Социально-экологический проект «Розовый микс»

1
0
Материал опубликован 4 January 2019

Автор публикации: О. Сильченко, ученица 10 класса

Автор публикации: А. Игошина, ученица 10 класса

Автор публикации: Д. Тимошенко, ученик 10 класса

Республиканский заочный конкурс внутреннего и внешнего озеленения образовательных организаций « Цветущая школа»

Номинация : Лучшее оформление школьной клумбы

 

 

Социально-экологический проект

«Розовый микс»

 

 

Проект подготовили

 

обучающиеся 10 класса

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Алексеевская школа Первомайского района Республики Крым»

Руководитель проекта

Дрегало Ирина Владимировна,

учитель географии

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Алексеевская школа Первомайского района Республики Крым»

Алексеевка,2018

Содержание

 

Паспорт проекта

Введение

1. Историческая справка 

2.Ландшафтный дизайн

3.Практическая часть. Разработка розария «Розовый микс»

3.1.Планировка розария с учетом биологических особенностей растений

3.2.Практические рекомендации

Подготовка материала и посадка

Полив

Подкормка

Уход за надземной частью

4.Заключение

5.Список литературы

6.Приложение

 

Паспорт проекта

Учреждение: МБОУ Алексеевская школа

Объект: школьная клумба МБОУ Алексеевская школа

Период реализации проекта: долгосрочный

Руководитель проекта: Дрегало Ирина Владимировна, учитель географии

Координатор проекта: директор школы

Целевая группа: обучающиеся 7-11 классов

Партнёры:

-совет старшеклассников и учащиеся школы

-учитель биологии, химии

-классные руководители

-родительский комитет

Цель проекта: озеленение и благоустройство пришкольной клумбы, повышение экологической культуры школьников.

Задачи проекта:

- изучить условия для осуществления проекта;

- изучить литературу по вопросу озеленения школьной клумбы;

- развивать эстетические чувства;

- научить умению работать в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

-воспитывать бережное отношение к окружающей природе, уважение к результатам коллективного труда;

-создать ухоженную, эстетически правильно оформленную школьную клумбу для использования ее на уроках, кружках и т.д.

Актуальность в том, что с одной стороны, экологическая тема является наиболее важной и приоритетной, а с другой стороны мы рассматриваем проект создания клумбы «Розовый микс», как один из элементов социально-значимого проекта .

Методы работы над проектом:

Соцопрос и консультации.

Изучение литературы.

Поиск материала в Интернете.

Сравнение, анализ.

Фотофиксация.

Деятельность по проекту:

Изучить литературу об обустройстве школьной клумбы.

Подобрать литературу по уходу за растениями.

Увлечь за собой группу единомышленников, учащихся нашей школы.

Практическая деятельность.

План реализации:

1. Разработка и проведение социологического опроса.

2.Изучение  специальной литературы по ландшафтному дизайну, цветоводству, выбор оптимального  варианта  цветочной клумбы  для обустройства   предложенной территории школьного двора.

3. Составление плана клумбы.

4. Подготовка почвы.

5. Разбивка клумбы.

6.Уход за клумбой в течении учебного года и летом.

Время реализации проекта: 2016- 2018 гг.

Введение

Школьный двор выполняет множество функций (эстетическую, развивающую, санитарно-гигиеническую). Уже при первом взгляде на него, можно составить мнение о школе. Нам хотелось  использовать элементы ландшафтного дизайна, которые придадут необыкновенную красоту и современность школьному двору. Любовь к цветам с древних времён свойственна всем народам. Яркие, разнообразной формы, с приятным ароматом цветы всегда привлекали и привлекают внимание взрослых и детей. На всю жизнь остаётся у человека любовь к цветам, привитая с детства, и где бы он ни жил – всегда будет разводить цветы и бережно относиться к природе.

Наш проект мы реализовывали по ранее созданному и согласованному плану.

Алексеевская школа была сдана в эксплуатацию в 1976 году с благоустроенной пришкольной территорией. Но со временем разрослись и постарели растения, поменялись вкусы и запросы школьного коллектива – и взрослых и детей. Дизайн школьной клумбы потребовал кардинального переустройства. Мы провели опрос среди педагогов и школьников  на тему: «Какие растения вы хотели видеть на школьной клумбе?». После анализа этого опроса, посоветовавшись с руководством школы, мы пришли к выводу, что создание розария - вариант, который удовлетворит запросы и желания взрослых и детей.

Используя различные источники информации мы узнали много интересного о ландшафтном дизайне и с успехом использовали новые знания, полученные в ходе реализации проекта, на уроках мировой художественной культуры, истории, географии и искусства.

1.Историческая справка

История ландшафтного дизайна берет свои истоки с периода расцвета государств Ассирии и Вавилонии. Основным строительным материалом был сырцовый кирпич. Это был непрочный материал, поэтому он явился причиной быстрого исчезновения памятников архитектуры. В развитии композиции в архитектуре применялось поперечное развертывание пространства. Для этого периода характерно строительство на террасах. Это искусственные насыпные платформы, которые возвышаются над поверхностью улиц. На выступающих частях платформ по периметру высаживали растения в специально устроенные ямы, которые наполнялись растительной землей.

Русское садово-парковое искусство

В России сады в основном носили утилитарный характер: в основном место отводят огородам, плодовым деревьям, но со временем стали появляться декоративные деревья.

При Петре I русское садово-парковое строительство переходит на создание классического регулярного сада в ландшафтном дизайне. Это Петродворец, Царское село. Регулярные сады в Петербурге строят иностранцы. А в 1710 г. в России создается Садовая контора. Она занимается закупкой различных растений за границей для строительства парков Москвы и Петербурга.

2.Ландшафтный дизайн

Ландшафтное проектирование – это научное направление, образованное в результате взаимодействия и творческого синтеза элементов географии, истории, искусствоведения, философии, градостроительства, архитектуры.

Ландшафтный дизайн — искусство и практические действия по озеленению, благоустройству, организации садово-парковых насаждений, газонов, горок, применению малых архитектурных форм в зелёном строительстве. В отличие от садоводства или огородничества, основная задача которых имеет сельскохозяйственную направленность, задача ландшафтного дизайна — создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урабанизационными формами и природой, зачастую от них страдающей. Ландшафтный дизайн может быть частным случаем более общего понятия - ландшафтного проектирования.

Элементы ландшафтного дизайна многообразны. Один из элементов -зелёные насаждения в форме отдельных деревьев, кустарников, цветов, а также их комбинаций и целых ансамблей, например клумба. Изучив специальную литературу, мы узнали, что различают несколько видов клумб.

Регулярная клумба - отличить такие клумбы можно по узорам, которые похожи на геометрические фигуры, либо распределены в четко выраженном, порой симметричном порядке. Такие клумбы встречаются на дачных участках не так часто. В основном их можно увидеть в городах. 
Отличительная особенность данного вида заключается не только в строгой форме, но также в единовременном цветении всех растений, образующих клумбу. Именно поэтому цветочные клумбы строгой формы довольно редко встречаются на дачных участках. 

Нерегулярная клумба - данные клумбы не ограничены какими-либо определенными формами. Эти цветочные клумбы выглядят естественно.

Приподнятая клумба - очень красивые цветочные клумбы, которых отличает многоуровневость. За счет высоты приподнятая клумба выделяется на дачном участке.

Ковровая клумба - при оформлении клумбы используют карликовые растения различных цветов. Сажают их в определенной последовательности. Результат- небольшие цветные растения, посаженные в определенном порядке образуют в совокупности цветные узоры, которые похожи на оригинальные восточные ковры.

Вертикальная клумба – их можно увидеть на различных выставках. В озеленении садовых участков такие клумбы встречаются довольно редко. По форме они похожи на объемные фигуры, также могут быть в виде ширмы или стены. 
Такой процесс оформления клумбы cложный и требует определенных материальных затрат. Растения сажают в специальные вазы, которые предварительно закрепляют на каркасе. Основой любой вертикальной клумбы в виде фигуры является каркас.

Моноклумба - название говорит само за себя. Моноклумба - это клумба состоящая из растений определенного вида. Это может быть клумба полностью покрытая розами, астрами, георгинами... Большое количество растений одного вида делает клумбу привлекательной, красочной, яркой. Моноклумбу сложно не заметить.

Существует несколько принципов, которыми следует руководствоваться в области ландшафтного дизайна:

- лучше подчиняться местным традициям цветоводства;

-учитывать местный ландшафт;

-не следует увлекаться модой;

-растения должны соответствовать климатическим условиям и сочетаться с местной флорой.

Итак, мы подтвердили свои предположения:

- клумба — небольшой участок различной формы, имеющий плоскую или приподнятую к центру поверхность;

-клумбы оформляют однолетними или многолетними растениями;

-основная особенность клумбы — это одновременное цветение всех посаженных на ней цветов.

По теории ландшафтного дизайна клумбы на территории учебных заведений должны выполняться в регулярном стиле. Он предполагает строгую симметрию в планировке. Ему присущи прямые линии, строгая осевая композиция. Стиль используют там, где хотят подчеркнуть воздействие человека на природу, внести в композицию ощущение порядка, строгость, торжественность. Эмоциональная особенность стиля –приподнятость, торжественность. Таким образом, данный стиль и учебные заведения выполняют единую задачу.  Однако, зная эти правила, мы решили отступить от них и внесли свой элемент креативности.

Для клумбы «Розовый микс» мы выбрали моноклумбу с элементами регулярного стиля.

3.Практическая часть. Разработка клумбы «Розовый микс»

3.1.Планировка цветника с учетом биологических особенностей растений

Свою работу мы начали с выбора места для цветника на территории школы. Получив консультацию от учителя биологии и сельских цветоводов мы узнали, что прежде всего нужно всесторонне оценить участок, отводимый под цветник. Наиболее подходящим для нашего розария оказался участок с южной стороны здания, находящийся справа и слева от центрального входа. Следующим этапом нашей работы была оценка природно-климатических условий данного участка, так как роза известна всем как крайне капризный "житель" клумбы, но с завораживающей красотой. Изучив специализированную литературу, пообщавшись с сельскими цветоводами мы сделали вывод, что наши зеленые насаждения требуют к себе повышенного внимания.

3.2. Практические рекомендации

При помощи взрослых мы разработали практические рекомендации, которые нам очень пригодились:

-место для посадки розы нужно выбирать исходя из того, что это прихотливое растение нуждается в хорошей освещенности и защите от ветра;

- саженцы должны быть с еще не распустившимися почками или с очень короткими побегами;

- защитный материал снимать аккуратно, стараясь не повредить растение, сажать саженец вместе с упаковочной сеткой можно только в том случае, если это предусмотрено производителем (биоразлагаемый упаковочный материал);

- внимательно осмотреть корни (если присутствуют признаки болезни, нужно обработать саженец любым биофунгицидом), поврежденные, сухие корни обрезать, у здоровых обновить срезы, подрезав их на 1-2 см, чтобы была видна здоровая белая сердцевина (это позволит растению лучше усвоить питательные вещества), слишком длинные корни укоротить до 30-35 см;

-осмотреть побеги, удалите поломанные и самые тонкие из них, очень длинные ветви нужно обрезать до высоты 30-35 см;

- на кусте должны остаться самые крепкие ветви;

- чтобы восполнить недостаток влаги, опустить корни саженцев (до корневой шейки) на 2-3 часа в воду либо в раствор любого стимулятора роста (препарат готовить в соответствии с инструкцией);

-ямы для посадки саженцев роз - ширина 40-60 см, на дно ямы насыпать компост или перегной, смешанный с 1-2 ст. золы, а сверху – холмик из верхнего плодородного слоя почвы;

- яму с саженцем засыпать землей, заглубляя место прививки на 3-8 см, чтобы защитить корневую шейку от перепадов температуры, землю вокруг растения осторожно уплотнить;

-посаженную розу обильно полить, не попадая на побеги, иначе растение рискует получить солнечные ожоги (если после обильного полива обнажилось место прививки, засыпать его землей);

-заключительный этап – мульчирование посадки компостом, перегноем или сухой землей.

Уход за цветником

Назначение цветников – украшать определенный участок земли, радовать глаз человека, но цветнику необходим постоянный уход. Обильное цветение розовых кустов может быть одновременно радостью для нас и стрессом для растений. Как ухаживать, как подкормить розы , чтобы в следующем году они снова порадовали нас многочисленными крупными бутонами?

Наш сборник рекомендаций пополнился советами по уходу за цветником .

Полив. Красавица роза считается одним из самых влаголюбивых растений. Она всегда с благодарностью впитает в себя каплю живительной воды. Но мы узнали, что полив розы – процесс, имеющий свои нюансы. Роза нуждается в воде все время, но количество воды, которая она может выпить «с удовольствием», меняется в зависимости от фазы ее роста и времени года, а именно:

-больше всего роза «хочет пить», когда у нее распускаются почки, появляются первые листочки и, конечно, после цветения, во время активного роста побегов.;

-если лето засушливое и жаркое нужен обильный полив и рыхление почвы вокруг куста, чтобы влага как можно дольше не испарялась с поверхности земли;

-если лето выдалось дождливым, полив умеренный. т.к. осадки могут увлажнить только верхний слой почвы, а корни цветка не получат достаточного количества воды;

-обильное увлажнение способствует интенсивному росту куста, поэтому в конце лета полив следует сократить;

-с наступлением заморозков важной задачей становится поддержание влажности почвы вокруг растения, а перед приходом настоящих холодов нужно обильно пролить каждый куст, используя не меньше тридцати литров воды.

Подкормка:

- осенняя- фосфорно-калийные удобрения( которые помогают растениям лучше противостоять болезням и холодам, а также улучшают вызревание древесины), кальций. Осенью нельзя использовать азотные удобрения, так как они стимулируют рост зеленой массы, это помешает растениям подготовиться к зиме;

- дрожжевая подкормка( народный метод) 10 г сухих дрожжей и 2 ст.л. сахара необходимо развести в 10 л теплой воды, через два часа раствор смешиваем с 50 л воды и поливаем розы;

- перепревший компост, раскладываем поверх почвы, не присыпая землей, удобрение будет постепенно разлагается, медленно отдавая полезные вещества корням растения и подпитывая розовый куст всю зиму. Мы выбрали именно этот способ подкормки растений .

Осенний уход за розами включает в себя не только подкормку, но также обрезку, окучивание, обработку от вредителей.

Рыхление почвы и прополка. Для того чтобы розы росли нормально, необходимо рыхлить грунт. И регулярно, по мере отрастания сорняков, проводить борьбу с ними. 

Уход за надземной частью растений. 

Летний уход за розами включает в себя не только полив, рыхление почвы, но и обрезание. Как мы выяснили, что существуют правила обрезания роз летом:

-летнее формирование куста- обрезать ветки нужно, побеги растут быстро, поэтому очень скоро они достигнут желаемого размера;

-молодые побеги резать не стоит: на них появятся в скором времени новые бутоны;

-на кусте после отцветших бутонов остаются завязи плодов, и их необходимо удалить, так как они отбирают жизненную силу растения и это отражается на новом цветении: куст станет слабее, бутоны будут меньшими и редкими.

4.Заключение

Разбивка цветника требует моральных, физических и материальных затрат. Мы решили большую часть затрат, моральные и физические, распределить между участниками образовательного процесса нашей школы. Посадку и уход за растениями с удовольствием взяли на себя обучающиеся и ребята из экопатруля . Взрослые координировали работу трудовых десантов.

Учитывая мнение и желание учеников школы, опираясь на знания, полученные в ходе подготовки проекта, на собственный опыт, на опыт односельчан в проект дизайна школьной клумбы внесены предложения, после внедрения которых внешний вид клумбы стал более современным и ухоженным.

Цели достигнуты. Задачи - выполнены. Данную работу можно использовать для благоустройства пришкольной территории школ, детских садов и других учреждений.

В дальнейшем хотелось бы, познакомиться со стилями дизайна офисных интерьеров и предложить изменения в организации внутришкольного пространства.

Подведение итогов

Для ответов на поставленные и возникшие в ходе реализации проекта вопросы, участники проекта провели большую плодотворную работу:

-узнали много интересного и познавательного о флоре окружающего мира;

-учились использовать энциклопедические данные, интернет-ресурсы в урочной и внеурочной деятельности;

-осваивали технологию создания компьютерной презентации;

-следовали установленным правилам в планировании и реализации проекта;

-полученные знания и навыки будут использовать на уроках, во внеурочной работе и, конечно, в новых проектах.

Результат проекта превзошел все наши ожидания- школьный розарий «Розовый микс»- гордость нашей школы и нашего села. Используя свой опыт, мы приступили к реализации нового проекта сельского уровня «Аллея роз», с привлечением односельчан, депутатов сельского поселения. Мы надеемся, что у нас все получится.

Самая главная задача человечества — это забота об окружающем мире. Наш земной шар должен по-прежнему оставаться голубым, он не должен быть серым. Сохранить природу это достаточно сложная задача в наше время, так как люди ведут себя легкомысленно по отношению к ней, но хочется верить, что все изменится в лучшую сторону.

«Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал всё, что он может, как прекрасна была бы Земля наша.» А.П.Чехов

 

5.Список литературы

1. Алексеев С.В. Экология. / С.-П.: СМИО-ПРЕСС, 2001.

2.Гарнизиненко Т.С. Справочник современного ландшафтного дизайнера Р. н/Д: Феникс, 2005.

3.Горощенко В.П. Природа и люди /М.: Просвещение, 1986.

4.Дж. Брукс. Дизайн сада М.: БММ-DК, 2003.

5.Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей (учебник).

6.Зверев И.Д. Человек в социоприродной среде / М.: Вента - Граф, 2000.

7.Материалы и ресурсы Internet по темам “Ландшафтный дизайн” и “Дизайн пришкольного участка”

Приложение

 

Такой была наша клумба

 


 


   Подготовка почвы


 

                                                           

Планировка и разметка
 


 

 


Посадка саженцев с учетом рекомендаций


 

 


 


 

Полив саженцев


 

Наш «Розовый микс»


 

Летний уход за розами


 

Организация полива


 

Обрезка


 


 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.