Автор публикации: А. Вавилова, ученица 9Б класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Абрамовская средняя школа им. А.И. Плотникова»
Исследовательский проект по технологии
«Школьная форма:
стильно, модно и прикольно»
(направление - прикладное искусство)
Выполнила: обучающаяся 9 «Б» класса
Вавилова Александра
Руководитель: учитель технологии
Шеронова Н.И
Г.о.г Арзамас
Содержани
Этапы исследовательской работы 6
История школьной формы за рубежом 9
Анализ возможных идей. Выбор оптимального варианта. 9
Используемые материалы, инструменты и оборудование 12
Технологическая карта изготовления 15
2.Глава 1
2.1.Этапы исследовательской работы 6
2.2.История создания школьной формы 7
2.3.Анализ возможных идей. Выбор оптимального варианта. 8-9
2.4.Выбор ткани 10
2.5.Используемые материалы, инструменты и оборудование 11
2. Глава 2
2.6.Конструирование и моделирование изделия 13
2.7.Технологическая карта изготовления 13
2.8.Правила безопасности во время работы…………………………………………………….14
2.9.Экологическое обоснование 15
2.10.Экономическое обоснование 16
2.11.Реклама 17
2.12.Анкетирование 18
2.13.Результат опроса 19
3.Заключение 20
5.Приложения……………………………………………………………………………………..21
Актуальность: В настоящее время ведутся споры на тему необходимости школьной формы. Школьники не желают ходить в строго обозначенной форме одежды, но и отсутствие единства во внешнем виде учащихся вызывает общее недовольство. Кроме того, школа «должна формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности» учащихся.
В 1992 году, было отменено обязательное ношение школьной формы в школах Российской Федерации, исключив соответствующую строку из закона “Об образовании”. Коричневые платья и синие костюмы заменили “вареные джинсы”, брюки клеш и девичьи наряды в духе “кто во что горазд”. В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие школы имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому, или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды. В нашей школе, например, обязательным является ношение юбки (классических брюк), жилета или джемпера синего цвета. Дополнением является галстук в тон юбки. И у нас есть отличительный знак – эмблема. Форму носят подавляющее большинство учащихся. Проблема состоит в том, что всё-таки некоторые учащиеся игнорируют ношение школьной формы. То тут, то там мелькают по коридорам яркие свитерки и джинсы. На классных часах то и дело преподаватели отводят драгоценное время на решение проблемы регулярного ношения школьной формы. В чем состоит проблема? Какие причины? Может некоторых не устраивает подбор элементов школьного гардероба?
Я задумалась, почему на празднике Последнего звонка в школе подавляющее большинство выпускниц одевается в форменные коричневые платья с белыми фартуками? Кто-то позаимствовал форму, у кого-то она сохранилась в “сундуках”. Получается очень нарядно и торжественно. На эти и многие другие вопросы мы попытаемся ответить. Попытаемся взглянуть на проблему с двух сторон, изучив мнение обучающихся и учителей, и найти приемлемое решение.
В поисках оригинального решения школьной формы, я обратилась к истории народного костюма, который, как правило, отличается своеобразным конструктивным решением. Я считаю сарафан идеальным изделием для школьной формы. Возможности вариативности с различными предметами женской одежды: блуза, жилет, жакет, водолазка, джемпер - позволяет сохранить индивидуальность в деловом стиле, что невозможно осуществить, если базовой моделью было бы платье.
Цель: смоделировать одно из базовых изделий школьной формы - сарафан
Задачи:
• изучить историю вопроса, тенденции и направления в проектировании школьной формы;
• провести анкетирование;
• спроектировать и изготовить изделие;
• сделать экологическое и экономическое обоснование проекта;
• усовершенствовать свои навыки в области проектирования и изготовления швейных изделий;
• оценка проделанной работы
Новизна исследовательской работы: заключается в представлении информации об истории школьной формы и самостоятельно разработанного и изготовленного своего варианта школьной формы.
Гипотеза: Самостоятельный подход к дизайну школьной формы повысит к ней интересу учащихся.
Методы исследования:
Анкетирование
Анализ литературы, материалов из интернета.
Объект исследования: учащиеся.
Предмет исследования: школьная форма.
Практическая значимость работы: исследования заключается в возможности использовать предложенный вариант школьной формы, для достижения нравственной атмосферы в образовательном учреждении, а так же формирование уважительного отношения к историческому наследию изготовления одежды.
Этапы работы: Выполнение работы было разбито на 3 основных этапа:
I этап – подготовительный;
ΙI этап – практический;
ΙIΙ этап – ожидаемые результаты.
В подготовительный этап вошли:
обзор источников информации: литературы в библиотеках города
и школы и интернет - ресурсы; обоснование актуальности темы;
постановка цели и задач;
определение объекта и предмета исследования;
выбор методов исследования;
подбор вопросов для анкеты;
На практическом этапе я составила календарный план организации работы, где обозначила свои действия и сроки выполнения. Сюда вошли: проведения анкетирование;
изучение литературы и ресурсы интернета по данному вопросу;
составления чертежа модели школьной формы;
создание презентации по данной теме.
В заключительный этап – ожидаемые результаты вошли:
Обсуждение и систематизация собранных сведений
оценка полученных результатов исследования;
формулирование выводов.
Глава 1 2.1-2.5
Потребность проблема
Самооценка
Историческая справка
Реклама
Варианты моделей и выбор оптимального варианта
Анкетирование
сарафан
Цветовая гамма, выбор ткани
Экологическое и экономическое обоснование
Инструменты, оборудование, приспособления
Конструирование, моделирование
Техника безопасности
Технология изготовления
История создания школьной формы
Вокруг школьной формы постоянно возникают различные споры. Одни считают, что она необходима, поскольку позволяет детям из разных социальных слоев быть равными хотя бы в плане внешнего вида. Другие считают ее пережитком советского прошлого и заявляют, что ее ношение вредит гармоничному развитию личности.
Впервые школьная форма появилась в России в 1834 году, во времена императора Николая I большого любителя мундиров и униформ, к которым были отнесены гимназические и студенческие мундиры. (Приложение 1)
В 1896 г. было утверждено положение о гимназической форме для девочек.
До 1917 г. школьная форма (форма гимназистов) была сословным признаком, так как учились в гимназии лишь дети из обеспеченных семей.
В 1918 г. декрет «О единой школе...» отменил форму учащихся, признав ее наследием царско-полицейского режима.
1949 г. В СССР введена единая школьная форма. Мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником стоечкой, девочек — в коричневые шерстяные платья с черным передником (по праздникам — белым). (Приложение 2)
В 1962 г. были сделаны некоторые изменения: форма мальчиков превратилась в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах.
1973 г. Новая форма для мальчиков. Синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами. (Приложение 3)
1976 г. Новая форма для девочек. Юбка и жакет из синей полушерстяной ткани.
В 1985-1987 гг. изменения коснулись и одежды девочек: старшеклассницы могли сменить платье и фартук на синюю юбку, рубашку, жилет и пиджак из той же синей полушерстяной ткани.( Приложение 4)
В 1988 г. в порядке эксперимента некоторым школам было разрешено отказаться от ношения формы, а через 4 года она была официально отменена во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, согласно закону «Об образовании».
1992 г. Отмена школьной формы в школах Российской Федерации.
1999-2002 гг. Отдельные субъекты РФ принимают местные нормативные акты о введении обязательной школьной формы.( Приложение 5)
В настоящее время школьная форма для девочек принципиально отличается от униформы советской поры. Платья с передничками ушли в прошлое. Теперь школьная форма - это женственные сарафаны в деловом стиле, юбки со складками, пиджаки разнообразных фасонов, приталенные жилеты. Сарафан, как школьная одежда, - это отличная и не избитая альтернатива, оставляющая большое поле для вариаций. Речь идет о сочетании сарафана со всевозможными блузками, сорочками, рубашками и водолазками. При помощи варьирования сарафана с «верхом» я могу каждый день выглядеть по-новому и сохранять свою индивидуальность.
История школьной формы за рубежомШкольная форма в других странах отличается от той, которая существовала в российских школах: в одних она более консервативна, в других — очень модная и необычная.
Например, в Японии школьницы щеголяют в матросках, называемых там «сэйлор-фуку».
А вот Англия — страна консерваторов, школьная форма там всегда была приближена к классическому стилю одежды.
В США каждая школа сама решает, какие именно вещи позволено надевать ученикам. Школьную форму носят ученики престижных частных школ для детей обеспеченных родителей.
В Италии, напротив, не существует обязательной школьной одежды, однако во многих школах активно выступают за ее введение.
Во Франции ученическая форма была отменена в 1986 г. Но взрослые всё же хотят в качестве эксперимента одеть учеников некоторых школ в одинаковую одежду.
Анализ возможных идей. Выбор оптимального варианта.В различных моделях школьной формы всегда прослеживается классический стиль, который в дальнейшем может стать деловым атрибутом будущих менеджеров, руководителей, бизнесменов. Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий. Я выбрала сарафан, потому что его можно сочетать с различными изделиями гардероба.
Единая школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде. Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде. У родителей отпадает вопрос: "В чем отправить ребенка в школу?", у детей возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание учиться. Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе. Если одежда правильно подобрана, современна, красива, то учащийся будет испытывать гордость за свой внешний вид. (Приложение 8)
Единый стиль в одежде имеет много плюсов:
как правило, вызывает чувство гордости за свой внешний вид;
2.по мнению психологов, способствует появлению желания работать в команде;
3.решает социальные проблемы;
4.организовывает и дисциплинирует;
5.способствует решению межнациональных различий
Варианты моделей изделия:
Изделие 1. Сарафан темно-серого цвета из трикотажного полотна полуприлегающего силуэта, отрезной под грудью. На передней половинке юбки расположены две встречные складки. Горловина сарафана обработана декоративной обтачкой на лицевой стороне.(I)
Изделие 2. Сарафан серого цвета, из п/шерстяной ткани, полуприлегающего силуэта, с отрезной юбкой. Верхняя часть переда с тремя складками по линии горловины. Юбка с боковыми карманами и двумя складками. По талии расположены шлёвки для пояса.(II)
Изделие 3. Сарафан из черной п/шерстяной ткани, полуприлегающего силуэта. Юбка отрезная по линии бедер со встречными складками и карманами. Сарафан с короткими рукавами, без воротника.(III)
Изделие 4. Сарафан прилегающего силуэта, отрезной по линии бедер. Перед сарафана разделен по линии бедер кокеткой. На боковой нижней части переда находятся накладные карманы, на которых закреплены хлястики на 1 пуговицу, продеты в декоративные рамки. Спинка сарафана так же разделена кокеткой. Застежка боковая молния в левом боковом шве. По горловине, кокетки, карманам, низа сарафана проложена двойная отделочная строчка, отделочными нитками.(IV)
Изделие 5. Сарафан полуприлегающего силуэта, из п/шерстяной ткани черного цвета в узкую полоску. Отрезной по линии талии, спереди застежка на пуговицах до линии талии. Перед лифа украшен узким воротником из лайкры, плавно переходящий в бретели. (V)
Я выбрала сарафан (иллюстрация III) так как:
прост в технологии пошива;
не требует больших затрат на материалы;
соответствует требованиям школьной формы;
практичный и удобный;
возможность вариативности;
идеально подходит для девушек, которые хотят подчеркнуть свои достоинства фигуры, при этом придерживаются строгого делового стиля.
Выбор тканиДля сарафана подойдут шерстяные, платьевые или костюмные ткани. Но нужно учитывать требования к составу ткани, из которой сшито изделие, т.к. в России большое разнообразие климатических зон. Поэтому стало необходимым для изготовления школьной формы учитывать район проживания школьников с целью комфорта.
Немаловажными являются гигиенические свойства школьной формы. Требования к составу ткани, из которой она сшита, более жесткие, потому, что ребенок носит эту школьную одежду значительное время суток, школьник проводит в школьной форме (5-6 часов, с учетом продленного дня- до 8-9 часов).
Родители порой смотрят только на цену одежды, а не на состав ткани, и покупают то, что детям носить нельзя. Обычный детский костюм может быть сшит из ткани, на 67% состоящей из химических волокон. В такой костюм можно одеваться на праздник, но, ни в коем случае нельзя носить ее в школе.
Особое внимание уделяется цвету школьной формы. Психологи рекомендуют спокойные оттенки. Яркие тона, безусловно, радуют глаз, но вызывают чрезмерную активность и раздражительность. Всегда актуальными остаются темные зеленые, синие, бордовые и коричневые цвета. Прекрасным вариантом является школьная форма сине-серого цвета.
Я выбрала тонкую костюмную шерсть для изготовления сарафана.
Используемые материалы, инструменты и оборудование
Оборудование
Инструменты
Материалы
Ножницы закройные
Швейная машина
Шерсть плательная
Сантиметровая лента
Оверлог
Дублирин (клеевой)
Игла ручная
Гладильная доска
Застёжка «молния»
Портновские булавки
Портновский мел
Утюг
Нитки швейные в катушках
Линейка закройщика
Глава 2 2.6-2.13
Конструирование и моделирование изделия
Чтобы сшитое изделие точно соответствовало фигуре, необходимо правильно снять мерки. От их точности зависит вид готового изделия. Я взяла за основу 38 размер, рост 146 см.
Таблица измерений фигуры
СгII | Полуобхват груди II | 38 |
Шг | Ширина груди | 14,3 |
Шс | Ширина спинки | 15,7 |
Дтс | Длина талии спинки | 36,5 |
Дтп | Длина талии полочки | 36,4 |
Шп | Ширина плеча | 11,7 |
Впк | Высота плеча косая | 37,1 |
Ст | Полуобхват талии | 30,7 |
Сб | Полуобхват бёдер | 49 |
Др | Длина рукава | 6 |
Ди | Длина изделия | 65 |
Сш | Полуобхват шеи | 16 |
Оп | Обхват плеча | 25 |
Таблица распределения прибавок на свободу облегания
При построении чертежей необходимо знать не только мерки фигуры человека, но и величины прибавок. Прибавка – величина, на которую надо увеличит мерки фигуры человека для получения заданной формы одежды, а так же обеспечение свободы движения, дыхания, кровообращения. Прибавки обозначают прописной буквой П, рядом строчной буквой обозначают участок, которому даётся прибавка.
Пг | 6 | Пшс | 1 |
Пт | 3 | Пдтс | 0,5 |
Пб | 2 | Пспр | 2 |
Пшгор | 0,5 | Пшгор | 0,5 |
Построение чертежа сарафана (приложение №1)
Техническое моделирование сарафана (приложение №2)
Выкройка сарафана (приложение №3)
Раскладка выкройки на ткани. Раскрой сарафана
Определяем направление долевой нити ткани, лицевую и изнаночную сторону, проверяем ткань на наличие дефектов.
Декатируем ткань.
Раскладываем выкройки на ткань. Раскладываем крупные детали сарафана, полочку к сгибу, спинку параллельно кромки, а затем мелкие детали на выпадах ткани.
Обводим детали выкройки по контуру, отмечая контрольные точки и припуски на швы.
Раскраиваем детали изделия по линиям припусков на швы.
Технологическая карта изготовления№ | Последовательность операции | Содержание операции | Инструменты и материалы |
1. | Раскладка выкройки на ткани. Раскрой. | Правила экономичной раскладки деталей кроя, обмеловка, припуски на швы. | Ткань, лекала деталей кроя, ножницы, мел, булавки. |
2. | Подготовка деталей кроя к обработке. | Прокладывание контрольных линий. | Булавки, иголка, нитки мел. |
3. | Подготовка сарафана к первой примерке. | Сметывание рельефов, боковых, плечевых швов. | Изделие, иголка, нитки, булавки. |
4. | Проведение примерки. Исправление недочётов. | Уточнение посадки изделия на фигуре. | Мел, портновские булавки, линейка. |
5. | Обработка сарафана после примерки. Поузловая обработка. | Стачивание рельефов, боковых, плечевых швов. Обработка рукава-крылышка, нижней части сарафана. | Швейная машинка, утюг, ножницы, нитки, булавки. |
6. | Обработка нижнего среза сарафана. | Обработка нижнего среза. | Нитки, иголка. |
7. | Обработка застёжки. | Обработка застёжки. | Застежка «молния». |
8. | Утюжка готового изделия. | Проведение влажно-тепловой обработки. | Гладильная доска, утюг. |
1) Инструкция по технике безопасности при работе с тканью
Храните иголки и булавки в определенном месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставляйте их на рабочем месте.
Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя.
Не держите пальцы рук около лапки швейной машины во избежание прокола их иглой.
Перед стачиванием изделия на швейной машине убедитесь в отсутствии булавок или иголок на линии шва.
Не откусывайте нитки зубами, а отрезайте их ножницами.
2) Инструкция по технике безопасности при работе с электрическим утюгом
Не оставляйте включенный утюг в сеть без присмотра.
Включайте и выключайте утюг сухими руками.
Ставьте утюг на термоизоляционную подставку.
Отключайте утюг только за вилку.
3) Инструкция по технике безопасности при работе на швейной машине
Перед работой убрать с платформы машины посторонние предметы, закрепить иглу и лапку.
Прежде чем стачивать изделие, проверить, не осталась ли в нем булавка или иголка.
Во время работы не наклоняться близко к движущемуся стержню иглы.
Не держать пальцы рук вблизи лапки и движущейся иглы, прошивать утолщенные места на пониженных оборотах.
Экологическое обоснованиеМоя работа не требовала использования большого количества ресурсов: сложных инструментов, дорогостоящих материалов, энергоёмкого оборудования.
При создании своего изделия должна была позаботиться о том, чтобы моё «производство» было безотходным, чтобы я не нанесла никакого ущерба окружающей среде. Так как перед приобретением ткани я произвела точный расчет, то обрезков материала практически не осталось.
Экономическое обоснованиеПринцип наших дней - высокое качество, при низкой себестоимости.
| Цена за единицу | Цена |
1.Ткань (1 метр) | 758 р. | 758 р. |
2. Дублерин (20 см) | 150 р. | 30 р. |
3.Застёжка «молния» (1 шт.) | 20 р. | 20 р. |
4. Нитки (4 катушки) | 15 р. | 60 р. |
Реклама
Анкетирование
Опрос обучающихся на тему «Нужны ли изменения в школьной форме?»
Укажите Ваш пол.
Предпочитаете ли вы деловой стиль в одежде?
Да
Нет
Нравится ли вам деловой стиль в школьной форме?
Да
Нет
Считаете ли вы, что школьная форма способствует дисциплине?
Да
Нет
Нужна ли школьная форма современным ученикам?
Да
Нет
Как вы считаете, пропадёт ли индивидуальность у школьника, если он будет носить форму?
Да
Нет
Хотели бы вы что-нибудь изменить в своей школьной форме?
Да
Нет
Какие предметы гардероба (для девочки) вы бы включили в школьную форму?
Какие предметы гардероба (для мальчика) вы бы включили в школьную форму?
Изменили бы вы цветовое решение своей школьной формы на новое?
Да
Нет
Результат опроса
Категория 1- девочки Категория 2- мальчики
1 ряд- вопрос анкеты под №3
2 ряд - вопрос анкеты под №4
3 ряд - вопрос анкеты под №7
4 ряд - вопрос анкеты под №8 и №9
5 ряд - вопрос анкеты под №10
В результате анкетирования и анализа литературы я пришла к выводу, что если школьная форма будет современной, удобной и практичной, то она будет позитивно влиять на учащихся и с детства формировать хороший вкус и чувство гармонии.
Я выполнила поставленные задачи:
провела анкетирование;
изучила историю вопроса, тенденции и направления в проектировании школьной формы;
спроектировала и изготовила изделие;
усовершенствовала свои навыки в области проектирования и изготовления швейных изделий;
сделала экологическое и экономическое обоснование проекта;
оценила проделанную работу.
• оценила проделанную работу
Модель сарафана, изготовленная мной, сочетает в себе оригинальность, многофункциональность и простоту изготовления ,востребовательность изделия.
Список использованной литературы
1.Андреева И.А. Энциклопедия: Шитьё и рукоделие – 2-е изд. - М.:
2.Н.В. Ерзенкова «Женская одежда в деталях»
3.Ефимова «Русский народный костюм»
4.Кибалова Л., Гебренова О. «Иллюстрированная энциклопедия моды»
5.О.В. Сакулина « Конструирование одежды под редакцией»
6.Орлова Л. В. «Азбука моды».
7.Подписка журналов мод «Бурда»
8.Различные журналы мод
9.http://www.prodetey.ru/2185-istoriya-sozdaniya-shkolnoi-formy
10.http://www.camelperm.ru/shkolnie-tkani/2/?item=2#sm2
11.http://www.myshared.ru/slide/352502/
http://svk-klassiki.ru/pages/4.htm
Приложения
Приложение 1
Построение чертежа сарафана.
Построение сетки основы для изделия.
Строим прямой угол в точке А. От А вправо проводим горизонтальную линию и откладываем на ней ширину изделия по линии груди:
Аа1 = Сг + Пг = 38 + 6 = 44 см.
Ширину спинки откладываем от точки А вправо. Она равна мерке Шс + прибавка Пшс:
Аа = Шс + Пшс = 15,7 + 1 = 16,7 см.
Ширину полочки откладываем от точки а1 влево. Она равна мерке Шг + прибавка Пшп:
а1а2 = Шг = Пшп = 14,3 + 0(в данном случае эта прибавка равна 0) = 14,3 см.
Ширина проймы отрезок аа2 получился в результате построения.
аа2 = Аа1 — Аа – а1а2 = 44 – 16,7 -14,3 = 13 см.
Далее от точки А вниз, по вертикали откладываем величину Впрз , прибавку на свободу проймы Пспр и половину прибавки Пдтс:
АГ = Впрз + Пспр + 0,5Пдтс = 17,3 + 2 + 0,25 = 19,6 см.
Проводим горизонтально линию груди от точки Г вправо, и опускаем из точек а, а2 и а1 перпендикуляры на эту линию, получая при этом точки Г3, Г4 и Г1.
От точки А вниз откладываем отрезок АТ. К мерке Дтс прибавляем прибавку Пдтс:
АТ = Дтс + Пдтс = 36,5 + 0,5 = 37 см.
От точки Т вниз откладываем расстояние ТБ:
ТБ = 0,5Дтс – 2 = 0,5 × 36,5 – 2 = 16,3 см.
И от точки А вниз откладываем длину изделия. Возьмем длину изделия 65 см.
АН = 65 см.
Теперь от точек Т, Б, и Н проведем вправо горизонтальные линии:
линию талии от точки Т,
линию бедер от точки Б,
линию низа от точки Н. И на пересечении этих линий с вертикалью, опущенной из точки а1 вниз ставим точки, Т1, Б1, Н1.
Построение чертежа спинки и полочки
Вправо от точки А откладываем ширину горловины спинки — АА2.
АА2 = Сш / 3 + Пшгор = 16,5 / 3 + 0,5 = 6 см.
От точки А2 вниз опускаем перпендикуляр, равный высоте ростка.
А2А1 = АА2 / 3 + Пвгор = 6 / 3 + 0 = 2 см.
Соединим точку А1 с серединой спинки и поставим точку А0. Оформим линию горловины спинки, соединив точки А0А2 плавной линией.
Положение конечной плечевой точки П1 находим с помощью пересечения двух дуг: первой дуги из точки А2 радиусом, равным ширине плеча Шп + раствор вытачки (1 – 1,5 см) и второй дуги радиусом, равным мерке высота плеча косая Впк + прибавка Пдтс.
А2П1 = Шп + раствор вытачки = 11,7 + 1 = 12,7 см.
ТП1 = Впк + Пдтс = 37,1 + 0,5 = 37,6 см.
. Длина вытачки должна быть не менее 4 см.
Для оформления линии проймы спинки находим вспомогательные точки П3, в, Г2. Из точки П1 на линию аГ3 восстанавливаем перпендикуляр и получившуюся точку пересечения обозначаем точкой П2. Измеряем на чертеже отрезок Г3П2. Теперь от точки Г3 вверх откладываем величину, равную 1/3 расстояния Г3П2 плюс 1,5 — 2 см (меньшую величину берут для младшего возраста, большую для старшего).
Г3П3 = Г3П2 / 3 + (1,5 — 2) см.
Далее из точки Г3 проводим биссектрису, на которой откладываем отрезок Г3в.
Г3в = 0,2 Г3Г4 + (0,3 — 0,5)см = 0,2 × 13 + 0,3 = 2,9.
Точка Г2 является серединой проймы, значит Г3Г2 = 0,5 × 13 = 6,5. Соединяем точки П1,П3,в, Г2 плавной линией – это пройма спинки.
Опускаем из точки Г2 перпендикуляр вниз до линии низа и получаем точки:
Т2 – на линии талии,
Б2 – на линии бедер,
Н2 – на линии низа.
Положение вершины горловины определяем относительно линии талии. От точки Т1 вверх откладываем отрезок Т1А3 = мерка Дтп + прибавка Пдтс.
Т1А3 = 36,4 + 0,5 = 36,9 см.
В данном случае вершина горловины практически совпала с точкой а1, разница лишь 1 мм, поэтому будем считать ее в точке а1.
Ширину горловины полочки, равную ширине горловины спинки откладываем от точки а1 влево. а1А4 = АА2 = 6 см.
Глубину горловины откладываем от точки а1 вниз и ставим точку А5.
а1А5 = а1А4 + 1 см = 6 + 1 = 7 см. Теперь оформим линию горловины полочки плавной линией, соединяющей точки А4 и А5.
Для определения вершины проймы полочки от точки Г4 вверх по линии Г4а2 отложим отрезок Г4П4 = Г3П2 – 0,5 см. Величину Г3П2 измеряем линейкой на чертеже.
Вспомогательную точку П6 находим разделив отрезок Г4П4 на 3. Г4П6 = Г4П4/3.
От точки П6, через точку П4 проведем дугу влево.
П6П5 = П6П4 по дуге.
От точки А4 на этой дуге делаем засечку, радиусом равным ширине плеча Шп, при этом получим точку пересечения двух дуг П5. П5 является конечной плечевой точкой. Точки А4 и П5 соединяем прямой линией – это плечевой срез полочки.
Из точки Г4 проведем биссектрису Г4с = 0,2 Шпр.
Г4с = 0,2Г4Г3 = 0,2 × 13 = 2,6. Для оформления красивой линии проймы полочки точки П6 и П5 соединяем и из середины этого отрезка восстанавливаем перпендикуляр равный 1 см. Через точки П5, 1, П6, с,Г2 проведем плавную линию проймы.
Величина вытачки на линии талии равна разности между шириной изделия(в готовом виде) по линии груди и по линии талии. Эту разность и будем забирать в вытачку.
(Сг + Пг) – (Ст + Пт) = (38 + 6) – (30,7 + 3) = 6,3.
Найдем положение бокового среза по линии талии. Для этого от точки Т2 влево и вправо отложим расстояния Т2Т3 = Т2Т4 = раствор вытачки / 2 = 6,3 / 2 = 3,1.
Соединим точки Т3 и Т4 с точками Г2 и Б2 и оформим боковые срезы плавными, красивыми линиями, избегая острых углов.
Линия низа спинки проходит через точки Н и Н2, линия низа полочки через Н2 и Н1.
Приложение 2
Техническое моделирование сарафана
Моделируем на основе базовой выкройки. Переведем выкройку-основу и выкройку рукава на новый лист бумаги.
Укорачиваем рукав на необходимую величину. Отступаем от линии ширины рукава Р2Р1 на 2 см вниз и проводим новую линию низа рукава, через точку 2. Отрезаем рукав по этой линии.
Отложим от линии талии 7 – 8 см вниз и проведем горизонтальную линию. Отрежем по этой линии нашу выкройку. Лиф сарафана оставляем без изменений.
Выкройка юбки представляет собой два прямоугольника. Для того чтобы рассчитать ширину выкройки юбки, измерим расстояние по линии втачивания юбки на полочке (в нашем случае это 19.5 см ×2) и прибавим к этому расстоянию величину складок. Так как складок у нас будет 4 штуки глубиной по 3 см каждая, значит, общая длина складок будет равна 4 × 6 см = 24 см. Итак ширина переднего полотнища юбки равна 43,5 см. Распределяем складки, начиная от середины юбки, двигаясь к боковым швам. На передней половинке юбки намечаем линию входа в карман.
Аналогично делаем выкройку задней половинки юбки, только без карманов.
Приложение 3
Выкройка сарафана
Приложение 1
Школьная форма XIX века
Приложение 2
Школьная форма I половины XX века.
Приложение 3.
Школьная форма 1962 - 1972 годов XX века.
Приложение 4
Школьная форма 1973-1988 годов XX века.
Приложение 5.
Вячеслав Зайцев
Кира Пластинина
34