Статья «Патриотическое воспитание подростков»

2
0
Материал опубликован 27 November 2019

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ

 

Л.Н.Смагина, воспитатель 9-го учебного курса

ФГКОУ «Краснодарского президентского

кадетского училища»

 

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Одной из важнейших задач современного образования является патриотическое воспитание подрастающего поколения - целенаправленное формирование у подростков любви к своей Родине и готовность к её защите.

Воспитание патриотизма в кадетском училище – это неустанная работа по созданию у воспитанников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Истинный патриотизм – это такое нравственное качество, которое включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за своё Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Кадетское образование и воспитание сегодня направлено на возрождение в молодёжной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желание отстаивать независимость и величие своей страны. Кадетство нельзя рассматривать узко, только как путь подготовки к военной службе, оно обеспечивает комплексное развитие личности.

Особое место в кадетском училище занимают символы и формы их предъявления, правила поведения кадетов, знаковые события. Воспитание патриотических чувств учащихся кадетского училища реализуется с помощью создания особо субъективно-значимых ситуаций-событий, происходящих с определенной периодичностью и составляющих годовой цикл; постоянного присутствия в окружающей социальной среде совокупности символов; существования формы одежды с размещенными на ней погонами, нарукавными и нагрудными знаками; наличия общественных символов, принадлежащих сообществу — имя, девиз, герб, знамя.

Гражданско-патриотическое воспитание - это формирование у молодого поколения готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество. 

Поэтому гражданско-патриотическое воспитание, это не только военно-патриотическое, но и правовое, духовно-нравственное, спортивно-патриотическое, художественное, экологическое, развитие творческих инициатив.

Гражданско-патриотическое воспитание воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга. В связи с этим в училище постоянно проводятся встречи с представителями правоохранительных органов.

Военно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование у подростков высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. Традиционно проводятся классные часы: «День народного единства», «С чего начинается Родина?»,  «Уроки Мужества», мероприятия в рамках празднования юбилейных дат Великой Отечественной войны, экскурсии в  музеи,  встречи с ветеранами.

Организационной составляющей педагогической модели патриотического воспитания в Краснодарском президентском кадетском училище является военная составляющая кадетского образования, которая определяет весь уклад кадетской жизни. В училище проходит месячник  военно-патриотической и оборонно-массовой работы, фестиваль инсценированной военной песни, конкурс строя и песни, творческий конкурс «Есть такая профессию - Родину защищать».

Духовно – нравственное воспитание направлено на осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни. К основам духовности ребята прикасаются на уроках литературы, истории, так как именно эти уроки являются неисчерпаемым источником нравственных истин. В основании классных часов, посвященных вопросам нравственности, лежит осмысление человеческой жизни: «Для чего человек живет?», «Кто такой нравственный человек?».

Спортивно-патриотическое воспитание направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом. Большая работа ведётся по пропаганде здорового образа жизни. Все кадеты посещают спортивные секции, участвуют в различных спортивных соревнованиях, в том числе на кубок начальника Краснодарского президентского кадетского училища.

Можно сделать вывод о том, что патриотическое воспитание подростков, которое реализуется в кадетском училище, носит деятельностный характер и происходит через активное вовлечение кадетов в социальную деятельность и сознательное участие в ней. Воспитание в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, гордости за свое Отечество, развивает физические навыки и волевые качества, формирует готовность к защите Родины.

 

 

Список литературы:

 

Беспятова Н. К., Яковлев Д. Е. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков. М.: Айрис-пресс, 2013.

Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи на православных традициях российского воинства: И. В. Шилов, А. А. Петий. М.: Корифей, 2011 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.