Статья «Развитие у детей среднего дошкольного возраста грамматического строя речи посредством дидактических игр и упражнений»

7
0
Материал опубликован 15 October 2018 в группе

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 

общеразвивающего вида № 42 «Веснушка»

 


Развитие у детей среднего дошкольного возраста

грамматического строя речи посредством дидактических игр и упражнений.

 

                                                               Составила: Каратаева Г.В. воспитатель 1 квалификационной категории

 

    Дошкольный возраст – это время, когда детям необходима помощь в приобретении коммуникативных и речевых умений и навыков. Проблема развития грамматического языка ребенка основывается не только на данных известных ученых и педагогов таких как: Л.С.Выготский, В.В.Виноградов, А.В.Запорожец, Е.А.Флерина, Е.И.Тихеева и др. По мнению многих ученых и педагогов на современном этапе, главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

    Обучение языку и развитию речи ребенка рассматривается на государственном уровне, который отображен в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образованиям (ФГОС ДО). ФГОС ДО предполагает решение следующих задач: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

  На пятом году жизни ребенка происходит заметные изменения в освоении способов словообразования. Словообразование - создание нового слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.  Осваивается новый вид словообразования - называется ( номинация) предметов, при котором в структуре слова отражаются связи данного предмета с его функцией или с другими предметами. Например: сахарница- посуда для сахара. 

   Дети в этом возрасте, проявляют активность в  экспериментировании со словом. Нам педагогам, для удовлетворения потребностей ребенка в речевом развитии следует поддерживать природную активность ребенка, его смелые эксперименты со словом. А для этого нужен демократический стиль общения, достаточное количество игрушек и материалов для деятельности. Так же полезно системно играть с детьми в дидактические игры и упражнения. Например, дидактическая игра как «Страшный зверь» описанная ниже, может использоваться педагогами в тематической неделе «Домашние животные» или «Детёныши животных».

Дидактическая игра «Страшный зверь»

Цель: Соотносить названия животных и их детёнышей.

Материал: Игрушки (картинки): кошка и котята, собака и щенята, курица с цыплятами, утка с утятами, сорока.

Ход игры:

Воспитатель:

-Я вам расскажу историю. У девочки Вари была кошка с…..(котятами), собака со ….(щенятами), утка с ….(утятами), курица с ....(цыплятами).

Рассказ воспитателя сопровождается показом игрушек или картинок.

- Как – то раз утята прибежали к реке, стали нырять и плавать, а котята и цыплята смотрят на них. Вдруг слышат: «Тра-та-та-та-та – тах! Испугались малыши и побежали к своим мамам. Котята к … (кошке), щенята к … (собаке), утята…(к утке), цыплята… (к курице). Успокоили мамы своих детенышей и снова прибе6жали к воде утята. От кошки бегут…(котята), от собаки побежали …(щенята), от курицы …(цыплята). И вдруг снова: «Тра-та-та- та- тах!». Опять побежали малыши к своим мамам : утята …( к утке), щенята…( к собаке), цыплята…(к курице), котята…(к кошке). И спрашивают: «Кто так страшно трещит?». Смотрят - метнулась к лесу птица какая-то: сама черная, бока белые, хвост длинный. Затрещала: Тра-та-та-та-та – тах!, да и скрылась. Кто же напугал малышей – и утят, и котят и щенят, и цыплят?

Картинка - подсказка демонстрируется после первых ответов детей.

-Как вы думаете, нужно ли сороку бояться?

Использованная литература:

1.«Речь и речевое общение детей». А.Г Арушанова – М.: Мозайка-Синтез,1999.

2.«Программа развития речи дошкольников» О.С.Ушакова- М.: ТЦ Сфера,2013.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М.: Центр педагогического образования ,2014

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации