Паспорт исследовательского проекта Тема: Бактериологическое оружие как средство геноцида

0
0
Материал опубликован 27 April

Автор публикации: А. Демидова, ученица 9А класса

Паспорт исследовательского проекта

Тема:Бактериологическое оружие как средство геноцида

Направление:судебные процессы в СССР и Российской Федерации, посвященные раскрытию обстоятельств геноцида мирных советских граждан в период Великой Отечественной войны 1941˗1945 годов

Организация: МБОУ СОШ п. Высокогорный

Выполнила: Демидова Алина, учащаяся 9 класса

Руководитель: Хван Ники Тимофеевна, учитель истории и обществознания

Актуальность проекта:Ключевым событием ХХ века, в котором нашло применение бактериологическое оружие, как инструмент геноцида, стала Вторая мировой война. Разработка военно-бактериологической программы велась со стороны Японии, о чем свидетельствуют материалы Хабаровского процесса 1949 года.

Советский Союз стал единственной страной, которой в открытом судебном процессе удалось привлечь к ответственности японских военных преступников, виновных в разработке бактериологического оружия. К сожалению, не все сотрудники «отрядов смерти» попали в руки советского правосудия и ответили за свои преступления.

Развитие науки и техники, прогресс в области биотехнологий является сегодня несомненным благом, но есть угроза использования научных данных в разработке биологического оружия массового поражения, как отдельными государствами, так и террористическими организациями. Уроки Хабаровского процесса сегодня не менее актуальны, чем в середине ХХ столетия.

Цель:доказать, что бактериологическое (биологическое) оружие является инструментом геноцида.

Задачи: 1.Исследовать процесс расследования и осуждения советскими правоохранительными и судебными органами преступлений японских милитаристов, имевших отношение к исследованиям в области бактериологического оружия.

2. Проанализировать современные угрозы применения биологического оружия.

Предполагаемый результат: изученные материалы показали, что на протяжении двадцатого столетия развивались знания о микроорганизмах, изучались виды и техники применения биологического оружия. Применение бактериологического оружия в XX в. свидетельствует о тяжелейших последствиях их применения — эпидемическом распространении и высокой смертности. Подобного рода оружие лишено всякой человечности, является средством геноцида и его использование не может быть ничем оправдано.

Описание этапов проектной работы:

1. Расследование преступлений японских «врачей» стало темой Хабаровского процесса 1949 года. Отряды № 731 и № 100 специально были созданы для того, чтобы изучать действие биологического оружия на живых людях — китайских, русских, монгольских и других военнопленных. Эти формирования занимались исследованиями вирусов, возбудителей чумы, дизентерии, сибирской язвы, тифа, туберкулеза, возбудителей холеры, риккетсий, а также производством бактерий и керамических бомб.Помимо заражений пленники подвергались другим жестоким экспериментам с целью выявления пределов выносливости и наработки огромной эмпирической базы.Из японских лабораторий никто живым не возвращался. 

Япония планировала развернуть бактериологическую войну против Советского Союза, информация об этом содержится в протоколах допроса экс-главкома Квантунской армии ОтодзоЯмады. Свою деятельность в отношении СССР отряд 731 начинал еще во времена боев на Халхин-Голе, а пика своей жестокости он достиг в 1944–1945 гг. На территории Манчжурии уже в конце 1930-х гг. находилось два секретных формирования японской армии, деятельность которых была направлена на районы Хабаровска, Благовещенска, Уссурийска.

Главная база Военно-бактериологического комплексасодержала большое количество специализированных помещений: лаборатории, которые занимались исследованием дизентерии, холеры, сибирской язвы; бюрократические отделения по типу канцелярии; холодильные камеры; печи для сжигания трупов; конюшни;газораспределительная камера; склады для хранения вакцин; казармы и т.д. На территории комплекса имелась тюрьма, предназначенная для военнопленных. Отряд № 731 имел четыре филиала, которые располагались вдоль советско-маньчжурской границы и один испытательный полигон.

Из материалов Хабаровского процесса и материалов судебного процесса по делу бывших военнослужащих японской армии, обвиняемых в подготовке и применении бактериологического оружия становится понятно, что японская армия разрабатывала план военно-бактериологической программы против СССР, были размножены географические карты советских дальневосточных районов с указанием населенных пунктов, водоемов и других объектов для бактериологического нападения. Применение биологического оружия в первую очередь планировалось на Дальнем Востоке,это города: Чита, Благовещенск, Хабаровск, Уссурийск. В качестве технических средств-переносчиков японская армия собиралась использовать авиабомбы и распыление бактерий с самолетов.

Согласно показаниям многих сотрудников бактериологических отрядов и их филиалов, их научно-исследовательская и производственная деятельность в сфере разработки видов бактерий и их выращивания была поставлена на поток. Командующий Квантунской армией генерал Ямада был хорошо осведомлен о предназначении и деятельности отрядов  № 731 и № 100 и их филиалов из периодических устных и письменных докладов их руководителей, фотоснимков, кинофильмов. В августе 1944 г. по указанию Генштаба Японии он провел личную инспекцию деятельности отряда № 731. Инспекционная поездка осуществлялась с целью активизации приготовлений к бактериологической войне против СССР. Начиная с марта 1945 г., когда вступление СССР в войну с Японией стало очевидно, разведение крыс и мышей как производителей блох, их поимка на полях и в других местах с вовлечением воинских частей и семей военнослужащих приобрела невиданно массовый характер.

К сожалению, опыты с применением смертоносных бактерий в лабораторных условиях не нашли достаточно полного отражения в уголовном деле. К их проведению привлекался очень ограниченный и засекреченный круг бактериологов, избежавших пленения в 1945 г. в связи с их бегством в Южную Корею и потому не оказавшихся на скамье подсудимых в 1949 г. Однако имеющиеся материалы позволяют утверждать, что такие опыты там проводили.

2. Мы проанализировали современные угрозы применения биологического оружия.

Существующая в наши дни возможность симбиозахимического и биологического оружия на молекулярном уровне выводит данный вид оружия из-под действий Конвенции 1972 года. События последних лет впервые после Второй мировой войны вывели на повестку дня тему сохранения славян и понимание того, что выживание человечества как вида зависит не только от медико-биологических раскладов, но и от способов применения результатов научных исследований в плоскости военного противостояния.

Нам остается надеяться, что изучение исторического опыта и последствий тех или иных действий, направленных против человечности, а также координация усилий тех, кто всерьёз обеспокоен судьбой человечества, позволит в будущемблагоразумно решать вопросы сохранения человеческого рода.

Выводы: В ходе Хабаровского процесса были доказаны преступные замыслы и деяния японских военных, совершавших бесчеловечные опыты над живыми людьми, изготавливавших и применявших бактериологическое оружие массового поражения. Были доказаны агрессивные замыслы и действия Японии в отношении СССР, направленные на подготовку войны с целью отторжения от Советского Союза Дальнего Востока. Материалы Хабаровского процесса и мировой общественный резонанс, вызванный его проведением, повлияли на развитие международного движения, на запрет разработки, испытания и применения бактериологического оружия.

Сегодня возможности применения против России различных видов биологического оружия, созданного за рубежом на базе новейших достижений в области геномики, протеомики, генной инженерии патогенов, экопатогенов, а также органической и неорганической химии, свидетельствуют о необходимости разработки национальной целевой программы противодействия биологическому оружию по основным приоритетным направлениям. Укрепление национальной безопасности России определяется созданием новейших биотехнологий противодействия биологическому оружию.

Перспективность развития темы исследовательского проекта:

Исследования в данном направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть не только изучение Хабаровского процесса, но и проблем предотвращения распространения разных видов биологического оружия. Материал может быть использован на уроках истории в школе, он может быть интересен и широкому кругу людей, интересующихся современной политической картиной мира.


Список литературы и других использованных источников:

ФЗ РФ от 30 декабря 2020 г. № 492-ФЗ «О биологической безопасности в Российской Федерации»;

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года;

Протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 года.

https://безсрокадавности.рф/wp-content/uploads/2022/11/bsd_habarovskij-proczess.pdf

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.