Проектно-исследовательская работа «Роль и значение якутской лошади в жизни народа Саха»
Министерство образования РС (Я)
МКУ «Районное управление образования Мегино-Кангаласского улуса»
МБОУ «Табагинская СОШ им. Р.А. Бурнашова»
МР «Мегино-Кангаласский улус»
Работа на тему:
Роль и значение якутской лошади
в жизни народа Саха
Выполнил: Неустроева Сайыына,
Ученица 2 класса.
Руководитель: Неустроева А.А. учитель информатики первой категории
Табага
2017
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Содержание работы……………………………………………………………..4
Заключение………………………………………………………………………6
Использованная литература…………………………………………………….7
Введение
Актуальность: Якутская лошадь обладает высокими качествами для жизнеобеспечения человека. Его используют в сельскохозяйственных работах, употребляют в пищу, изготавливают одежду, различные вещи и др. Потому что его считают, как экологическое чистое животное, так как лошадь питается и добывает траву под снегом, в результате чего она сохраняет все растительные жиры и углеводы.
Новизна исследования заключена в попытке комплексного рассмотрения роли и значения лошади в жизни народа Саха.
Объект исследования – лошадь как основа жизнедеятельности в традиционной культуре народа Саха.
Предмет исследования – влияние лошади для здоровья человека.
Основной целью работы является – изучить материалы и выявить значение лошади в жизни человека.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) изучение специальной литературы;
2) провести наблюдение за способом ведения хозяйства – коневодства.
3) провести опрос специалистов – врача-педиатра, учителя Табагинской СОШ, преподавателя танца, коневода и разработка результатов;
4) выявление значения лошади в жизни человека.
База исследования. Основную базу исследования составили сельская библиотека Тарагайского наслега, библиотека Табагинской СОШ, экспонаты краеведческого музея с. Майя, СХПК «Тумарык».
Методика проведения работы. Основу исследования составили метод наблюдения и опроса, а также при выявлении значения лошади в жизни человека применен метод анализа.
Практическая значимость работы. Материалы работы могут быть использованы в семьях, детском саду, школе, санаториях в лечебно-оздоровительных целях и в качестве профилактики.
Содержание работы
У народа Саха есть миф, где Вселенная представлена в образе лошади «Айгыр-силик». Голова и шея – это Верхний мир, живот – Средний мир, хвост – Нижний мир, а ноги лошади – это четыре стороны света,
В эпосе олонхо говорится о том, что люди произошли от лошадей, т.е. богатырь айыы является сыном божества конного скота Джесегей айыы. Например: И.Г. Теплоухов-Тимофеев «Куруубай хааннаах Кулун Куллустуур».
Когда произносят алгыс на национальном празднике ысыах, то просят божество конного скота Кюн Джесегей айыы о ниспослании плодородия, здоровья, счастья и благополучия.
Я прочитала и просмотрела книги, где рассказывается о якутской лошади, и узнал, что наши предки с древних времен занимаются коневодством и способом ведения хозяйства. Лошадь служит как транспортное средство, на нем ездят; из шкуры лошади изготавливали одежду для алгысчыта (шапку – голову коня с гривой, пальто, торбаса), подстилку «олбох», шьют унты. Из конского волоса – невод «илим»; струны музыкальных инструментов «кырыымпа»; махалку «дэйбиир» и другие. В настоящее время изготавливают шапки, жилеты, сумки, тапочки, ковры, большое панно, чехлы для автомашин.
В обрядах произносят алгыс и приносят жертвоприношение конского волоса духу хозяина огню Уот иччитэ Хатан Тэмиэрийэ, брызгают кумыс. Также сжигают пучок конского волоса и проводят обряд очищения «Арчы».
Конское мясо и молоко являются экологически чистыми продуктами, их употребляют в пищу как лечебное и самое дорогое угощение. Это кровяная колбаса «хаан», печень, потроха «харта», кумыс и др.
Врач-педиатр сказала, что в молоке кобылы содержится молочный сахар, богатый витамином С, поэтому кумыс является натуральным антибиотиком. Его употребляют для лечения от дизентерии, брюшного тифа, туберкулеза. Оказывается, он богат йодом, кальцием и аскорбиновой кислотой, которые помогают при болезнях анемии и щитовидной железы (зоба).
Употребление мяса помогает при лечении заболеваний печени, поджелудочной железы и желудочно-кишечного тракта.
Академик Вадим Кривошапкин, работающий в Институте здоровья Академии наук Республики Саха (Якутия) изучил якутскую лошадь и открыл, что в нем содержится «Омега-3». Это жирные кислоты, которые помогают при сухости кожи и волос, камнях желчного пузыря, варикозном расширении вен.
Для того, чтобы узнать о пользе якутской лошади в жизни человека я провела опрос среди специалистов разных учреждений с. Табага – врача-педиатра, работника торговли, преподавателя танца, коневода. Побывала в музеях, библиотеке, участковой больнице, СХПК «Тумарык». Я живу в Тарагайском наслеге, где на начало 2014 года насчитывается более 130 лично-подсобных хозяйств и 16 крестьянских хозяйств. Когда я хожу в гости к бабушке с дедушкой, где наблюдала за ведением хозяйства – коневодства. Видела табун лошадей в аласе, как бабушка доила кобылу, сама ездила на лошади. Дедушка с молодых лет работал в маслозаводе и каждое лето производит свой кумыс под названием «питательный напиток Уол-Таба5а». Ведь кумыс - это национальный напиток народа Саха. В будущем планирую изучать приготовление кумыса. Эта работа воспитывает быть трудолюбивыми, ответственными, самостоятельными.
В школе моя учительница Евгенья Герасимовна Филиппова рассказала, что если дети будут знать о якутской лошади, то они будут уважать культуру народа Саха, знать фольклор, язык и историю.
Образ лошади создается в произведениях литературы и искусства народа саха. Существуют подражательные танцы, эстрадная песня «Кулунчук» слова и музыка Виталия Власова, картины художника Олега Степанова и др. Красота лошади одухотворяет человека, помогает стать спокойным, добрым, веселым.
Преподаватель танца сказала, что ребята танцующие подражательный танец коней, становятся сильными и гибкими, вылечиваются от боли в спине и суставах.
Коневод СХПК «Тумарык» сказал, что якутская лошадь очень выносливая, морозостойкая, поэтому у него крепкие ноги и шкура толстая. Но, есть и лошади, участвующие в конных скачках.
Таким образом, лошадь играет большую роль в жизни людей. Наши предки почитали его как божество «айыы». В жизни используют в сельском хозяйстве, медицине, спорте, изучают в науке, создают образ лошади в литературе и искусстве, применяют в педагогике для воспитания будущего поколения.
Заключение.
Я с малых лет мечтала завести себе живых лошадей. И сейчас моя мама уже точно знает, что моя взрослая жизнь будет связана с лошадьми. Моя будущая профессия или ветеринар, или коневодчица. Моя мама меня поддерживает: покупают книги о лошадях, игрушки-лошадки. В старших классах я буду углубленно изучать биологию и химию.
В результате проведенной работы я узнала об основных качествах якутской лошади:
· Эти лошади очень выносливы. Они могут перевозить тяжелые грузы и при этом очень мало есть.
· Якутские лошади проходят большие расстояния без пищи. У них есть подкожный жир, который позволяет им жить некоторое время без пищи.
· Долговечность - исправно несут службу до 18-20 лет, но и после этого достаточно пригодны для легкой езды и не особенно тяжелых работ.
· Лошадям водопой не нужен. Девять месяцев в году они утоляют жажду снегом.
· Используют в корм все разнотравье, которое могут сами найти. Даже под снегом. Очень уважают осоку, тростник, веточки деревьев, кустарников.
· Зимуют под открытым небом при температуре -50-60 градусов.
Я еще больше стала любить лошадей и хочу рассказать о якутской лошади всем, кому это интересно.
Герб Якутии представляет собой круг, в центре которого помещено изображение древнего всадника со знаменем, взятое с наскальных рисунков с реки Лены. Это ещё раз доказывает, что якутские лошади – древние.
Также образ лошадей можно увидеть в гербах районов Республики Саха (Якутия) – Абыйского, Усть-Алданского, Мегино-Кангаласского, Средне-Колымского.
Я верю, что когда-нибудь, поставят в Якутске памятник якутской лошадке!
Использованная литература:
1. Гоголев А.И. Истоки мифологии и традиционный календарь. Якутск, 2002
2. Джесегей айыы / Ред. У.А. Винокурова. Дьокуусай, 2002.
3. Обрядовая поэзия саха (якутов). Новосибирск, 2003. Из серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Т. 24.
4. Саввин А.А. Пища якутов до развития земледелия. Якутск, 2005.
5. Теплоухов-Тимофеев И.Г. Куруубай хааннаах Кулун Куллустуур.
6. Чахов А.И. Саха былыргы музыкальнай инструменнара. Дьокуускай, 1983.
7. Н.Д. Алексеев Основы коневодства./ЯНИИСХ. – Якутск: Офсет, 2005. – 88 с.
8. В.Л.Серошевский «Якуты» т.1 стр.262