12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тобиен М.Л.14
Россия, Владимирская обл., Владимир
3

Причины ухудшения зрения. Методы его восстановления и профилактики.

МАОУ города Владимира «Лингвистическая гимназия №23 им. А. Г. Столетова»















Проектная работа

На тему «Причины ухудшения зрения. Методы его восстановления и профилактики»









Работу выполнила:

Максимова Наталия



Научный руководитель:

Тобиен Марина Львовна, учитель биологии















г. Владимир

2020 г.



Введение

В эру цифровых технологий, мы все чаще сталкиваемся с проблемой ухудшения зрения у подростков.

По официальным данным во всем мире приблизительно 1,3 млрд человек живут с той или иной формой нарушения зрения.

Это весьма важная тема для рассмотрения, ведь именно оно дает нам 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Также проблемы со зрением напрямую влияют на школьную успеваемость. От зрительных нагрузок у человека с плохим зрением начинает болеть голова, что снижает тягу к знаниям. Каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Поэтому целью проекта является выявление причин нарушения и проверка возможных методов профилактики и его восстановления без медикаментозного и хирургического вмешательства.

Для этого потребуется:

Изучить строение глаза

Изучить причины данного недуга

Провести эксперимент-проверку методов.

Проанализировать результаты опыта.

Выработать памятку по восстановлению и поддержанию зрения в тонусе.



Теоретическая часть


1.1 Строение глаза

Глаз человека — парный сенсорный орган (орган Зрительной системы) человека, обладающий способностью воспринимать электромагнитное излучение в световом диапазоне длин волн и обеспечивающий функцию зрения. Зрение человека (зрительное восприятие) — способность человека воспринимать информацию путём преобразования энергии электромагнитного излучения светового диапазона, осуществляемая зрительной системой.


Внешнее строение глаза:

Глаз имеет не совсем правильную шарообразную (почти сферическую) форму, диаметром примерно 24 мм. Размер глазного яблока в среднем одинаков у всех людей, различаясь лишь в долях миллиметров. В глазном яблоке различают два полюса: передний и задний. Передний полюс соответствует наиболее выпуклой центральной части передней поверхности роговицы, а задний полюс располагается в центре заднего сегмента глазного яблока, несколько снаружи от места выхода зрительного нерва. Он легко вращается вокруг разных осей: вертикальной (вверх-вниз), горизонтальной (влево-вправо) и так называемой оптической оси. Вокруг глаза расположены три пары мышц, ответственных за перемещение глазного яблока (и обладающих активной подвижностью): 4 прямые (верхняя, нижняя, внутренняя и наружная) и 2 косые (верхняя и нижняя). Этими мышцами управляют сигналы, которые нервы глаза получают из мозга. В глазу находятся, пожалуй, самые быстродействующие двигательные мышцы в организме человека.

Глазное яблоко отделено от остальной части глазницы плотным фиброзным влагалищем — теноновой капсулой (фасцией), позади которой находится жировая клетчатка. Под жировой клетчаткой скрыт капиллярный слой.

Конъюнктива — соединительная (слизистая) оболочка глаза в виде тонкой прозрачной плёнки покрывает заднюю поверхность век и переднюю часть глазного яблока поверх склеры до роговицы.


Внутреннее строение глаза:

Глазное яблоко состоит из оболочек, которые окружают внутреннее ядро глаза, представляющее его прозрачное содержимое — стекловидное тело, хрусталик, водянистая влага в передней и задней камерах.

Ядро глазного яблока окружают три оболочки: наружная, средняя и внутренняя:

1.Наружняя – очень плотная фиброзная оболочка глазного яблока, к которой прикрепляются наружные мышцы глазного яблока. Состоит из передней прозрачной части – роговицы, и задней непрозрачной части белесоватого цвета – склеры.

Роговица - это линза, на долю которой приходится 40 диоптрий из всех 60 диоптрий общей преломляющей силы глаза. То есть, роговица - самая сильная линза в оптической системе глаза.


2.Сосудистая оболочка - состоит из множества мелких сосудов, по которым кровь снабжает глаз кислородом и питательными веществами. В этой оболочке также выделяют несколько частей: переднюю - радужка, среднюю – цилиарное (ресничное) тело и заднюю – хориоидея (задняя часть сосудистой оболочки - непосредственно контактирует с сетчаткой, обеспечивая ей необходимое питание). Цвет наших глаз определяется содержанием пигмента в радужке, которая видна через роговицу. В центре радужки находится круглое отверстие - зрачок. Он представляет собой роль диафрагмы глаза, регулируя количество света, падающего на сетчатку. При ярком свете кольцевые мышцы радужки сокращаются, а радиальные расслабляются, при этом зрачок сужается, и количество света, падающего на сетчатку, уменьшается, это предохраняет ее от повреждения. При слабом свете наоборот, сокращаются радиальные мышцы, и зрачок расширяется, пропуская в глаз больше света.

Пространство между роговицей и радужкой называют передней камерой. Цилиарное тело вырабатывает внутриглазную жидкость, которая циркулирует внутри глаза, омывая и питая роговицу, хрусталик, стекловидное тело. Эта жидкость оттекает через специальную дренажную систему в углу передней камеры. В толще цилиарного тела находится и аккомодационная мышца, которая с помощью связок регулирует форму хрусталика.


3.Внутренняя, или сетчатая, оболочка глазного яблока – сетчатка – это рецепторная часть зрительного анализатора, здесь происходит непосредственное восприятие света, биохимические превращения зрительных пигментов, изменение электрических свойств нейронов и передача информации в центральную нервную систему. Она состоит из нескольких слоев нервных клеток и выстилает его изнутри. Палочки и колбочки сетчатки глаза воспринимают световые колебания и превращают их энергию в нервное возбуждение, которое через зрительный нерв передается по проводящим путям в зрительный центр головного мозга, где возникает зрительное ощущение.

Под влиянием света в палочках и колбочках происходит распад зрительных пигментов (родопсина и йодопсина). Палочки функционируют при свете слабой интенсивности, в сумерках; зрительные ощущения, полученные при этом, бесцветны. Колбочки функционируют днем и при ярком освещении: их функция определяет ощущение цветности. Однако не вся сетчатка видит одинаково: наибольшей зрительной способностью обладает макула - центральная часть сетчатки, где расположено основное количество зрительных клеток (колбочек).

Внутри оболочек заключены передняя и задняя (между радужкой и хрусталиком) камеры, заполненные внутри глазной жидкостью, а главное - хрусталик и стекловидное тело. Хрусталик имеет форму двояковыпуклой линзы. Как и роговица, он пропускает и преломляет лучи света, фокусируя изображение на сетчатке. Стекловидное тело имеет консистенцию желе и отделяет хрусталик от глазного дна.


Строение роговицы:

Эпителиальный слой – защитный, самый верхний слой роговицы. Получает кислород из слезной пленки, регулирует увлажненность глаза. Восстанавливается при повреждении.

Боуменова мембрана – следующий за эпителиальным, не способный к восстановлению слой. Отвечает за обменные процессы, питает роговицу.

Строма – объемная слоистая часть, состоящая из волокон коллагена.

Десцеметова мембрана – эластичная пограничная мембрана, отделяющая строму от эндотелия.

Эндотелий – регулятор увлажненности роговичного слоя, плохо восстанавливается. Поддерживает прозрачность роговицы за счет «откачки» лишней жидкости. С возрастом плотность эндотелия снижается почти в 3 раза. Из начальных 3500 клеток на 1 кв. мм. остается около 1500. Если в результате травматических поражений или воспалительных процессов плотность эндотелия падает ниже 800кл/1 км. мм, развивается отек роговицы, зрение быстро падает.

Слезная пленка – так называемый «шестой» слой роговицы. Отделяемое слезных протоков, имеет санирующее, смягчающее, увлажняющее значение. Очищает от пыли, повышает прозрачность, облегчает поглощение кислорода.



Аппараты глаза

С функциональной точки зрения оболочки глаза и её производные подразделяют на три аппарата:

рефракционный (светопреломляющий)

аккомодационный (приспособительный)

сенсорный (рецепторный)


Светопреломляющий аппарат

Представляет собой сложную систему линз, формирующее на сетчатке уменьшенное и перевёрнутое изображение внешнего мира, включает в себя роговицу, камерную влагу, хрусталик, а также стекловидное тело, позади которого лежит сетчатка, воспринимающая свет. То, что мы видим мир таким, какой он есть на самом деле, связано с обработкой изображения в мозге.


Аккомодационный аппарат

Обеспечивает фокусировку изображения на сетчатке, а также приспособление глаза к интенсивности освещения. Он включает в себя радужку с отверстием в центре - зрачком - и ресничное тело с ресничным пояском хрусталика. Фокусировка изображения обеспечивается за счет изменения кривизны хрусталика, которая обеспечивается цилиарной мышцей. При увеличении кривизны хрусталик становится более выпуклым и сильнее преломляет свет, настраиваясь на видение близко расположенных объектов. При расслаблении мышц хрусталик становится более плоским, и глаз приспосабливается для видения отдалённых предметов.


Рецепторный аппарат

Представлен зрительной частью сетчатки, содержащей фоторецепторные клетки. а также тела и аксоны нейронов, расположенных поверх сетчатки и соединяющиеся в слепом пятне в зрительный нерв. Сетчатка также имеет слоистое строение. Устройство сетчатой оболочки чрезвычайно сложное. Самый наружный слой является световоспринимающим, он обращён к сосудистой оболочке и состоит из нейроэпителиальных клеток - палочек и колбочек.



1.2 Изучение причин ухудшения зрения и их классификация

На сегодняшний день существует неимоверное количество причин ухудшения зрения. Именно поэтому было выделено 3 главные группы нарушений зрения:

1. Врождённые (возникают при неправильном внутриутробном развитии).

2. Наследственные (передаются от родителей к детям).

3. Приобретенные (возникают с течением жизни, под воздействием множества факторов окружающей нас среды).


Причины врожденной зрительной патологии многообразны. Наследственные факторы являются причиной возникновения врожденной катаракты, гидрофтальма, близорукости, микрофтальма. Врожденные изменения глаз у детей могут быть следствием перенесенных матерью во время беременности вирусных и инфекционных заболеваний. Также множество наследственных заболеваний влияют на зрение. Вот некоторые из них:

Альбинизм - это врождённое состояние, которое может вызвать нарушения зрения, а также отсутствие у человека пигментации кожи, волос и глаз. В частности, условием, которое характеризует большинство людей-альбиносов с нарушениями зрения или слепотой является глазокожный альбинизм (ОСА), который образуется при мутации гена тирозиназы, ответственного за производство пигмента меланина белков. ОСА характеристики включают:

1) светочувствительность или светобоязнь (просвечивание радужной оболочки)

2) непроизвольные движения глаз (нистагм)

3) астигматизм

4) сильное, но часто функциональное, снижение остроты зрения.

Амблиопия - категория потери зрения или нарушения зрения, которая обусловлена факторами, не связанными с аномалиями рефракции (процесс преломления световых лучей в оптической системе глаза) или сосуществующих глазных болезней. Амблиопия -состояние, когда зрительная система ребёнка не созревают как обычно, потому что ребёнок либо страдает от преждевременных родов, кори, дефицита витамина А или менингита. Если не вылечить в детстве, амблиопия настоящее время неизлечима в зрелом возрасте.

Катаракта - эта врождённая и педиатрическая патология, которая описывает поседение или непрозрачность хрусталика, которая чаще всего вызвана внутриутробными инфекциями, нарушением обмена веществ и генетически передаваемыми синдромами. Катаракта является ведущей причиной детской и взрослой слепоты.

Глаукома - также известная как глазная гипертензия, является врождённым детским глазным заболеванием с повышенным внутриглазным давлением (ВГД). Глаукома вызывает потерю полей зрения, а также гибель зрительного нерва.


Генетические (наследственные) заболевания глаз - это заболевания, которые наследуются детьми от родителей и могут повлиять на различные ткани зрительной системы: на сетчатку в зоне макулы, на роговицу, на глазной нерв и т.д. Более 60 % случаев детской слепоты связано с генетическими факторами.

Большинство наследственных и врожденных заболеваний совпадает.


Причины приобретенных проблем со зрением разнообразны, и в большинстве своем зависят от образа жизни человека. Все они способствуют развитию близорукости и других недугов.

Гаджеты, мобильные телефоны, ноутбуки, компьютеры. Частая смена кадров, яркие и неестественные цвета, близкое расположение к экрану устройства, неправильное освещение негативно сказываются на состоянии глаз. Глаза работают только на одном расстоянии, в результате постоянного напряжения, снижается тонус мышц, а хрусталик начинает терять эластичность. Именно поэтому, при определении причины ухудшения зрения у взрослых, часто оказывается, что все дело в длительном контакте с экранами гаджетов каждый день. Здесь срабатывает накопительный эффект.

Плохое освещение. Неравномерность источника освещения – недостаток его или избыток, имеют негативное воздействие на глаза. Яркое солнце способно повредить сетчатку, а отсутствие света может стать причиной большого напряжения и вызвать снижение зрения.

Сухость глаз. При длительной работе и фокусировке на объектах мы начинаем реже моргать, что способствует быстрому разрыву слезной пленки и тоже может стать причиной ухудшения зрения.

Вредные привычки. Как известно, токсины, которые содержатся в никотине и спиртных напитках, имеют негативное влияние на весь организм и, в частности, затрудняют нормальное кровообращение в сосудах глаза. Это способствует недостаточному поступлению кислорода к тканям глаза и однозначно рано или поздно станет причиной ухудшения зрения.

Проблемы с позвоночником. Состояние позвоночника напрямую влияет на кровообращение, в том числе – в головном мозге. Нарушение кровообращения приводит к нарушению передачи сигналов между мозгом и зрительной системой и как результат снижение зрения.

Неправильное питание. Недостаточное количество витаминов и микроэлементов рационе питания ведет к снижению зрения, непереносимости яркого света, плохого видения в сумерках.

Переутомление. Недосыпание, стрессы, высокие нагрузки приводят к сильнейшему утомлению, и могут быть причиной снижения зрения.

Травмы, ожоги глаз, возрастные изменения, некоторые инфекционные и вирусные заболевания.



1.3 Методы восстановления

Первым шагом к восстановлению зрения должен стать визит к офтальмологу, так как только специалист обладает необходимым оборудованием и необходимыми знаниями, чтобы поставить диагноз и установить причины нарушения функционирования зрительного аппарата.

На сегодняшний день можно выявить несколько основных групп методов восстановления зрения:


Ортопедические методы восстановления зрения: применение очков и контактных линз.

Восстановление зрения посредством тренировки глазных мышц: классические упражнения, тренажёры и компьютерные программы.

Народные методы восстановления зрения - применение средств народной медицины.

Лекарственные методы восстановления зрения: применение лекарственных препаратов и биологически активных добавок.

Хирургические методы восстановления зрения: рефракционная замена хрусталика, имплантация внутриглазных линз и лазерная коррекция зрения.

Нетрадиционные методы восстановления зрения: гипноз, самовнушение, тибетская методика.



1.4 Описание метода

По мнению большинства специалистов, основной причиной ухудшения зрения является ослабление глазных мышц. В этом случае восстановление зрения находится в руках самого человека - у него есть все, что необходимо, чтобы сделать своё зрение лучше. Основываясь на этом и некоторых других факторах, была составлена программа по профилактике и восстановлению зрения. Методика собрана из нескольких изученных книг и статей. Она максимально упрощена, чтобы не занимать много времени. За основу были взяты книга врачей и специалистов по альтернативной медицине - М. Норбекова и У.Г. Бейтса.

Снимаем очки

В течение всей работы оба автора книги рекомендует прекратить ношение очков, т.к. это будет способствовать разработке мышечного аппарата глаз.


Режим

Самое сложное, что пришлось сделать это – наладить распорядок дня. А конкретнее, ложиться и вставать в одно и тоже время, уделять сну минимум 8 часов.

Прежде всего, из-за недосыпания ощущается дискомфорт в глазах и теряется четкость изображения. Если эти симптомы приобретают хронический характер, то могут развиться такие серьезные заболевания, как глаукома.

Также недостаток сна может привести и к ишемической оптической невропатии. При этом поражается глазной нерв и происходит внезапная потеря зрения, часто на один глаз. Также возникает отек зрительного нерва, вследствие чего зрение резко ухудшается.

Сократить использование гаджетов и обустроить рабочее место

Очевидно, что гаджеты сейчас являются одной из самых главных причин возникновения проблем со зрением. Я постаралась сократить использование телефонов в два раза. То есть для человека, который обычно находится в сети в среднем четыре часа, пребывание в сети сокращается до двух и т.д.

Для того чтобы зрительная функция осуществлялась в течение достаточно длительного времени без утомления, необходимо соблюдать ряд гигиенических условий, облегчающих зрение. Эти условия объединяются в понятие «гигиена зрения». К ним относятся:

хорошее равномерное освещение естественным или искусственным светом рабочего места

ограничение блескости, резких теней;

правильное положение туловища и головы во время работы (без сильного наклона над книгой)

достаточное удаление предмета от глаз (в среднем 30—35 см);

небольшие перерывы через каждые 40—45 мин. работы.

Лучшим освещением считается естественный дневной свет. При этом следует избегать освещения глаз прямыми солнечными лучами, так как они оказывают слепящее действие. Искусственное освещение создается при помощи светильников с обычными электрическими или люминесцентными лампами. Для устранения и ограничения слепящего действия источников света и отражающих поверхностей высота подвеса светильников должна быть не менее 2.8 м от пола. Особенно важно хорошее освещение в учебных классах школ. Искусственная освещенность на партах и классных досках должна составлять не менее 150 лк [люкс {лк} — единица освещенности] при освещении лампами накаливания и не менее 300 лк при люминесцентном освещении. Необходимо создавать достаточную освещенность рабочего места и в домашних условиях: днем следует работать у окна, а вечером с настольной лампой 60 Вт, прикрытой абажуром. Лампу ставят слева от предмета работы



Каждый день придется уделять время на выполнение определенных упражнений:


Работа с таблицей

В книге М. Норбекова приложена таблица, похожая на таблицу Сивцева, на ней может быть любой текст, самое главное, чтоб его размеры уменьшались.


Тренировочная таблица для коррекции зрения является индикатором прогресса. При дальнозоркости таблицу нужно держать на расстоянии 15 – 20 см. При близорукости на расстоянии вытянутой руки, если последнюю строчку видно хорошо, можно закрепить ее на стене и найти свою рабочую строчку. Для того, чтоб это сделать, нужно просмотреть таблицу и найти ту строчку, выше которой видно все, а ниже все расплывается – пограничную.

Цитата, описывающая работу с таблицей, из книги «Как избавиться от очков»: «Теперь берем в руки таблицу на свое расстояние и влюбленными глазами смотрим на рабочую строчку. С трепетным ожиданием яркости и четкости изображения в течение 30 секунд двумя глазами легко и плавно «скользим» по ней вправо и влево, ни на чем не задерживая взгляд.»

Таким образом надо сделать 3 подхода по 30 секунд каждый. Между подходами не забывать моргать. Третий подход выполняется поочередно каждым глазом, причем для каждого глаза выбирается своя рабочая строчка.

После нескольких дней работы с определенной строчкой, при условии, что она стала четко видна, можно переходить к следующей.


Упражнения на расслабление

Моргание (часто, не напрягая и не сжимая веки)

Пальминг

Суть гимнастики заключается в изоляции глаз от источника света на определенное количество времени. Для этого автор предлагает закрыть их ладонями. Упражнение должно выполняться систематически, несколько раз в день, в среднем, по 5 минут. При этом важно подключить психологическую составляющую — визуализацию. Человеку нужно представить перед глазами черный холст или черные предметы, например, цифры, и мысленно делать их все темнее, пока не удастся достичь идеального результата.

Первоначально при закрытии глаз ладонями будут присутствовать световые «мушки», сигнализирующие о том, что перевозбуждены окончания зрительного нерва. Сосредотачиваться на мелькании этих световых бликов не стоит. О правильности выполнения гимнастики свидетельствует достижение абсолютной черноты перед закрытыми глазами — без искр, точек и пятен света.

Это способствует расслаблению перевозбужденных окончаний зрительного нерва и релаксации глаз.

Может показаться, что данная гимнастика не имеет научного обоснования. Однако это не так. Согласно исследованиям, при нахождении органов зрения в полной темноте динамичные электрические разряды в коре головного мозга (бета-волны) сменяются более спокойными (альфа-волнами). Такое состояние покоя способствует последующему восстановлению органов зрения. Однако следует помнить, что в каждом конкретном случае эффект от проводимых занятий будет разным.

Для тех, кто хочет улучшить зрение, гимнастика пальминг может стать дополнительным методом борьбы с усталостью глаз. Перед тем как приступить к занятиям, нужно выпрямить пальцы рук так, чтобы ладони приняли плоскую форму. Затем следует растереть их до появления приятного тепла и скруглить в форме чаши. При этом пальцы одной руки нужно скрестить с пальцами другой. Получившуюся конструкцию приложить к верхней части лица, чтобы нос оказался между мизинцами и свободно дышал, а глаза находились посреди импровизированных чаш из ладоней, изолированными от света.


Упражнения на укрепление мышц

Все упражнения следует выполнять с прямой осанкой, подбородок приподнять слегка вверх, голова не подвижна, работают только глаза.

Каждый рисунок должен получаться максимального размера, но мышцы глазных яблок перенапрягать не следует.

Каждое упражнение 7-8 раз в два подхода: с открытыми и с закрытыми глазами.

Вверх – вниз

Вправо – влево

«Бабочка» Взгляд переводим в нижний левый угол, в верхний правый, в нижний правый и в верхний левый угол.

«Восьмерка»

Упражнение на косоглазие

Следует выполнять в спокойной обстановке. Посмотрите на кончик носа, скосив глаза, после этого посмотрите вперед расслаблено, рассеяно, а внимание распределите по сторонам. То есть отметьте какие-нибудь предметы боковым зрением, не переводя взгляда.

Упражнение на разведение осей зрения

Подносим пальцы к носу и начинаем медленно их разводить, глазами следим за движением пальцев

«Большой круг»

Выполняем движения глазными яблоками по и против часовой стрелки.


«Окно»

Нужно прикрепить на стекло, чуть ниже уровня глаз, маленькую картинку, размером примерно 3*3 см. За окном вдали выбрать предмет с расплывчатыми очертаниями. По ходу восстановления зрения объект нужно менять. И начинаем тренировать аппарат аккомодации глаз. То есть переводим взгляд с картинки на объект и обратно. Продолжительность работы 10 минут.



Практическая часть


Этапы проведения эксперимента:

Проверка зрения перед началом эксперимента

Соблюдение всех условий разработанного метода в течение месяца (5 недель)

Проверка зрения после завершения эксперимента

Выводы, сделанные после анализа результатов

Создание памятки для профилактики нарушения зрения


17 марта 2020 года я посетила клинику «Офтальма», в которой была проведена полная компьютерная диагностика органов зрения: проверка глазного дна, зрительного нерва, сетчатки и т.д. Никаких патологий не было обнаружено, кроме слабости глазных мышц, особенно глазодвигательных косых, которые «отвечают за косоглазие». Из чего следует рекомендация врача о покупке и использовании контактных линз, а не очков, для избежания и предотвращения атрофирования мышц. (Все результаты обследования можно найти в документе, приложенном в презентации.)

Перед началом эксперимента была также сделана небольшая перестановка у меня в комнате. Пришлось пересмотреть расположение источников света по отношении к моему рабочему месту и поставить письменный стол правее окна. (Так как я правша, и, при условии, что источник света находиться справа, на рабочую поверхность падает тень от руки.)


Эксперимент начался 23 марта, так как в это время было свободное посещение занятий и каникулы, к проведению опыты мне пришлось привлечь не моих сверстников, а родителей. (Далее Анна и Сергей.) Также было принято решение в конце каждой недели записывать и делиться ощущениями от соблюдения методики. Мы делали предложенные упражнения по утрам, а вечером только расслабляющую гимнастику.

Таблица наблюдений и ощущений.



29.03.20

(первая неделя)

Я: «Все упражнения занимают всего около 20 минут в день, поэтому их выполнение не требует особых усилий. Единственное, у меня очень сильно устают глаза уже от первого упражнения, поэтому пришлось пока сократить количество повторений. Самое сложное это использовать телефон и компьютер не более двух часов, с этим я справилась всего лишь два раза за неделю. Также до сих пор не всегда получается ложиться хотя бы в 11 часов вечера.»

Анна: «Очень трудно вставать и ложиться в одно время, но как только привыкаешь к этому, сразу заметна разница: чувствуешь себя бодрым весь день. После упражнений для расслабления легче работать за компьютером, так что рекомендую делать их не только вечером, а в течение всего дня.»

Сергей: «без комментариев»

Первую неделю было сложно заставить его что-либо делать, но он выполнял с нами упражнения по утрам.



05.04.20

(вторая неделя)

Я: «По-прежнему трудно тратить на гаджеты всего 2 часа. Также, оказалось, тяжело держать осанку во время учения уроков, но мы решили поправлять друг друга, так что теперь, за тем, чтобы я сидела прямо, следят родители. Упражнения делать уже легче, но я все еще делаю недостаточное количество повторений. Очень нравиться работать с таблицей, уже перешла на следующую строчку.»

Анна: «Режим творит чудеса, теперь уже ложиться рано – это что-то само собой разумеющееся. За последнюю неделю ни разу не болела голова, хотя обычно это случалось довольно часто. Стала делать упражнение пальминг несколько раз в день, сразу чувствуешь, что глаза отдохнули. И я также уже перешла на следующую строчку в таблице.»

Сергей: «Удивительно, но восьмичасовой сон и правда очень меняет жизнь. Теперь я даже отказался от кофе. Так как у меня тоже есть проблемы со зрением, кажется, как будто видеть стал четче, иногда бывают «проблески» хорошего зрения, не уверен, конечно, что это возможно, может я просто стал больше отдыхать. А может аккомодационный аппарат и правда можно развить.»



12.04.20

(третья неделя)

Я: «Не скажу, конечно, что всегда использую телефон только два часа в день, но зато глаза явно не устают так, как раньше. Во время упражнений у окна глаза перестали так напрягаться, и я даже поменяла предмет на более дальний. И в таблице за эту неделю уже продвинулась на две строчки.»

Анна: «За все это время ни разу не болела голова, может это, конечно, совпадение, но раньше это случалось раза 2-3 за неделю. Определенно окрепли мышцы глаз, потому что теперь легко и приятно делать упражнения. Также изменилась строчка в таблице.»

Сергей: «Очень жалею, что сам не пошел к окулисту до начала упражнений, интересно узнать результаты. Теперь я чувствую себя хорошо и бодро с самого утра, чего раньше не бывало. И опять же, мне кажется, упражнение с окном действительно работает, потому что я стал различать гораздо больше деталей, чем раньше.»



19.04.20

(четвертая неделя)

Я: «Наконец-то, я делаю достаточное количество повторений во время упражнений, и глаза больше не устают. Они также перестали уставать после просмотра фильма на компьютере или долгого чтения на телефоне, даже если и устают, то достаточно сделать пальминг на минуту и все проходит. Я пока еще не сменила предыдущую строчку в таблице. Но упражнение у окна, которое раньше я не любила больше всех, теперь очень нравится. Глаза приятно напрягаются, и ты изо всех сил стараешься различить новые контуры в соседних домах, и когда это получается чувствуешь себя потрясающе. Хотя раньше я видела просто очень размытую картинку, и было сложно хоть как-то напрячь глаз.»

Анна: «До сих пор восхищаюсь режимом, и тем, что впервые за много лет каждый день чувствую себя отдохнувшей и выспавшейся. С глазами все здорово, упражнения делаю, мне очень нравится, новая строчка в таблице.»

Сергей: «Мне все нравится, чувствую себя прекрасно. Глаза действительно работают, но, думаю, нельзя прекращать заниматься после завершения эксперимента, и пяти недель слишком мало.»



26.04.20

(пятая неделя)

Я: «Вижу я определенно лучше, даже если это «самообман», то, как минимум, я однозначно укрепила мышцы, и косые в том числе. Очень жаль, что не могу пойти проверять результаты прямо сейчас.»

Анна: «Я абсолютно уверена, что как профилактика для проблем со зрением эта методика работает. Мои глаза не перенапрягаются во время работы, благодаря упражнениям для расслабления, мышцы не ослабеют, также благодаря упражнениям. Так еще я теперь и высыпаюсь, что положительно повлияло не только на мое зрение, но и на весь организм в целом.»

Сергей: «Я вижу лучше, я в этом уверен. Правда доказать я это, конечно, не смогу, но определенно продолжу заниматься. Теперь я еще ложусь спать в десять вечера и сижу с прямой спиной, что для меня месяц было бы удивительно.»




Создание памятки для профилактики нарушений зрения

Необходимо сократить всю полученную информацию, для того чтобы ей можно было пользоваться каждому и регулярно. Итак,

Сон минимум 8 часов.

Освещение на рабочем месте.

Держать осанку во время учебы.

Время на использование гаджетов уменьшить вдвое.

Делать перерывы во время работы, чтобы не перенапрягать глаза.

10 минут на упражнения для укрепления мышц.

Несколько раз в день делать упражнения для расслабления.

Работа с таблицей (три подхода).

10 минут смотрим то на картинку на стекле, то на выбранный объект в окне (развиваем аккомодационный аппарат).

Вот девять пунктов, которые необходимо соблюдать и которые, кстати, довольно несложно соблюдать, ради того, чтобы сохранить свои глаза здоровыми.

Также я решила создать трекер привычек, который поможет соблюдать самые важные правила в течение четырех недель. В течение четырех, так как для того, чтобы выработать привычку достаточно 21 дня. Ссылка на трекер прикреплена в презентации.

Использовать трекер нужно так: под каждой привычкой, которую нужно выработать, даны кружочки. Каждый день, когда Вы соблюдаете условие, нужно закрасить кружочек. Таким образом можно закрепить любую привычку и проследить прогресс.



Заключение

Зрительный анализатор – одна из наиболее сложно организованных систем человеческого организма, состояние и качество работы которого влияют на состояние и качество жизни человека. Его очень важно и нужно беречь. И несмотря на то, что из-за сложившийся в мире ситуации, не удалось провести полноценный эксперимент и придется завершить его позже. Метод однозначно проверен и подходит для профилактики любых проблем со зрением.



Список литературы

У. Бейтс «Улучшение зрения без очков»

М. Норбеков «Как избавиться от очков»

Всемирная организация здравоохранения. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/blindness-and-visual-impairment

Центр общественного здоровья. URL: https://cmp.medkhv.ru/narushenie-zrenija-u-shkolnikov/

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр». Раздел: «Пациентам». Статья «Строение глаза». URL: https://www.mntk.ru/patients/children-treatment/eye_structure/

«LinzaCity». Статья: «Коррекция зрения». URL: https://linzacity.ru/info/articles/obshchie-stati/stroenie-glaza/

Википедия. Статья: «Глаз человека». URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B7_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0

Офтальмологическая клиника «VISIOBUD». Статья: «Причины ухудшения зрения». URL: https://www.visiobud.com/2020/01/27/prichiny-uhudsheniya-zreniya/

Молодой ученый. Статья: «Причины и признаки нарушений зрения» URL: https://moluch.ru/archive/175/45959/

Википедия. Статья: «Нарушения зрения». URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F#%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%8B

Офтальмологический центр Барселона. Статья: «Генетические заболевания». URL: https://icrcat.com/ru/%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B7/%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/

Татищевский Муниципальный район Саратовской области. Статья: «Зрение нужно беречь». URL: http://tatishevo.saratov.gov.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=8338:%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%E2%80%93%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%BE-%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%87%D1%8C&Itemid=129



Автор материала: Н. Максимова (11 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.