ПРОЕКТ «Декоративный хакасский игольник»
Автор публикации: Е. Титова, ученица 9А класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Боградская средняя общеобразовательная школа»
ПРОЕКТ
на тему: «Декоративный хакасский игольник»
по предмету труд (технология)
выполнила:
ученица 9 «А» класса
учитель труда (технологии)
I квалификационной категорииБоград, 2025
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………..3
I. Организационно-подготовительный этап
1.1. История хакасского игольника ………………………..……..………......4
1.2. Схема обдумывания ………………………………………………………5
1.3. Требования к изделию ……………………………………………………5
1.4.Санитарно–гигиенические требования…………………………………...5
1.5. Банк идей и предложений ……………………………………………….. 6
1.6. Материалы, инструменты, приспособления …………………………….7
II. Основная часть
2.1. правила ТБ со швейными принадлежностями
2.1.1. Правила работы с иглой …………………………………………...........9
2.1.2. Правила безопасной работы с ножницами.……………………………9
2.2. Технологическая карта ………………………………………………....... 9
III. Заключительная часть
3.1. Расчёт себестоимости ……………………………………………………13
3.2. Вывод……………………………………………………………………..13
3.3.Самооценка ……………………………………………………………….13
3.4. Экологическая обоснование .....................................................................14
3.5. Заключение ……………………………………………………………….14
Реклама ……………………………………………………………………......15
Приложения
Приложение 1…………………………………………………………………16
Приложение 2…………………………………………………………………16
Приложение 3…………………………………………………………………16
Источники………………...…………………………………………………...17
Введение
Актуальность: в наше время хакасская традиционная вышивка является самым развитым и распространённым видом декоративного творчества хакасов, в котором сохраняются приёмы и орнаментальные мотивы, имеющие древние источники. Игольник "Чаңыр" – это женский предмет утвари, состоящий из небольших кусочков ткани (сукна) квадратной формы, расшитый шерстяными, шёлковыми, а так же мулине нитками определённых цветов, бисером, пуговицами, монетками. Самобытность и уникальность вышивки заключается в технически сложном применении, многоцветном, богатом разнообразными элементами орнамента. Я проживаю на территории республики Хакасия, но знаний о культуре коренного народа ничтожно мало, поэтому решила сшить «Декоративный хакасский игольник», чтобы приобрести больше знаний, умений и навыков в изготовления подвесного украшения в виде трёх подушечек, соединённых между собой углами. Узнать тонкости в изготовлении данного изделия, решить проблему проекта. Игольник относится к числу сакральных предметов женского мира по отношению к мужскому. Мужчина не должен касаться игольника и говорить о нём, как и женщина имеет ряд ограничений относительно предметов охоты.
Цель: изготовление игольника; для достижения цели ставлю ряд Задач:
1. подобрать литературу по теме проекта;
2. изучить историю хакасского игольника;
3. подобрать материалы, инструменты для изготовления игольника;
4. изучить технологию изготовления хакасского игольника;
5. выполнить и защитить творческий проект.
Объект: рукоделие; предмет: вышивка, шитьё.
Методы выполнения: практическая работа; теоретический анализ.
Межпредметные связи: труд (технология)–продукт,проект, презентация; математика – расчёты; история - игольника; черчение; профориентация; информатика - работа на компьютере в различных программах.
I. Организационно – подготовительный этап
1.1. История
Х акасы тюркский народ России – по-своему загадочен и прекрасен. Их кропотливые, вышитые работы восхищают многих, кто понимает толк в ручном труде. Традиционная одежда полностью шьётся и украшается вручную. Самобытность и уникальность вышивки заключается в том, что она технически сложная в применении, многоцветная, богатая разнообразными элементами орнамента.
Хранению иглы придаётся особое значение, так как этот небольшой предмет, является одним из самых необходимых инструментов для создания тёплой и прочной одежды. К игле необходимо относиться бережно. Утилитарная функция игольника – хранить иглы; женщины-мастерицы, причём иглы втыкаются в одну сторону (левую), поскольку в правой обитает душа мастерицы в ночное время. Помимо утилитарной функции, игла имеет и семантическое значение, являясь символом женского начала. Игольница подчеркивает сакральность женского мира по отношению к мужскому, в ней запечатлен женский дух.
Существенным в орнаменте является цвет, мастерицы-вышивальщицы через цвет передают настроение, переживания.
В хакасской вышивке основными являются три цвета. Красный – цвет веселья, счастья, ассоциируется с солнцем, источником всего живого на Земле. Голубой – цвет воды, неба. Зеленый – цвет растений.
Белый цвет вспомогательный символизирует - чистоту, истину, верность и преданность. Чаще всего фоном служит черный тон. Хакасские вышивальщицы чаще применяют ясные, сочные тона ниток. Существует мнение, что цветы в хакасской вышивке привлекают души предков к помощи. В фольклоре тюрских народов встречаются сказки и легенды, восхваляющие мастерство владения иглой.
И гольник, хранящий в себе иглы, находится в специальном рукодельном мешочке «тутчан» или в орнаментированной коробке из пихтовой коры. С этими вещами женщина ни когда не разлучается. Игольник – это основная вещь для девочки, она копирует его от матери. «Ты берёшь от неё как бы память, будешь, как она мастерить, шить и всю жизнь с такой мыслью жить». Игольницы могут быть подарены мамой, бабушкой или крёстной матерью. Выходя замуж, девушка берёт с собой рукодельный мешочек и игольник. Эти предметы она забирает с собой в случае самовольного ухода из родного дома в дом жениха. По отсутствию или наличию этих предметов родители узнают: девушка ушла по собственному желанию или с ней что-то случилось. Игольница сопровождает женщину всю жизнь. Велико значение игольника и в свадебном обряде, невесту водили вокруг жилища жениха или внутри его, клали на пол игольник.
В погребальной практике также присутствует этот предмет. Мягкая часть игольника, наряду с другими личными вещами и рукодельным мешочком, уходит вместе с его хозяйкой в иной мир, проходя процесс «умирания» через намеренное повреждение с помощью вырезания в нём отверстия. Кроме этого, в захоронениях эпохи поздней бронзы встречаются бронзовые игольники. Они обычно свернуты из пластин и украшены косыми или горизонтальными линиями. Э. А. Новгородова относит игольники к карасукским украшениям, которые унаследованы от афанасьевской эпохи, и отмечает сходство карасукских и нганасанских игольников. Хакасы тоже использовали игольник «iнелдiрiк», в качестве подвесного украшения. Он прикреплялся с двух сторон шубы и украшался декоративным швом. Значит, игольник являлся украшением, известным в ХакасскоМинусинской котловине еще с афанасьевского времени.
1.2. Схема обдумывания
1.3. Требования к изделию
1. красота – игольник должен быть красивым и украшать интерьер;
2. игольник должен быть удобным в использовании;
3. изделие должно быть не дорогим, но качественным;
4. мобильность – можно взять в поездку;
5. надёжность – иголки не должны выпадать из игольника;
6. креативность – всё подобрано по цветам;
7. функциональность – бережное хранение.
1.4. Санитарно–гигиенические требования
1. Перед началом работы необходимо вымыть руки;
2. Не трогать изделие влажными руками.
3. Чтобы не уставали глаза и руки, нужно делать перерывы в работе через
каждые 30мин.
1.5. Банк идей и предложений
№ п/п | Изображение | Описание |
1. | | Название: «Игольник декоративный» Народ: Хакасы территория музейной документации Енисейская губерния, Минусинский уезд Материал: Мастика; стекло: цветное; ткань: плис; нити: х/б, шелковые; кожа: натуральная: замша: ровдуга; металл; стекло (бисер); камень: янтарь; камень. Размер: Длина – 14см; ширина – 7см; длина низки бус — 34см. Коллекция: Культура народов Сибири и Дальнего Востока Выставка «Этнокультурное наследие народов России и Шелковый путь» |
2. | | Игольник народа ханты – женский предмет утвари для хранения игл. Основа узора – крест является указанием на сакральность женского мира по отношению к мужскому. Узор «щучьи зубы» является оберегом от болезней. С левой руки от мастерицы пришивается крепилка для сухожильных нитей. В правой стороне, на длинной самодельной петле или ремешке с нанизанными бусинами крепится держатель для наперстка. Хранится игольница в свернутом виде в рукодельном мешочке или вывешивается на стене женской стороны дома. |
3. | | Игольник в виде трёх подушечек, соединённых между собой углами, — это традиционное хакасское украшение, отделкой является вышивка с хакасским орнаментом, вышивка выполнена тамбурным швом. Данное изделие носилось в качестве подвесного украшения и прикреплялось с двух сторон шубы. |
Из представленных вариантов, я выбираю под №3 |
1.6. Материалы, инструменты, приспособления
№ п/п | Материал | Описание |
1. | | Ткань с плотным саржевым переплетением, синего цвета; |
2. | | Нитки в цвет ткани; |
3. | | Нитки мулине: цветные – синие, белые, оранжевые; |
| | Опилки; |
4. | | Игла для вышивания с большим ушком; |
5. | | Ножницы; |
6. | | Пяльцы; |
7. | | Линейка; |
8. | | Мел портновский; |
9. | | Сантиметровая лента; |
10. | | Карандаш; |
11. | | Швейная машинка «Brother»; |
13. | | Утюг с терморегулятором; |
II. Основная часть
2.1 Правила ТБ со швейными принадлежностями
2.1.1. Правила работы с иглой
1. Шить наперстком, чтобы не уколоть палец.
2. Не брать иглу в рот.
3. Не вкалывать в одежду.
4. Не оставлять иглу в изделиях.
5. Не шить ржавой и гнутой иглой.
2.1.2. Правила работы с ножницами
1. Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
2. Ножницы кладите кольцами к себе.
3. Не оставляйте ножницы раскрытыми.
4. Передавайте ножницы кольцами вперед.
5. Используйте ножницы по назначению.
2.2. Технологическая карта
№ п/п | Изображение | Описание | Инструменты, приспособления |
1. | | Подготовить к работе шаблоны для выкройки деталей декоративного игольника. Рекомендуемые размеры игольника: 1 деталь – 60х60мм; 2 деталь – 50х50мм; 3 деталь – 40х40мм. | Ножницы, пяльцы, сантиметровая лента, линейка, игольница, иглы, портновский мел; |
2. | | Разместить на ткани шаблоны с учётом того, что каждая деталь состоит из 2-х сторон – лицевой и обратной, а так же с учётом припусков на швы и экономичного расхода материалов. | Основная ткань, шаблоны, мел, линейка; |
3. | | Обвести шаблоны мелком или цветной гелиевой ручкой. Проложить по контуру деталей ручную строчку «шов вперёд иголку» | Ткань основная, линейка, ножницы; |
4. | | На самую большую деталь кроя игольника, наложить подготовленный трафарет орнамента и обвести его по контуру с помощью гелиевой ручки ил фломастером по ткани. | Линейка, шаблон рисунка, гелиевая ручка, ножницы; |
5. | | На две делали меньшего размера в уголок квадрата нанести элемент орнамента. | Ткань основная, шаблон рисунка, линейка, гелиевая ручка, ножницы; |
6. | | Вышить на ткани контур орнамента «тамбурным швом» нитками шёлковыми или мулине; | Игла, пяльцы; нитки мулине, ножницы. |
7. | | С внутренней стороны орнамента проложить «тамбурный шов» нитью другого цвета. | Игла, пяльцы; нитки мулине, ножницы; |
| | По периметру квадрата «тамбурный шов» должен проходить с внешней стороны. | Игла, пяльцы; нитки мулине, ножницы; |
| | Провести влажно-тепловую обработку с изнаночной стороны вышивки через увлажнённую ткань. | Утюг, проутюжильник; |
8. | | После проведения ВТО раскроить детали игольника, оставляя припуски на швы 7-10мм; сложить по намеченной линии лицевыми сторонами внутрь подготовленные детали каждой подушечки. | Утюг с терморегулятором, проутюжильник; |
10. | | Вдоль линии вышивки проложить «смёточный стежок»; на одной из сторон квадрата наметить место для вывёртывания детали на лицевую сторону. | Игла, швейные нитки, ножницы; |
11. | | Обтачать каждую деталь «ручным обратным стежком», оставляя небольшой отрезок для вывёртывания не зашитым. В начале и конце швов делаем закрепки. Высечь излишки ткани в углах, не доходя до строчки 2мм; - вывернуть каждую деталь изделия на лицевую сторону, выправляя уголки; - проутюжить детали с лицевой стороны через проутюжильник. | Игла, швейные нитки, ножницы; швейная машина; |
13. | | Наполнить каждую из трёх деталей опилками, через отверстие, оставленное для вывертывания. | Опилки; |
14. | | Зашить потайными стежками открытый участок. | Игла ручная, нитки швейные, ножницы; |
16. | | Концы шнура, встречаясь у нижней вершины «подушечки» перекрещиваются и далее пришиваются по обе стороны следующей детали потайными стежками. | |
17. | | В нижней части большой «подушечки» концы шнура соединяются и перевязываются нитью в цвет шнура. Для фиксации пересекаемых участков шнура их дополнительно тоже можно перевязать | |
18. | | К нижнему и боковым углам «подушечки» должна быть прикреплена кисть из нитей того же цвета, что и шнур и вышивка, кроме этого кисти должны быть пришиты к боковым вершинкам нижней «подушечки». | |
III. Заключительная часть
3.1. Расчёт себестоимости
№ п/п | Наименование | Кол-во | Цена за ед. в рублях | Общая сумма в рублях | |
1. | Ткань | 20*30см | 0-00 | 0-00 | |
2. | Нитки (мулине) | 3 цветов | 0-00 | 0-00 | |
3. | Нитки швейные | 1/10 | 30-00 | 3-00 | |
5. | Электроэнергия | 5час. (300 мин) | 3-67 | 18.35 | |
6. | Опилки | 70 гр | 0-00 | 0-00 | |
Итого: | 21-35 |
3.2. Вывод
Подобный «Декоративный хакасский игольник» невозможно заказать в ателье или купить на рынке, это эксклюзивное изделие, его могут сшить рукодельницы знающие старинные технологии изготовления, поэтому он бесценен. Стоимость, данного изделия для моего бюджета, составила двадцать один рубль 35 копеек.
3.3. СамооценкаЯ достигла своей цели в рамках проекта, создав качественный и эстетически привлекательный игольник. В процессе работы над проектом "Декоративный хакасский игольник" я получила уникальную возможность не только изучить традиционное рукоделие, но и глубже понять культуру хакасского народа. Подводя итоги, я хотела выделить несколько ключевых аспектов своей самооценки:
- Проект позволил мне освоить технологию изготовления игольника;
научилась применять традиционные методы рукоделия. Эти навыки, безусловно, окажутся полезными в будущем и смогут применяться в других проектах.
-В процессе работы я смогла проявить свою креативность, разрабатывая уникальный дизайн игольника. Это стало не только интересным заданием, но и этапом самовыражения, что помогло мне лучше понять собственные предпочтения и художественный вкус.
-Изучение хакасского игольника углубило мои знания о культуре и традициях этого народа. Я осознала, как каждый элемент дизайна и каждое использование материала несёт в себе глубокий смысл. Это понимание обогатило мой культурный кругозор и повысило уважение к традиционному искусству.
-В процессе работы мне удалось развивать навыки планирования и организации. Я научилась распределять время, устанавливать приоритеты и эффективно работать над задачами. Это поможет мне в будущих проектах и в учебной деятельности.
3.4. Экологическое обоснование
В последние десятилетия внимание к вопросам экологии и устойчивого развития стало особенно актуальным. Создание хакасского игольника в рамках творческого проекта необходимо рассматривать не только с точки зрения культурного и художественного аспектов, но и с учётом экологических факторов. Хакасский игольник традиционно изготавливается из натуральных материалов. Использование этих материалов способствует уменьшению зависимости от синтетических и пластиковых изделий, которые наносят вред окружающей среде и требуют длительного времени для разложения. При изготовлении игольника использовались экологически чистые материалы, которые не наносят вреда окружающей среде и здоровью человека.
3.5. Заключение
В итоге, проект "Игольник Хакасский" стал для меня не просто учебным заданием, а настоящим путешествием в мир традиционного искусства. Я горжусь достигнутыми результатами и уверена, что полученные знания и навыки будут полезны в будущих начинаниях. Это был ценный опыт, который оставил в моей душе тепло и вдохновение для дальнейшего творчества.
Реклама
Х удожественная студия "Чаңыр"
Приглашаем посетить нашу студию, заказы выполняются в срок, качественно и по доступным ценам, а так же проводятся мастер-классы и выставки, посвященные традиционному искусству хакасского народа.
Адрес:
г. Абакан
улица Чертыгашева
дом 33, корпус 1
Телефон:
8 983 123 78 00 – директор
8 983 767 98 54 - консультант
« Мы рады Вам!»
Приложения
Зарядка для глаз приложение 1
Упражнения для пальцев и кистей рук приложение 2
Зарядка для спины: приложение 3
Источники:
1. Буруковский Р. Каури // Уральский следопыт. - 1993. - № 7. - С. 9–13.
2. Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов. - Абакан, 2016.
3. Грязнов М. П., Комарова М. Н. Отчет о раскопках 1960 года. - Л., 2020;
4. Архив ИА РАН: Р-1, № 2203. Грязнов М. П., Комарова М. Н. Отчет
Карасукского отряда о раскопках 2018;
5. Архив ИА РАН: Р-1, № 2483. Киселев С. В. Карасукские могилы по
раскопкам 1929, 1931, 1932 гг. // СА. 1937а. - № 3. - С. 137–168.
6. Липский А. Н. Карасукские погребения (1200-700 лет до н. э.) в городе
Абакане // Краеведческий сборник. - Абакан, 1956. - С. 149.
7. Липский А. Н. Отчет Хакасского областного музея о раскопках 1958-
1959 годах. - Абакан, 1960. - 98 с.
8. Архив ИА РАН: Р-1, № 2119. Липский А. Н. Афанасьевское в
карасукской эпохе и карасукское у хакасов: Материалы и исследования
по археологии, этнографии и истории Красноярского края Красноярск;
9. Липский А. Н. Отчет о раскопках 1963 года карасукского погребения с
«ПНН» у ж/д моста на р. Енисей. - Абакан, 1964. - 16 с. ;
10. Минор О. В. Височные кольца карасукского времени: вопросы
атрибуции // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. -2007.
11. Серия: История, филология. - Т. 6. - Вып. 3: Археология и этнография;
12. Николаев Р. В. Карасукская культура на севере Красноярского края //
Некоторые вопросы древней истории Западной Сибири. - Томск, 2018. -
13. Новгородова Э.А. Центральная Азия и карасукская проблема.- М.,2017;
14. Издательство «Грамота» www.gramota.net Павлов П. Г. К реконструкции карасукского погребального костюма // Южная Сибирь в древности. - СПб., 2016;
15. Патачаков К. М. Очерки материальной культуры хакасов.-Абакан,2020;
16. Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост.
Л. Н. Морозова, Н. Г. Кравченко, О. В. Павлова. – 2-е изд., стереотип. –
Волгоград: Учитель, 2020;
17. Технология. 5-9 классы. Организация проектной деятельности / авт.-
сост. О.А. Нессонова и др. – Волгоград: Учитель, 2019;
18. Кызласов Л.Р. История Хакасии в средние века. ‒ М: Издательство
Московскогоуниверситета,2019;
19. Полосьмак Н.В., Баркова Л.Л. Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая
(IV-III вв. до н.э.) ‒ Новосибирск: ИНФОЛИО, 2015;
20. https://www.maam.ru/obrazovanie/hakasiya-fotootchet/page5.html;
21. https://novouralsk-2014.livejournal.com/2269447.html;
22. https://vk.com/wall-76786726_2651;
Медведева Татьяна Петровна