Проблемные вопросы формирования патриотического воспитания норильских подростков и молодежи: исторический аспект.

3
0
Материал опубликован 27 February 2022

Автор публикации: В. Месяцев, ученик 9В класса

 

 

Проблемные вопросы формирования патриотического воспитания норильских подростков и молодежи: исторический аспект.

  Выполнил Месяцев Василий Сергеевич  

МБОУ «Лицей № 3» 


 

Руководитель: Гордиенко Галина Вячеславовна


 

Норильск, 2022


ТЕЗИСЫ РАБОТЫ

В данной работе мне хотелось рассмотреть вопрос, важный и актуальный для любого государства. Он связан с проблемой патриотизма подростков и молодежи в нашей стране и городе Норильске в течение 1960 - 2000 годов. Мною сделана попытка всесторонне рассмотреть деятельность органов власти по воспитательной работе в рассматриваемый период в стране и городе Норильске, выявив положительный опыт для последующего использования. Недостаточная освещенность данного вопроса в комплексе, а также, фактов, касающихся города Норильска по этой проблеме, говорят об актуальности рассматриваемого мною вопроса.

Имеющиеся документы в архиве города Норильска, анкетирование, интервью позволили мне провести исследование и прийти к выводу относительно активной и многоплановой работы властей в 1960 - 1980 годы, которые привели к высокому уровню патриотизма подростков и молодежи. Так, из архивных справок мы видим большое количество различных мероприятий, соответствующей направленности: встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, открытие школьных музеев, патриотическая тематика на уроках, посещение городов - героев, игры, слеты и многое другое. Затем, почти полное отсутствие какой - либо работы в 1990 годы по причине решения экономических и политических проблем государства и, как следствие, практическое отсутствие патриотизма. В 2000 годы наблюдается активное внимание федеральных и муниципальных властей к необходимости всесторонней, эффективной воспитательной работе по формированию патриотических чувств у подрастающего поколения. Государство разработало достаточно большое количество программ и проектов, которые предусматривают различные формы работы с подростками и молодежью, интересные им. Так, активное участие подрастающее поколение страны и города принимает в акциях: Георгиевская ленточка, Окна Победы, оказание помощи ветеранам, различные мероприятия ко Дню Героя, Победы, создание детских и юношеских организаций и объединений, цикл мероприятий в образовательных учреждениях в урочной и внеурочной деятельности по соответствующей тематике и другие.

На заседаниях круглых столов определяются основные направления работы в целях определения актуальности и эффективности того или иного мероприятия.

Я согласен с тем, что многие историки рассматривают патриотическое воспитание как основу для формирования будущего гражданина своей страны и патриота.

Формирование патриотических чувств является сложной задачей, поэтому необходимо искать эффективные средства для ее достижения.

Считаю, что если будет проанализирован положительный опыт предыдущих поколений по воспитательной работе в данном направлении и взят за основу, а также продолжены уже имеющиеся эффективные формы работы, то уже в ближайшем будущем мы увидим подростка, молодежь как страны, так и города патриотом России и малой Родины.

Таким образом, положительный результат данной работы уже виден на примере активизации подростков и молодежи в различных мероприятиях, проводимых как на уровне страны, так и края, города.

ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность темы 

Одной из основ любой государственности является патриотизм. Гражданин обязан быть предан своей Родине и делать все во благо ее процветания. Нельзя заставить полюбить Отечество, необходимо грамотно формировать это чувство со школьной скамьи. Ведь патриотами не рождаются, ими становятся в результате планомерной работы школы, родителей, социума, общества. В адрес современной молодежи довольно часто можно услышать упреки старшего поколения в малой любви к Отчизне. Опирается этот тезис взрослых на личные впечатления от воспитания в советский период. Поэтому актуальность выбранной проблемы я вижу в исследовании исторического аспекта и выявление направлений для решения вопроса воспитания патриотизма в 1960 - 2020гг.

Постановка и формулировка проблемы: Вопрос патриотизма подростков и молодежи является актуальным и интересным моему поколению в связи с тем, что старшее поколение обвиняет нашу аудиторию в том, что мы не знаем своей истории, не испытываем патриотических чувств. Думаю, что в данной ситуации выявляется противоречие: с одной стороны, необходимо увидеть причины того, почему взрослое поколение очень ценит патриотизм, наши родители и их сверстники - уже в меньшей степени волновали вопросы патриотизма, а нас обвиняют в том, что современные подростки и молодежь совсем не испытывают патриотических чувств. 

Разработанность проблемы 

Данную проблему рассматривали следующие исследователи.

А. Н. Кленчев «Содержание и методы патриотического воспитания в школе на этапе 1960 - 1980 годов». Автор отмечает, что данный период был последним циклом самого эффективного патриотического воспитания в рамках социалистической системы. Положительными были следующие виды деятельности: пионерские организации, тематические беседы на уроках истории, обществознания, экспедиции по маршрутам, школьные музеи боевой славы, ученические производственные бригады, изучение патриотических песен, общественно - полезные работы укрепляли патриотическое самосознание.

С. А Шлыкова «Непроизводственная общественно - полезная деятельность студенческих строительных отрядов Красноярского края в 1960 - 1980 годы» обращает внимание на то, что чувство высокой гражданской сознательности и патриотизма формировались в студенческих строительных отрядах Красноярского края. Студентов готовили к летней практике в целях оказания шефской помощи учебным заведениям не только в виде помощи ремонтов учебных помещений, но и пропагандистской работы патриотической направленности с учащимися.

Е. И. Лобышева «Государственная политика в сфере культуры в Красноярском крае в 1960 - 1980годы» указывает на то, что краевые власти формировали чувство патриотизма через искусство: музыку, живопись, литературу, кинематограф.

Л. С. Холтобина «Региональная практика организации патриотического воспитания молодежи в СССР - России: 1960 - 2005 годы» рассмотрела вопрос формирования патриотизма через деятельность отечественных военно - исторических музеев, публичных представлений музейных предметов о Великой Отечественной войне.

Н. П. Псарева «Патриотическое воспитание детей и подростков в культурно - досуговых учреждениях» отмечает основными направлениями патриотического воспитания следующие: вечера - встречи поколений, круглые столы, митинги у памятников, патриотические клубы, чествование ветеранов.

А. И. Просвирина, Д. М. Скрипак «Тенденции развития историко - патриотического воспитания подростков в рамках деятельности государственных библиотек» считают, что использование разнообразных форм работы государственных библиотек позволяют качественно и удобным образом объяснить читателям сущность патриотизма через тематические вечера, обзорные экскурсии, творческие конкурсы, исторические квесты, викторины, кружки, встречи разных поколений.

В. Н. Дрозд «Патриотическое воспитание детей и подростков: состояние и перспективы» рассматривает вопросы патриотического воспитания в образовательных учреждениях в следующих направлениях: краеведческий, литературно - музыкальный, экскурсионно - туристический, трудовой, семейный, предметный.

Таким образом, по теме накоплен достаточно большой объем материала, но в работах виден преимущественно акцент на каком - либо одном, или нескольких направлениях вместе с тем комплексного анализа заявленной проблемы, а также связанной с изучением проблемы в городе Норильске, я не увидел, что еще раз подчеркивает актуальность темы исследования.

Цель работы: комплексное всестороннее исследование деятельности властей государства и муниципалитета города Норильска в 1960 - 2020 годы по формированию патриотизма у подростков и молодежи. 


Цель работы требует решения следующих задач.

1. Проанализировать архивные материалы 10 фонда городского архива г. Норильска, исторические источники, содержащие информацию о состоянии образования данного периода, в целях объективного подхода к изучению вопроса. 

2. Оценить эффективность проводимых мероприятий в изучаемый период. 

3. Провести анкетирование, интервью по изучаемому вопросу. 

4. Сформулировать собственный вывод по проблеме. 


Методы и методики решения основных задач с обоснованием степени соответствия решаемой задачи.  

Исследовательский, исторического анализа, интервью, анкетирование. 

 

 

 


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 

1.Патриотическое воспитание в 1960 - 1980 гг. в норильской школе.


 Почему в 1960 - 1980 гг. в стране наблюдается патриотический подъем как в СССР, так и городе Норильске? 

Для изучения данного вопроса я обратился к архивным материалам. Они связаны с воспитательной работой в рассматриваемый период. Мне удалось выяснить следующее. 

В 1960 - 1980е гг. одним из приоритетных направлений в воспитательной работе школ являлось патриотическое воспитание. Воинские части оказывали различную помощь образовательным учреждениям. Так, например, были организованы военные кружки, проводились тематические вечера соответствующей направленности. В архивной справке была отмечена качественная работа в этом направлении в следующих образовательных учреждениях: 5, 9, 12, 13, 14, 21, 22. Во многих образовательных учреждениях были созданы галереи портретов героев Великой Отечественной войны. 

Патриотическое воспитание в данный период связывали с изучением боевых и трудовых традиций прошлого, примеров героических свершений, трудовых подвигов современников. В г. Норильске работали трудовые отряды старшеклассников на объектах города, а также комсомольский лагерь «Мальчишки Севера». В современный период муниципальные органы власти возрождают положительный опыт. 

Следуя традиции городов - героев Великой Отечественной войны, в 1975 г. был открыт комсомольско - пионерский пост № 1 на площади героев. Городской комитет ВЛКСМ объявил соревнование за право стоять в почетном карауле у Вечного Огня Славы среди отрядов всех школ города.  

В образовательных учреждениях был введен предмет «Начальная военная подготовка», который также положительно повлиял на уровень воспитательной работы, связанный с патриотической направленностью. На уроках истории, литературы, ИЗО, музыки педагоги большое внимание уделяли военно-патриотической тематике, устраивали различные конкурсы.  

В 1978 году более 1200 ребят совершили экскурсии в города - герои: Брест, Севастополь, Волгоград, Ленинград, Москву, Киев. Одессу и другие. 

В образовательных учреждениях № 19 и 27 были оборудованы музеи «Исследователи Севера» и «Малая земля» соответственно. Сами учащиеся оборудовали музеи боевой славы. Главную роль в патриотическом воспитании сыграло то, что ребята изучали литературу, устанавливали связь с бывшими партизанами, фронтовиками, организовывали походы и экскурсии по местам боевой славы. Впоследствии, были открыты музеи боевой славы: в школах: № 9 имени Н. Кузнецова, № 10 - Героев - чекистов, № 12 - имени Героев Красного Креста, № 17 - имени Р. Зорге. 

В образовательном учреждении № 10 группа «Поиск» вела переписку с героем Советского Союза И. Лотянским. Комсомольские организации проводили Уроки Мужества: «Людям отдать сердце» и «Дорогой отцов». Пионерские отряды проводили тематические сборы: «Герои не умирают», «Чистое небо над Родиной». На классных часах и общешкольных собраниях уделялось большое внимание следующим темам: «Есть такая профессия Родину защищать», «Офицер - профессия героическая», «Профессии мужественных». 

В архивной справке 1979 года о проведении городского смотра патриотической работы в общеобразовательных школах г. Норильска и поселках была поставлена главная задача: воспитать у каждого подростка патриотизм. С этой целью продолжали проводить все указанные выше мероприятия. 

Практическая работа муниципальных органов показала, что одним из основных средств патриотического воспитания подростков и молодежи, а также формирование нравственных качеств является спортивная игра. Так в школах № 4, 10, 13, 21, 22 в системе проводилась игра «Северное Сияние», дан старт военно - спортивным играм «Зарница» и «Орленок». В школе № 10 работала военно-патриотическая организация «Дзержинец». В справке за 1981 год о проведении Всесоюзной пионерской военно - спортивной игре «Зарница» в целях указывается не только физическое воспитание, но и военно-патриотическое. 

На мой взгляд, все вышеперечисленные мероприятия, проводимые в комплексе длительное время и охватывающие разные возрастные категории детей в 1960 - 1980 годы, формировали чувство патриотизма и гордость за свою Родину. 

2. Патриотическое воспитание в 90-годах ХX века и начале XХ1 века.

Что же происходило в данный период в нашей стране?  

В 1991 году распался Советский Союз. Началось создание нового государства - Российская Федерация. Было много политических и экономических проблем, которые стояли перед нашим государством и их надо было срочно решать. Вопросы воспитательной работы, а вместе с ними и формирование патриотических чувств отошли на второй план. 

В это время подростками были наши родители, которые рассказывали нам о «Зарнице», слетах, на которых узнавали о каких - либо исторических событиях, героях; мероприятиях с ветеранами Великой Отечественной войны, но каких - либо масштабных проектов уже не было. 

Политическая нестабильность в государстве в 1990гг., решение проблем в начале 2000гг. привели к тому, что системной работы в данном направлении уже не было. Изменение идеологии, отсутствие финансирования на мероприятия патриотической направленности привели к заметному снижению уровня патриотизма на рубеже веков.  

Таким образом, субъективные и объективные причины привели к тому, что на данном этапе снижение уровня патриотизма было результатом отсутствия системной деятельности властей в этом направлении.  

3. Патриотическое воспитание в 2000 годах в системе норильского образования.

В 2010 - 2020 годы мы наблюдаем активное участие образовательных, воспитательных органов власти в мероприятиях по формированию патриотизма у подрастающего поколения, как на уровне государства, так и на территории города Норильска. 

Так, вначале 2000 годов городскими властями начали инициироваться различные мероприятия: военно-патриотическая игра «Патриот», слет активов «Школьная пора», Декада Памяти ко Дню Победы, «Мы - верные сыны твои, Отечество», День Репрессированных, конкурс «Моя малая Родина», организован военно - патриотический лагерь «Мальчишки Севера». 

В 2001 году норильским Городским Советом была утверждена программа «Военно -патриотического воспитания молодежи в ЕМО «Город Норильск». 

В 2002 году на склоне горы в районе Комсомольского парка был открыт монумент памяти норильчан, погибших в Афганистане и локальных конфликтах «Черный Тюльпан», автором которого является Л. Шайгуллина. 

Традиционными стали городские конкурсы чтецов, поэтов и художников по темам: «Таймыр - мой родной дом». Стартовал проект «Гражданское становление и патриотическое воспитание детей и молодежи в ОУ Красноярского края». 

В 2006 году государством   принята программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010гг.», основной целью которой является создание условий для совершенствования общественно - государственной системы гражданского патриотического и духовно - нравственного воспитания детей и молодежи для формирования социально - активной личности гражданина и патриота.  

На мой взгляд, в данный период муниципальные власти совершенствуют работу по воспитанию патриотизма среди подростков и молодежи. Мы, жители города, видим и традиционные, и новые мероприятия патриотической направленности. Среди них, как общероссийские акции, так и городские: патриотическая акция в Публичной библиотеке, Всероссийский патриотический форум, Всероссийская акция «Георгиевская ленточка», Всероссийский конкурсов видеороликов «Патриотизм в моем сердце», создание военно - патриотического общественного движения «Юнармия», мероприятия для юнармейцев «Маленькие герои большой войны», месячник гражданско - патриотического воспитания, посвященного Году памяти и славы, фонд «Правопорядок - Щит» разработал ряд проектов, связанных с патриотической деятельностью и многие другие. 

Для того, чтобы объективно посмотреть на работу муниципальных органов, работающих в системе образования и воспитания, я взял интервью у заместителя директора по воспитательной работе МБОУ «Лицей № 3» В.В Пятницкой. Она отметила, что уровень заинтересованности государства и местных властей по системной работе в рамках патриотического воспитания возрос за последние 7-10лет. Считает, что необходимо сохранить эффективные направления работы в данном направлении, а также увеличить финансирование разных проектов, гражданско - патриотических мероприятий на уровне города, страны. Так, на муниципальном уровне реализованы следующие проекты: «Споем о войне», «Горячий снег», «Необычные люди», краевая акция «Обелиск», «Чтобы помнили» и другие, которые стали интересны подрастающему поколению. 

Деятельность органов власти в 2015 - 2020 годы благодаря вышеперечисленным мероприятиям, как в стране, так и в Норильске показывает, что произошел заметный подъем в вопросе формирования патриотических чувств у подростков и молодежи. 

Так ли это я проверил через анкетирование.

Были получены следующие результаты. 

 Почему, на ваш взгляд у современной молодежи практически отсутствует чувство патриотизма? 

14-16 лет (10 человек) 

30-40 лет (10 человек) 

41-50 лет (10 человек) 

1.Так как мало знают патриотические страницы истории государства (8). 

2. Молодежи это не нужно (1). 

3. Не актуально в современный период (1). 

1. В связи с тем, что у подростков и молодежи другие интересы и нормы поведения (8). 

2. Молодежь не понимает ценностей, вкладываемых в это понятие (2). 

1. Не воспитывается   любовь к Родине с детства со стороны государства (2).

2.Молодежь предпочитает увлекаться новыми, современными средствами массовой информации (8).

 

2.Что делало государство для воспитания в подрастающем поколении чувства патриотизма в 1990гг.? 





14-16 лет (10 человек) 

30-40 лет (10 человек) 

41-50 лет (10 человек) 

1. Государство пытается проводить различные мероприятия, игры (7).

2.Практически ничего (2). 

3. Государство ничего не может сделать, т. к. молодежь против этого (1). 

1.Государство проводит различные акции (8). 

2. Ничего не делает, потому что эта проблема не волнует государство (1).

3. Государство «закрывает» глаза на эту проблему (1).

1. Государство пытается вернуть прежний уровень патриотизма, но еще не все получается (5). 

2. Государству сложно в связи с тем, что патриотизм сейчас у подрастающего поколения «не в моде» (5).


3.Что, на ваш взгляд, необходимо сделать государству в целом и муниципальным органам власти г. Норильска в частности для решения проблемы? 


14-16 лет (10 человек) 

30-40 лет (10 человек) 

41-50 лет (10 человек) 

1. Больше патриотических игр и соревнований (5). 

2.Проведение мероприятий патриотической направленности (3). 

3. Постоянная пропаганда и агитация патриотизма (2). 

1.Проведение в школах уроков мужества (2). 

2. Усилить работу в школах в данном направлении (4). 

3.Больше показывать фильмов про войну (4). 

1. Больше показывать советских и российских героев, отдавших свою жизнь за Родину (5). 

2. Увеличить количество встреч с Героями (4). 

3. Ввести курс в школе по изучению Героев страны (1). 


Результаты анкетирования показывают, что современные подростки и молодежь небезразличны к своей Родине, ее героям, старшее поколение видит причину низкого формирования патриотических чувств в бездействии властей. Думаю, что они по - другому воспринимают это понятие. 

Для продолжения качественной и результативной работы в данном направлении, на мой взгляд, необходимо решать следующие задачи: 

1. продолжить формирование качественной системы патриотического воспитания детей и молодежи; 

2.совершенствовать нормативно-правовую и организационно-методическую базу патриотического воспитания; 

3. в системе привлекать к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные организации (объединения), музеи, библиотеки; 

4. повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях; 

5. проводить пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма. 

Современные норильские подростки и молодежь в отношении данной проблемы не отличаются от других молодых людей нашей страны в целом. 

Думаю, что необходимо продолжить работу как со стороны соответствующих органов власти, так в целом по России и в НПР в частности, в следующих направлениях: 

1. проводить больше классных часов на патриотические темы; 

2. больше внимания уделять данной тематике на уроках, ввести уроки НВП; 

3. продолжать работу по проведению мероприятий ко Дню Победы, Героя, Дню Защитника Отечества, Дню Репрессированных; 

4. организовывать военно - спортивные игры «Патриот», «Зарница» и другие; 

5. увеличить количество военно - спортивных лагерей; 

6. уделять особое внимание созданию детских организаций и объединений; 

7. в СМИ пропагандировать патриотическую тематику; 

8. проводить больше конкурсов, смотров, слетов; 

9. реализовывать больше акций, проектов по соответствующей тематике, так как через семью, школу, город, край формируется патриотизм к Родине в целом; 

10. посещать музеи, городской архив, картинные галереи, в целях изучения истории своего края, воспитания любви и уважения к Малой Родине; 

11. необходимо в системе разработать основные этапы по формированию патриотизма подрастающего поколения с учетом особенностей и интересов, происходящих в обществе изменений, построить и реализовать новую систему патриотического воспитания для различных категорий российской молодежи. 

Для всех данных мероприятий, на мой взгляд, необходимо финансирование со стороны государства и желание самих подростков и молодежи участвовать в предлагаемых мероприятиях соответствующей направленности. 

С 2017 года в рамках учебных сборов в музее Боевой Славы Норильского отдела «Боевое братство» проходят встречи с ветеранами боевых действий юношей 10 классов из 20 школ г. Норильска. 

В 2020 году в Норильске прошел круглый стол по вопросам патриотического воспитания молодого поколения в Молодежном центре г. Норильска с участием зам. председателя Общественной палаты Красноярского края В. Васильева, на котором обсуждались вопросы патриотического воспитания, проходил обмен опытом в сфере деятельности общественных организаций. 

С 1 января 2021 года в рамках национального проекта «Образование» начинается реализация нового федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ», который, на мой взгляд, также положительно скажется на укреплении патриотизма у подростков и молодежи, прежде всего. 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Таким образом, в ходе работы я пришел к подтверждению выдвинутой гипотезы относительно того, что если государство в 1960 - 1980 годы проводило планомерную, системную работу по формированию патриотизма подрастающего поколения, то был сформирован высокий уровень патриотических чувств, в 1990 годы заметно ослабела работа властей в воспитательном направлении и результатом стало практическое отсутствие патриотизма и 2000 годы заметен постепенный рост патриотизма в связи с началом активной, разнообразной работы соответствующих органов власти, как в целом по стране, так и в городе Норильске, в частности.

 Теоретические результаты работы моего исследования заключаются в том, чтобы показать, какие направления воспитательной работы были эффективными в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения и молодежи г. Норильска в данный период и заимствовать положительный опыт для работы в современный период. 

В практической деятельности результаты моей работы могут быть использованы в урочной и внеурочной деятельности зам. директора по воспитательной работе образовательного учреждения, старшей вожатой, учителю ОБЖ в планировании воспитательных мероприятий по патриотическому воспитанию, а также довести до сведения подростков интересные факты об истории школы, города на уроках, классных часах.  Считаю, что главная задача - возродить то, что является положительным опытом. На мой взгляд, если городские власти будут продолжать проводить политику, которую начали еще в 1960 - 1980 годы, а затем и в 2005 - 2020 годы, то подрастающее поколение вырастет ответственным за свою семью, за свой город, край, страну. Ему будет чем гордиться и чем заниматься. Какие бы исторические события и процессы не происходили в обществе, проблема формирования духовности, нравственности, активной гражданской позиции, патриотизма останется актуальной всегда. Исходя из всего вышеизложенного считаю, что такой комплексный и системный подход к вопросу патриотического воспитания в современный период уже приносит положительные результаты, даже исходя из личного опыта и своего окружения. Так, мы с ребятами участвовали в разных акциях: Георгиевская ленточка, «Окна Победы», помощь ветеранам и другие. Поэтому, сохранение традиций и привнесение современных мероприятий поможет поднять патриотизм в нашей стране на должный уровень. Сделано уже очень много в этом направлении. Сохранение традиций истории, патриотизма и передача их другим поколениям, активная деятельность государства и муниципальных властей в этом вопросе, на мой взгляд, поможет укрепить патриотический дух у граждан нашей страны и сделать наше государство еще более сильным и единым! 



 

Использованная литература.

 

1. Ж. «Отечественные архивы», № 6/2006г. 

2. ФР, Р-10 опись № 1, дело № 61 «Документы по проверке учебно-воспитательных работ подведомственных учреждений». (Норильский государственный архив). 

3. ФР, Р-10 опись № 1, дело № 280. Документы «О проведении военно - спортивной игры «Зарница» в школах и городах поселка». (Норильский государственный архив). 

4. ФР, Р-10 опись № 1, дело № 114. Документы «О военно - патриотическом воспитании учащихся». 

5. Л. Д. Пронникова «Планета культуры Норильска». М., 2006г. 

6. Л. Н. Овчинникова «Норильская школа в истории города, в истории страны». (Норильск, 2004г.). 

7. Ж. «Воспитание школьников», № 3/2000г. 

8. Ж. «Образование в современной школе», № 2/2000г. 

9. Ж. «Норильский никель», № 1, 5/2004г. 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.