12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Казмина Марина Владимировна65

​​​​​​​ По страницам семейного архива


«Изучая дедов, узнаем внуков,

узнавая предков, узнаем самих себя».

Ключевский В.О.

В нашем семейном фотоархиве есть старинные фотографии. Им больше ста лет. На них изображены мои предки, о которых мне мало что известно. Эти снимки приковывают взгляд - на них все другое, не похожее на современное время. И люди совсем другие: их взгляд обращен на тебя, их жизнь давно стала историей и так хочется что-то спросить, но это невозможно. Все, что осталось — это воспоминания родственников и эти удивительные снимки.

Актуальность работы заключается в важности сохранения истории рода, передачи семейных ценностей через поколения, уважения и любви к истории и своей Родине.

Цель моего исследования — узнать больше о моих предках, чьи фото и документы хранятся в семейном архиве.

Объектом исследования является семейный фотоархив. Предмет исследования — родственная связь и судьбы людей, изображенные на фото.

Задачи исследования:

- расспросить ближайших родственников о людях, изображенных на фото;

- расположить в хронологической последовательности снимки и сопоставить с ходом исторических событий в стране.

Методами исследования стали опрос и интервьюирование моих родителей, бабушек и дедушек, поиск, сбор и анализ информации в семейном архиве и сети Интернет.

Новизна моего исследования заключается в том, что данные фотографии еще никем и никогда не публиковались. Практическая значимость состоит в формировании семейного архива, написании истории рода для дальнейшей передачи ее будущим поколениям.


Купеческая семья

Методы исследования позволили установить, что самой ранней фотографией является фото с изображением семьи из 4 человек. На ней моя пра-пра-бабушка по маминой линии Олимпиада Петровна Усанина— девочка в белом платье.

Олимпиада на фото вместе со своими родителями Петром Степановичем Усаниным, Клавдией Павловной и младшим братом Васей. Прапрабабушка родилась 16.07.1904 г. в селе В.Язьва Красновишерского района Пермской области. На фото ей примерно 10 лет, т. к. точной даты фото нет. Но на обратной стороне фотографии есть некая реклама фотосалона Н.А. Бурденкова. Известно, что этот фотограф занимал дом Масленникова по ул. Сибирская в г.Пермь с 1913 по 1926 г. 1 Есть еще одно фото возможно немного более раннего времени, на котором изображены только родители Олимпиады.

Олимпиада Петровна прожила долгую, интересную жизнь. Умерла в 23.02.2001 года. Она много рассказывала о себе, своей семье и жизни, но эти воспоминания не фиксировались. Известно, что семья была купеческой. Родители имели небольшую торговую лавку, располагавшуюся в жилом двухэтажном доме на первом этаже. Продавали товары повседневной необходимости. С приходом советской власти, торговое дело пришлось прекратить. Олимпиада Петровна часто рассказывала внукам о неком кладе — фамильных драгоценностях, которые отцу пришлось закопать, опасаясь конфискации большевиками. «Никто не знает где отец их закопал, но я догадываюсь» - с таинственной улыбкой говорила прабабушка моей маме.

Семья не была богатой, но по тем временам жили в достатке. На фото видно, как добротно, со вкусом одеты все члены семьи, заметны украшения. Со снимка смотрят красивые, благородные лица царской России, полные достоинства и спокойствия.

Мать Олимпиады умерла рано, когда та была еще девочкой. Причиной стал сыпной тиф. Мать была очень доброй женщиной и однажды накормила обедом бедную семью, которая проходила мимо их дома. Женщина оказалась переносчицей смертельно опасной болезни, а точнее вши, которая и инфицировала Клавдию Павловну. В то время еще не было эффективной вакцины от данной заразы, ее изобретут гораздо позже2.

Трудовые годы

Как и где училась Липа родственники не помнят. Но есть фотография, где изображена она и еще трое детей, в школьной форме черного цвета. На обратной стороне имеются имена детей. Больше никаких данных нет. В дальнейшем Олимпиада свяжет свою жизнь со школой, она станет учителем начальных классов.

Следующие снимки примерно одного времени относятся к 1920-м годам. На одной фотографии Олимпиада Петровна запечатлена со своим первым мужем Мочаловым Михаилом. Скудны воспоминания о нем. Известно, что он был и белогвардейцем, и позже инструктором Красной Армии. На снимке он в теплой одежде и «будёновке», в зимнем пальто и Олимпиада. Родственники вспоминают, что о своем муже Олимпиада Петровна говорила мало. Возможно это связано с тем, что скорее всего он попал под репрессии в конце 20-х годов XX века. От первого брака остался сын Юрий, 1928 г.р. Со снимка, датированного 15.11.1928 г., смотрит молодая красивая прапрабабушка Липа, недавно ставшая мамой.

Сохранилась трудовая книжка Олимпиады Петровны, по которой можно проследить ее трудовой путь длинною 41 год!

Работать Олимпиада начала с 27 августа 1926 г. в Данихинской начальной школе Молотовской области. Ликвидация неграмотности, обучение граждан детского и взрослого возраста было одной из важнейших задач новой советской власти. Профессия учителя была чрезвычайно важной, нужной, стратегической.

В 1932 г. родилась дочь Валентина Андреевна Поблагуева. А в 1939 г. семья переезжает в д. Боталово Свердловской области, и Олимпиада Петровна назначается заведующей Боталовской начальной школы. Сюда же идет в 1 класс дочь Валя, где и получит начальное образование в 1943 г. Обнаруженная в семейном архиве автобиография дочери Валентины позволяет восполнить некоторые пробелы в истории семьи.

Тяжелые годы Великой Отечественной войны Олимпиада с детьми проводит в тылу. Они, как и все население тыла, сразу же включились в общее дело по борьбе с врагом. Учителя и учащиеся принимали активное участие в помощи фронту, собирали ягоды и грибы, сушили лекарственные травы. Много детей эвакуировали из прифронтовых районов, создавались дополнительные классы, учились в 2 смены. Отец Вали ушел на фронт и погиб в 1943 г. под Харьковом.

В 1944 г. Олимпиада Петровна переезжает с детьми в Сталинградскую область. Она откликнулась на призыв партии, страны о необходимости поднимать из руин Родину, восстанавливать Сталинград3. Народному хозяйству страны требовались специалисты, новые кадры для всех отраслей. Одно из первостепенных значений придавалось системе образования. Олимпиада Петровна без страха приняла этот вызов - с нуля восстановить систему школьного образования в разрушенной Сталинградской области. С детьми и минимальным набором вещей Олимпиада Петровна переезжает в незнакомую ей Сталинградскую область.

Она приехала в один из пострадавших районов области — Ново-Анненский, где и начала новый учебный год 1 сентября 1944 г. в должности заведующей начальной школы. Здесь же продолжила свое обучение дочь, получив аттестат о 10-летнем образовании в 1953 г. Сын Юрий учился на зоотехника в училище района. Затем, после восстановления сети вузов г. Сталинграда, он поступил в Аграрный институт, успешно его окончил и защитил кандидатскую диссертацию по микробиологии. Позже по распределению он уедет на Украину и будет работать в г. Чернигове в научно-исследовательском институте микробиологии и вирусологии сельского хозяйства.

Можно себе представить с какими бытовыми трудностями сталкивались учителя в первые послевоенные годы. Война еще не закончилась, а работа школ была уже возобновлена. Жажда мирной созидательной жизни была неутолима. Наши предки строили будущее, верили и знали, что будет еще лучше, чем прежде. Очень жаль, что нет личных воспоминаний Олимпиады Петровны о том, с какими проблемами сталкивались учителя в эти годы, как они работали, учили, воспитывали. Однако немало есть исследовательских работ отечественных ученых по данной проблематике4.

В 1953 г. Олимпиада Петровна вместе с дочерью Валей переезжает в Перелазовский район и работает в Калмыковской семилетней школе. Это родная школа моей мамы. Дочь Валя поступила в Серафимовическое педагогическое училище и тоже стала учителем начальных классов, начав свою трудовую деятельность в 1956 г. в другой, новой школе отделения №2 совхоза Клетский. Это была маленькая школа на ферме, но это лишний раз подтверждает тот факт, что значимость образования была очень высока. Восстановление сети школьного образование повсюду сопровождалось открытием таких однокомплектных школ даже в самых отдаленных уголках области. А престиж профессии учителя был высок как никогда. На территории нынешнего Клетского района шли ожесточенные бои в ходе Сталинградской битвы, населенные пункты были оккупированы вражескими войсками. Земля фермы № 2 была пропитана кровью, напичкана минами и прочими боевыми снарядами. Еще очень долго дети, играя на улице, в степях, находили страшные находки. Нередко они сопровождались трагедиями. Эхо войны не стихало долго, вспоминает мой дед Макаров Юрий Михайлович, который в то время был еще мальчишкой.

В 1958 г. в школу на ферму №2 заведующей была направлена и Олимпиада Петровна. Здесь она работала до пенсии, на которую вышла в 1960 г. Но в 1961 г. продолжила трудиться до 1967 г. Дочь Валентина учительствовала в этой школе до 1970 г., пока семьей не переехали в центральную усадьбу совхоза «Клетский», где она продолжила работать в Калмыковской школе. На двух фотографиях так и стоят вместе две учительницы и их благодарные ученики. Мне интересно разглядывать моих ровесников, как и во что они одеты. Я всматриваюсь в их лица, пытаясь угадать какой же самый любимый предмет у них в школе. Мне непривычно видеть белые нарядные фартуки на девочках, галстуки на шеях ребят. Мама рассказала мне об этих атрибутах школьной одежды. Она успела стать «октябренком» и одеть белый парадный и черный повседневный фартук.

Мое исследование завершено, цель достигнута. Но это только один из этапов по изучению истории моего рода. Я хочу продолжить свою работу и написать о жизни и других моих предков. Мы не имеем права забывать о своем роде, о своих корнях. Изучая прошлое, мы должны стать мудрее в настоящем.



1История пермской фотографии от Владимира Гладышева — URL.: https://senat-perm.livejournal.com/33077.html — (дата обращения 20.02.2022)

2Wikipedia. Сыпной тиф. [Электронный ресурс]: свободная энциклопедия – / Wikipedia. - Электронные данные. Режим доступа: URL.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сыпной_тиф#cite_note-_6dc0b831a4dfef51-5 — (дата обращения 20.02.2022)

3 Постановление ГКО СССР № 3117 «О первоочередных мероприятиях по восстановлению хозяйства Сталинграда и Сталинградской области» от 4 апреля 1943 г. // РГАСПИ. Ф.644. Оп. 2. Д.149. Л. 82-96. URL: https://stalingrad.rusarchives.ru/dokumenty/postanovlenie-gko-sssr-no-3117-o-pervoocherednyh-meropriyatiyah-po-vosstanovleniyu-hozyaystva. - (дата обращения 20.02.2022)


4Гладкова, Е.О. Восстановление и развитие школьной системы в Нижнем Поволжье в 1945-1953 гг.: Автореф. дис. … канд. ист. Наук: 07.00.02. - Волгоград, 2012; Педагогическая и научная интеллигенция Восточной Сибири: формирование, облик, деятельность. Вторая половина 40-х - середина 60-х гг. XX в.: Автореф. дис. … докт. ист. Наук: 07.00.02. - Иркутск, 1998; Пигалева П.П. Учительская интеллигенция и ее роль в социокультурной жизни российской провинции в послевоенные годы. 1945-1953 гг. (на материалах Костромской и Ярославской областей): Дис. … канд. ист. наук: 07.00.02. - Кострома, 2007.


Автор материала: К. Батурин (3 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.