Пояснительная записка к презентации

Автор: Чайка Анна Алексеевна

Преподаватель русского языка и литературы.

г. Благовещенск, Амурской области.

Тема: «Гулаг – пять страшных букв». Лагерная проза.

Тип урока: комбинированный.

Цель:

Формирование у учащихся представления о явлении лагерной прозы в русской литературе 20 века.

Задачи:

Познакомить учащихся старших классов с творчеством писателей А.Солженицына, В.Шаламова.

Формировать умение анализировать прозаический текст.

Формировать умение работы в творческих группах.

Оформление и наглядность: выставка книг «Испытание ГУЛАГом»

Оборудование и технические средства: медиапроектор, презентация.

Раздаточный материал: карточки для саморефлексии участников творческих групп, текст рассказа В. Шаламова «Детские картинки», таблица для анализа рассказа В.Шаламова.

Ход урока.

Организационный момент.

Участники мероприятия делятся на творческие группы по 6 – 7 человек, в таком составе они будут работать в течение всего мероприятия.

Актуализация темы.

Видео 1.Архипелаг ГУЛАГ.

Вводное слово учителя . Тема нашего сегодняшнего занятия звучит так: ГУЛАГ – пять страшных букв. А знаете ли вы, что такое «ГУЛАГ». Перед вами лежат листы, разделенные на две колонки: «Что мне известно» и «Что я узнал». В течение нескольких минут посовещайтесь со своей группой заполните левую колонку, запишите все, что вам известно о ГУЛАГе. Какие ассоциации вызывает это слово.

( Участники выполняют задания и зачитывают свои ответы).

Основная часть урока.

Сообщение 1. «История ГУЛАГа»

История ГУЛАГа - это история СССР в разбитых судьбах людей, десятки лет проведших на рудниках и лесоразработках, потерявших своих близких, здоровье и надежду на счастье; история детей, оставшихся без родителей в детских домах тюремного типа, история несвершённых открытий, изобретений, ненаписанных книг, авторы которых стали безымянными холмиками в тундре или тайге. Это история мученичества жертв и фанатизма палачей, также периодически пополнявших бессчётные ряды заключённых. Это история о том, как абстрактная мечта о всеобщей справедливости и счастье через насилие стала историей беззакония, несправедливости и террора.

Понятие «ГУЛАГ», введённое в мировую лексику и научный оборот А.И.Солженицыным, отнюдь не исчерпывается системой лагерей принудительного труда, существовавших в СССР в 30-50-е годы. ГУЛАГ - это уникальное, порождённое большевизмом социально-экономическое явление, исторические корни которого кроются в вековом бесправии народа, произволе и деспотизме властей, в правовых традициях Российского государства, чьи законы всегда защищали и охраняли интересы империи и никогда не гарантировали прав и свобод человека. Благодаря Солженицыну, ГУЛАГ вошёл в историю ХХ века как символ массового беззакония, каторжного труда, преступного нарушения прав человека, насильственной деформации российского общества. Солженицын на страницах романа «Архипелаг ГУЛАГ» материализовал «слитный стон, предсмертный шепот миллионов, вес невысказанные завещания погибших», и здесь никто не сможет встать вровень с писателем.

Что же такое ГУЛАГ? Кому и зачем он был нужен? Кто и с какой целью проводил чудовищную по своей жестокости и масштабам политику репрессий? Как удалось сделать невидимым существующий на виду у всех лагерный мир? Наконец, существует настоятельная потребность показать экономическое значение ГУЛАГа, раскрыть реальную ценность принудительного труда.

Первые лагеря на территории Советской республики появились летом 1918 г. Правительственные распоряжения, рассылаемые на места за подписью В.И.Ленина, предписывали проводить «беспощадный массовый террор» против классовых врагов, «сомнительных » запирать в концентрационный лагерь. Официально появление новых карательных учреждений закрепил декрет Совета Народных Комиссаров от 5 сентября 1918 г. Большевистская власть приступила к планомерному уничтожению своих действительных и потенциальных противников, отбросив в сторону все общепринятые процессуальные нормы и правовые гарантии. В конечном счёте, жизнь человека перестала зависеть от его дел и помыслов, зачастую он обрекался на страдание и смерть только лишь потому, что подпадал под одну из особых категорий, определённых большевистскими вождями. Правовые понятия «Вина» и «невиновность» потеряли свой первоначальный смысл. Насилие превратилось в универсальное средство для достижения намеченных целей.


 

Слово учителя. На территории Дальнего Востока и Амурской области тоже существовали лагеря.

О них в следующем сообщении 2. (сообщение обучающегося)

Амурлаг (1947—1953)

Амурла́г (Амурский исправительно-трудовой лагерь) — подразделение, действовавшее в системе исправительно-трудовых учреждений СССР.

История

Амурлаг создан в 1947 году. Управление Амурлага располагалось в городе Свободный (ныне Амурская область). В оперативном командовании он подчинялся первоначально Специальному главному управлению Главспеццветмета (СГУ) при Управлении исправительно-трудовых лагерей и колоний Управления внутренних дел Хабаровского края, в 1949 году перешёл в состав такой же структуры Амурской области и в 1953 году вошёл в состав ГУЛАГ Министерства юстиции.

Максимальное единовременное количество заключённых могло составлять более 3000 человек.

Амурлаг прекратил своё существование в 1953 году.

Производство

Основными видами производственной деятельности заключённых Амурлага были железнодорожное строительство, золотодобыча, горные работы и заготовка леса.

Амурлаг (1938—1941)

Амурла́г (Амурский железнодорожный исправительно-трудовой лагерь) — подразделение, действовавшее в структуре Главного управления исправительно-трудовых лагерей Народного комиссариата внутренних дел СССР (ГУЛАГ НКВД).

История

Амурлаг выделен в самостоятельное подразделение в структуре НКВД в 1938 году на базе расформированного в том же году Бамлага. Управление Амурлага располагалось в городе Свободный (ныне Амурская область). В оперативном командовании он подчинялся Управлению железнодорожного строительства Дальневосточного главного управления исправительно-трудовых лагерей НКВД (УЖДС ДВ ГУЛАГ).

Максимальное единовременное количество заключённых могло достигать более 125 000 человек.

Амурлаг расформирован в начале 1941 года и часть его лагерей вошли в состав Бурейского исправительно-трудового лагеря и Свободненского исправительно-трудового лагеря.

Производство

Основным видом производственной деятельности заключённых Амурлага было железнодорожное строительство.

Примечания

В период с 1947 по 1953 года в системе исправительно-трудовых учреждений существовал Амурский исправительно-трудовой лагерь, тоже известный как Амурлаг.







Дальлаг

О. Э. Мандельштам — российский поэт, погибший в Дальлаге

Дальла́г (Дальневосточный исправительно-трудовой лагерь) — подразделение, действовавшее в структуре Главного управления исправительно-трудовых лагерей Народного комиссариата внутренних дел СССР (ГУЛАГ НКВД СССР) (не путать с Дальним лагерем МВД, Особлагом № 11 в Экибастузе, который также называли Дальлагом).

История

Дальлаг организован в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 11 июля 1929 года году и реформирован в 1938 году. Управление лагеря находилось в г. Хабаровск и к 1938 году подчинялось непосредственно ГУЛАГ НКВД.

Максимальное единовременное количество заключённых могло достигать более 112 000 человек.

В 1937 году на базе Отдел шоссейно-дорожного строительства был сформирован новый Шосдорлаг.

Дальлаг был расформирован в 1939 году. После расформирования на базе лагерей Дальлага были сформированы:

Владивостокский исправительно-трудовой лагерь,

Хабаровский исправительно-трудовой лагерь,

Средне-Бельский исправительно-трудовой лагерь,

Бирский исправительно-трудовой лагерь и

Строительное Управление № 201.

Производство

Производственная деятельность Дальлага была разносторонней с основными силами заключённых занятыми в добыче угля и других полезных ископаемых, лесозаготовках и строительстве. Ряд объектов, возведённых силами заключённых Дальлага, действует и по сей день.

Среди многих, в лагерях Дальлага погиб поэт Осип Мандельштам.

Примечания

Хотя в историю этот лагерь вошёл именно как Дальлаг, первоначально он именовался «Концентрационный лагерь полномочного представительства ОГПУ по Дальневосточному краю» и «Лагерь особого назначения ОГПУ по Дальневосточному краю».

Слово учителя (рассказ сопровождается медиапрезентацией).

Аббревиатура «ГУЛАГ» расшифровывается как «Главное Управление лагерей».

ГУЛАГ решал две основные задачи:

изоляция и ликвидация неблагонадежных членов общества;

использование их в качестве дешевой рабочей силы, что особенно ярко проявилось в тридцатых-сороковых годах.

В 30-40-е годы ХХ века заключенные валят лес, добывают полезные ископаемые, строят дороги и заводы, ловят рыбу, занимаются сельским хозяйством и т.д.

Использование труда больших масс заключенных, сконцентрированных в лагерях, позволяло оперативно решать задачи обеспечения рабочей силой важнейших строек и объектов.

Видео 2. Узники ГУЛАГА (женский альбом - видеофрагмент).

Очень часто узниками ГУЛАГа становились Советские писатели и поэты.

В 1934 году в Союзе писателей 2500 человек, из них репрессировано 2000.

Вопрос к творческим группам для размышления: по какой причине писатели могли попасть в ГУЛАГ?

(ответы участников мероприятия).

Рассказ учителя о творчестве А.И. Солженицына. «Архипелаг Гулаг».

( Сопровождается презентацией)

Одним из самых известных русских писателей, прошедших испытание «ГУЛАГом» был. А.И. Соженицын.

Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске.

В 1936 году поступил в Ростовский государственный университет. Не желая делать литературу основной специальностью, выбрал физико-математический факультет.

Прервал обучение в 1941 году в связи с войной.

В сентябре 1941 года вместе с женой получил распределение школьным учителем в Морозовск Ростовской области.

В действующей армии с февраля 1943 года.

Боевой путь — от Орла до Восточной Пруссии.

Был награждён орденами Отечественной войны и Красной Звезды, 15 сентября 1943 года Солженицыну было присвоено звание старшего лейтенанта, 7 мая 1944 года — капитана.

На фронте, несмотря на строжайший запрет, вёл дневник. Много писал, отправлял свои произведения московским литераторам для рецензии;

В Восточной Пруссии был арестован за критику Ленина и Сталина, в зашифрованном виде обнаруженную в его письмах.

Последовали 8 лет заключения и 3 года ссылки.

«Архипелаг ГУЛАГ» был написан Солженицыным в СССР тайно в период с 1958 по 1968 год (закончен 22 февраля 1967 года), первый том опубликован в Париже в декабре 1973 года.

Информацию для этого труда Солженицыну предоставили, как указывалось в первых изданиях, 227 человек (бывших заключённых).

"Архипелаг ГУЛАГ" - самая известная книга А.И.Солженицына. Впервые это фундаментальное исследование о репрессиях эпохи Сталина было издано в начале 70-х гг. на Западе, потом в "самиздате" и лишь в годы "перестройки" – в России, но и по сей день тема не потеряла свою актуальность, а авторский текст – непримиримость и страстность. В документально-художественной эпопее "Архипелаг ГУЛАГ" всесторонне рассмотрена введенная в нашей стране при советской власти система наказания, когда каторге были подвергнуты миллионы ни в чем неповинных людей.

За книгу «Архипелаг ГУЛАГ» в 1990 А.И.Солженицыну была присуждена Государственная премия.

Рассказ учителя о творчестве В.Шаламова. «Колымские рассказы».

(Сопровождается презентацией)

Еще одним известным автором, темой творчества которого стал ГУЛАГ является Варлам Шаламов.

В. Шаламов – русский писатель (1907 – 1982). Родился 18 июня (1 июля) 1907 года в Вологде в семье священника.

От отца сын унаследовал твердость убеждений, бескомпромиссность, там, где речь шла о чести, долге, достоинстве.

В 1924 году Варлам уезжает в Москву, два года работает дубильщиком на кожевенном заводе. В 1926 году становится студентом факультета советского права МГУ. В период учебы принимает активное участие в литературной жизни. Но в 1928 году был отчислен за «сокрытие социального происхождения».

В феврале 1929 года арестуют за распространение «Письма к съезду» Ленина, 3 года находился в исправительно-трудовых Вишеры.

В 1932 году возвращается в Москву, работает в журналах, пишет статьи, очерки, фельетоны.

В ночь на 12 января 1937 года вновь был арестован на 5 лет. Этот второй срок проводит в колымских лагерях, на золотых приисках. Именно этот период жизни писателя лег в основу «Колымсих рассказов».

Человек в «нечеловеческих условиях» - так можно обозначить тему «Колымских рассказов».

«Каждый мой рассказ – пощечина сталинизму. Пощечина должна быть короткой, звонкой… Каждый мой рассказ – это абсолютная достоверность. Это достоверность документа», - писал Шаламов.

Работа творческих групп.

Анализ рассказа В. Шаламова «Детские картинки».

Участникам творческих групп предоставлены тексты рассказа «Детские картинки". Задание: прочитать рассказ и с помощью таблицы ( раздаточный материал) проанализировать его. ( Творческим группам предоставляется время на работу, затем они озвучивают свои ответы).

Какие чувства вызывает рассказ у читателя?

 

Кому из героев ( Рассказчику или его товарищу) вы симпатизируете больше, почему?

 

Попытайтесь определить какой литературный прием положен в основу рассказа?

 

Объясните, как вы понимаете название рассказа.

 

Какова, на ваш взгляд, основная мысль рассказа?

 


 

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Давайте вновь обратимся к нашим разделенным на 2 половины листкам. Первую часть «Что мне известно» вы заполнили в начале нашего разговора. Теперь я предлагаю заполнить 2 часть «Что я узнал». Какие теперь ассоциации, мысли, суждения вызывает у вас аббревиатура «ГУЛАГ».

( Участники выполняют задания и зачитывают свои ответы).

Завершить наш сегодняшний разговор мне бы хотелось строками поэтессы Анны Барковой, так же узницы ГУЛАГа.

Хоть в метелях душа разметалась,
Все отпето в мертвом снегу,
Хоть и мало святынь осталось, —
Я последнюю берегу.
Пусть под бременем неудачи
И свалюсь я под чей-то смех,
Русский ветер меня оплачет,
Как оплакивает нас всех.
Может быть, через пять поколений,
Через грозный разлив времен
Мир отметит эпоху смятений
И моим средь других имен.


Архипелаг ГУЛАГ
MP4 / 11.81 Мб

В. Шаламов, А. Солженицын
PPTX / 2.24 Мб

Предварительный просмотр презентации

ГУЛАГ – пять страшных букв. Составила: Гришина А.А.

Главное Управление ЛАГерей

Главное Управление ЛАГерей ГУЛАГ решал две основные задачи: изоляция и ликвидация неблагонадежных членов общества; использование их в качестве дешевой рабочей силы, что особенно ярко проявилось в тридцатых-сороковых годах.

Рост численности заключенных в 1930-е гг.

В 1934 году в В 1934 году в Союзе писателей 2500 человек. Из них репрессировано 2000…

А.И. Солженицын «…и в литературе, и в общественной жизни… одна из самых могучих фигур за всю историю России», «великий нравственник, справедливец, талант» В.Г.Распутин

Родители

Учитель Педагогом надо родиться. Надо, чтоб учителю урок никогда не был в тягость, никогда не утомлял, — а с первым признаком того, что урок перестал приносить радость, — надо бросить школу и уйти. И ведь многие обладают этим счастливым даром. Но немногие умеют пронести этот дар через годы непогасшим. Александр Солженицын «Люби революцию»

Участник ВОВ

Узник ГУЛАГа

«Архипелаг ГУЛАГ» Сам автор определил «Архипелаг ГУЛАГ» как «окаменелую нашу слезу», реквием русской Голгофе

Признание.

Варлам Шаламов. Человек трагической судьбы, долгие проведший в колымских лагерях.

Родители

Жизнь до…

На Колыме.

Анализ рассказа «Детские картинки» Какие чувства вызывает рассказ у читателя? Кому из героев ( Рассказчику или его товарищу) вы симпатизируете больше, почему? Попытайтесь определить какой литературный прием положен в основу рассказа? Объясните, как вы понимаете название рассказа. Какова, на ваш взгляд, основная мысль рассказа?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.