Статья «Ненормативная лексика как явление современной жизни»

8
3
Материал опубликован 22 February 2019

Государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

Московской области

Государственный университет «Дубна»

Колледж университета «Дубна»

Нестерова Е.В.

НЕНОРМАТИВНАЯ ЛЕКСИКА КАК ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ

Очень часто от своих сверстников могу услышать ненормативную лексику. Почему они так говорят? Что привлекает их в нецензурных выражениях? Как сделать так, чтобы они избавились от этой вредной привычки.

По речи человека, по его словарному запасу можно судить не только о личности самого человека, но и общества в целом. То, что в речи современного русского человека присутствует большое количество ненормативной лексики может говорить только об одном – наше общество больно. Нельзя уже однозначно говорить о том, что мат используют люди с расстроенной психикой: бранную ругань используют в своём лексиконе люди совершенно разных слоёв общества, разного образования и воспитания. Люди, которые используют мат в своей речи, часто просто не замечают, что и как они говорят, настолько брань вошла в их обиходную речь. Они считают для себя это нормой.

Откуда появился мат? Существует несколько гипотез возникновения ненормативной лексики. По некоторым из них ненормативная бранная речь – наследие языческих культов. Это касается и европейских верований, и славянского язычества. Слова и словосочетания, которые сейчас принято называть матом, призваны были привлечь духов для оказания человеку какой-либо помощи. Зачастую, человек даже не задумывался о том, чем ему такая «помощь» может обернуться.

Некоторые исследователи считают, что мат являлся изначально неким оберегом. Однако с принятием христианства эти слова и выражения утратили своё первоначальное значение и как всё языческое было причислено к греху.

Очень часто можно столкнуться с мнением, что до татаро-монгольского ига на Руси матом не ругались и что мат – наследие этого исторического явления. Однако доказано, что кочевники не использовали в своей речи ненормативную лексику. Более того, за сквернословие они могли поплатиться жизнью.

В последнее время проводятся всевозможные исследования, связанные с употреблением ненормативной лексики. Это и исследования влияния мата на человека, и исследования характерных особенностей мата, и психоанализ мата. Чего только не встретишь!... Почему в последнее время уделяют такое большое внимание этой стороне жизни человека? Ответ на этот вопрос однозначен: все эти исследования лишний раз являются подтверждением того, что бранные слова и выражения прочно вошли в нашу жизнь и засоряют нашу речь.

Однозначно отношение к мату в разных религиях мира. В исламе сквернословие считается грешным действием. В иудаизме использование ненормативной лексики буквально – «опоганивание рта». В буддизме мат относится к нарушению заповедей для речи. В православии нецензурщина убивает человека и губит его душу.

Несмотря на такое отношение к мату поражает то, что этому явлению в человеческой речи «посвящаются» «мудрые высказывания»:

В России матом не ругаются – на нём разговаривают.

Жить с Россией – значит жить в матерщине.

Если эти слова есть в русском языке, так почему бы ими не пользоваться. 

Давайте чертыхаться, пока есть время, в раю нам не позволят. (М. Твен)

Я не умею выражать сильных чувств, хотя могу сильно выражаться. (Ф. Раневская)

Культурный человек никогда не выражается матом не вовремя. (С. Янковский)

Только у нас матом можно не только обидеть, но и похвалить.

Ненормативная лексика — это часть нашей культуры, и мы её используем иногда. Тихо. (Дмитрий Анатольевич Медведев)

Это ни в коем случае не прославление мата, а только доказательство того, с течением времени нецензурные слова и выражения становятся неотъемлемой частью жизни современного общества. И ни в коем случае нельзя сказать, что это норма.

«Смерть и жизнь – во власти языка»

Притч. 18, 21.

Работая над материалами к статье, я была потрясена случаем, произошедшим с нашими солдатами, воевавшими в Чечне в 1995 году. Оказавшись в окружении, они уже не надеялись на спасение. Только прорыв мог спасти их жизни. Из окружения ребята выходили со словами «Христос Воскресе!». Самое поразительное в этой истории, что все, кто шёл на прорыв, остались живы. Автор книги «Правда о русском мате» епископ Митрофан (Баданин) уверен, что если бы солдаты прорывались с «традиционным матерным криком», то вряд ли бы они выжили.

Доказано, что мат сильно влияет на физическую и духовную жизнь человека. Большинство исследований в области ненормативной лексики утверждают одно – мат, ненормативная лексика негативно влияет на физическое, психологическое и духовное состояние человека. Кандидат биологических наук П.П. Горяев выяснил, что бранные слова отрицательно влияют на человека, меняя генетический код. Епископ Митрофан (Баданин) в своей книге повторяет мысль Горяева: беременная женщина ни при каких обстоятельствах не должна ругаться матом, так как это наносит непоправимый вред ещё не родившемуся ребёнку. Отмечено, что в странах, где существует строгий запрет на использование ненормативной лексики, не обнаружены ДЦП и болезнь Дауна. Некоторые учёные утверждают, что люди, ругающиеся матом, живут гораздо меньше чем те, кто избегает этой дурной привычки. У матершинников быстрее стареют клетки и как следствие развиваются болезни. Ещё одно исследование показало, что бранная ругань по своему воздействию на живые организмы сродни радиоактивному облучению.

Так почему же несмотря на такое негативное влияние ненормативной лексики на человека мы продолжаем использовать его? Оказывается, мат в современном мире выполняет определённые функции:

функцию эмоциональной разрядки;

функцию снятия болевого шока;

функцию некой смелости;

функцию демонстрации агрессии;

функцию унижения и оскорбления того, к кому обращены нецензурные слова и выражения;

функцию повышенной эмоциональности;

функцию независимости и раскованности;

функцию пренебрежения к системе запретов;

функцию демонстрации принадлежности говорящего к «своим».

Однако мало сейчас кто говорит о том, что ведущая функция нецензурной лексики – словозамещение. Те, кто использует ненормативную лексику в речи, не затрудняют себя поисками нормативных вариантов слов в своём лексиконе: у говорящего отсутствует необходимый словарный запас или он не хочет выделяться из общей массы. Что может быть страшнее?!?

Проведя своё небольшое исследование, мы пришли к следующим выводам:

употребление ненормативной лексики в речи чаще всего зависит от ситуации, в которой оказался человек;

присутствие лица противоположного пола так или иначе влияет на использование нецензурных слов и выражений;

присутствие маленьких детей, родных и близких людей, обладающих авторитетом для говорящего, в большинстве случаев ставит табу на матерные слова и выражения;

привычка или реакция на окружающих людей – причина употребления ненормативной лексики.

При ответе на вопрос «Часто ли вы используете нецензурные выражения в своей речи?» большинство респондентов ответила, что делают это по мере необходимости. Основными ситуациями, в которых используются бранные слова – проявление каких-либо эмоций или обиходное использование данных слов и выражений. При этом нельзя сказать однозначно, что те, кто ругается матом, научились этому дома. Чаще всего их «наставниками» в этом вопросе становятся улица, друзья. Поражает ответ на вопрос «Какие ощущения вы испытываете, когда слышите ненормативную лексику в публичных места?». Большинство опрошенных ответило, что им это безразлично. Что может быть страшнее человеческого равнодушия?!?

Можно предлагать разные способы борьбы с ненормативной лексикой: от принятия соответствующих законов до поощрений за отсутствие нецензурщины в речи. Думаю, что необходимо запретить мат на телевидении и в СМИ. Однако я считаю, что начинать надо с семьи, с детского сада. Надо изначально прививать неприятие у ребёнка использования мата в своём лексиконе. Нельзя пускать на самотёк проблему с названием «мат».

Список литературы:

Правда о русском мате. Епископ Митрофан (Баданин). – Санкт-

Петербург – Мурманск: Изд. Библиополис, 2014. – 32 с.: ил.

Мат: сущность и место. Михаил Веллер. – Сборник «Песнь торжествующего плебея», 1993.

О грехах сквернословия и курения. – Издательство: Ковчег – 2008

Сквернословие - оружие массового поражения. Невинная привычка или смертный грех? Шапошникова Н. – Издательство:Даниловский вестник - 2011

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за статью, очень интересно!!!

22 February 2019

Спасибо за ресурс!

14 April 2019

Очень полезная статья, информация для классного часа. У меня в классной группе несколько лет назад учился студент, который матом просто разговаривал. Потом отслужил в армии, поступил на другую ступень обучения, устроился на работу по специальности (пекарь). Сейчас нормально разговаривает, ни слова мата. Перерос видимо этот возраст... Приятно общаться!

25 October 2019