Различия представлений юношей и девушек о семье как ценности
Автор публикации: А. Завьялова, ученица 10Б класса
Различия представлений юношей и девушек о семье как ценности
Каждый человек в мире расставляет приоритеты для создания семьи самостоятельно, в зависимости от своих взглядов на жизнь. Существует множество ценностей, которые рассматривает человек и находит для себя самые подходящие. Также, выбор этих семейных ценностей может зависеть и от гендерной принадлежности человека. Исследуя представления о семье у людей разного возраста, можно пронаблюдать тенденции образа семьи в современной культуре и его дальнейшую трансформацию в сознании людей. Традиционные черты маскулинности и феминности приобретают новые формы. Проблемой являются различия в представлении о семейных ценностях и ролях, недостаточность подготовки юношей и девушек к семейной жизни, рассогласованность представлений молодых людей о полоролевой дифференциации в семье.
Мы предполагаем, что существуют различия в представлениях юношей и девушек о семье и семейных ценностях. Поэтому целью нашего исследования явилось проведение сравнительного анализа представлений юношей и девушек о семье и семейных ценностей.
Для того чтобы выявить различия представлений юношей и девушек о семье как ценности, мы провели анкетирование у 34 учащихся 10-11 классов БОУ «Тарской гимназии №1», из которых 18 человек женского пола (53%), а 16 – мужского (47%), которое делилось на 3 этапа и проанализировали его.
На первом этапе мы предложили подросткам список ценностей, из которых участники должны были выбрать наиболее значимые. Так, наиболее важные ценности для юношей и девушек: уважение друг к другу и взаимопонимание, а совместное ведение домашнего хозяйства и продолжение рода – наименее значимые. Можно сделать вывод, что для старшеклассников в наше время наиболее актуальны взаимоотношения между людьми, понимание и поддержка партнёра, общие интересы и материальное благополучие. Наименее актуальными являются такие ценности, как продолжение рода, семейные традиции и ведение хозяйства. Для девушек, в отличие от юношей, наиболее важны любовь и гармония в семье.
На втором этапе было проведено анкетирование «Идеальная семья», для того, чтобы определить, существуют ли различия в представлениях юношей и девушек о семье как ценности.
Предлагалось ответить на такие вопросы:
1. Что для вас является жизненным приоритетом?
2. Хотели бы вы в будущем создать семью?
3. Кто, на ваш взгляд, должен заниматься воспитанием детей в семье?
4. Является ли для вас семейная жизнь родителей образцом?
5. Хотели бы вы, что бы ваша будущая семья была похожа на ту, в которой вы сейчас живете?
6. Как вы думаете, что является наиболее важным в семейном воспитании?
7. Какие качества молодежи, по вашему мнению, наиболее ценны для создания семьи?
8. Как вы думаете, какие из черт родителей наиболее важны в общении с детьми?
9. Как вы считаете, какой возраст является наилучшим для вступления в брак?
10. Сколько, на ваш взгляд, детей должно быть в семье?
11. Кто, по вашему мнению, должен быть главой семьи?
12. Какие функции, на ваш взгляд, должна выполнять жена?
13. Какие функции, на ваш взгляд, должен выполнять муж?
14. Что вы понимаете под гражданским браком?
Изучив данную таблицу, мы пришли к выводу, что для девушек более характерно стремление устроиться на работу и обрести материальную независимость, для юношей – создание семьи и получение образования. Почти все опрошенные обоих полов считают, что воспитанием детей должны заниматься оба родителя, а не один из супругов или бабушки и дедушки. Отсутствие в воспитании детей бабушек и дедушек является признаком нуклеарной семьи. Стоит отметить, что для большинства участников анкетирования семейная жизнь родителей образцом считается лишь отчасти, либо вообще не считается. Таким образом, каждый второй подросток не получает в своей семье того, что, по его мнению, должна давать семья человеку. Это говорит о том, что для многих старшеклассников опыт взаимоотношений их родителей станет примером того, как не нужно строить семью. Также, девушки на вопрос о том, кто должен быть главой семьи, в большинстве отвечали, что его не должно быть, а все члены равны. Юноши же, в свою очередь, выбрали ответ «муж». Это свидетельствует о том, что большинство юношей придерживаются классической семьи, а девушки – прогрессивной. И юноши, и девушки на вопрос о желании в будущем создать семью ответили практически одинаково: больше, чем половина выбрали вариант «Да», но треть учеников пока затрудняется дать ответ. На вопрос о качествах, наиболее важных для создания семьи, мнения и девушек, и юношей совпали, кроме одного варианта - проявление терпимости – 23% девушек остановили на нём свой выбор, но лишь 6% юношей согласились с ним, что говорит о разнице во взглядах на отношения с противоположным полом. Также, подросткам предлагалось выбрать черты, наиболее важные для общения с ребёнком. Большинство юношей выбрали справедливость и честность, а девушки – уважение к ребёнку. Юноши не выбрали строгость и требовательность, а 11% старшеклассниц остановились на данном ответе. Более поздний возраст для вступления в брак выбирали юноши – от 25 до 30, и, даже, после 30. Большинство девушек считает, что вступать в брак нужно в возрасте от 20 до 25 лет. Важно, что на вопрос о количестве детей в семье, ученицы гимназии выбрали ответ «ни одного ребёнка, либо один», когда юноши – «от одного до двух».
Также, по мнению юношей, жена должна создавать уют и поддерживать дом, а по мнению девушек, главное для жены - рождение и воспитание детей. Муж, по мнению юношей должен также заниматься воспитанием детей, а по мнению девушек - обеспечивать материальное благополучие семьи. Результаты анкетирования показывают, что более половины опрошенных не знают, что такое гражданский брак, что показывает неосведомлённость молодёжи о семье, как социальном институте.
На третьем этапе, для изучения представлений старшеклассников о семье, мы предложили ответить на вопросы о том, что для них значит семья, семейные ценности и традиции. На определении слова семья мнения опрошенных разделились: одни считают, что семья - это группа людей, связанных кровью и живущих вместе. Другие же отметили, что это люди, которые уважают и любят друг друга, имеют общие ценности, традиции, проявляют взаимопонимание и доверие. Почти все старшеклассники остановились на мнении, что семейные ценности – это самое важное, что есть у семьи, то есть любовь друг к другу, честность, участие всех членов в жизни семьи. Примерно половина опрошенных считают, что семейные традиции – это ситуации, действия, которые имеют значение для всех членов семьи, принятые нормы, правила поведения. Остальные сделали вывод о том, что это какие-то определённые семейные праздники, которые отмечаются именно в кругу семьи, обычаи, отражающие нравственную позицию.
Таким образом, из 34 человек на все эти вопросы смогли ответить всего лишь 12 человек. Это ещё раз доказывает, что современные подростки очень мало знают о семье, ценностях и традициях.
При анализе всех анкет мы выявили как общее во взглядах девушек и юношей на семью и семейные ценности, так и существенные различия. Судя по результатам, для девушек более важной является карьера, но в то же время они указывают на важность взаимоотношений с партнёром, уважение и желание в будущем создать семью. Большинство девушек придерживаются современной, демократической семьи, а юноши – традиционной, патриархальной. Для обоих полов не стоит в приоритете ведение домашнего хозяйства и продолжение рода, главным в отношениях супругов они считают проявление заботы, любви, доверия и тепла. Таким образом, гипотеза о том, что существуют различия представлений юношей и девушек о семье и семейных ценностях, подтверждена.
Для старшеклассников мы создали подборку книг и видеофайлов, которые помогут юношам и девушкам более глубоко осознать роль семьи и семейных ценностей в жизни человека, сформировать представления и систему ценностей, которые помогут молодым людям построить крепкую и счастливую семью.
Книги:
1. Элен Дельфорж «Мама»
2. Изабель Арсено, Фанни Бритт «Луи среди призраков»
3. Э. Кестнер «Когда я был маленький»
4. Луиза Олкотт «Маленькие женщины»
5. Д. Олдридж «Последний дюйм» — остросюжетная повесть, в
6. А. П. Чехов «Событие»
Социальные ролики и видео о семье:
Социальный ролик "Ваша Семья"
[https://www.youtube.com/watch?v=LE7kMPTE60I&t=2s]
Семья и ответственность
[https://www.youtube.com/watch?v=k1kNTen_dWc]
Любовь и доброта - основа крепкой семьи
[https://www.youtube.com/watch?v=U9grLZ0BwhM&ab_channel=itiscoolGT]
Семья начинается с традиций
Семья
[https://www.youtube.com/watch?v=DocJiCggRbc&feature=emb_title]
Прививка любви
[https://www.youtube.com/watch?v=FHSd5CSSxxw&ab_channel=%D0%96%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C%D0%A2%D0%92] [2]
Список литературы
1. Видео - ролики, направленные на формирование позитивных представлений о родительстве, семье и семейных ценностях. Авторы: Гусев А.В., Шевченко М.Е., Снегирев А.А. [электронный ресурс] - https://vk.com/away.php?utf=1&to=https%3A%2F%2Fnra-russia.ru%2Fpic%2Fart%2F2019%2F09%2F22%2F03%2Fkatalog-roliki.pdf (16.01.2022)
2. Список книг о семье для детей 5-18 лет. Автор: Анна Етко [электронный ресурс] - https://pedsovet.su/liter/5924_knigi_o_semie_dlya_detei (16.01.2022)
3. Представления о семье у разных возрастных категорий. Автор: Курбонова Нушофарин Махмудовна [электронный ресурс] - https://nauchkor.ru/uploads/documents/5b8ec76a7966e1073081bb54.pdf (04.01.2022)
4. Что такое семья и семейное счастье [электронный ресурс] - https://www.nur.kz/family/relationship/1745405-cto-takoe-sema-i-semejnoe-scaste/ (04.01.2022)
5. Изучение семьи в социологии [электронный ресурс] -https://studbooks.net/626681/sotsiologiya/izuchenie_semi_sotsiologii (16.31.2021)