12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фалёва Анна Сергеевна190
Россия, Свердловская обл., пгт Уральский


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский»

Свердловской области.









Индивидуальный итоговый проект

На тему:

«Проблемы власти в современной России»













Выполнил учащийся 9 класса

Кристиамполь Дмитрий

Руководитель проекта:

Фалёва Анна Сергеевна

учитель истории и обществознания.









пос. Уральский

2022


Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1.Понятие и сущность власти………………………………………….5

Глава 2. Власть как политическое  явление. Легальность  и легитимность  власти ………………………………………………………………………….8

Глава 3. Современные проблемы дел государственного аппарата………..12

Заключение…………………………………………………………………..14

Список литературы ………………………………………………………….15























Введение

Власть - центральная ось, вокруг которой  вращается вся политика. Она вездесуща  и пронизывает все структуры  общества, выступая его цементирующим  элементом, поддерживая внутреннюю организованность и иерархичность  общественных отношений.

Власть появилась  с возникновением человеческого  общества и будет в той или  иной форме всегда сопутствовать  его развитию. Она необходима для  организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также  для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.

В связи с тем, что политическая власть - основополагающая категория  политологии, ключ к пониманию сущности и предназначения политической системы  общества, поэтому для ориентации в современных реалиях столь  важно понимание смысла данной категории.

Таким образом, изучение процессов формирования власти представляется актуальным и  значимым.

 Цель: выявление особенностей и анализ функционирования и развития государственного аппарата  нашего государства на современном этапе.

Для достижения поставленной цели в работе поставлены для разрешения следующие  задачи:

     - раскрыть основные подходы к  понятию, содержанию и функциям  власти;

     - рассмотреть понятие власти как  политического явления, ее легальность  и легитимность;

     - провести анализ сущности кризиса  власти, путей его преодоления  и особенности  власти в современном российском обществе.

Объектом исследования выступает государственный аппарат.

Предметом исследования является проблемы функционирования и правового взаимодействия государственного аппарата.

Глава 1.Понятие и сущность власти.

Власть - ключевой вопрос политики, занимающий центральное место в политической науке. Поэтому для ориентации в современных политических реалиях необходимо понимание смысла данной категории, причин необходимости политической власти для общества, ее легитимности, ресурсов, выполняемых функций.

 Власть  как таковая представляет собой  особый вид общественных отношений, присущий человечеству на всех этапах его развития. Через властные отношения  реализуется объективная потребность  общества в саморегуляции и организации.

Смысл, исторически закрепившийся за понятием власть, фиксируется в таких терминах, как господство, влияние, подчинение, насилие, авторитет. Эти термины  указывают на отдельные функции  и формы власти, на доминирование  тех или иных их признаков.1

Власть  в обществе имеет источник и основные параметры - масштабы, объем, время и  пространство. Масштабы власти - это  характеристика значения, размаха, размеров влияния той или иной власти. Объем  власти - это количество власти, сосредоточенное  в чьих-то руках или в каких-то органах. Время власти - это период функционирования данной власти, того или иного властного органа. Пространство власти - это определенные площади, территории и регионы, в пределах которых данная власть эффективна или  по крайней мере формально функционирует.2

Понятие политическая власть отражает способность  и возможность индивидов или  групп оказывать определяющее воздействие  на общество, проводить свою волю в  управлении им, мобилизовывать большие  массы людей на достижение поставленных целей, регулировать отношения между  отдельными группами.

Отличительными  признаками политической власти являются:

верховенство, то есть обязательность, ее решений  для всего общества;

всеобщность,  то есть функционирование на  основе права от имени всего  общества;

моноцентричность, то есть существование общего  государственного центра принятия  решений;

многообразие  ресурсов - экономические, социальные, культурно-информационные, нравственные, принудительные и др.

Основные  компоненты структуры власти - это  субъект, объект, ресурсы и процесс, характеризующийся механизмом и  способами властвования.3

Субъект власти - это ее обладатель, носитель, воплощающий в себе активное направляющее начало. Им может быть правящая элита, индивид (лидер), социальная общность (народ, нация, класс, слой), политический институт (государство, партия, группа интересов).

Объектом  власти могут быть отдельный гражданин, социальная группа и общество в целом, организации и учреждения, руководимые  субъектом власти.

Грань между  субъектом и объектом власти бывает условной. В демократическом обществе народ является одновременно и субъектом  и объектом власти. В обществе с  недемократическими режимами народ  является только объектом политической власти.

Границы отношения объекта власти к ее субъекту простираются от ожесточенного  сопротивления до добровольного  подчинения. Готовность к подчинению зависит от качеств объекта, от характера  предъявляемых ему требования, от средств воздействия на него, от восприятия субъекта.

Качества  объекта политической власти во многом определяются политической культурой  населения. Так, патриархальный и подданнический типы культуры формируют покорность, привычку повиноваться, желание жить под «твердой рукой».

Ресурсы власти - это средства воздействия  субъекта на объект в соответствии с поставленными целями. Различают  экономические, социальные, культурно-информационные, демографические и принудительные ресурсы.4

Экономические ресурсы - это материальные ценности, необходимые для производства и  потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, земля, полезные ископаемые и т. п.

Социальные  ресурсы - это группы и слои общества, на поддержку которых может рассчитывать власть в проведении политики.

Культурно-информационные ресурсы - это знания и информация, а также средства их получения  и распространения (учреждения науки  и образования, средства массовой информации). В современном мире значимость культурно-информационных ресурсов как источника власти повышается.

Демографические ресурсы - это наиболее универсальный  вид ресурсов: люди, производящие материальные, культурно-информационные и прочие ресурсы.

Принудительные (силовые) ресурсы - это оружие, институты  принуждения и специально подготовленные люди. Ядро силовых ресурсов составляют армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура с их вещественными  атрибутами.

 Власть  обычно применяет различные ресурсы  в комплексе.

Существуют два  главных подхода к властвованию:

1) побуждение  объекта к действиям, угодным  субъекту, и

2) обеспечение  бездействия подвластных, блокирование  нежелательных для субъекта видов  их поведения.

Способы властвования могут быть классифицированы на: демократические (при участии  исполнителей в принятии решений); авторитарные (неограниченная власть, не претендующая на полный контроль над подданными); тоталитарные (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом); конституционные (правление в рамках закона); деспотические (всевластие и произвол); либеральные (уважение свободы и прав личности) и пр.5

Одним из видов политической власти является государственная власть, которая «реализует наиболее общие интересы определенного территориального сообщества (общества страны) и служит цели развития данного политического сообщества (государства) как единой системы.

Государственная власть обладает всеми характерными для политической власти признаками, но имеет свои особенности: она суверенна, так как является «высшей» властью на территории государства, самостоятельна, независима от чьего-либо вмешательства и универсальна, так как регулирует все сферы жизнедеятельности общества.














Глава 2. Власть как политическое  явление. Легальность  и легитимность  власти.

  Вся жизнь людей неразрывно связана  с властью, которая является наиболее мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирования их противоречий и конфликтов. Ключевая разновидность власти - власть политическая - обладает колоссальными конструирующими  способностями, представляет самый  мощный источник развития общества, орудие социальных преобразований и трансформаций.

С момента образования первых государств власть существует и в своей политической, публичной форме. Причем начальные, патриархальные (традиционные) формы  политической власти серьезно отличались от ее современных форм. 6

В частности, в политическом пространстве того времени  отсутствовали какие-либо посредники между населением и государственными структурами, институт разделения властей  или какие-либо иные элементы организации  сложной межгрупповой конкуренции. По сути дела власть, механизмы принуждения  в значительной мере основывались на примитивных отношениях.

В настоящее время в обществе складываются формы надгосударственной политической власти, сосуществующие с аналогичными способами регулирования социальных отношений отдельными (национальными) государствами. Так, ООН формирует всемирную систему международных, а Евросоюз - региональную систему властных отношений, в рамках которых отдельные государства несут определенную ответственность за соблюдение ими прав человека, выполнение межгосударственных договоренностей, за охрану природы и т.д. Их соответствующие институты - Совет Безопасности и Европарламент - контролируют исполнение отдельными государствами и частными организациями обязательных для них решений, применяя для этого систему конкретных мер воздействия: от торговых санкций и приостановки членства в международных организациях до экономической блокады и проведения военных акций в отношении отдельных государств.7

В настоящее время в научной  литературе можно насчитать более 300 определений власти. Большинство  из них, трактуя ее как явление  социальное, тем самым раскрывают и природу политической власти. Многообразные  теоретические представления о  власти делают акцент на  ее разнообразных сторонах и аспектах, то представляя ее как особый  тип поведения (бихевиоральные концепции) или способ организации целенаправленной деятельности (структурно-функциональные; подходы), то подчеркивая психологические свойства ее носителей, то указывая на функциональное значение принуждения, то выделяя способности власти к силовому воздействию на объект и контролю; над ресурсами и т.д.

Одним из основных специфических свойств  политической власти является легитимность. Она представляет собой форму  поддержки, оправдания правомерности  применения власти и осуществления (конкретной формы) правления либо государством в целом, либо его отдельными структурами  и институтами.

     Этимологически  слово "легитимность" ведет свое начало от латинского "legalis" - законность. Однако легитимность и законность не являются синонимами. Поскольку политическая власть не всегда основывается на праве  и законах, но всегда пользуется той  или иной поддержкой хотя бы части  населения, легитимность, характеризующая опору и поддержку власти реальными субъектами политики, отличается от легальности, свидетельствующей о юридическом, законодательно обоснованном типе правления, т.е. о признании его правомочности всем населением в целом. В одних политических системах власть может быть легальной и нелегитимной, как, например, при правлении метрополий в колониальных государствах, в других - легитимной, но нелегальной, как после свершения революционного переворота, поддержанного большинством населения, в третьих - и легальной, и легитимной, как, к примеру, после победы определенных сил на выборах.

В настоящее время  в политической науке принято  более конкретно подходить к  понятию легитимности, фиксируя значительно  более широкий круг ее источников и форм. Так, в качестве основных источников легитимности, как правило, рассматриваются три субъекта: население, правительство и внешнеполитические структуры.8

     Легитимность, которая означает поддержку власти со стороны широких слоев населения, является самой заветной целью всех политических режимов. Именно она в  первую очередь обеспечивает стабильность и устойчивость власти. Положительное  отношение населения к политике властей и признание им правомочности  правящей элиты формируются по любым  проблемам, оказывающимся в фокусе общественного мнения. Одобрение  и поддержка населением властей  связаны с разнообразными политическими  и гражданскими традициями, механизмами  распространения идеологий, процессами формирования авторитета разделяемых "верхами" и "низами" ценностей, определенной организацией государства  и общества. Это заставляет относиться к легитимности как к политико-культурной характеристике властных отношений.

     В то же время легитимность может инициироваться и формироваться не населением, а  самим государством (правительством) и политическими структурами (проправительственными  партиями), побуждающими массовое сознание воспроизводить положительные оценки деятельности правящего режима. Такая  легитимность базируется уже на праве  граждан выполнять свои обязанности  по поддержанию определенного порядка  и отношений с государством. Она непосредственно зависит от способности властей, элитарных структур создавать и поддерживать убеждения людей в справедливости и оптимальности сложившихся политических институтов и проводимой ими линии поведения. Для формирования такой легитимности громадное значение приобретают институциональные и коммуникативные ресурсы государства.

Легитимность  может формироваться и внешними политическими центрами - дружественными государствами, международными организациями. Такая разновидность политической поддержки часто используется при  выборах руководителей государства, в условиях международных конфликтов. Иными словами, и внутри государства различные  политические субъекты могут обладать разным характером и иметь разный уровень поддержки общественным или международным мнением.

В наши дни большое число государств переживает кризис легитимности. На протяжении многих десятилетий особенно остро он проявлялся в форме политической нестабильности.













Глава 3. Современные проблемы дел государственного аппарата

вынуждены Традиционная модель поддержке государственного управления и потребителя государственной службы объем переживает в последнее время Про опре любом кризис. Падает изменениям доверие граждан и к проблемы государству, и к чиновничеству. почта Понизился престиж группой государственной службы, единоначалия общественный статус Матузов государственных служащих. Процессы Причинами изменившейся ту ситуации стали:9

Вызов государству Одна со стороны появится частного сектора.

С предпочтительный одной стороны, собою частный сектор предприятиями демонстрирует современный промышленного уровень сервиса, с обсуждения которым общество До сравнивает сервис центральные государственный, и естественно, друга не в пользу аппаратным последнего. Широко глубочайший утвердилось убеждение, что главных государство не составляющей дает адекватных рапортовать ответов на «вызовы» предприятиями времени, прежде Основной всего, в медицинском остаточному обслуживании, образовании, парламент жилищном строительстве, разнообразных обустройстве городских именно территорий.

«Революция менеджеров», аппарате которая поставила создать под вопрос разновидностью традиционные процедуры, постановки технологии и стили определенным управления.

На практике было доказано, отрицательного что эффективность деятельности индивидуальных деятельности дддддкроется в сочетании предприятий небольших, относительно минимальным децентрализованных, гибких пропорциях управленческих подразделений с исполняемость небольших размеров национального иерархиями, стимулирующими занимающих максимальное участие местах своих низших обеспечивающих эшелонов. Поэтому традиционное рангов государственное управление, агентов известное своей государственной приверженностью к инструкциям, организованная правилам и процедурам взвешенные неминуемо стало название рассматриваться в современную эпоху предопределяющих как ущербное, управлении безнадежно устаревшее.

виды Усиление демократического кадровой давления на способностью государство.

Общество открытость стало требовать нормами большей открытости и отпадает прозрачности госаппарата, весом большего участия власти граждан в его неизменно функционировании. Не Усиление следует списывать состасо счетов и ныне общее изменение Функции парадигмы социального поддержку развития с его важности сильным идеологическим реальным предубеждением против реализации государства, большого стоимости правительства, непомерно ВЫСШЕГО раздутой бюрократии и поставлены ее неэффективных Эффективная решений.

Осуществляется уровнях пересмотр основных кадровых принципов государственной можно службы, который источником можно свести к заседаниях следующим основным сфере направлениям:

- анализ современной политической первостепенное роли бюрократии и обеспечение механизмов реализации возникновению ею своих различным корпоративных интересов;

- средства поиск оптимального определения соотношения политических и удобно профессиональных начал в Функции администрации;

- уменьшение механизмы роли вертикальной изменения административной иерархии, отменять развитие функциональных Периодические органов, горизонтальных мобилизации структур;

- децентрализация, потребностями удешевление, сокращение должностным администрации, ограничение Модернизационный роли традиционной предоставление административной «лестницы чинов»;

- формировании максимально возможная первостепенное открытость, «отзывчивость» бюрократии непосредственным на потребности и оказываются ожидания граждан;

- индивидуальную значительное повышение морально внимания к культурным и высшим морально-этическим аспектам этим государственной службы









Заключение.

     Власть  – ключевой вопрос политики, занимающий центральное место в политической науке. Поэтому для ориентации в  современных политических реалиях  необходимо понимание смысла данной категории, причин необходимости политической власти для общества, ее легитимности, ресурсов, выполняемых функций. Изучение новых тенденций в развитии властных отношений необходимо для осмысления современного состояния России.

     В настоящее время самой актуальной является проблема демократизации российской политической власти. Политику трудно проводить, если общество не доверяет власти, а последняя не уверена  в своем окружении и во всех тех людях - классах, группах, обществе, которыми она должна руководить. Между  обществом и государством, народом  и властью, руководителями и подчиненными отнюдь не всегда царит гармония. Политические отношения зыбки и непостоянны. Взаимное или одностороннее влечение сменяется разочарованием, а нередко  и конфликтами. Сегодня, когда в  стране взят курс на построение правого  гражданского общества с развитым политическим сознанием всех или большинства  его социальных слоев особенно важно  признание власти большинством народа законной и справедливой, согласие народа с властью, когда он добровольно  признает ее право принимать решения, которые должны выполняться.

Дееспособность  власти во многом зависят от ее легитимности. Это один из показателей эффективности  политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к  власти. Ее можно определить как  состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Чем ниже уровень легитимности, тем  чаще власть будет опираться на силовое  принуждение. Властные структуры России предпринимают максимум усилий для  обеспечения своей легитимности, то есть признания законного характера  власти.

Список используемой литературы

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru , 20.01.2022

Ахвледиани  А.А., Ковалев А.М. Собственность. Власть. Политика. – М., 1999.

Гаджиев К.С. Политология. Учебное пособие для вузов 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2009. - 432 с.

Бородкин Ф.М. Социальная политика: власть и перестройка // Постижение: социология. Социальная политика. Экономическая реформа / Под ред. В.М. Бородкина. - М., 1989.

Круглов М.Б. Технология власти: Мифы и реальность истории России. – М., 1997.

Курьянов М.А., Наумова М.Д. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. - 80 с.

Мухаев Р.Т. Политология: учебник для ВУЗов. - М., 2002.

Общая и прикладная политология / Под общ. ред. В.И. Жукова. - М., 2004.

Политическая культура и власть в западных демократиях и в России. – М., 2004.

Поярков С.Ю. К сущности политической идеологии государственной власти., журнал «Право и политика» № 12, 2009.

Склифус С.В. Легитимация государственной власти как элемент стабильности российского государства и общества., журнал «Право и политика» № 12, 2008.


1 Ахвледиани  А.А., Ковалев А.М. Собственность. Власть. Политика. – М., 1999. С. 48.

2 Там же

3 Курьянов М.А., Наумова М.Д. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. -.С. 36.

4 Курьянов М.А., Наумова М.Д. Указ.,соч. С.57.

5 Курьянов М.А., Наумова М.Д. Указ.,соч. С.51-59.

6 Склифус С.В. Легитимация государственной власти как элемент стабильности российского государства и общества., журнал «Право и политика» № 12, 2008. С. 36-41.


7 Склифус С.В. Указ.,соч. С.61-63.

8 Склифус С.В. Указ.,соч. С.65-68.

9 Поярков С.Ю. К сущности политической идеологии государственной власти., журнал «Право и политика» № 12, 2019. С.74-82.


Автор материала: Д. Кристиамполь (10 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.