Статья «Проблемы формирования у школьников исторических понятий: исторический аспект проблемы» (5–9 класс)
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ИСТОРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ:ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Иванова Виктория Борисовна,
учитель истории и обществознания
МОУ «Гимназия № 11 Дзержинского района Волгограда»
Овладение основами любой науки предполагает овладение системой понятий данной науки. При обучении истории ученики овладевают системой исторических понятий, которые являются важным звеном в процессе познания исторической действительности.
В психологической науке понятие определяется как форма знания, отображающая единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Оно выступает и как форма отражения материального объекта, и как средство его мысленного воспроизведения, построения, то есть представляет собой особое мыслительное действие. Именно через понятие происходит реализация содержательного обобщения и совершается переход от сущности к самому явлению. Понятие фиксирует в себе условия и средства такого перехода, а также выведения частного из общего. За каждым понятием скрывается особое предметное действие (или же система), воспроизводящее предмет познания. Исторически сложившиеся в обществе понятие объективно существуют в формах деятельности человека и в ее результатах — целесообразно созданных предметах. [3, с.356]
Психологи Д.Н. Богоявленский, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинская, рассматривают понятие как одну из форм мышления, а процесс его формирования- как развитие мышления от восприятия к представлениям, а затем к понятиям, т.е. как процесс развития неполных бессистемных знаний к знаниям глубоким и осознанным. [9, с. 90-91]. Психологи (А.З.Редько, Л.М.Кодюкова) еще в середине XX века доказали, что понятия могут усваиваться только в определенной последовательности: от наглядных представлений – к первоначальным понятиям, от менее сложных- к более сложным; от понятий, допускающих широкую конкретизацию при помощи наглядного материала,- к понятиям, конкретизированным через другие понятия. [8, с. 55]
Психологами также были выявлены основные ошибки, которые допускают учащиеся при определении понятий:
Определение дается по неполным признакам;
При определении понятия перечисляются не все существенные признаки данного понятия;
Неумение отделять существенные признаки от несущественных;
Происходит обобщение признаков, основанных на модернизированных фактах;
Для повышения эффективности усвоения понятий психологами предлагается:
1. Использовать принцип «ранней дифференцировки» (Д.Н. Богоявленский)- выделение общих и различных признаков путем сравнения различных явлений;
2. Перечисляя несущественные признаки, сохранять только те, которые лягут в основу обобщения (метод Н.А. Менчинской);
3. Возможность использования принципа «расчленяющей абстракции» Е.Н.Кобанвой-Меллер, согласно которому раскрывая понятие, необходимо добиваться от учеников понимания и вычленения существенных и несущественных признаков, обучать их противопоставлению таких признаков, для более эффективного усвоения понятия;
4. Изучение явления требуется начинать с выделения самого главного, определяющего признака, выражающего сущность изучаемого понятия (В.В.Давыдов).
Таким образом, в психологии понятие рассматривается как одна из форм мышления, через которую происходит реализация содержательного обобщения и совершается переход от сущности к явлению, а историческое понятие можно определить как отражение в сознании человека исторических фактов в их связях и отношениях.
Можно выделить следующие особенности исторических понятий:
1. Исторические понятие, отражающие существенные признаки и связи исторических фактов, в отличие от исторических представлений, которые всегда индивидуализированы (т.е. они могут быть различными у детей в одном классе), должны формироваться у всех учеников одинаковыми и определенными.
2. Овладение историческими понятиями- необходимое условие осмысления множества исторических фактов и основа понимания развития общества.
3. На основе усвоенной системы понятий учащиеся подводятся к пониманию закономерностей исторического развития.
4. Необходимы для объяснения и систематизации исторических фактов.
5. Процесс формирования исторических понятий предполагает работу над системой понятий.
6. При формировании исторических понятий необходимо учитывать возрастные особенности школьников и уровень их развития.
7. «В историческом понятии схвачены, отражены общие, существенные черты множества исторических явлений» [5. с. 341]
Проблема формирования понятий в изучении истории в методической литературе начинает разрабатываться в конце 30 гг. XX века, так И.В. Гиттис и В.Г. Кравцов рассматривали формирование понятий в рамках начального обучении истории.
Большое внимание в методической науке уделялось вопросу классификации понятий. В 50-е гг. была предложена классификация понятий, в основу которой были положены степень обобщенности и содержание понятий. В дальнейшем Г. М. Донской разработал таблицу категорий понятий, раскрывающихся в школьных учебниках с учетом диалектического соотношения единичного, общего и особенного при изучении событий, явлений и процессов. На этой основе Г. В. Клоковой составлена классификация исторических понятий к отдельным курсам истории (5 - 7 классы) в соответствии с программой по истории для одиннадцатилетней школы. [7, с. 91]
Одна из классификаций исторических понятий была разработана Н.В. Андреевской, которая все понятия, встречающиеся в курсе истории, условно разделила на три группы: [1, с. 103]
1. Понятия, обобщающие явления общеисторического значения (социологические)- понятия, вводимые при изучении любого раздела курса истории, без которых невозможно осмысление исторического процесса. К числу таких понятий она отнесла экономику, хозяйство, государство и др.
2. Понятия, обобщающие явления, специфические для определенной исторической формации (исторические), к ним относятся такие понятия как: раб, крепостной, феодал, латифундия и др.
3. Понятия, обобщающие явления, присущие более узким периодам времени и характеризующие не специфические черты определенной формации, а особенности периода или определенной страны, например понятия генеральные штаты, сословная монархия, всадник и др.
А.А Вагин, как и сама Н.В. Андреевская, считает, что данная группировка понятий условна и относительна, так как в ней не раскрыта диалектическая природа понятий, связи между тремя группами понятий и переход из одной группы в другую. А.А.Вагин немного видоизменяет формулировку самих видов понятий и более четко объясняет их толкование, выделяет такие группы исторических понятий как: [4, с. 38-39]
1. Частноисторические понятия, которые отражают и обобщают конкретные исторические явления, характерные для определенного периода в истории одной или двух стран. Например, понятие «фараон» относится к истории древнего Египта, понятия «алхимия», «турнир» - к культуре средневековья, а понятие «стрельцы» отражает явление и истории феодальной Руси XVI- XVII вв. Частноисторические понятия, как правило, сравнительно просты и могут быть раскрыты учащимся в течение нескольких минут или в рамках одного урока. Круг таких понятий определяется объемом программы, временем, отводимым на изучение темы, а также возрастными возможностями учащихся.
2. Исторические понятия, отражающие и обобщающие явления, свойственные определенной общественно-экономической формации, цивилизации, для ряда стран в длительное время: «наемный труд», «экономические кризисы», «пролетариат», «буржуазия» и т.п. Такие понятия представляют собой более высокую степень обобщения, они более сложны для учащихся и раскрываются в рамках темы, раздела или разделов курса истории.
3. Социологические понятия, отражающие общие связи и закономерности исторического процесса. Это такие понятия, как «производительные силы», «производственные отношения», «экономика», «государство»- сложные и наиболее общие, они раскрываются и углубляются на материале всего школьного курса истории.
Также, А.А. Вагиным в зависимости от содержания исторических понятий школьного курса истории исторические понятия различаются по родам: историко-экономические, историко-географические, историко-политические, военно-исторические, культурно-исторические и нравственно-политические. Качественное различие этих родовых групп предполагает определение для каждой из них некоторые особенности методики их формирования. [4, с. 38] Так, при отборе культурно-исторических, военно-исторических и других понятий курса истории следует учитывать не только возрастные возможности учащихся, но и ограничиваться кругом понятий необходимых и достаточных:
а) для характеристики качественного своеобразия изучаемых явлений данной эпохи;
б) для элементарного понимания учащимися современных явлений;
в) необходимых в качестве «орудий», применяемых для познания новых исторических явлений.
Исторические понятия также классифицируются по содержанию исторического материала:
1. Экономические понятия- понятия об орудиях труда, видов хозяйственной жизни разных исторических периодов, а также экономических процессах (например, рынок, мануфактура, артель и др.);
2. Социально-политические понятия - раскрывают социальные отношения и политическое устройство государств (государство, республика, империя, общественное движение и т.д.);
3. Культурно-исторические понятия (романтизм, классицизм, культура материальная и духовная и т.д.).
Классификации понятий помогают определить приемы и последовательность изучения понятий, знать классификации исторических понятий необходимо также потому, что отдельные группы понятий требуют соблюдения определенных методических условий при их раскрытии на уроках истории.
Исторические понятия имеют определенную структуру, которую можно изобразить в виде формулы- схемы:
Историческое понятие = термин + определение, включающее признаки,
Родовые Видовые
где термин (лат. terminus – предел, граница, конец) – слово и словосочетания, обозначающие как конкретные предметы (мотыга, копье и т.п.), так и абстрактные предметы (непримиримая оппозиция, идеальное общество и т.п.), родовые признаки характерны для целого ряда фактов, а видовые признаки показывают особенности конкретного факта.
Психологами доказано, что понятия могут усваиваться только в определенной последовательности: формирование начального представления→первоначальное понятие→менее сложное понятие→более сложное понятие. Так же считают и большинство методистов, так Г.М. Донской отмечает, что для формирования у школьников понятий, необходимо опираться на яркие образы, т.е. представления. [9, с. 11]
Определенную последовательность формирования понятий выделяет и А.А. Вагин: создание целостной картины исторического явления→выделение существенных признаков исторического факта→ определение понятия→упражнение по его использованию→выработка умений оперировать понятием→применение понятия для анализа и познания исторического материала.
Методисты считают, что эффективность формирования исторических понятий будет выше при соблюдении следующих методических условий:
1. В процессе формирования понятий необходимо учитывать роль конкретных представлений и типичных образов.
2.Необходимо продумывать возможность раннего введения термина и признаков раскрываемого понятия с последующей его систематизацией.
3. Определение требований к усвоению понятия на каждом этапе его формирования: какие существенные признаки понятия должны быть раскрыты, в какой мере должен быть раскрыт объем понятия. [6, с. 57]
4. Знание учителем содержания формируемого понятия в современной науке, его место и роль в системе научных понятий данной области знания.
5. Понятия должны вводиться не изолировано, а в связи с уже известными.
6. Процесс формирования понятий будет эффективен только при активной самостоятельной познавательной деятельности школьников.
7. Усвоение ряда сложных понятий требует длительного времени и периодического повторения.
В современной психолого-педагогической литературе проблема формирования понятий не поднимается. В методической литературе можно встретить современные работы, посвященные теме формирования исторических понятий, но опирающиеся на исследования предшественников. К таким работам можно отнести «Методику преподавания истории в средней школе» под авторством М.Т. Студеникина. [9]
Проблема формирования понятий хорошо разработана в психолого-педагогической и методической литературе и представлена работами Н.Г. Дайри, Н.В. Андревской, А.А. Вагина и др. Особенностью работ является то, что многие из них написаны и в советское время, однако остаются актуальными и сейчас. При формировании понятий на уроках истории учитель должен иметь не только большой объем знаний по истории, но и должен учитывать психологические особенности формирования понятий в том или ином возрасте, методические условия и этапы формирования исторических понятий, а также знать классификации исторических понятий.
Список литературы
Андреевская Н.В. Очерки методики истории V-VII классы. Ленинград, 1958 г.-286с.
Большой психологический словарь / под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П., 2002 г. – 633 с.
Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. М.,1972 г.-351с.
Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М.,1968.-431с.
Донской Г.М., Агибалова Е.В. Методическое пособие по истории средних веков, М.: Просвещение, 1978 – 335 с.
Зиновьев М.А. Очерки методики преподавания истории. М., 1955. — 183 с.
Методика преподавания истории в средней школе / под ред. Ежовой С.А. М., 1986. – 272 с.
Сапогова А. А. Алгоритм работы с терминами на уроках истории и обществознания// Модернизация исторического и обществоведческого образования в условиях перехода на ФГОС: опыт, проблемы .ТОИПКРО, 2014. – 128 с.
Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2000 г. – 240с.