Проект «Изобразительные возможности антонимов, синонимов и паронимов в художественной речи и средствах массовой информации»

8
2
Материал опубликован 1 August

Автор публикации: В. Фоменкова, ученица 9 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Синьковская средняя школа

Смоленского района Смоленской области







ПРОЕКТ

(русский язык)

«Изобразительные возможности антонимов, синонимов и паронимов в художественной речи и средствах массовой информации»






обучающейся 9 класса

Фоменковой Виктории Викторовны


Руководитель проекта:

Никитина Екатерина Александровна,

учитель русского языка и литературы




д. Синьково


2024

Оглавление

Паспорт проекта………………………………………………………………

Введение……………………………………………………………………….

Глава 1. Выразительность и точность русского языка через явления антонимии и синонимии ……………………………………………………..

1.1 Явление антонимии в языке. Выразительные возможности антонимии (антитеза, оксюморон, контраст)…………………………….

Явление синонимии в языке. Выразительные возможности синонимии (градация)……………………………………………………………..........

Явление парономазии. Выражение языковой точности через употребление паронимов………………………………………………………………….

Глава 2.Исследование лексических явлений в художественной речи……

2.1Исследование явления антонимии в художественной речи…………..

2.2 Исследование явления синонимии в художественной речи………….

2.3 Исследование явления паронимии в общелитературном применении…

Глава 3. Социологическое языковое исследование явлений антонимии, синонимии и парономазии в употреблении носителями языка …………

3.1Ход языкового исследования «Функциональность лексических средств в речи носителей языка»……………………………………………………….

3.2 Результаты языкового исследования. Общий анализ анкетирования обучающихся 5-11 классов …………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………...

Список используемой литературы ………………………………………….

Приложение…………………………………………………………………..







Паспорт проекта

Название проекта: «Изобразительные возможности антонимов, синонимов и паронимов в художественной речи и средствах массовой информации»

Руководитель проекта: учитель русского языка и литературы Никитина Екатерина Александровна.

Автор проекта: Фоменкова Виктория Викторовна, обучающаяся 9 класса.

Учебная дисциплина: «Русский язык».

Типология проекта: исследовательский, межпредметный, индивидуальный, среднесрочный.

Направленность проекта: лингвистическая.

Цель работы: рассмотреть изобразительные возможности антонимов, синонимов и паронимов в художественной речи и функционирование в современной речи носителей русского языка.

Задачи работы:

-проанализировать современное состояние проблемы в научно – теоретической литературе;

-исследовать средства и условия обогащения русской речи;

-определить типы классификаций синонимов, антонимов, паронимов и их признаки;

-проанализировать создаваемые на основе антонимии, синонимии и парономазии средства богатства и художественной выразительности речи: антитезу, оксюморон, контраст, градацию;

- проанализировать речевые ошибки в речи и в употреблении носителями русского языка.

Вопрос проекта. Явления антонимии, синонимии и парономазии играют значительную роль в создании выразительности современного русского языка, выполняет при этом различные стилистические функции, однако требует осмысленности и грамотного использования в речи.

Краткое содержание проекта

Работа состоит из введения, основной части (3 главы), заключения и библиографического списка. Во введении к проекту обосновывается актуальность исследования и указан обзор изучаемой темы.

В первой главе «Выразительность и точность русского языка через явления антонимии и синонимии» даётся общая характеристика явления антонимии, раскрываются выразительные возможности антонимии (антитезы, оксюморона, контраста) через образцы художественной и звучащей речи, даётся общая характеристика явления синонимии, раскрываются выразительные возможности синонимии (градации) через образцы художественной и звучащей речи. В главе рассматривается явление парономазии и выражение языковой точности через употребление паронимов.

Во второй главе «Исследование лексических явлений в художественной речи» проводилось исследование явления антонимии в художественной речи, исследование явления синонимии в художественной речи, исследование явления паронимии в общелитературном применении.

В третьей главе «Социологическое языковое исследование явлений антонимии, синонимии и парономазии в употреблении носителями языка». В качестве практической экспериментальной части проекта было проведено социологическое исследование «Паронимы. Употребление школьниками», стилистический эксперимент в современной русской речи», а также составлено приложение.

В заключении подведены итоги исследования роли используемых фразеологизмов в современном русском языке, сделаны основные выводы.

Библиография включает список печатной периодической литературы исследований знаменитых филологов, научно-популярных статей и популярных периодических журналов, интернет-ресурсов.



Введение

Изучая родной язык, невозможно пройти мимо такой величайшей сокровищницы и ценности, как лексикология. В ней, как в зеркале, отражается история и многовековой опыт трудовой и духовной деятельности народа, его нравственные ценности.

Лексикология отражает мир чувств, образов, оценок того или иного народа, она самым непосредственным образом связана с культурой речи.

Речь современных школьников, по отзывам учителей, отличается скудностью словарного запаса, так как они отдают предпочтение информационным технологиям, а не чтению художественной литературы. Получается замкнутый круг: мало читают – плохо понимают прочитанное, трудно понимают прочитанное – нет желания читать. Сокровища русского языка остаются для многих невостребованными.

Проблема изучения лексикологии (а именно: изобразительные возможности антонимов, синонимов и паронимов в художественной речи и средствах массовой информации) в школе в настоящее время очень актуальна, так как именно в данном разделе языкознания проявляется тесная связь языка с жизнью, историей и культурой общества. Кроме того, лексикология во многом способствует расширению кругозора, углублению коммуникативных навыков школьников, делает их речь (как устную, так и письменную) живой, выразительной, эмоциональной.









Глава 1. Выразительность и точность русского языка через явления антонимии и синонимии

1.1 Явление антонимии в языке. Выразительные возможности антонимии (антитеза, оксюморон, контраст)

Что понимают под значением явления антонимии?

Антонимы - разнозвучащие слова одной части речи, имеющие полярно противоположные лексические значения.

Антонимы обладают особыми языковыми показателями. Во-первых, они выражают логически противоположные, но соотносительные друг с другом понятия. Например, слова-антонимы:  paбoта – отдых, глубокий – мелкий, любить – ненавидеть, весело – грустно раскрывают с противоположных сторон соотносительные понятия, связанные с одним кругом предметов, признаков, процессов.

Антонимами могут быть только диаметрально противоположные по значению слова. Если нет полной контрастности между значениями слов, то нет и антонимов. Например, пары слов:  вечер, ночь; восток, юг; черный, светлый; белый, тёмный не являются антонимами, так как не обозначают полного противопоставления (полное противопоставление выражается словами: ночь – день, вечер – утро, восток – запад, юг – север, черный – белый, светлый – темный).

Во-вторых, антонимы регулярно противопоставляются друг другу. Это значит, что название одного члена антонимической пары вызывает в нашем сознании представление о другом, противоположном члене. Например, слова: правда, сильный, радость, давно, приезжать, вверх ассоциируются с контрастными словами ложь, слабый, горе, недавно, уезжат, вниз.

В-третьих, слова-антонимы характеризуются одинаковой или сходной лексической сочетаемостью, то есть способностью вступать в связь с одними и теми же словами. Так, антонимы высокий и низкий свободно сочетаются с существительными, называющими предметы определенного размера: дом, столб, дуб, стол, шкаф.

Видовая классификация антонимов имеет следующую структуру.

Антонимы выражают временные, пространственные, качественные и количественные отношения.

Временные антонимы: ночь – день, свет – тьма, утро – вечер, вчера – сегодня.

Пространственные антонимы: вверх – вниз, вход – выход, подземный – надземный, север – юг.

Качественные антонимы: зима – лето, веселый — грустный, старый – молодой.

Количественные антонимы: много — мало, полный – пустой, часто — редко.

Лексическое значение любого слова приводится в  словарях. Несомненно, словари – верные спутники образованных людей, стремящихся говорить образно, грамотно и выразительно.

В качестве примеров словарей антонимов можно использовать:

Л.А. Введенская «Словарь антонимов русского языка» - Ростов-на-Дону, 1995, 2004.

М.Р. Львов «Словарь антонимов русского языка» — 8-е стер. изд. - М.: АСТ–ПРЕСС КНИГА, 2006.

М.Р. Львов «Толковый словарь антонимов русского языка. Около 2700 антонимов» – М.: АСТ-Пресс, 2021.

Н.М. Меркулова «Словарь антонимов русского языка: Сложные слова» (около 1800 антонимических пар).- Москва,1999.

В.М. Огольцев «Словарь устойчивых сравнений русского языка (синонимо-антонимический)».- М., 2001.

А.И. Шнирельман «Синонимы и антонимы в научной и технической литературе».- Москва, 1987.

Функционал антонимов служит для образования средств языковой выразительности, таких как: антитеза, оксюморон, контраст.

Раскрыть противоречивую сущность предметов, явлений, качеств помогает правильное употребление антонимов в речи. Антонимы являются важнейшим средством создания антитезы.

Антитеза (греч.antithesis - противоположение) - стилистической фигуры контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь.

Средство выражения антитезы — основная функция антонимов. Антитеза как стилистический прием широко распространена в народном поэтическом творчестве, например, в пословицах (Ученье - свет, а неученье - тьма).

Противоположность придаёт речи эмоциональность, экспрессивность при помощи средства языковой выразительности – оксюморона.

Оксюморон - слова, имеющие противоположное значение, соединяются как определяемое и определяющее, поэтому их нельзя считать антонимами в точном значении термина. (Люблю я пышное природы увяданье). Сочетание антонимов в «чистом виде» в оксюмороне встречается редко («Начало конца» - заголовок статьи).

Использование антонимов в этой стилистической функции иногда приводит к нанизыванию антонимических пар.

Относительно слова «контраст», такие слова, как «одинаковость», «однородность», «однотонность», «сходство», являются антонимами слова «контраст». Эти слова принадлежат к одной части речи, имеют противоположное лексическое значение и различаются по звучанию и написанию. Антонимы слова «контраст» («одинаковость», «однородность», «однотонность», «сходство») можно использовать в различных текстах, чтобы сделать предложение противоположным по смыслу.



1.2 Явление синонимии в языке. Выразительные возможности синонимии (градация)

Синонимы - разнозвучащие слова одной части речи, обозначающие одно и то же явление объективной действительности, но различающиеся оттенками значения, стилистической окраской или тем и другим одновременно.

Например, слова: крутой, обрывистый, отвесный называют один и тот же признак, но с различными оттенками в значении.

Синонимическая пара – два синонима, стоящие рядом. Пример: маленькая – крохотная. Синонимический ряд – два и более синонимов, которые стоят в одном ряду. Например, дом: здание, хижина, кров, квартира. 

По общему значению слова объединяются в синонимические ряды, или гнёзда. В составе синонимического ряда всегда имеется основное, или стержневое, слово, которое принято называть доминантой. В качестве доминанты обычно выступает стилистически нейтральное слово, оно наиболее употребительное и обычно не имеет дополнительных оттенков значения.

Например, в синонимическом ряду бросать, кидать, метать, швырять доминантой является слово бросать, поскольку оно наиболее употребительное, стилистически нейтральное, не имеет дополнительного значения, а передает только основное значение; в словах метать и швырять имеются дополнительные значения: метать – «целенаправленно бросать», швырять «бросать с раздражением или небрежно»; слово кидать имеет стилистическую окраску разговорной речи.

Однако во многих случаях нелегко определить, имеем ли мы дело с оттенками общего значения двух или нескольких слов или же это общее значение разрушилось и слова, называющие понятия, не являются синонимами. Например, гореть  «давать свет, пламя», а дымить – «выделять дым»; достижение положительный результат, успех, а результат конечный итог чего-либо, который может быть и положительным и отрицательным; умный обладающий большим, ясным умом, а сообразительный хорошо, быстро соображающий; пожилой немолодой, зрелого возраста, а старый проживший много лет, достигший старости.

Нельзя считать абсолютными синонимами также слова, связанные по смыслу, но называющие различные явления: а) родовые: автор, писатель; дерево, бук; летать, двигаться;  б) видовые: прозаик, поэт, драматург; в) сходные по функции: изба, дом, дворец, палаты, хата, юрта, кибитка. Такие слова могут быть синонимами только в конкретном тексте, поэтому и называются контекстуальными.

Смысловые и стилистические различия позволяют выделить следующие типы синонимов: семантические, стилистические и семантико-стилистические.

Семантические синонимы — это слова, которые имеют одинаковое значение, но отличаются оттенком значения. Например: юность — молодость (юность — первоначальный этап молодости); красный — алый — пунцовый (красный — яркий цвет, алый — имеет светлый оттенок, пунцовый — темный); ломать — разрушать — громить — крушить.

Стилистические синонимы - это слова, совпадающие по языковому значению, но имеющие отличия в экспрессивно-эмоциональной окраске, вследствие чего они употребляются в разных стилях речи. Например, бесплатно (нейтр.) - даром (разг.) - задаром (просторечное).

Семантико-стилистические синонимы — синонимы, отличающиеся оттенками в значениях и употребляющиеся в разных стилях: блуждать — ходить.

Функционал синонимов служит для образования средств языковой выразительности, таких как: градация, а также для избежания ненужного повтора, речевых ошибок и для обогащения речи.


С помощью синонимов можно выражать мысли, ярче воспроизводить даже тончайшие смысловые оттенки, делая речь выразительной. Например, синоним слова «непостоянный» – «переменчивый», «капризный».

Синонимы, во-первых, позволяют избежать ненужного повторения одних и тех же слов в тексте, во-вторых, дают возможность говорящему передать свои эмоции, свое отношение к означаемому, уточнить характеристики того или иного объекта действительности, в-третьих, позволяют соотнести слова, относящиеся к разным стилям, разным сферам языка. Они часто используются для объяснения терминов, новых заимствований, жаргонизмов, а также архаизмов.

Смыслоразличительная функция – каждый последующий синоним дополняет значение предыдущего, уточняет какие-либо характеристики предметов и действий или разъясняет их: Она вышла замуж за простого, очень обыкновенного и ничем не замечательного человека (Чехов).

Стилеразличительная функция – синонимы указывают на стиль, сферу их употребления, это связано с употреблением в речи стилевых синонимов. А я завтра к батьке уезжаю (батьке, а не отцу) (Тургенев). Такое сопоставление позволяет сделать вывод о предпочтении героем в данной ситуации народно-разговорной лексики.

Прием замещения одного синонима другим для устранения повтора слов: Да разве у уездного лекаря (доктора) не было адского камня?

Нанизывание синонимов часто порождает градацию: каждый следующий синоним усиливает (реже — ослабляет) значение предыдущего. Например: Это хороший, прекрасный, великолепный способ самоконтроля...

Градация – это особое расположение слов или отрезков речи, при котором происходит постепенное нарастание или убывание смысловой или эмоциональной значимости однородных членов или семантически близких слов, которые, постепенно усиливая друг друга, создают и художественно усиливают один образ.

Бывает восходящая (прямая) и нисходящая (обратная) градация.
Восходящая градация предполагает постепенное нарастание смысловой или эмоциональной значимости отрезков речи. Через двести-триста, наконец, тысячу лет, – дело не в сроке, – настанет новая, счастливая жизнь (Чехов).

Нисходящая градация, наоборот, связана с постепенным убыванием смысловой или эмоциональной значимости отрезков речи. «Забуду год, день, число. Запрусь одинокий с листом бумаги я» (Маяковский).

В качестве примеров словарей синонимов можно использовать:

1.Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: около 5000 синонимических рядов, более 20000 синонимов / Н. Абрамов. - 8-е изд., стер. - М.: Русские словари [и др.], 2008.

2.Большой толковый словарь синонимов русской речи:Идеографическое описание 2000 синонимических рядов, 10 500 синонимов / [Л. Г. Бабенко и др.]; под общ. ред. Л. Г. Бабенко. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2008.














1.3 Явление парономазии. Выражение языковой точности через употребление паронимов

Паронимы — это слова, близкие по звучанию, но различающиеся частично или полностью значением.

Лингвисты различают три разновидности лексических паронимов: полные, неполные и частичные. Полные паронимы – однокорневые слова, которые относятся к одной и той же части речи, но выражают разные значения, например: мелодия – «благозвучная последовательность звуков, образующая музыкальное единство» и мелодика – «учение о мелодии», «совокупность мелодических средств, присущих отдельному произведению или отдельному автору».

Неполные паронимы – пары однокорневых созвучных слов, в которых размежевание значений не завершено полностью, вызывая их сближение; примером могут служить такие слова, как иронический – «относящийся к иронии как стилистическому приему» и ироничный – «содержащий элементы иронии, употребляющийся с целью насмешки»; эти слова сближаются в значении «заключающий в себе насмешку».

Частичные паронимы – это однокорневые слова, которые характеризуются общей понятийной соотнесенностью и возможным совпадением в сочетаемости, например, шумный – шумовой.

Явление парономазии (из гр. para — возле, onomazo — называю) заключается в звуковом подобии слов, имеющих разные морфологические корни.

Основной причиной возникновения паронимов служило постоянное стремления человека уточнить, конкретизировать понятия, полнее отразить многообразие явлений действительности. Называя по-новому дополнительный признак явление или действие, человек использовал вновь образованное с помощью аффиксов слово. Пути возникновения паронимических отношений между двумя лексемами разнообразны, чем и объясняется структурная разнородность лексических паронимов. Появление паронимов относится к внутриязыковым процессам, что говорит о закономерности этого явления в постоянно развивающемся языке. Одним из путей возникновения паронимов является антонимизация, поляризация значений однокоренных слов. Возникновению паронимов в русском языке способствовала также дифференциация значений русских и церковнославянских слов, которые утратили семантическую и стилистическую соотносительность в результате распада классической системы трех стилей (невежа//невежда, сыскать//снискать). Часть паронимов образовалась благодаря переразложению и контаминации однокорневых синонимов древнерусского языка (ломаться//ломиться) и синонимов, которые обладали потенциалом дальнейшего семантического или стилистического разграничения (могучий//могущий). Образовывались паронимы и благодаря переходу некоторых причастий в прилагательные параллельно уже существующим прилагательным с тем же корнем, но с сугубо самостоятельным значением (ловкий//ловчий).

Основная функция паронимов – стилистическая. Умение правильно употреблять в речи паронимы помогает говорящему или пишущему более точно выразить мысль. Например: соседний дом – соседский кот, искусный гравёр – искусственный жемчуг.












Глава 2. Исследование лексических явлений в художественной речи

2.1 Исследование явления антонимии в художественной речи

1. Стихотворение А.С. Пушкина «Анчар»

Антитеза

Функция

Оксюморон

Функция

«Владыка»- «раб»

Противопоставление социальных норм в обществе.

«Зелень мёртвая ветвей»

Сопоставление несочетаемых понятий: «зелень»- живое дерево, «мёртвые ветви»- погибшее дерево.

«Растопясь»-«застывает»

Противопоставление процессов плавления и отвердевания.

«Один во всей вселенной»

Сопоставление несочетаемых понятий: во вселенной много существ, но он всё равно один.

2. Стихотворение А.С. Пушкина «Деревня»

Антитеза

Функция

Оксюморон

Функция

«Барство»-«рабство»

Противопоставление социальных норм в обществе.

«Мирный шум»

Сопоставление несочетаемых понятий: шум- нежелательный или неприятный звук, мирный-спокойный.

«Счастье»- «забвенье»

Противопоставление состояний человека.





3.Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник»

Антитеза

Функция

Оксюморон

Функция

«День»-«ночь»

Противопоставление в промежутках времени.

«Призрак мёртвый»

Сопоставление несочетаемых понятий: призрак-дух умершего существа, снова умереть он не может.

«Пошёл назад»-«воротился»

Противопоставление в направлении движения.

«Пустой сон»

Сопоставление несочетаемых понятий: сон-последовательность образов, пустым сон не может.

«Старая Москва»-«юный град»

Противопоставление в возрасте.

-

-

4.Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Антитеза

Функция

Оксюморон

Функция

«Проза»-«стихи»

Противопоставление письменной (устной) и художественной речи.

«Злобное веселье»

Сопоставление несочетаемых понятий: веселье-радостное настроение, злобным оно не может быть.

«Лёд»-«пламень»

Противопоставление элементов.

«Приятный шум»

Сопоставление несочетаемых понятий: шум- нежелательный или неприятный звук, приятного шума нет.

«Волна»-«камень»

Противопоставление агрегатных состояний.

«Сладкое мученье»

Сопоставление несочетаемых понятий: мученье-очень сильная боль, сладким оно быть не может.

«Молчалив»-«красноречив»

Противопоставление качеств человека.

«Сладостная неволя»

Сопоставление несочетаемых понятий: неволя-состояние несвободы, сладостной несвободы нет.

«Ямб-«хорей»

Противопоставление стихотворных размеров.

«Утренняя луна»

Сопоставление несочетаемых понятий: луну видно только ночью, утром её нет.

«Снаружи-«внутри»

Противопоставление пространства.

«Розовый снег»

Сопоставление несочетаемых понятий: снег-осадок белого цвета, розового снега нет.


























2.2 Исследование явления синонимии в художественной речи

1. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Листок»

Градация

Разновидность градации

Функция

Дубовый листок «оторвался», «укатился», «засох» и «увял» и «докатился» до самого Чёрного моря.

Восходящая

Приём градации усиливает ощущение безысходности ситуации.

2. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина»

Градация

Разновидность градации

Функция

Но я люблю - за что, не знаю сам-

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её подобные морям.

Восходящая

Приём градации усиливает восхищение Родиной.

3. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума»

Градация

Разновидность градации

Функция

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию- презренные рабы.

Восходящая

Приём градации усиливает ощущение бездействия человека.

4. Стихотворение А.С. Пушкина «Пророк»

Градация

Разновидность градации

Функция

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волию моей,

И ,обоходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Восходящая

Приём градации усиливает обращение к сердцам и умам людей .

5. Стихотворение А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье»

Градация

Разновидность градации

Функция

В глуши, во мраке заточенья.

Восходящая

Приём градации усиливает ощущение одиночества.

6. Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов»

Градация

Разновидность градации

Функция

Как медленно катился скучный день!

Как медленно заря вечерня гасла!

Как долго ждал во мраке я ночном!

Восходящая

Приём градации усиливает ощущения томительного ожидания.

7. Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Градация

Разновидность градации

Функция

Увы, Татьяна увядает,/ Бледнеет, гаснет и молчит.


Восходящая

Приём градации усиливает чувство грусти.

Бледнеть Онегин начинает:/Ей иль не видно, иль не жаль/Онегин сохнет - и едва ль/ Уж не чахоткою страдает.


Восходящая

Приём градации усиливает чувство печали.





2.3 Исследование явления паронимии в общелитературном применении и в сфере средств массовой информации


АБОНЕМЕНТ

АБОНЕНТ

Определение из толкового словаря

Документ, предоставляющий право на пользование обслуживания, а также само такое право.

Лицо, организация, имеющие право пользования абонементом определённого вида.

Значение

Право на многократное или постоянное чем-либо в течение определённого срока.

Тот, кто обладает правом постоянного пользования какой либо услугой.

Примеры предложений

Семья Рерихов имела абонемент в Большой оперный театр.

Телефон отвечал, что абонент недоступен, и предлагал оставить голосовое сообщение.




БЕДНЫЙ

БЕДСТВЕННЫЙ

Определение из толкового словаря

Имеющий недостаток, скудный.

Тяжкий, связанный с несчастьем, горем.

Значение

Тот, у которого не хватает денежных средств для поддержания нормальных условий жизни.

Угрожающий бедой; опасный.

Примеры предложений

Наш бедный малыш не может жить без музыки.

Обратите внимание на моё исключительное бедственное положение.




Вековой

Вечный

Определение из толкового словаря

Многолетний, давний, существующий века.

Не переставающий существовать, сохраняющийся на многие века.

Значение

Живущий или существующий очень долго.

Бесконечный по времени, не имеющий ни начала, ни конца.

Примеры предложений

Вековые фигуры из гранита стоят на мемориале.

Вот он, вечный вопрос, на который человеческий разум до сих пор не может дать ответа.




ГУМАНИЗМ

ГУМАННОСТЬ

Определение из толкового словаря

Идейное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности и мысли от оков феодализма и католицизма.

Человечность, человеколюбие, т.е. любовь к ближнему.

Значение

Система построения общества, где высшей ценностью является жизнь человека.

Любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности.

Примеры предложений

Мои знакомые считают, что гуманизм-это правильно.

Он занимал множество высоких постов и был уважаем всеми за честность и гуманность.




ДОБРОТНЫЙ

ДОБРЫЙ

Определение из толкового словаря

Доброкачественный, прочный.

Делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества.

Значение

Сделанный хорошо, прочно, из очень хорошего материала

Благожелательный, отзывчивый, готовый помочь.

Примеры предложений

Построил добротный дом, завёл крепкое хозяйство, поставил на ноги детей.

Мой друг очень добрый, кроме того с ним очень легко найти общий язык.




ЖЕСТОКИЙ

ЖЁСТКИЙ

Определение из толкового словаря

Крайне суровый, безжалостный, беспощадный.

Твердый, плотный на ощупь.

Значение

Крайне суровый и безжалостный.

Твёрдый, плохо поддающийся деформации или разделению.

Примеры предложений

Лев жестокий хищник, его добычи надо держаться от него подальше.

Мы не купили этот диван, потому что он оказался слишком жёстким.




ЗВЕРИНЫЙ

ЗВЕРСКИЙ

Определение из толкового словаря

Присущий, свойственный зверю.

Свойственный зверю, свирепый, жестокий.

Значение

Жестокий, свирепый, дикий.

Очень жестокий, безжалостный.

Примеры предложений

Старый волк устремил на меня свой тяжелый звериный взгляд.

Случился зверский, непонятный в начале ноября месяца в Крыму мороз.




ИНФОРМАТИВНЫЙ

ИНОФОРМАЦИОННЫЙН

Определение из толкового словаря

Насыщенный информацией, хорошо информирующий.

Содержащий информации.

Значение

Содержащий значительное количество информации.

Свойственный информации; создающий, перерабатывающий информацию.

Примеры предложений

Это был довольно информативный доклад.

Вместе с картой в бухгалтерии выдали красочный информационный буклет, который меня сразу заинтересовал.




КОСТНЫЙ

КОСТЯНОЙ

Определение из толкового словаря

Свойственный кости.

Сделанный из кости.

Значение

Содержащийся в кости.

Сделанный из кости.

Примеры пре6дложений

Все они так или иначе столкнулись с гибелью клеток костного мозга.

Голова этого кита заканчивается острым двухметровым костяным наростом, похожим на рог.




ЛЕДОВЫЙ

ЛЕДЯНОЙ

Определение из толкового словаря

Состоящий изо льда.

Свойственный льду, характерный для него.

Значение

Состоящий изо льда.

Относящийся к льду.

Примеры предложений

Через минуту на нашей стороне проруби развернулось ледовое побоище.

К вечеру опять подморозило, и люди и лошади стали покрываться ледяной коркой…




МОРОЖЕНЫЙ

МОРОЗИЛЬНЫЙ

МОРОЗНЫЙ

Определение из толкового словаря

Подвергшийся замораживанию, а также испортившийся от мороза.

Предназначенный для замораживания.

Отличающийся низкой температурой воздуха, сопровождающийся морозом.

Значение

Замороженный; подвергшийся замораживанию.

Предназначенный для замораживания

Очень холодный, студёный, бывающий при морозе.

Примеры предложений

Завтра дети будут есть мороженый картофель без капли масла.

Она направилась к холодильнику, открыла морозильную камеру и закинула туда трофей.

Морозный воздух обжигал лицо.




НЕУДАЧНЫЙ

НЕУДАЧЛИВЫЙ

Определение из толкового словаря

Закончившийся неудачей.

Преследуемый неудачами.

Значение

Сопровождающийся неудачами.

Такой, которого преследует неудача.

Примеры предложений

Наряд у неё был неудачный, а наоборот, смешной и нелепый.

В разных зверей может она превратить и своего неудачливого жениха.






ОБРЫВОК

ОТРЫВОК

Определение из толкового словаря

Оторванный, оборванный кусок.

Часть, выделенная из какого-либо произведения.

Значение

Оторванный кусок чего-либо.

Небольшая часть произведения, выделенная из целого.

Примеры предложений

Я записал важную информацию на обрывке бумаги.

После этого следует небольшой описательный отрывок.




ОГРАНИЧИТЬ

ОТГРАНИЧИТЬ

РАЗГРАНИЧИТЬ

Определение из толкового словаря

Поставить какие-либо границы.

Проведя, установив границу, отделить одно от другого.

Разделить, обозначив границы.

Значение

Запретить.

Отделить одно явление от другого.

Разделить, установив границы.

Примеры предложений

Свою роль мне бы хотелось ограничить только серьёзными делами.

Их можно отграничить друг от друга по виду закреплённой в законе общей обязанности.

Дальний уголок сада отграничили лёгкой изгородью.




ПОКУПАТЕЛЬНЫЙ

ПОКУПАТЕЛЬСКИЙ

ПОКУПНОЙ

Определение из словаря

Относящийся к возможности покупать.

Свойственный покупателю.

Относящийся к покупке.

Значение

Связанный с возможностью купить.

Тот, кто покупает.

Покупаемый, приобретаемый за деньги.

Примеры предложений

Покупательной способностью обладала земля, которая служила у египтян мерой товарообмена.

Отсюда и увеличение розничных продаж, и уверенный покупательский спрос.

Нужно ли говорить, что их вкус будет кардинально отличаться от вкуса покупных пельменей или вареников.




ПРАКТИЧЕСКИЙ

ПРАКТИЧНЫЙ

Определение из толкового словаря

Относящийся к области жизненного опыта, реальных потребностей.

Деловитый, умеющий разбираться в практических, жизненных делах.

Значение

Такой, который используется или достигается на практике.

Хорошо разбирающийся в жизненных делах.

Примеры предложений

Я дал ему понять, что я человек практический, и рассказал о своей деловой опытности.

Меня интересует только современная жизнь, я человек практичный.




РОМАНТИЧЕСКИЙ

РОМАНТИЧНЫЙ

Определение из толкового словаря

То, что относится к романтизму.

Проникнутый романтизмом.

Значение

Мечтательно настроенный, склонный к романтизму.

Свойственный романтизму, преисполненный романтики.

Примеры предложений

Такой милый мальчик, романтический, мечтал об экспедиции на Тибет.

Сорок лет: в моих глазах это был преклонный, но романтичный возраст.






УДАЧЛИВЫЙ

УДАЧНЫЙ

Определение из толкового словаря

Такой, кому всё удаётся.

Завершившийся благоприятно.

Значение

Такой, которому во всём сопутствует удача.

Положительный, хороший.

Примеры предложений

Коллеги всегда относились к удачливому артисту с нескрываемой завистью.

Это очень удачный день, чтобы навести порядок в мыслях




УНИЖЕННЫЙ

УНИЗИТЕЛЬНЫЙ

Определение из толкового словаря

Такой, который унижен, угнетён.

Оскорбляющий достоинство, унижающий.

Значение

Тот, который унижен.

Оскорбляющий чьё-либо достоинство.

Примеры предложений

Быть кому-то обязанной для неё всегда означало быть униженной, а этого ей хотелось меньше всего.

Графиня пошла и на этот унизительный шаг, но только потому, что её любовь была сильнее расчёта.




ФАКТИЧЕСКИЙ

ФАКТИЧНЫЙ

Определение из толкового словаря

Отражающий действительное состояние чего-либо, соответствующий фактам.

Соответствующий фактам.

Значение

Существующий, но не имеющий законной, юридической формы.

Соответствующий действительности, основанный на фактах.

Примеры предложений

Прежде всего второе издание охватывает значительно большее количество фактического материала.

Нам представили фактичный доклад.




ХИЩНИЧЕСКИЙ

ХИЩНЫЙ

Определение из толкового словаря

Свойственный хищнику.

Питающийся животными.

Значение

Характерный хищному животному.

Питающийся животной пищей.

Примеры предложений

У свежих историй хищнический нрав.

Он и так уже не спускал с тебя глаз, как хищный сокол с добычи.




ЦАРСКИЙ

ЦАРСТВЕННЫЙ

ЦАРСТВУЮЩИЙ

Определение из толкового словаря

Относящийся к царю.

Принадлежащий царю.

Такой, который царствует.

Значение

Очень богатый, роскошный.

Величественный.

Быть царём, управлять царством.

Примеры предложений

Царский золотой десятирублевик весил семь с лишним граммов.

В этом зале проходили бракосочетания царственных особ.

Дорогу для членов царствующего дома следовало обустроить соответственно статусу.




ЦЕЛЫЙ

ЦЕЛЬНЫЙ

ЦЕЛОСТНЫЙ

Определение из толкового словаря

Такой, который сохранён без каких-либо изъятий или повреждений.

Состоящий из одного вещества, из одного куска.

Представляющий собой внутреннее единство, воспринимающийся как единое целое.

Значение

Весь.

Не составной.

Обладающий внутренним единством.

Примеры предложений

Вчера тоже он целый день не мог разговаривать.

Желательно, чтобы кровать была изготовлена из натурального цельного дерева.

У многих людей есть целостная система взглядов на мир.




ЭСТЕТИЧЕСКИЙ

ЭСТЕТИЧНЫЙ

Определение из толкового словаря

Связанный с восприятием прекрасного в жизни, искусстве.

Красивый, изящный.

Значение

Изящный, прекрасный.

Красивый, изящный.

Примеры предложений

Разумеется, эстетический эффект был сам по себе достаточно впечатляющ.

Торт имел эстетичный вид.




ЭФФЕКТИВНЫЙ

ЭФФЕКТНЫЙ

Определение из толкового словаря

Приводящий к нужным результатам.

Производящий эффект.

Значение

Действенный.

Зрелищный.

Примеры предложений

Мы изучили эффективное правило, которое поможет на экзамене.

Номер гимнастки был эффектным.






















Глава 3. Социологическое языковое исследование

Практическая часть

3.1 Функциональность лексических средств в речи носителей языка

В качестве практической экспериментальной части проекта было проведено социологическое исследование «Паронимы. Употребление школьниками». Для того чтобы выяснить: известны ли обучающимся 5-11 классов значения отдельных паронимов, насколько корректно используют школьники паронимы в устной и письменной речи, был проведён небольшой социологический опрос.

Аудитория опроса включает 20 обучающихся, среди опрошенных - участники разных возрастных категорий (6 опрошенных – ученики 5-6 классов, 8 опрошенных – ученики 7-8 классов, 6 опрошенных - ученики 9-11 классов).

Анкетирование преследует цель – ответы участников помогут составить социологическую картину актуальности грамотного использования в речи школьников паронимов.

Результаты опроса получились интересные, а порой и очень удивительные. Обучающимся были предложены следующие вопросы:

Задание1. С приведёнными ниже паронимами составьте  словосочетания

Диктат   диктант

Скрытый скрытный

Представить  предоставить

Эффектный эффективный

Невежа  невежда

Одеть надеть

Задание 2. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов (подчеркните слово и в скобках запишите верный вариант).

1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.

2. Герой все время находится в подвесном состоянии.

3.  Соседний кот важно прошел на кухню.

4.В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.

В качестве практической части проекта был проведён стилистический эксперимент «Синонимия в речи школьников. Пользуемся ли мы синонимией?»

Для того чтобы выяснить: умеют ли обучающиеся 5-11 классов осуществлять замену повторяющегося слова синонимами, насколько богата речь школьников, был проведён небольшой социологический опрос.

Аудитория опроса включает 20 обучающихся, среди опрошенных - участники разных возрастных категорий (6 опрошенных – ученики 5-6 классов, 8 опрошенных – ученики 7-8 классов, 6 опрошенных - ученики 9-11 классов).

Анкетирование преследует цель – ответы участников помогут составить социологическую картину актуальности грамотного использования в речи школьников паронимов.

Обучающимся был предложен текст, в котором слово «сказал» нужно в скобках заменить синонимами, не повторяясь (в Приложении 1).














3.2 Общий анализ анкетирования обучающихся 5-11 классов (20 участников)

В результате нашего опроса «Паронимы. Употребление школьниками» (Приложение 1) оказалось:

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ №1

Задание 1.

Из задания 1 видно, что 10-11 классы в большинстве случаев могут составить словосочетания с паронимами. У 10 класса не возникли проблемы в составлении словосочетаний. У 11 класса не возникло проблем с составлением словосочетаний с паронимами.

У 9 класса возникли проблемы в составлении словосочетаний со словами: диктат, невежа, невежда.

У 8 класса возникли проблемы в составлении словосочетаний со словами: диктат, невежа, невежда, одеть, надеть. Также были ошибки в составлении словосочетаний. Предиката, то есть подлежащее и сказуемое, не может являться словосочетанием.

У 7 класса возникли проблемы в составлении словосочетаний со словами: диктат, представить, надеть невежа, невежда. Также были совершены ошибки, как у 8 класса (предиката не может являться словосочетанием).

В большинстве случаев возникли проблемы со словами: невежда, невежа, диктат.

В составлении словосочетаний с паронимами намного лучше справились 10-11 классы. Больше проблем в составлении словосочетаний возникло у 7-8 классов.

Задание 2

В исправлении речевых ошибок у 10 класса возникли проблемы в словах: соседний (соседский), теневым (тенистым); у 11 класса в словах: соседний(соседский), теневым (тенистым);у 9 класса: соседний(соседский), теневым (тенистым); у 8 класса: соседний(соседский), теневым (тенистым), абонент(абонемент), подвесном(подвешенном), так как половину учеников даже не приступили к выполнению задания; у 7 класса: соседний (соседский), теневым (тенистым), абонент(абонемент), подвесном(подвешенном), все приступили к заданию, но в силах своих знаний исправляли неправильно или не те слова.

Намного лучше справились с заданием 9-11 классы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ №2

Был проведён стилистический эксперимент, в котором приняли участие 5-11 классы.

11 класс в большинстве случаев может справиться с заменой слова «сказал» на его синонимы. Правда, возникли проблемы с подбором синонимов в предложениях: « - Ну как, нравится?– сказал он, окончив чтение», «- Скажи, - сказал он», «Теперь скажите сами: разве я ему не правду сказал». Также были два повтора синонимов.

10 класс тоже неплохо справился с работой, но оставил больше не заполненных мест в предложениях: «– Я сказал то, что думал, – сказал я», «– Правду мне сказали, что ты глупец, - сказал он», «– Повтори, что ты сказал он», «– Что сказал, то и сказал,– сказал он.», «– Ещё слово скажешь?– сказал я», «– Скажу ещё больше,- сказал он», «– Ну что такому скажешь!– сказал я сам себе,– с ним бесполезно говорить: он всё равно скажет, что всё сказанное им бесспорно», «Теперь скажите сами: разве я ему не правду сказал». Были два повтора слов.

9 класс не смог заменить слово «сказал» только в двух предложениях: «– Ну что такому скажешь!– сказал я сам себе,– с ним бесполезно говорить: он всё равно скажет, что всё сказанное им бесспорно», «Теперь скажите сами: разве я ему не правду сказал?». К тому же было четыре повтора слов.

У 8 класса низкий процент прохождения заданий, как и в социологическом исследовании «Паронимы».

7 класс полностью сделал данную работу, заменив слово «сказал» синонимами во всех предложениях. Вместе с тем, сделали 8 повторов слов, подобранных синонимов.

6 класс удовлетворительно выполнил работу, но не сделал работу полностью. Не подобрали синонимы в предложениях: «– Ну что сказать о человеке с таким вкусом?– сказал он», «– Я сказал то, что думал, – сказал я», «– Правду мне сказали, что ты глупец, - сказал он», «– Повтори, что ты сказал он.», «– Что сказал, то и сказал,– сказал он», «– Ещё слово скажешь?– сказал я», «– Скажу ещё больше,- сказал он», «– Ну что такому скажешь!– сказал я сам себе,– с ним бесполезно говорить: он всё равно скажет, что всё сказанное им бесспорно», «Теперь скажите сами: разве я ему не правду сказал». Повторов слов не было.

5 класс больше всех оставил пустых мест, не заменив слово синонимами, пустые места были в предложениях: « - Ну как, нравится?– сказал он, окончив чтение», «– Сейчас можно говорить «сказал он» и «сказал я»,– сказал он», « - Чем такое говорить, лучше вообще не говорить», «– Ну что сказать о человеке с таким вкусом?– сказал он», «– Я сказал то, что думал, – сказал я.», «– Правду мне сказали, что ты глупец, - сказал он», «– Повтори, что ты сказал он», «– Что сказал, то и сказал,– сказал он», «– Ещё слово скажешь?– сказал я», «– Скажу ещё больше,- сказал он», «– Ну что такому скажешь!– сказал я сам себе,– с ним бесполезно говорить: он всё равно скажет, что всё сказанное им бесспорно», «Теперь скажите сами: разве я ему не правду сказал». Повторов слов не было.













Приложение 1

Анкеты для обучающихся 5-11 классов

«Актуальность использования средств лексики современного русского языка в речи школьников»

ФИ обучающегося____________________________________________

Класс_______________________________________________________

Уважаемые участники!

Пройдите анкету, выберите варианты ответа или дайте пояснения по заданиям.

Социологическое исследование «Паронимы. Употребление школьниками» (проект). Класс:

Задание 1. С приведёнными ниже паронимами составьте  словосочетания.  

Диктат   диктант

Скрытый скрытный

Представить  предоставить

Эффектный эффективный

Невежа  невежда

Одеть надеть

Задание 2. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением  паронимов (подчеркните слово и в скобках запишите верный вариант).

1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.

2. Герой все время находится в подвесном состоянии.

3.  Соседний кот важно прошел на кухню.

4.В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.

Уважаемые участники!

Пройдите анкету, выберите варианты ответа или дайте пояснения по заданиям.

Стилистический эксперимент. Класс:

Синонимия в речи школьников. Пользуемся ли мы синонимией?

Задание. Вам предложен текст, в котором слово «сказал» нужно в скобках заменить синонимами, не повторяясь.

Встретился мне один молодой писатель.

- Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? – сказал он.

- Конечно, - сказал я.

- Ну как, нравится? – сказал он, окончив чтение.

- Я скажу тебе правду, - сказал я.

- Скажи, - сказал он.

- Во-первых, у тебя на каждой строчке «сказал я» и «сказал я», - сказал я ему.

- Сейчас можно говорить «сказал он» и «сказал я», - сказал он.

- Во-вторых, тебе нечего сказать, - сказал я.

- Я сказал все, что хотел сказать, - сказал он.

- Чем такое говорить, лучше вообще не говорить, - сказал я.

- Ну что сказать о человеке с таким вкусом? – сказал он.

- Я сказал то, что думал, - сказал я.

- Правду мне сказали, что ты глупец, - сказал он.

- Повтори, что ты сказал? – сказал я.

- Что сказал, то и сказал, - сказал он.

- Еще слово скажешь? – сказал я.

- Скажу еще больше, - сказал он.

- Ну что такому скажешь! – сказал я сам себе, - с ним бесполезно говорить: он все равно скажет, что все сказанное им бесспорно.

Теперь скажите сами: разве я ему не правду сказал?








































































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, интересная грамотная работа.

1 August

Спасибо, в копилку!

1 August