Исследовательский проект по биологии «Что посеешь — то и пожнёшь»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнетойденская средняя общеобразовательная школа
Аннинского района Воронежской области
Исследовательская работа
Что посеешь – то и пожнёшь!
Работу выполнили: учащиеся 6 класса
Владимиров Даниил, Боброва Олеся,
Панарина Мария, Гаина Дмитрий
Руководитель Провоторова Л.М.
Верхняя Тойда 2013 год
Причиной наших исследований стал спор между ребятами. При подготовке севка к посадке одни утверждали, что нужно особенно бережно сохранить донце луковицы, так как здесь будут развиваться корни. Другие ребята утверждали, что родители при посадке лука обрезают донце и получают хороший урожай.
ГИПОТЕЗА: Обрезание донца луковицы ведет к изменению урожайности репчатого лука.
ЦЕЛЬ: Изучение влияния посадочного материала на урожайность
лука.
ЗАДАЧИ:
Изучить влияние посадочного материала на урожайность лука.
Наблюдать за ростом и развитием растений.
Проводить опыты, описывать их, анализировать, делать выводы.
Доказывать правильность своих предположений, отстаивать свое мнение экспериментальным путем.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Лук репчатый – сорт Стригуновский
МЕСТО ИССЛЕДОВАНИЯ: с Верхняя Тойда Аннинского района Воронежской области.
1. Введение
СЕМЕЙСТВО ЛУКОВЫХ
Семейство луковых, настоящее, ботаническое, а не из сказки Джанни Родари о Чиполлино, велико и разнообразно. Луков около 30 родов и 650 видов.
В диком виде луки растут по всему миру. И только в Австралии их нет. Как бы ни выглядело растение этого семейства, из других его всегда выделит одно свойство — особенный луковый запах.
Нам больше всего привычен лук репчатый. Предполагают, что его родина — Средняя Азия. Выращивают и лук-порей, но с ним больше всего знакомы жители Средиземноморья. В Восточной Азии и Китае как дикое растение растут лук батун, луки многоярусный и душистый. Эти виды лука чаще всего бывают на столе жителей тех мест. А шнитт-лук — европеец.
Самая важная часть растения — это луковица. Луковицы созревают и в одиночку, и на общем корневище, как у лука вида цепа, к которому относится лук репчатый.
Цветки почти всех луков собраны в зонтичные соцветия. Цветки опыляют насекомые, которых привлекает их цвет и запах.
Плод, как правило, плоская сверху треугольная коробочка.
Семена — гладкие черные шарики, диаметром до 3 мм.
У луков круглого и виноградного очень мелкие детки-луковички, величиной с горошину, появляются на подземной луковице. А у лука волшебного они вырастают на кончиках листьев.
Самый необычный в семействе луковых — лук шилула. У него плоские, линейные листья и высокое, похожее на колос подорожника, соцветие и крупная луковица. Все растение издает обычный луковый запах.
Не пахнут луком только луки рода нотос-кордум. Они растут в Америке и Восточной Азии.
Наверное, уже первобытные люди обращали внимание на дикий лук. Но выращивать его начали за 4 тысячи лет до нашей эры. Древние греки почитали лук и чеснок как растения, приносящие здоровье. В Древней Индии лук не ели, хотя знали о его свойствах и пользовались им как лекарством.
В Европе лук первоначально был только приправой, затем стал незаменимым для ежедневного питания. Особенно его ценили и выращивали в Испании в Х-ХП веках. Здесь вывели самые крупные и сладкие сорта лука, лучше которых не получили до сих пор.
ЗНАЧЕНИЕ ЛУКА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА:
Возбуждает аппетит
Улучшает пищеварение
Оказывает легкое слабительное действие
Несколько понижает содержание сахара в крови
Обладает противомикробным действием
Применяется в народной медицине для лечения бронхитов, при лечении гнойных ран и т.д.
2. Практическая часть опыта
2.1.Подготовка посадочного материала:
Перед посадкой лук – севок очищают и калибруют по размеру, так как севок диаметром до 1 см садят на расстоянии 4-5 см в ряду, диаметром 1-1.4 см на расстоянии 6-8 см в ряду и 1,5-2,2 см – на 8-10 см в ряду. Между рядами расстояние 20-25 см.
Для обеззараживания перед посадкой луковицы в течение 12 часов замачиваются в слабом растворе марганцовки.
Лук для опытной делянки обрезаем в нижней части луковицы.
2.2.Почва и предшественники:
У лука развивается сравнительно небольшая всасывающаяся поверхность корневой системы, поэтому он очень требователен к влажности и плодородию почвы.
Его размещают после гороха, огурца, кабачка, капусты. Возвращение на прежнее место допустимо только через 4 года.
2.3.Закладка делянок.
Название делянок |
Время посева |
Время всходов |
Контрольная |
10 апреля |
21 апреля |
Опытная |
10 апреля |
26 апреля |
2.4.Посадка лука:
неправильная (заглубленная)
правильная
неправильная (мелкая)
2.5.Описание всходов:
21 апреля
Контрольная делянка |
Опытная делянка |
Всходы дружные, равномерные. Побеги друг от друга не отличаются. |
Всходы редкие, неравномерные. Большая часть делянки пустует. |
2.6.Уход.
Уход за посевами заключается в рыхлении почвы, удалении сорняков, поливах и подкормках. В первый месяц при отсутствии дождей полив производится 2-3 раза в неделю.
Начиная с середины июля полив прекращается, чтобы своевременно созрели луковицы и улучшилась лежкость.
При слабом росте и развитии растений для подкормки используется коровяк, птичий помет, навозную жижу при разведении водой 1:10.
Результаты наблюдений
7 мая
Контрольная делянка |
Опытная делянка |
Побеги друг от друга не отличаются. Листья длинные, широкие. |
У растений редкие листья, некоторые только проклевываются. Некоторая часть делянки до сих пор пустует. |
Контрольная делянка
Опытная делянка
7 июня
Контрольная делянка |
Опытная делянка |
Наблюдается развитие растений. |
Перьев каждой луковицы всего от 2 до 5. Рост их замедлен. |
2.6.Уборка.
Уборку лука начинают при полегании и подсыхании листьев. Выдернутый из земли лук в течение 8-10 дней для дозревания и сушки переносят в хорошо вентилируемое помещение (веранда, чердак).
Время уборки – 8 августа.
Описание растений
18 августа
Контрольная делянка |
Опытная делянка |
Луковицы здоровые, вызревшие, сухие, незагрязненные, с хорошо подсушенными чешуями и высушенной шейкой длиной 2-5 см. Диаметр – 5-6 см. |
Луковицы мелкие, влажные, загрязненные. Шейка подсыхает плохо. Диаметр – от 3 см и меньше. |
Контрольная делянка
Опытная делянка
3.Вывод.
Разница в качестве всходов видна невооруженным глазом. Однозначно на нее не повлияли ни механический состав почвы, ни ее физические, агротехнические и водные свойства, ни ее химический состав. Посев проводился в одно время, уход один и тот же, соблюдались правила ухода. Поэтому делаем вывод, что на урожайность лука повлиял посадочный материал, а именно – обрезание нижней части луковицы.
Во время обрезания была повреждена нижняя часть луковицы – донце, из которого развивается мочковатая корневая система растения. Для образования придаточных корней понадобилось время и, скорее всего, питательных веществ луковичек не хватило для полноценного развития растения в целом. Тем самым доказана наша гипотеза, что обрезание донца луковицы ведет к изменению урожайности репчатого лука, а именно – понижает ее.
Заключение.
Мы предполагаем, что стимулировать рост растения нужно иным способом, а именно подрезать верхнюю часть луковицы. И летом следующего года мы попытаемся доказать правильность наших рассуждений.
Список литературы
Кивотов С.А. Практические занятия на пришкольном учебно-опытном
участке -М., 1992г.
Папорков М.А. и др. Учебно-опытная работа на пришкольном участке
-М, 1980г.
Розинкина А.А. От арбуза до шпината. МПМУ «Палитра» Барнаул,
1991г.
Ченыкаева Е.А. и Спиридонова А.И. Советы огородникам. М., Изд-во
«Коло;;». 1967год.
Газета «Первое сентября». Биология в школе №22/2003г.
Газета «Первое сентября» №2/2006г.
«Энциклопедия огородника» Москва Аст-пресс-книга, 2002 г.
Ястребова Элла Ревнеровна