12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Татьяна236
Россия, Ростовская обл., Ростов-на-Дону
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Описание проекта

Тема учебного проекта

Молодёжный сленг: дань моде или социальное

явление?

Предмет

Учебный проект выполняется в рамках предмета «Русский язык»

Класс

Проект предназначен для учащихся 8-9 классов

Тип проекта

Исследовательский

Актуальность темы

Изменения в языке, их социальные причины и последствия – в центре внимания современной лингвистики. Молодёжный сленг, являясь важным социокультурным явлением, представляет собой одну из составляющих процесса развития языка, его изменения. Сленг как вариант разговорной речи, не совпадающий с нормами литературного языка, является средством речевого общения значительной части молодых людей. По данным социологических исследований, сленговые выражения активно используют в своей речимолодые люди в возрасте от 12 до 22 лет. В подростковой среде степень употребления сленговых слов и выражений составляет более 50% среди юношей и 33% среди девушек.

Наблюдая за речью школьников, можно составить речевой портрет современного ученика: это молодой человек с бедным словарным запасом, отличающийся речевой неряшливостью, небрежностью в использовании слов и выражений. Излишняя метафоризация и звуковое искажение слов затрудняет общение, опускает его до уровня примитивной коммуникации. Очевидно, что неуместное и некорректное использование сленга ведёт к разрушению речевого этикета и снижению уровня культуры общения. Проект даёт возможность пригласить учащихся к диалогу, задуматься о том, как и почему они так говорят, насколько целесообразно употреблять в речи сленговые выражения.

Цель проекта

Проанализировать речь современной молодёжи с точки зрения использования сленговых выражений;

Выяснить причины возникновения и употребления лексических инноваций в речи современной молодёжи;

Определить степень влияния сленга на устную речь и русский литературный язык


Задачи проекта

Определить понятие «сленг»;

Определить, какое место занимает сленг в речи молодёжи;

Провести социологическое исследование (опрос + анкетирование) среди молодёжи города Ростова – на – Дону с целью определения:

*** круга наиболее употребительных сленговых слов и выражений;

*** частотности употребления сленга;

*** причин употребления сленга

Проанализировать результаты опроса и разместить выводы в диаграммах

Обобщить и систематизировать собранный материал

Подготовить компьютерную презентацию по теме исследования; составить «Словарь сленговых выражений молодёжи города Ростова – на – Дону»; написать статью для школьной газеты на тему: «Влияние молодёжного сленга на литературный язык»

Основа проекта

Проект ориентирован на Государственный стандарт для средней школы по предмету «Русский язык»

http:lexed.ru/standart/standart/2/27_ssh_russkiy_yazik_b.html

Продолжительность проекта

Проект рассчитан на 16 часов учебного времени в течение 4-х недель (2 урока, 5 часов групповых занятий, 5 часов самостоятельной работы, 4 часа консультаций)

Методы и приёмы исследования

Чтение и анализ научной литературы

Социологический опрос, анкетирование с последующим анализом анкет

Статистический отчёт (в форме диаграмм)

Сбор, классификация материала по теме проекта

Обобщение полученных результатов

Составление «Словаря сленга»

Подготовка статьи для школьной газеты

Составление компьютерной презентации


Планируемый результат

В результате реализации проекта учащиеся будут знать:

*** что такое сленг;

*** причины возникновения и употребления сленга;

*** является ли сленг отдельным языком;

*** влияет ли сленг на литературный язык

Данная работа развивает и стимулирует:

*** мыслительную деятельность;

*** интерес к предмету;

*** устную и письменную речь в рамках изучаемой темы;

*** терминологический язык;

*** умение планировать исследование;

*** умение систематизировать и анализировать языковой материал;

*** умение работать с различными источниками информации, в том числе с аспектными словарями и компьютерными программами

Microsoft Powerpoint; Microsoft Word; Microsoft Office Publisher.

Умения, которые должны быть сформированы в рамках проекта:

*** критическое мышление;

*** умение работать в команде;

*** умение осуществлять самооценку и оценку результатов деятельности

одноклассников;

*** личная ответственность за результаты деятельности;

*** умение ориентироваться в потоке информации

Вопросы, направляющие проект


Основополагающий вопрос

Почему молодёжь использует сленг?



Проблемные вопросы учебной темы

Как формировалась речь современной молодёжи?

Является ли сленг главным способом выражения мысли?

Почему молодёжь употребляет сленговые выражения?



Учебные вопросы

Что такое сленг?

Как развивался сленг в России?

Является ли сленг отдельным языком?

Как влияет сленг на литературный язык?

Употребляет ли молодёжь города Ростова-на-Дону сленговые выражения?





Материалы для дифференцированного обучения







Ученик с проблемами усвоения учебного материала

*** Проведение дополнительных консультаций и отдельных занятий по проекту;

*** Разработка адаптированного учебного материала, соответствующего уровню обученности данных учеников;

*** Постоянная методическая помощь руководителей проекта, более тщательный текущий контроль




Ученик, для которого язык преподавания не является родным

*** Дополнительные консультации;

*** Контроль за правильным использованием предметной терминологии









Одарённый ученик

*** При достаточной информационной и методической поддержке, открытому доступу к ресурсам Интернет, ученик сможет самостоятельно подобрать материал, проанализировать его, выбрать необходимую информацию для подготовки проекта




План проведения проекта

Введение в проект

Демонстрация вводной презентации учителя. Тест на выявление представлений учащихся по предложенной теме. Формулирование проблемы, определение цели и задач проекта. Формирование творческих групп:

*** Историки – лингвисты (5 человек);

*** Социологи (5 человек);

*** Аналитики (5 человек)

Этап планирования

Определение источников, способов сбора и анализа информации. Разработка заданий, вопросов поисковой деятельности; подбор литературы. Знакомство с критериями оценивания работы.

В целях развития коммуникативных, личностных, познавательных, регулятивных УУД, учащимся предложены проблемные вопросы, задания поискового и творческого характера.

1 группа (историки – лингвисты)

Проблемные вопросы:

*** Является ли сленг главным способом выражения мысли?

*** Каковы положительные и отрицательные особенности

сленга как явления языка?

Учебные вопросы:

*** Что такое сленг?

*** Как развивался сленг в России?

*** Является ли сленг отдельным языком?

*** Как влияет сленг на литературный язык?

Задания:

*** Познакомьтесь со словарными статьями из толкового словаря «Молодёжный сленг». Проанализируйте и сопоставьте данные словарных статей. Сделайте выводы об этимологии сленговых слов и выражений.

***Проанализируйте информацию словарных статей. Сделайте выводы о словообразовании в области сленга. Докажите, что сленговые слова образуются по устоявшимся словообразовательным моделям.

*** Составьте классификацию тематических групп молодёжного жаргона. Определите источники пополнения сленга.

*** Подготовьте сообщение по теме: «История возникновения сленга в России»

2 группа (социологи)

Проблемные вопросы:

*** Употребляет ли молодёжь города Ростова-на-Дону сленговые выражения?

*** Почему молодёжь употребляет сленговые выражения?

Задания:

*** Составьте анкету для социологического опроса;

*** Проведите социологический опрос среди подростков города;

***Подготовьте сообщение по теме: «Причины употребления сленговых слов

и выражений»

*** Составьте «Словарь сленга молодёжи города Ростова-на-Дону»

3 группа (аналитики)

Задания:

*** Обобщите данные социологического исследования;

*** Составьте диаграмму употребления сленга молодёжью города

Ростова-на-Дону;

*** Составьте статью для школьной газеты на тему: «Влияние молодёжного сленга на литературный язык»



Этап Реализации проекта

Сбор информации; проведение социологического исследования; работа со словарём; изучение литературы по теме проекта; анализ и синтез собранного материала; оформление результатов социологического исследования в виде диаграммы, составление словаря сленгов. Подготовка статьи для школьной газеты; коллективное оформление презентации (каждая группа готовит материал по своему вопросу)

Этап защиты и презентации результатов

Защита проекта осуществляется на школьной научно-практической конференции.

Историки – лингвисты защищают презентацию на тему: «Молодёжный сленг: дань моде или социальное явление?»

Социологи представляют «Словарь сленга молодёжи города

Ростова-на-Дону».

Аналитики рассказывают о влиянии сленга на литературный язык.



Рефлексия.



Ребята и руководители проекта собираются вместе после конференции и активно обсуждают результаты своей работы. Рефлексия участников проекта проходит в форме свободной дискуссии и анкетирования



Список литературы

Материалы на печатной основе

1.Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учебное пособие. — М.: Слово, 2000

2.Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М.: Вербум-М, 2010

3.Береговская Э.М. Молодёжный сленг: формирование и функционирование. Вопросы языкознания, 1996

4.Бобахо В.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодёжной культуры: конфликт или преемственность поколений? Общественные науки и современность. – М., 1996

5.Скворцов Л.И. Жаргоны. Русский язык: Энциклопедия. – М., 1994

6.Соколова В.В. Культура речи и культура общения.

М., Просвещение, 1995

7.Запесоцкий А.С., Файн А.Д. Эта непонятная молодёжь. – М., 1990

8.Копыленко М.М. О семантической природе молодёжного жаргона. Социолингвистическое исследование. – М., 1997

9.Словарь молодёжного жаргона. – Воронеж, 1992

10. Справочник школьника. 4 – 11 кл / Под редакцией В.Славкина. – М.: Филологическое общество «Слово», 1994

Интернет - ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki/Молодёжный_сленг

http://wday.ru/kids/gradeshooler/socium/_article/slang

http://www.philology.ru/linguistics2/levikova-04.htm

http://www.languages-study.com/preussisch.html

http://www.ivanoff.ru/rus/OZHWEB.htm

http://revolution.allbest.ru/languages/00009213_0.html

http://planetadisser.com/see/dis_252541.html

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/

Другие ресурсы

Консультация у учителя информатики по вопросу «Использование в работе компьютерных программы (Microsoft PowerPoint, Microsoft Word, Microsoft Office Publisher).



Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (2)

Ковалева Галина Валентиновна, 20.06.20 в 09:40 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо за качественную работу!
Татьяна, 23.06.20 в 15:30 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Галина Валентиновна! В подробном варианте проект содержит приложения.
1.Тест на выявление представлений учащихся по теме проекта "Знаешь ли ты молодёжный сленг?"
2.Анкета для социологического опроса
3.Критерии оценивания презентации учащихся
4.Критерии оценки научно-исследовательской работы учащихся
5. Лист взаимооценивания в группе
6.Анкета участника проекта
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.