Проблемные вопросы формирования патриотического воспитания норильских подростков и молодежи: исторический аспект.
Автор публикации: В. Месяцев, ученик 9В класса
Проблемные вопросы формирования патриотического воспитания норильских подростков и молодежи: исторический аспект.
Выполнил Месяцев Василий Сергеевич
МБОУ «Лицей № 3»
Руководитель: Гордиенко Галина Вячеславовна
Норильск, 2022
ТЕЗИСЫ РАБОТЫ
В данной работе мне хотелось рассмотреть вопрос, важный и актуальный для любого государства. Он связан с проблемой патриотизма подростков и молодежи в нашей стране и городе Норильске в течение 1960 - 2000 годов. Мною сделана попытка всесторонне рассмотреть деятельность органов власти по воспитательной работе в рассматриваемый период в стране и городе Норильске, выявив положительный опыт для последующего использования. Недостаточная освещенность данного вопроса в комплексе, а также, фактов, касающихся города Норильска по этой проблеме, говорят об актуальности рассматриваемого мною вопроса.
Имеющиеся документы в архиве города Норильска, анкетирование, интервью позволили мне провести исследование и прийти к выводу относительно активной и многоплановой работы властей в 1960 - 1980 годы, которые привели к высокому уровню патриотизма подростков и молодежи. Так, из архивных справок мы видим большое количество различных мероприятий, соответствующей направленности: встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, открытие школьных музеев, патриотическая тематика на уроках, посещение городов - героев, игры, слеты и многое другое. Затем, почти полное отсутствие какой - либо работы в 1990 годы по причине решения экономических и политических проблем государства и, как следствие, практическое отсутствие патриотизма. В 2000 годы наблюдается активное внимание федеральных и муниципальных властей к необходимости всесторонней, эффективной воспитательной работе по формированию патриотических чувств у подрастающего поколения. Государство разработало достаточно большое количество программ и проектов, которые предусматривают различные формы работы с подростками и молодежью, интересные им. Так, активное участие подрастающее поколение страны и города принимает в акциях: Георгиевская ленточка, Окна Победы, оказание помощи ветеранам, различные мероприятия ко Дню Героя, Победы, создание детских и юношеских организаций и объединений, цикл мероприятий в образовательных учреждениях в урочной и внеурочной деятельности по соответствующей тематике и другие.
На заседаниях круглых столов определяются основные направления работы в целях определения актуальности и эффективности того или иного мероприятия.
Я согласен с тем, что многие историки рассматривают патриотическое воспитание как основу для формирования будущего гражданина своей страны и патриота.
Формирование патриотических чувств является сложной задачей, поэтому необходимо искать эффективные средства для ее достижения.
Считаю, что если будет проанализирован положительный опыт предыдущих поколений по воспитательной работе в данном направлении и взят за основу, а также продолжены уже имеющиеся эффективные формы работы, то уже в ближайшем будущем мы увидим подростка, молодежь как страны, так и города патриотом России и малой Родины.
Таким образом, положительный результат данной работы уже виден на примере активизации подростков и молодежи в различных мероприятиях, проводимых как на уровне страны, так и края, города.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
Одной из основ любой государственности является патриотизм. Гражданин обязан быть предан своей Родине и делать все во благо ее процветания. Нельзя заставить полюбить Отечество, необходимо грамотно формировать это чувство со школьной скамьи. Ведь патриотами не рождаются, ими становятся в результате планомерной работы школы, родителей, социума, общества. В адрес современной молодежи довольно часто можно услышать упреки старшего поколения в малой любви к Отчизне. Опирается этот тезис взрослых на личные впечатления от воспитания в советский период. Поэтому актуальность выбранной проблемы я вижу в исследовании исторического аспекта и выявление направлений для решения вопроса воспитания патриотизма в 1960 - 2020гг.
Постановка и формулировка проблемы: Вопрос патриотизма подростков и молодежи является актуальным и интересным моему поколению в связи с тем, что старшее поколение обвиняет нашу аудиторию в том, что мы не знаем своей истории, не испытываем патриотических чувств. Думаю, что в данной ситуации выявляется противоречие: с одной стороны, необходимо увидеть причины того, почему взрослое поколение очень ценит патриотизм, наши родители и их сверстники - уже в меньшей степени волновали вопросы патриотизма, а нас обвиняют в том, что современные подростки и молодежь совсем не испытывают патриотических чувств.
Разработанность проблемы
Данную проблему рассматривали следующие исследователи.
А. Н. Кленчев «Содержание и методы патриотического воспитания в школе на этапе 1960 - 1980 годов». Автор отмечает, что данный период был последним циклом самого эффективного патриотического воспитания в рамках социалистической системы. Положительными были следующие виды деятельности: пионерские организации, тематические беседы на уроках истории, обществознания, экспедиции по маршрутам, школьные музеи боевой славы, ученические производственные бригады, изучение патриотических песен, общественно - полезные работы укрепляли патриотическое самосознание.
С. А Шлыкова «Непроизводственная общественно - полезная деятельность студенческих строительных отрядов Красноярского края в 1960 - 1980 годы» обращает внимание на то, что чувство высокой гражданской сознательности и патриотизма формировались в студенческих строительных отрядах Красноярского края. Студентов готовили к летней практике в целях оказания шефской помощи учебным заведениям не только в виде помощи ремонтов учебных помещений, но и пропагандистской работы патриотической направленности с учащимися.
Е. И. Лобышева «Государственная политика в сфере культуры в Красноярском крае в 1960 - 1980годы» указывает на то, что краевые власти формировали чувство патриотизма через искусство: музыку, живопись, литературу, кинематограф.
Л. С. Холтобина «Региональная практика организации патриотического воспитания молодежи в СССР - России: 1960 - 2005 годы» рассмотрела вопрос формирования патриотизма через деятельность отечественных военно - исторических музеев, публичных представлений музейных предметов о Великой Отечественной войне.
Н. П. Псарева «Патриотическое воспитание детей и подростков в культурно - досуговых учреждениях» отмечает основными направлениями патриотического воспитания следующие: вечера - встречи поколений, круглые столы, митинги у памятников, патриотические клубы, чествование ветеранов.
А. И. Просвирина, Д. М. Скрипак «Тенденции развития историко - патриотического воспитания подростков в рамках деятельности государственных библиотек» считают, что использование разнообразных форм работы государственных библиотек позволяют качественно и удобным образом объяснить читателям сущность патриотизма через тематические вечера, обзорные экскурсии, творческие конкурсы, исторические квесты, викторины, кружки, встречи разных поколений.
В. Н. Дрозд «Патриотическое воспитание детей и подростков: состояние и перспективы» рассматривает вопросы патриотического воспитания в образовательных учреждениях в следующих направлениях: краеведческий, литературно - музыкальный, экскурсионно - туристический, трудовой, семейный, предметный.
Таким образом, по теме накоплен достаточно большой объем материала, но в работах виден преимущественно акцент на каком - либо одном, или нескольких направлениях вместе с тем комплексного анализа заявленной проблемы, а также связанной с изучением проблемы в городе Норильске, я не увидел, что еще раз подчеркивает актуальность темы исследования.
Цель работы: комплексное всестороннее исследование деятельности властей государства и муниципалитета города Норильска в 1960 - 2020 годы по формированию патриотизма у подростков и молодежи.
Цель работы требует решения следующих задач.
1. Проанализировать архивные материалы 10 фонда городского архива г. Норильска, исторические источники, содержащие информацию о состоянии образования данного периода, в целях объективного подхода к изучению вопроса.
2. Оценить эффективность проводимых мероприятий в изучаемый период.
3. Провести анкетирование, интервью по изучаемому вопросу.
4. Сформулировать собственный вывод по проблеме.
Методы и методики решения основных задач с обоснованием степени соответствия решаемой задачи.
Исследовательский, исторического анализа, интервью, анкетирование.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Патриотическое воспитание в 1960 - 1980 гг. в норильской школе.
Почему в 1960 - 1980 гг. в стране наблюдается патриотический подъем как в СССР, так и городе Норильске?
Для изучения данного вопроса я обратился к архивным материалам. Они связаны с воспитательной работой в рассматриваемый период. Мне удалось выяснить следующее.
В 1960 - 1980е гг. одним из приоритетных направлений в воспитательной работе школ являлось патриотическое воспитание. Воинские части оказывали различную помощь образовательным учреждениям. Так, например, были организованы военные кружки, проводились тематические вечера соответствующей направленности. В архивной справке была отмечена качественная работа в этом направлении в следующих образовательных учреждениях: 5, 9, 12, 13, 14, 21, 22. Во многих образовательных учреждениях были созданы галереи портретов героев Великой Отечественной войны.
Патриотическое воспитание в данный период связывали с изучением боевых и трудовых традиций прошлого, примеров героических свершений, трудовых подвигов современников. В г. Норильске работали трудовые отряды старшеклассников на объектах города, а также комсомольский лагерь «Мальчишки Севера». В современный период муниципальные органы власти возрождают положительный опыт.
Следуя традиции городов - героев Великой Отечественной войны, в 1975 г. был открыт комсомольско - пионерский пост № 1 на площади героев. Городской комитет ВЛКСМ объявил соревнование за право стоять в почетном карауле у Вечного Огня Славы среди отрядов всех школ города.
В образовательных учреждениях был введен предмет «Начальная военная подготовка», который также положительно повлиял на уровень воспитательной работы, связанный с патриотической направленностью. На уроках истории, литературы, ИЗО, музыки педагоги большое внимание уделяли военно-патриотической тематике, устраивали различные конкурсы.
В 1978 году более 1200 ребят совершили экскурсии в города - герои: Брест, Севастополь, Волгоград, Ленинград, Москву, Киев. Одессу и другие.
В образовательных учреждениях № 19 и 27 были оборудованы музеи «Исследователи Севера» и «Малая земля» соответственно. Сами учащиеся оборудовали музеи боевой славы. Главную роль в патриотическом воспитании сыграло то, что ребята изучали литературу, устанавливали связь с бывшими партизанами, фронтовиками, организовывали походы и экскурсии по местам боевой славы. Впоследствии, были открыты музеи боевой славы: в школах: № 9 имени Н. Кузнецова, № 10 - Героев - чекистов, № 12 - имени Героев Красного Креста, № 17 - имени Р. Зорге.
В образовательном учреждении № 10 группа «Поиск» вела переписку с героем Советского Союза И. Лотянским. Комсомольские организации проводили Уроки Мужества: «Людям отдать сердце» и «Дорогой отцов». Пионерские отряды проводили тематические сборы: «Герои не умирают», «Чистое небо над Родиной». На классных часах и общешкольных собраниях уделялось большое внимание следующим темам: «Есть такая профессия Родину защищать», «Офицер - профессия героическая», «Профессии мужественных».
В архивной справке 1979 года о проведении городского смотра патриотической работы в общеобразовательных школах г. Норильска и поселках была поставлена главная задача: воспитать у каждого подростка патриотизм. С этой целью продолжали проводить все указанные выше мероприятия.
Практическая работа муниципальных органов показала, что одним из основных средств патриотического воспитания подростков и молодежи, а также формирование нравственных качеств является спортивная игра. Так в школах № 4, 10, 13, 21, 22 в системе проводилась игра «Северное Сияние», дан старт военно - спортивным играм «Зарница» и «Орленок». В школе № 10 работала военно-патриотическая организация «Дзержинец». В справке за 1981 год о проведении Всесоюзной пионерской военно - спортивной игре «Зарница» в целях указывается не только физическое воспитание, но и военно-патриотическое.
На мой взгляд, все вышеперечисленные мероприятия, проводимые в комплексе длительное время и охватывающие разные возрастные категории детей в 1960 - 1980 годы, формировали чувство патриотизма и гордость за свою Родину.
2. Патриотическое воспитание в 90-годах ХX века и начале XХ1 века.
Что же происходило в данный период в нашей стране?
В 1991 году распался Советский Союз. Началось создание нового государства - Российская Федерация. Было много политических и экономических проблем, которые стояли перед нашим государством и их надо было срочно решать. Вопросы воспитательной работы, а вместе с ними и формирование патриотических чувств отошли на второй план.
В это время подростками были наши родители, которые рассказывали нам о «Зарнице», слетах, на которых узнавали о каких - либо исторических событиях, героях; мероприятиях с ветеранами Великой Отечественной войны, но каких - либо масштабных проектов уже не было.
Политическая нестабильность в государстве в 1990гг., решение проблем в начале 2000гг. привели к тому, что системной работы в данном направлении уже не было. Изменение идеологии, отсутствие финансирования на мероприятия патриотической направленности привели к заметному снижению уровня патриотизма на рубеже веков.
Таким образом, субъективные и объективные причины привели к тому, что на данном этапе снижение уровня патриотизма было результатом отсутствия системной деятельности властей в этом направлении.
3. Патриотическое воспитание в 2000 годах в системе норильского образования.
В 2010 - 2020 годы мы наблюдаем активное участие образовательных, воспитательных органов власти в мероприятиях по формированию патриотизма у подрастающего поколения, как на уровне государства, так и на территории города Норильска.
Так, вначале 2000 годов городскими властями начали инициироваться различные мероприятия: военно-патриотическая игра «Патриот», слет активов «Школьная пора», Декада Памяти ко Дню Победы, «Мы - верные сыны твои, Отечество», День Репрессированных, конкурс «Моя малая Родина», организован военно - патриотический лагерь «Мальчишки Севера».
В 2001 году норильским Городским Советом была утверждена программа «Военно -патриотического воспитания молодежи в ЕМО «Город Норильск».
В 2002 году на склоне горы в районе Комсомольского парка был открыт монумент памяти норильчан, погибших в Афганистане и локальных конфликтах «Черный Тюльпан», автором которого является Л. Шайгуллина.
Традиционными стали городские конкурсы чтецов, поэтов и художников по темам: «Таймыр - мой родной дом». Стартовал проект «Гражданское становление и патриотическое воспитание детей и молодежи в ОУ Красноярского края».
В 2006 году государством принята программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010гг.», основной целью которой является создание условий для совершенствования общественно - государственной системы гражданского патриотического и духовно - нравственного воспитания детей и молодежи для формирования социально - активной личности гражданина и патриота.
На мой взгляд, в данный период муниципальные власти совершенствуют работу по воспитанию патриотизма среди подростков и молодежи. Мы, жители города, видим и традиционные, и новые мероприятия патриотической направленности. Среди них, как общероссийские акции, так и городские: патриотическая акция в Публичной библиотеке, Всероссийский патриотический форум, Всероссийская акция «Георгиевская ленточка», Всероссийский конкурсов видеороликов «Патриотизм в моем сердце», создание военно - патриотического общественного движения «Юнармия», мероприятия для юнармейцев «Маленькие герои большой войны», месячник гражданско - патриотического воспитания, посвященного Году памяти и славы, фонд «Правопорядок - Щит» разработал ряд проектов, связанных с патриотической деятельностью и многие другие.
Для того, чтобы объективно посмотреть на работу муниципальных органов, работающих в системе образования и воспитания, я взял интервью у заместителя директора по воспитательной работе МБОУ «Лицей № 3» В.В Пятницкой. Она отметила, что уровень заинтересованности государства и местных властей по системной работе в рамках патриотического воспитания возрос за последние 7-10лет. Считает, что необходимо сохранить эффективные направления работы в данном направлении, а также увеличить финансирование разных проектов, гражданско - патриотических мероприятий на уровне города, страны. Так, на муниципальном уровне реализованы следующие проекты: «Споем о войне», «Горячий снег», «Необычные люди», краевая акция «Обелиск», «Чтобы помнили» и другие, которые стали интересны подрастающему поколению.
Деятельность органов власти в 2015 - 2020 годы благодаря вышеперечисленным мероприятиям, как в стране, так и в Норильске показывает, что произошел заметный подъем в вопросе формирования патриотических чувств у подростков и молодежи.
Так ли это я проверил через анкетирование.
Были получены следующие результаты.
Почему, на ваш взгляд у современной молодежи практически отсутствует чувство патриотизма?
14-16 лет (10 человек) | 30-40 лет (10 человек) | 41-50 лет (10 человек) |
1.Так как мало знают патриотические страницы истории государства (8). 2. Молодежи это не нужно (1). 3. Не актуально в современный период (1). | 1. В связи с тем, что у подростков и молодежи другие интересы и нормы поведения (8). 2. Молодежь не понимает ценностей, вкладываемых в это понятие (2). | 1. Не воспитывается любовь к Родине с детства со стороны государства (2). 2.Молодежь предпочитает увлекаться новыми, современными средствами массовой информации (8). |
2.Что делало государство для воспитания в подрастающем поколении чувства патриотизма в 1990гг.?
14-16 лет (10 человек) | 30-40 лет (10 человек) | 41-50 лет (10 человек) |
1. Государство пытается проводить различные мероприятия, игры (7). 2.Практически ничего (2). 3. Государство ничего не может сделать, т. к. молодежь против этого (1). | 1.Государство проводит различные акции (8). 2. Ничего не делает, потому что эта проблема не волнует государство (1). 3. Государство «закрывает» глаза на эту проблему (1). | 1. Государство пытается вернуть прежний уровень патриотизма, но еще не все получается (5). 2. Государству сложно в связи с тем, что патриотизм сейчас у подрастающего поколения «не в моде» (5). |
3.Что, на ваш взгляд, необходимо сделать государству в целом и муниципальным органам власти г. Норильска в частности для решения проблемы?
14-16 лет (10 человек) | 30-40 лет (10 человек) | 41-50 лет (10 человек) |
1. Больше патриотических игр и соревнований (5). 2.Проведение мероприятий патриотической направленности (3). 3. Постоянная пропаганда и агитация патриотизма (2). | 1.Проведение в школах уроков мужества (2). 2. Усилить работу в школах в данном направлении (4). 3.Больше показывать фильмов про войну (4). | 1. Больше показывать советских и российских героев, отдавших свою жизнь за Родину (5). 2. Увеличить количество встреч с Героями (4). 3. Ввести курс в школе по изучению Героев страны (1). |
Результаты анкетирования показывают, что современные подростки и молодежь небезразличны к своей Родине, ее героям, старшее поколение видит причину низкого формирования патриотических чувств в бездействии властей. Думаю, что они по - другому воспринимают это понятие.
Для продолжения качественной и результативной работы в данном направлении, на мой взгляд, необходимо решать следующие задачи:
1. продолжить формирование качественной системы патриотического воспитания детей и молодежи;
2.совершенствовать нормативно-правовую и организационно-методическую базу патриотического воспитания;
3. в системе привлекать к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные организации (объединения), музеи, библиотеки;
4. повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях;
5. проводить пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма.
Современные норильские подростки и молодежь в отношении данной проблемы не отличаются от других молодых людей нашей страны в целом.
Думаю, что необходимо продолжить работу как со стороны соответствующих органов власти, так в целом по России и в НПР в частности, в следующих направлениях:
1. проводить больше классных часов на патриотические темы;
2. больше внимания уделять данной тематике на уроках, ввести уроки НВП;
3. продолжать работу по проведению мероприятий ко Дню Победы, Героя, Дню Защитника Отечества, Дню Репрессированных;
4. организовывать военно - спортивные игры «Патриот», «Зарница» и другие;
5. увеличить количество военно - спортивных лагерей;
6. уделять особое внимание созданию детских организаций и объединений;
7. в СМИ пропагандировать патриотическую тематику;
8. проводить больше конкурсов, смотров, слетов;
9. реализовывать больше акций, проектов по соответствующей тематике, так как через семью, школу, город, край формируется патриотизм к Родине в целом;
10. посещать музеи, городской архив, картинные галереи, в целях изучения истории своего края, воспитания любви и уважения к Малой Родине;
11. необходимо в системе разработать основные этапы по формированию патриотизма подрастающего поколения с учетом особенностей и интересов, происходящих в обществе изменений, построить и реализовать новую систему патриотического воспитания для различных категорий российской молодежи.
Для всех данных мероприятий, на мой взгляд, необходимо финансирование со стороны государства и желание самих подростков и молодежи участвовать в предлагаемых мероприятиях соответствующей направленности.
С 2017 года в рамках учебных сборов в музее Боевой Славы Норильского отдела «Боевое братство» проходят встречи с ветеранами боевых действий юношей 10 классов из 20 школ г. Норильска.
В 2020 году в Норильске прошел круглый стол по вопросам патриотического воспитания молодого поколения в Молодежном центре г. Норильска с участием зам. председателя Общественной палаты Красноярского края В. Васильева, на котором обсуждались вопросы патриотического воспитания, проходил обмен опытом в сфере деятельности общественных организаций.
С 1 января 2021 года в рамках национального проекта «Образование» начинается реализация нового федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ», который, на мой взгляд, также положительно скажется на укреплении патриотизма у подростков и молодежи, прежде всего.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе работы я пришел к подтверждению выдвинутой гипотезы относительно того, что если государство в 1960 - 1980 годы проводило планомерную, системную работу по формированию патриотизма подрастающего поколения, то был сформирован высокий уровень патриотических чувств, в 1990 годы заметно ослабела работа властей в воспитательном направлении и результатом стало практическое отсутствие патриотизма и 2000 годы заметен постепенный рост патриотизма в связи с началом активной, разнообразной работы соответствующих органов власти, как в целом по стране, так и в городе Норильске, в частности.
Теоретические результаты работы моего исследования заключаются в том, чтобы показать, какие направления воспитательной работы были эффективными в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения и молодежи г. Норильска в данный период и заимствовать положительный опыт для работы в современный период.
В практической деятельности результаты моей работы могут быть использованы в урочной и внеурочной деятельности зам. директора по воспитательной работе образовательного учреждения, старшей вожатой, учителю ОБЖ в планировании воспитательных мероприятий по патриотическому воспитанию, а также довести до сведения подростков интересные факты об истории школы, города на уроках, классных часах. Считаю, что главная задача - возродить то, что является положительным опытом. На мой взгляд, если городские власти будут продолжать проводить политику, которую начали еще в 1960 - 1980 годы, а затем и в 2005 - 2020 годы, то подрастающее поколение вырастет ответственным за свою семью, за свой город, край, страну. Ему будет чем гордиться и чем заниматься. Какие бы исторические события и процессы не происходили в обществе, проблема формирования духовности, нравственности, активной гражданской позиции, патриотизма останется актуальной всегда. Исходя из всего вышеизложенного считаю, что такой комплексный и системный подход к вопросу патриотического воспитания в современный период уже приносит положительные результаты, даже исходя из личного опыта и своего окружения. Так, мы с ребятами участвовали в разных акциях: Георгиевская ленточка, «Окна Победы», помощь ветеранам и другие. Поэтому, сохранение традиций и привнесение современных мероприятий поможет поднять патриотизм в нашей стране на должный уровень. Сделано уже очень много в этом направлении. Сохранение традиций истории, патриотизма и передача их другим поколениям, активная деятельность государства и муниципальных властей в этом вопросе, на мой взгляд, поможет укрепить патриотический дух у граждан нашей страны и сделать наше государство еще более сильным и единым!
Использованная литература.
1. Ж. «Отечественные архивы», № 6/2006г.
2. ФР, Р-10 опись № 1, дело № 61 «Документы по проверке учебно-воспитательных работ подведомственных учреждений». (Норильский государственный архив).
3. ФР, Р-10 опись № 1, дело № 280. Документы «О проведении военно - спортивной игры «Зарница» в школах и городах поселка». (Норильский государственный архив).
4. ФР, Р-10 опись № 1, дело № 114. Документы «О военно - патриотическом воспитании учащихся».
5. Л. Д. Пронникова «Планета культуры Норильска». М., 2006г.
6. Л. Н. Овчинникова «Норильская школа в истории города, в истории страны». (Норильск, 2004г.).
7. Ж. «Воспитание школьников», № 3/2000г.
8. Ж. «Образование в современной школе», № 2/2000г.
9. Ж. «Норильский никель», № 1, 5/2004г.