12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
марина стародубцева490
Россия, Кемеровская обл., Кемерово
1

Традиционные увеселения молодежи в русской народной культуре

Традиционные увеселения молодежи в русской народной культуре

Культурологическое осмысление сущности

народной культуры.

Теоретическое осмысление понятия «народная

культура»

Народная культура в разных своих проявлениях – народное творчество и искусство, народный быт и уклад жизни, ставшая объектом изучения различных дисциплин преимущественно гуманитарного профиля. В данном случае имеется в виду история и философия культуры, искусствоведение, фольклористика, этнография, филология, эстетика и др. Естественно каждая научная дисциплина стремиться сформировать свой предмет и круг интересов в этой области. В нашей работе, возникла потребность в обосновании целостного представления о народной культуре. Однако, для целостного рассмотрения этого термина, необходимо более детальное изучение понятия «культура», а затем «народная культура».

В настоящее время существует несколько сотен определений культуры как довольно простых, которые можно найти в любом словаре, так и достаточно сложных, рассеянных по многим трудам и претендующих отразить всю широту и многозначность этого поистине всеобъемлющего понятия.

Сегодня очевидна необходимость совокупного представления о культуре. Возникает не только теоретическая, но и практическая необходимость обращения к более универсальным концепциям культуры, вырабатываемым в социогуманитарных науках. В основе такого обращения лежит признание того, что каждая культура уникальна, самобытна. У каждой культуры свое место в истории, свой смысл и предназначение. Рассматривая культуру как характеристику человеческого общества, Л. Г. Ионин считает, что: она «не наследуется биологически, но предполагает обучение».

Культура, в традиционном понимании, представляет собой достаточно замкнутое и локальное образование. В человеческом обществе никогда не

было культуры вообще, а существовала некая система таких локальных культур, которые были отдалены друг от друга даже пространственно и взаимосвязь между ними была лишь относительной.

Культура, в своей сущности является инструментальным механизмом, с помощью которого человек может лучше справляться с теми специфическими проблемами, которые ставит перед ним окружающая его среда в ходе удовлетворения им своих потребностей. Культура также является системой объектов, действий и установок, в которой все составляющие ее части являются средствами для некой цели.

Следует заметить, что в употреблении этого понятия имеется много смыслов и значений. Чтобы разобраться в этом множестве смыслов и значений и определить, что представляет собой культура, важно выяснить, как развивались различные представления о ней и что вкладывает в это понятие современная культурология.

Термин «культура» впервые встречается у Цицерона и происходит от латинского culture, производимое от слова colere - взращивать, возделывать почву, заниматься земледелием. И действительно, первое значение этого термина - это возделывание, обработка, уход, в первую очередь возделывание земли и уход за ней и за животными, т. е. занятие сельским хозяйством. Позднее в термин «культура» начали вкладывать смысл воспитание, обучение, образование, т. е. взращивание, возделывание, уход за человеком, в ходе которого нечто дополняется и исправляется в природе человека. Культурный человек — это воспитанный и образованный человек.

Лингвисты отмечают, что до XVII в. термин «культура» не имел самостоятельного употребления. Он употреблялся только в словосочетаниях, означая совершенствование, улучшение того, с чем сочетался: «culture juries» - выработка правил поведения, «culture lingual» — совершенствование языка и т. д.

Более четкое значение термину «культура» впервые придал немецкий

мыслитель С. Пуфендорф. Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному. В XVIII в. перед идеологами Просвещения остро встала проблема объяснения специфики образа жизни человека, особенностей человеческого бытия. Для этой цели они стали активно использовать термин culture, противопоставляя его слову naturale -природа. Таким образом, продолжая античную традицию, идеологи Просвещения с помощью термина «культура» выражали идеи культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» в противоположность природному, стихийному, животному. В идеологии Просвещения культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Ее развитие связывалось с просвещением и воспитанием.

В идеологии Просвещения термин «культура» приобрел нравственно-оценочный характер. С точки, зрения идеологов Просвещения, культура есть воплощение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». К ней относится только то, что выражает достоинство человека и способствует его развитию. Следовательно, не всякий результат деятельности человеческого рода заслуживает того, чтобы называться достоянием, культуры.

Но с другой стороны, культура рассматривалась и как имеющийся в действительности, реально существующий и исторически меняющийся образ жизни людей, специфика которого обусловлена достигнутым уровнем человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. С этой точки зрения явлениями культуры следовало признавать не только позитивные достижения человечества, но и отрицательные проявления человеческой активности (религиозные распри, войны, преступность и т. д.). Отмахнуться от этих явлений невозможно. Поэтому в дальнейшем

закрепилась расширительная трактовка культуры. Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. Она включает в себя не только результат духовной деятельности человека, но и изменение окружающей природы, создание искусственной среды обитания, технику, формы общественных отношений, социальные институты и т. д. Таким образом, культура включает в себя, по сути дела, все, что создано человеком и характеризует его жизнь в определенных исторических условиях. Такое расширительное содержание понятия культуры делает ее объектом изучения целого комплекса наук об обществе.

Культура представляет собой непрерывный творческий акт, единственный способ существования человечества. В основе культуры, согласно ее материалистическим концепциям, лежит некий «материальный базис», «развитие производства», а согласно идеалистическим концепциям, — некий «мировой разум», «мировой дух» (Гегель) или «божественное Провидение» (религиозные философы).

Естественно, все вышеприведенные рассуждения о культуре есть не что иное, как еще одна из бесчисленных попыток ее определения, отнюдь не претендующего на истину в последней инстанции.

Для современной культурологии характерен более узкий подход к истолкованию содержания понятия «культура». Исходным пунктом такого подхода к культуре является положение, что в культуре воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. Культурные явления искусственны. Они создаются людьми, в отличие от того, что дано природой, образовалось естественным путем без вмешательства человека. Создавая культуру, люди отделяются от природы и строят новую «сверхприродную среду обитания». Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления называются артефактами (от лат. arte — искусственное и f actus

сделанный). Артефактами, т. е. явлениями культуры, являются сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, выработанные им средства и способы действия. Культура включает в себя не только то, что находится вне человека, но и изменения, которые он производит в самом себе, в своем теле, в своей душе, т. е. в собственном физическом и духовном облике. .

В культуре значительное место занимает технология. Технология - это специально организованная деятельность, ориентированная на достижение результатов, в зависимости от типа объектов, на создание которых они ориентированы. Можно выделить различные типы технологий: технологии создания физических объектов, социальные технологии, ориентированные на организацию социального взаимодействия, символические технологии, связанные с порождением и трансляцией символов. Символические объекты составляют значительный объем мира культуры. Сюда относятся знания, идеи, ценности, нормы, знаковые системы.

Таким образом, с содержательной точки зрения, под культурой понимается совокупность биологически ненаследуемых, искусственно созданных людьми материальных объектов, идей, образов, технологий их изготовления и оперирование ими, устойчивых связей между людьми и способов их регулирования на основе оценочных критериев, имеющихся в обществе.

Отсюда, если «определенное общество» рассматривать как народ, то культуру общества или населения, можно рассматривать как культуру народную.

Всякая культура национальна, этнична. Она реализуется и воспроизводится в самом широком спектре многообразной жизнедеятельности людей. Воплощением в себе собственной культуры, собственных культурных образов один народ и отличается от другого, люди одной национальности - от людей другой.

В культурологии часто употребляется термин «этническая культура», который отражает своеобразие материального, духовного и социального окружения конкретного этноса. Только в соответствующей этнокультурной среде возможно формирование этнической специфики психики (индивида) — этнического сознания и самосознания, национального характера, менталитета, этикета общения и т.д. Изучаемые культурологией этнические явления, в целом являются результатом социокультурных влияний и социализации. «Этнос можно понимать как общество, являющееся носителем определенной культуры.

Народная (этническая) культура — наиболее древний слой национальной культуры. Она охватывает, главным образом, сферу быта и несет в себе «обычаи предков». Ее черты проявляются в особенностях пищи и одежды, фольклора, народных промыслов, народной медицины и пр. Специфика ее в значительной мере обусловлена природной средой, зависимость от которой в прошлом была более велика. В ней выражается вековой народный опыт жизни и рационального ведения хозяйства. Этническая культура - исходный базис национальной культуры [ 17, стр.79.].

Культура цементирует жизнь нации, обеспечивая функционирование ее социальных институтов, наполняя их полноценным, значимым для всех людей содержанием, проявляясь в специфических интересах, образцах межличностного и межгруппового поведения и самовыражения. Разные культуры формируют и разные типы поведения, образа жизни и деятельности.

Общность народной культуры разных эпох связана с тем, что при всех различиях – это культура по преимуществу или исключительно устной традиции. Однако содержание понятия традиционной культуры раскрывается через её многочисленные проявления. Отсюда мы может утверждать, что традиционная народная культура универсальна. Она определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности общины: уклад жизни, формы деятельности,

обычаи, регулирование социальных взаимоотношений членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, одежды, питания, освоение окружающего пространства, отношения с природой, миром, верования, поверья, знания, язык, фольклор как знаково-символическое выражение традиции.

Задача заключается в вычленении некоторого инвариантного содержания, пронизывающего все указан все указанные компоненты традиционных культур и имеющего в значительной мере надэтничный характер. Это, в частности, такие идеи - ценности - смыслы, как представления о природе, месте человека в мире, религиозно-мифологические понятия об отношениях человека с некими высшими и низшими силами, представления об идеалах мудрости, силы, героизма, красоты, добра и зла, о формах «правильного» и «неправильного» поведения и устроения жизни, о служении людям, отечеству (буквально — стране, земле отцов) и др.

Все это содержание воплощено в культурных текстах разной знаковой природы (слово, жест, музыка, танец, изображение, материально-вещный пласт культуры). Тексты в фольклоре классической поры отличаются сочетанием двух противоположных качеств, которые в разных пропорциях характеризует все формы традиционной культуры.

Формы традиционных культур, как и социальные механизмы их трансмиссии, носят исторически преходящий характер. Целостная система нормативно-ценностного жизнеобеспечения народа распадается на фрагменты, которые со временем теряют функционально-смысловое наполнение. Вместе с тем, общие идеи и предельные ценности народной культуры остаются актуальными и переходят в область профессиональной деятельности специалистов разного профиля. Однако затем они могут снова вернуться в массовое сознание и в видоизмененном виде опять стать частью народной культуры. Так в значительной мере происходит в настоящее время,

когда в России, как и в других странах, активизировался интерес к традиционным культурам, включая их ранние формы.

В соответствии с изложенными в данном параграфе позициями принципиально важно выделить две фундаментальные особенности народной культуры, отмечавшиеся фольклористами в ряду других в разное время. Первая из них связана с блоком «нормы — ценности — смыслы — символы», вторая — с блоком «формы их функционирования и социальной трансмиссии в культуре». Во-первых, народная культура в различных ее ипостасях сохраняет элемент синкретичности в широком смысле которой мы в данном случае понимаем нерасчлененное сосуществование в диффузном состоянии этики и эстетики, знания и верования, художественного и внехудожественного от ношения к действительности, мира представлений (картины мира) и практического действия, что характерно для группового (соборного) сознания и поведения. Этим данная область существенно отличается от сугубо специализированных областей профессиональной деятельности, смысл и назначение которых заключается в максимальной дифференциации всех аспектов человеческой деятельности.

Во-вторых, реальные и потенциально возможные формы народной культуры обладают общим качеством - традиционностью. Опора на традицию как способ коллективной аккумуляции социального опыта сообщества, этноса, группы является важным качеством народной культуры, отличающим ее от профессиональной, где неизбежно сильно индивидуальное начало. Анонимность в последней, скорее является курьезом, чем нормой, а все перемены связаны с инновационными устремлениями субъектов - творцов такого типа культуры. В народной же культуре всегда в первую очередь осознаваема установка на следование принятой традиции, за которой проступает некое соборное, коллективистское, общинное, корпоративное, анонимное начало, объединяющее сообщество в разных поколениях и получающее значение нормы и образца в зависимости от давности

существования и (или) наличия авторитетов.

Масштабы традиции могут быть очень различны. Иногда она охватывает несколько поколений и продолжается десятки, а часто и сотни лет, как мы это видим в фольклоре классической поры. Иногда традиция как бы вспыхивает на какое-то время и гаснет, чтобы потом уступить место другой, аналогичной (анекдоты, песни, так называемый черный юмор, в прошлом - эпизодически получавшие в народе распространение слухи и толки, связанные с войной, голодом, болезнями, стихийными бедствиями).

Однако такая малая традиция, как и большая, также служит обобщению культурного и социального опыта, задает воспроизводящиеся вновь и вновь стереотипы образно-смыслового видения, символического выражения, а также способы, технологии закрепления и передачи элементов народной культуры в тех или иных временных рамках в масштабах большего пли меньшего территориального региона.

Традиционность предполагает опору на традиции разного, не только временного, но и социально-пространственного масштаба: от нескольких лет до столетий, от небольшой социально-специфической общности народа, этноса, нации, представленных населением региона, страны и даже разных стран. Ареалы распространения традиций также могут варьироваться.

Все это не означает, что в этой области царит жесткая неподвижность, повторение по кругу одних и тех же ситуаций, культурных текстов, социальных форм. Есть и измене имя, и трансформация, и даже ломка, возникновение новых форм на руинах старых, однако в сознании носителей народ ной культуры господствует ориентация на поддержание культурных стандартов, иногда вопреки реальному ходу культурно-исторического процесса.

Выделенные в науке два качества находятся в самой тесной зависимости друг от друга: синкретически недифференцированные формы

взаимоотношения с миром, характерные для народной культуры, наиболее адекватно могут быть осмыслены и переданы именно в акте непосредственной коммуникации - самом традиционном способе инкультурации и социализации, не связанном с институционально-организационными формами. В то же время такой устный способ может быть лишь вспомогательным при передаче элементов сугубо специализированного содержания в профессиональной культуре. Здесь нужны совсем иные институции и технологии. И наоборот. Фиксация фольклорного, принципиально устного текста (например, издание сборников анекдотов) не без оснований рассматривается иногда фольклористами как потеря лабильности, окостенение традиции, что само по себе означает отход от нее. Разные области культуры дополняют друг друга. Устная культура по-прежнему нужна человеку, поскольку у него сохраняется потребность синкретического, по преимуществу внерационального в своей целостности осознания действительности.

В соответствии с изложенными позициями подход к современной народной культуре предполагает комплексный анализ нескольких составляющих, существенных для понимания культурного артефакта в общем контексте культуры и социальной системы, элементом которых он выступает.

Для народной культуры особенно актуальны смешанные, синкретические образования и в семантическом, и в знаковом плане.

Культура в целом, располагает большим арсеналом социоинформационных технологий, а также институтов, выполняющих роль социального механизма по отношению к культуре. Первичным является характерный для традиционной народной культуры способ передачи в живом общении, т.е. в акте непосредственной коммуникации.

По отношению к традиционным формам следует рассматривать

существенное сокращение сферы действия исконных универсальных её

функций - формирование целостной картины мира, нормативно-ценностное регулирование жизни общины, сообщества, индивида .

Отдельного рассмотрения требует анализ функциональной специфики массового неофициального творчества в рамках групповых культур.

Таким образом, рассмотренное нами понятие народная культура дает основание нам сделать вывод о том, что:

во-первых, народная культура раскрывается через её многочисленные проявления: определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности общины (уклад жизни, формы деятельности, обычаи, регулирование социальных взаимоотношений членов сообщества);

во-вторых, потенциально возможные формы народной культуры обладают традиционностью, что является важным качеством изучаемого нами феномена;

в-третьих, народная культура в различных ее ипостасях сохраняет элемент синкретичности: художественного и внехудожественного от ношения к действительности.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.