Развитие памяти у первоклассников посредством дидактических игр
Автор публикации: К. Каргаполова, ученица 10А класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа имени А.В. Суворова
п. Новостройка муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Секция психологии
исследовательская работа
Тема: Развитие памяти у первоклассников посредством дидактических игр
Работа ученика 10 класса
Каргаполовой Ксении Денисовны
Руководитель проекта
Гаврилова Ольга Владимировна
Новостройка
2025
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование роли игр в развитии памяти первоклассников..…….…………………………………………………………..8
Особенности памяти у первоклассников…………………………………..8
Игра как важная составляющая деятельности первоклассников……...13
Развитие памяти у первоклассников посредством дидактических игр..20
Глава 2. Комплексные мероприятия по развитию памяти у первоклассников посредством дидактической игры……………………….…………………..…26
2.1 Диагностические методики выявления особенностей развития памяти у первоклассников…………………………………………………………..…..…26
2.2 Коррекционно-развивающая работа по развитию памяти у первоклассников посредством дидактической игры…………..…………..…27
2.3 Анализ работы по развитию памяти первоклассников посредством дидактических игр………………………………………………………..……..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….40
ВВЕДЕНИЕ
В современном ритме жизни человек зачастую сталкивается с ситуацией, требуемой точной концентрации и запоминания предметов. С памятью человека связана его профессиональная деятельность, успешность обучения, воспитания и общего развития человека. Память является важнейшей частью жизни человека, и самым важным периодом развития памяти является младший школьный возраст. Именно этот период закладывает дальнейшее полноценное формирование памяти и ее совершенствования в будущем. Значимость памяти первоклассника заключается в том, что каждый последующий школьный курс является расширенной и усложненной версией прошлого, основанный на применении уже полученных ранее знаний. На основе памяти человек приспосабливается к различным условиям, адаптируется, применяя весь полученный опыт.
Память - это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности. Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку, действуя человек, опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.
Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение. Систематическое, целенаправленное овладение знаниями и навыками, предусмотренными школьной программой, предполагает определенный уровень развития памяти детей, в том числе и произвольной, логической памяти ребенка, т.е. памяти, основанной на понимании, на специальной мыслительной обработке материала в целях его запоминания и воспроизведения.
Воспитание памяти ребенка предполагает выяснение многих вопросов: как запоминают дети? От чего зависит их непроизвольная и произвольная память? Каковы в этом отношении возможности школьников разных возрастов? Каковы пути развития логической памяти детей? Как руководить этим процессом?
Овладевая любым способом запоминания, ребенок начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать. Таким образом, у детей развиваются произвольные процессы памяти.
Память ребёнка формируется в активной деятельности, которая на данном возрастном этапе является ведущей. В младшем школьном возрасте дидактические игры представляют важнейшую ценность в развитии памяти.
Проблема: многим первоклассникам трудно запоминать учебный материал, что в свою очередь препятствует успешному усвоению школьной программы.
Цель данного исследования – развитие памяти первоклассников посредством использования дидактических игр.
Задачи:
Изучить научную, методическую литературу по проблеме развития памяти у первоклассников.
Выявить особенности памяти у первоклассников посредством диагностических методов.
Подобрать и апробировать комплекс мероприятий по развитию памяти у первоклассников.
Проанализировать работу по развитию памяти первоклассников посредством дидактических игр.
Предмет исследования – дидактическая игра как средство развития памяти первоклассников.
Объект исследования - процесс развития памяти у первоклассников МБОУ СОШ им.Суворова п.Новостройка.
Новизна – найдены новые эффективные игры для развития памяти.
Гипотеза заключается в том, что работа по развитию памяти у первоклассников с использованием дидактических игр становится значительно эффективнее при усвоении учебного материала.
Методы исследования: диагностирование, эксперимент, наблюдения за первоклассниками, анализ, количество и качество обработанных данных.
Экспериментальная база: МБОУ СОШ им. А. В. Суворова п.Новостройка.
Практическая значимость состоит в том, что методическая разработка дидактических игр по развитию памяти у первоклассников, может использоваться в образовательной и воспитательной работе школы и семейном воспитании.
Глава 1. Теоретическое обоснование роли игр в развитии памяти первоклассников.
1.1 Особенности развития памяти у первоклассников.
Существует множество подходов к определению памяти. Рассмотрим некоторые из них.
По мнению Немова Роберта Семёновича, память — это процессы впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся.
В психологическом словаре Мещерякова Бориса Гурьевича и Зинченко Владимира Петровича определение памяти даётся как запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.
Головин Сергей Юрьевич в своём словаре даёт определение памяти как процесс запоминания, организации, сохранения, восстановления и забывания обретенного опыта, позволяющие повторно использовать его в деятельности или возвратить в сферу сознания.
Память — важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти — одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии.
Память первоклассников по сравнению с памятью дошкольников более сознательна и организованна, однако у младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Во время обучения в первом классе дается много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память. В начальной школе также необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. У первоклассников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи. Учителя, родители должны поощрять смысловое запоминание и бороться с неосмысленным запоминанием.
Следует также отметить не критичность детской памяти, с которой сочетается неуверенность в заучивании материала. Именно неуверенностью часто объясняются случаи, когда младшие школьники предпочитают дословное запоминание пересказу.
У первоклассников ещё доминирует непроизвольная память, у детей сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, прерывистость действия, движение, контраст и пр.
Подводя итог, можно выделить главную особенность развития памяти первоклассников - это преимущественно непроизвольный характер. Это означает, что дети запоминают в основном яркое, интересное, громкое, то, что движется. Все это запоминается без труда, то есть непроизвольно. Непроизвольная память фиксирует различные интересные сведения и яркие события.
1.2 Игра как важная составляющая деятельности младших школьников
Существует много определений игры, высказанных крупнейшими учеными, показавшими ее неисчерпаемость, исключительную ценность для дошкольного и школьного детства: игра – ведущая деятельность; игра – средство всестороннего воспитания; игра – средство интеграции знаний; игра – путь развития мышления и др.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания и обучения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Игра имеет большое значение для развития ребёнка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действия и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.
Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера — обучающей задачи.
Ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы в связи с разработкой норм сенсорного воспитания. Её авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А.Венгер, В.Н.Аванесова и другие. В.Н.Аванесова считала дидактическую игру важным средством образовательной работы, а Л.А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве). В последнее время психологи и педагоги продолжают создавать игры для полноценного развития детского интеллекта.
Проведение дидактических игр включает: следующий алгоритм:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,
который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
- определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
1.3 Развитие памяти у первоклассников посредством дидактических игр.
Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.
Руководя играми, необходимо учитывать возможности детей. Первоклассникам свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия. Основные признаки предметов должны выступать менее заметно, а порою быть скрыты за внешней схожестью объектов. И, наоборот, за внешними различиями предметов должно быть сходство. Большое место в играх занимают мотивы соревнования; школьникам предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении ее задач.
Не все игры требуют такого активного участия взрослого. Часто он ограничивается объяснением правил игры до ее начала.
При отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия. Большое место в играх занимают мотивы соревнования: школьникам предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении её задач.
В игре каждый ребенок самоутверждается как личность. Складывается та нравственная основа, с которой ребенок живет в игре и на которую начинает опираться в своей повседневной жизни. В этом воспитательная сила игры. Но успех достигается только при условии правильно организованного воздействия, предусматривающего комплексный подход на всех этапах формирования игры.
Прогрессивное, развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению мотива учебной деятельности.
ГЛАВА 2. Комплексные мероприятия по развитию памяти у первоклассников посредством дидактической игры
2.1 Диагностические методики выявления особенностей развития памяти у первоклассников
В работе по реализации комплексных мероприятий была поставлена цель, изучить возможности развития памяти у первоклассников с помощью системы дидактических игр. Были определены следующие задачи:
1. Провести диагностику уровня развития памяти у первоклассников в (констатирующий эксперимент).
2. Разработать и апробировать систему работы по использованию дидактических игр, направленную на развитие памяти у первоклассников (формирующий эксперимент).
3. Оценить эффективность формирующего этапа исследования и сделать соответствующие выводы (контрольный эксперимент).
Экспериментальное исследование проводилось в начальной школе у 1 класса МБОУ СОШ имени А. В. Суворова п. Новостройка . В эксперименте участвовало 11 детей в возрасте от 6 до 7 лет.
В работе использовалось пять методик, которые разработаны для исследования разных видов памяти: (Приложение 1)
1.Методика из серии опытов П.И. Зинченко «Запомни картинки».
Эта методика предназначена для изучения особенностей развития произвольного и непроизвольного запоминания в школьном возрасте.
2. Методика «Узнай фигуры» Р. С. Немова
Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.
3. Методика Р. С. Немова «Запомни рисунки»
Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти.
4. Методика Р. С. Немова «Запомни цифры»
Эта методика предназначена для определения объема кратковременной слуховой памяти ребенка.
5. Методика Р. С. Немова «Выучи слова»
С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания.
Результаты первичной и контрольной диагностик по вышеперечисленным методикам представлены в сводной таблице и диаграммах. (Приложение 2)
2.2 Коррекционно-развивающая работа по развитию памяти у первоклассников посредством дидактической игры
На основании результатов первичной диагностики были определены основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми. Для этой цели был разработан цикл занятий по развитию памяти первоклассников с помощью дидактической игры. (Приложение 3)
Предлагаемый цикл занятий направлен на развитие памяти первоклассников, что необходимо для успешного обучения в школе.
Основными составляющими оптимального учебного процесса являются формирование у учащихся определенных учебных навыков и выработка методов передачи им конкретной информации. В первый год школьного обучения идет бурное развитие памяти, что связано с процессом усвоения учебной программы. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие произвольной памяти: школьник вынужден запомнить и воспроизводить не то, что интересно, а то, что дает школьная программа. Но возможно ли успешное развитие произвольной памяти, если первокласснику сложно воспроизвести увиденное, пересказать небольшой текст или просто перечислить услышанные слова? Данный возрастной период – это время формирования различных видов памяти, таких как наглядно-образной, зрительной, слуховой, моторной, образной, словесно-логической, эмоциональной, кратковременной, оперативной, долговременной.
Первоначально память носит непроизвольный характер. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания. Причем проявления запоминания связано с интересами ребенка. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес, а в школьном возрасте дети начинают запоминать осмысленно, т. е. они запоминают то, что понимают.
Предлагаемый цикл занятий предназначен для первоклассников. В основу данного цикла занятий положены упражнения, разработанные Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А., Истратовой О.Н. и др. Часть игр и упражнений были разработаны нами самостоятельно, а некоторое количество игр были нами дополнены. Каждое занятие в рамках цикла «Запоминайка» является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед всем курсом. Предложенная программа состоит из 16 занятий.
2.3 Анализ работы по развитию памяти первоклассников посредством дидактических игр
Оценка эффективности цикла коррекционно-развивающих занятий по результатам первичной и контрольной диагностик этапа представлена графически. (Приложение 4).
Анализируя результаты, полученные в ходе исследования произвольного и непроизвольного запоминания первоклассников по методике «Запомни картинки», получили следующие результаты:
Очень высокий уровень развития: Первичная диагностика – 0детей (0%), контрольная – 1 ребёнок (6,6%), возрастание на 6,6%.
Высокий уровень развития: Первичная диагностика – 3 ребёнка (20%), контрольная – 9 детей (60%), возрастание на 40 %.
Средний уровень развития: Первичная диагностика – 8 детей (53,3%), контрольная – 4 ребёнка (26,8%), снижение на 26,5%
Низкий уровень развития: Первичная диагностика – 4 ребёнка (26,7%), контрольная – 1 ребёнок (6,6%), снижение на 20,1%.
Очень низкий уровень развития: Первичная диагностика – 0 детей (0%), контрольная – 0 детей (0%), без изменений в сторону возрастания или снижения.
Исходя из представленных данных видно, что наметилась значительная положительная динамика в развитии произвольного и непроизвольного запоминания.
В результате исследования на узнавание по методике «Узнай фигуры», получили следующие результаты:
Очень высокий уровень развития: Первичная диагностика – 4 ребёнка (27%), контрольная – 5 детей (33.3%), возрастание на 6,3%.
Высокий уровень развития: Первичная диагностика – 2 ребёнка (13%), контрольная – 5 детей (33%), возрастание на 20 %.
Средний уровень развития: Первичная диагностика – 9 детей (60%), контрольная – 5 детей (33.3%), снижение на 26.7% за счёт повышения высокого и очень высокого уровней развития.
Низкий уровень и очень низкий уровни развития: Первичная диагностика – 0 детей (0%), контрольная – 0 детей (0%), без изменений в сторону возрастания или снижения.
В результате исследования по методике «Запомни рисунки» для определения кратковременной зрительной памяти,получили следующие результаты:
Очень высокий уровень развития: Первичная диагностика – 2 ребёнка (13%), контрольная – 5 детей (33.3%), возрастание на 20.3%.
Высокий уровень развития: Первичная диагностика – 4 ребёнка (27%), контрольная –3 ребёнка (20%), снижение на 7% за счёт возрастания очень высокого уровня.
Средний уровень развития: Первичная диагностика – 9 детей (60%), контрольная – 7 ребёнка (26,7%), снижение на 33.3%, также за счёт возрастания очень высокого уровня.
Низкий уровень и очень низкий уровни развития: Первичная диагностика – 0 детей (0%), контрольная – 0 детей (0%), без изменений в сторону возрастания или снижения.
Исходя из представленных данных видно, что наметилась значительная положительная динамика в развитии кратковременной зрительной памяти.
В результате исследования по методике «Запомни цифры» для определения объема кратковременной слуховой памяти ребенка, получили следующие результаты:
Очень высокий уровень развития: Первичная диагностика – 1 ребёнок (7%), контрольная – 1 ребёнок (7%),без изменений в сторону возрастания или снижения.
Высокий уровень развития: Первичная диагностика – 0 детей (0%), контрольная –2 ребёнка (3%), повышение на 3%.
Средний уровень развития: Первичная диагностика – 12 детей (80%), контрольная – 10 детей (67%), снижение на 13% за счёт возрастания высокого уровня.
Низкий уровень и очень низкий уровни развития: Первичная диагностика – 1 ребёнок (7%), контрольная – 1 ребёнок (7%), без изменений в сторону возрастания или снижения.
Исходя из представленных данных видно, что наметилась незначительная положительная динамика в развитии объема кратковременной слуховой памяти. Связано это с тем, что этот вид памяти еще находится в процессе формирования.
Анализируя результаты, полученные в ходе исследования динамики процесса заучивания по методике «Выучи слова», получили следующие результаты:
Очень высокий уровень развития: Первичная диагностика – 7 детей (47%), контрольная – 12 детей (80%), возрастание на 33%.
Высокий уровень развития: Первичная диагностика – 1 ребёнок (7%), контрольная – 1 ребёнок (7%), без изменений в сторону возрастания или снижения.
Средний уровень развития: Первичная диагностика – 4 ребёнка (26.6%), контрольная – 1 ребёнок (7%), снижение на 19.6%
Низкий уровень развития: Первичная диагностика – 2 ребёнка (13.3%), контрольная – 0 детей (0%), снижение на 13.3%.
Очень низкий уровень развития: Первичная диагностика – 1 ребёнок (7%), контрольная – 1 ребёнок (7%), без изменений в сторону возрастания или снижения.
Исходя из представленных данных видно, что наметилась значительная динамика процесса заучивания.
Примечание: 1 ребёнок не прошёл полный цикл занятий по развитию памяти, потому что часто не посещает уроки по причине заболевания. По этой причине его показатели остались без изменений в сторону возрастания, и которые в свою очередь отразились на качественном росте группы.
В результате проведённой развивающей работы нам удалось реализовать цель и задачи в полном объеме, а также увидеть, что специально-организованная система для дидактических игр и упражнений способствует развитию памяти первоклассников.
Все используемые игровые методы, направленные на развитие разных сторон памяти, необходимо использовать комплексно и системно. Во всех играх ведущая и направляющая роль принадлежит взрослому. Здесь важны и эмоциональное общение с детьми, и вовлеченность взрослого в сюжет игры, и четкая, понятная детям формулировка обучающей задачи, и постоянная активизация умственной деятельности ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что память первоклассников характеризуется рядом специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью специально подобранных дидактических игр, включенных в образовательно-воспитательную работу класса.
Для реализации поставленных задач использовались такие теоретические и практические методы исследования, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы, а также проведение эксперимента по развитию памяти в группе первоклассников. Особенности дидактической игры позволяют говорить о целесообразности использования ее возможностей для наиболее успешного развития памяти у детей возраста.
Таким образом, рассмотрев теоретические подходы к дидактической игре с точки зрения разных исследователей можно сделать следующие выводы:
во-первых, дидактическая игра оказывает огромное воздействие на психическое развитие первоклассника, так как она активизирует все психические процессы;
во-вторых, она является особой специфической деятельностью, поскольку сочетает в себе игру и обучение;
в-третьих, реализация полного потенциала возможностей дидактической игры происходит только при профессиональном руководстве игрой со стороны взрослого.
На констатирующем этапе нам необходимо было выявить уровень развития памяти первоклассников. Результаты нашей экспериментальной работы показали, что дети имеют не достаточно высокие показатели уровня развития памяти. Результаты констатирующего эксперимента подтвердили необходимость осуществления целенаправленной работы по организации системы игровых занятий с использованием дидактических игр направленных на формирование памяти. На формирующем этапе исследования мы провели систему групповых занятий, на которых использовались игры с дидактическим содержанием. В результате было отмечено развитие зрительной, слуховой, а также активизация долговременной памяти у первоклассников. На контрольном этапе исследования был отмечен рост уровня развития памяти, что подтверждает эффективность выбранных нами дидактических игр - упражнений.
Таким образом, наша гипотеза о том, что работа по развитию памяти в начальной школе с использованием дидактических игр становится значительно эффективнее при организации систематической, планомерной и целенаправленной работе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Блонский П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих. Произв/П.П. Блонский.- М.: Просв., 1964. - 286с.
Бондаренко А.К. Дидактические игры /А.К. Бондаренко. – М.:2010.- 176с.
Выготский Л.С. Психология: Мир психологии/Л.С.Выготский.- М.: Экспо-Пресс, 2012.-1008с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Основы психологии/Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: 2008. - 156с.
Головин С.Ю. Словарь практического психолога/С.Ю. Головин. М.: 2010.- 598 с.
Житникова Л. М. Учим детей запоминать/Л.М. Житникова. - Изд. 4-е, доп. - М., 2012.
Запорожец А.В. Проблемы психологии детской игры. /А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 2002. – 308с.
Зинц Р. Обучение и память: Под ред. Б.А. Бенедиктова.- Мн.: 1989. - 388с.
Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание/П.И. Зинченко. Москва: Директмедиа Паблишинг, 2010. — 717 с.
Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у школьников.. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч.2/З.М. Истомина. - М.: 2009. - 294с.
Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество/ В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 482с.
Урунтаева Г.АПрактикум по детской психологии/Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Издат. центр ВЛАДОС.,2016.-291с.
Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении /Е.И Удальцова. М.: 2000.-128с.
Черемошкина Л. В. Как лучше запомнить все то, что узнал// Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/Л.В. Черемошкина. - Ярославль: Академия развития, 2001. – 366с.
Черемошкина Л. В. Развитие памяти у детей // Популярное пособие для родителей и педагогов\Л.В. Черемошкина. - Ярославль: Академия развития, 1996. – 301 с.
Черемошкина Л. В. Сто игр для развития памяти//Популярное пособие для родителей и педагоговЛ.В. Черемошкина. - Ярославль: Академия развития, 2006. – 287 с.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения// Пособие для практических работников ДОУ/Г.С. Швайко. – М.: Айрис, 2009.- 216 с.
Приложение 1
Диагностические методики
выявления особенностей развития памяти у детей
Методика из серии опытов П.И. Зинченко «Запомни картинки».
Эта методика предназначена для изучения особенностей развития произвольного и непроизвольного запоминания в школьном возрасте.
Необходимо иметь ряд картинок: Стимульный материал. Набор из 10 картинок: рыба, ведро, кукла, молоток, портфель, санки, ёлка, часы, чашка, телевизор.
Описание процедуры исследования: при изучении непроизвольного запоминания детям предлагается классифицировать картинки по группам и разложить их по местам, условно обозначенным на столе. Задача на запоминания перед детьми не ставится. После этого картинки убирают со стола и спрашивают: «Какие картинки ты раскладывал?», то есть перед ребенком ставится задача воспроизвести тот материал, с которым он работал.
Оценка результатов и выводы об уровне развития:
9-10 правильно названных картинок — очень высокий уровень развития
8-7 картинок — высокий.
6-5 картинок — средний.
4-3 картинки -- низкий.
2-0 картинки — очень низкий.
| |
| |
| |
| |
| |
Рисунок 1. Стимульный материал к методике «Запомни картинки».
2. Методика «Узнай фигуры» Р.С.Немова
Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения. В методике детям предлагаются картинки, в сопровождении следующей инструкции: «Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку». Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем - после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10. Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок справился со всеми задачами меньше, чем за 45 сек
8-9 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек
6-7 баллов — ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.
4-5 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.
2-3 балла — ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.
0-1 балл — ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла - низкий. балл — очень низкий. |
3. Методика Р. С. Немова «Запомни рисунки»
Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки. Им дается инструкция примерно следующего содержания: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок». Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок узнал на картинке 13 Б все девять изображений, показанных ему на картинке 13 А, затратив на это меньше 45 сек.
8-9 баллов — ребенок узнал -на картинке 13 Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.
6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.
4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.
2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.
0-1 балл — ребенок не узнал на картинке 13 Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
4. Методика Р.С.Немова «Запомни цифры»
Эта методика предназначена для определения объема кратковременной слуховой памяти ребенка. В задании к ней ребенок получает инструкцию следующего содержания: «Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово "повтори"». Далее экспериментатор последовательно зачитывает ребенку сверху вниз ряд цифр, с интервалом 1 сек. между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки. Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке — убывающем.
В заключение определяется объем кратковременной слуховой памяти ребенка, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок правильно воспроизвел в среднем 9 цифр.
8-9 баллов — ребенок точно воспроизвел в среднем 7-8 цифр.
6-7 баллов — ребенок безошибочно смог воспроизвести в среднем 5—6 цифр.
4-5 баллов — ребенок в среднем воспроизвел 4 цифры.
2-3 балла — ребенок в среднем воспроизвел 3 цифры.
0-1 балл — ребенок в среднем воспроизвел от 0 до 2 цифр.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
балл — очень низкий.
5. Методика Р.С.Немова «Выучи слова»
С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов:
Дерево
Кукла
Вилка
Цветок
Телефон
Стакан
Птица
Пальто
Лампочка
Картина
Человек
Книга
Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток. Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали - количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.
Рисунок 2. Количество воспроизведённых слов
Оценка результатов
10 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.
8-9 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.
6-7 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.
4-5 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.
2-3 балла — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.
0-1 балл — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Приложение 2
Таблица №1. «Свод по результатам диагностики»
№ | Имя | «Запомни картинки» | «Узнай фигуры» | «Запомни рисунки» | «Запомни цифры | «Выучи слова» | |||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||
1 | Александр В. | в. | в | о.в. | о.в | в. | о.в | с. | в | о.в. | о.в |
2 | Никита Д. | с. | в | в | о.в | в | о.в | с. | в | с | о.в |
3 | Максим Е. | с | в | в | в | в | о.в | с | в | в | о.в |
4 | Виктория З. | с | в | с | в | с | в | с | с | в | в |
5 | Антон З. | н | н | н | н | с | с | с | с | н | н |
6 | Мирослава К. | с | в | с | с | в | о.в | с | с | с | о.в |
7 | Кира П. | в | о.в | о.в | о.в | с | с | с | с | о.в | о.в |
8 | Снежанна П. | с | в | с | в | с | с | о.в | о.в | с | о.в |
9 | Варвара С. | н | с | с | с | с | с | с | с | о.в | о.в |
10 | Васелина С. | н | с | н | с | в | о.в | с | с | о.в | с |
11 | Семён Ш. | н | с | с | с | с | с | с | с | в | о.в |
Краткие обозначения:
«1»-Первичная диагностика
«2»-Контрольная диагностика
«о.в.»-Очень высокий уровень
«в.»- Высокий уровень
«с.»- Средний уровень
«н.»- Низкий уровень
«о.н.»-Очень низкий уровень
Приложение 3
«Оценка эффективности цикла коррекционно-развивающих занятий
по результатам первичной и контрольной диагностик»
Рисунок 3. Данные методики «Запомнить картинки»
Рисунок 4. Графические данные методики «Узнай фигуры»
Рисунок 5.Данные методики «Запомни рисунки»
Рисунок 6. Данные методики «Запомни цифры»
Рисунок 7. Данные методики «выучи слова»
Приложение 4
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
по развитию памяти у детей начальной школы
«Запоминайка»
Пояснительная записка
Предлагаемый цикл занятий направлен на развитие памяти первоклассников, что необходимо в будущем для успешного обучения в школе. Основными составляющими оптимального учебного процесса являются формирование у учащихся определенных учебных навыков и выработка методов передачи им конкретной информации. В школьном возрасте идет бурное развитие памяти, что связано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие произвольной памяти: школьник вынужден запомнить и воспроизводить не только то, что интересно, но и то, что дает школьная программа.
Но возможно ли успешное развитие произвольной памяти, если ребенку сложно воспроизвести увиденное, пересказать небольшой текст или просто перечислить услышанные слова? Первоначально память носит непроизвольный характер. Развитие произвольной памяти у первоклассников происходит в играх и в процессе воспитания. Причем проявления запоминания связано с интересами ребенка. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес и то, что они понимают. В этот период начинает формироваться произвольная память.
Для того, чтобы эти навыки запоминания формировались быстро и полно, а информация становилась прочными знаниями, необходимо ее воспринять, осмыслить, связать с уже имеющимися знаниями, сохранить, своевременно и правильно использовать, а если необходимо, то придать ей новый смысл и значение и, возможно, на ее основе создать новые знания.
Предлагаемый цикл занятий предназначен для детей первого класса. В основу данного цикла занятий положены упражнения, разработанные Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А., Истратовой О.Н. и др. Часть игр и упражнений были разработаны нами самостоятельно, а некоторое количество игр были нами дополнены. Каждое занятие в рамках цикла «Запоминайка» является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед всем курсом. Предложенная программа состоит из 16 занятий.
Цель: развитие произвольной памяти через систему игр и упражнений.
Задачи:
1. Развивать различные виды памяти: сенсорную (зрительную, слуховую, моторную, образную, словесно-логическую, эмоциональную, кратковременную, оперативную, долговременную.
2. Стимулировать развитие познавательных процессов, влияющих на развитие памяти: восприятие, внимание, воображение, наглядно-образное мышление, логическое мышление.
3.Способствовать развитию познавательных интересов и потребностей детей.
В основе курса лежат следующие принципы:
• Принцип многократного повторения материала для формирования у ребенка не просто умения, но и навыка.
• Принцип положительного подкрепления.
• Принцип доверия (откровенности) – мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.
• Принцип уважительного отношения друг к другу.
Основные знания, умения и навыки, формируемые в ходе реализации программы:
• Умение подчинять свою деятельность массе обязательных для всех правил.
• Умение общаться друг с другом и с педагогом в рамках морально-нравственной нормы нашего общества.
•Овладение приемами запоминания.
•Целенаправленное выполнение задач на запоминание.
Условия реализации программы:
Наличие групповой комнаты или другого помещения со свободным пространством для встреч, где могут размещаться рабочие зоны: для творческой работы (столы, стулья), для активной деятельности (ковёр).
Последовательное выполнение задач, поставленных программой. Чёткие требования , как к педагогу, выполнению поставленной цели.
Умение использовать свой психологический багаж знаний для привлечения к процессу взаимодействия воспитателей и родителей и создание возможности сделать их своими единомышленниками.
Материалы, используемые в работе: ксерокопии бланков заданий и упражнений.
Оборудование: классная доска, мел, губка, цветные карандаши или фломастеры, белые листы бумаги формата А4, мяч, колокольчик.
Контроль результатов: беседа с родителями и воспитателем, контрольные самостоятельные задания.
Сроки реализация программы: Программа рассчитана на 8 недель с учётом возрастных особенностей детей начальной школы(6-7лет).
Структура занятий: В начале занятия детей необходимо настроить на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим:
1.Ритуал приветствия
2. Игры и упражнения
3. Ритуал прощания
Форма работы: групповая.
Основные методы: дидактические игры и упражнения.
Продолжительность занятия: 30-35 мин.
Проведение занятий: 2 раза в неделю.
Количество человек: 11 человек.
Данная программа может послужить основой для создания других систем коррекционной работы с детьми первого класса по развитию познавательных и творческих способностей.
Таблица 2. Тематическое планирование
№ занятия | Содержание | Описание игр и упражнений | Материалы |
Вводное | Создание условий для знакомства с участниками группы, установления между ними положительного эмоционального контакта, снятия барьеров в общении | 1.«Давайте познакомимся». Детям предлагается назвать свое имя и придумать одно прилагательное, характеризующее его, например: «Я, Маша, красивая» По цепочке дети называют свое имя, одно прилагательное и вспоминают как зовут остальных участников группы. 2. «Я положил в мешок». Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет что-нибудь свое: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут…» (порядок тот же). | |
1. Занятие | 1. Развитие логической памяти 2. Развитие слуховой памяти 3. Создание ассоциативных связей | 1. Игра «Запомни слова». Предлагается запомнить слова к картинкам: - картинки: корова, курица, книга, веник, игла, рыба, яблоко, ландыш, пирог; - слова: молоко, цыпленок, читать, уборка, шить, река, сад, душистый, вкусный. 2. Игра «Собираем букет». Первый участник собирает 1 цветок в букет. Второй повторяет и добавляет свой. Третий повторяет 2 цветка и добавляет в букет свой цветок и т. д. 3. Игра «Пиктограмма». Детям для запоминания предлагается 7-10 словосочетаний: мальчику холодно, девочка плачет, папа сердится, бабушка отдыхает, мама читает, дети гуляют, пора спать. Каждое последующее словосочетание проговаривается только после того, как сделан рисунок. После окончания работы взрослый просит воспроизвести детей, словосочетания опираясь на сделанные рисунки. | Карточки с картинками и словами. Тетради, простые карандаши, карточка со словосочетаниями. |
2. Занятие | 1. Развитие вербальной памяти 2. Развитие моторно-слуховой памяти. 3. Развитие образной и логической памяти | 1. Игра «Каскад слов». Детям предлагается повторить слова в той же последовательности: -вода; -огонь, дым; -тетрадь, ручка, карандаш; -сосна, береза, клен, тополь; -машина, трактор, автобус, троллейбус, трамвай; -стол, стул, кровать, диван, кресло, шкаф; -ромашка, одуванчик, василек, лилия, роза, фиалка, ландыш; -платье, сарафан, футболка, шорты, брюки, куртка, комбинезон, свитер; -яблоко, груша, банан, апельсин, мандарин, лимон, виноград, гранат, киви; -огурец, помидор, картофель, свекла, морковь, кабачок, баклажан, лук, чеснок, редис. 2. Игра «Повтори за мной». Дети стоят возле стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполненные движения: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные. 3. Игра «12 картинок». Детям предлагается на основе 12 картинок (в виде таблицы) составить рассказ. Когда задание выполнено, взрослый убирает картинки и просит детей воспроизвести увиденные образы, но при этом не использовать связный рассказ, а просто перечислить их. | Карточка с набором слов. Карандаш. Таблица с картинками |
3. Занятие | 1. Развитие ассоциативной и логической памяти 2. Развитие зрительной памяти. 3. Создание ассоциативных связей | 1. Игра «Подбери картинку». Нужно подобрать 7-10 слов, которые предлагаются для запоминания, а также набор карточек с картинками (20-30). Картинки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминанию слов: лес, животное, обед, огород, одежда, посуда, цветок, мебель, машина, книга. 2. Игра «Запомни порядок». Дети выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой. 3. Игра «Пиктограмма». Детям предлагается для запоминания 7-10 словосочетаний: мальчику холодно, девочка плачет, папа сердится, бабушка отдыхает, мама читает, дети гуляют, пора спать. Каждое словосочетание проговаривается только после того, как сделан рисунок. | Набор карточек с картинками. Тетради, простые карандаши, карточка со словосочетаниями. |
4. Занятие | 1. Развитие зрительной и логической памяти 2. Развитие моторно-слуховой памяти. 3. Развитие образов, эмоции и слуховой памяти | 1. Игра «12 картинок». (см. задание 2) 2. Игра «Повтори за мной» Дети стоят возле стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполненные движения: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные. 3. Игра «Представьте себе». | Карандаш Карточка со словосочетаниями |
5. Занятие | 1. Развитие словесно-логической памяти 2. Развитие моторно-слуховой памяти. 3. Развитие зрительной памяти | 1. Игра «Магазин». Взрослый предлагает запомнить слова и говорит: «Мы идем в продуктовый магазин. Нам, нужно, купить: чай, сахар, творог, сметану, хлеб, колбасу, яблоки, бананы, огурцы». 2. Игра «Запомни движения». Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Запомнив очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке. 3. Игра «Пуговицы». Детям предлагается запомнить расположение пуговиц на карте и по памяти, на своих картах, выложить в том же порядке пуговицы. Постепенно увеличивается число пуговиц и комбинаций. | Карточка с набором слов. Таблицы (карты) 3×3, по3 пуговицы на каждого ребенка. |
6. Занятие | 1. Развитие образной памяти 2. Развитие зрительной памяти 3. Развитие ассоциативной или логической памяти | 1. Игра «Что вам запомнилось». Закройте глаза и вообразите следующие картины: Коробка конфет. Коробка конфет на столе. Коробка конфет на верхней полке. Ребенок на скамейке. Ребенок с мамой сидят на скамейке. Плачущий ребенок на скамейке. Птичка, клюющая корм в саду. Птичка, купающаяся в луже. Птичка, спасающаяся от кошки. Расскажите, что вам запомнилось» 2. Игра «Запомни порядок». (см. задание 3) 3. Игра «Подбери картинку». Детям предлагается подобрать 7-10 слов, которые предлагаются для запоминания, а также набор карточек с картинками (20-30) Картинки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминанию слов: насекомые, транспорт, сад, лето, фрукт, зверь, вода, инструменты, грибы, птица. | Карточка со словосочетаниями. Набор картинок, карточка с набором слов. |
7. Занятие | 1. Развитие зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, тактильной памяти 2. Развитие слуховой памяти 3. Развитие зрительной памяти | 1. Игра «Представьте себе» Ведущий предлагает детям: «Сейчас я буду читать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа памяти) слова. Услышав (увидев) слово, представьте себе и расскажите о внешнем виде предмета, его вкусе, запахе, звуках, которые он может издавать. Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом». Бумага, гнездо, кот, колесо, палка, фильм, блин, счастье. 2.Игра «Собири букет» (см. занятие 1) 3. Игра «Пуговицы». (см. занятие 5) | Карточка с набором слов |
8. Занятие | 1. Развитие слуховой памяти 2. Развитие зрительно-моторной и эмоциональной памяти. 3. Развитие словесно-логической памяти | 1. Игра «Внимательный слушатель» Детям предлагается прослушать рассказ. Затем воспроизвести рассказ устно. «Плохой сторож» У одной хозяйки мыши съели в погребе сало. Тогда она заперла в погреб кошку. А кошка съела и сало, и мясо, и молоко. 2. Игра «Запомни эмоции» Ведущий стоит перед группой детей, у которых на лицах выражены разные виды эмоций, он запоминает их и отворачивается, в этот момент один ребенок меняет выражение лица, когда ведущий разворачивается к детям, то он должен угадать, кто изменил выражение лица. 3. Игра «Запомни пару». Детям медленно зачитывается 10 пар слов, между которыми есть смысловая связь: тарелка-суп, почта-письмо, зима-снег, булка-мука, карандаш-бумага, машина- дорога, мультфильм-телевизор, буква-книга, сапог-нога, рыба-вода. Через 1-2 мин. Зачитывается лишь первое слово каждой пары, а ребенок припоминает второе слово. | Карточка с текстом рассказа. Карточка с набором слов связанных по смыслу. |
9. Занятие | 1. Развитие логической, кратковременной и оперативной памяти 2. Развитие моторно-слуховой памяти 3. Развитие зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, тактильной памяти 4. Развитие долговременной памяти | 1. Игра «Запомни 10 слов». Детям называются 10 слов для запоминания: ночь, лес, дом, окно, кот, стол, пирог, звон, игла, огонь. Детям предлагается составить рассказ из 10 слов: «ночь в лесу, в дом через окно влез кот, прыгнул на стол, съел пирог, но разбил тарелку, послышался звон, он почувствовал, что осколок впился в лапу как игла и он ощутил в лапе ожог, как от огня». Можно мысленно складывать слова в одну картинку (или рассказ). Ночью в лесу стоит дом с окном, в доме стол, на столе – пирог, игла, кот, огонь, разбивает окно, слышится звон». 2. Игра «Запомни свою позу». Дети стоят в кругу или в разных местах комнаты, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда начинает звучать музыка, все дети разбегаются, а с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу. 3. Ведущий предлагает детям: «Сейчас я буду читать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа памяти) слова, услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т.п. например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом». Шерсть, телега, волосы, роза, платок, слеза, ботинок, птица. 4. Игра «Запомни 10 слов». Детям предлагается вспомнить 10 слов, которые предъявляли для запоминания в начале занятия. | Карточка с набором слов. Карточка с набором слов. Карточка с набором слов. |
10. Занятие | 1. Развитие зрительной, кратковременной и оперативной памяти 2. Развитие зрительно-моторной и эмоциональной памяти. 3. Развитие слуховой памяти 4. Развитие долговременной памяти | 1.Игра «Запомни и нарисуй» Детям зачитывается с установкой на запоминание 10 слов: книга, луна, звон, мед, вода, окно, лед, день, гром, брат. Детям предлагается к каждому слову сделать рисунок, который бы помог ему, потом вспомнить эти слова. 2. Игра «Запомни эмоции» (см. занятие 8) 3. Игра «Внимательный слушатель». Детям предлагается прослушать рассказ. Затем один ребенок воспроизводит рассказ устно, а остальные дети оценивают правильность и точность передачи. «Девочка и птичка» Жила-была девочка Зина. Пошла Зина один раз в садик гулять. Вдруг видит: маленькая птичка лежит на дороге и пищит. Девочка поймала мушек, дала птичке покушать и потом положила птичку в гнездышко. 4. Игра «Запомни 10 слов». Детям предлагается вспомнить 10 слов, которые предъявляли для запоминания в начале занятия. | Карточка с набором слов. Карточка с набором слов. |
11. Занятие | 1. Развитие зрительной памяти 2. Развитие моторно-слуховой и пространственной памяти 3. Развитие словесно-логической памяти | 1. Игра «Фигуры по порядку». Детям предлагается карточка с четырьмя геометрическими фигурами в ряд. Время демонстрации одной карточки — 10 секунд. После демонстрации одной из карточек следует попросить ребенка нарисовать фигуры в той последовательности, в которой они были изображены на карточке. 2. Игра «Запомни позу». Дети стоят в кругу или в разных местах комнаты, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда начинает звучать музыка, все дети разбегаются, а с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу. Ребенок-водящий выполняет правильность выполнения (задать 3-4 позы). 3. Игра «Запомни пару». Медленно зачитывается 10 пар слов, между которыми есть смысловая связь: шум-вода, стол-обед, мост-река, рубль-копейка, лес-медведь, дуб-желудь, дичь-выстрел, рой-пчела, час-время, гвоздь-доска. Через 1-2 мин. Зачитывается лишь первое слово каждой пары, а ребенок припоминает второе слово. | Набор карточек с геометрическими фигурами (на каждой карточке расположены 4 фигуры в ряд) Карточка с набором слов связанных по смыслу. |
12. Занятие | 1. Развитие зрительной памяти 2. Развитие моторно-слуховой памяти 3. Развитие слуховой памяти. | 1. Игра «Запомни фигуры по цвету». Детям предлагается для запоминания 5 карточек разного цвета с изображенными на них значками (цифры, буквы, геометрические фигуры). Время запоминания - 15 сек. Далее на пустых бланках детям нужно самостоятельно воспроизвести увиденное. 2. Игра «Зоопарк». Ведущий бросает мяч ребенку, называя животное. Ребенок ловит мяч, повторяет то животное, которое назвал ребенок, вспоминает другое животное, называет его, бросает мяч другому ребенку и т.д. 3. Игра «Дятлы». «Давай поиграем в двух сказочных дятлов: маленького и большого. Я буду большим дятлом, а ты - маленьким дятлом, который учится сообщать жителям леса о том, какая будет погода. Большой дятел будет сообщать маленькому, как надо стучать клювом, а маленький будет повторять за большим. Вот тебе тоже карандаш, ты будешь стучать им по столу после того, как я закончу стучать. Стучать карандашом надо точно так, как я буду это делать. Давай попробуем». Занятие проводится так, чтобы ребенок видел, как взрослый стучит по столу карандашом. | Набор карточек (каждая карточка определенного цвета и имеет определенный знак) Мяч Карандаши |
13. Занятие | 1. Развитие логической, кратковременной и оперативной памяти 2. Развитие зрительной памяти 3. Развитие моторно-слуховой памяти 4. Развитие долговременной памяти | 1. Игра «Запомни 10 слов» Детям называется 10 слов для запоминания: книга, машина, кукла, самолет, цветы, небо, сосед, арбуз, костюм, ручка. Детям предлагается составить рассказ из 10 слов: «мальчик с книгой в руках поехал на машине с куклой до аэродрома, на котором находился самолет, а рядом с самолетом росли цветы, самолет взлетел в небо, увез соседа вместе с арбузом, сосед был одет в костюм, в кармане которого находилась ручка.» 2. Игра «Запомни фигуры по цвету». (см. занятие 12) 3.Игра «Запомни движения». (см. занятие 5) 4. Игра «Запомни 10 слов». (см. занятие 9) | Карточка с набором слов. |
14. Занятие | 1. Развитие образной памяти 2. Развитие – зрительно моторной памяти 3. Развитие словесно-логической памяти | 1. Игра «Придумай рассказ». Детям предлагается составить рассказ по таблице с геометрическими фигурами. Затем, взрослый зачитывает рассказ, а дети на пустом бланке зарисовывают фигуры. 2. Игра «Разведчики». Из группы выбирается «разведчик» и «командир», остальные - «отряд». В комнате хаотично расставлены стулья. «Разведчик» ходит между стульями с разных сторон. «Командир» наблюдает за действиями «разведчика». Затем проводит отряд по тому пути, который был ему показан «разведчиком». Потом второй «разведчик» показывает новый путь и другой «командир» повторяет его. 3. Игра «Запомни пару». Детям медленно зачитывается 10 пар слов, между которыми есть смысловая связь: Тарелка - суп, почта - письмо, зима - снег, булка - мука, карандаш -бумага, машина - дорога, мультфильм - телевизор, буквы - книга, сапог - нога, рыба - вода. Через 1-2 мин. Зачитывается лишь первое слово каждой пары, а ребенок припоминает второе слово. | Таблица с геометрическими фигурами (в таблице 6-8 фигур), Карточка с набором слов связанных по смыслу. |
15. Занятие | 1.Развитие зрительной и логической памяти 2. Развитие моторно-слуховой памяти 3. Развитие механической памяти. | 1. Игра «Придумай рассказ». (см. занятие 14) 2. Игра «Запомни свое место» В зале каждый ребенок запоминает «свое место». Например, у одного ребенка это место угол, у другого стул, у третьего – окно у двери, у четвертого – центр зала т д. Затем все дети собираются в группу, около ведущего и ждут команды. По команде ведущего «Место!» они разбегаются по своим местам, водящий проверяет правильное выполнение задания. 3. Игра «Запомни пару». Детям медленно зачитывается 10 пар слов для запоминания: книга-окно, ручка-тучка, вилка-дело, сосна-ложка, спина-лампа, корова-стол, ящик-палец, число-крыша, ножик-лето, корзина-свеча. Затем зачитывается лишь первое слово каждой пары, а ребенок припоминает второе слово. | Карточка с набором слов не связанных по смыслу |
16. Занятие | 1. Развитие словесно-логической памяти 2. Развитие зрительно-моторной памяти 3. Развитие механической памяти | 1. Игра «Магазин». Взрослый предлагает запомнить слова и говорит: «Мы идем в молочный магазин. Нам, нужно купить: молоко, кефир, сметану, творог, ряженку, сливки, масло, сыр, йогурт.» 2. Игра «Разведчики». (см. занятие 14) 3.Игра «Запомни пару». Детям медленно зачитывается 10 пар слов не связанные по смыслу слова для запоминания: жук - кресло, перо - вода, очки - ошибка, колокольчик - память, голубь - отец, лейка - трамвай, гребенка - ветер, сапоги - котел, замок - мать, спичка - овца, терка - море, салазки - завод, рыба - пожар, топор - кисель. Через 1-2 мин. Зачитывается лишь первое слово каждой пары, а ребенок припоминает второе слово. | Карточка набором слов. Карточка с набором слов не связанных по смыслу. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.:1991.- 176с.
2. Житникова Л. М. Учим детей запоминать. - Изд. 3-е, доп. - М., 1991.
3.Новоселова С.Л. Игра дошкольника -М.: Просвещение, 1989. -286 с.
4.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Издат. центр ВЛАДОС.,1995.-291с.
5.Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. М.: 1996.-128с.
6.Черемошкина Л. В. Как лучше запомнить все то, что узнал / Энциклопедия воспитания и развития дошкольника. - Ярославль: Академия развития, 2001. – 366с.
Приложение 5
Рекомендации родителям
При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идёт речь, используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).
Для улучшения процесса памяти, воспитывайте у детей приёмы осмысленного запоминания и припоминания, умения:
- анализировать, выделять в предметах определённые связи, признаки, сравнивать предметы явления между собой, находить в них сходства и различия.
52