Поэзия и проза доходного дома

2
0
Материал опубликован 2 December 2020

Автор публикации: В. Майснер, ученица 10А класса

Автор публикации: К. Лесникова, ученица 10А класса

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №109

Индустриального района г. Перми



Исследовательская работа

«Поэзия и проза доходного дома»











Выполнили: Майснер Валерия, Лесникова Ксения

ученицы 10 А класса

Руководитель: Макаренко И.В.,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №109»







2017 г



Содержание



Введение

Описание доходного дома

Доходные дома и литература

Отличительные признаки доходных домов

Доходные дома в Перми

Вывод

Вложения

Источники



































Введение

Почему же мы заинтересовались темой "Поэзия и проза доходного дома?" Все чаще мы стали замечать, что все произведения, проходимые нами в школе, связаны с доходными домами. Так же мы ездили в Санкт-Петербург, где многое о доходных домах этого города и не только. Тогда нам стало интересно, а есть ли в нашем городе Перми, доходные дома? И если их нет, то почему?

Цели:

Узнать, как влияли доходные дома на мировоззрение людей

Узнать, были ли доходные дома в Перми

План работы:

Сбор информации о доходных домах

Связь доходных домов и литературных героев

Создание макета доходного дома

Сбор информации о доходных домах в Перми

Оформление работы































































Что такое «доходный дом»?

Доходный дом — многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир в аренду. Первые доходные дома в Петербурге появились еще в XVIII веке. Таких зданий в городе на Неве было несколько сотен – больше всего в России. Сами хозяева занимали небольшое помещение, а остальные квартиры сдавали жильцам или частным торговцам. [Вложение 1]

Описание доходного дома

Всего в доходных домах допускалось до 5 этажей по закону, принятому в 1844 году. Первый этаж обычно занимали разнообразные лавки. На втором и третьем этаже, как правило, снимали квартиры аристократы. Комнаты там были большие и хорошо отделанные. Четвертый этаж занимали люди со средним чином – учителя, врачи и другие. А пятый этаж и иногда надстроенные коморки на крыше доставались бедным людям. Потолки там были низкие, а условия очень скудные. [Вложение 2]

Помимо лицевых корпусов, выходящих фасадами на улицу, в глубине участка, вплотную к его боковым границам, возводились внутренние дворовые флигеля.

Планировка квартир в доходных домах отличалась большим разнообразием. Диапазон их размеров и их комфортабельности был очень широк — от огромных «барских» квартир до скромных квартир в одну-три комнаты. Значительную долю составляли квартиры, рассчитанные на представителей «средних классов», — в четыре — шесть комнат. Размеры и пропорции комнат в них были различны: от роскошных гостиных до узких клетушек и каморок. Лишь редко удавалось делать комнаты, по очертаниям близкие к квадрату; гораздо чаще с целью увеличения прибыльности комнаты вытягивали в глубину, что ухудшало их освещенность и воздухообмен.

Развитие торговли привело к тому, что первые этажи в жилых домах на центральных улицах Петербурга все чаще стали использоваться для размещения лавок и магазинов. Начиная с 1830-х годов на фасадах петербургских жилых домов появляются остекленные выступы — эркеры (их тогда называли «фонарями»). Эркеры позволяли увеличить площадь комнат, обогатить их пространственную композицию, улучшить обзор улицы, что при прямолинейности большинства петербургских улиц имело прямой функциональный смысл. 

В доходных домах отсутствуют коридоры, комнаты разделены лишь дверями.

Литература и доходные дома

Достоевский «Преступление и наказание»

С первой страницы романа «Преступление и наказание» мы оказываемся на грязных петербургских улицах, входим вместе с Раскольниковым в глухие «дворы-колодцы», поднимаемся по узеньким лестницам, попадаем в распивочные, трактиры, доходные дома, заселенные так густо, что они порой напоминают Ноев ковчег. Даже зной, духота и зловоние дворов — неизбежные атрибуты петербургского жаркого лета — не только подчеркивают убогость обстановки, но и служат выражением психологического состояния человека, чувствующего себя запертым в этом «каменном мешке».

Ничуть не лучше выглядит и жилище Раскольникова. Маленькая, неправильной формы комнатка с убогой обстановкой напоминает шкаф или гроб. Герой чувствует себя в ней словно в тюрьме, постоянно испытывает потребность выйти из этих мрачных стен, впрочем, не находя облегчения и вне стен «своей конуры». Именно в такой обстановке и могла зародиться болезненная теория Раскольникова, толкнувшая в конечном итоге его к преступлению.



Мы входим в грязные и вонючие дворы, поднимаемся по темным лестницам. Вот одна из них — "узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота". 
    А комнаты? Они рисуются обычно в полутьме, слабо освещенные косыми лучами заходящего солнца или тускло мерцающим огарком свечи... 

Бедная комната Раскольникова, без сомнения, отрицательно влияет на его психологическое состояние. По словам матери Раскольникова, комната наполовину виновата в меланхолии молодого человек: "...я уверена, что ты наполовину от квартиры стал такой меланхолик..." (мать Раскольникова)

Н.В. Гоголь «Шинель»

Точно в такой же обстановке живет и герой повести «Шинель», Акакий Акакиевич Башмачкин.

Там Петербург – город, в котором «маленькие люди» пропадают бесследно. В нем одновременно существуют улицы, где и ночью светло, как днем, с живущими на них генералами, и улицы, где помои выливают прямо из окон, тут обитают «башмачкины». Переход от одних улиц к другим Гоголь изобразил через их освещение и шинели чиновников. Если на бедняцких улицах освещение “тощее” и воротник на шинели из куницы редкость, то чем ближе к богатым районам, тем ярче становится свет фонарей и тем чаще попадаются бобровые воротники.

В «Шинели» описывается свободное времяпрепровождение мелких чиновников и других бедных людей. Так, некоторые шли в театр или на улицу, другие на вечер, а третьи к какому-нибудь другому чиновнику поиграть в карты и попить чаю. Дворовые же и «всякие» люди сидели по вечерам в небольших лавочках, проводя время за болтовней и сплетнями. Обо всем этом Гоголь рассказывает в противопоставление Акакию Акакиевичу, у которого все развлечение заключалось в переписывании бумаг. Богатые люди тоже ездят в театр, гуляют по улицам, играют в карты, только билеты они покупают подороже, одеваются получше и, играя в карты, пьют не только чай, но и шампанское.

Это словно два мира одного города. Они очень похожи, но в то же время различий между ними не меньше. Эти два мира встречаются в кабинете у значительного лица в качестве Акакия Акакиевича и самого значительного лица. И во время этой встречи значительное лицо одним своим видом и голосом чуть не убило несчастного Акакия Акакиевича. Так и богатая часть города при помощи своих денег полностью подчиняет себе бедную. Бедная часть Петербурга - это словно тень второй, богатой части. Они имеют схожие очертания, но тень сера и не красочна, тогда как сам богатый город переливается всеми цветами радуги. 







И.А.Гончаров «Обломов»

Уже с первых страниц романа Гончарова читатель узнаёт, что на Гороховой улице в большом доме живёт Илья Ильич Обломов. Эта улица была одной из главных в Петербурге, на ней жили представители высших слоёв общества. Мы знакомимся с Обломовым с помощью описания мельчайших подробностей обстановки: по паутине, фестонами лепящейся около картин, по пыльным зеркалам, по пятнам на коврах, по полотенцу, забытому на диване, по не убранной от вчерашнего ужина тарелке на столе, с солонкой и обглоданной косточкой, по номеру прошлогодней газеты, по чернильнице, из которой, “если обмакнуть в неё перо, вырвалась бы разве только с жужжанием испуганная муха”, по пожелтевшим страницам давно развёрнутой и давно не читаной книги. Такое яркое изображение комнаты героя бросает отблеск на него самого. Первая мысль, приходящая читателям на ум: автор хочет ввести нас в заблуждение, подчеркнув название улицы, доходный дом, где живёт Обломов. Но это не так. Гончаров не ставит перед собой цели запутать читателей, а напротив, хочет показать, что герой всё же мог быть иным, чем он является на первых страницах романа, что в нём есть задатки человека, способного проложить себе дорогу в жизни. Поэтому живёт Обломов не где-нибудь, а на Гороховой улице.

Одно помещение служит Обломову и спальней, и кабинетом, и приёмной.

Все остальные комнаты для читателей и для героев заперты, мебель в них затянута парчой. Они просто не нужны нашему герою. В дом к нему часто приходят знакомые люди, являющиеся частью жилища. Окружение Обломова — это его верный слуга Захар, ещё одна неотделимая частичка Дома.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Петербург... Здесь начинается и заканчивается роман, и именно этому городу принадлежит главная роль в композиции "Евгения Онегина". Почему Петербург? А разве мог этот герой жить в другом городе, далеком от развлечений, балов, театральных представлений? Столичная жизнь никогда не оставляет человека наедине с самим собой, а юному Онегину с его жаждой общения, умением "лестью забавлять", "преследовать любовь" подходит только такой порядок. 
    В начале романа автор описывает быт и нравы петербургского дворянства, делая упор на новизну, моду, показывая город центром современной жизни, миром новых веяний. Здесь каждый одет по последней моде, в совершенстве говорит по-французски, разъезжает по балам и праздникам. И в это общество прекрасно вписывается Онегин. Этот "молодой повеса" умел "казаться новым... ловить минуту умиленья, невинных лет предубежденья умом и страстью побеждать". Однако, вращаясь в свете, этот незаурядный человек не становится точной копией своих товарищей. 

Отличительные признаки доходных домов

Доходные дома являлись актуальными в 17-18 веках, однако в 20 веке они уже почти нигде не встречались.

Доходный дом имел до 5 этажей, причем последний этаж был намного меньше, чем второй и третий.

Доходные дома имели смешное название «дом-колодец» из-за его строения с двориком внутри. [Вложение 3]

Доходные дома имели черный вход, помимо основной парадной.



Доходные дома в Перми

В Перми находится целая улица с домами, похожими на доходные дома 17-18 веков. Если человек знает, как выглядят доходные дома, то он уверенно скажет, где на Тихом Компросе они находятся. Но мы решили проверить, действительно ли эти дома – доходные.

Мы внимательно обошли все дома и поняли, что с первого взгляда они и правда похожи. [Вложение 4]
Но все же дома по улице Комсомольский Проспект не являются доходными, так как:

Некоторые из них имеют лишь 2-3 этажа.

Многие из них довольно широкие и не имеют внутреннего дворика.

Имеются несколько парадных входов, но ни одного черного.

Вывод

Обращая внимание на информацию, найденную нами, фотографии доходных домов Санкт-Петербурга и домов Перми по улице Комсомольский Проспект, мы можем сделать вывод, что дома Перми не являются доходными из-за несоответствия внешнему виду и строению. Так же мы смогли узнать, что данные дома были построение в 1900-х годах, когда доходные дома уже считались неактуальными. Настоящее название этих домов – «Сталинки», ведь они были построены при Иосифе Виссарионовиче Сталине.

Также в Перми не могло быть доходных домов в 17-18 веках, так как строили их для людей, которые приезжали в большие города работать на заводах после отмены крепостного права, а Пермь не был интересен людям, и в него не приезжало больше количество людей

Вложения

t1606901208aa.jpg1







2













t1606901208ab.jpg















2



t1606901208ac.jpg

































t1606901208ad.jpg

3





















t1606901208ae.jpg

















4











t1606901208af.jpg























t1606901208ag.jpg





























t1606901208ah.jpg



























t1606901208ai.jpg

























t1606901208aj.jpg























Источники

Интернет:

http://mypiter.name/wiki

http://www.zemvopros.ru/page_11510.htm

http://lit.1september.ru/article.php?ID=200500815

Литература:

А.С. Пушкин «Онегин»

Н.В. Гоголь «Шинель»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

И.А. Гончаров «Обломов»

Информация с экскурсий по Санкт-Петербургу







1


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.