования и процедурные нормы.
В Экономическом и социальном совете, Совете по опеке, Генеральной Ассамблее решения принимаются большинством голосов (в Генассамблее по наиболее важным вопросам решение выносится большинством в две трети участников голосования, в остальных случаях – простым большинством.
В Совете Безопасности применяется иная система – обязательным условием является участие в голосовании всех девяти членов. Различия имеют порядок вступления и выхода из состава организации.
Для вступления в Лигу Наций необходимо предоставить гарантии соблюдения международных обязательств. Решение принимается путем голосования в Собрании, за вступление должны высказаться две трети. Выход из организации доброволен, но член Лиги Наций должен сообщить об этом за 2 года и выполнить все свои международные обязательства. Государство может быть исключено «нарушением одного из обязательств, вытекающих из Статута». В таком случае за исключение должны отдать голоса все остальные участники организации, представленные в Совете. В ООН прием новых членов осуществляется постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности, если государство примет на себя обязательства Устава и будет соблюдать их. Генеральная Ассамблея по рекомендации Совета Безопасности может исключить государство, систематически нарушающее Устав ООН, из организации.
В уставах Лиги Наций и ООН прописано, что каждый из членов может обращать внимание на обстоятельства, способные затронуть мир. В случае военной агрессии все члены Лиги Наций, согласно Уставу, немедленно должны прекратить все экономические, дипломатические отношения со страной-агрессором. Совет должен предложить заинтересованным правительствам состав вооруженных сил, необходимый для восстановления мира. По Уставу ООН в подобной ситуации Совет Безопасности принимает решение о мерах, которые необходимы, помимо использования вооруженных сил. Если обстоятельства требуют применения вооруженных сил, то все члены ООН должны их предоставить по требованию Совета Безопасности на основе соглашения, в котором будут указаны «численность и род войск, степень их готовности и их общее расположение, характер предоставляемых средств обслуживания и помощи»
Таким образом, проанализировав уставы организаций, можно сделать вывод о преемственности многих принципов, заложенных Лигой Наций, которые теперь реализуются в деятельности ООН. При создании новой международной структуры, удалось использовать наработки предыдущего периода, что позволило повысить эффективность ее деятельности.
Заключение
В ходе работы мы исследовали историю возникновения, деятельности и краха предшественницы ООН в сфере международных отношений – Лиги Наций, проанализировали проблемы развития данной организации и сравнили их с трудностями, с которыми сталкивается ООН на протяжении всего своего существования.
В деятельности Лиги есть положительные и неудачные стороны. Устав Лиги, безусловно пропитан миролюбивыми принципам, но конкретная правовая сторона практического урегулирования конфликтов не была достаточно разработана. Лига осторожно пыталась урегулировать более 40 политических конфликтов. В крупных конфликтах к ее мнению мало прислушивались. Деятельность различных организаций Лиги была более плодотворна.
Лига наций, как международная организация, возможно, и развивалась бы дальше, но в мире назрел фашизм, и Лига Наций оказалась не в силах ему противостоять.
Преемником Лиги Нации стала ООН. ООН - другая организация. Она была создана с учетом неудач Лиги Наций. Это всеобъемлющая организация, которая учитывала и характер угроз, и характер возможных конфликтов, могущих возникнуть на планете. В результате и была создана жесткая структура, включая Совет Безопасности, в который вошли страны-победительницы. Организация решала и решает сложные задачи: ООН осуществляет комплексные операции, связанные с установлением и поддержанием мира, оказывает гуманитарную помощь
ООН проводит конференции и форумы, где обсуждаются и вырабатываются решения по многим международным вопросам. В их числе экономика, экология, безопасность, преступность, здравоохранение, наука. За время своего существования ООН были приняты важнейшие для всех государств международные документы в области прав человека, международного права, ядерной безопасности и др.
Однако влияние сильных западных держав велико и в ООН. Фактически, сейчас от имени ООН военные операции осуществляются отдельными государствами.
Отдельные политики заявляют о необходимости создания новой международной организации взамен ООН, под предлогом несостоятельности данной организации, невозможности противостоять таким новым угрозам.
За последние годы сформировалось несколько новых теоретических
подходов к вопросу обеспечения международной безопасности.
Мы считаем, что ООН не постигнет судьба Лиги Наций, ООН уже пережила свою предшественницу на много лет, уже показала свое превосходство и свою реальную значимость. ООН действует, она заинтересована в безопасности людей, что является основой долговечности организации.
Список использованных источников и литературы
Устав Лиги наций // Версальский мирный договор /Под редакцией Ю.В. Ключникова и А. Сабанина. − М.: Издание Литиздата НКИД, 1925.
Устав Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http : // www.un.org/ru/documents/charter/. – Дата доступа : 12.10.15.
Иванов Л. Н. Лига нации.- М., 1929
История дипломатии. 2 изд., т. 3.- М., 1965
История международных отношений и внешней политики СССР. т. 1.- М., 1961.
Краткая историческая энциклопедия: ХХ век. В 2-х т. Т. 1. - М., 2001
Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 года.
Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М.: 1989.
Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. М.: 1990.
Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги. М.: 1956.
Афанасьева О. Краткий очерк истории Лиги наций. М.: 1962.
Блатова Н.Т., Мелков Г.М. Международное право в документах. М.: 2002.
Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Действующее международное право в двух томах. Том 2. М.: − 2002.
Барановский В.Г. Европейское сообщество в системе международных отношений. М., 2007.
Гаджиев К.С., Закаурцева Т.А., Родригес А.М., Пономарёв М.В.: «Новейшая история стран Европы и Америки ХХ век», 2 том (1945-2000); Москва; Владос; 2008 г
Давыдов Ю.П. США – Западная Европа в меняющемся мире. М., 2008.
Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть.-М.:БЕК,2008.
18.Международные экономические отношения. / под. ред. В.Е. Рыбалкина. М., 1997.
19.Моравецкий В. Функции международной организации.-М., 2005.
Афанасьева О. Краткий очерк истории Лиги наций. М.: 1962
Иванов Л. Н. Лига нации.- М., 1929
Иванов Л. Н. Лига нации.- М., 1929
Краткая историческая энциклопедия: ХХ век. В 2-х т. Т. 1. - М., 2001
История международных отношений и внешней политики СССР. т. 1.- М., 1961.
История международных отношений и внешней политики СССР. т. 1.- М., 1961.
История международных отношений и внешней политики СССР. т. 1.- М., 1961.
Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М.: 1989.
Краткая историческая энциклопедия: ХХ век. В 2-х т. Т. 1. - М., 2001
Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 года.
Блатова Н.Т., Мелков Г.М. Международное право в документах. М.: 2002.
Гаджиев К.С., Закаурцева Т.А., Родригес А.М., Пономарёв М.В.: «Новейшая история стран Европы и Америки ХХ век», 2 том (1945-2000); Москва; Владос; 2008 г
Устав Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http : // www.un.org/ru/documents/charter/. – Дата доступа : 12.10.15.
Барановский В.Г. Европейское сообщество в системе международных отношений. М., 2007.
Давыдов Ю.П. США – Западная Европа в меняющемся мире. М., 2008
Моравецкий В. Функции международной организации.-М., 2005.
Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть.-М.:БЕК,2008.
Международные экономические отношения. / под. ред. В.Е. Рыбалкина. М., 1997.
Моравецкий В. Функции международной организации.-М., 2005.