Проектно-исследовательская работа по литературе «Кто сказал тебе, что нет настоящей любви?..»
Автор публикации: С. Силина, ученица 9А класса
проектно-исследовательская работа о любви
PPT / 263.5 Кб
/data/files/x1663339010.ppt (проектно-исследовательская работа о любви)Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 рабочего посёлка Хор
муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Секция филологическая
Проектно-исследовательская работа по литературе
«Кто сказал тебе, что нет настоящей любви?..»
Выполнила: ученица 9 «А» класса
Силина Софья Сергеевна
Руководитель: учитель русского
языка и литературы высшей категории МБОУ СОШ№1р.п.Хор
Литвиненко Светлана Юрьевна
2021-2022
С одержание
I.Введение……………………………………………………………………… 3-5
1.1. Актуальность работы и анализ темы
1.2. Цели и задачи
II. Основная часть…………………………………………………………….. 6-18
2.1. Глава 1. Любовь - центральная тема литературы ………………………. 6-8
2.2. Глава 2. Что такое настоящая любовь?.................................................... 8-16
2.3. Глава 3. Представление лэпбука «Любовь – центральная тема литературы»……………………………………………………...………….. 17-18
III. Заключение………………………………………………………………..… 19
IV. Приложение …………………………………………………………….. 20-21
V. Список литературы…………………………………………………………. 22
I. Введение
1.1. Актуальность работы и анализ темы
Любовь – она бывает разной.
Бывает отблеском на льду.
Бывает болью неотвязной,
Бывает яблоней в цвету.
Бывает вихрем и полетом.
Бывает цепью и тюрьмой…
Мы ей покоем, и работой,
И жизнью жертвуем самой!
Но есть еще любовь такая,
Что незаметно подойдет
И, поднимая, помогая,
Тебя сквозь годы поведет
И будет до последних дней
Душой и совестью твоей.
О.Высотская
Что же такое любовь? Любовь мужчины и женщины. Все мы имеем некое представление о любви. У одних оно навеяно литературными произведениями, у других – кинематографом, а третьи имеют личный опыт переживания любви. Говорить о любви непросто, любовь имеет много оттенков. И никто не может точно определить, что это за чувство, которое захватывает человека и делает его счастливым или несчастным. О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. О любви поют песни, великие поэты пишут стихи, и даже ученые проводят научные исследования. Но от этого тема любви не перестаёт быть актуальной.
В названии моего проекта скрытая цитата из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Точная цитата звучит так: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его грешный язык!» Общеизвестно, что любовь бывает настоящая и не очень, счастливая и несчастная. Смысл темы, по-видимому, в том, что настоящая любовь, во-первых, существует, а во-вторых, она всегда приносит человеку счастье, вне зависимости от своего исхода. Это вечное чувство волнует нас, заставляет задуматься над смыслом взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
Тема любви мной исследована на литературном материале: произведениях А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и А. Полярного «Снежная сказка». Я выделила в произведениях любовные пары и исследовала их историю любви. В «Евгении Онегине» (Онегин и Татьяна, Ленский и Ольга), в «Снежной сказке» (Митч и Ника). Соединяет ли эти пары настоящая любовь? Предположила гипотезу.
Гипотеза
Любовь – величайшее испытание души и характера
Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме, выбор любовных пар и анализ их взаимоотношений, обобщение темы в форме лэпбука.
Теоретическая и практическая значимость работы
Работа поможет глубже изучить истинные и глубокие чувства литературных героев, лучше понять поступки героев и их характер, произведение в целом, кроме того работа обращена к вечному чувству, показывает пример необыкновенной, яркой, самоотверженной любви.
Практическая значимость проектно-исследовательской работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы на уроках литературы, на ОГЭ по литературе, классных часах, посвященных продвижению чтения, а также как пример наглядного пособия – лэпбука.
1.2. Цели и задачи
Цель данной работы: ознакомить читателей с трактовкой настоящей любви в произведениях художественной литературы и доказать ее неизменное существование.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Дать толкование слова «любовь»; представление о любви различными писателями.
Проанализировать взаимоотношения любовных пар, в выбранных произведениях.
Представить результат работы по теме в форме лэпбука.
II. Основная часть
2.1. Глава 1. Любовь – центральная тема литературы
Толкование слова
Чтобы узнать толкование понятия «любовь», первым делом я обратилась к толковым словарям русского языка, которые гласят:
ЛЮБОВЬ
- Чувство самоотверженнойи глубокой привязанности, сердечного влечения (горячая любовь, взаимная, первая – первый возлюбленный, любовь с первого взгляда – возникшая с первой встречи, любовь до гроба – вечная).
- Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности (слепая любовь, всепрощающая).
Чувство преданности кому-л., чему-л., основанное на общности
интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу или спасению, сохранению кого-л., чего-л.
Чувство, основанное на инстинкте.
Чувство, основанное на взаимной симпатии и половом влечении.
Отношения двух лиц, взаимно связанных таким чувством.
Далее в сети Интернет я нашла, что пишут о любви писатели.
Что такое любовь? Это — зубная боль в сердце. Гейне Генрих.
Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Тургенев Иван Сергеевич.
Легко скрывать ненависть, труднее — любовь, а всего труднее — равнодушие. Берне Людвиг.
Всякое препятствие любви только усиливает ее. Уильям Шекспир.
Любовь бежит от тех, кто гонится за нею, а тем, кто прочь бежит, кидается на шею. Уильям Шекспир.
Любить — это значит смотреть не друг на друга, а смотреть в одном направлении. Антуан де Сент-Экзюпери.
Любовь — это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле. Александр Сергеевич Пушкин.
Не полюбив, нельзя прийти к мысли, что любви не бывает. Александр Кулич.
Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих. Фёдор Михайлович Достоевский.
Высказывания авторов говорят о том, что каждый из них испытывал чувство любви. И свои высказывания они пронесли через века. Авторы убеждают нас, что любовь – это самое яркое, волшебное и прекрасное чувство, которое может быть в жизни человека.
Я надеюсь, что еще много произведений о любви мне придется прочитать, но сейчас я знакома лишь с некоторыми: Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта», Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (Маленький принц и Роза), «Повесть о Петре и Февронии Муромских», Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» (Лиза и Эраст), А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (Петр Гринев и Маша Миронова), А.С. Грибоедов «Горе от ума» (Чацкий и Софья).
Любовь – это самое загадочное чувство на Земле. Почему один человек вдруг понимает, что без другого ему больше не жить, не дышать? Почему с каждым из нас хотя бы раз в жизни происходит это? В любом ответе, который можно дать на этот вопрос, останется недосказанность. А собрав все эти недосказанности вместе, мы получаем тайну – одну из самых прекрасных тайн этого мира. Именно её я и считаю главной в человеческих отношениях. И, наверное, это не только мое мнение – ведь, сколько на свете книг о любви!
Любовь – высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали ещё с античных времён, на всех языках мира. О любви писали раньше, пишут сейчас и будут писать в будущем. Какая бы разная ни была любовь – это чувство всё равно прекрасно. Поэтому о любви столько пишут, сочиняют стихи, о любви поётся в песнях. Создателей прекрасных произведений можно перечислять до бесконечности, так как каждый из нас, будь он писатель или простой человек, хоть раз в жизни испытывал это чувство. Без любви не будет жизни на земле. И читая произведения, мы сталкиваемся с чем-то возвышенным, которое помогает нам рассмотреть мир с духовной стороны. Ведь с каждым героем мы переживаем его любовь вместе. Иногда кажется, что о любви в литературе сказано все. Но у любви тысячи оттенков, и в каждом ее проявлении своя святость, своя печаль, свой излом и свое благоухание
Мне больше нравится читать о верной, возвышенной чистой любви, которая облагораживает душу. Может быть, просто хочется верить в любовь, светлую и радостную. И эту веру дает мне роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и произведение А. Полярного «Снежная сказка».
2.2. Глава 2. Что такое настоящая любовь?
Настоящая любовь – верная и вечная
В произведении «Снежная сказка» Александр Полярный показывает нам настоящую, верную и вечную любовь. Автор определяет жанр своего произведения, как сказка. А в сказках всегда существует хэппи-энд. Согласитесь, уже по названию можно понять, что в конце будет счастливый финал.
Главный герой Митч дружит с Никой уже много лет и тайно в нее влюблен. Он долго не мог осмелиться и признаться Нике в собственных чувствах: «Больше всего на свете Митчу тогда хотелось поцеловать Нику, но он так и не решился это сделать. За семь лет их дружбы – с пятого класса по одиннадцатый – он не смог понять хотела ли Ника чего-то большего». Ведь для Ники на первом месте всегда стояла учеба, а потом уже все остальное. Круглая отличница, примерная ученица и послушная дочка, в ее дневнике были одни пятерки, которыми она щедро делилась, давая списывать менее прилежным одноклассникам. Был ли Митч ее достоин? Конечно же, нет. Тем не менее, он не теряет надежды, что однажды они будут вместе. В юности любовь легка, и даже страдания ее легки. Не только потому, что молодому человеку все в жизни проще: он полон сил, веры в людей, в свое счастье – но и потому, что молодой человек в принципе одинок; он сам по себе, и отдать себя, свою душу, свою жизнь другому человеку – его естественная потребность; он этим никому не причиняет зла. Для молодых людей так важно видеть свой путь, знать свое предназначение, следовать велению сердца.
После окончания школы девушка уезжает волонтером в Африку, и герои расстаются: «…я всю жизнь мечтала уехать за пределы нашего скучного городка, отправиться в путешествие и пережить удивительное приключение». На то и нужны мечты, чтоб следовать за ними: рисковать, ошибаться, сходить с ума – когда все это делать, если не сейчас? Митч скучает, волнуется, ждет хоть строчки от неё. Но бывают мгновения в жизни, когда ты теряешь почву под ногами и падаешь в бездну отчаянья и бессилия. Иногда это случается с каждым, и со мной такое тоже бывало. Да-да, я тоже человек, из плоти и крови. Терять ненадолго себя – это нормально. Иногда нужно утонуть в этом океане, опуститься на дно, чтобы, оттолкнувшись, всплыть и насладиться вдохом…
Можно ли так сильно любить кого-то, чтобы спустя годы хранить верность человеку, которого нет рядом? Можно, это показывает нам Митч. А когда, повзрослев, Ника приезжает в родной город, «они так смотрят друг на друга, ловят каждое слово». Они упустили так много времени в разлуке, и этого не наверстать за один вечер. «Несколько секунд Митч и Ника смотрели друг другу в глаза. Оба чувствовали, что в этот момент происходит что-то необыкновенное и великое, что навсегда изменит привычное течение их жизни». И в этот момент наш робкий и несмелый Митч решается признаться о своих глубоких чувствах: «Ника, я должен тебе сказать это. Я всегда любил тебя. Все эти годы и до сегодняшнего дня». В ответ он услышал: «Я тоже была влюблена в тебя Митч. Но мы были совсем детьми. Мне хотелось свободы и приключений». Ника обманывала себя тем, что в другой стране сможет встретить и полюбить молодого человека: «Неделю назад Майк сделал мне предложение, но я не смогла сказать ему «да», ответила, что подумаю. И я поняла, что если не могу сразу ответить на такой простой вопрос человеку, которого люблю, то это и не любовь вовсе». Любовь Митча и Ники проходит испытание расстоянием и временем, преодолевая все на своем пути. «Они стояли, обнявшись, в лучах красного закатного солнца. Митч убрал прядь выбившихся волос с лица Ники. Держа ее за руку, он встал на одно колено и достал бархатную коробочку».
«Знаете что такое настоящая любовь? Это теплый летний вечер. Это когда её волосы развеваются на ветру. Это когда десять кружек кофе на двоих. Это когда не замечаешь, сколько прошло времени, но замечаешь, какой же красивый сейчас закат»… Именно такой нам показывает настоящую любовь Александр Полярный.
Значит ли это, что остальные пары (Онегин и Татьяна, Ленский и Ольга) соединяет любовь ненастоящая?
Любовь как преображение
В романе «Евгений Онегин» автор сравнивает разные виды любви, разные подходы к пониманию любви, разные способы отношения к ней. Например, писатель сравнивает отношение любви Татьяны к Евгению и наоборот.
Татьяна влюбляется в Евгения и относится к своему чувству со всей серьезностью: «… в милой простоте она не ведает обмана и верит избранной мечте…». Она «любит без искусства», «доверчива», «от небес одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным». Она полюбила – и знает, что полюбила навсегда, это дает ей право написать своему избраннику письмо. Любой знакомый Татьяне молодой человек стал бы презирать ее за то, что она первая написала ему письмо. Любой – но не Онегин! Неопытная Татьяна чувством понимает людей лучше, чем умом, она знает: Онегин не такой, как все, для него не такое значение имеют законы света, он не осудит, не станет презирать ее, - ведь эта самая необычность Онегина и привлекла ее к нему! Она верит Онегину: «Но вы, к моей несчастной доле хоть каплю жалости храня, вы не оставите меня». Когда читаешь книги гениальных писателей, испытываешь трепет перед необъяснимым чудом. Письмо Татьяны – одно из таких чудес. Оно все – порыв, смятение, страсть, тоска, мечта, и при этом оно все – подлинно, оно написано именно русской девушкой, начитанной и неискушенной, нежной и одинокой, чувствительной и застенчивой. Увы, Евгений Онегин над ней лишь смеется, так как не понимает ее чувств.
В том-то и трагизм этого мучительного для обоих разговора, что к беде поведет не неопытность Татьяны, а опытность Онегина! Думая, что оберегает Татьяну, Онегин сам, своими руками, убивает свое будущее счастье. Однако Татьяна не опускает руки, а принимает такой поворот событий. Ей больно и обидно, но она понимает, что настоящая
любовь — это желание счастья другому человеку. Трагическая дуэль усугубляет ситуацию, и Онегин покидает деревню. Татьяна хочет разобраться в своих чувствах, понять, кого же она полюбила. Посещая поместье Онегина, изучая жизнь своего героя, его мир, она понимает, кто перед ней и уже влюбляется не в придуманный образ, а настоящий.
Татьяна после долгих уговоров и «ярмарки невест», решает последовать примеру своей матери и смириться со своей судьбой, став женой князя-генерала. Она переезжает в город, новое место заставляет поменять манеры: она становится внешне холодной, безупречной и непреступной. Татьяна только внешне меняется, ее внутренний мир все такой же, как раньше при жизни в деревне: она чистая, искренняя, страстная и любящая: «Как изменилася Татьяна! Как твердо в роль свою вошла!». Не просто изменилась, но «вошла в роль» - значит, Татьяна осталась прежней, в душе ее, под маской равнодушной княгини, живет та же «девочка нежная», грустившая об Онегине. Но такой героиня не может себе позволить быть в светском обществе. Ларина вынуждена закрываться от него, так как оно лживое - в дворянской среде важны только чины и деньги. Нет, Татьяна Онегина не забыла. Она будет помнить его всю жизнь и любить. Тем и отличается ведь настоящая любовь, что отвечаешь за того, кого любишь, - и никуда от этой ответственности не денешься.
Жизнь – вист, карточная игра; ведется она, чтобы занять время – и только, чтобы как-то протянуть дни, «зевоту подавляя смехом», - и так Онегин прожил лучшие годы: с шестнадцати до двадцати четырех лет: «Вот как убил он восемь лет, утратя жизни лучший цвет». УБИЛ! Это неслучайное слово – у Пушкина не бывает случайных слов. Конечно, после таких восьми лет Евгений не подготовлен к настоящему чувству, не умеет предаться ему. Этим и объясняется его трагическое непонимание Татьяны. Ведь «… получив посланье Тани, Онегин живо тронут был… И в сладостный, безгрешный сон душою погрузился он. Быть может, чувствий пыл старинный им на минуту овладел; но…». Но… Что же помешало Онегину отдаться чувству? Почему он отодвигает, стряхивает с себя «сладостный, безгрешный сон»? Да потому, что сам себе не верит, потому, что, убивая восемь лет жизни, он и сам не заметил, как убил в себе высокое и оставил только низменное, а теперь, когда это высокое готово воскреснуть, - он испугался. Испугался волнений любви, потрясений, страданий, и даже слишком больших радостей испугался – предпочел холодный покой… Татьяна предлагает ему свою любовь, а он бежит от нее, бежит от своей мечты. Во имя чего? «Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел… То верно б кроме вас одной невесты не искал иной… Но я не создан для блаженства; ему чужда душа моя…». Это неправда! Как может человек говорить о себе: «я не создан для блаженства»?! Все люди созданы для счастья, но не все умеют быть счастливыми, вот Онегин не умеет, боится.
Потрясение Онегина в том, что он всё-таки влюбляется в Татьяну, когда проходит очень много времени. Теперь он, как и всякий влюбленный, занят «ею» непрерывно – и так за душу берет это местоимение вместо имени: «Боже! К ней!...», которым Пушкин заставляет своего героя проговориться, открыть свою страсть: «Онегин вновь часы считает, вновь не дождется дню конца. Но десять бьет; он выезжает, он полетел, он у крыльца, он с трепетом к княгине входит…». Трепетное состояние Онегина передано всего несколькими словами: «он выезжает – он полетел – он у крыльца…» - но мы видим: жизнь Евгения превратилась в сплошное ожидание встречи, он напряжен, он летит вперед, навстречу страданиям и радостям настоящей любви, не рассуждая и не оглядываясь. «Но мой Онегин вечер целый Татьяной занят был одной…». Пушкин нисколько не приукрашивает своего героя. Он признает, что Евгений думал о равнодушной княгине, а не о «девочке несмелой». И все-таки Татьяна привлекла его не пышным положением, а той душевной силой, которую Онегин увидел и почувствовал в ней. Пушкин знает психологию человеческую, и мужскую в особенности: «Запретный плод вам подавай: а без того вам рай не рай». Страшно зрелому человеку испытать любовь. Пушкин знает это, и Онегин тоже знает. Но – поздно! Сердце Евгения, закрытое для творчества, для любви, для тоски по делу, равнодушное сердце переполнилось новыми чувствами. Он возродился к жизни, а возродившись, полюбил ту самую женщину, которую не умел любить прежде, которая суждена ему судьбою. Если бы он, такой, как теперь, встретил Татьяну в деревне! Может, были бы они счастливы. Но, увы, так вот и случается в жизни: опыт приходит слишком поздно, и горько приходится каяться за необдуманные поступки, и ничего в жизни нельзя повернуть вспять…
Таким образом, любовь – единственная сила, способная преобразить человека. Она в корне меняет человеческую жизнь, меняет взгляды, принципы, убеждения. Настоящая любовь пересоздаёт человека.
Трагедия насильственной потери любви
Также в романе мы видим другую пару: Ольгу Ларину и Владимира Ленского, чья любовь заканчивается трагически.
Счастье двух влюбленных было так близко, но оно оказалось очень хрупким. Счастливая ли у них любовь? Об этом Пушкин предлагает подумать читателю. Проявление любви Ленского он рисует с почти неуловимой, но колкой иронией. Прогулки с Ольгой Пушкин называет «сладостной неволей», в романах Ленский, оберегая Ольгу, пропускает «опасные» страницы; игра в шахматы нужна только, чтобы посидеть рядом. «Его перо любовью дышит, не хладно блещет остротой…». Мы совсем уже готовы после таких строк поверить любви Ленского, как вдруг одна строчка снова настораживает нас: «Так ты, Языков вдохновенный, в порывах сердца своего, поешь, бог ведает кого…». Значит, и Ольга – «бог ведает кто»?! Значит, она вовсе не тот идеал, который видит в ней Ленский?! Вот так, неназойливо, едва заметно, Пушкин подсказывает читателю: не верь глубине любви Ленского, нет там глубины… Из десяти строф в романе, казалось бы, посвященных любви Ленского и Ольги, на самом деле о них говорится только в пяти, да и то с легкой насмешкой. Незаметно, но настойчиво Пушкин подготавливает читателя к тому, что произойдет с героями дальше: к крушению их любви, такой возвышенной, но такой непрочной. Над Ленским нависает беда. И мы чувствуем эту беду, хотя сам он счастлив. Пушкин называет Ленского «бедным» - в первый раз. Он сомневается в счастье поэта: «Он был любим…, по крайней мере, так думал он, и счастлив был».
Ольга относится к любви спокойно, легкомысленно. Отношения с Владимиром Ленским для нее лишь игра, приятное времяпровождение: «Возможно ль? Чуть лишь из пеленок, кокетка, ветреный ребенок! Уж хитрость ведает она, уж изменять научена!». Что, собственно, произошло? Онегин пригласил на вальс невесту друга – ни по каким светским канонам это не запрещено. Хороша же Ольга! Уж ей – то, кажется, следовало бы знать любимого человека, понимать его состояние, бояться огорчить его. Ничуть не бывало! Она ведь любит Ленского потому, что никого другого нет под рукой, а вот подвернулся Онегин – и нисколько она не думает о своем возлюбленном, веселится, наслаждается успехом, пересудами соседей… Так из мелких, необдуманных эгоистических поступков Онегина и Ольги складывается трагедия. Далеко не всегда большие беды и большие радости происходят от крупных, значительных причин. Очень часто совсем мелкие, незаметные людские поступки приводят к огромным результатам – плохим или хорошим. Мы так часто забываем об этом, так часто не ведаем, что творим, а потом, когда опомнимся, поймем – уже поздно, уже принесли непоправимую беду другим или себе! Разве может смеющаяся Ольга представить себе, что вот сейчас, принимая приглашение Онегина на последний танец, она приближает трагическую развязку, что, может, из-за этого танца Ленский через день будет убит? И Онегин, конечно же, не думает о тех последствиях, к которым приведет его «мщение». Наивный, восторженный, ничего в жизни не понимающий Ленский уничтожен, разбит, раздавлен изменой друга и невесты. Изменой! Иначе он не может назвать то, что происходит. Ведь его представление о жизни прямолинейно и кристально: «Он верил, что друзья готовы за честь его принять оковы», что возлюбленная глаз с него не будет сводить до могилы… Первое же столкновение его розовых мечтаний с жизнью разрушает весь его внутренний мир, красивый и хрупкий. Ольга не хитрит, она как раз совершенно естественна: ей весело с Онегиным, она и веселится, ни о чем не думая, и вовсе не воспринимает это как измену. Не происходит никаких громадных событий: измен, трагедий. События совсем незначительные: маленькое предательство, очень маленькое, и заключается оно не в том, что Ольга разлюбила Ленского и полюбила Онегина. Она просто не думает о Ленском, только и всего. Ленскому этого не понять; в романтическом мире бедного поэта нет серой краски, есть только розовая и черная. Для поэта теперь наступила черная ночь. Все рухнуло: «…Пистолетов пара, две пули – больше ничего – вдруг разрешат судьбу его». Мир мечты приходит в соприкосновение с миром реальности – и разрушается. Дуэль состоится, кто-то из друзей погибнет. Но кто? Даже самому неискушенному читателю ясно: погибнет Ленский. Случайная ссора – только повод для дуэли, а причина ее, причина гибели Ленского гораздо глубже: Ленский с его наивным, розовым миром не может выдержать столкновения с жизнью. События развиваются своим чередом, и ничто уже не может остановить их.
Пушкин рассказывает о судьбе Ольги неуважительно, насмешливо. Ведь мораль у Ольги – поплакала, утешилась, вышла замуж, уехала с мужем в полк, опять поплакала. У Ольги впереди – ровный и легкий путь, без особых страстей и страданий. Онегин убил Ленского не из-за угла, а на дуэли, в честном бою – такова уж судьба, что же Ольге ненавидеть Евгения?... Однако, если бы не дуэль, Ленский и Ольга вполне могли бы быть счастливы в дальнейшей совместной жизни.
Самое страшное и непоправимое – это смерть одного из возлюбленных. Это трагедия. Но ведь герои были счастливы вместе, пока жизнь одного из них не оборвалась.
2.3. Глава 3. Представление настоящей любви в литературе в форме лэпбука
«Лэпбук»– в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга», или тематическая интерактивная папка, коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.
Мой лэпбук я сделала в виде красного сердца, так как сердце – это символ любви, а красный цвет – цвет страсти. Этот горячий цвет — воплощение чувственности и любви. Сверху большого сердца - маленькие сердечки, как любовь, которая живёт в каждом человеке. Сердечки – символы украшают плюшевых медведей, валентинки, открытки.
В лэпбуке три разворота: слева «Настоящая любовь – верная и вечная», в центре «Любовь как преображение», справа - «Трагическая любовь». На каждом развороте соответствующие фотографии героев произведений и цитаты. Ещё в конверты я поместила карточки-подсказки с произведениями о любви. Можно поразмышлять: о каких парах идёт речь. Например, в конверт о вечной любви я поместила такие произведения: «Повесть о Петре и Февронии Муромских», В. Шекспир «Ромео и Джульетта», А.С. Пушкин «Капитанская дочка», А. Полярный «Снежная сказка», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Произведения о любви как преображение: А.С.Пушкин «Евгений Онегин», А.С.Грибоедов «Горе от ума», Джоджо Мойес «До встречи с тобой». Трагическую любовь представила такими произведениями: Н.М. Карамзин «Бедная Лиза», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», М.А.Шолохов «Тихий Дон», А. Н. Островский «Гроза», «Бесприданница», А.И. Куприн «Олеся». Некоторые произведения мне только предстоит прочитать – такая перспектива на будущее.
Таким образом, лэпбук помогает обобщить и наглядно представить тему проекта, кроме того лэпбук можно пополнять, расширяя представления о теме, в ходе прочтения произведений.
III. Заключение
Разная любовь соединяет героев: кого-то настигла настоящая, вечная и верная любовь, которую каждый из нас ждёт всю жизнь; у кого-то любовь неразделённая, но влюблённый всё равно счастлив, ведь любовь облагораживает, наполняет жизнь смыслом, и даже распавшиеся из-за трагедии, пары тоже были счастливы.
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждается. Любовь – величайшее испытание души и характера.
Я твёрдо уверена, что настоящая любовь существует. Настоящая, вечная и верная. Надеюсь, она придёт и ко мне.
IV. Приложение
Приложение
Фото лепбука
Приложение
Фото лепбука
V. Список используемой литературы
Долинина Н.Г. «Почитаем Онегина вместе». ООО «Попурри», 1996 г.
Пушкин А.С. «Евгений Онегин». Москва. Издательство «Правда» 1981г.
Полярный А. «Снежная сказка». Произведено в РФ. Изготовлено в 2020г. ООО «Издательство АСТ».
«Толковый словарь русского языка» (под редакцией С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой) Москва, 2005г.
«Толковый словарь русского языка» (Т.Ф.Ефремова) Москва, 2005г.
Интернет ресурсы:
https://detskiychas.ru/school/pushkin/onegin_i_tatyana/
Библиофонд https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=882577