Молодёжный сленг или лексика современного школьника.
Автор публикации: А. Сулейманова, ученица 11 класса
Министерство образования Республики Башкортостан
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Андреевка
Исследовательская работа
Направление: Русский язык и литература
Молодежный сленг или лексика современного школьника
Выполнила обучающаяся 8 класса МБОУ СОШ с. Андреевка
Иксанова Влада
Руководитель: учитель
русского языка и литературы
Ахметзянова
Ирина Ахлямовна
Андреевка - 2023
Содержание
Общая характеристика понятия сленга 4
Результаты анкетирования школьников 6
Результаты проведенного исследования 9
Источники происхождения современного сленга подростков 10
Семантические группы сленга 10
Рекомендации для тех, кто желает исключить из речи жаргонизмы: 11
Введение
Актуальность исследования: современный человек должен говорить грамотно, убедительно, выразительно. Но наш «великий, прекрасный и могучий русский язык » портится и засоряется. Сленговая речь стала повседневной. Многие родители, разговаривая со своими детьми, просят перевести непонятные для них выражения. В чем причина употребления жаргонизмов в речи школьников. Бороться с ним или принимать его? Данное противоречие способствовало возникновению интереса к исследованию данной темы
Гипотеза: в речи обучающихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы, употребление которых связано с желанием выделиться среди людей, быть современными; жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников.
Цель исследования: проанализировать речь обучающихся моей школы, выяснить причины употребления ими жаргонизмов и сленговых выражений.
Задачи исследования:
1.Изучить литературу по данному вопросу.
2. Определить, какое место занимает сленг в речи учащихся.
3.Выявить источники и причины возникновения подросткового жаргона.
4. Проанализировать результаты опроса и сделать соответствующие выводы.
5.Составить словарь современного сленга, употребляемого подростками нашей школы.
Объект исследования: устная речь учащихся 5-11 классов моей школы.
Методы исследования: теоретические ( анализ литературы)
Эмпирические (анкетирование, опрос, беседа, обработка информации, сравнительный анализ, выводы).
Практическая значимость работы заключается в том, что данное исследование позволяет связать мои лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит быть внимательным к своей речи и речи моих ровесников.
Глава 1 Теоретическая часть Общая характеристика понятия сленгаВеликий классик русской литературы Иван Сергеевич Тургенев ещё в 19 веке писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
Это высказывание актуально для нашего времени. Важнейшей проблемой современного общества является проблема культуры речи. На уроках словесности мы слышим правильную грамотную речь, учимся нормам и правилам употребления русского языка, но, выходя за двери классного кабинета, в нашу речь вторгаются слова, которые далеки от литературной нормы. Почему в разговоре со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм? Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Сегодня все чаще в речь подростков стал «вторгаться» сленг.
Сленг (англ. slang) – это экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы.
В «Школьном толково-этимологическом словаре» (составитель Г.Н. Афонина) и в «Словаре иностранных слов для школьников» значение слова сленг одинаково: сленг – слова, выражения, характеризующие речь определённых социальных или возрастных групп людей; сленг- заимствованное из английского – то же, что и французское жаргон .То есть авторы этих словарей считают, что слова жаргон и сленг – синонимы.
Существует ещё несколько определений сленга:
Сленг – разновидность разговорной речи, используемой отдельной устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста.
Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка.
Изучив теорию, связанную с понятием «сленг», я узнала, что сленг бывает разных видов: компьютерный, сленг футбольных фанатов, армейский, журналистский и т.д. Но я пока учусь в школе и, поэтому, объектом моего исследования является школьный сленг. Он является частью молодёжного сленга - средства общения молодых людей в возрасте примерно 12 – 25 лет. Школьный сленг – это ненормативная лексика школьников, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской. Сленг присутствует в школьной лексике. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие появляются точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства его – выразительность и краткость.
Предположим, что сленговые выражения в речи учащихся являются средством повседневной речи. Возникает вопрос: почему именно так разговаривают школьники, почему сленг прочно вошёл в обиход?
Чтобы ответить на этот вопрос, я проводила языковое исследование: анкетировала обучающихся, проводила наблюдения (и на уроках, и на переменах, и вне школы). В анкетах я попросила указать слова, которые ребята употребляют наиболее часто.
Результаты анкетирования школьниковВ анкетировании принимало участие 84 человека :17 обучающихся из 5 класса, 22 обучающихся из 6 класса, 14 обучающихся из 7 класса, 22 обучающихся из 8 класса, 5 обучающихся из 10 класса. 4 обучающихся из 11 класса и 11 педагогов. Данные анкетирования показали, что 63 подростка (75%) знают молодежный сленг и 50 обучающихся (59% ) используют в своей речи слова молодежного сленга. Отвечая на вопрос: «Считаете ли вы, что сленг засоряет, разрушает нашу речь?» - 42 человека с этим утверждением согласились, 42 - так не считают.
Исследуя причины использования нелитературных слов в речи подростков, выяснилось, что большинство учащихся используют сленг потому, что им так легче общаться – 25 обучающихся; 13 человек ответило, что использование сленга помогает лучше выразить свои мыcли; 21 человек сказали, что использование таких слов делает их речь понятнее для друзей;
3 человека ответили: « мне все равно как я говорю»; 6 человек считают, что это модно и современно;
3 человека используют нелитературную речь, потому что так говорят все, и я буду, и 14 ответили - на то есть другие причины.
На вопрос: « Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?» - утвердительно ответили 42 обучающихся; 17 сказали, что не могут обойтись без сленга, 25 обучающихся вообще об этом не задумывались.
На вопрос: « Что необходимо сделать, чтобы сохранить русский язык?» обучающиеся в большинстве ответили: «Надо читать русскую литературу, учить русский язык, говорить правильно, меньше употреблять жаргонизмы».
Результаты опроса педагоговВ анкетировании принимали участие 11 педагогов. Данные анкетирования показали, что 6 педагогов знают современный молодежный сленг, 8 - отрицательно относятся к этому явлению разговорной речи, 3 – затруднились ответить; все педагоги считают, что жаргонизмы засоряют и разрушают нашу речь и считают недопустимо использовать сленги в средствах массовой информации.
В результате опроса педагогов нашей школы я выяснила, что молодежный жаргон - это часть нашей современной речи, которая негативно влияет на культуру речи и засоряет русский литературный язык. По их мнению, на речь современного подростка повлияли следующие факторы: телевидение, интернет, социальные сети, воспитание, отсутствие чтения, социальное окружение. Педагоги считают, для того чтобы сохранить русский язык надо: с детства общаться с ребенком правильно, быть примером, соблюдать все нормы литературного языка, необходимо много читать, вовлекать детей в драмкружки, проводить литературные вечера. Учителя считают, что на речь подростков плохо влияет интернет, СМИ, современная музыкальная культура и современная динамичная жизнь. Некоторые педагоги предлагают ввести цензуру в СМИ. Так же огромное влияние имеет воспитание детей, его окружение.
Результаты проведенного исследования1. Исходя из полученных результатов, видно, что подростки знают и используют в своей речи сленг и жаргонную лексику, но считают, что такая речь неприемлема в современном обществе. Большинство из них могут обойтись без сленга.
2. Количество носителей молодежного жаргона увеличивается, и уже к 5 классу подростки осваивают школьный жаргон, перенимая его от старшеклассников. Практически на одном уровне оказались учащиеся 7 и 8 классов. А учащиеся 10 – 11 классов, наоборот, меньше употребляют сленги и более осознанно относятся к своей речи, считая, что можно обойтись без жаргонизмов и сленговых выражений, и стараясь лишь иногда обращаться к этой разновидности речи.
3. Выявлены причины употребления жаргонизмов в речи подростков и отмечено, что учащиеся используют жаргон для того, чтобы им было легче общаться и лучше выражать свои мысли; считают его использование модным и таким образом стремятся создать свой мир, отличный от взрослого.
4. Мы убедились, что язык подростков не всегда понятен их родителям и учителям.
5. Опираясь на личные наблюдения, могу добавить, что некоторые школьники намеренно используют в своей речи сленг, не желая следовать правилам, придуманным взрослыми, другие стремятся к разнообразию, считая, что правильно говорить – это скучно.
Источники происхождения современного сленга подростковСобранный материал заставил меня задуматься над происхождением современного сленга подростков. Мои наблюдения позволили сделать следующие выводы:
1. Мы живём в век компьютерных технологий, поэтому одним из первых источников пополнения речи школьников сленгом стали интернет, общение в соцсетях, развитие сотовой телефонной связи.
2. Современная музыкальная культура. Одно из увлечений школьников – музыка. Она является частью их жизни.
3. В речь школьников проникло много иностранных слов: лол, кек – смешно, крези – сумасшедший, швепс – свежее, модное и др.
В речи школьников много сокращенных слов. Называют только первые буквы: др – день рождения, сп – спасибо, дз – домашняя работа, лд – лучший друг, кр – контрольная работа, ср – самостоятельная работа. Называют первую половину слова: нез – не знаю, лан – ладно. Называют только согласные звуки :всм – в смысле, кнш – конечно.
5. Среди жаргонизмов я увидела слова, с переносным значением, например, крутой – очень хороший; тупик – человек, который медленно соображает.
6. Конечно же, источником пополнения школьного сленга являемся и мы, учащиеся. Нами «изобретены» домашка, училка, матем, русиш, контроша, сменка, двойбас, тройбас, тусич, тубзик, столовка и т. д.
Семантические группы сленгаАнализ исследовательской работы и моих наблюдений позволили выделить в речи учеников следующие семантические группы сленга.
Название группы | Примеры |
Слова, обозначающие людей по профессии | училка (учительница), водила (водитель), историчка (учитель истории), мент (полицейский); |
Бытовая техника | телик (телевизор), мобила, сотик (мобильный телефон), комп (компьютер), ноут (ноутбук) |
Транспорт | мотик, (мотоцикл), велик (велосипед), тачка (машина), |
Слова,обозначающие людей по родству | предки, родоки (родители), систер (сестра), братан (брат) |
Учеба | дз (домашнее задание), ср (самостоятельная работа), пара (оценка «2»), рус.яз ( русский язык), матем(математика), истор (история), физра (физкультура), баскет (баскетбол), футбик(футбол) пятак (оценка «5»), контрошка (контрольная работа) |
Досуг | Мем (картинка), флекс(танец), гулянка(гулять), тусич (совместное времяпровождение) |
Деньги | бабки, бабло, баксы, штука, бабосы |
Слова-оценки | классно, клево, (хорошо, отлично), зашквар(позорно) прикольно (интересно), круто, свег (отлично), рили (реально), швепс( свежо, модно), кринж (гадость) везуха (везучий), фигня(очень простое) |
Слова, обозначающие действия | отвали(отойди, отстань), рофл(смешить), заткнись(замолчи), хавать (есть), базарить (говорить), приколоться (пошутить), хэзэ (не знаю) слинять (сбежать), флексить ( танцевать), зыришь, пялишь (смотришь), лыбишься (улыбаешься), выпендриваться (хвастаться), спалить (наябедничать), посрать(все равно) , хавать(есть) сгинь, слиняй (уйди), наехать (угрожать); |
Слова, обозначающие людей по их качеству характера | Тупик , дэбил( глупый), лох, крези(сумасшедший), ботаник( отличник), |
Слова этикета | Спс, сяб, сябки (спасибо), йоу, хай, ку (привет), досвидос(до свидания) |
Одежда | Ботиносы (ботинки), кроссы (кроссовки), перчаты (перчатки) |
1.Читать хорошую литературу;
2.Включить самоконтроль за речью, своей и чужой;
3.Практиковать выступление перед аудиторией;
4.Повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.
В начале своей работы я выдвинула гипотезу исследования: в речи современных школьников преобладает жаргонная лексика, что является показателем низкой речевой культуры учащихся; использование данной лексики засоряет и огрубляет нашу речь.
Применив исследовательский метод, считаю, что я доказала, что речь современного школьника изобилует жаргонным сленгом, который засоряет речь, обедняет ее, делают её грубой и некрасивой. По моему мнению, современный подросток должен не только оперировать сленговыми словами, но и прекрасно владеть литературной речью, так как понятие "культурный человек" предполагает умение грамотно говорить, четко и правильно излагать свои мысли.
Подводя итог, хочется сказать, что молодёжный жаргон, к сожалению, - это неотъемлемая часть речи современного подростка, сленг был, есть и будет в школьной лексике, негативно влияя на культуру речи и засоряя русский литературный язык.
Исследовательскую работу я хочу закончить словами С.Я.Маршака: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас». Наша работа нацелена на привлечение внимания школьников к своей речи, необходимости прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов.
1.Т.Г.Никитина. Толковый словарь молодёжного сленга. М., 2005г.
2.Л.И.Скворцов.Жаргоны /русский язык: энциклопедия – М., 1979.
3.О.Л.Соболева Справочник школьника 5-11 классы. Русский язык /М.: АСТ. 2003г.
4.В.В.Соколова «Культура речи и культура общения». - М.: Просвещение, 1995.
5.Материал с сайта http://ru.wikipedia.org
Цитаты классиков литературы о языке
«Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».
А.И. Куприн
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
А.И. Куприн
«Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас».
С.Я. Маршак
«По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности».
К,Г. Паустовский
«Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно».
А.Н. Толстой
«Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
И.С.Тургенев
«Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нем можно судить и по языку, которым он выражается».
Джонатан Свифт
15