Разработка родительского собрания на тему «Причины детского эгоизма и пути его преодоления»
Пояснительная записка к презентации
Родительское собрание
Причины детского эгоизма и пути его преодоления
Цель: Оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в образовании и воспитании детей; усовершенствование способов передачи информации и приёмов изложения материала, сделав его понятным и доступным для родителей
Эгоизм детский - наиболее явное проявление индивидуализма во взаимодействии ребенка с окружающими, корыстное к ним отношение. Ощущение своей индивидуальности, своего «Я», вычленение себя из окружающего мира и потребность утвердить в нем себя необходимы для будущего становления личности. Начинается это в возрасте после двух лет. Ребенку хочется, чтобы окружающие его признали, поэтому он требует от них внимания, похвал, выражений любви к нему. В своих притязаниях он может быть навязчив, переменчив в желаниях, упрям и капризен. От взрослых, родителей, которые с ним рядом, зависит, каким будет отношение между детским «Я» и миром окружающих его людей; научится ли ребенок чувствовать рядом других, чью-то боль и видеть чужую нужду, научится ли милосердию и бескорыстию при оказании помощи - и ближайшим, и дальним, или он привыкнет воспринимать все и всех только как средство удовлетворения своих потребностей и желаний.
Какие ошибки воспитания приводят к развитию эгоизма у детей?
Основой большинства причин детского эгоизма является неправильное воспитание, в процессе которого родители допускают следующие ошибки:
«Слепая», чрезмерная любовь, когда поведение, мысли, эмоции и действия родителей посвящены только одному — удовлетворению любой прихоти и всех желаний малыша. И чаще всего они даже не задумываются над тем, насколько это необходимо ребенку для его развития, здоровья и счастья. В таких условиях абсолютно любой нормальный малыш становится жестоким эгоистом и с его ростом вырастут только требования к родителям, но никак не любовь и уважение.
Хроническая опека со стороны родителей, которая не позволяет ребенку становиться самостоятельным. Уже с двух-трех лет ребенок многие вещи может делать самостоятельно, например, кушать, одеваться, мыть ручки, частично складывать игрушки. Однако очень часто мы замечаем обратное: родители кормят с ложечки, одевают, убирают и многое за ребенка делают чуть ли не до школы. Некоторые и дальше продолжают все делать за ребенка, свято веря в то, что посвящая ребенку всего себя, часто даже забывая о себе, мы показываем насколько преданно и свято его любим. Но такая неправильная модель воспитания взращивает зависимых, эгоистичных и неуравновешенных личностей, которым потом тяжеловато строить свою жизнь, понимать себя и окружающих.
Дефицит безусловной любви, внимания к ребенку, участия в его жизни и интересах, телесного контакта (объятий, поглаживаний), любящего взгляда (чаще взглядом предупреждают и наказывают малышей). Все это базовые потребности каждого ребенка, который вошел в этот мир. Если они не удовлетворены, ребенок замыкается в себе и вынужден эгоистически всего добиваться сам, неважно какими способами: истерики, крики, манипуляции и т. д.
Пример родителей с нездоровым эгоизмом и зацикленностью на себе. Дети от рождения познают мир через родителей, они впитывают все как губка, хотим мы того или нет.
Ссоры близких в присутствии ребенка разрушают не только самих взрослых, но самое ценное в раннем возрасте малыша — его чувство надежности мира, а это главная и базовая потребность в раннем возрасте и можно сказать, что от этого зависит, насколько гармонично и легко будет складываться взрослая жизнь вашего ребенка.
Искусственное стимулирование хорошего поведения у ребенка определенным подарками, деньгами, выгодами. Таким образом вы приучаете ребенка быть хорошим лишь тогда, когда ему это выгодно и точка.
Внешнее информационное воздействие на становление ребенка: влияние рекламы, компьютерных игр, мультфильмов, интернета и др. Если лично не фильтровать информацию, которую ваш малыш получает с экранов телевизора, компьютера и гаджетов, то будьте уверены, его воспитание строится на отсутствии ценностей в жизни и развитии не самых лучших качеств, в том числе и эгоизма.
Когда ребенок переходит в категорию школьного возраста, все вышеописанное только усугубляется. Потому как большую часть времени он проводит в социуме, с которым ему сложно взаимодействовать и приходится становиться более жестоким эгоистом, чтобы выжить в этом мире. Это обязательно отражается на отношениях с родителями, потому как требований становится в разы больше, запросы растут, и ваше чадо совершенно не волнует, как вы будете справляться со своими родительскими обязанностями. Вы только обязаны удовлетворять его требования. Взаимности можно не ждать, будет игра и манипуляция со стороны детей, если моральные ценности с детства заложены не те.
Я предлагаю Вам провести самодиагностику и посмотреть, есть ли в Ваших действиях предпосылки к воспитанию эгоиста.
-Я контролирую соблюдение ребёнком гигиены и руковожу им.
-Я не доверяю ребенку работу по дому.
-Я всегда (часто) убираюсь в комнате ребенка.
-Я ухаживаю за домашним питомцем моего ребенка.
-Я создаю максимально комфортные бытовые условия, ограждаю ребенка от материальных трудностей.
-Я поощряю хорошее поведение и хорошие отметки подарками.
-Если ребенок не справляется с той или иной работой, я выполняю ее вместо него.
-Я часто дарю ребенку игрушки, в которые он может играть без моего участия.
-Я не рассказываю ребенку о материальном положении нашей семьи.
-Я не объясняю ребенку свои решения.
Преобладание ответов «да» говорит о том, что в формировании характера вашего ребенка что-то идет не так. Велика вероятность возникновения эгоцентризма, а вслед за ним, по мере взросления, и эгоизма.
Как преодолеть детский эгоизм: 10 советов по перевоспитанию эгоцентричного ребенка
Собственным примером с раннего детства приучать ребенка к проявлению заботы и внимания во внешнем мире, причем ребенок должен видеть и чувствовать, что вам самим это приятно, а не ради выгоды. Если вам хорошо при этом, значит он с удовольствием будет вас копировать, даже не сомневайтесь.
По отношению к ребенку должно происходить тоже самое, человеческое внимание, безусловная любовь, искреннее участие в его интересах и жизни. Будьте максимально естественны, не играйте и не манипулируйте в общении с малышом.
Обсуждайте с ребенком не только его личные дела, но и дела его друзей. Это заставит его обращать внимание на других людей.
Постепенно помогайте ему становиться максимально самостоятельным, поощряя его достижения и результаты. Радуйтесь вместе с ним всему новому, что у него стало получаться.
Верьте в него всегда, когда он «бросает вызов» самому себе. Он должен это чувствовать, видеть и знать, что вы его поддержка во всем. Но не вздумайте стараться все сделать за него, чтоб помочь. Просто не мешайте ему верить в себя и свои силы.
Сделайте подборку правильных фильмов, мультфильмов, развивающих игр, чтоб не кто-то там, а только вы формировали моральные ценности своего ребенка.
Никогда и ни при каких обстоятельствах не выясняйте отношения с близкими в присутствии ребенка! Это для вас должно стать законом.
Также постарайтесь для ребенка стать примером неэгоистичного отношения ко внешнему миру – не возмущайтесь, не осуждайте, спокойно и мудро реагируйте на людей и происходящее. Помните, до 7 лет он полностью вас копирует.
Поощряйте ребенка, когда он радуется за людей, когда проявляет заботу и внимание к людям и животным.
И самый важный совет – следите за своим поведением и работайте над собой в первую очередь, тогда ваш малыш будет расти гармонично, в любви и правильном внимании.
Эгоизм – чувство, с которым не рождаются. Оно появляется из-за неправильного, даже провоцирующего отношения окружающих, стремящихся порой получить обратный результат. Не забывайте, что и пример вашего отношения к жизни и к окружающим тоже формирует определенные черты в характере вашего ребенка. Поэтому, давайте быть терпимее, добрее и ласковее. Только так вы сможете заложить в ребенке основу всего доброго и правильного, а это принесет положительные плоды.
И в заключении я хотела бы Вам дать рецепт Хорошего дня.
Используемая литература
Гуцол Е. Если кому-то нужна помощь // Начальная школа. // Первое сентября. – 2008. - № 2.
Недвецкая М.Н. Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи // Начальная школа. – 2007. - № 1.
Путляева Л. Ваш ребёнок – эгоист? // Начальная школа. // Первое сентября. – 2008. - № 11.
Акатова Ирина Анатольевна