Родительское собрание «Эмоциональное неблагополучие детей и его причины»
-
-
- Родительское собрание
- “Эмоциональное неблагополучие детей и его причины”
-
Цель: Укрепление сотрудничества педагогов группы и родителей по вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья дошкольников. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей.
Задачи:
- разъяснить значимость эмоционального благополучия ребенка в деле сохранения и укрепления его здоровья;
- пробудить желание увидеть проблемы своего ребенка;
- привлечь родителей к сотрудничеству с педагогами с целью устранения выявленных проблем, к активному участию в образовательном процессе детей;
- создать условия для обмена семейным опытом.
План собрания:
Диагностика эмоционального состояния родителей с использованием восьмицветной гаммы
Беседа «Что такое - эмоциональное благополучие ребенка»
Тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения по А.И.Захарову
Беседа «Проявления эмоционального неблагополучия у детей»
Дискуссия «Причины эмоционального неблагополучия»
Определение путей решения выявленных проблем
Итог, разное
Ход собрания
1. Диагностика эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы
- Закройте глаза и представьте, какого цвета у вас настроение. Теперь откройте глаза и краской такого же цвета или наиболее подходящего закрасьте бусинку в наших бусах (Приложение 1)
2. Беседа «Что такое - эмоциональное благополучие ребенка»
Программой ДОУ одной из важнейших задач определена – забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии ребенка
- Что же такое здоровье? (Ответы родителей)
По уставу ВОЗ, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
Что касается физического здоровья, то его значимости всегда придавали значение. Существует огромное множество различных услуг, идей и людей, рассказывающих нам о том, как о нем заботиться. Здоровье ребенка зависит от многих факторов: правильного питания, режима дня, пребывания на свежем воздухе, двигательной активности, закаливающих процедур и эмоционального благополучия.
В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.
- Как вы думаете, что означает эмоциональное благополучие ребенка? (высказывания родителей)
На сегодняшнем собрании мы и поговорим о такой серьезной теме, как “Эмоциональное благополучие ребенка”.
3. Тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения по А.И.Захарову
Вернемся к результатам нашего цветового теста. Что говорят оценочные результаты о вашем эмоциональном благополучии? (интерпретация теста)
А вот бусы нарисованные вашими детьми, давайте сравним цветовую гамму. (Обсуждение результатов теста детей)
Рост эмоционально-психологического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Очень часто дети «заряжаются» нашими эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Дети реагируют на поведение, взаимоотношения родителей, их ссоры, наказания. Проблема состоит ещё и в том, что дети легко перенимают образцы поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их.
Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребёнка.
- Вы знаете своих детей, считаете ли вы, что ваш ребенок испытывает эмоциональное напряжение? (высказывания родителей)
Предлагаем вам проверить свои наблюдения заполнив Тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения по А.И.Захарову (Приложение 2) (родители заполняют тест и подсчитывают результаты)
Далее педагог знакомит с интерпретацией результатов (родители обсуждают результаты, соотнося их со своим видением эмоционального состояния ребенка).
4. Беседа «Проявления эмоционального неблагополучия у детей»
- Как же ваши дети проявляют свое неблагополучие в эмоциях? В чем это проявляется? Давайте подумаем? (Высказывания родителей, запись на доске)
Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение, то они плаксивы, то агрессивны, дети быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, часто ребенок бесцельно ходит по групповой комнате, не находит себе занятие, грызут ногти, крутят волосы. Подергивают плечами, ночное и дневное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось, игра с половыми органами и многие другие нарушения невротического характера. Последствиями эмоционального неблагополучия ребенка являются страх, депрессия, враждебность, агрессивность.
Мы подготовили для вас небольшие видеозарисовки из жизни группы в течение дня (просмотр видеозаписей осуществления режимных моментов и НОД). Взгляните на своих детей со стороны, ведь часто ребенок с родителями ведет себя по иному.
Добавлю лишь, что условно эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы. В основе этого деления лежат те сферы, в которых проявляется социально–эмоциональное неблагополучие: с одной стороны, во взаимоотношениях с другими людьми, с другой – в особенностях внутреннего мира ребенка (Приложение 3).
5. Дискуссия «Причины эмоционального неблагополучия»
Как вы думаете, какие причины могут нарушать эмоциональное благополучие ребенка? (Высказывания родителей, запись на доске)
1. Нарушение режима дня
2. Несогласованность требований к ребенку
3. Желание родителей научить своего ребенка знаниям, которые не соответствуют его возрасту
4. Изобилие информации
5. Неблагополучное состояние в семье
6. Определение путей решения выявленных проблем
Что же необходимо предпринять родителям, чтобы устранить выявленное эмоциональное неблагополучие ребенка? (высказывания родителей, педагог наталкивает родителей на необходимость устранения причин)
В первую очередь определить причину нарушения. Для этого возможно необходимо обратиться к специалисту: психологу, психотерапевту.
Чем может помочь специалист?
Специалист может помочь родителям определить причины эмоционального неблагополучия ребенка и выработать тактику поведения членов семьи, которая позволит откорректировать нежелательное поведение ребенка.
В первую очередь проконсультироваться со специалистом по поводу эмоциональных нарушений необходимо родителям детей, страдающих тем или иным соматическим или неврологическим заболеванием. В нашей группе про каждого ребенка можно сказать, что он не здоров. Именно такие дети особенно нуждаются в правильной и последовательно применяемой методике воспитания, которая в этом случае, несомненно, должна вырабатываться индивидуально и учитывать возможности ребенка. В таком случае правильно подобранный режим жизни и воспитания ребенка может во многом ослабить проявления болезни, не допустить ухудшения состояния и осложнений.
Выступление директора детского оздоровительного развивающего центра «Капитошка» о программе тренинговой работы по коррекции эмоциональной сферы.
7. Итог, разное
Сегодня мы с вами говорили о том, что здоровье ребенка зависит не только от правильного питания, разумного режима дня и зарядки. Раскрыв значимость эмоционального благополучия ребенка в деле сохранения и укрепления его здоровья, мы неизменно приходим к выводу о том, что лишь совместными усилиями мы сможем решить эту непростую задачу.
Эмоциональное здоровье крайне важно для нашего благополучия, оно во многом определяет и степень удовлетворенности жизнью и даже успешность.
Эмоциональное здоровье, это что-то большее, чем просто отсутствие психических расстройств. Это состояние благополучия, при котором человек может реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Эмоционально здоровые люди уверены в себе и в самом деле довольны тем, кто они есть. Они имеют хорошее чувство собственного достоинства и веру в себя. Они ценят свое собственное мнение о себе гораздо больше, чем мнение кого-то другого. Они способны хорошо управляться со своим стрессом или имеют сильную приверженность тому, во что верят. Они обычно окружены другими людьми, которые рассматривают их как ресурс поддержки. Об этих людях можно сказать, что они действительно эмоционально здоровы. Кроме того, они лучше подготовлены к любым изменениям и сбоям в своей жизни и легче готовы их принять.
Когда мы находимся в хорошем эмоциональном состоянии нам кажется что все по плечу и мы можем справиться с любыми переменами и событиями, которые бы жизнь нам не подбросила. У нас как будто есть все необходимые инструменты, чтобы разгладить неровности эмоций, которые возникают в виде тревог, страхов, отчаяния или депрессий.
Эмоционально благополучными и рождаются, и становятся в процессе всей жизни. Всякое серьезное эмоциональное нарушение – это крик о помощи. И вы можете ее оказать!!!
Приложение 1
Диагностика эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы
Оборудование: жёлтый, голубой, чёрный, красный, пурпурный, зелёный, коричневый, оранжевый карандаши.
Инструкция. Диагностика проводится с каждым ребёнком по отдельности. Ребёнку предлагается: «Закрой глаза и представь, какого цвета у тебя настроение. Теперь открой глаза и возьми карандаш такого же цвета или наиболее подходящего».
Обработка результатов
Выбор карандаша: - оранжевого, жёлтого, зелёного цвета указывает на эмоциональное благополучие;
- пурпурного, голубого, красного, чёрного цвета – на эмоциональное неблагополучие;
- коричневого цвета – на эмоционально нейтральное состояние.
Приложение 2
Тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения по А.И.Захарову
__________________________________________________________________
Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.
Легко расстраивается, много переживает.
Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.
Капризничает и раздражается по пустякам.
Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.
Бывают припадки злости.
Заикается.
Грызёт ногти.
Сосёт палец.
Имеет плохой аппетит.
Разборчив в еде.
Засыпает с трудом.
Спит беспокойно.
Неохотно встаёт.
Часто моргает.
15. Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.
16. Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.
17.Старается быть тихим.
18. Боится темноты.
19. Боится одиночества.
20. Испытывает другие страхи.
21. Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.
22. Испытывает чувство неполноценности.
Обработка результатов
28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.
20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.
14-19баллов – нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.
7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.
Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.
Приложение 3
Эмоциональные нарушения дошкольников
Сфера |
Характеристики |
|
• Неуравновешенность; |
|
• Острая восприимчивость |
Алсу Белова