12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Андреевна24

Иванова С.

Проблемы гендерных и этнических стереотипов в современном мире.


В статье раскрывается проблема существования этнических и гендерных стереотипов в современном обществе, которые оказывают большое влияние на все сферы деятельности человека. Показаны негативные последствия стереотипизации. Предлагаются различные варианты отношения к устоявшимся представлениям с учетом реалий и тенденций нашего времени.


Ключевые слова: гендер, стереотипы, гендерные стереотипы, этнические стереотипы, самооценка.


Все мы слышали хотя бы одно из следующих высказываний:

«Мужчины не способны понять женщину!»;

«Стирать и убирать должна женщина, а мужчина должен зарабатывать!»;

«Мальчики не плачут»;

«Мужчины не должны краситься»;

«Пунктуален как немец» и т.п.

Все они имеют название – стереотипы, представляющие собой заранее сформированные человеком мыслительные оценки чего-либо, которые могут отражаться в соответствующем стереотипном поведении1. Это поведение касается как роли мужчины и женщины, так и конкретные этносы. Поэтому данные стереотипы и называют гендерными и этническими.

Подобные фразы настолько часто встречаются в нашей жизни, что мы даже не задумываемся о том, к каким последствиям они могут привести. По мнению многих исследователей, гендерные стереотипы очень часто приводят к межличностным конфликтам, к постоянному чувству вины, снижению самооценки, агрессии, сложностям в выражении эмоций, нежеланию принять помощь2. Самыми распространенными проявлениями гендерных стереотипов на данный момент являются сексизм, фейсизм, гендерная сегрегация . Все это сильно сказывается на жизни человека: имея определенные нормы поведения, человек старается соответствовать им, чтобы не стать “изгоем”. Различия в моделях поведения мужчин и женщин могут стать причинами внутриличностных, межличностных и межгрупповых конфликтов.

Общество приписывает каждому гендеру свои стандарты красоты, социальные роли и многое другое. Например, принято считать, что девушка всегда должна быть женственной и нежной, носить элегантную одежду, а мужчина, в свою очередь, является примером мужественности и силы, и ему положено носить одежду, подчеркивающую эти качества. Однако, они могут не соответствовать данным критериям из-за несоответствия индивидуальных типов характеров стандартным ожиданиям общества. Это пример внутриличностного конфликта. Бывают ситуации, когда люди прямо указывают на недостатки людей, не соответствующих их представлениям о поведении или внешности определенного гендера. Кто-то упрекнет девушку в отсутствии женственности или парня в ее избытке, они же начнут отстаивать свою точку зрения, говоря о том, что это их право и никто не может диктовать им как жить и как одеваться. Это наглядный пример межличностного конфликта.

Этнические стереотипы, в свою очередь, могут стать источником как достаточно безобидных культурных явлений, таких как анекдоты, так и для появления бытовых этнических конфликтов и разжигания межнациональной розни3. Национальные стереотипы обычно отличаются упрощенностью, односторонностью, а нередко и искаженностью.

Своим появлением стереотипы обязаны межкультурным или межэтническим контактам, когда выявляются наиболее типичные черты, характерные для того или иного народа или культуры, и в зависимости от этих характерных признаков и качеств они подразделяются на группы (категории). Встречаясь с представителями других народов и культур, люди обычно проявляют естественную склонность воспринимать их поведение с позиций своей культуры. Впоследствии позитивное или негативное отношение основывается на принятии традиций своей социальной группы. Так постепенно складываются этнокультурные стереотипы, представляющие собой обобщенные представления о типичных чертах, характерных для какого-либо народа или его культуры. Самым страшным из того, к чему могут привести этнические стереотипы, является ранее упомянутое разжигание межнациональной розни. Данный термин обозначает действия, направленные на возбуждение межнациональной или межрасовой вражды, или же проявление нетерпимого, неуважительного отношения к человеку или группе людей, основанное на национальных или иных классовых признаках.

Взгляды людей насчет данных стереотипов очень сильно различаются как кардинально, так и в каких-то небольших аспектах. Именно поэтому сложно точно определить отношение конкретного общества(общества России, всемирное общество). Для того, чтобы определить как люди в моем окружении относятся к данным стереотипам, я провела опрос. Опрошенные были поделены на две категории: люди возрастом от 14 до 25 лет и люди старше 25.

Всего было пять вопросов:

1. Часто ли вы слышите стереотипные высказывания со стороны окружающих вас людей?

2. Согласны ли вы с ними? Придерживаетесь ли таких же взглядов?

3. Важно ли для вас соответствовать общепринятым нормам?

4. Как вы думаете, могут ли стереотипные высказывания задеть чувства людей?

5. Считаете ли вы, что обществу нужно быть толерантнее?

Проанализировав их, можно сказать:

- первая группа опрошенных слышит стереотипные высказывания как в свой адрес, так и в чужой намного чаще, чем вторая

- как в первой, так и во второй группах есть люди, согласные с этническими и гендерными стереотипами, однако таких представителей больше среди опрошенных из старшей возрастной категории

- практически всех опрошенных людей 14-25 лет не интересует соответствие общепринятым стандартам, в то время как представители второй группы сильно зависимы от одобрения обществом

- все опрошенные согласны с тем, что высказывания с этническими и гендерными стереотипами(как и со многими другими) могут задеть чувства людей, они также считают, что обществу необходимо быть толерантнее

Таким образом, молодое поколение старается отойти от нормативности поведения и стереотипов и перейти к свободе в своих действиях, взглядах. В большинстве своем они уважают мнение и культуру другого человека либо стараются не обращать на это внимания. Старшее же поколение сильно зависит от мнения окружающих и, в основном, является сторонником более привычных, возможно, консервативных взглядов.

Перед нашим обществом встает очень важный, требуемый особого внимания в условиях всеобщей глобализации вопрос - как же решить возникающие проблемы?

Первое – это издание законов, запрещающих дискриминацию людей по этническим признакам и по гендерной принадлежности, уравнивающих их в правах и обязанностях и призывающих их к взаимному уважению друг друга(например, статья 19 Конституции РФ)

Однако все зависит не только от государства, но и всех граждан, проживающих на его территории, поэтому вторым пунктом является отказ от стереотипного мышления и более толерантный подход каждого из нас к окружающим. Это значит, что человеку необходимо научиться уважать выбор других людей; следует обращать больше внимания на индивидуальность человека; не поддерживать и не распространять стереотипные высказывания; говорить на эту тему всеми доступными способами.


Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Глава 2. Статья 19(Дата обращения 15.01.21)

2. Eagly, A. Sex Differences in Social Behavior: A Social-role interpretation. — Psychology Press, 2013 Lorber, J. (Дата обращения 22.10.20)

3. Lorber, J. Separate and not equal: the gendered division of paid work // Paradoxes of gender. — Yale University Press, 1994 (Дата обращения 15.12.20)

4. Separate and not equal: the gendered division of paid work // Paradoxes of gender. — Yale University Press, 1994(Дата обращения 22.10.20)

5. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. — 320 с. (Дата обращения 20.12.20)

6. Вербина Г.Г. Психолого-акмеологическая концепция развития профессионального здоровья специалиста // Автореферат диссертации

на соискание ученой степени доктора психологических наук (Дата обращения 30.10.20 )

7. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Практикум. — М., 2006 (Дата обращения 16.12.20 )

8. Шарафулин М.М. «Межнациональные конфликты: причины, типология, пути решения// Проблемы образования, науки и культуры». М., 2006 (Дата обращения 15.14.20)

9. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации // Межнациональные конфликты [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации URL: https://65.xn--b1aew.xn--p1ai/document/2251509 (Дата обращения 14.12.20)

10. Пейкерт Э.В. Межэтнический конфликт в современном обществе [Электронный ресурс]/ URL: http://surl.li/kxtv (Дата обращения 15.12.20)

11. Простотина Ю.В. «Социодинамика” -Гендерные стереотипы: формирование и детерминанты [Электронный ресурс]/ URL: http://surl.li/kxtz (Дата обращения 30.10.20 )

12. Словарь гендерных терминов [Электронный ресурс]/ URL: http://surl.li/kxua (Дата обращения 28.10.20)

13. Словарь гендерных стереотипов [Электронный ресурс]/ URL: http://surl.li/kxue (Дата обращения 28.10.20)

14. Электронная энциклопедия “Социология молодежи” под редакцией проф. В.А. Лукова [Электронный ресурс]/ URL: http://surl.li/kxtx (Дата обращения 25.10.20)

15. «Ярославский вестник” 2015г. (№2, том II, с.197)[Электронный ресурс]/ URL: http://surl.li/kxuq (Дата обращения 30.120.20 )


1 Словарь гендерных стереотипов [Электронный ресурс]/ URL: http://surl.li/kxue (Дата обращения 28.10.20)

2 Студми. Учебные материалы для студентов [Электронный ресурс]/ URL: https://studme.org/167850/pedagogika/gendernyy_konflikt (Дата обращения 30.10.20)

3 Шарафулин М.М. «Межнациональные конфликты: причины, типология, пути решения// Проблемы образования, науки и культуры». М., 2006 (Дата обращения 15.14.20)

Автор материала: С. Иванова (10 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.