Консультация для родителей на тему «Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр»
Консультация для родителей на тему
«Развитие сенсорных способностей детей
посредством дидактических игр»
Актуальность темы.
Данная тема актуальна во все времена, поскольку умственное развитие ребенка и развитие речи напрямую зависят от сенсорного развития ребенка. Особенно актуален этот вопрос для группы детей раннего развития, воспитателем которой я являюсь.
Такую консультацию можно провести как со всеми родителями, с группой родителей, так и при индивидуальном общении.
Данная консультация ориентирована на удовлетворение запросов родителей.
Цель проведения консультации: активизация знаний родителей и повышение их педагогической грамотности в вопросе развития сенсорных способностей ребенка посредством дидактических игр.
Консультация проводится с использованием мультимедийных средств.
- Доклад
Сенсорное развитие – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущать», это формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.д
Каково же значение сенсорного развития?
Значение состоит в том, что сенсорное развитие является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное развитие способствует усвоению сенсорных эталонов.
Выделяют такие эталоны:
- цвета (красный, желтый, синий, зеленый);
- формы (треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, круг);
- величины (большой, маленький), к концу первой младшей группы – самый маленький;
- вкуса (сладкий, кислый, горький, соленый;
- эталоны обоняния (аромат цветов, духов, запах гари, пищи и другие запахи).
- эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, вправо, влево),
- Эталоны времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето и т.д.);
- ну и эталоны осязания (гладкий, пушистый, колючий и т.д.).
Сенсорное развитие влияет на расширение словарного запаса ребенка. Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире.
Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребенка к предметам окружающего мира. Сенсорное развитие может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
В каждом возрасте перед сенсорным развитием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируются устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.
В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух, т.е. различение речевых звуков. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.
В семье необходимо создать предметно-развивающее пространство. Игрушки ребенка должны быть изготовлены из различных материалов, нужны игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и проч.
Нужны игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука. Шумящие и гремящие игрушки можно изготовить самостоятельно и даже вместе с ребенком.
Также необходимо иметь несколько видов мозаике, шнуровок, конструкторов;
Детям необходимы книги с изображением окружающих предметов, животных.
Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребенка.
Уважаемые родители, перед нами стоит серьезная задача развития детей дошкольного возраста, в частности сенсорное воспитание. Сенсорное развитие – это и развитие у детей мелкой моторики пальцев, и разнообразные движения руки при выполнении любых манипуляций с предметами.
Родители, как вы думаете, какие материалы являются самыми доступными в решении данного вопроса?
(5.7.сек на раздумывания родителями)
Действительно, таким доступным материалом являются песок, вода, крупы и строительные материалы.
Игры с песком и водой не только развлечение, но и естественный способ укрепления здоровья. Такие игры благотворно влияют на эмоциональную сферу детей, успокаивают, создают умиротворенное настроение.
Играя с природным материалом, кубиками, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся трудолюбию и терпению, они развивают мелкую моторику, координацию движений, получают представление о понятиях «много-мало», «медленно-быстро», «короткий-длинный» начинают знакомиться с геометрическими фигурами и формами, с цветами радуги.
Игры с природным и строительным материалами не могут быть одинаковами всегда. Они развиваются, меняются приемы и способы взаимодействия с этими материалами, меняются задачи дидактических игр, поэтому и развивающая среда дома должна быть продуманной с учетом возраста, гендерных и индивидуальных особенностей ребенка. И всегда, я хочу подчеркнуть слово «всегда» ребенка должен ждать сюрпризный момент)) Без этого не бывает занятия или игры.
- Игра – как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста (практикум для родителей)
А сейчас, уважаемые родители, я хочу показать вам, как мы играем с детками на занятиях.
Игра «Собери цветок»
Цели, которые я преследую, предлагая эту игру:
- формирование и развитие сенсорных эталонов,
- правильное соотношение, узнавание и называние цвета,
- развитие зрительно -кинестетических связей,
- развитие мелкой моторики,
- развитие внимания.
Вариант игры:
- «Найди и покажи такой же»,
- «Подбери по цвету»,
- «Составь цветок».
Способы действия ребенка: активно-самостоятельный, активно-целевой.
Игра «Рамки и вкладыши»
Цели, которые я преследую, предлагая эту игру:
- формирование и развитие сенсорных эталонов,
- развитие тактильных ощущений
- развитие мелкой моторики,
- развитие зрительного и произвольного внимания,
- развитие прослеживающей, глазодвигательной функции глаза
Вариант игры:
- «Открой и закрой окошки во всех домиках»
- «На что похоже окошко»
Дидактическая игра «Тактильные дорожки»
Цели, которые я преследую, предлагая эту игру: активизация психических процессов (мышления, внимания, восприятия) путем ощупывания, хождения по дорожкам;
Развитие речи, координации зрительных и тактильных анализаторов, развитие мелкой и общей моторики.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цели, которые я преследую, предлагая эту игру: развитие исследовательских способностей путем, его обследования предмета на ощупь не вынимая из мешка, обучение определению и называнию его формы, размера, тактильных ощущений (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, гладкий и проч.)
Также можно вынуть предмет из мешка и подобрать к нему «Пару» из предложенных вариантов по тождественным признакам.
Дидактическая игра
Цели, которые я преследую, предлагая эту игру: освоение метода мыслительных операций, формирование умения действовать на основе собственного опыта, изучать форму, цвет, размер, учиться сопоставлять пи подбирать предмет «такой же» ил «не такой», «похожий/не похожий».
- Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»
Игра «песочница» на кухне
Возьмите дома плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким слоем равномерно рассыпьте по нему манную крупу (можно любую мелкую крупу) и предложите ребенку порисовать пальчиком по крупе.
Попробуйте вместе нарисовать пальчиком какой-нибудь сюжет.
Можно поиграть так: ребенок рисует – вы отгадываете или, наоборот, Вы рисуете, а ребенок отгадывает, что нарисовали вы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего ребенка., плюс к этому развивает его фантазию, помогает побороть страх, ведь, если не получилось, легко исправить)
Игра «Мозаика из крышечек»
Следующий стол с крышками.
Для данной игры можно использовать как пуговицы, так и крышки от пластиковых бутылок.
Попробуйте вместе с ребенком выложить какой-нибудь узор. Предложите ему самому придумать узор или рисунок. В таких играх мы закрепляем формирование такого сенсорного эталона, как цвет, при использовании пуговиц, можно закрепить еще форму и размер.
Игры с крупами.
Подхожу ко столам с контейнерами с крупой
Дети очень любят играть с крупами, это не только приятные тактильные ощущения, самомассаж, но и возможность пошалить. В глубокую емкость насыпаем любую крупу и запускаем в нее руки. Можно прятать, а потом отыскивать предметы,
Можно искать одинаково звучащие коробочки;
Если использовать фасоль и горох, то ребенку можно предложить игру «Золушка», отделять фасоль от гороха.
Попробуйте сами, а потом предложите ребенку взять одну фасолинку большим и указательным пальцем, большим и средним, большим и безымянным), большим и мизинцем)) получается? А деткам это выполнить очень трудно!
Теперь, если вы дома будете устраивать такие тренировки и соревнования, то мелкая моторика вашего ребенка будет развиваться гораздо быстрее.
- Подведение итогов.
Наша консультация подходит к концу. Очень надеюсь, что сегодняшний разговор был вам не только интересен, но и полезен.