12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рожкова Елена Вячеславовна119
Россия, Амурская обл., Благовещенск

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Школа № 2 г. Благовещенска»







Итоговый индивидуальный проект по русскому языку









тема: «Сленг в речи русской молодёжи»











Проект выполнила:

ученица 11 «А» Савченко Юлия

Руководитель проекта:

учитель русского языка и литературы Рожкова Е.В.





Благовещенск, 2022г

Содержание



ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3

ГЛАВА 1. Основная информация о сленге...........................................................

1.1 Понятие сленга.................................................................................................4

1.2 Историческая справка......................................................................................5

1.3 Отличие от жаргона.........................................................................................7

1.4 Разновидности сленга......................................................................................8

1.5 Функции сленга................................................................................................9

ГЛАВА 2. Исследования.........................................................................................

2.1 Польза и вред сленга......................................................................................10

2.2 Анализ речи молодёжи...............................................................................12

Заключение............................................................................................................14

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................15



















Обоснование проекта:



Выбор темы исследовательской работы обусловлен тем, что сленг является не только обязательной частью современного устного и письменного русского языка, но и одним из важнейших компонентов процесса его развития. Но в последнее время люди всё чаще спорят о пользе сленга и о его вреде, так как сленговых слов в языке стало очень много.



Цель проекта:



1)Выяснить роль и значение сленга в русском языке



Задачи:



1) Рассмотреть понятие сленга

2) Исследовать на предмет употребления сленга речь моих сверстников

3) Составить словарь молодежного сленга









Понятие сленга



Молодёжный сленг – слова и выражения, которые употребляют в своей речи люди от 11 до 25 лет, отличающиеся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской.

В современном русском языке сленг - наиболее подвижный пласт лексики, который является точным отражением языковой картины мира представителей определенной культуры.

































Историческая справка



Отмечают пять основных волн в развитии молодёжного сленга в России:

1. 1920-е годы - первая волна. Бурный всплеск в изучении различных пластов русской речи произошел после революции 1917 года. В 1918 году был создан Институт живого слова, который занимался проблемами социальной диалектологии. В 20-е - 30-е годы появляются работы Е.Д.Поливанова, Л.П.Якубинского, Б.А.Ларина и других исследователей, которые рассматривали проблемы жаргонов, арго, условных детских языков и т.п. Происходит "революция языка" и утверждение новых литературных норм. Завершающим этапом формирования их стало издание "Толкового словаря русского языка" под редакцией Д.Н.Ушакова.

2. 1940-е годы - вторая волна. Годы Великой Отечественной войны - это время появления абсолютно разностороннего сленга. Главную роль играли факторы, присущие военному времени: казенные дети (суворовцы и нахимовцы), беспризорники, безотцовщина. У детей был перерыв в учебе. Они скитались из города в город, были в эвакуации, и не всегда у родителей хватало времени следить за правильным развитием детей. У многих речь страдала погрешностями против законов русского языка, она была неряшлива, отрывиста, перегружена лишними словами.

3. 1960 - 1970-е годы - третья волна. Сленг заметно обогатился и обновился в конце 1950-х годов, когда появились так называемые стиляги. Вместе со своей особой модой они принесли и свой сленг, частично заимствованный из иностранных языков, частично - из музыкальной среды.









4. 1980-1990-е годы - четвертая волна. Она оказалась самой мощной и продолжительной. 90-е года - это переходный период, когда внутренние процессы распада советского общества зашли уже слишком далеко. В перестроечное время произошел настоящий "бум" в изучении сниженных стилей русского языка. Это было обусловлено взрывом гражданских и языковых свобод. Стремительные социальные процессы повлекли за собой значительные изменения в стилистике устной и письменной речи.

Яркость и новизна общего сленга делали его привлекательным для всех носителей русского языка, стремившихся сделать свою речь более экспрессивной или противопоставить себя кому-то. Все это обсуждалось и использовалось юмористами, политиками, правителями, бизнесменами, обозревателями.

5. Начало 21 века – пятый этап. Молодежную лексику этого времени можно сравнить со стихией, привносящей в язык все новое, нетрадиционное или отвергаемое: речь музыкальных фанатов, СМИ, компьютерный жаргон, городское просторечие, английский язык и воровское арго. Заимствуются элементы и из литературного языка, причем также переосмысляются в игровом, ироническом ключе.





















Чем отличается сленг от жаргона



Многие ученые-лингвисты придерживаются мнения, что это одно и то же. Так в Большом энциклопедическом словаре авторы указывают, что «сленг — это то же, что и жаргон», но больше употребляется в англоязычных странах. Поэтому эти два слова — синонимы или взаимозаменяемые, а значит, вполне равноправные. Главное отличие в том, что слово «жаргон» пришло к нам из французского, и само оно выглядит грубовато, даже немного вульгарно. А слово «сленг» из английского, оно более мягкое и звучит красиво.

Есть и другое мнение, что жаргон — это более закрытая группа слов. Жаргонизмы употребляются в узких кругах социальных групп, которые стремятся обособиться от остальной языковой части. А сленг — это открытая группа, слова для которой черпаются из жаргонизмов, из обычной нормативной лексики и, приобретая новые значения, становятся общеупотребительными. Сленг употребляется повсеместно без особых социальных, возрастных и профессиональных ограничений. Данными словами пользуются не только молодые люди, но и люди старшего возраста, не только с криминальным прошлым, но и благопристойные, вполне интеллигентные.



















Разновидности сленга



Молодежный

(исп. городские учащиеся - школьники средней и старшей школы, а также студенты)

Профессиональный

(исп. представители определенных профессий)

Компьютерный

а) сетевой

(исп. пользователи соцсетей)

б) геймерский

(исп. геймеры)

Уголовный (феня)

(исп. заключенные в тюрьмах)

Связанный с хобби

(исп. поклонники различных хобби)



Я решила остановиться на рассмотрении именно молодежного сленга, ведь я сама отношусь к той возрастной группе, для которой он характерен.











Функции сленга



1. Функция идентификации

2. Коммуникативная

3. Эмоционально-экспрессивная

4. Оценочная функция

5. Манипулятивная функция

6. Творческая функция





























Польза и вред молодёжного сленга



Я провела опрос среди моих сверстников, целью которого было выяснить их мнение насчет того, пользу или вред приносит сленг как русскому языку, так и людям, на нем разговаривающим. Для удобства понимания результата я задала полученным ответам правильную формулировку.

Среди 53 опрошенных 28 ответили, что сленг приносит пользу, и назвали такие причины:

1) расширение лексического состава языка

2) большая эмоциональность и яркость речи, в которой используется сленг

3) удобство и краткость произношения жаргонных слов и выражений по сравнению с литературными вариантами



25 ответили, напротив, что сленг приносит вред, и назвали такие причины:

1) «засорение» языка ненормативными лексическими единицами

2) увеличение влияния иностранных слов в русской речи, что ведет к утрате самобытности языка, его независимости

3) сведение общения к «примитивной» коммуникации, чрезмерное упрощение языка

4) выработка привычки к использованию сленга, что приводит к сложностям в нормативном написании и произношении слов

5) дифференцирование между молодежью и старшим поколением на почве непонимания устной и письменной речи друг друга.





Из полученных ответов можно сделать вывод: несмотря на то, что опрошенные назвали больше негативных сторон сленга, чем позитивных, в процентном соотношении подростки всё же больше склоняются к тому, что использование сленга только упрощает им жизнь и на язык негативного влияния не оказывает. (Приложение 1)







































Лингвистический анализ речи молодежи



Среди моих сверстников (53), участвующих в предыдущем опросе, я провела еще один опрос, в котором представила 20 самых популярных сленговых слов по версии Интернета (взятых с первого же сайта) и попросила детей отметить те слова, которыми они сами регулярно пользуются. (Приложение 2)

Также я попросила их написать сленговые слова, которые они регулярно используют, но их нет в приведенном выше списке, и получила вот такой результат:

1. Мем – 100% (53 чел.)

2. Сорри – 90% (48 чел.)

3. Варик – 83% (44 чел.)

4. Треш – 71% (38 чел.)

5. Хайп – 67% (36 чел.)

6. Душнить – 52% (28 чел.)

7. Респект – 50% (27 чел.)

8. Бот – 49% (26 чел.)

9. Агриться – 41% (22 чел.)

10. Троллить – 35% (19 чел.)

11. Найс – 30% (16 чел.)

12. Онли – 28% (15 чел.)

13. Буллинг – 22% (12 чел.)





Таким образом, можно сделать вывод, что большинство представленных в Интернете сленговых слов устарели, и чтобы старшим поколениям суметь понимать молодых людей, им недостаточно просто изучить нужную информацию в Интернете, а нужно больше общаться в живую с подростками и задавать все интересующие вопросы им напрямую.





































Заключение



В результате проведенных исследований мы узнали, что такое сленг, и выяснили, что в русском языке он играет очень важную роль, помогая языку развиваться и облегчая жизнь русскоговорящим людям, но не забыли упомянуть и о минусах сленга. Таким образом, можно сказать, что и цель, и задачи, поставленные мною, были достигнуты.

Результатом моей работы над проектом стал словарик, в котором будет представлено 50 самых популярных сленговых слов с их значениями, которые регулярно употребляет в своей устной и письменной речи современная русская молодежь.

Словарь будет состоять как из данных, взятых из опроса моих сверстников, так и из моих личных знаний и наблюдений.



























Список используемой литературы



Понятие сленга:

Сyberleninka; ред. Т.В. Мизюрина – Режим доступа:

https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-i-obschie-harakteristiki-ponyatiya-sleng-ego-rol-v-yazyke-i-kulture-sovremennoy-rossii

Историческая справка:

Vuzlit; Режим доступа:

https://vuzlit.com/864601/istoriya_razvitiya_rossiyskogo_slenga

Разновидности сленга:

KtoNaNovenkogo.ru.; Режим доступа:

https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/sleng-chto-ehto-takoe-molodezhnyj.html #sleng-4

Функции сленга:

Молодой ученый; ред. С.Д. Сизов – Режим доступа:

https://moluch.ru/young/archive/8/533 /

Польза и вред сленга:

Молодой ученый; ред. М.В. Журавлев – Режим доступа:

https://moluch.ru/young/archive/46/2519 /

20 самых популярных сленговых слов:

Лайфхакер; ред. Ия Зорина – Режим доступа:

https://lifehacker.ru/molodyozhnyj-sleng



Автор материала: Ю. Савченко (11 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.