Семейная реликвия.
Автор публикации: С. Бирюлина, ученица 8А класса
Семейная реликвия. Прапрабабушкина рубаха.
Связь поколений-важная часть жизни как для одного человека, так и для всего общества. Связь — поколений-это передача опыта, умений и знаний от старшего поколения к младшему. Важно, чтобы эта связь не прерывалась, так как общество не сможет существовать, ничего не зная о жизни предков, а в семьях будет меньше любви и заботы без этой связи, ведь это ужасно, когда родители и дети практически ничего друг о друге не знают, живут в ссоре-то есть прерывают эту связь.
В моей работе я хочу рассказать о нашей семейной реликвии, а также объяснить ее значение и важность для поколений и в жизни человека.
Семейные реликвии - особые частицы, они как связующие звенья между поколениями, они помогают сохранить светлые воспоминания об уже умерших предках, могут рассказать немного об их жизни. Реликвиями могут быть как дорогие вещи, так и простой фотоальбом, но все они должны быть одинаковы важны и почитаемы, также они помогают ознакомиться с жизнью и бытом людей разных исторических эпох. Родителям следует показывать детям пример уважения к предкам, иначе не будут передаваться семейные ценности, что сильно скажется на моральном облике отдельных людей или даже целого народа, страны. Нельзя небрежно обращаться с реликвиями, ведь это нарушение уважения к своим предкам. Правильной отношение к реликвиям делают жизнь человека бесконечной в сердцах его потомков.
Реликвия моей семьи - женская рубаха моей прапрабабушки (Рис. 1), которую звали Наталья Ефимовна Межуева (Комарова). Она родилась в 1899 г в очень красивом селе Чубковичи Брянской области. В семье было пятеро детей. Ее родители занимались сельским хозяйством. Наталья Ефимовна с матерью и сестрами ухаживали за скотом, домом, долгими зимними вечерами занимались рукоделием.
Больше 100 лет назад почти все девочки в возрасте 12-13 лет шили свою первую рубаху, которая часто оставалась с ними на память на всю жизнь, она хранилась, а в старости передавалась детям. Прапрабабушкина первая рубаха хранится теперь в нашем доме. Рассматривая ее, я всегда удивляюсь- как такие вещи можно было сшить своими руками, без швейной машинки? Девушки того времени были очень усидчивы и скрупулезны, так как такая работа в наше время выглядит невероятно сложной.
Раньше рубаха была основным элементом гардероба каждого простого русского человека, с ней было связано много примет, человек придавал ей большое значение. Женская рубаха, в отличие от мужской, обязательно имела сборки у ворота. (Рис.2) Сборчатый ворот создавал мягкое движение ткани на стане, свободно драпирующей женскую фигуру. Линия горловины подчеркивалась узкой обшивкой. У рубахи пышный манжет, напоминающий по форме цветок вьюнка. Эта деталь использовалась только для рубах девушек на выданье и являлась своеобразным символом готовности к браку ("девка расцвела"). Колоколообразные манжеты могли быть очень широкие, очень длинные, и обязательно богато украшались вышивкой. (Рис.3 и 4)
Женские повседневные рубахи шились из небеленого домотканого льна, конопли, из пестрядины. Праздничные рубахи делали: шелка, фабричного хлопка, кумача, беленого льна. Почти все рубахи украшались красивыми и затейливыми узорами. (Рис.5).
В украшении своей рубахи Наталья Ефимовна использовала узор «Алатырь». (Рис.6) Раньше это был своего рода талисман. Для женщины амулет в форме этой восьмиконечной звезды (цветка) гармонизирует женское начало, развивает интуицию, дает магическую силу, помогает укрепить семью, дарит сильных потомков, оберегает всех их от болезней и чужой магии.
Полотнища, из которых собиралась рубаха, были строго прямоугольные, и их сразу ткали нужной ширины и длины. Полотнища для рубахи сшивались не как мы привыкли сейчас – "внахлест" - а в стык. Отсюда образовалось выражение "точь-в-точь": буквально "сшить в стык".
Я очень рада, что частичка души и жизни моего предка дошла до моих дней, я могу собственными руками прикоснуться к предмету, которой был значим для моей бабушки, для меня и моей семьи это немаловажно, надеюсь, мы и дальше будем передавать эту реликвию из поколения в поколение и память о моих предках не прервётся на долгие годы.
Я верю, мой проект помог выявить значение семейных ценностей, связи поколений и семейной реликвии и все, прочитавшие мою работу, задумаются и постараются укрепить связь или восстановить её, постараются улучшить взаимоотношения между поколениями, вернуть или усилить взаимопонимание и уважение. А если в каких-то семьях нет семейных традиций, то можно и нужно придумать свои, новые, чтобы, соблюдая их, объединилась вся семья не только на время, а на долгие-долгие годы и века. Готовя материал для работы, я не только еще раз вспомнила о Наталье Ефимовне со своей семьей, я узнала много нового для себя о жизни и быте русского народа, обычаях, традициях, узнала много интересного из русского фольклора.
Моя работа может быть использована для дополнительного образования по изучению традиционной одежды, вышивки, как материал для классного часа, на уроках домоводства.
Я хотела бы выразить благодарность организаторам олимпиады за , за интересные темы, всем участникам за то, что делятся со всеми своими рассказами и не остаются равнодушными к истории нашей страны.
Литература:
Л.В. Беловинский «История русской материальной культуры», М., издательство МГУК 1995 г.;
Л.В. Ефимова «Русский народный костюм», М., Советская Россия , 1989 г.;
Л.В. Каршинова «Русский костюм», М., Белые альвы, 2005 г. Журнал «Чудесные мгновения. Традиционный костюм», 05-2005, 06-2005 г.
Мажова Светлана Александровна
Пользователь удален