12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Волкова Галина Юрьевна1201
Волкова Галина Юрьевна учитель технологии МАОУ "СОШ №2 п. Карымское"
Россия, Забайкальский край, п. Карымское

0


Муниципальный конкурс исследовательских и творческих работ

«Шаг в будущее» - 2022













Тема: « Профессии, ушедшие в никуда»

Симпозиум: Социально-гуманитарные науки в современном обществе















Выполнила: ученица 10 «б» класса

Зябликова Александра Константиновна

Научный руководитель:

Волкова Галина Юрьевна

Учитель технологии

высшей квалификационной категории



Я, Волкова Г.Ю., подтверждаю, что данный проект содержит не более 22 страниц, из них текст статьи и список литературы – не более 11 страниц, приложения – не более 10 страниц

________________подпись



2022 г.

«Шаг в будущее» - 2022

Тема: «Профессии, ушедшие в никуда»

Зябликова Александра Константиновна

Забайкальский край, п.Карымское

МОУ «СОШ №2 п.Карымское»

Аннотация

В настоящее время стремительно появляются новые профессии. С появлением одних профессий, другие уходят в прошлое. Современные школьники не владеют знаниями о профессиях, которые существовали когда-то.

Данная работа посвящена изучению темы: «Профессии, ушедшие в никуда».

Беседуя с одноклассниками по профессиям прошлого, я убедилась, что некоторые профессии, существовавшие раньше, в понимании современных людей не соотносятся со своим истинным назначением, поэтому вызывают большой интерес для изучения. Все это мне самой стало очень интересно. Захотелось расширить свои знания о профессиях, которые существовали раньше, а сейчас либо получили другое название, либо исчезли совсем по каким-либо причинам. Это и определило цель моего исследования - расширение знаний и осведомление молодого поколения о профессиях прошлого.

В ходе работы использовали методы исследования: поисковый (изучение источников по теме исследования), анализ (отбор интересной и важной информации); анкетирование (проведение опроса); практический (создание стенда « Профориентация в школе»).

Практическая значимость: продукт, разработан при исследовании данной темы может использоваться на классных часах, беседах, с педагогом-психологом посвящённых знакомству с профессиями.

Вывод: В процессе работы я изучила различные источники по теме исследования, отобрала интересный материал, систематизировала. Для себя отметила, что людям жилось, не так легко, как современному человеку, а иногда и подвергать свою жизнь опасности, и всё для того, чтобы прокормить себя и свою семью. Но с развитием технологического прогресса во многих профессиях отпала необходимость, ведь теперь их заменяют автоматизированные устройства и разнообразные гаджеты.

Ключевые слова: плевальщики, ямщики, плакальщицы, повитухи.




Введение

Все началось с картины художника Ильи Репина1 «Бурлаки на Волге». Учителем литературы, моего брата, было дано задание, написать сочинение по картине Репина «Бурлаки на Волге», первым делом он спросил, а кто такие бурлаки? Слово бурлаки я понимала, но объяснить брату не смогла. Меня заинтересовала эта тема, и я начала изучать и исследовать информацию о профессиях, о которых мало кто слышал.

В современном мире многие профессии становятся устаревшими, поэтому становятся редкими. Но наряду с этим появляются новые, в виду их не широкого распространения они входят в список редких профессий. Поэтому я решила изучить эту проблему. Этим и  определяется актуальность данной работы.

Задачи:

изучить научную, историческую литературу;

провести анкетирование среди учащихся 9-11 классов и на основании этих ответов, сделать вывод;

определить значение и происхождение отдельных профессий;

изготовит наглядное пособие – стенд.

Гипотеза: многие ушедшие профессии утратились, и, встречая их названия в различных источниках информации, мы не всегда понимаем о каком роде деятельности идет речь.

Объект исследования: профессии

Предмет исследования: профессии, ушедшие в никуда


Основное содержание

Глава 1.Теоретические основные понятия

1.1. Этимологические профессии

Слово пришло от латинского «profitary», что в буквальном смысле означало «публично заявлять о своем роде трудовой деятельности». То есть, объявление человека о его специальных навыках или способностях в определенном ремесле.

Происхождение слова "профессия" скорее запутывает, чем объясняет наше понимание его смысла. Обратимся к истории. В доисторические времена как таковых профессий не было. Люди занимались охотой, собирательством, кочевали с места на место. Материально-технические условия для развития разделения труда отсутствовали.

Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Все же определенное разделение труда было – между мужчинами и женщинами. Мужчины, зачастую, охотились на животных, строили жилище, делали оружие: орудия, лодки. Женщины – собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей. Все выполняют ту работу, которая была нужна племени именно сейчас, в данный момент.2 Поэтому каждый взрослый воин и охотник должен был уметь выполнять много работ (охотиться, строить жильё, вить верёвки и т.п.).

Большинство профессий волей-неволей исчезают из жизни современного общества, они оказываются ненужными из-за развития науки и техники и появления машин, способных заменить ручной труд человека, избавив от тяжелых нагрузок и увеличив производительность труда. Такие профессии называются устаревшими или забытыми. 

1.2. Профессии, которые утратили свою актуальность

Начиная со времен промышленной революции XIX века мир стремительно развивается. Создаются все новые приспособления и механизмы, а теперь и компьютерные программы, выполняющие функции, которые раньше были прерогативой людей. Развитие технологии и техники в первую очередь направлено на усовершенствование и облегчение жизни каждого из нас. Но в то же время это является причиной исчезновения целого ряда ремёсел. Механизмы, приспособления, а теперь и роботы заменяют человека, выполняя его работу более точно, сильнее, без перерыва, не уставая. Исчезнувшие профессии – это та работа, которая ранее выполнялась специально подготовленными людьми, а сейчас вообще не имеет смысла либо же осуществляется с помощью техники. Технический прогресс привёл к исчезновению целого ряда профессий. Без них раньше было невозможно представить повседневную жизнь, а теперь они стали не нужны и про них никто даже и не слышал. Конец формы


Плевальщики - зарабатывали себе на жизнь вовсе не тем, чем, возможно, вы подумали. Они сеяли репу. Почему плевальщики? Да потому что семена у репы очень мелкие, в одном килограмме – больше миллиона. Сеять обычным способом их просто невозможно. Вот и придумали выплевывать семена. Профессия эта была одной из самых почетных на Руси, а хорошие плевальщики ценились на вес золота.

Дегтекуры - на Руси эта профессия была довольно массовой. Дегтекуры гнали деготь из бересты. Деготь являлся универсальным средством, применяемым как для смазки осей колес, замков или сапог, так и для пропитки шпал и промазки нижних венцов деревянных срубов для защиты от влажности и воды. Но главное, для чего был нужен деготь, – это для производства черной (иначе русской) юфти, кожи особенной выделки с приятным смолистым запахом, которая шла на изготовление обуви и сбруи. Рядом с дегтекурами трудились смолокуры – они добывали смолу из хвойных деревьев при помощи перегонки.

Ямщики и извозчики - профессия была настолько популярной, что оставила огромный культурный пласт в русском искусстве и литературе. Следует различать: ямщики – это вроде современных водителей междугородних маршрутов, а извозчики – водители городских такси. Ямщики перевозили не только людей, но и почтовые посылки, и корреспонденцию, а также различные грузы, например товары для магазинов. В среде же извозчиков была своя классификация. Так, Ваньки представляли услуги эконом-класса. В основном это были приезжие из деревень, не имеющие порой своего транспорта. Им приходилось брать и лошадь, и коляску в аренду. За поездку Ваньки брали 30–70 копеек. Грузовое такси – ломовики – работали на лошадях-тяжеловозах. Люди состоятельные брали лихачей, у которых были сытые и красивые лошади плюс весьма удобные коляски. Лихачи оценивали свой труд уже в 3 рубля. Кроме частников работали и городские извозчики – «голубчики», или «резвые». Их легко было узнать по форменной одежде и номерному знаку. Заказать городского извозчика можно было на специальной бирже. Такая поездка редко обходилась дороже рубля.

Косари - покос травы издавна воспринимался на Руси как общее дело. Однако основной «ударной силой» являлись все же косари – обычно очень сильные и выносливые мужчины. Если таковых было недостаточно, на покос выходили и женщины, и старики. Определенное положение рук, взмах косы, ее направление – в этой работе много тонкостей.

Коробейники - коробейниками, ходебщиками3 или офенями4 называли торговавших по всей Руси крестьян. Свой товар (обычно различные полезные мелочи) они носили в больших лубочных коробах, отсюда и название – коробейники. Свое общество, свой кодекс, свое понятие о чести и даже свой сленг, который знали только люди этой профессии, отличали коробейников от многих других русских тружеников. Словообразование в языке офеней происходило различными способами: русские слова коверкались до неузнаваемости, заменялись в предложении заимствованиями из других языков, а зачастую и просто выдумывались. Отношение народа к офеням было различное. С одной стороны, офени зачастую были единственными источниками новостей, рассказчиками баек и сплетен, с другой – русский народ как-то всегда с недоверием относился к людям, предлагающим что-то купить.

Скоморохи - царя при дворе развлекал шут, ну а людей на улицах и площадях забавляли скоморохи. Особенно любили скоморохи работать во время ярмарок и различных народных гуляний. Скоморохи были мастерами на все руки: и острословы, и музыканты, и певцы, и исполнители различных сценок. Скоморох готов неустанно выполнять всевозможные акробатические па. У каждого скомороха было свое амплуа: комедиант, потешник, ломака, шут. Как известно, власти не очень жаловали людей этой профессии, однако поймать скоморохов было достаточно сложно.

Плакальщицы - без плакальщиц, или воплениц, на Руси не обходилось ни одно обрядовое действо, будь то свадьба или похороны. Профессионально плакать обучались с малолетства, ведь плач должен был иметь особенный мелодичный склад. Чем пронзительнее плакальщица стенала, тем большое вознаграждение в итоге получала. Если слезы по усопшему в большинстве случаев были родственниками проливаемы искренне, то не всем невестам, прощаясь с родителями, удавалось по-настоящему горевать по своей девичьей жизни. Вот и приглашались женщины, способные проливать слезы часы напролет, сопровождая плач различного рода причитаниями. Присутствовали плакальщицы и во время проводов рекрутов5. Плакальщицы были обязательным атрибутом, их отсутствие, например, во время похорон считалось позорным.

Горшечницы - гончарное ремесло целиком было в умелых женских руках. Особой красотой и изысканностью эти миски не отличались, но зато были сделаны своими руками, у каждой хозяйки своя мисочка. Каждая мастерица приправляла свою работу индивидуальным стилем и какой-нибудь причудой, будь то простой речной песок, красивые камешки, а кто побогаче - украшал поделку и мелким жемчугом.

Пастильщицы - производителям этого воздушного лакомства, девушки подбирались очень крепкие и выносливые. Двум работницам приходилось двое суток непрерывно взбивать однородную массу из кислой антоновки. После чего крестьянки раскладывали пасту ровным слоем, чтобы та подсохла и ждали несколько суток пока яблочное пюре застынет, тогда нарезали это лакомство полосками. Это был достаточно тяжкий труд. Наузницы - нередко в русском низшем фольклоре упоминается о всевозможной нечисти, которая путала конские гривы и пряжу. Издревле известны различные узлы, несущее как плохое, так и хорошее. Плелись ими обереги-лестнички, чтобы уберечь человека от худого, другие плетения могли приворожить или даже погубить напрочь. В шелковые или шерстяные веревки вплетались разные необычные предметы: кости, иглы, даже крылья летучих мышей.

Повитухи - женщины принимали в семьях новорожденных малышей, и после этого повитухе должно было оказывать почет и уважение всю жизнь. Иное поведение в народе это считалось грехом. Особенно хороших повитух в гроб клали в варежках, из одного уважения к их умелым и волшебным рукам. Мужчин в то время не подпускали к роженицам, поэтому повитухи весь процесс брали в свои руки. Они знали огромное количество древних молитв и заговоров, чтобы уберечь мать и новорожденного ребенка. Повитуха оставалась у молодой матери на сорок дней, помогала купать, лечить малыша, а главное вить.

Изучив и проанализировав литературу можно сделать вывод, что исчезнувшие профессии – это огромный перечень специфических ремёсел, которые в большинстве случаев основываются на тяжёлом физическом труде. Надобность в существовании таких профессий отпала с появлением сложных технических приспособлений, контролируемых человеком и выполняющих эту работу вместо него. В современном мире эти исчезнувшие профессии могут показаться странными, удивительными или бессмысленными, но они навсегда останутся частью нашей истории.

Глава 2. Практическая значимость наглядного пособия

В ходе исследовательской работы мы собрали и систематизировали полученные материалы. Было принято решение создать стенд «Профориентация в школе», где будет размещена информация, полученная в ходе моего исследования.

Стенд дает возможность без затруднений изучить информации, к которой могут прилагаться различные иллюстрации.

Для изготовления стенд мы выбрали материал (Приложение 1)- пластиковые панели (Приложение 2). Тематикой нашего стенда стала тема исследовательской работы «Профессии, ушедшие в никуда». Иллюстративные материалы были разработаны для стенда, где обучающие могли ознакомиться с профессиями ушедших из обихода, но встречаться в художественной, исторической литературе, на уроках истории, МХК и т д.

Вывод: окончание исследования можно сделать вывод, что большинство современных школьников не знают о существовании профессий, которыми занимались их предки. Для помощи в этом был изготовлен стенд, который можно сделать самостоятельно и имеет невысокую стоимость.

Социометрия. Анализ результатов анкетирования обучающихся

Целью анкетирования (Приложение 3), проведенного среди обучающихся среди 9-11 классов, изучения осведомлённости современного поколения о профессиях, которые потеряли свою актуальность. Основной задачей данного анкетирования является определение доли опрошенных, осведомленных о существовании, знающих историю и значение профессий, которые устарели.

Проанализировав полученные результаты, мы выяснили:

Метод анкетирования позволил мне подтвердить выдвинутую гипотезу: перспективу работы я вижу в дальнейшем более детальном изучении профессий «прошлого». Однако я считаю, что исследование в этом направлении можно продолжить, изучив употребление данных профессий в литературных произведениях.

Проведя исследование в форме анкетирования, я убедилась, что большая часть респондентов не понимают значения названия многих профессий. Все результаты были обработаны и представлены в форме диаграммы. (Приложение 4). Из диаграммы видно, что самыми неизвестными являются профессии: шорник(90% опрошенных о ней ничего не знают) и бурлаки( 70% ).А самыми известными стали профессии: офени, трубочист и ямщик.

Многие ушедшие профессии утратились, и, встречая их названия в различных источниках информации, мы не всегда понимаем о каком роде деятельности идет речь.

В процессе работы над исследованием я приобрела опыт поиска нужной информации, систематизации найденной информации, а также я научилась обрабатывать результаты, полученные путем анкетирования. Думаю, что в дальнейшем мне этот опыт пригодится.

Заключение

По окончанию исследования можно сделать вывод, что большинство современных школьников не знают о существовании профессий, которыми занимались их предки. Для помощи в этом был изготовлен стенд, который можно сделать самостоятельно, и имеет невысокую стоимость. Все задачи данного исследования были выполнены, во время работы не каких затруднений не произошло.










Список используемой литературы

ВикипедиЯ, Свободная энциклопедия, Репин, Илья Ефимович( ru.wikipedia.org )

Как появились профессии? (http://prof.volsk-cherkasskoe.edusite.ru/)

Старинные русские профессии и ремесла .Источник: https://fishki.net/1288693-starinnye-russkie-professii-i-remesla.html © Fishki.net

Устаревшие профессии в литературе-статья- Корпорация Российский учебник(rosuchebnik.ru)

Статья:Тема « Профессии в литературе»(letopisi.org)

100 профессий будущего/ РБК тренды (trends.rbc.ru)

Словарь- справочник современных профессий (chpt.edusite.ru)

Статья: На кого пойти учиться? Список профессий (adukar.com)

Краткий словарь новых профессий/ Контент платформа Pandia.ru

10 мужчин из Забайкалья, прославившихся на всю Россию (версия “Гуранки”) (holidays.guranka.ru)


Сайт инвестиционных и туристических ресурсов г. Читы. Известные люди, родившиеся в Чите.( www.visitchita.ru)

ВикипедиЯ, Свободная энциклопедия. Носов, Дмитрий Юрьевич (ru.wikipedia.org)

ВикипедиЯ, Свободная энциклопедия. Боня, Виктория Анатольевна (ru.wikipedia.org)

ВикипедиЯ, Свободная энциклопедия. Баев, Александр Александрович. (ru.wikipedia.org)














Приложение 1


t1686717732aa.gif

Приложение 2

Пластиковые панели ПВХ - полимерный отделочный материал, который завоевал своих поклонников уже в момент появления. В состав панелей входит легкий, твердый и прочный поливинлхлорид. Именно благодаря этому материалу облицовка потолка и стен пластиковыми панелями часто выполняется в жилых помещениях, в офисах, магазинах и торговых центрах. Использование пластиковых панелей производится в разных областях.


t1686717732ab.gif












Приложение 3

Знакомы ли вам следующие профессии?

t1686717732ac.gift1686717732ac.gif

Колесник ДА НЕТ

Иt1686717732ac.gift1686717732ac.gif звозчик ДА НЕТ

Чt1686717732ac.gift1686717732ac.gif еловек- будильник ДА НЕТ

Яt1686717732ac.gift1686717732ac.gif мщик ДА НЕТ

Фt1686717732ac.gift1686717732ac.gift1686717732ac.gift1686717732ac.gif онарщик ДА НЕТ

Трубочист ДА НЕТ

Бt1686717732ac.gift1686717732ac.gift1686717732ac.gift1686717732ac.gif урлаки ДА НЕТ

Офени ДА НЕТ

Цt1686717732ac.gift1686717732ac.gif еловальник ДА НЕТ

Шt1686717732ac.gift1686717732ac.gif орник ДА НЕТ



Приложение 4


t1686717732ad.gif




1 Илья́ Ефи́мович Ре́пин (24 июля [5 августа] 1844, Чугуев, Российская империя — 29 сентября 1930, Куоккала, Финляндия)— русский живописец.

2 :http://prof.volsk-cherkasskoe.edusite.ru/p6aa1.html

3 Ходебщик – мелкий торговец, разносивший товар по домам. « Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н. Ушинского (1935- 1940)


4 Офеня (афеня) — ходебщик, кантюжник, разносчик с извозом, коробейник, щепетильник, мелочной торгаш вразноску и вразвозку по малым городам, сёлам, деревням, с книгами, бумагой, шёлком, иглами, с сыром и колбасой, с серьгами и колечками. Википедия


5 Рекрут- (от фр. récruter — набирать войско) — лицо, принятое на военную службу по рекрутской (воинской) повинности или найму.

Автор материала: А. Зябликова (10 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.