Исследовательская работа «Представления о коррупции у современных школьников (на примере учащихся МОУ СОШ №9 г. Сердобска)»
Автор публикации: А. Ускова, ученица 10 класса
Представления о коррупции у современных школьников
(на примере учащихся МОУ СОШ №9 г. Сердобска)
|
автор: Ускова Анастасия, 10А класс МОУ СОШ №9 руководитель: Мичкасова Елена Петровна, учитель обществознания
|
Коррупция, повсеместно понимаемая как использование служебного положения в личных интересах, существует по всему миру и широко распространена во многих странах и регионах. По конституции Россия – правовое государство. Однако по статистике каждый четвертый россиянин лично сталкивается с коррупционными рисками. Президент РФ В.В. Путин в ежегодном послании к Федеральному собранию РФ отметил: «Коррупция – препятствие для развития России».
Оценка гражданами, особенно молодежью, наличия или отсутствие коррупции в обществе является важным показателем оценки «климата» внутри общества.
Основными источниками для работы стали 83 анкеты школьников МОУ СОШ №9 г. Сердобска (7-11 классов).
Цель работы - выяснить представления современных школьников (на примере учащихся МОУ СОШ №9 г. Сердобска) о понятии коррупции.
Явление коррупции хорошо известно с древнейших времен. Первые упоминания о проявлениях коррупции можно встретить еще в Библии. Коррупция наносит большой вред обществу. Успешная борьба с этим социальным пороком во многом будет зависеть от позиции молодежи.
В декабре 2015 – январе 2016 гг. проводилась анкета среди учащихся 7-8 и 10-11 классов МОУ СОШ №9 г. Сердобска. Всего было обработано 83 анкеты.
В процессе анкетирования учащихся, определялось отношение школьников к коррупции.
Ребятам было предложено ответить на 8 вопросов:
1. Коррупция – это …
2. Назовите, на Ваш взгляд, самые коррумпированные профессии (не более 3)
3. Как Вы считаете, почему люди дают взятки?
4. Причины распространения коррупции в нашей стране
5. Если бы Вам стал известен случай коррупции, стали ли Вы сообщать об этом куда-либо:
А) Нет
Б) Да, но анонимно (указать куда будете обращаться)
В) Да, укажу свое ФИО (указать куда будете обращаться)
6. Назовите последствия коррупции
7. Какие меры, на Ваш взгляд, наиболее эффективны для борьбы с коррупцией?
8. Как Вы думаете, успешно ли реализуется антикоррупционная политика в нашей стране?
Общество и средства массовой информации применяют термин «коррупция» очень неопределенно и по-разному трактуют ее сущность. Для того, чтобы бороться с коррупцией, следует иметь четкое и ясное представление о том, что это за явление и какими действиями оно ограничивается.
С помощью метода недописанного предложения, выяснилось, что школьники понимают под коррупцией.
58% опрошенных ответили: «Коррупция – это взяточничество»;
28% - «Коррупция – это злоупотребление властью»;
8% - «Коррупция – это получение денег служащими государственных органов ради своей выгоды»;
6% - «Коррупция – это деньги, выплачиваемые для ускорения дел».
Интересны следующие ответы:
«Коррупция – это неизлечимая болезнь всего государства, которая приводит к регрессу».
«Коррупция – это явление, часто встречающееся в повседневной жизни, с которым надо бороться для улучшения качества жизни».
«Коррупция – это одно из самых частых явлений в нашем обществе, т.к. именно с помощью денег и связей зачастую все стараются решить свои проблемы и приобрести выгоду».
Примечательно, что большинство учащихся как среднего звена, так и старшего темой коррупцией не интересуется, но имеют о ней общее представление.
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что с одной стороны в общественном мнении нет единого определения, что такое коррупция, с другой стороны, это лишний раз подтверждает многозначность данного явления.
На основе ответов школьников на второй вопрос анкеты был составлен рейтинг представлений школьников о наиболее коррумпированных профессиях.
Первое место в рейтинге как 7-8 классов, так и 10-11 классов заняли сотрудники ГИБДД, на втором месте чиновники разных уровней. Несколько отличается позиция учащихся в отношении медицинских работников (у старшеклассников они занимают 3 место, а у ребят 7-8 классов на 4 месте, а сотрудников полиции наоборот, 10-11 классы ставят на 4 место, а среднее звено на 3 место. Завершают пятерку самых коррумпированных профессий, по мнению школьников, преподаватели вузов.
Таким образом, тот факт, что одни сферы общественной жизни считаются более коррумпированными, чем другие, свидетельствует о том, какие государственные органы и учреждения не вызывают у граждан доверия – это прежде всего правоохранительные органы, государственные структуры, работники медицины и высшего образования.
Интересно мнение школьников о том, почему люди дают взятки. Большинство считает, что взятки даются людьми, стремящимися получить выгоду. Среди ответов были: «так легче решать проблему», «чтобы сэкономить время» и т.п.
Каковы причины коррупции? Взгляды школьников на причины возникновения коррупции имеют большое значение для профилактики данного вида правонарушений. Большинство опрошенных – 47% - считают причиной возникновения коррупции стремление к личной выгоде; 33% - слишком мягкое законодательства в отношение коррупционеров; 12% - низкий контроль, отсутствие гласности; 4% - низкие зарплаты.
На вопрос: «Если бы Вам стал известен случай коррупции, стали ли Вы сообщать об этом куда-либо» большинство ответили твердым отказом. Лишь 10% опрошенных дали утвердительный ответ, но при условии, что сообщение будет анонимным; 8% признали, что готовы открыто сообщить о факте коррупции. Школьники считают, что о случаях коррупции необходимо сообщать в полицию.
А каковы же воспринимаемые последствия коррупции, ведь понимание последствий коррупции молодежью важно для развития страны в будущем.
Коррупция нарушает права граждан, лишает возможности нормально, в рамках законов, осуществлять свою деятельность. Замедление экономического развития, угроза безопасности государства, ухудшение уровня жизни населения также являются следствием коррумпированной деятельности.
Наиболее эффективными мерами для борьбы с коррупцией школьники считают ужесточение законов,
Низкий процент получили такие варианты ответов, как усиление контроля со стороны общества, информирование населения об их правах, обучение антикоррупционному поведению в школе. Есть мнение, что для этого необходимо повышение заработной платы.
Так как главной мерой борьбы с коррупцией школьники считают усиление контроля, можно сделать вывод, что у ребят еще недостаточно развита правовая культура. Учащиеся как 7-8 классов, так и старшего звена больше обращают внимание на внешний контроль. Законопослушное поведение, по их мнению, должно существовать не само по себе, а благодаря строгому контролю извне. Среди обучающихся нет понимания того, что законы защищают их лишь в том случае, если они сами следуют им.
На вопрос - успешно ли реализуется антикоррупционная политика в нашей стране - 44% опрошенных дали уверенный отрицательный ответ, большинство же ответили, что не знают (особенно велик этот процент среди 7-8 классов), что еще раз подтверждает равнодушие школьников к проблеме коррупции.
Таким образом, большинство школьников не задумывается о том, что такое коррупция, однако учащиеся понимают, хотя и поверхностно значение этого явления и осознают его опасность для общества. Однако в качестве меры по борьбе с коррупцией предлагают главным образом меры внешнего воздействия и не уделяют внимание вопросам антикоррупционного воспитания и самовоспитания.
Несмотря на то, что проблема коррупции является актуальной для России, среди школьников не сложилось единых преставлений о самом явлении коррупции, ее распространенности и формах. Большинство школьников воспринимают коррупцию как незаконные денежные операции и не связывают ее с неденежными формами.
Правоохранительные органы, органы власти, медицинские учреждения и высшая школа воспринимаются как наиболее коррумпированные сферы, что с одной стороны является свидетельством низкого доверия населения к этим структурам, а с другой стороны наличием определенных стереотипов, которые создают СМИ, в том числе телевидение, Интернет.
Учащиеся школ понимают опасные последствия коррупции, но не считают деятельность органов государственной власти по борьбе с коррупцией достаточно эффективной. Школьники слабо информированы о сущности и эффективности мер государственной антикоррупционной политики. Большинство опрошенных считает, что необходимо ужесточать наказания за коррупцию и недооценивает развитие правового образования граждан.
В целом школьники мало интересуются проблемами коррупции в современном обществе, так как пока не имеют личного опыта встречи с коррупционными действиями коррупция сложное и разноплановое социальное явление, которое существует на протяжении многих лет и имеет разнообразные формы проявления. Для предупреждения коррупции важно определения уровня информированности и отношения населения государства, особенно молодежи к этой проблеме.
Список использованной литературы
Даукаев И. М. Коррупция в России: история и современность//Международный журнал экспериментального образования. 2013. - №5.
Ежегодное послание Президента РФ В.В. Путина к Федеральному собранию РФ. 5.12.2015.// http://www.garant.ru/hotlaw/federal/674378/
Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. М.,1997.
Лунев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы.// Государство и право 2004. - №4.
Трунов И.Л. Антикоррупционная политика в России//Право и политика. 2006. - № 11.
Ежегодное послание Президента РФ В.В. Путина к Федеральному собранию РФ. 5.12.2015.// http://www.garant.ru/hotlaw/federal/674378/