12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зенченко Ирина Борисовна125

МБОУ «Идрицкая СОШ»

Автор Иванова Вера

Ученица 10-Б класса

Руководитель Зенченко Ирина Борисовна

Учитель русского языка и литературы

Фотографии https://vk.com/club135360243,

а также личная коллекция Зенченко И.Б.

Проект

экскурсии по посёлку Идрица

Себежского района Псковской области

1. Вступление

Мало кто задумывался над тем, что написано на Знамени Победы: "150-я стрелковая ордена Кутузова II степени Идрицкая дивизия 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта". Те, кто серьёзно занимаются историей Великой Отечественной войны, без труда разберутся с номерами частей и соединений. А вот что такое Идрицк. и где находится Идрица, почти никто не знает, к сожалению.

Нам посчастливилось родиться и жить в  замечательном посёлке под названием Идрица. Приезжайте в Идрицу, и любой идричанин расскажет Вам историю рождения Знамени Победы. Идричане гордятся тем, что Знамя Победы прославило их посёлок.

Если Вам доведётся побывать у нас в гостях, мы устроим для Вас экскурсию не только по посёлку, но и по его окрестностям, т.к. вокруг него немало замечательных интересных мест, которые всё больше и больше начинают пользоваться популярностью у туристов.

Итак, мы предлагаем Вам проект экскурсии по нашему замечательному посёлку, в котором постараемся наметить те места, которые можно и нужно посетить, будучи у нас в гостях. Проект носит  обзорный характер. Внимание в данном проекте сфокусировано, в основном, на военной истории посёлка Идрица. Небольшие вкрапления исторического материала о возникновении Идрицы и топонима Романовка, на наш взгляд, внесут некоторое разнообразие в экскурсию.

2. Экскурсия по посёлку Идрица

2.1. История возникновения посёлка.

Интересна история возникновения посёлка.

Когда-то на месте Идрицы и её окрестностей были лишь болота, дремучие леса и мрачная гряда холмов. Всё это вместе носило зловещее название Тёмные болота. Здесь в 16 веке возникло некое поселение. По поводу трактовки названия существует две версии.

Версия первая говорит о том, что имя Идрице дала река Идрянка, о которой есть упоминание в писцовых книгах Полоцкого повета 16 века. Есть предположение, что корень названия реки родственен греческому «гидро» - вода.

Версия вторая. В 16 веке на территории нынешнего посёлка существовало поселение - Выдрица, названное так, по реке, которая в средние века называлась Выдрица, Выдрянка, а впоследствии – Идрянка. Кстати, выдры до сих пор водятся у нас в речке.

Посёлок Идрица достаточно молодой, он возник во время строительства Московско-Виндавской железной дороги в конце XIX века. Краткая историческая справка из исторического архива Ленинградской области говорит: «21 мая 1897 года акционерным Обществом Рыбинско-Бологоевской железной дороги было получено разрешение на постройку и последующую эксплуатацию железнодорожных линий: Москва – Тукум – Виндава, Новосокольники – Дно, в связи с чем Общество было переименовано в Общество Московско – Виндаво – Рыбинской железной дороги. Министерство путей сообщения установило срок начала работ по сооружению линии Москва – Крейцбург – Тукум – Виндава 15 апреля 1897 года». В 1898 году была проложена железнодорожная линия в районе реки Идрица, и, следовательно, основана станция того же названия. В годы первой мировой войны была проложена железная дорога Псков – Полоцк (впоследствии использовавшаяся как часть железнодорожного полотна Ленинград – Мариуполь) и станция Идрица стала железнодорожным узлом

До Великой Отечественной войны в Идрице жило более 10 тысяч человек.

2.2. Вокзал

Любой городок начинается с вокзала. Отсюда мы и начнём нашу экскурсию.

Первый вокзал посёлка был построен ещё до Великой Отечественной войны. От прежнего довоенного здания остались разрушенные основания и заброшенный парк. Сейчас разрабатывается проект восстановления привокзального сквера с учётом того, что ранее вокруг вокзала располагался парк с фонтанами, редкими видами деревьев и кустарников. Их высаживали специально. Современное здание вокзала было построено в середине 20-го века. Оно имеет необычную конфигурацию. Кроме путей перед вокзалом имеется отдельно грузовая станция. Само здание вокзала и другие станционные здания расположены необычно близко к восточной горловине.


 

2.3. Памятник Евгению Михайлову

Следующим местом, где нужно обязательно побывать и отдать дань памяти, является могила и памятник Герою Советского Союза, лейтенанту Евгению Витальевичу Михайлову на привокзальной площади.

Евгений Витальевич Михайлов родился в посёлке Чухлинка под Москвой в рабочей семье. Окончил девять классов, аэроклуб. В Красной Армии с 1940 года. Окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов в 1941 году. Участник Великой Отечественной войны (1941 - 1945 годы). Старший лётчик 32-го гвардейского истребительного авиационного полка 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта гвардии лейтенант Е. В. Михайлов к марту 1944 года совершил 92 боевых вылета, в 22 воздушных боях сбил пять вражеских самолётов. 17 марта 1944 года в районе железнодорожной станции Идрица Себежского района направил свой подбитый самолёт во вражеский эшелон с горючим. Звание Героя присвоено посмертно 26 октября 1944 года. Награждён орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени. Навечно зачислен в списки воинской части. Памятник Герою установлен у железнодорожного вокзала станции Идрица, его именем названа одна из улиц Москвы.


2.4. Дорога из булыжника

Если будете у нас в гостях, стоит пройтись по старой дороге, вымощенной из булыжника.

Официально считается, что эта дорога была вымощена политзаключёнными в 20-х – 30-х годах прошлого столетия. Хотя многие исследователи нашего края отмечают, что такими дорогами пересечён весь Себежский район, дороги идут и по лесам, а не только по Идрице. Поэтому некоторые краеведы склоняются к мнению, что возраст этих дорог гораздо больше, чем столетие. Некоторые говорят о том, что эту дорогу спроектировал и построил генерал-лейтенант Д.М. Карбышев для использования в военных целях. И связано это было со строительством укрепрайона Линии Сталина. Места здесь очень заболоченные и нужны были крепкие дороги. Себежские земли были пограничными, а границы необходимо было укреплять, соответственно, строились крепкие дороги.

Кусочек такой дороги сохранился на участке от железной дороги к улице Матросова. Это часть пути выходила на дорогу, которая сейчас ведёт к пос. Берёзка. К сожалению, теперь это покрытие утрачено – разобрано полностью. Жители разобрали его для своих нужд, дорога оказалась невостребованной. Часть этой дороги находится под асфальтовым покрытием улицы Матросова.

Сохранилась старая фотография дороги: Дорога Идрица-Апросово. Впереди поворот на Максютино по старой ж.д. насыпи. Фото 1967г. Дмитрий Дроздецкий

           2.5. Романова гора

Любимое место идричан – Романова Гора. Романовка – так ласково называют её идричане. «С высоты Романовки трудно не влюбиться на закате солнца, Идрица, в тебя», - так поётся в песне о нашем посёлке. Действительно с высоты холма под названием Романовка открываются великолепные пейзажи окрестностей посёлка, да и сам посёлок лежит перед Вами, как на ладони. Немного изменили вид Романовой горы вышки сотовой связи, установленные здесь. Но они не делают это место менее привлекательным для идричан и гостей посёлка.

Название «Романова гора» пошло от имени первого жителя этих мест - деда Романа. В музее Идрицкого ДК «Комната русского быта» сохранились личные вещи и предметы быта из дома деда Романа. Посетив музей, Вы узнаете полную интересную историю жизни этого замечательного человека и сможете посидеть на знаменитом стуле деда Романа Ильича Козьякова.

А в вообще, Романова Гора – холм высотой около 170 м. Интересной особенностью является то, что на этой возвышенности есть болото, и не одно. Если идти далее по холму, встретишь ещё несколько болот. Это несколько необычно для нашей местности, потому что болота обычно располагаются в низких местах, а тут на холме!

До Великой Отечественной войны на Романовой горе был сосновый парк, который уничтожили фашисты. В послевоенные годы деревья были высажены снова и очень хорошо разрослись. Внутри горы находятся две водонапорные башни. Одна поселковая, другая железнодорожная. Железнодорожный водопровод, построенный в начале 20-го века, хорошо функционирует и сейчас. Он обслуживает примерно половину посёлка. Вода очень чистая, практически не даёт осадка. Вот уж, действительно, строили на века!

Вид с Романовой горы на МБОУ «Идрицкая СОШ» (фото из открытых источников сети Интернет)

Капониры времён Великой Отечественной войны на Романовой горе

Стул деда Романа в музее Идрицкого ДК «Комната русского быта»

2.6. Насыпь железной дороги Псков – Полоцк

Обязательно стоит прогуляться по старой насыпи железной дороги Псков – Полоцк. Виды с насыпи открываются замечательные, да и соприкоснуться с историей всегда интересно.

В 1915-1917 годах для нужд Северного фронта и в целях улучшения маневрирования войсками была построена  военными рокадная (вдоль линии фронта) железная дорога Псков – Опочка - Идрица - Полоцк. В результате Полоцк и Петроград через Псков были связаны прямым железнодорожным путем.

В 1940 году в состав Ленинградской железной дороги входит линия Псков – Идрица. Граница с Западной дорогой проходила по станции Идрица.
  Дорога Псков - Полоцк была основательно разрушена при отступлении Красной Армии, взрывы партизанских мин в 1942 году дополнили картину. Немцы сначала особого значения ей не придавали из-за неудачного направления, потому вначале и разобрали. Позже, когда дела оккупантов стали плохи, дорога понадобилась для подвоза материалов для строительства оборонительной линии "Пантера".
 "Грабеж государственного имущества. Немцы разобрали полностью железную дорогу, идущую из Пскова на Полоцк, вывезли все рельсы, шпалы, прокладки, костыли и все железнодорожное оборудование в неизвестном направлении." (Из доклада секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) А.Н.Шинкарева и старшего батальонного комиссара А.А. Тужикова о боевой деятельности 2-й ЛПБ в ноябре-декабре 1941 года).
 

2.7. Братское захоронение

В центре посёлка находится братское захоронение, которое особо чтимо идричанами. Здесь покоятся воины, партизаны и жители посёлка, погибшие при освобождении Идрицы в годы Великой Отечественной войны. Установленных имён здесь около трёхсот. Здесь похоронена и партизанка Нина Куковерова, зверски замученная фашистами.

Памятник на братском захоронении важен для жителей посёлка. Несколько лет назад он был восстановлен вместо прежнего, начавшего разрушаться. Идричане считали своим долгом памятник восстановить и приложили к этому немалые силы.

У подножия памятника всегда лежат цветы. Здесь проходят митинги 9 Мая, 21 июня, 12 июля. На фотографиях восстановленный памятник слева.

2.8. Площадь Знамени Победы

Экскурсия по посёлку Идрица закончится на площади Знамени Победы. Посетить посёлок и не побывать на Площади Знамени Победы невозможно. Это центральное место Идрицы. Здесь проходят митинги и все основные поселковые праздники. Здесь установлен памятник в честь воинских соединений, принимавших участие в боях за освобождение посёлка. А бои шли немалые.

Походные армейские газеты печатали имена бойцов, отличившихся при взятии поселка 12 июля 1944 года: наводчика минометной роты Сергея Десятникова, стрелка 713-го стрелкового полка 171-й стрелковой дивизии Антона Драговоза, рядовых 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии Петра Миронова и Ивана Стрелкова, разведчика Якова Игошина… В честь освобождения Идрицы и других населенных пунктов 12 июля небо над столицей нашей Родины озарилось салютом — 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий.

Здесь родилась знаменитая «150-я стрелковая ордена Кутузова II степени Идрицкая дивизия 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта". Впереди у этой дивизии будет славный путь. В начале января 1945 года бойцы 150-й дивизии прорвали передний край обороны противника в северной конечности плацдарма на западном берегу реки Висла южнее Варшавы. С середины января по начало февраля дивизия в составе 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта продолжала наступление в направлении городов Катажинов, Варшава, Гранницы, Выгода, Бохель, Фанцбург.

30 апреля 1945 года в Берлине подразделения 150-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Шатилова и 171-й стрелковой дивизии под командованием полковника Негоды, продолжая вести уличные бои в центре города, штурмом овладели зданием германского Рейхстага и водрузили на нем Знамя Победы.

В музее Идрицкой средней школы макет Знамени Победы — на самом почетном месте. В 1965-м это полотнище подарили московские ветераны войны.

Открытие памятника на площади

Макет Знамени Победы увеличенных размеров хранится в музее МБОУ «Идрицкая СОШ».

Его ежегодно разворачивают на митингах и парадах в посёлке Идрица и городе Себеж.

Макет Знамени Победы на параде в честь 9 Мая в районном центре г. Себеж

3. Заключение

Идричане рады гостям посёлка и с удовольствием показывают памятные места и рассказывают о достопримечательностях родной земли. Мы предложили Вашему вниманию лишь краткий вариант экскурсии. На самом деле интересных мест намного больше. И не только в посёлке, но и вокруг него. Это и Витовтов ключ в 4 км от Идрицы, и старинный храм св. Николая Чудотворца (зимнего) в дер. Зародище (бывшее имение Огинских), и каменные кресты на погосте Идрия, и усадьба Прихабы, некогда принадлежавшая Г.Р. Державниу, и усадьба Руково, принадлежавшая Д.И. Фонвизину, и имение Клюевка, где гостил И.А. Бунин, и Чёртов мост на озере Свибло… Список можно продолжать долго. Интересных места окружают наш посёлок. Надеемся, что наш проект Вас заинтересовал. Мы ждём Вас в гости!

Автор материала: В. Иванова (10 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.