Молодёжный сленг или лексика современного школьника.

1
0
Материал опубликован 24 January 2023

Автор публикации: А. Сулейманова, ученица 11 класса

Министерство образования Республики Башкортостан

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Андреевка













Исследовательская работа

Направление: Русский язык и литература

 Молодежный сленг или лексика современного школьника



Выполнила обучающаяся 8 класса МБОУ СОШ с. Андреевка

Иксанова Влада


Руководитель: учитель

русского языка и литературы

Ахметзянова

Ирина Ахлямовна







Андреевка - 2023

Содержание


Содержание 2

Введение 3

Глава 1 4

Теоретическая часть 4

Общая характеристика понятия сленга 4

Глава 2 6

Практическая часть. 6

Результаты анкетирования школьников 6

Результаты опроса педагогов 8

Результаты проведенного исследования 9

Источники происхождения современного сленга подростков 10

Семантические группы сленга 10

Рекомендации для тех, кто желает исключить из речи жаргонизмы: 11

Заключение 12

Использованная литература 13

Приложение 14



Введение


Актуальность исследования:  современный человек должен говорить грамотно, убедительно, выразительно. Но наш «великий, прекрасный и могучий русский язык » портится и засоряется. Сленговая речь стала повседневной. Многие родители, разговаривая со своими детьми, просят перевести непонятные для них выражения. В чем причина употребления жаргонизмов в речи школьников. Бороться с ним или принимать его? Данное противоречие способствовало возникновению интереса к исследованию данной темы

Гипотеза: в речи обучающихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы, употребление которых связано с желанием выделиться среди людей, быть современными; жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников.

Цель исследования:  проанализировать речь обучающихся моей школы, выяснить причины употребления ими жаргонизмов и сленговых выражений.

Задачи исследования:

1.Изучить литературу по данному вопросу.

2. Определить, какое место занимает сленг в речи учащихся.

3.Выявить источники и причины возникновения подросткового жаргона.

4. Проанализировать результаты опроса и сделать соответствующие выводы.

 5.Составить словарь современного сленга, употребляемого подростками нашей школы.

Объект исследования:  устная речь учащихся 5-11 классов моей школы.

Методы исследования: теоретические ( анализ литературы)

Эмпирические (анкетирование, опрос, беседа, обработка информации, сравнительный анализ, выводы).

Практическая значимость работы заключается в том, что данное исследование позволяет связать мои лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит быть внимательным к своей речи и речи моих ровесников.

Глава 1 Теоретическая часть Общая характеристика понятия сленга

Великий классик русской литературы Иван Сергеевич Тургенев ещё в 19 веке писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

Это высказывание актуально для нашего времени. Важнейшей проблемой современного общества является проблема культуры речи. На уроках словесности мы слышим правильную грамотную речь, учимся нормам и правилам употребления русского языка, но, выходя за двери классного кабинета, в нашу речь вторгаются слова, которые далеки от литературной нормы. Почему в разговоре со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм?  Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие?   Сегодня  все чаще в речь подростков стал «вторгаться» сленг.

 Сленг  (англ. slang) – это экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы.

В «Школьном толково-этимологическом словаре» (составитель Г.Н. Афонина) и в «Словаре иностранных слов для школьников» значение слова сленг одинаково: сленг – слова, выражения, характеризующие речь определённых социальных или возрастных групп людей; сленг- заимствованное из английского – то же, что и французское жаргон .То есть авторы этих словарей считают, что слова жаргон и сленг – синонимы.

Существует ещё несколько определений сленга:

Сленг – разновидность разговорной речи, используемой отдельной устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста.

Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка.

Изучив теорию, связанную с понятием «сленг», я узнала, что сленг бывает разных видов: компьютерный, сленг футбольных фанатов, армейский, журналистский и т.д.  Но я пока учусь в школе и, поэтому, объектом моего исследования является школьный сленг.  Он является частью молодёжного сленга - средства общения молодых людей в возрасте примерно 12 – 25 лет. Школьный сленг – это ненормативная лексика школьников, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и  отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской. Сленг присутствует в школьной лексике. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие появляются точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства его – выразительность и краткость.



Глава 2 Практическая часть.

Предположим, что сленговые выражения в речи учащихся являются средством повседневной речи. Возникает вопрос: почему именно так разговаривают школьники, почему сленг прочно вошёл в обиход?

Чтобы ответить на этот вопрос, я проводила языковое исследование: анкетировала обучающихся, проводила наблюдения (и на уроках, и на переменах, и вне школы). В анкетах я попросила указать слова, которые ребята употребляют наиболее часто.

Результаты анкетирования школьников

В анкетировании принимало участие 84 человека :17 обучающихся из 5 класса, 22 обучающихся из 6 класса, 14 обучающихся из 7 класса, 22 обучающихся из 8 класса, 5 обучающихся из 10 класса. 4 обучающихся из 11 класса и 11 педагогов. Данные анкетирования показали, что 63 подростка (75%) знают молодежный сленг и 50 обучающихся (59% ) используют в своей речи слова молодежного сленга. Отвечая на вопрос: «Считаете ли вы, что сленг засоряет, разрушает нашу речь?» - 42 человека с этим утверждением согласились, 42 - так не считают. 

t1674580317aa.gif

Исследуя причины использования нелитературных слов в речи подростков, выяснилось, что большинство учащихся используют сленг потому, что им так легче общаться – 25 обучающихся; 13 человек ответило, что использование сленга помогает лучше выразить свои мыcли; 21 человек сказали, что использование таких слов делает их речь понятнее для друзей;

3 человека ответили: « мне все равно как я говорю»; 6 человек считают, что это модно и современно;

3 человека используют нелитературную речь, потому что так говорят все, и я буду, и 14 ответили - на то есть другие причины. 

t1674580317ab.gif



На вопрос: « Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?» - утвердительно ответили 42 обучающихся; 17 сказали, что не могут обойтись без сленга, 25 обучающихся вообще об этом не задумывались. 

t1674580317ac.gif


 На вопрос: « Что необходимо сделать, чтобы сохранить русский язык?» обучающиеся в большинстве ответили: «Надо читать русскую литературу, учить русский язык, говорить правильно, меньше употреблять жаргонизмы».

Результаты опроса педагогов

В анкетировании принимали участие 11 педагогов. Данные анкетирования показали, что 6 педагогов знают современный молодежный сленг, 8 - отрицательно относятся к этому явлению разговорной речи, 3 – затруднились ответить; все педагоги считают, что жаргонизмы засоряют и разрушают нашу речь и считают недопустимо использовать сленги в средствах массовой информации.

t1674580317ad.gif

В результате опроса педагогов нашей школы я выяснила, что молодежный жаргон - это часть нашей современной речи, которая негативно влияет на культуру речи и засоряет русский литературный язык. По их мнению, на речь современного подростка повлияли следующие факторы: телевидение, интернет, социальные сети, воспитание, отсутствие чтения, социальное окружение. Педагоги считают, для того чтобы сохранить русский язык надо: с детства общаться с ребенком правильно, быть примером, соблюдать все нормы литературного языка, необходимо много читать, вовлекать детей в драмкружки, проводить литературные вечера. Учителя считают, что на речь подростков плохо влияет интернет, СМИ, современная музыкальная культура и современная динамичная жизнь. Некоторые педагоги предлагают ввести цензуру в СМИ. Так же огромное влияние имеет воспитание детей, его окружение.

Результаты проведенного исследования

1. Исходя из полученных результатов, видно, что подростки знают и используют в своей речи сленг и жаргонную лексику, но считают, что такая речь неприемлема в современном обществе. Большинство из них могут обойтись без сленга.

2. Количество носителей молодежного жаргона увеличивается, и уже к 5 классу подростки осваивают школьный жаргон, перенимая его от старшеклассников. Практически на одном уровне оказались учащиеся 7 и 8 классов. А учащиеся 10 – 11 классов, наоборот, меньше употребляют сленги и более осознанно относятся к своей речи, считая, что можно обойтись без жаргонизмов и сленговых выражений, и стараясь лишь иногда обращаться к этой разновидности речи.

3. Выявлены причины употребления жаргонизмов в речи подростков и отмечено, что учащиеся используют жаргон для того, чтобы им было легче общаться и лучше выражать свои мысли; считают его использование модным и таким образом стремятся создать свой мир, отличный от взрослого.

4. Мы убедились, что язык подростков не всегда понятен их родителям и учителям.

5. Опираясь на личные наблюдения, могу добавить, что некоторые школьники намеренно используют в своей речи сленг, не желая следовать правилам, придуманным взрослыми, другие стремятся к разнообразию, считая, что правильно говорить – это скучно.

Источники происхождения современного сленга подростков

Собранный материал заставил меня задуматься над происхождением современного сленга подростков. Мои наблюдения позволили сделать следующие выводы:

1. Мы живём в век компьютерных технологий, поэтому одним из первых источников пополнения речи школьников сленгом стали интернет, общение в соцсетях, развитие сотовой телефонной связи. 

2. Современная музыкальная культура. Одно из увлечений школьников – музыка. Она является частью их жизни. 

3. В речь школьников проникло много иностранных слов:   лол, кек – смешно, крези – сумасшедший, швепс – свежее, модное и др.

В речи школьников много сокращенных слов. Называют только первые буквы: др – день рождения, сп – спасибо, дз – домашняя работа, лд – лучший друг, кр – контрольная работа, ср – самостоятельная работа. Называют первую половину слова: нез – не знаю, лан – ладно. Называют только согласные звуки :всм – в смысле, кнш – конечно.

5. Среди жаргонизмов я увидела слова, с переносным значением, например, крутой – очень хороший; тупик – человек, который медленно соображает.

6. Конечно же, источником пополнения школьного сленга являемся и мы, учащиеся. Нами «изобретены» домашка, училка, матем, русиш, контроша, сменка, двойбас, тройбас, тусич, тубзик, столовка и т. д.

Семантические группы сленга

Анализ исследовательской работы и моих наблюдений позволили выделить в речи учеников следующие семантические группы сленга.


Название группы

Примеры

Слова,

обозначающие людей по профессии

училка (учительница), водила (водитель),

историчка (учитель истории), мент (полицейский);

Бытовая техника

телик (телевизор), мобила, сотик (мобильный телефон),

комп (компьютер), ноут (ноутбук)

Транспорт

мотик, (мотоцикл), велик (велосипед),

тачка (машина),

Слова,обозначающие людей по родству

предки, родоки (родители),

систер (сестра), братан (брат)


Учеба

дз (домашнее задание), ср (самостоятельная работа), пара (оценка «2»),

рус.яз ( русский язык),

матем(математика), истор (история), физра (физкультура),

баскет (баскетбол), футбик(футбол)

пятак (оценка «5»), контрошка (контрольная работа)

Досуг

Мем (картинка), флекс(танец), гулянка(гулять), тусич (совместное времяпровождение)

Деньги

бабки, бабло, баксы, штука, бабосы

Слова-оценки

классно, клево, (хорошо, отлично), зашквар(позорно)

прикольно (интересно), круто, свег (отлично),

рили (реально), швепс( свежо, модно), кринж (гадость)

везуха (везучий), фигня(очень простое)

Слова, обозначающие действия

отвали(отойди, отстань), рофл(смешить), заткнись(замолчи), хавать (есть),

базарить (говорить), приколоться (пошутить),

хэзэ (не знаю)

слинять (сбежать), флексить ( танцевать),

зыришь, пялишь (смотришь), лыбишься (улыбаешься),

выпендриваться (хвастаться),

спалить (наябедничать), посрать(все равно) , хавать(есть)

сгинь, слиняй (уйди), наехать (угрожать);

Слова, обозначающие людей по их качеству характера

Тупик , дэбил( глупый), лох, крези(сумасшедший), ботаник( отличник),


Слова этикета

Спс, сяб, сябки (спасибо), йоу, хай, ку (привет), досвидос(до свидания)

Одежда

Ботиносы (ботинки), кроссы (кроссовки), перчаты (перчатки)


Рекомендации для тех, кто желает исключить из речи жаргонизмы:

1.Читать хорошую литературу;

2.Включить самоконтроль за речью, своей и чужой;

3.Практиковать выступление перед аудиторией;

4.Повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.


Заключение


В начале своей работы я выдвинула гипотезу исследования: в речи современных школьников преобладает жаргонная лексика, что является показателем низкой речевой культуры учащихся; использование данной лексики засоряет и огрубляет нашу речь.

Применив исследовательский метод, считаю, что я доказала, что речь современного школьника изобилует жаргонным сленгом, который засоряет речь, обедняет ее, делают её грубой и некрасивой. По моему мнению, современный подросток должен не только оперировать сленговыми словами, но и прекрасно владеть литературной речью, так как понятие "культурный человек" предполагает умение грамотно говорить, четко и правильно излагать свои мысли.

Подводя итог, хочется сказать, что молодёжный жаргон, к сожалению, - это неотъемлемая часть речи современного подростка, сленг был, есть и будет в школьной лексике, негативно влияя на культуру речи и засоряя русский литературный язык.

Исследовательскую работу я хочу закончить словами С.Я.Маршака: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас». Наша работа нацелена на привлечение внимания школьников к своей речи, необходимости прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов.






Использованная литература


1.Т.Г.Никитина. Толковый словарь молодёжного сленга. М., 2005г.

2.Л.И.Скворцов.Жаргоны /русский язык: энциклопедия – М., 1979.

3.О.Л.Соболева Справочник школьника 5-11 классы. Русский язык /М.: АСТ. 2003г.

4.В.В.Соколова «Культура речи и культура общения». - М.: Просвещение, 1995.

5.Материал с сайта http://ru.wikipedia.org


Приложение


Цитаты классиков литературы о языке



«Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

А.И. Куприн




«Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

А.И. Куприн



«Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас».

С.Я. Маршак


«По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности».

К,Г. Паустовский


«Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно».

А.Н. Толстой



 «Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

И.С.Тургенев




«Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нем можно судить и по языку, которым он выражается».

Джонатан Свифт


15


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.