Ребятушки-Домовятушки

7
0
Материал опубликован 19 April 2021

Автор публикации: А. Заремская, ученица 5Б класса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»

с. Малоенисейское, Бийского района







УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА



Направление конкурса – литературное чтение






Ребятушки - домовятушки


t1618833127aa.gif










Выполнила:

ученица 5 б класса

Заремская Александра Андреевна

МБОУ «Малоенисейская СОШ»


Научный руководитель:

учитель начальных классов

Карташова Наталья Анатольевна





с. Малоенисейское,

Оглавление

Введение 3

Глава I. Теоретическая часть 5

1.1. Что за чудо-домовой? 5

1.2. Домовой в народных верованиях 8

Глава II. Практическая часть 13

2.1. Анкетирование учащихся и взрослых по теме исследования 13

2.2. Исследование произведений о домовом в русском фольклоре и русской литературе 15

Заключение 20

Список источников и литературы 21

ОГЛАВЛЕНИЕ 26

ВСТУПЛЕНИЕ Глава: I. ДОМОВОЙ Глава: II. ЗНАХАРЬ И ЗНАХАРКА Глава: III. КЛИКУШЕСТВО И ГАДАНЬЕ Глава: IV. ЗАГОВОРЫ Глава: V. ВОДЯНОЙ Глава: VI. МОРЯНЫ 26


Введение

Сегодня во всём мире наблюдается небывалый интерес к славянской культуре, предшествующие поколения донесли до нас и сделали понятными многие обычаи, однако многое было и забыто. А вот народную память так просто не "откорректируешь", поэтому и живут в памяти людей домовые, водяные, лешие и т.д.

На уроках литературы и внеклассного чтения учащиеся чаще знакомимся с героями мифов Греции, Египта, Скандинавии. Но ведь в русской мифологии очень много интересных, малоизвестных мифологических существ. Об одном из них мне захотелось узнать подробнее. В наши дни вера в домового, крошечного сухощавого старичка, который незаметно живет в доме и помогает его хозяевам во всех их начинаниях, жива - это не только дань языческим традициям, но и прекрасный способ «оздоровить» обстановку в семье. Ведь своего домового люди формируют сами: чем меньше в наших домах скандалов и злых слов, чем больше любви и уважения – тем сильнее, добрее и заботливее наш «персональный защитник».

В нашей работе мы рассмотрим образ домового в русской фольклорной и литературной традиции. Домовой – частотный образ народной демонологии – «нечистой силы». Его начало связывают с мифологией восточных славян. Надеемся, что некоторые тайны удастся открыть в данной исследовательской работе.

Тема, выбранная нами актуальна на сегодняшний день, так как каждый образованный человек должен знать культурные традиции своего народа и почитать их, так как изучение этих традиций позволяет приобщиться к национальной культуре, духовно-нравственным ценностям своего народа, сформировать эстетический вкус, воспитать уважение и интерес к народным традициям пускай через мифического героя – домового

Объект исследования – фольклорный персонаж-домовой

Предмет исследования – русский фольклор и литературные традиции.

Цель моего исследования: изучить и проанализировать образ домового в русской литературе и русском фольклоре.

Гипотеза: предположим, что в современном мире сохранился интерес к народным традициям и тому подтверждение фольклорный персонаж Домовой

Задачи исследования:

Познакомиться с историей происхождения домовых

Изучить жизнь домовых

Проанализировать произведения русской литературы и русского фольклора, в которых присутствует образ домового

Доказать, что домовой является вымышленным персонажем

Провести опрос и анкетирование учащихся и жителей села по теме исследования

Сделать соответствующие выводы

Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы:

Теоретические

изучение литературы по данной проблеме;

анализ собранного материала;

обобщение.

Эмпирические

Анкетирование

Интервьюирование

Математические

Диаграммы

Таблицы

Практическая значимость:  собранный материал может быть использован на уроках литературного чтения, внеклассных мероприятиях по литературе, классных часах

Глава I. Теоретическая часть Что за чудо-домовой?

Слово Домовой в словаре Ожегова - ДОМОВОЙ, -ого,м. В славянской мифологии: сказочное существо, обитающее в доме, злой или добрый дух дома.

Слово Домовой в словаре Д.Н. Ушакова - ДОМОВО́Й, домовая, домовое.

1. То же, что домовый (·прост. ).

2. в знач. сущ. домовой, домового, ·муж. По народному поверью - сверхъестественное существо, живущее в каждом доме.

Словарь славянских духов и нежити нам даёт своё определение домовому: — представитель очага, по первоначальному значению есть бог Агни, тождественный Перуну-громовержцу. Как воплощение огня, пылающего на домашнем очаге, домовой чтился как основатель и владыка рода. Это — малорослый старик, весь покрытый теплою, косматою шерстью.

В мифологических представлениях домовой — домашний дух, хозяин и покровитель семьи, обеспечивающий благополучие ее жизни. В народном сознании домовой воспринимался как умерший предок, глава рода и его хозяин. Об этом свидетельствует, например, рассказ о происхождении домового, записанный в крестьянской среде довольно поздно, в ХХ веке:10

«Хозяин все слышит, что мы говорим. Дом охраняет. Домовой из тех, кто жил тут, — это душа чья-то, может, отец, мать или братья. Если не уважить его — он и колотить будет, спать не будешь. Он хозяин надо всем»

Согласно некоторым мифологическим рассказам, домовыми становятся умершие «неправильной» смертью. Для домового в крестьянской среде существовало довольно большое число наименований, каждое из которых возникло на основе традиционных представлений о его природе, статусе, функциях, характеристиках, действиях. Так, одно из наиболее распространенных именований домового — «суседка», так как он жил с людьми в одном доме. К домовому часто обращались, называя его «господарем», «дедушкой», «кормильцем», «хозяином». Рассказывая о нем, звали «большаком». Все эти именования отражают осмысление образа домового как старшего в доме, невидимого «хозяина» дома. В то же время названия типа «жировой черт», «лихой» подчеркивают его принадлежность к разряду демонологических существ, к нечистой силе. Многие из имен домового указывают на его местопребывание. 4

В народе считали, что в избе он обычно находится за печью или под нею, в голбце или в подполье: отсюда именования «запечник», «подпечник», «голбешник», «подпольник». Зачастую также полагали, что домовой может находиться во дворе, и называли «дворовым» или «хлевником». Во многих местах на Русском Севере произошло слияние мифологических образов домового и дворового. Обычно если они противопоставлялись друг другу, то домовой отвечал за пространство жилого пространства избы, а дворовой — за двор, где находились подсобные помещения, а также место для домашнего скота. Еще одно именование — «доброхотушко» — свидетельствует о восприятии домового крестьянами как доброжелательного к человеку существа. 8

На Русском Севере полагали, что в том доме, где есть мужчины, домовой — тоже мужчина, если же в семье нет мужчин, а одни только женщины, то их домашней покровительницей является мифологическое существо женского пола — домовиха. Соответственно в народных поверьях они представлялись в мужском или женском облике. Чаще всего домового воображали в виде маленького старичка, покрытого шерстью или волосами, или, наоборот, — большим стариком, ростом под потолок, в белой одежде.

Излюбленными местами домового, кроме печи, считались красный угол, подполье, клеть, чердак, порог. Кое-где были убеждены, что он обитает под веником, который обычно находился около порога.

Происхождение домового6

Из книги « Мифы русского народа» узнали, что по одной из версий древние славяне молились Роду и Рожаницам. Под этими именами подразумевались души первых предков; основателей рода, ставшие его покровителями и являвшиеся прямыми предшественниками домовых.

По второй версии, одряхлевший от старости Род спустился с небес на землю, измельчал, размножился, получив своё продолжение в избяных дедушках домовых, обитавших в каждом славянском доме.

Существует и ещё несколько предположений о происхождении домового. Считается, что он своей волосатостью и заботой о домашних животных напоминает древнего «скотьего бога» Велеса. Иные уверены, что предком домового духа был последний сжатый сноп, который величали дедушкой- кормильцем, украшали лентами и ставили на зиму в дом до следующего сбора урожая. Имя домовой происходит от слова « дом». Однако его называют и по излюбленному им месту в доме: голбешник, запечник. Именуют его почтительно: хозяин, избяной большак, дедушка- браток, доброхотушка, хозяйнушка мохнатый, кормилец.

Характер Домового5

В русских поверьях домовой выступает как безраздельный хозяин дома, как добрый, строгий, но справедливый глава рода, чьи требования обязательны для домочадцев и чей гнев необходимо смягчить подношениями и признанием собственной вины. Наши предки были убеждены в том, что домовой- это покровитель дома, защитник скота. Он следит за тем, чтобы домочадцы жили мирно, и сурово наказывает зачинщиков ссоры, лжецов. (Приложение 1)

10 февраля именины Домового (Ефремов день). Полагают, что в эту ночь домовой глумится на дворах, для него ставят на загнетке кашу. На Ефремов день в старину "унимали домового" для "суседушки" (так по-другому называли домового) ставили мисочку с молоком, угощали, уговаривали не вредить хозяйству, а помогать, для этого приговаривали: "Хозяин-батюшка, побереги скотинушку". Домовой олицетворял души предков и считался покровителем семьи, а потому отношение к нему в народе всегда было уважительным. Считается, что ни в одной, даже самой лучшей квартире, не будет новоселам счастья, если не перевезти с собой домового. 11

Домовой в народных верованиях

Рассмотрим образ домового, как он представлен в народных верованиях, обратившись к справочной и исследовательской литературе. Это позволит нам составить подробный портрет домового, изучить его функции, ознакомиться с характером и особенностями этого мифологического персонажа. Домовой является наиболее известным представителем славянской демонологии. Его изучением занимались многие исследователи, начиная с конца 18 века.

Так, первое упоминание о домовом мы встречаем в труде М.Д. Чулкова «Абевега русских суеверий» (1786). (Приложение 1) Он дает такое определение домового: «Черт, под именем домового, он ходит в дом по ночам, в образе человека». 5

Очень подробно описан домовой у В.И.Даля («О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» (1845-1846)). Наименований у него много: «Домовой, домовик, дедушка, старик, постен или постень, также лизун, когда живет в подполье с мышами, — а в Сибири суседко». Тут же приводится обстоятельное описание внешности: «обыкновенно это плотный, не очень рослый мужичок, который ходит в коротком смуром зипуне, а по праздникам и в синем кафтане с алым поясом. 2

Опираясь на исследования многих ученых XVIII – XIX вв., Э.В. Померанцева в своей работе «Мифологические персонажи в русском фольклоре» (1975) систематизирует существующие верования о домовом, чтобы представить его целостный образ. Итак, первые исследователи рассматривали его и как «одну из ипостасей черта, нечистой силы» и устанавливали его тесную связь с домом и хозяйством. Образ домового является наиболее стабильным, потому что вера в него была общераспространенной и не вызывала никаких сомнений. Отличительной чертой домового Э.В. Померанцева называет то, что его воспринимают как не просто хозяина, а главу дома, который принимает непосредственное участие в жизни семьи. Отсюда следует и его забота о скотине, плохое отношение к недружным семьям, предсказывание будущего. О том, что домовой тесно связан не только с домом, но и с семьей, свидетельствует обычай, когда при переезде семья зовет его с собой. Как и представление о функциях и отношении домового к людям, столь же постоянным было и представление о его внешности (за некоторыми малозначимыми исключениями). О близости домового к черту или о способности принимать образ животного в народе говорится мало. 8

В последние два десятилетия, к концу XX – началу XXI вв, появилось множество изданий справочно-энциклопедического характера, в которых рассматривают образ домового.

В авторитетной энциклопедии «Мифы народов мира» (под ред. С.А. Токарева (1987-1988)) домовой определяется как дух дома. Однако здесь появляется и информация о связи домового с языческим богом Велесом.

А в «Словаре славянской мифологии» В.В. Адамчика (2008) упоминается, что домовой ходит в гости к другим домовым, и знается (а иногда дерется) с такими духами, как банник, овинник, лесовик.

Стабильность и частотность данного образа, тесно связанного в народном представлении с повседневным домашним бытом, объясняется уверенностью в существовании домового, так как было необходимо объяснять странные или загадочные происшествия. Народные поверья о домовом претворялись в устных народных рассказах, быличках, поверьях.

Упоминание о домовом в русском фольклоре и литературе

Загадочное существо восходит к фольклорному образу, навеянному народной фантазией и связанному со страхом перед необъяснимыми яв­лениями. «Былички» о домовиках, русалках, леших, водяных, кикиморах, шишиморах широко бытовали в народном сознании. В крестьянской среде было популярным рассказывать истории о невидимих духах, которые любят озорничать над человеком. Суеверы полагали, что эти существа принимали активное участие в жизни людей: василиски ухаживали за лошадьми, овинники обитали в сарае и заботились о животных, банник был хозяином в бане, а в доме - домовой. И если люди забывали оставить на ночь хлеб на столе или как-то обижали его, тот мог натворить все, что угодно. 9

Обратимся к русским бывальщинам, потому что они лучше любой сказки или легенды показывают волшебное существо в его обыденном состоянии и обыденное же отношение людей к этим существам, если согласиться с тем, что они реальны. 4

Вот бесхитростный рассказ: «Лошадка у нас тогда была. Наладился кто-то к нам ходить да косичку заплетать. Вот как-то однажды дед пошел в сарай - у лошади опять заплетены косички. Он про себя говорит: «Наверное, домовой». Смотрит – старичок сидит. Он и говорит:

- Сидишь? А тот сжался, малюхонький такой стал, да так тихонечко прокряхтел, сам косу-то плетет.

Мать моя частенько тоже говаривала, мол, уйдет куда-то, вернется, а в избе-то уж все прибрано маленьким таким старичком, седеньким».

Домовые часто становились объектом художественного восприятия романтиков. А.С.Пушкин, называя домового «покровителем дома и семьи», посвящает ему свое стихотворение под названием «Домовому»:

«Поместья мирного незримый покровитель, Тебя молю, мой добрый домовой, Храни селенье, лес и дикой садик мой И скромную семьи моей обитель»

Домовой из всех представителей так называемой "низшей мифологии" - самый близкий, понятный, можно даже сказать, свой персонаж. Читатель XVIII века не нуждался в объяснениях и комментариях, когда сталкивался с домовым в каком-нибудь литературном тексте, да и обращались к этому образу писатели той поры не для характеристики части народных представлений, а с сугубо поэтическими, художественными целями.

Литература 20-30-х годов XIX столетия, в связи с общим интересом к мифологии, к быту и мировоззрению простолюдина, сохранявшего преданья старины, сразу обратила внимание на личность домового. Примерно в одно время создаются несколько произведений о домовом, причем все они не похожи друг на друга, все рассказывают о своем "духе дома".5

В жанре баллады "Всем красны боярские конюшни...", так же отмечено полушутливое, полусерьезное послание Пушкина "Домовому". И еще очень много не столь известных поэтов и писателей обращались к образу домового. И сколько же тогда недошедших до нас произведений о нем? Обращаясь к народным поверьям, литераторы прошлого столетия обычно выбирали одну из черт сложного, амбивалентного образа домового. В быличках он очень разнообразен, да и именуется в зависимости от "амплуа": домовой, дворовый, запечник, жихарь, хлевник, старичок, живущий при лошадях, и т.п. Он одновременно добр и опасен; невидим, но всегда напоминает о себе; пугает и сторожит, заботится о благополучии дома и двора, но и изводит, выживает тех, кто ему не полюбился (лошадь, корова, чужой человек и т.п.).

Авторы литературных произведений из богатого набора характеристик останавливались, как правило, на чем-то одном. Исключение составляли писатели - выходцы из крестьян. Если они затрагивали тему верований народа, то в основу их произведений ложился достоверный фактический материал, разнообразный и многозначный. Там можно "найти отражение крестьянских поверий о домовом, который бережет скотину, иногда "шалит", первый чует смерть хо-зяина, предчувствует беду в доме, зовет хозяина на новое место, не любит пьяных и т.п." Литература первой половины XIX века, затрагивающая мир народной нечисти, с одной стороны, обильно цитировала крестьянские (шире - простонародные) былички, высказывания, объяснения, с другой - противопоставляла им доводы образованных людей, часто горожан-материалистов. Романтики при этом старались оставить читателя один на один с мнением тех и других, не отдавая явного предпочтения ни крестьянским доказательствам, ни логическим умозаключениям образованных героев, не высказывая своей авторской точки зрения. 3

Рубеж XIX-XX столетий, с одной стороны, продолжил традицию описания народных мифологических представлений, преподнося их читателю в виде прямых цитат из фольклорных рассказов, с другой - внес много нового, переосмыслив народные образы или придав им совершенно иной смысл, наделив их художественными функциями, не присущими фольклору.

Глава II. Практическая часть 2.1. Анкетирование учащихся и взрослых по теме исследования

Первым этапом нашего исследования стало проведение анкетирования, интервьюирования и опроса среди учащихся 1-4,5-7 классов, в котором приняли участие 97 учащихся начальных классов. Данный этап необходим для того, чтобы понять, насколько осведомлены учащиеся школы о фольклорном персонаже - Домовом.

Учащимся была выдана анкета (Приложение 3) в которой предлагались 5 вопросов

По результатам анкетирования была составила таблицу, в которую включили самые интересные ответы.

Таблица № 1 Результаты анкетирования учащихся

1. Кто такой домовой?

Маленький человечек

Гном

Злой старик

Колдун

2.Как вы его себе представляете?

Лохматый, неряшливый

Вредный, злой

Весёлый проказник

Агрессивный

3. Где живёт?

В доме на чердаке

В лесу

В сундуке у бабушки

В деревенских домах, в городе его нет

4. Чем занимается?

Стережёт дом

Пугает людей

Вредит ленивым

Заботится о домашних

5. Во что одет?

Рубаха, штаны, лапти

В лохмотья

Одежды нет, он волосатый

Сапоги, брюки, пиджак


Проанализировав таблицу, стало ясно, что домового все представляют по-разному и мы получили еще одно подтверждение того, что исследование этого сказочного персонажа важно для учащихся начальных классов.

Вывод: большинство опрошенных учащихся верят в существование домового.

Опрос старшего поколения для данного исследования также сыграл важную роль.

Мы провели анкетирование и опрос у населения старшего возраста. Опрос проводился среди родителей и бабушек. Было опрошено 27 человек. В возрасте от 30 до 84 лет

На вопросы взрослые так же давали различные ответы: Моя бабушка и дедушка ответили что в домового верят, но в своем доме не замечали присутствие домового. Некоторые считают, что домовые живут не в каждом доме. Домовой выглядит: маленьким добрым старичком, с длинной бородой. Домовой достаточно хитер. Она слышала истории про домового от своих родителей и бабушки.

Практически все участники интервьюирования, представляют себе домового, как невысокое лохматое существо с приплюснутым носом и большими глазами. Сами лично этих существ не встречали, но были ситуации с пропажей вещей. Тогда нужно обойти всю квартиру и говорить « Поиграл, поиграл – отдавай» Кстати, вещи находились быстрее. Этих духов можно отнести к хорошим существам, потому что, веря сказаниям дедушек и бабушек, эти существа либо оберегали людей, либо предупреждали об опасности.

Опрашиваемым была предложена анкета с ответами да, нет из которой нам необходимо было узнать их мнение о домовом как о мифическом существе (Приложение 4)

Данные опроса мы привели в диаграмме№1

Диаграмма № 1 Что вам известно о домовом?

t1618833127ab.gif

Вывод: взрослые и пожилые люди верят в домовых потому, что в них верили их родители, бабушки и дедушки. Большинство опрошенных с домовым не встречались


2.2. Исследование произведений о домовом в русском фольклоре и русской литературе

Вторым этапом нашего исследования стало нахождения и изучения пословиц и поговорок о домовых. Из теоретической части нам стало известно ,что домовой играл важную роль в жизни наших предков, как раз об этом свидетельствуют пословицы и поговорки:

Без домового дом держаться не станет.

Купил дом, а с домовыми.

Без домового не жить и не кормить.

Без хозяина дом не стоит.

Без кошки, да без бабы нет в доме хозяйства; без них и домовой со двора уйдёт.

Вертит, как домовой на конюшне.

Домовой лешему ворог.

На дворе только куры не подчинены домовому, у них свой бог.

Домовой тешится, леший заводит, а водяной топит.

Домовой, как известно, не любит показываться людям, а предупреждает о событиях в доме разными действиями и звуками, которые производит от полуночи до первых петухов - то есть до 4 часов утра.

Нам удалось найти и приметы связанные с этим загадочным персонажем:

Дергает за волосы - к семейной ссоре.

Стучит по трубе - к обидам.

Гремит посудой - к пожару.

Охает - к убыткам.

Были прочитаны и изучены произведения, в которых встречается образ домового. Результаты своего исследования по следующим произведениям: Г.Х. Андерсен «Домовой и хозяйка», Н. Белостоцкая «Домовой у лавочника», В.Анютина «Сказка о домовом Ивашке», английская народная сказка «Домовой из Хилтона», сказочная повесть Т.И. Александровой «Домовёнок Кузя» 1

Полученные результаты занесены в таблицу 2

Автор и название произведения.

Облик домового.

Характер домового.

Положительная или отриц. роль

Г.Х.Андерсен «Домовой и хозяйка»

Одет в серый балахон, красную шапку.

Обидчивый (сердится на хозяйку, т.к. она не верит в его существование, не угощает кашей в Сочельник).

Домовой творит пакости: раздувает огонь над пищей, делает дыры в чулках, открывает коту чулан, чтобы он слизал сметану.

Наталия Белостоцкая «Домовой у лавочника»


Благодарный.

Привязан к хозяину.

В.Аношина «Сказка о домовом Ивашке».

Небольшой человечек в допотопной рубашонке, портах.

Проказник (клал монетки в пирожки, прятал вещи, разбавлял водою квас, путал пряжу).

Бережёт от бед и барабашек.

Т.И.Александрова «Домовёнок Кузя»

Небольшой, лохматый, в красной рубашке.

Дружелюбный, забавный, хозяйственный.

Положительная


Встречаются и поэтические образы домового в творчестве русских поэтов.

В стихотворении А.С.Пушкина «Всем красны боярские конюшни» домовой любимых коней чистит, холит, заплетает им гривы в косички, а нелюбимые кони - все в мыле, пышут жаром, с морд каплет кровавая пена.

А в стихотворении «Домовому» поэт просит тайного стража охранять от недружеского взора счастливый дом.

В пьесе Островского «Воевода, или сон на Волге» домовой помогает девушке – указывает ей путь-дорогу для выхода из неволи, к спасению от злой кручины.

А вот домовой в стихотворении Л.А. Мея «Хозяин» безжалостен, он молодую хозяйку не любит, так как она грезит о другом. Домовой беспокоится за старого хозяина, оберегает его.

В стихотворении А.С.Грибоедова «Детушки матушке жаловались» домовой по ночам тревожит и беспокоит детей.

Неоднократно мне встречались песенки и частушки про домового, было решено из так же внести в данное исследование

Песенка про домового

Жил-был дом, а в том самом доме

За печной трубой,

Щуря глаз в ленивой истоме,

День коротал домовой.

А по ночам слегка пугал ребят,

Кричал в трубу: "Я здесь!"

Так жил он много-много лет подряд,

А потом исчез.

Домовой

Выбрав теплое местечко, где не холодно зимой,

В старой варежке за печкой поселился домовой,

Поселился, поселился, поселился домовой

ПРИПЕВ

Домовой, домовой, поиграй ка со мной,

За печною трубой ты все ждешь лета,

Домовой, домовой, неуклюжий такой,

Веселимся с тобой до рассвета!

Частушки о домовом

Домовому не сидиться.

Так и носиться, шальной!

Нет, чтоб лечь, угомонится.....

Глядь, а он уже с метлой!

* * *

С домовым играю в прятки.

Где его и как искать?

Хоть бы показал мне пятки,

Так и пяток не видать.

Домовой на экране

Мультфильмы:

Домовенок Кузя- Приключения домовенка

Домовенок Кузя- Дом для Кузьки

Домовенок Кузя- Возврощение домовенка

Домовенок Кузя- Сказка для Наташки

Персонаж мультфильма представляется в виде маленького мальчика неопределенного возраста. Он очень маленький, приходится по пояс своей любимице Наташе. Кузя очень веселый, задорный, но вечно голодный. Внешний вид главного героя очень неряшливый. Домовенок везде болтается, и в подвале, и в дымоходе. Из-за чего вечно представляется в образе грязного, чумазого мальчика. В одной серии Наташа пытается его привести в порядок – заставляет принять душ, стирает его одежду. Кузя становится неузнаваемым – чистым и опрятным. Вся красота длится не так долго – скоро он вернет себе первозданный вид, за пару минут весь испачкается и станет таким же грязным и неопрятным.

Цитаты из мультфильма

- А мне леший — не указ! И моей избе тожа!

- Фу, какая гадость! Блинов хочу! Со сметаной.

- Счастье — это когда у тебя все дома!

- Ой, прямо дяденьке на шляпу…

- Был последний домовой, а стал первый гнездовой!

- Я не жадный, я домовитый.

- В дом надо тащить, а не из дома! (Ворона)

«Пожалейте сироту бесприютную! С малых лет в людях, ел не досыта, спал без просыпа… Недосыпал в общем!!!»

- Нафаня, бяда, бяда, огорчение! Сундук отобрали, сундук со сказками!!!

«Такой славный дружочек, красивенький, ну прямо малина, сладка ягода»

«. Ах ты. ватрушечка моя мяконькая, кренделечек сахарный, утютюшечка драгоценненький.»

«Домовые мне кто? Седьмая вода на киселе. С киселем их и едят.»

« Бегает тут по лесу один лохматенький, на ногах корзинки, на рубахе картинки»

Русские поэты и писатели представляли домового и как доброго духа и как проказника.

Выводы:

1. Домовой - мифологическое существо (чаще добрый дух), которое покровительствует дому, всем живущим в нём, следит за порядком и миром в семье; ухаживает за скотиной, оберегает её; своим поведением и внезапным появлением предвещает будущее, предупреждает об опасности, отводит беду. На Руси сложилось почтительное отношение к домовому, и это ярко выражено в том, как его величают: хозяин, хозяйнушко мохнатый, братанушка, дедушка- домовеюшка. Но присутствует двойственное отношение- как к духу предка( положительное) и как к представителю нечистой силы(отрицательное).

3. Русские поэты и писатели представляли домового и как доброго духа и как проказника.

5. Все домовые разные, поэтому, как жизнь одного человека отличается от жизни другого, так и уклад жизни каждого домового – свой, особенный, определенный образом жизни людей того дома, где он живёт.

6. Большинство опрошенной молодёжи верит в домового

7. Пожилые люди верят в домовых потому, что в них верили их родители, бабушки и дедушки. Большинство опрошенных с домовым не встречались.


Заключение

Образ домового очень любим в России и обычными людьми, начиная от домовёнка Кузи в одноимённом мультфильме и заканчивая произведением «Русский меч» Перумова.

Многое из народных традиций было утрачено и забыто, но некоторые древние представления об окружающем мире и населяющих его существах и духах живы и поныне. Особенно «живучими» оказались мелкие добрые духи жилищ и разных отдельных мест крестьянского хозяйства, которых ещё называют общим именем «домовые». Славянская мифология кому-то кажется пережитком прошлого, не имеющего ничего общего с реальностью, однако мы постоянно сталкиваемся с ней в обыденной жизни.

В современном обществе не смотря на то, что человек считает себя всесильным, люди всё чаще стали верить в существование неземных существ. Домовой – это домашний дух, задачей которого является – хранить домашний очаг. Многие люди, хотя бы раз чувствовали присутствие домового, но некоторые из них не придавали этому значение. При установлении контакта с домовым в доме меняется обстановка – в доме появляется то, чего не хватало (защита дома, спокойствие жителей, порядок, благополучие и многое другое). Для современной жизни – это маленькая сказка, поверив в которую, жить становится интереснее.

Цель нашей работы достигнута, гипотеза подтверждена, действительно в современном мире сохранился интерес к народным традициям и тому подтверждение фольклорный персонаж Домового.

Задачи, которые мы ставили в работе достигнуты: мы познакомились с историей происхождения домовых, изучили жизнь домовых по литературным источникам, провели опрос среди старшего поколения и анкетирование среди

Данная тема оказалась ещё интереснее, чем мы думали. Хочется как можно больше узнать о домовых и подружиться с домовым в своём доме.



Список источников и литературы


Александрова, Т.И. Домовёнок Кузька / Т.И. Александрова. М.: Росмэн, 2015. 160 с.

Даль, В.И. Домовой // О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/dal/2.htm (дата обращения 15.05.2016).

Забылин, М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 4 ч. - Инст. русской цивилизации, 2014. 688 с.

Криничной Н.А. Легенды. Предания. Бывальщины / сост., подгот. текстов, вступ. статья и прим.. м. : современник, 1989.

Морохин, В.Н. Предания, легенды, былички // Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия. М.: Высшая школа, 1977. 173 с

Никитина А.В. Русская демонология: изд-во с.-Петерб. ун-та, 2006.

Одоевский В. Ф. Сочинения : в 2 т. / В. Ф. Одоевский. - М. : Худож. лит., 1981. - Т. 1 - 366 с

Померанцева, Э.В. Рассказы о домовом // Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975. 194 с.

Чулков, М.Д. Домовой //Абевега русских суеверий. М.: Типография Ф.Гиппиуса,1786. С. 190 – 191.

Черепанова, О.А. Мифологические рассказы и легенды русского Севера - СПбГУ, 1996. 401 с.

Шумов, Е. Преженцева Правдивые рассказы о полтергейсте и прочей нежити на овине, в избе и бане / сост. К.. Пермь : янус, 1993



Приложение 1


t1618833127ac.jpg


Домовой добрый дух

t1618833127ad.jpg

В случае какой либо беды в старину говорили :" Чур, меня защити" обращаясь в том числе и к до


Домовой обычно устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего  лицом на главу семьи

Вt1618833127af.jpg славянской мифологической традиции считалось что домовые подчиняются Богу Яриле и его отцу - Велесу



t1618833127ag.jpg


















М.Д. Чулкова «Абевега русских суеверий» (1786).

М t1618833127ah.jpg ихаил Дмитриевич Чулков (1743-1793) - известный российский издатель, писатель, историк, этнограф, экономист. Обстановка жизни М.Д. Чулкова содействовала возникновению в нем склонности изучать песни, сказки, обряды и суеверия народные. В его журналах заслуживают внимание и стиль, по изобилию пословиц и поговорок приближающийся к народному, и нередкие этнографические заметки, народные песни. После издания журналов М.Д. Чулков обращается к большим сводным трудам этнографического характера. Книга, представленная в раздаче, является словарем и собранием статей, посвященных обрядам, суевериям, колдовским действам народов Российской империи

Год издания: 1786

Издательство: Типографiя Ф. Гиппiуса / Москва / Россия

Кол-во страниц


Приложение 2


В.И.Даль «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» t1618833127ai.jpg


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ
Глава: I.
ДОМОВОЙ
Глава: II.
ЗНАХАРЬ И ЗНАХАРКА
Глава: III.
КЛИКУШЕСТВО И ГАДАНЬЕ
Глава: IV.
ЗАГОВОРЫ
Глава: V.
ВОДЯНОЙ
Глава: VI.
МОРЯНЫ






Приложение 3

Анкета-опросник

«Что вам известно о домовом?»

Уважаемые учащиеся! Просим вас принять участие в исследовании по теме: «Ребятушки-домовятушки» и ответить на несколько вопросов


ФИО

Класс

Знаете ли вы кто такой домовой?

Как вы его себе представляете?

Где он живёт?

Чем занимается?

Во что одет


Благодарим за оказанн



Приложение 4

«Что вам известно о домовом?»


Уважаемые односельчане! Просим вас принять участие в исследовании по теме: «Ребятушки-домовятушки» и ответить на несколько вопросов


Знаете ли вы кто такой домовой? Да нет

Вам о нем рассказали? Да нет

Знаете ли вы где он живёт? Да нет

Знаете ли вы чем занимается? Да нет

Знаете ли вы произведения о нем? Да Нет


Благодарим за ответы!



28


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.