12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Халися32


МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»







Исследовательский проект

«Рушник прапрабабушки».

на городскую краеведческую конференцию

детских исследовательских работ

«Семейная реликвия»

Номинация «Вещь, принадлежавшая /изготовленная предкам (и)»






Автор: Бессонова Алена,

4 класс В,

Руководители проекта:

Хайретдинова Х.Р.

89226745407







Содержание

Введение ………………………………………………………………..3

Глава 1. Рукодельница прапрабабушка………………………………………….. .4

Глава 2. Рушник в нашей семье…………………………………..………………..5

Заключение……………………………………………………………..7

Приложение…………………………………………………………….8

























Введение.

Рукоделие и творчество позволяют развивать фантазию, изобретательность и умение видеть новые свойства привычных вещей. Сделанное своими руками было всегда во все времена востребовано. Творчество – это процесс, в ходе которого создаются материальные и духовные ценности. Конечно, конвейерное производство не является частью этого, но ведь каждая вещь когда-то была первой, уникальной, абсолютно новой. Вследствие этого можно сделать вывод: все окружающее нас – изначально было тем, что создал человек творческий в процессе своей работы. Иногда в результате подобной деятельности автор получает продукт, изделие, которое никто, кроме него, не сможет повторить. Следовательно, для творчества необходимы не только особые условия, но и личностные качества создателя. Творчество помогает людям открыть свою душу, выплеснуть чувства или же создать нечто новое. Умение делать своими руками красивые, интересные и полезные вещи очень выручает, когда есть необходимость экономить. Раньше вещи, сделанные своими руками, были просто необходимы, они украшали жизнь, они были доступны, потому что каждая женщина могла их сделать сама, как моя прапрабабушка.

Цель проекта - знакомство прапрабабушкой Кузминых Надеждой Николаевной через семейные реликвии.

Задачи:

Познакомиться с жизнью прапрабабушки.

Собрать информацию о реликвии.

Объект: предметы рукоделия прапрабабушки.

Предмет исследования: рушник.

Методы исследования: интервью, наблюдение, системаьизация.





Глава 1. Рукодельница прапрабабушка.

Кузьминых Надежда Николаевна моя прапрабабушка, родилась прабабушка в 1910 году 27 сентября в семье зажиточных крестьян Туганских в селе Кокорино. Родители - Наталья Александровна и Николай Петрович умерли рано: отца убили в первую мировую войну в 1914 году, мать умерла от воспаления лёгких. Детей воспитывали дедушка и бабушка. В 20-ых годах семью раскулачили. Жизнь стала трудной, пришлось идти работать в колхоз. Жила на заимке. Чтобы избежать репрессии, вышла замуж за бедного парня Кузьминых Николая в1930 году. У них родилось четверо детей. Переехали жить в Ильтяково. В 1941 году мужа забрали на фронт, в этом же году он погиб. Во время войны работала в колхозе бригадиром пахарей, пахала на своей корове. С 1946 по 1967 год работала санитаркой в Ильтяковском родильном доме, воспитывала одна четверых детей. С1967 года вышла на пенсию, стала заниматься внуками и домашним хозяйством. Увлеклась рукоделием. Ткала ковры, половики, полотенца, вышивала рушники, вязала скатерти. Умерла она 2002 году в возрасте 92 лет.

Я заинтересовалась, почему моя бабушка хранит полотенца, скатерти, рушники моей прапрабабушки. Оказалось, что она была известна своим рукоделием далеко за пределами своей деревни. Приезжали из других сёл заказывать ковры, полотенца, скатерти, например, из Шатровского района.

Она прожила долгую и очень насыщенную жизнь.

На конкурс мною представлены фотографии рушника и скатерти. Они все бережно хранятся у моей бабушки Бессоновой Любови Спиридоновны. У дочерей также есть ее изделия, которые бережно хранятся. Мне особенно нравятся скатерть, вязанная крючком, полотенца самотканые с вышивкой.

Глава 2. Рушник в нашей семье.

Рушник необходимый предмет в доме с древних времен. Рушник из льна применялся как украшение дома – дверных проемов, стен, красного угла, так и для совершения обрядов. Рушники с давних времен считаются оберегами, силу им придают мысли, с которыми он был вышит. Традиционный материал для рушника - лён.

Моя прапрабабушка сама ткала и вышивала рушники для приданого и под заказ. Рушники были белого цвета, как символ чистоты и добра. Вышивала она тот узор, который был популярен в их местности и нравился ей самой вышивальщице. Бабушка рассказывала, что если не могла сама придумать узор для вышивки, то брала у подружек понравившийся рушник и вышивала по образцу. А ещё вязала крючком бахрому. При накрахмаливании рушник становился ещё наряднее.

Моя бабушка использует рушники сейчас для украшения икон и хранит их как память.  Считается, что рушники являются оберегом, потому что перед началом работы произносили молитвы и вышивали с чистыми помыслами.

От бабушки я узнала, что ни одно событие в жизни наших предков не обходилось без рушников.

В наши дни традиция использовать рушники уходит в прошлое. Только в старых деревенских избах можно увидеть льняные полотенца украшенные вышивкой или вязанием. И бывает радостно увидеть в Интернете фотографии, на которых старинное рукоделие украшает дом в деревне.

В настоящее время есть фабрики, где производят льняные рушники, вышивку на которых наносят специальные вышивальные машины. Это, конечно, очень красиво, но «без души».

В нашей семье в большом старинном сундуке сохранились очень интересные вещи из самотканого льна – скатерти, салфетки и несколько рушников

Льняная ткань очень хорошая, не зря из неё наши предки ткали одежду. Она экологически чистая, очень прочная. Ещё она является природным антисептиком, так как лён убивает микробы и бактерии. И если использовать для раны льняную повязку, то рана заживёт быстрее. От мамы я узнала, что наука давно объяснила пользу льна для организма человека. Видимо поэтому сейчас вновь в моде одежда из льна.

Наш рушник из настоящего самотканого льна, вышитый с душой, является нашей семейной реликвией. Его мы сохраним и передадим уже нашим детям.
























Заключение.

Мне интересно узнавать историю своих предков по тому малому, что они оставили после себя. Мы сохраним память о прапрабабушке, благодаря вещам, выполненным её руками.

Развить в себе креативность может каждый, главное, чтобы было большое желание и позитивный настрой. Необходимо взглянуть на мир другими глазами, возможно, попробовать себя в чем-то новом. Главное – трудиться, и тогда у каждого могут получиться такие красивые вещи, как у моей прапрабабушки. И я хочу овладеть таким ремеслом.

Работа по сбору материала продолжается. В будущем я займусь изучением узоров на вышивках бабушки. Просто так не вышивалось не одно изделие, каждый рисунок нёс свой смысл. Это сейчас человеку достаточно, чтобы вещь понравилась, а раньше, каждое изображение было либо оберегом, либо несло смысл удачи, плодородия. Вот это мне и хочется узнать.

















Приложение 1.

t1673202522aa.png








t1673202522ab.png





t1673202522ac.png



t1673202522ad.png










Используемые ресурсы



http://naslved.org / Все о рушниках. Наследие. Содружество родовичей.

https://ru.wikipedia.org Рушник. Википедия–Свободная энциклопедия.

http://nashahistory.ru / Воронежская региональная культурно-просветительская общественная организация «Наша история»

www.google.ru / Картинки. Рушник льняной.








11


Автор материала: А. Бессонова (4 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.