Сленг в речи русской молодёжи
Автор публикации: Ю. Савченко, ученица 11А класса
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Школа № 2 г. Благовещенска»
Итоговый индивидуальный проект по русскому языку
тема: «Сленг в речи русской молодёжи»
Проект выполнила:
ученица 11 «А» Савченко Юлия
Руководитель проекта:
учитель русского языка и литературы Рожкова Е.В.
Благовещенск, 2022г
Содержание
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Основная информация о сленге...........................................................
1.1 Понятие сленга.................................................................................................4
1.2 Историческая справка......................................................................................5
1.3 Отличие от жаргона.........................................................................................7
1.4 Разновидности сленга......................................................................................8
1.5 Функции сленга................................................................................................9
ГЛАВА 2. Исследования.........................................................................................
2.1 Польза и вред сленга......................................................................................10
2.2 Анализ речи молодёжи...............................................................................12
Заключение............................................................................................................14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................15
Обоснование проекта:
Выбор темы исследовательской работы обусловлен тем, что сленг является не только обязательной частью современного устного и письменного русского языка, но и одним из важнейших компонентов процесса его развития. Но в последнее время люди всё чаще спорят о пользе сленга и о его вреде, так как сленговых слов в языке стало очень много.
Цель проекта:
1)Выяснить роль и значение сленга в русском языке
Задачи:
1) Рассмотреть понятие сленга
2) Исследовать на предмет употребления сленга речь моих сверстников
3) Составить словарь молодежного сленга
Понятие сленга
Молодёжный сленг – слова и выражения, которые употребляют в своей речи люди от 11 до 25 лет, отличающиеся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской.
В современном русском языке сленг - наиболее подвижный пласт лексики, который является точным отражением языковой картины мира представителей определенной культуры.
Историческая справка
Отмечают пять основных волн в развитии молодёжного сленга в России:
1. 1920-е годы - первая волна. Бурный всплеск в изучении различных пластов русской речи произошел после революции 1917 года. В 1918 году был создан Институт живого слова, который занимался проблемами социальной диалектологии. В 20-е - 30-е годы появляются работы Е.Д.Поливанова, Л.П.Якубинского, Б.А.Ларина и других исследователей, которые рассматривали проблемы жаргонов, арго, условных детских языков и т.п. Происходит "революция языка" и утверждение новых литературных норм. Завершающим этапом формирования их стало издание "Толкового словаря русского языка" под редакцией Д.Н.Ушакова.
2. 1940-е годы - вторая волна. Годы Великой Отечественной войны - это время появления абсолютно разностороннего сленга. Главную роль играли факторы, присущие военному времени: казенные дети (суворовцы и нахимовцы), беспризорники, безотцовщина. У детей был перерыв в учебе. Они скитались из города в город, были в эвакуации, и не всегда у родителей хватало времени следить за правильным развитием детей. У многих речь страдала погрешностями против законов русского языка, она была неряшлива, отрывиста, перегружена лишними словами.
3. 1960 - 1970-е годы - третья волна. Сленг заметно обогатился и обновился в конце 1950-х годов, когда появились так называемые стиляги. Вместе со своей особой модой они принесли и свой сленг, частично заимствованный из иностранных языков, частично - из музыкальной среды.
4. 1980-1990-е годы - четвертая волна. Она оказалась самой мощной и продолжительной. 90-е года - это переходный период, когда внутренние процессы распада советского общества зашли уже слишком далеко. В перестроечное время произошел настоящий "бум" в изучении сниженных стилей русского языка. Это было обусловлено взрывом гражданских и языковых свобод. Стремительные социальные процессы повлекли за собой значительные изменения в стилистике устной и письменной речи.
Яркость и новизна общего сленга делали его привлекательным для всех носителей русского языка, стремившихся сделать свою речь более экспрессивной или противопоставить себя кому-то. Все это обсуждалось и использовалось юмористами, политиками, правителями, бизнесменами, обозревателями.
5. Начало 21 века – пятый этап. Молодежную лексику этого времени можно сравнить со стихией, привносящей в язык все новое, нетрадиционное или отвергаемое: речь музыкальных фанатов, СМИ, компьютерный жаргон, городское просторечие, английский язык и воровское арго. Заимствуются элементы и из литературного языка, причем также переосмысляются в игровом, ироническом ключе.
Чем отличается сленг от жаргона
Многие ученые-лингвисты придерживаются мнения, что это одно и то же. Так в Большом энциклопедическом словаре авторы указывают, что «сленг — это то же, что и жаргон», но больше употребляется в англоязычных странах. Поэтому эти два слова — синонимы или взаимозаменяемые, а значит, вполне равноправные. Главное отличие в том, что слово «жаргон» пришло к нам из французского, и само оно выглядит грубовато, даже немного вульгарно. А слово «сленг» из английского, оно более мягкое и звучит красиво.
Есть и другое мнение, что жаргон — это более закрытая группа слов. Жаргонизмы употребляются в узких кругах социальных групп, которые стремятся обособиться от остальной языковой части. А сленг — это открытая группа, слова для которой черпаются из жаргонизмов, из обычной нормативной лексики и, приобретая новые значения, становятся общеупотребительными. Сленг употребляется повсеместно без особых социальных, возрастных и профессиональных ограничений. Данными словами пользуются не только молодые люди, но и люди старшего возраста, не только с криминальным прошлым, но и благопристойные, вполне интеллигентные.
Разновидности сленга
Молодежный
(исп. городские учащиеся - школьники средней и старшей школы, а также студенты)
Профессиональный
(исп. представители определенных профессий)
Компьютерный
а) сетевой
(исп. пользователи соцсетей)
б) геймерский
(исп. геймеры)
Уголовный (феня)
(исп. заключенные в тюрьмах)
Связанный с хобби
(исп. поклонники различных хобби)
Я решила остановиться на рассмотрении именно молодежного сленга, ведь я сама отношусь к той возрастной группе, для которой он характерен.
Функции сленга
1. Функция идентификации
2. Коммуникативная
3. Эмоционально-экспрессивная
4. Оценочная функция
5. Манипулятивная функция
6. Творческая функция
Польза и вред молодёжного сленга
Я провела опрос среди моих сверстников, целью которого было выяснить их мнение насчет того, пользу или вред приносит сленг как русскому языку, так и людям, на нем разговаривающим. Для удобства понимания результата я задала полученным ответам правильную формулировку.
Среди 53 опрошенных 28 ответили, что сленг приносит пользу, и назвали такие причины:
1) расширение лексического состава языка
2) большая эмоциональность и яркость речи, в которой используется сленг
3) удобство и краткость произношения жаргонных слов и выражений по сравнению с литературными вариантами
25 ответили, напротив, что сленг приносит вред, и назвали такие причины:
1) «засорение» языка ненормативными лексическими единицами
2) увеличение влияния иностранных слов в русской речи, что ведет к утрате самобытности языка, его независимости
3) сведение общения к «примитивной» коммуникации, чрезмерное упрощение языка
4) выработка привычки к использованию сленга, что приводит к сложностям в нормативном написании и произношении слов
5) дифференцирование между молодежью и старшим поколением на почве непонимания устной и письменной речи друг друга.
Из полученных ответов можно сделать вывод: несмотря на то, что опрошенные назвали больше негативных сторон сленга, чем позитивных, в процентном соотношении подростки всё же больше склоняются к тому, что использование сленга только упрощает им жизнь и на язык негативного влияния не оказывает. (Приложение 1)
Лингвистический анализ речи молодежи
Среди моих сверстников (53), участвующих в предыдущем опросе, я провела еще один опрос, в котором представила 20 самых популярных сленговых слов по версии Интернета (взятых с первого же сайта) и попросила детей отметить те слова, которыми они сами регулярно пользуются. (Приложение 2)
Также я попросила их написать сленговые слова, которые они регулярно используют, но их нет в приведенном выше списке, и получила вот такой результат:
1. Мем – 100% (53 чел.)
2. Сорри – 90% (48 чел.)
3. Варик – 83% (44 чел.)
4. Треш – 71% (38 чел.)
5. Хайп – 67% (36 чел.)
6. Душнить – 52% (28 чел.)
7. Респект – 50% (27 чел.)
8. Бот – 49% (26 чел.)
9. Агриться – 41% (22 чел.)
10. Троллить – 35% (19 чел.)
11. Найс – 30% (16 чел.)
12. Онли – 28% (15 чел.)
13. Буллинг – 22% (12 чел.)
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство представленных в Интернете сленговых слов устарели, и чтобы старшим поколениям суметь понимать молодых людей, им недостаточно просто изучить нужную информацию в Интернете, а нужно больше общаться в живую с подростками и задавать все интересующие вопросы им напрямую.
Заключение
В результате проведенных исследований мы узнали, что такое сленг, и выяснили, что в русском языке он играет очень важную роль, помогая языку развиваться и облегчая жизнь русскоговорящим людям, но не забыли упомянуть и о минусах сленга. Таким образом, можно сказать, что и цель, и задачи, поставленные мною, были достигнуты.
Результатом моей работы над проектом стал словарик, в котором будет представлено 50 самых популярных сленговых слов с их значениями, которые регулярно употребляет в своей устной и письменной речи современная русская молодежь.
Словарь будет состоять как из данных, взятых из опроса моих сверстников, так и из моих личных знаний и наблюдений.
Список используемой литературы
Понятие сленга:
Сyberleninka; ред. Т.В. Мизюрина – Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-i-obschie-harakteristiki-ponyatiya-sleng-ego-rol-v-yazyke-i-kulture-sovremennoy-rossii
Историческая справка:
Vuzlit; Режим доступа:
https://vuzlit.com/864601/istoriya_razvitiya_rossiyskogo_slenga
Разновидности сленга:
KtoNaNovenkogo.ru.; Режим доступа:
https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/sleng-chto-ehto-takoe-molodezhnyj.html#sleng-4
Функции сленга:
Молодой ученый; ред. С.Д. Сизов – Режим доступа:
https://moluch.ru/young/archive/8/533/
Польза и вред сленга:
Молодой ученый; ред. М.В. Журавлев – Режим доступа:
https://moluch.ru/young/archive/46/2519/
20 самых популярных сленговых слов:
Лайфхакер; ред. Ия Зорина – Режим доступа:
https://lifehacker.ru/molodyozhnyj-sleng