«РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ ДЛЯ КАЗАХСКОГО НАРОДА»
Автор публикации: С. Резниченко, ученик 6 класса
«Роль и значение национальной одежды
для казахского народа»
АННОТАЦИЯ
Цель данной работы: изучение роли национальной одежды для казахского народа
Гипотеза: если знать историю значения национальной одежды, то можно определить ее значение
Этапы исследования
Изучение и анализ литературы;
Составление письменной и практической работы по теме исследования;
Подведение итогов исследования;
Новизна заключается в раскрытии значения национальной одежды для казахского народа
Практическая значимость: полученные результаты можно использовать на уроках ручного труда, кружков, истории и при проведении выставок.
Содержание
Введение
I. Основная часть
История казахской национальной одежды………………………….……….5
1.2 Материал для изготовления одежды …………...…………………………...6
1.3 Функции казахской традиционной одежды ………………………..….…....7
II. Практическая часть
2.1 Изготовление женского головного убора «Такия»………………………..13
2.2 Анкетирование…………………………………………………………….....15
2.3 Результаты анкетирования………………………………………………….15
2.4 Заключение ………………………………………………………………….17
2.5 Список литературы……………………………………………………....….18
«Роль и значение национальной одежды для казахского народа»
Одежда оберегает человека от воздействия окружающей среды, различных природных факторов, удовлетворяя потребности человека, в то же время несет эстетическую нагрузку, изменяя и украшая человеческую внешность.
Исследовательская работа показывает одежду как предмет материальной культуры и раскрывает ее богатое историко – культурное наследие, отражая историческое развитие общества, изменения климатических условий, национальные и этнокультурные особенности, а также эстетические представления народа о мире. Работа знакомит с традициями, обрядами и уровнем жизни народа. Проводит грань в возрастной категории, социальной и этнической принадлежности человека. Она в достаточном мере раскрывает виды и значение одежды, показывает неповторимость, своеобразие и отличия пошива казахских костюмов. Проводимая тонкая параллель между бытом казахов и природой ведет к тому, что казахский народ был очень близок к природе и вел кочевой образ жизни.
Проект указал одежду как глубокий национальный колорит, показал на не утраченность ею ценности и красоты, на применение и поныне, а так же выявил проблему - не смотря на то что, некоторые изделия приобрели новый вид, новые формы, тем не менее нынешнее поколение не задается вопросом о роли и значении национальной одежды для своего народа и владеет лишь малой частью информации по теме исследования.
Проведенное анкетирование и ее результаты раскрыли полную работу исследователя по теме. Исследовательскую работу «Роль и значение национальной одежды для казахского народа», выполненную ученицей 2 «а» класса Ахмет Д. можно назвать всесторонней и раскрытой.
ВВЕДЕНИЕ
Национальная одежда казахов вобрала в себя все лучшее, что смогли создать искусство и талант народных умельцев на протяжении веков. В ней нашли отражение образ жизни народа, уровень его производства, эстетические идеалы, отчетливо прослеживается влияние тех этнических компонентов, из которых исторически сложился казахский народ. Безусловно, на традиционный костюм казахов большое влияние оказал, прежде всего, кочевой образ жизни. Народные «дизайнеры» создавали одежду такой, чтобы она была удобна для езды на коне, согревала в зимнее время года и не была жаркой и тяжелой летом.
Одежда необходима была для тепла, но все же для казахов её изготовление хранит интересные тайны. Из глубины веков тянется национальная мода казахской одежды, вплетаясь в современный мир моды. Сейчас наблюдается тенденция западного стиля. Молодые люди все больше и больше подвержены той моде, которая в свою очередь разрушает казахские стереотипы. Так появилась идея создания данного проекта.
Цель данной работы: изучение роли национальной одежды для казахского народа
Предмет исследования: национальная одежда казахов
Задачи исследования:
- изучить литературу по теме исследования;
- исследовать историю казахской национальной одежды;
- выяснить какие материалы использовались для изготовления казахской национальной одежды;
- определить назначение казахской национальной одежды.
Из поставленных задач определилась гипотеза: если знать историю значения национальной одежды, то можно определить ее значение
Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, практическая работа.
Этапы исследования
Изучение и анализ литературы;
Составление письменной и практической работы по теме исследования;
Подведение итогов исследования;
Новизна заключается в раскрытии значения национальной одежды для казахского народа.
Практическая значимость: полученные результаты можно использовать на уроках ручного труда, кружков, истории и при проведении выставок.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 История казахской национальной одежды
На протяжении веков казахская национальная одежда отличалась простотой и рациональностью. Для нее были характерны общность форм для всех слоев населения, но с определенной социальной и возрастной регламентацией. Нарядность одежде придавали отделка мехом, вышивкой, украшения. Традиционными материалами для нее были кожа, мех, тонкий войлок, сукно, которые казахи изготовляли сами. Одежду шили и из привозных материалов – шелка, парчи, бархата, являвшихся своеобразным мерилом обеспеченности ее обладателей. Широко использовались также и хлопчатобумажные ткани.
Большое влияние на формирование казахского костюма оказали соседние народы, с которыми казахи находились в тесной взаимосвязи. В нем можно найти особые черты, присущие, к примеру, национальной одежде русских, татар, каракалпаков, алтайцев, киргиз, узбеков и туркмен.
В отличие от традиционной одежды некоторых других народов, казахский костюм прост в композиции, целесообразен и отличается строгой нарядностью благодаря отделке мехом, вышивке, инкрустации. В нем невозможно найти изобилия в украшениях и слепящей пестроты красок, которые присущи, скажем, туркменам. Даже парадная одежда казашек не вызывает у чуждого казахской культуре человека ощущения переполненности. Безусловно, украшения играют некоторую роль в создании образа, но не главную. При этом также следует отметить, что всевозможные украшения появились в казахском костюме не потому, что кочевники стремились к красоте (в их жизненных условиях заниматься украшательством времени было не так много - постоянно кочевать с места на место вместе со стадами, со всей семьей, домашним скарбом в поисках пастбищ было делом нелегким), а для того, чтобы по ним можно было определить положение человека в обществе, его принадлежность к определенной социальной группе степного населения [1].
С эпохи древней Тюрки до сегодняшних дней предметы одежды казахов вместе с их названиями претерпели огромные изменения. Как человек, прошедший многие стадии развития, так и его одежда видоизменялась, совершенствовалась, улучшалась, ибо со дня рождения человек начинает носить одежду. Таким образом, и в человеческой одежде присутствует история, и на ней время оставляет свои следы. Кочевые саки занимались скотоводством. Вместе со скотом они зимовали на зимовках, а летом откочевывали на жайляу. Большинство скота составляли лошади. Но говорить, что одежду они шили только из конских шкур, было бы неверно.
Художественные национальные традиции, воплощенные в одежде находят свое место и в современной жизни. Народная одежда постоянно является объектом внимания художников-модельеров, конструкторов. Современная одежда, созданная по национальным мотивам, всегда оригинальна и неповторима [2].
1.2 Материал для изготовления одежды
Древнейшими традиционными материалами для изготовления одежды у казахов были шкуры, кожа, шерсть домашних животных, тонкий войлок, сукно, которые казахи изготовляли сами. Использовали в основном овчину, реже шкуру коз и жеребят. Для бедных слоев населения была характерна одежда из шкур сайгаков, головные уборы из меха лисицы, выдры и других пушных зверей Большое место среди материалов для казахской одежды занимала шерсть домашних животных. Ее использовали в качестве утепляющей подкладки для верхнего платья (халатов, бешпентов) и головных уборов. Многие виды одежды шили из войлока. Для его изготовления шла преимущественно белая шерсть, особенно ценным считался тонкий пух с шеи овец.
Казахи издавна умели изготовлять и грубое сукно из верблюжьей или бараньей шерсти. Лучшая ткань получалась из шерсти молодых верблюдов. Сукно из овечьей шерсти употребляли для одежды неимущие люди. Использовалось оно и там, где мало разводилось верблюдов.
Из меха и шкуры животных шили шубы, нагольные тулупы, головные уборы, безрукавки, зимние шаровары и нарядную верхнюю одежду. Снятую с животного шкуру просушивали, затем смазывали кислым молоком «айраном», смешанным с отрубями или мукой, а иногда просто заваренными отрубями. Зимой айран заменяли разведенным в воде казахским сыром «куртом». Затем шкуру свертывали мездрой внутрь, а через три-четыре дня промывали ее и укладывали в сильно соленую воду. После очередной просушки мездру соскабливали специальным ножом, кожу разминали вручную, и она приобретала белый цвет. Для придания коже большей белизны ее поливали разведенным в воде мелом. Выделанная кожа использовалась в одежде в сочетании с тканями.
Для изготовления нагольных тулупов и шаровар кожу подвергали дублению и окраске с помощью различных красителей. Например, желтую окраску получали путем использования измельченного корня таранового растения, сваренного в кипятке, или корня ревеня, листьев и наплывов дикой яблони; красный - из корня растения уйран бояу, оранжевый - из сушеных корок граната [2].
Широкое распространение в казахской одежде получили китайские бумажные ткани, попадавшие на территорию Казахстана в виде подарков, военной добычи, в обмен на продукты кочевого хозяйства. Шелковые материи покупали в основном феодалы, так как только знатные богатые люди имели право носить шелковую одежду. Наиболее распространенными были шелка красного и желтого цветов [2].
Функции казахской традиционной одежды
В казахской национальной одежде сохранились древние традиции, связанные с этноисторическими, экономическими и социальными особенностями. Она подразделяется на: бас киiм – головные уборы, иыктык киiм – одежда, одеваемая на плечи, белдiк киiм – одежда, носимая на бедрах, на поясе, аяк киiм – обувь.
Одежда подразделяется в соответствии с особенностями использования на повседневную и нарядную, а также по сезонам: зимняя, демисезонная и летняя. В соответствии с возрастными и половыми особенностями одежда подразделяется на: одежду для младенцев (распашонка, чепчик), детскую одежду (шапка, рубашка, штаны, сапоги, чапан), юношескую одежду (тюбетейка, рубашка, сапоги, штаны), девичью одежду (платье с воланами, жакетка, тюбетейка), одежду невесты (саукеле, фата), одежду жениха, молодого парня, женщины среднего возраста, женщины пожилого возраста (кимешек, жаулык – национальные женские головные уборы, камзол, ичиги, безрукавка), одежду для пожилых людей (чапан, бешмет, дамбалы, ичиги, ватные штаны, белая рубаха) [3].
Женская традиционная одежда
Комплекс одежды казахских женщин состоял из следующих компонентов: штаны, верхняя распашная плечевая одежда типа камзолов и халатов. Женщины носили не распашную рубаху «койлек», более длинную, чем у мужчин. Молодые женщины и девушки предпочитали красные или пестрые ткани. В 18 - начале 19 века в одежде преобладали красный и синий цвета. С распространением торговли стали шить платья из российских ситцев и других хлопчатобумажных тканей.
Ворот у женских рубах был глухой, его обшивали отложным, а с середины 19 века стоячим воротником. Спереди - прямой, довольно длинный разрез с застежкой у горла. Чтобы не было видно обнаженного тела, девушки носили поверх платья нагрудник. Наиболее обычная форма – Рис. 1 – «Женский халат «шапан»
треугольник ткани с пришитыми сверху тесемками или узеньким стоячим воротником с застежкой сзади, иногда со срезанными и закругленными нижними углами.
К концу 19 века появился новый покрой платья. Оно состояло из лифа в ширину одного полотнища, сохранившего прежнюю туникообразную форму, к нему пришивали очень широкую юбку в сборку или складку по шву. Покрой этот распространился с севера. В это же время появились девичьи платья, на отрезные юбки которых нашивали две-три оборки, а подол завершался широким воланом. Оборочками иногда украшали и концы узких рукавов.
Праздничные платья молодых женщин и девушек украшали вышивками и аппликацией из яркой ткани по краям подола, рукавов, ворота.
Поверх платья женщины носили камзолы без рукавов и с открытым воротом. Чтобы украсить камзол молодые женщины обшивали открытый ворот широкой полоской ткани контрастного цвета, отделывали вышивкой, позументом, серебром по краям полочек и подолу, а также пришивали металлические посеребренные пряжки-застежки или серебряные пуговицы.
Женские халаты «шапан» - самая обычная одежда, которую носили многие представители небогатых семей, и иной верхней одежды они не имели. Главное отличие женского халата от мужского состояло в том, что для женского шапана подбирали более яркие расцветки тканей. Украшали праздничные халаты очень скромно - каймой из ткани другого цвета, которая одновременно служила и для долговременной сохранности шапана. Это объясняется и тем, что со второй половины 19 века шили нарядные камзолы.
Особенно красивым был свадебный наряд невесты - обязательная до начала 20 века часть приданого девушки. Его шили из дорогой ткани (сукна, бархата, атласа), чаще красного цвета с очень длинными ложными рукавами, зашитыми внизу, украшали вышивкой и различными украшениями [4].
Мужской казахский костюм
Мужчины носили нательные рубахи двух типов, нижние и верхние штаны, легкую верхнюю одежду и более широкую верхнюю одежду типа халатов из различных материалов. Обязательной частью костюма были кожаные пояса и матерчатые кушаки.
Верхние штаны шалбар в 18 веке шили из верблюжьей домотканной материи и кожи. Их расшивали шелковыми узорами растительного орнамента, концы нередко обшивали красивой тесьмой, галуном, оторачивали мехом. Кожаные нарядные шалбар носили навыпуск.
Поверх рубахи мужчины надевали легкую распашную одежду - камзол средней длины. Камзолы шили из однотонных, темных тканей, реже пользовались полосатые или пестрые ткани. Они имели матерчатую подкладку, нередко утепленную тонким слоем шерсти.
Верхняя выходная одежда казахов различалась главным образом по материалу: халаты шили из ткани, плащи - из домотканного сукна и войлока, зимнюю одежду - из меха.
Одним из главных предметов одежды казаха был шапан - просторный длинный халат. Шапан шили из разнообразных тканей, Рис. 2 – «Мужской халат «Шапан» легких и плотных, различных расцветок, но преимущественно однотонных или более темных. Внутри его утепляли слоем шерсти или ваты. Парадный шапан шили из бархата, украшали аппликацией, кистями, а также вышивкой золотом. Такой халат был частью гардероба богатых казахов. Тон - нагольный тулуп был обычным предметом одежды казахов в зимнее время. Шили его из дубленых овчин шерстью внутрь, зажиточные казахи - из шкур четырех - пятимесячных ягнят. На тон уходило 5-6 шкур взрослой овцы.
Очень были распространены в казахском костюме кожаные ремни. Одним из таких ремней был кисе. К длинному кисе прикреплялись особые подвески-сумочки для запаса пороха и пуль, ножны и табакерка. Нередко сам пояс и подвески украшались медными посеребренными, реже серебряными бляхами [5].
Мода тех времён делала различия в одежде, а мода на головные уборы диктовалась необходимостью, суровыми природными условиями.
Казахские головные уборы
Отношение к головным уборам у предков было особенным. Сдернуть с головы шапку и небрежно кинуть ее, куда попало, - такого казахи себе никогда не позволяли. Напротив, головной убор снимали бережно и старались положить или повесить на возвышении. Особенно следили за тем, чтобы он не оказался на сидении или на полу. Считалось, что иначе может пострадать здоровье и благополучие владельца.
Также, собственный головной убор казахи и сегодня не дарят, и не позволяют надевать чужим. Это равнозначно тому, чтобы добровольно отречься от своего счастья и оголить голову для бед. В подарок преподносят только новую, ненадеванную шапку.
Головные уборы казашек, как и у женщин многих народов, являлись еще и своего рода указателем их семейного положения.
Мурак - роскошный головной убор, которые надевали только ханы.
Саукеле - головной убор невесты, делается не по правилам, без так называемых «наушников» и «назатыльника». Оно должно быть очень высокое. Когда невеста входила в юрту к будущему мужу и кланялась, необходимо было, чтобы кончик саукеле касался очага. Саукеле носили только в первое время после замужества - около года, а потом снимали и надевали более простой, практичный и удобный головной убор, имевший твердый каркас в форме усеченного конуса, который обшивали глазетом или обвертывали фольгой, украшали привесками из золотых и серебряных бляшек со вставками самоцветов. В конусообразной шапке казахской невесты (саукеле) при желании можно уловить сходство с убранством саков, живших в этих степях более 2000 лет назад.
Рис. 3 – «Женский головной убор «Саукеле»
Ценность саукеле, убранного шелками, отороченного мехами и украшенного драгоценными камнями, в XIX веке сравнивалась с ценностью 25 лошадей. И даже более. Не случайно саукеле передавались по наследству, а в случае, если женщина умирала бездетной, возвращались в ее род [6].
Желек – гладкая прозрачная белая вуаль, которая прикреплялась к макушке и которой обычно прикрывали лицо невесты или закутывали ее полностью во время исполнения ритуальной свадебной песни «Беташар».
Тюрбан или чалма - с появлением первенца полагался особый головной убор, состоявший из нижней части, одеваемой непосредственно на голову, и верхней в форме тюрбана или чалмы. Обе части обязательно делали из белой ткани.
С конца XIX века молодые женщины заменили тюрбан крепдешиновыми и шелковыми шалями и платками.
Кимешек - женщины носили от 25 до 45 лет.
Кимешек шили из белой ткани. Рис. 4 – «Головные уборы: тюбетейка и бока»
Он плотно облегал голову и закрывал шею, грудь, плечи и спину. Лицевую сторону кимешека обычно украшали вышивка гладью, серебряные бляшки, кораллы. Вышивали его и по краям выреза. Самым нарядным был кимешек, впервые надеваемый молодой женщиной. Первый кимешек девушке-невесте шили еще в доме родителей, и нередко на него перешивали все украшения с ее девичьего нагрудника. Кимешеки представлены, очень широко. По ним можно определить возраст женщины - молодая или пожилая, местность, где она проживала, род, к которому она принадлежала.
Такия - маленькая шапочка, круглая тюбетейка с узорной строчкой на околышке, которую шили из яркой ткани и обязательно украшали вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра.
Шошак борик - из бархата, парчи и меха норки, девичий головной убор конца XIX века - Кулакшын - из войлока, украшенный кораллами и медными бляшками, и борики, которые носили дети, девушки и акыны. Считалось, что они самые уязвимые, так как их социальный статус нестабилен. А раз уязвимы - нужна защита. Так на макушках детских, девичьих и головных уборах певцов-сапов появились ую - султанчики из перьев филина, служившие оберегом.
Борик - круглая шапка с меховой опушкой, отделанная бархатом. Девичий борик отличался от мужского тем, что меховой околыш был всегда снаружи, а не отворачивался. Разновидности этой шапки - борик-жанатай из шкуры ягненка.
Тымак из овчины - и детский из лисьего меха. В степных условиях при суровой непогоде тымаки (треухи) идеальны и незаменимы. Тымак состоит из тульи и четырех больших «лопастей», скроенных из войлока и покрытых тканью. Наушные и затылочная «лопасти» обшивались пушистым мехом, широкие поля спускались на шею и плечи.
Айыркалпак, мурак - сшитые из бархата, преимущественно бордового цвета, на войлочной основе, и расшитые золотой канителью растительными узорами. Их надевали поверх конусообразной, отороченной дорогим мехом, шапки.
Калпак - летом носили шляпу из тонкого белого войлока - конусообразный головной убор с узкой высокой тульей, закругленной или остроконечной макушкой, которую сшивали из двух одинаковых половин.
Тюбетейка - универсальный головной убор, который носили и женщины, и дети. Тюбетейку не снимали даже за обеденным дастарханом. Тюбетейки детей и юношей расшивали шелком, золотыми и серебряными нитями, размещали на куполе с четырех сторон узоры - «шугла» (луч), «гуль» (цветок).
Бока - это высокий конусообразный женский головной убор. Название «бокка» происходит от монгольского bogtac.
Народная одежда казахов отражает древние традиции, связанные с их этнической историей, социальными, климатическими условиями. Одежда богатых отличалась от одежды простых людей. Так, например, только знатные люди носили шубу, крытую синим сукном и отороченную бобром - кок тон. Одежда необходима была для тепла. Делались шубы из козьих шкур. Из них выщипывали длинный волос, оставляя подшерсток. Шуба из таких шкур называлась кылка жаргак. Из овчины изготовляли малахаи самых разных форм. Для головных уборов Рис. 5 – «Одежда знатных людей» в ход шла тонкая кошма, сверху вышивался орнамент или узор. Мода на такую мужскую шапку не проходит до сих пор. И называется она - аккалпак. Из козьих шкур казахи выделывали замшу и шили из неё тонкие халаты, лёгкие плащи и штаны. Одежда казахов из выделанной козьей шерсти мягкая, не портится от дождя. Халаты из козьих шкур называются жаргак. Издревле казахи красиво наряжали девушек и женщин. Молодые девушки надевали платья с воланами, бешметы, камзолы, носили красивые ремешки. На голове носили кепеши с уки, ноги обували в ичиги, узорчатые башмачки. Девушки на выданье носили красивые головные уборы – борик, узорчатые белые платки. В особенности очень красиво наряжали девушек – невест. В 1915 году Г.Андреев в своем произведении «Киргизский мост» так описал одежду невесты: «Самая лучшая одежда на невесте. На шелковом воздушном платье, поверх бархатного камзола, надет синий шелковый пиджак – бешмет, на плечи накинут парчовый чапан. На косах висят красивые звенящие серебряные украшения, на голову надето сделанное из серебряных тенге украшение, головной убор украшен уки. Девушку – невесту одевали в одежду из дорогих тканей. Головной убор девушки – саукеле, украшали драгоценными камнями, бусами. Позже, когда невеста прибывала в аул жениха, на ее голову надевали «жаулык». Головные уборы хорошо защищали от пыли, солнца, дождя и снега [7].
При рождении на ребенка надевали распашонку (ит койлек), на голову чепчик (сылау такия), после 40 дней надевают рубашку (адам жейде), позже маленький бешмет, чапан и маленькие штаны. Этнограф Х.Аргымбаев писал, что на плечи бешмета ребенка, в скрыты от глаз места, под ворот рубашки, в подмышки зашивали амулет - тумар [4]. Считалось, что оберегает от сглаз. На головной убор ребенка прикрепляли в качестве украшения перья совы – уки. На ноги обували сшитые из мягкой кожи маленькие ичиги. Детскую одежду украшали в соответствии с возрастом ребенка. Одежду украшали различными узорами, нашивали красивый бисер и бусинки.
Старцы, пожилые люди носили чапан, меховые шубы, бешметы, широкие шаровары, белые рубахи, дамбалы (нижнее белье), кожаные сапоги, ичиги, калоши. Одежда мужчин включала бешмет, выкроенный из шкуры кулана, подобранную к нему по цвету телогрейку, жакет, кожаные брюки, все это считалось образцом скромной повседневной одежды.
При пошиве одежды учитывался возраст человека. Рис. 6 – «Ичиги» Одежду на человека старшего возраста кроили широкого покроя с меньшим количеством узоров. Одежду же парней и девушек шили красивее.
На пошив казахской национальной одежды оказала влияние манера шитья одежды соседних народов: русских, таджиков, киргизов, туркменов. Данный процесс привел к заимствованию некоторых головных уборов (платков, шалей, шапки-ушанки).
Казахи шили одежду так, чтобы она не причиняла неудобств. Учитывались погодные условия. Для народа, носившего такую одежду, был не страшен сильный мороз или зной, ветер или засуха, так как вещи были прочными, удобными, практичными и красивыми.
Наряду с домоткаными, изготовляемыми на примитивных горизонтальных станках, еще в древности в обиход казахов-кочевников вошли привозные хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные ткани. Основным потребителем привозных тканей была феодальная знать. Остальная масса казахов довольствовалась меховыми, кожаными, самодельными шерстяными изделиями.
Рис. 7 – «Тумар»
По мере сближения с Россией русские товары, в том числе и ткани, стали вытеснять среднеазиатские, фабричные материалы заменяли ткани домашнего производства, что было связано с общим процессом разрушения натурального хозяйства.
В конце Х1Х – начале ХХ в. казахи в основном шили одежду из хлопчатобумажных тканей фабричного производства: ситца, бязи, кумача, коленкора, миткаля. Богатые покупали бархат, шелка, атлас, парчу, тонкие сукна. Использовались и среднеазиатские ткани ремесленного производства: мата, бязи, полушелковые ткани (адрас, бекасаб, падшаи и др.) [7].
Практическая часть
2.1 Изготовление женского головного убора «Такия»
С середины 19 века для девушек стали шить головной убор – такия (тюбетейка). В переводе означает «тобе-верх, тей – голова + суффикс». Отличалась она от обычных тюбетеек пошивом, обычно округлой формы с плоским верхом. Как бы отражая беззаботное время, когда девушка свободна от домашних хлопот, забот. Одежду для нее шили по-особенному: из яркого шелка или бархата. Вышивали узоры, орнаменты (орнамент–это ритмический построенный узор, составленный из растительных, животных, геометрических фигур – элементов). Так как жизнь казахов была тесно связана с условиями, в которых они проживали и это хорошо видно на орнаментах. Украшением к ней были также бусинки, бисер, монеты, кисточки. Как оберег пришивали к макушке шапочки перья совы. Бока украшали разными кисточками из ярких нитей. Бусинки, бисер, мелкие красивые камешки переливались, отражали красоту юного лица, а заодно отводили дурной глаз.
Изготовление женского головного убора (такия)
1. Предварительная обработка ткани.
2. Разметка и заготовка деталей по шаблону-выкройке.
Рис. 8 - Лекала для приготовления женского головного убора «Такия»
Вырезаем круг, диаметр которого вычисляем следующим образом: длину окружности головы разделить на 3,14. На окружности вырезать дугу градусной мерой 300, для того чтобы придать выпуклость головному убору. Длина полоски равна длине окружности головы.
3.Приметывание деталей.
4.Технология выполнения швов.
5.Отделка орнаментом
Рис. 9. Рис. 10 – «Приготовление лекал к изделию»
Рис. 11 – «Приготовление аппликации при изготовлении женского головного убора «Такия»
Рис. 12, Рис13 – «Сметывание деталей при изготовлении женского головного убора «Такия»
Рис. 14, Рис 15 – «Приметывание фурнитуры при изготовлении женского головного убора «Такия»
Рис. 16 – «Готовый женский головной убор «Такия»
2.2 Анкетирование
Я провела анкетирование среди учащихся 2 – 4 классов (всего 153 учащихся) с целью выявления знаний о роли и функции казахской национальной одежды.
Анкета «Роль казахской национальной одежды»
Какие виды казахской национальной одежды ты знаешь?
Знаешь ли ты историю пошива казахской национальной одежды?
Знаешь ли ты из каких материалов шьют казахскую национальную одежду?
Знаешь ли ты функции казахской национальной одежды?
Назови особенности казахской национальной одежды.
Результаты анкетирования
«Роль казахской национальной одежды»
Таблица 1- «Результаты анкетирования»
№ п/п | вопрос | результаты ответа | % |
1 | Какие виды казахской национальной одежды ты знаешь? | Тюбетейка Шапан Саукеле Борик Ичиги тымак | 100 60 56 0 0 16 |
2 | Знаешь ли ты историю пошива казахской национальной одежды? | да нет | 8 30 |
3 | Знаешь ли ты из каких материалов шьют казахскую национальную одежду? | шелк шерсть парча овчина шкура верблюда меха животных | 100 100 52 41 22 93 |
4 | Знаешь ли ты функции казахской национальной одежды? | да нет не всех видов одежды | 4 86 10 |
5 | Назови особенности казахской национальной одежды. | орнамент мех кожа украшения воланы бархат | 100 65 48 96 100 38 |
Диаграмма 1
Какие виды казахской национальной одежды ты знаешь?
(Тюбитейка, шапан, саукеле, сюртук, борик, ичиги, тымак)
Диаграмма 2
Знаешь ли ты историю пошива казахской национальной одежды?
Диаграмма 3
Знаешь ли ты из каких материалов шьют казахскую национальную одежду? (шелк, шерсть, парча, овчина, шкура верблюдов, меха животных)
Диаграмма 4
Знаешь ли ты функции казахской национальной одежды?
Диаграмма 5
Назови особенности казахской национальной одежды
Заключение
Национальная одежда казахов вобрала в себя все лучшее, что смогли создать искусство и талант народных умельцев на протяжении веков. В ней нашли отражение образ жизни народа, уровень его производства, эстетические идеалы, отчетливо прослеживается влияние тех этнических компонентов, из которых исторически сложился казахский народ. Безусловно, на традиционный костюм казахов большое влияние оказал, прежде всего, кочевой образ жизни. Народные «дизайнеры» создавали одежду такой, чтобы она была удобна для езды на коне, согревала в зимнее время года и не была жаркой и тяжелой летом.
Большое влияние на формирование казахского костюма оказали соседние народы, с которыми казахи находились в тесной взаимосвязи. В нем можно найти особые черты, присущие, к примеру, национальной одежде русских, татар, каракалпаков, алтайцев, киргиз, узбеков и туркмен.
В отличие от традиционной одежды некоторых других народов, казахский костюм прост в композиции, целесообразен и отличается строгой нарядностью благодаря отделке мехом, вышивке, инкрустации. В нем невозможно найти изобилия в украшениях и слепящей пестроты красок, которые присущи, скажем, туркменам. Даже парадная одежда казашек не вызывает у чуждого казахской культуре человека ощущения переполненности. Безусловно, украшения играют некоторую роль в создании образа, но не главную. При этом также следует отметить, что всевозможные украшения появились в казахском костюме не потому, что кочевники стремились к красоте (в их жизненных условиях заниматься украшательством времени было не так много - постоянно кочевать с места на место вместе со стадами, со всей семьей, домашним скарбом в поисках пастбищ было делом нелегким), а для того, чтобы по ним можно было определить положение человека в обществе, его принадлежность к определенной социальной группе степного населения.
С развитием общества некоторые изделия прикладного искусства приобрели новый вид, новые формы, тем не менее, все они имеют глубоко национальный колорит, не утратили своей ценности и красоты, применяются и поныне.
Литература
1. Захарова И.В., Лобачева Н.П. Казахская национальная одежда 19 – начала 20 века.- Алма – Ата, 1964.
2. Каминская Н.М. история костюма. М., Легпромбытиздат, 1986.
3. Колд С.А.Казахский народный орнамент, Москва, 1939.
4. Короткова М.В. Культура повседневности: История костюма,- М., Гуматин. Изд. Центр Владос, 2002.
5. Тохтабаева Ш.Ж. Функция казахской традиционной одежды //Известия НАН РК. Серия общественных наук, - Алматы, 1994 №1.с.11-21.
6. Хинаят Б. Национальная одежда казахского народа. – Алматы, 2007.
7. Туркестанские ведомости, 1915, №251.