Сборник математических задач-загадок
Автор публикации: Е. Журавлёва, ученица 7А класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10
Проект по математике
Сборник математических задач-загадок
Автор: Журавлёва Е.Д., обучающаяся 7а
класса.
Наставник: Казакова Надежда Сергеевна
учитель математики.
Содержание
Ведение
Глава 1.Способы решения задач.
1.1 Как решаются задачи в уме
1.2 Что такое внимательность
1.3 Как разгадывать загадки
Глава 2. Описание. (Анализ, решения задач.)
2.1. Решение задач в уме.
2.2. Задачи на внимательность
2.3. Задачи с подвохом
2.4. Загадки
Заключение
Список литературы
Приложение (книга)
Ведение
Многие современные школьники предпочитают основную массу своего свободного времени проводить за компьютером, играя в компьютерные игры или общаясь в социальных сетях со сверстниками. Но есть и сегодня такие ребята, которым интересно не тратить время на подобного рода бесполезные развлечения, а интересно развивать свою логику и сообразительность.
Интернет богат различного рода сайтами с логическими загадками, разгадывать которые не просто время от времени интересно, а еще и занимательно, и полезно. Наверняка, мало кто сегодня будет спорить, что именно, разгадывая всевозможные загадки, ребусы, шарады, задачи, ребенок намного быстрее развивается, чем если просто большую часть времени проводит в соцсетях. С помощью математических загадок он начинает больше рассуждать, и у него быстрее формируется математический склад ума.
Такие загадки не являются обычными математическими задачами в общепринятом смысле этого слова. Они с первых же слов заинтересовывают ребенка оригинальным и понятным изложением материала и возбуждают у него желание разгадать данную математическую загадку, как можно быстрее.
Цель: изучение основных видов задач-загадок и составление сборника.
Задачи:
Изучить способы решения задач
Рассмотреть понятие «Внимательности»
Подобрать материал для задач.
Определиться с темами задач.
Создать сборник задач-загадок.
Методы:
Поиск и изучение литературы по теме проекта.
Составление сборника
Анализ проекта.
Практическая значимость проекта:
Использование сборника задач-загадок на уроках математики для развития интереса к математике.
1. Способы решения задач.
1.1 Как решаются задачи в уме
Зачем нужен устный счет, если на дворе 21 век, и всевозможные гаджеты способны едва ли не молниеносно производить любые арифметические операции? Сейчас это успешно проделывают даже школьники младших классов, которым лень самостоятельно делить, умножать, складывать и вычитать.
Но у этой медали есть и обратная сторона: ученые предупреждают, что если мозг не тренировать, не нагружать работой и облегчать ему задачи, он начинает лениться, его мыслительные способности снижаются.
О пользе математики говорил еще Михаил Васильевич Ломоносов, называющий ее прекраснейшей из наук: «Математику уже за то любить надо, что она ум в порядок приводит».
Устный счет развивает внимание, память, быстроту реакции. Недаром появляются все новые и новые методики быстрого устного счета, предназначенные и для детей, и для взрослых.
Люди, практикующиеся в быстром счете, рекомендуют книгу Якова Трахтенберга «Система быстрого счета». История создания этой системы весьма необычна. Чтобы выжить в концлагере, куда его отправили нацисты в 1941 г., и не утратить ясность ума, цюрихский профессор математики занялся разработкой алгоритмов математических действий, позволяющих быстро считать в уме. А после войны написал книгу, в которой система быстрого счета изложена настолько понятно и доступно, что она и сейчас пользуется спросом.
1.2 Что такое внимательность
ВНИМАНИЕ — избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем.
Наиболее известно определение, которое дал вниманию Уильям Джеймс: «Каждый знает, что такое внимание. Это когда разум охватывает в ясной и отчетливой форме нечто из того, в чем видится одновременно несколько возможных объектов или ходов мысли. Сосредоточение, концентрация сознания — вот его суть. Оно означает отвлечение от одних вещей ради того, чтобы эффективно работать с другими, и является условием, располагающим реальной противоположностью в том спутанном, сумеречном и распылённом сознании.
Поскольку под вниманием понимается лишь направленность, то оно, не может рассматриваться в качестве хоть какого-нибудь самостоятельного процесса. Внимание присутствует в любой сознательной деятельности, оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов, и, причем той их стороной, в которой они выступают, как деятельность, направленная на объект; так же— не имеет своего особого содержания. При этом выражается специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа — содержание внимания определяется в зависимости от того, стороной какого психического процесса оно выступает: если восприятия, то как образ предмета, или явления действительности; если мышления, то как мысль, если припоминания или воображения, то как представление и т. д.
Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека.
1.3 Как разгадывать загадки
Загадки помогают держать мозг в тонусе и усилить ваши мыслительные процессы. Ежедневно практикуясь в разгадывании головоломок, вы сможете легче думать, улучшите свою память и когнитивные способности. Следуя нескольким простым методам, вы сможете отгадать даже сложные загадки.
1.Понять принцип решения загадок.
2.Изучить основные виды загадок.
Есть два основных вида загадок: загадки и головоломки. Обычно оба вида задаются во время диалога одним из собеседников, а второй ищет ответ на головоломку (или ждет, пока его скажет первый).
В загадках можно заметить вопрос, заданный с использованием метафор, аллегорий или ассоциаций, для ответа на который потребуется креативность и опыт.
Ознакомьтесь с правилами построения головоломок. Большая часть загадок загадывается по очень известным предметам. Сложности наступают при описании этих предметов. Загадка может содержать ряд ассоциаций для того, чтобы вы не сбились с курса.
Учтите, что загадки могут быть с подвохом. Ассоциации, которые на первый взгляд кажутся логичными, могут сбить вас с толку. Правильный ответ может быть настолько очевидным, что вы сразу же пропустите его.
Отвлекающие маневры – это стандартная форма задачи неправильного направления через ассоциации, как в этой американской загадке: «В зеленом доме живет зеленый человечек. В синем доме живет синий человечек. В красном доме живет красный человечек. А кто живет в Белом доме?» Вашим немедленным ответом, скорее всего, будет «белый человечек», но «Белый дом» здесь для того, чтобы сбить вас с толку – в Белом доме живет Президент Соединенных Штатов!
2.Описание. (Анализ, решения задач.)
2.1.Решение задач в уме
Алгебраический метод решения задач развивает творческие способности, способность к обобщению, формирует абстрактное мышление и обладает такими преимуществами, как краткость записи и рассуждений при составлении уравнений, экономит время.
Для того чтобы решить задачу алгебраическим методом необходимо:
1. провести разбор задачи с целью выбора основного неизвестного и выявления зависимости между величинами, а также выражения этих зависимостей на математическом языке в форме двух алгебраических выражений;
2. найти основание для соединения этих выражений знаком «=» и составить уравнение;
3. найти решения полученного уравнения, организовать проверку решения уравнения.
Все эти этапы решения задачи логически связаны между собой. Например, о поисках основания для соединения двух алгебраических выражений знаком равенства мы упоминаем как об особом этапе, но ясно, что на предыдущем этапе указанные выражения образуются не произвольно, а с учётом возможности соединить их знаком «=».
Как выявление зависимостей между величинами, так и перевод этих зависимостей на математический язык требует напряжённой аналитико-синтетической мыслительной деятельности. Успех в этой деятельности зависит, в частности от того, знают ли учащиеся, в каких отношениях вообще могут находиться эти величины, и понимают ли они реальный смысл этих отношений (например, отношений, выраженных терминами «позже на…», «старше в…раз» и т.п.). Далее требуется понимание, каким именно математическим действием или, свойством действия или какой связью (зависимостью) между компонентами и результатом действия может быть описано то или иное конкретное отношение.
Примеры:
Павел с сыном и Семён с сыном были на рыбалке. Павел поймал столько же рыб, сколько и его сын Игорь, а Семён втрое больше, чем его сын. Всего они поймали 35 рыб. Как зовут сына Семёна? Кто сколько поймал рыб?
(Павел – сын Семёна. Игорь поймал 7 рыб, Павел – 7 рыб, Семён – 21 рыбу.)
Сколько времени, если до конца суток осталось 4/5 того, что прошло от начала суток?
(13 часов 20 минут.)
На столе 6 ящичков. В первом – 60 камешков, во втором – 30, в третьем – 20, в четвёртом – 15. Сколько камешков в пятом и шестом ящичках?
(12 и 10, пятая и шестая часть ящика.)
2.2.Задачи на внимательность
Задачи, решаемые с помощью высказываний.
Решая задачи этим методом, мы используем элементы алгебры высказываний.
Под высказыванием понимают повествовательное предложение, относительно которого можно сказать, истинно оно или ложно. Не всякое предложение является высказыванием, например: восклицательные, вопросительные предложения («Который час?»). Не являются высказываниями и такие предложения, которые являются определениями чего-либо, например: «Квадратом называется прямоугольник, у которого все стороны равны».
Пусть имеется некоторая совокупность высказываний, называющихся элементарными (исходными). Исходя из этих высказываний, с помощью, так называемых логических операций, строят новые (сложные) высказывания.
Перейдем к точному описанию этих операций.
Отрицательные высказывания.
Отрицательным высказыванием A называется новое высказывание, обозначаемое Ā (неверно, что A), которое истинно, если A ложно, и ложно, если A – истинно.
Пример: для высказывания А: “5 является делителем числа 30”, построенное указанным способом высказывание Ā: “Число 5 не является делителем числа 30.”
Конъюнктивные высказывания.
Конъюнкцией высказываний P и Q называется новое высказывание, обозначаемое P ۸ Q (и), которое истинно, если истинны оба высказывания P и Q, и ложно во всех остальных случаях.
Пример: Высказывание «Число 376 четное и трехзначное» - конъюнкция двух высказываний: «Число 376 четное» и «Число 376 трехзначное». Так как оба высказывания – истинны, конъюнкция - истинна.
Дизъюнкция высказывания.
Дизъюнкцией высказываний P и Q называется новое высказывание, обозначаемое P ۷ Q (или), которое истинно в тех случаях, если истинно хотя бы одно из высказываний P или Q, и ложно, если ложны оба высказывания P и Q.
Пример: Высказывание «Шесть - число кратное трем или 19>37» - является дизъюнкцией двух высказываний: «6 - число кратное 3» и «19> 37». Дизъюнкция истинна, так как одно из высказываний истинно.
Примеры:
Двое родителей и двое сыновей поделили между собой поровну 30рублей, Причем каждый получил по 10 рублей. Как это могло случиться?
(Ответ: Было 3 человека: отец, сын и внук.)
Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидели по три кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается сколько ног было на мельнице?
(Две ноги мельника, ибо у кошек и котят не ноги, а лапы)
Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток?
(Всего летели три утки, одна за другой)
2.3.Задачи с подвохом
Основные методы решения задач с подвохом
Метод рассуждений;
Метод «с конца»;
С помощью таблиц истинности;
Метод последовательных рассуждений
Самый простой способ решения несложных задач заключается в последовательных рассуждениях с использованием всех известных условий. Выводы из утверждений, являющихся условиями задачи, постепенно приводят к ответу на поставленный вопрос.
Метод «с конца»
Такой способ решения является разновидностью метода рассуждений и отлично подходит для задач, в которых нам известен результат совершения определенных действий, а вопрос состоит в восстановлении первоначальной картины.
Решение логических задач с помощью таблиц истинности
Суть метода состоит в фиксации условий задачи и полученных результатов рассуждений в специально составленных под задачу таблицах. В зависимости от того, является высказывание истинным или ложным, соответствующие ячейки таблицы заполняются знаками «+» и «-» либо «1» и «0».
Примеры:
Две ноги на трех ногах,
А четвертая в зубах.
Вдруг четыре прибежали
И с одною убежали.
Подскочили две ноги
Ухватили три ноги,
Закричали на весь дом -
Да тремя по четырем!
Но четыре завизжали
И с одною убежали.
Что это такое?
(Человек сидел на стуле, имеющем три ножки, пришла собака и утащила куриную ногу. Повар бросил стул в собаку, чтобы она оставила куриную ногу.)
Один ученик писал о себе: «... Пальцев у меня двадцать пять на одной руке, столько же на второй, на ногах десять ...» Почему он такой уродливый?
(Ответ: Ученик после слова «двадцать» не поставил двоеточие.)
На дереве сидело 6 воробьев. Охотник, выстрелив, попал в двух из них. Сколько воробьев осталось на дереве?
(Ответ: Не осталось, - все остальные улетели.)
2.4.Загадки
Секреты разгадывания
Главное в любой задаче – детали. Если нужно отгадать загадку, следует:
1.внимательно выслушать или прочитать;
2.не спешить с ответом;
3.выявить наиболее важные признаки объекта, но не отбрасывать и второстепенные;
4.установить связь между признаками или с другими объектами; 5.объединить эти признаки;
6.остается сделать вывод, т. е. сказать отгадку;
7.в завершении нужно обосновать ответ, чтобы убедиться в его правильности.
Каждому возрасту – свои загадки
Маленькие дети лучше воспринимают загадки, когда «отгадка» у них перед глазами или в виде иллюстрации в книге. Ведь у малышей может просто не хватить знаний, опыта сравнений. Замечательно подходят рифмованные загадки, где ответ напрашивается сам собой.
Лет с 4 можно прибегать к образным сравнениям, а позже и к построенным на отрицании загадкам (Не лает, не кусает, а в дом не пускает).
Младшие школьники любят загадки-обманки, в которых предполагаемая рифма не является правильным ответом: Быстрее всех от страха несется…(черепаха?) – заяц.
Разнообразить учебную деятельность помогают ребусы, шарады.
Например, когда часть слова заменяют картинки или цифры (слово «незабудка» изображается как слоги «неза» и собачья конура). Особняком стоят задания, развивающие логическое мышление и сообразительность:
Что легче 1 кг яблок или 1 кг песка?
От чего плавает утка?
Петя и Саша пробежали вместе 60 км. Сколько пробежал каждый?
Таким образом, разгадывание загадок – увлекательный процесс, итогом которого может стать соревнование на придумывание собственных головоломок.
Примеры:
Два кольца, но нет конца,
В середине нет гвоздя.
Если я перевернусь,
То совсем не изменюсь.
Какая это цифра?
( 8 )
Три кошки купили сапожки
По паре на каждую кошку.
Сколько у кошек ножек
И сколько у них сапожек?
(12 ножек и 6 сапожек)
Лебеди у нас в пруду,
Я поближе подойду:
9 чёрных, белых 5.
Кто успел их сосчитать?
Говорите поскорей:
Сколько пар лебедей?
(7 пар)
Заключение
Подводя итог проделанной работы, следует отметить, что цель достигнута: изучили основные виды задач-загадок и составили сборник.
Поставленные задачи решены:
Изучили способы решения задач;
Рассмотрели понятие «Внимательности»;
Подобрали материал для задач;
Определились с темами задач;
Создали сборник задач-загадок.
Систематическое включение в урок таких заданий в седьмых классах помогает отрабатывать математические навыки и умения у детей, развивать мышление, творческую активность, познавательную самостоятельность, а главное – формировать и поддерживать интерес к уроку математики. Интересные сведения, факты дети воспринимают эмоционально, что влияет не только на их ум, но и на сердце, а это, в свою очередь, помогает решать задачи, как обучения, так и воспитания.
Проектная деятельность позволяет достичь максимального эффекта. В процессе работы над проектом я научилась искать пути решения возникших проблем, работать с разными источниками, и достигать поставленной цели.
Список использованной литературы
1. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 кл.-М.: Просвещение, 1988.
2 . Клименченко Д.В. Задачи по математике для любознательных: Кн. Для учащихся 6-7- кл.-М.: Просвещение, 1992.
3. Сорокин А.С. «Техника счета (методы рациональных вычислений)», М, Знани», 1976
4. http://razvivajka.ru/ Тренировка устного счета