Проектно-исследовательская работа «Современная детская литература на примере творчества челябинской писательницы Тамары Михеевой»

3
0
Материал опубликован 4 February 2018 в группе

XI Городской конкурс исследовательских и проектных работ

учащихся 1-х – 8-х классов «Интеллектуалы XXI века»

 

 

 

 

«Современная детская литература

на примере творчества челябинской писательницы Тамары Михеевой»


 

Филология (литературоведение)


 

 

 

Автор: Маракулина Екатерина Андреевна, 8-в класс, МАОУ «СОШ № 78 г.Челябинска»
 

Научный руководитель:
Литвинова Евгения Сергеевна, учитель русского языка и литературы первой категории, МАОУ «СОШ № 78 г.Челябинска»

 

 

 

 

 

 

Челябинск, 2016


 

Содержание:


1. Введение: проблема, актуальность, цели и задачи исследования 3
2. Детская литература, ее назначение и особенности 4

3. Биография Тамары Михеевой 6

4. Обзор творчества Т.В.Михеевой 8
5.Воспитательный характер книг писательницы 10

5.1. «Легкие горы» – книга о доброте 10

5.2. «Асино лето» - особенная книга 11

5.3. «Не предавай меня» - книга об истинной жизни подростка 12

6. Заключение 13

Список литературы 15

Приложение 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Литературанеотъемлемая часть жизни человека, его своеобразная визитная карточка, которая лучше всего описывает общественные законы, порядки, правила поведения и внутреннее состояние каждого из нас. Несомненно, литература не статична, она вместе с нами развивается, видоизменяется. В наше время изменения в обществе стремительны, это наблюдается во всех аспектах нашей жизни и в литературе, в частности.

Меня, как подростка, прежде всего, интересует современная детская литература. Ей, в отличие от классической русской и зарубежной литературе, уделяется до обидного мало внимания. А ведь детей и подростков в нашей стране проживает около 20% от общего населения страны. Так почему мы так мало знаем о современных тенденциях в детской литературе, а зацикливаемся только на уже ставших традиционными на наших уроках именах известных писателей и поэтов?

Современные дети и подростки живут по другим принципам, в другое время, поэтому мне кажется, что выбранная мною тема изучения современной детской литературы на примере творчества Тамары Михеевой очень актуальна, так как позволит глубже изучить потребности нынешнего поколения, разобраться в интересах подростков и, возможно, пересмотреть список изучаемой в школе литературы.

Неоспоримым фактом является то, что чтение книг – это один из важных факторов формирования внутреннего мировоззрения ребенка, становления личности подростка. Поэтому книги и их герои становятся не столько учителями и советчиками, а зачастую собеседниками, помогают разобраться в собственных мыслях и переживаниях. А более близки современным читателям писатели последних лет, а классическая литература требует изучения истории, ушедших в лету историзмов, архаизмов и прочего.

Объектом исследования является творчество и биография Тамары Михеевой. Выбор данного автора не случаен: два года назад началось мое первое случайное знакомство с ее книгами. Первая же повесть («Не предавай меня») оставила после себя сильное впечатление, затем уже увлечение переросло в любовь к творчеству нашей землячки. А через год в рамках внеклассного мероприятия состоялась долгожданная встреча с полюбившимся автором. В ходе интервью было сделано много открытий, откровений. Именно после этой встречи возникла идея написания исследовательской работы по творчеству Тамары Михеевой.

Цель моего исследования – изучить биографию Тамары Михеевой, рассмотреть основную тематику и проблематику ее творчества.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие «детская литература», ее назначение и особенности, проанализировав специальную литературу;

2. Провести социологический опрос на выявление читательского интереса у подростков;

3. Изучить ее творчество, сделать обзор ее книг, проанализировать нескольких ее произведений;

4. Познакомить с биографией и творчеством Тамары Михеевой учащихся МАОУ «СОШ №78 г.Челябинска».
В ходе работы были использованы различные источники: фотографии, видеозапись интервью с Тамарой Михеевой от 30.01.2015г., статьи из журналов, интернет-источники, личная переписка с писательницей, справочная литература.

Методы исследования:

- интервью с Тамарой Михеевой;

- анкетирование учащихся и анализ полученных результатов;

- метод изучения специальной литературы и Интернет-ресурсов;

- классификация собранных данных и материалов в хронологическом порядке;

- анализ произведений Т. Михеевой «Не предавай меня» и «Асино лето».

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературы, внеклассного чтения, при проведении литературных гостиных, литературных вечеров или предметных неделях.

Результаты социологического опроса:

Прежде чем начать исследовательскую работу, мы повели опрос среди учащихся нашей школы, знакомы ли они с творчеством Т. Михеевой, каких авторов предпочитают читать, какие жанры больше всего нравятся. Результаты были следующие: 

Классику читает

с удовольствием – 35%

«заставляют родители и учителя» - 30%

не читают, так как неинтересно и непонятно – 35%.

Любимый жанр книг: повесть – 25%, боевая фантастика – 40%, фентези – 50%, приключенческие романы – 20%, детективы – 15%, ужастики – 15%, манга – 10%, сказки – 10%.

К сожалению, с творчеством Тамары Михеевой знакомо только 15% опрошенных (120 человек из 480 учащихся 5-11 классов) и «слышало о ней» - 20%.

Данные результаты подтвердили необходимость моего исследования, его актуальность и значимость в современных реалиях.

Детская литература, ее назначение и особенности

Понятие детской литературы является наименее изученным в области художественной литературы. Детская литература довольно долго отделялась от «общей» литературы. До сих пор проблема ее обособления вызывает дискуссии у литературоведов.

Взгляды филологов на эту проблему разделились. Одни считают, что «для детей нужно писать иначе, чем для взрослых» (И.Н. Арзамасцева «Основы теории детской литературы»). Эта мысль была высказана еще в средние века. К этой группе относятся такие литературоведы, как В.Г. Белинский, С.Я. Маршак, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.А. Некрасов, М. Горький.

Именно В.Г. Белинский считается первооткрывателем споров по поводу детской литературы. В своей статье «Подарок на Новый год. Детские сказки дедушки Иринея» (1840) он говорит о детской литературе как о самостоятельной области словесного искусства, как о полноценном явлении литературы. По мнению В.Г. Белинского, детская литература должна быть обращена прежде всего не на рассудок, а на чувства и эмоции ребенка. В.Г. Белинский также полагает, что детскому писателю необходим особый талант: «Должно родиться, а не сделаться детским писателем. Это своего рода призвание. Тут требуется не только талант, но и своего рода гений…»

Разумеется, что любовь к детям, глубокое знание потребностей, особенностей и оттенков детского возраста есть одно из важнейших условий. Чтобы говорить образами с детьми, надо знать детей, надо самому быть взрослым ребенком, не в пошлом значении этого слова, но родиться с характером младенчески простодушным». Здесь следует отметить, что один из основных критериев детской литературы является понимание психологии ребенка, его восприятия, а также умение доносить до ребенка нужные мысли и идеи посредством особого, «детского» языка.

С.Я. Маршак также считает, что детская литература – это особый жанр, в котором ребенок должен быть спутником автора. Необходимо создавать истории, которые не только «рассказывают о героях, но и воспитывают героев». По его мнению, перед детской литературой стоят две задачи: сделать ребенка грамотным и воспитать из него смелого, разностороннего, творческого человека.

Таким образом, детская художественная литература в настоящее время является самостоятельной областью знаний, имеющей свои особые задачи и функции. И.Г. Минералова выделяет три основных функции детской художественной литературы.      

1. Эстетическая функция. Она связана с особого рода эмоциями, которые возникают при чтении литературных произведений. Дети способны испытывать эстетическое удовольствие от прочитанного в не меньшей степени, чем взрослые. Ребенок погружается в фантазийный мир сказок и приключений, сопереживает вымышленным героям.

 2. Познавательная функция литературы заключается в том, чтобы познакомить читателя с миром людей и явлений. Дети, в отличие от взрослых, только начинают открывать материальный мир. И детские писатели удовлетворяют их стремление к его познанию. Поэтому детская литература часто балансирует на грани художественного и информативно-познавательного повествования.

3. Нравственная (воспитательная) функция присуща всякой литературе: ведь литература постигает и освещает мир в соответствии с определенными ценностями. Детская литература со времени своего зарождения выполняла дидактическую функцию. Сейчас главная цель детской литературы – привить ребенку универсальные моральные и нравственные ценности (И.Г. Минералова «Детская литература»).

И.Н. Арзамасцева говорит об особых критериях детской литературы. По ее мнению, «произведения детской литературы должны быть высочайшего художественного качества». При создании такого произведения автор должен учитывать степень актуальности темы и идей.

Детский писатель должен быть честен со своим читателем-ребенком, но здесь мы имеем в виду убедительность вымысла. В таком случае автор сможет достичь своей главной цели – воспитать нравственность в ребенке. Детская литература нацелена на гуманистические ценности, она учит ребенка различать добро и зло, правду и ложь.

Яркими представителями детской литературы являются Д.Н.Мамин-Сибиряк, П.Ершов, Ю.Олеша, А.М.Волков, Б.С.Житков, С.Я.Маршак, Ю.Сотник, В.Ю.Драгунский, Э.Успенский и многие другие.

 

Биография Тамары Михеевой

Тамару Михееву можно назвать надеждой детской литературы Южного Урала. «Заветная мечта» – не первая ее награда. В 2002 году она была победительницей областного конкурса «Юность Урала» в номинации «Детская литература». Вошла в короткий список конкурса имени Владислава Крапивина (2006). Лауреат премии «Новая проза для наших детей» в Петербурге (организатор конкурса – детский литературно-исторический журнал «Автобус»). По итогам этого конкурса вышел сборник работ лауреатов «Волшебный буфет».

Она – лауреат литературного конкурса художественных произведений для подростков имени Сергея Михалкова (Российский фонд культуры. 2008) за сборник рассказов «Юркины бумеранги» (рукопись). В конкурсе приняли участие тысячи авторов из стран СНГ. Тамара Михеева заняла второе место в конкурсе. Жюри отметило, что Михеева была самым молодым и одаренным автором. Награду она получила из рук классика детской литературы Сергея Михалкова.

Михеева (Сон) Тамара Витальевна детский писатель, родилась 26 февраля 1979 года в уральском городе Усть-Катаве. Отец родом из Иркутска. После института приехал на работу на Усть-Катавский вагоностроительный завод инженером-конструктором. Мать коренная уралка режиссер народного театра во Дворце культуры, талантливый человек.

В семье трое детей. Тамара средняя. Можно сказать, что она выросла во Дворце культуры, куда мама впервые взяла ее двухмесячную с собой на работу. Сначала девочка спала в коляске, потом на рояле. Подросла, сидела рядом с мамой во время репетиций или бродила по Дворцу культуры.

«Когда мне становилось скучно смотреть репетиции, я потихоньку пробиралась за кулисы и поднималась на колосники. Здесь наверху был мой корабль. Скрипели пыльные доски, уходили вниз тросы с противовесами, ворковали под крышей голуби и далеко внизу светила огнями сцена. Устроившись удобней, я писала про деревья и про любовь. Как одна прекрасная девушка полюбила прекрасного юношу, и они сбежали из дома, потому что родители были против их свадьбы, но злой колдун догнал их и превратил в деревья: её – в черёмуху, его – в сосну…», – поделилась своими детскими воспоминаниями с нами Тамара Витальевна.

Мамины репетиции, кружки во Дворце, где бывала девочка, красота самого Дворца не могли не повлиять на творческое воображение Тамары. О ее «театральном» детстве можно прочитать в рассказе «Алька» (Интернет-журнал «Пролог»).

Тамара Михеева с детства любила читать. Постепенно она поняла, что писать так же интересно, как и читать. Она помнит первое свое сочинение. Во втором классе учительница задала сочинение на тему «Поспешишь людей насмешишь». Это была ее первая сказка. И еще один мотив побудил ее писать. В доме была хорошая библиотека, но книг не хватало. Прочитала «Волшебник Изумрудного города», а продолжения не было. Захотелось самой досочинить сказку.

Самое удивительное, что Тамара Витальевна никогда не мечтала стать писателем. Хотя в 14 лет увлеклась верлибром свободными белыми стихами. Но долгое время она стеснялась своих творений, прятала свои рукописи. Знала только мама, что дочка пишет.

«Я мечтала собрать всех бездомных собак и выступать с ними в цирке. Дрессировщиком работать. Или воздушным гимнастом. Или хорошо бы еще стать океанологом! Или тренером дельфинов! Мультипликатором! Лесоводом! А еще жалко, что девочек в мореходку не берут! Кем только не хотела стать в будущем, но только не писателем. А вышло все иначе», – улыбаясь, рассказывала нам Т.В.Михеева.

Будущая писательница училась в школе №1. Ей повезло, после 9 класса попала в лагерь «Орленок». Жизнь в знаменитом лагере оставила сильное впечатление, отразилась позже в ее книгах, подвигла ее на поступление в Челябинский колледж культуры (факультет «Педагог-организатор отдыха детей и подростков»). Четыре года учебы, интересная практика, друзья. Летом работала в детских летних оздоровительных лагерях. Все это укрепило желание работать с детьми, писать для них книги, дало материалы для писания. У Тамары был выбор – поступать в челябинский пединститут или в московский Литературный институт. Пошла на рабфак при пединституте. Но вышла замуж и родила сына, поэтому учебу пришлось на время отложить.

Заочно окончила литературный институт им. А.М. Горького (семинар М.П. Лобанова, посещала дополнительно семинар по детской литературе А.П. Торопцева и Р.С. Сефа). Была участницей семинаров молодых писателей, пишущих для детей в Тарханах (2008 г.), Старой Руссе (2009 г.), Мелихово (2010 г.), Карабихе (2011 г.), Константиново (2012 г.); участницей Форума молодых писателей в Липках 2009-2011 гг; участницей фестиваля «Молодые писатели вокруг ДЕТГИЗа».

За годы учебы написала для детей четыре повести: «Две дороги – один путь», «Лысый остров», «Асино лето», «Летние истории». Первые две вышли в 2005 году в московском издательстве «Римиз», вторые – в 2008 году в Издательстве Марины Волковой, г. Челябинск.

«Мои книги и рассказы печатаются под псевдонимом Тамара Михеева, в благодарность родителям, подарившим мне не только жизнь и счастливое детство, но и давшим возможность найти себя» – признается Т.В.Михеева.

На сегодняшний день Тамара Михеева - член Содружества детских писателей Урала, член жюри премии им. В.П. Крапивина. Живет с семьей в селе Миасском, работала в школе, преподавала литературу, какое-то время была педагогом-организатором. Но быстро почувствовала, что это нее призвание, но школа «до конца не отпустила» издает на данный момент школьный научно-творческий альманах. И продолжает писать книги. Пишет по старинке на бумаге, потом заносит в компьютер.

«У меня хорошая семья, где растут два сына. Книга «Асино лето» открывается словами: «Моим любимым мальчишкам Егору, Севке и Олежке посвящаю!». Третий мальчишка это племянник. Именно для них в первую очередь я и пишу свои истории», раскрывает тайну писательница.

Можно позавидовать мальчишкам, у них есть мама, тетя-выдумщица, фантазерка, рассказчица, писательница и просто хороший человек. У Тамары Михеевой большие творческие планы. Есть надежда, что ее первые книги это только начало, что она подарит читателям-детям целую библиотечку добрых и светлых книг.

  Обзор творчества Т.В.Михеевой
Тамара Михеева – автор следующих книг для детей и подростков:

«Две дороги – один путь»,

«Лысый остров» (изд. «Римиз», Москва, 2005);

«Летние истории»,

«Асино лето»

«Две дороги – один путь»

«Не предавай меня!»

«Лёгкие горы»

«Когда мы остаемся одни»

«Юркины бумеранги»

«Жили-были карандаши»
И следующих рассказов:

«Ёлочная история»

«Мухина»

«Мостик и Дырявая лодка»

«Шарф Бумбурука»

«Полынный слон; Нечестно»

Когда думаешь о том, как в современной детской литературе продолжаются традиции «золотой» советской прозы, традиции, которые заложили Крапивин и Гайдар, то сразу же приходит на ум имя Тамары Михеевой. Конфликт чувства долга и личной выгоды, бессилие детей перед миром взрослых, необыкновенная детская увлечённость своими собственными «мирами», одиночество и взросление - лишь некоторые темы её глубокой, гармоничной прозы.

Произведения Тамары Михеевой не только для развлечения, но и для сердца и ума. Если кратко рассмотреть темы и сюжет ее книг, то получится следующая картина:

«Асино Лето» – книга о настоящей дружбе, волшебная сказка с очень серьезными нравственными идеями. В центре сюжета – история о том, как обыкновенная девочка стала волшебницей. А еще о том, что каждый из нас способен творить чудеса, нужно только очень верить. В 2007 году именно повесть «Асино лето» стала лауреатом Национальной детской литературной премии «Заветная мечта», а в 2008 – включена в Федеральную целевую программу «Культура России».

«Две дороги – один путь» – повесть Тамары Михеевой рассказывает о том, как живут, дружат и играют ребята в одном маленьком российском городке. О том, как это бывает в то время, когда деревья кажутся большими, а мир еще подчиняется законам дружбы и справедливости.

«Когда мы остаёмся одни» – книга, которая поможет подростком ответить на многие вопросы, лучше понять самого себя и окружающих. Здесь раскрываются важные темы одиночества, любви. «Может, если приглядеться внимательнее, найдётся тот, кому ты нужнее всех, кто любит тебя всем сердцем. И может быть, ты полюбишь его в ответ... Именно такая мысль заключена в этой повести», – объяснила нам Т.В.Михеева во время интервью.

«Лёгкие горы» – повесть о доме, родине, семье, взаимовыручке. Такая нужная книга в наше трудное, иногда жестокое, время. Без пафоса, без мелодрамы и истерии, Тамара Михеева показывает реальность, не уродливую и не страшную, но и не безоблачную, ту реальность, которой живёт девочка, судьбой предназначенная в «чужие». Но там, где воздух напоен ароматами трав и ветер гуляет в верхушках сосен, где у каждого дерева есть душа, где дети играют всем подъездом, где на праздники собираются большими семьями, а в беде всем миром приходят на помощь, чувство родства возникает само, а вместе с ним обретаются главные ценности – свой дом, своя родина, свои Легкие горы.

«Лысый остров»это увлекательная приключенческая книга, главный герой которой мальчик по прозвищу Листик. События поворачиваются так, что Листику приходится спасать и своих друзей, и целый народ в придачу. Эта повесть – о взрослении, о горьких потерях и разочаровании, об обретении друзей и цене, которую приходится платить за свои ошибки. Эта книга о том, что в жизни каждого человека наступает момент, когда он должен взять на себя всю ответственность за то, что происходит в его мире, иначе этот мир может исчезнуть. А вместе с ним и все его чудеса, в существование которых мы тоже вслед за автором и её героями – безоглядно верим.

«Не предавай меня!»повесть для подростков о девочке, которая считается в классе «аутсайдером», тут уж никакого волшебства, всё правдиво, местами жёстко. Мы видим типичные проблемы, с которыми сталкивается подросток в школе. Эту книгу очень полезно прочитать родителям, чьи дети вступили в тот самый «трудный» возраст.

Юные герои произведений Тамары Михеевой сталкиваются с дилеммой добра и зла, учатся жить не только для себя, но и для других, узнают, что такое настоящая дружба, отстаивают свое мнение, мечтают. При всей сложности тем книги «Лысый остров», «Асино лето», «Не предавай меня!» по-настоящему увлекательны, в них есть место и юмору, и неожиданным поворотам сюжета. Произведения Тамары Михеевой оптимистичны. Несмотря на серьёзность ситуаций, в них описанных, всё время остается чувство, что выход есть.

Серьёзные вопросы Тамара раскрывает в разных жанрах, и ни в одном не опускается до откровенного морализаторства и поучения. Все без исключения книги Тамары Михеевой дарят надежду на то, что мы, люди, можем договориться, надо только уметь говорить, а главное - слушать.

В одном из своих интервью Тамара Михеева говорила: «То, о чём мы мечтаем в детстве, остаётся с нами навсегда. Мне кажется, что детство – это главное время в жизни человека. Может быть, поэтому я и пишу для детей. Ведь мне есть чем с ними поделиться».

 

Воспитательный характер книг писательницы

Как правило, герои современной подростковой прозы – обычные, на первый взгляд ничем не примечательные девушки и юноши. Герои-подростки стремятся обрести социальную независимость при отсутствии таковой возможности. Однако ситуации, в которые они попадают, помогают обрести уверенность в себе и осознать собственную значимость. Как будто не читаешь книгу, перед тобой не выдуманный мир, а окунаешься в привычный для тебя быт одноклассников, с их проблемами, увлечениями, радостями и горестями. А в некоторых персонажах узнаешь самого себя.

Нельзя сравнивать книги Т.В.Михеевой, каждая из них по-своему особенна и удивительна. Но мне более близки повести «Легкие горы», «Не предавай меня» и «Асино детство». Рассмотрим данные книги более подробно.

«Легкие горы» – книга о доброте

«Легкие горы» – книга для детей и взрослых. Эта книга о девочке Дине, которую взяли из детского дома в большую семью. Но я хочу сразу сказать, что она не об усыновлении, не о сиротстве, это книга о семье. О том, как важно иметь семью, как важно заботиться друг о друге, любить, понимать и прощать… О жизни», - узнали мы из интервью с Тамарой Михеевой

В повести создан образ настоящей любящей семьи. Девочка Дина после пребывания в детском доме наконец-то обретает семью. Теперь у неё есть мама и папа, бабушка Тася, двоюродный брат Юрась, дяди, тёти, новые друзья и знакомые. Появление в ней нового человека – и радость, и испытание для всех. Девочка Динка приезжает в Лёгкие Горы к бабушке, и ей открывается их суровая красота, так похожая на всю бабушкину жизнь – непростую, сдержанную и прекрасную. Всё особенное в Лёгких Горах, дома сложнее: не все принимают Динку безоговорочно, не все могут полюбить сразу и навсегда.

Мир каждого героя и здесь неповторим. Сюжетная линия наводит нашу мысль на отношения внутри семьи. Учит родителей принимать детей, разными, не всегда открытыми для беседы, не осуждая их. Если ребёнок сидит, не отрываясь от монитора компьютера или планшета, это ещё не значит, что он «пропащий». Может, так подрастает талантливый фотограф или мультипликатор, режиссёр или графический художник, а в его комнате – новый мир, созданный его увлечениями и фантазиями. И такой мир живёт в душе каждого ребёнка, а взрослым просто некогда это заметить. Но стоит тронуть рукой паутинку настороженности – и родится чудо: оживёт старая кукла мамы, вырастут на месте срубленных новые деревья, не останется без помощи старый, больной, одинокий человек.

А ещё эта книга – о доброте. О тёплых бабушкиных руках, отдающих внучке последнюю конфету, о ни с чем не сравнимом запахе мамы, о мальчике, готовом взять на себя чужую вину, об играх в куклы всем подъездом, о тех домах и дворах, где люди не боятся друг друга, о мире природы, ранимом и бережном, исцеляющем и вечном. «Самое главное достоинство книги в том, что, читая её, ощущаешь себя в безопасности. Чувствуешь, что писатель любит не только своих героев, деревья и собак, но и тебя, своего читателя. И это ощущение тепла остаётся внутри тебя, когда ты закрываешь эту книгу, наполненную солнечным светом и запахом горных трав…» (Ю. Кузнецова).

«Лёгкие горы» – эта книга для детей и взрослых, не растерявших веру друг в друга.

«Асино лето» - особенная книга

Особое место в творчестве Тамары Михеевой занимает «Асино лето». Со слов детского поэта Марины Юриной: «Сказать, что книга Тамары Михеевой «Асино лето» — замечательная, значит не сказать ничего. Это потрясающая, удивительнейшая книга! И прежде всего, по царящему в ней волшебству!»

В сказочном мире Тамары Михеевой летают, ткут светлые сны, ловят за хвост дождик, носят венок из живых бабочек. Настоящее художественное произведение для детей всех возрастов. Эта сказочная повесть о вечных ценностях: любви, дружбе, терпении, жертвенности, благодарном труде. Мир этой книги необыкновенно светлый, мудрый и добрый, не дает забыть, что все вокруг, дается большим трудом. Позволяет вспомнить, что есть благородство, самоотверженность и любовь — понятия, которые стали подменяться другими и как-то забываться современными детьми, если им вообще о них рассказывали родители.

Действительно сказочный мир переполнен такими подробностями, он так правдив и так реален, что погружаешься в него с головой. Книга настолько интересна, что читается на одном дыхании. Кого только нет в этой великолепной доброй истории: и чумсики, и летающие гномы, и феи, и Грозовой Человек, который управляет снегами, дождями и молниями, держа их до поры до времени в пробирках и колбах. Там привидения шьют изумительные платья, в которых можно танцевать на балу, а солнечные зайчики лечат коленки и даже спасают жизнь. Там можно абсолютно все - летать самой, пить уменьшительный мед и становиться маленькой, дышать под водой, побывать в домике Эхо, того самого, из мультфильма.

Ася не выпрашивает чудес. Она их пытается заслужить при поддержке обретённых друзей, принимает ответственность за свои решения. И когда приходит Беда, настоящая, горькая, страшная, то даже ее можно победить. Что только не придется пережить девочке Асе, чтобы спасти своего друга Кукумбера!

Язык сказочной повести – живой, образный, богатый и понятный. Как мастерски описаны мир сказки и волшебства: платье из рассветной дымки, восхитительные балы с небывалой музыкой, необычный родниковый цветок. Ее творчество богато метафорами, эпитетами, сравнениями, гиперболами. Хороший художественный язык – обязательное условие для детской и подростковой литературы, по мнению Т.Михеевой.

Обыкновенная девочка обыкновенным летом приехала в обыкновенный лагерь… Взрослым людям все кажется обыкновенным, бесцветным и неинтересным. К сожалению, подрастают такие же скучные дети, не умеющие фантазировать, зажатые рамками компьютерных игр, заграничных мультфильмов и школьных стандартов, не умеющие придумывать свои истории.

Автор признается, что для неё «Асино лето» любимое произведение. «Для меня это особенная книга… То, как я написала «Асино лето», можно назвать настоящим вдохновением. Ни с какой другой книгой я такого не чувствовала».

Я думаю, если мои одноклассники прочтут эту книгу, она перевернёт их взгляд на мир. Только благородство, любовь, самоотверженность, безоглядная вера в волшебство, в людей и труд могут помочь совершить чудо. Фантазируйте, и тогда ваша жизнь станет ярче!

«Не предавай меня» - книга об истинной жизни подростка

«Не предавай меня!» является ещё одним произведением, которому я бы хотела уделить особое внимание. Оно затрагивает тему первой любви между подростками. В повести точно описано, что бывает, когда ты носишь ярлык «не как все». Как научиться понимать тех, кто признан всеми неудачником за плохую успеваемость? Как быть, когда сокровенное, самое личное – твой дневник – читает весь класс? Заголовок повести Т.Михеевой выражает чувство ожидания добра и поддержки от окружающего мира, а не предательства и недоброжелательности, которые так больно ранят в этом возрасте.

Сюжет двигают не столько внешние обстоятельства, сколько внутренние переживания главной героини Юльки. И сразу начинаешь разгадывать загадку: девочка узнает, что по результатам психологического теста является аутсайдером в своем классе, а сама буквально с первых страниц производит впечатление не слабого, забитого человека, а, наоборот, сильной, душевно богатой личности.

Подростковый мир жесток, и к жестокости этого мира всегда добавляется несколько слов, жестов, взглядов взрослых. Порой небрежно брошенные, они существенно влияют на течение или даже исход целой интриги. А интриг в подростковом мире предостаточно. Тамара Михеева описывает школу именно такой, какая она есть, без прикрас и заблуждений. Со всеми проблемами, которыми окружен подросток во время учебы. С теми проблемами, которые нам, взрослым, кажутся «незначительными»… Голая правда. Правда изнутри.

В повести мы видим школу по-иному: перед нами поле сражения, где всегда есть победители и проигравшие, сильные и слабые, везунчики и неудачники, «звезды» и «аутсайдеры». Математические задачи на этом поле решаются как бы «между прочим», во время небольших перерывов в ожесточенных боях за признание, а порой даже и за существование. Здесь «А»-шки против «Б»-эшек, класс на класс. А в классе, кроме лидеров и их подчиненных, всегда есть изгои. Никто не сможет объяснить, почему все происходит именно так. Так просто происходит.

К счастью, на поле брани никто не отменял любовь. Это чувство, скорее всего, и оставляет о школе только хорошие воспоминания. Любовь в повести Тамары Михеевой раскрыта со всех сторон. Если одноклассник постоянно издевается и дразнится, то он просто пытается выразить свою симпатию. Если девочка старается как можно реже с тобой говорить, значит, она тайно влюблена. И чаще всего эту «тайну» знают все, кроме самого «объекта» любви. А как много тайн, своих и доверенных взрослыми, способно скрыть сердце подростка? И чем грозит ему такое «таинство»?

Проблемы, которые автор описывает в своих произведениях - реальны, важны и значимы для современных подростков. Прочтение этой книги — это некий опыт для разрешения конфликтных ситуаций, которые возникают в повседневной жизни подростков.

Тамара Михеева не стремиться поучать. И этим повесть подкупает особенно. Для кого-то из героев любовь является трофеем, еще одной «галочкой» в списке побед. Но выиграет этот трофей тот, кто сделает его реальностью своего существования. Ведь любовь не терпит лжи и лицемерия. В любви важно, минуя все козни и преграды, верить, доверять и прощать…


 

Заключение

Объектом моего исследования стала детская современная литература на примере творчества Т.В.Михеевой, нашей землячки. В ходе исследовательской работы мы убедились, что очень важно изучать детскую современную литературу, уделять ей достаточное внимание на внеклассных мероприятиях, литературных праздниках. Детская литература - это зеркало современности, инструмент воспитания подрастающего поколения. Она, наряду со сверстниками, семьей, СМИ, помогает формировать нравственные и духовные ценности в ребенке, влияет на становление личности. Поэтому актуально, чтобы подростки читали хорошие книги.

Целью исследования было изучение биографии писательницы, анализ ее творчества. В ходе анализа различного рода литературы и личного общения с Т.В.Михеевой (интервью), мы можем сделать вывод, что жизнь писателя - земляка действительно очень интересна и познавательна. Многое нашло отражение в ее творчестве или объясняет выбор тем.

В творчестве Тамары Михеевой, как представителя современной детской литературе продолжаются традиции «золотой» советской прозы, традиции, которые заложили Крапивин и Гайдар, то сразу же приходит на ум имя Тамары Михеевой. Конфликт чувства долга и личной выгоды, бессилие детей перед миром взрослых, необыкновенная детская увлечённость своими собственными «мирами», одиночество и взросление - лишь некоторые темы её глубокой, гармоничной прозы.

Воспитательный характер в произведениях Тамары Михеевой действительно велик и играет большую роль в становлении личности детей. А также они могут помочь родителям найти правильный подход к детям. Когда автор пишет книги, она невольно вводит в ткань произведения воспитательные вопросы. По окончанию работы она понимает, что именно ей удалось затронуть в том или ином произведении.

Её сочинения получатся необычайно светлыми и тёплыми. Они наполнены не только безоглядной верой в небылицы и чудеса. Вместе со сказочными существами в них живут и обычные люди со своими проблемами.
В произведениях детская жизнь предстаёт такой же важной, как и взрослая. Это позволяет детям посмотреть на себя со стороны, глазами других людей. Они учатся строить в обществе человеческие отношения, добиваются уважения и доверия в кругу сверстников. Подростки получают ответы на волнующие их вопросы и всё это благодаря приобретённому опыту на прочитанных страницах.

А родителям книги позволяют посмотреть на своих детей по-другому. У тех, кто не умел находить тонкую нить общих интересов для разговоров с детьми, наконец, получится достигнуть заветной цели.
Эти произведения не имеют возрастного ограничения. Способность их понять принадлежит, как взрослым людям, так и подрастающему поколению. Поэтому столь необходимо включать современную детскую литературу в школьный курс. Она наиболее точно отвечает вопросам и требованиям современности.

Исследование творчества Тамары Михеевой будет продолжаться. Т.В.Михеева сама призналась, что, пока не намерена писать книги для взрослых, для них ей нечего сказать, а вот нам, молодежи, подросткам, хочется на многое раскрыть глаза, помочь, посоветовать. А пока писатель пишет свои книги, мы будем с удовольствием их читать.

 Хочется закончить свою исследовательскую работу словами самой Т.В.Михеевой: «Особенности детских книг… Мне кажется, что в детских книгах все-таки должна преобладать радость. Или хотя бы надежда».


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Список литературы

Аралина О. Самый молодой лауреат /О.Аралина //Среди вершин (Трехгорный). - 2008. - № 14.

Асино лето / Т. В. Михеева. – Челябинск: Алим; Изд-во Марины Волковой, 2008. – 182 с.

Воскобойников В. «Детская литература – это большое дерево» / В.Воскобойников //Кн. обозрение. - 2009. - №12 – 13.

Лауреаты второго сезона премии «Заветная мечта»: [список финалистов, 2007 г.] // Б-ка в школе. – 2007. – 1–15 июля (№ 13). – С. 5.

Лёгкие горы / Тамара Михеева; ил. Василия Ермолаева. – Москва: издат. Дом Мещерякова, 2012. – 223 с.

Михеева Тамара Витальевна: литературная памятка / 
сост. Н.В. Коваль. – Сыктывкар: Национальная детская
библиотека им. С. Я. Маршака, 2013. – 11 с.

Могулева А. Волшебная сказка от Тамары Михеевой /А.Могулева // Маяк (Миасское). – 2009. – 18 февр.

Не предавай меня!: [молодежная романтическая повесть]
/ Тамара Михеева. - Москва: Аквилегия-М, 2013. - 191 с.: ил. - 
(Современная проза для юношества).

Ремез А. Здравствуйте, это мы: Тамара Михеева / А.
Ремез // Библиотека в школе. – 2012. – № 6. – С. 26-27.

 

Интернет-ресурсы

Алька : (рассказ) / Тамара Михеева // Официальный сайт Тамары Михеевой. – Режим доступа: http://timirilis.narod.ru/interview.htm.

Грантс Я. «Лёгкие горы» принесли Тамаре Михеевой Бажовскую премию / Янис Грантс, Игорь Попов. – 2012. – 12 марта. – Режим доступа: http://chelyabinsk.rfn.ru/rnews.html?id=564611&.

Данченко С. Н. Для подростков и не только: эти книги можно и нужно читать вместе с подрастающими детьми / С. Н. Данченко // Муниципальное Объединение Библиотек. – Екатеринбург, 2005–2014. – Режим доступа: http://www.ekmob.ru/index.php?id=661 (30.05.2014).

Лёгкие горы [Электронный ресурс] : повесть / Тамара Михеева // Урал : ежемесячный лит. журн. – 2011. – № 6. – Режим доступа: http://uraljournal.ru/work-2011-6-57.

Они пишут для подростков // Б-ка в школе. – 2008. – 1–15 июня (№ 11). – (Остров сокровищ : записки о дет. лит. ; вып. 6). Порядина М. Обозначить на карте. – С. 38.

Официальный сайт Тамары Михеевой 
http://timirilis.narod.ru/

 

 

 

Приложение:

Фото из личного архива со встречи с Т.В.Михеевой в Челябинской областной юношеской библиотеке от 26.01.2015г.

Фото №1

 

Фото №2

 

Фото №3

Обложки любимых книг

Публикация о встрече на сайтах Министерства культуры Челябинской области (http://www.culture-chel.ru/Publications/News/Show?id=8282), «Челябинск.Без формата.ру» (http://chelyabinsk.bezformata.ru/listnews/voprosami-pisatelnitcu-tamaru-miheevu/29143128/).

Фото №4

Семейное фото от 23 августа 2011г.

Фото №5. Портретное фото от 8 мая 2013г.

Фото №6 «на почти каждых "Легких горах" еще такая "ленточка" - "Библиоглобус рекомендует" ,13 сентября 2012г.

Фото №7 - «это премия им. Михалкова, за сборник рассказов "Юркины бумеранги", 5 сентября 2012»

Фото №8 - «на фестивале Шкаф в Москве рассказываем с Олей Брезинской о книге "Дети дельфинов", которая выйдет в сентябре. Фото Натальи Михеевой», 31 марта 2015г.

 


 

Социологический опрос

Классику читает с удовольствием – 35%

«заставляют родители и учителя» - 30%

Не читают, так как неинтересно и непонятно – 35%.

Любимый жанр книг:

повесть – 25%, боевая фантастика – 40%, фентези – 50%, приключенческие романы – 20%, детективы – 15%, ужастики – 15%, манга – 10%, сказки – 10%.

К сожалению, с творчеством Тамары Михеевой знакомо только 15% опрошенных (120 человек из 480 учащихся 5-11 классов) и «слышало о ней» - 20%.

 

27

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации