Статья «Социально-экологический проект в образовательном процессе в системе среднего образования»

1
0
Материал опубликован 11 May 2019 в группе

Социально-экологический проект в образовательном процессе  в системе среднего образования

 Учебная исследовательская деятельность студентов получила в последние годы достаточно широкое распространение. Однако даже при грамотном руководстве она позволяет лишь подтвердить наличие тех или иных экологических проблем, но не предполагает их преодоление. Здесь кроется одна из проблем экологического образования: результаты исследования не являются основанием для разработки стратегии улучшения экологического состояния окружающей среды, так как для этого необходимо учесть решение проблем как экономических так  и социальных. Социально-экологический проект на основе проектно-исследовательской деятельности является попыткой создания условий для актуализации комплекса социальных, экономических, экологических проблем знакомой местности (региона) в сознании студентов в контексте изучения, поиска подходов для решения и предупреждения экологических проблем своей местности (региона).

Социально-экологический проект — это:

совместные активные действия группы студентов, в которую входят желающие участвовать в проектно-исследовательской работе;

исследовательская работа на уроках и во внеурочное время в течение семестра (полгода и более по мере изучения учебной дисциплины), что дает накопление знаний, опыта;

исследовательская работа в полевых условиях, что дает накопление экспериментальных данных, необходимых для дальнейшего анализа, осмысления, обсуждения, презентации;

массовые мероприятия, экологические акции, в которых участвует колледж (техникум).

Социально-экологический проект обладает такими чертами:          продолжительность, широта охвата территории;

массовый характер участия;  

большой круг рассматриваемых проблем;

комплексный подход;

работа по единому плану;  

возможность получения консультаций специалистов;

использование новых эффективных педагогических приемов;

донесение результатов деятельности до населения;

освоение навыка работы в коллективе.

На основе активной деятельности в ходе экологических экскурсий, практических занятий формируется активная жизненная позиция, воспитывается человек, обладающий гражданской и профессиональной ответственностью, способный реализовать свою индивидуальность в коллективной деятельности, способный преобразовывать и улучшать существующие условия во имя здоровья, благополучия нынешних и будущих поколений, не принося вреда природе. Каждый педагог, принявший на себя ответственность координировать и консультировать деятельность участников проекта, имеет право корректировать выбор целей, содержание и педагогические технологии на каждом этапе. Главное, чтобы они отражали: психофизиологические особенности обучающихся данного возраста, такие как уровень и вектор мотивации, тип ведущей деятельности; содержание экологического образования в интеграции с параллельно изучаемыми традиционными предметами; возможность и необходимость выхода на практическую деятельность по решению изучаемых проблем совместно с местным самоуправлением (городскими властями).

Педагог может выбрать для выполнения только те этапы проекта, которые наиболее привлекательны с точки зрения возраста студентов, работающих по проекту, времени года, местных условий, опыта руководителя и др. Коллективу из нескольких педагогов разных специальностей (педагоги – организаторы, кураторы,  преподаватели экологии, географии, биологии, химии, экологических основ природопользования и др.) и группе обучающихся, состоящей из студентов разных курсов, по силам выполнить комплексный большой проект и получить настоящий целостный образовательный продукт. Педагогу важно помнить, что задачи проекта и исследования должны лежать в зоне ближайшего развития и соответствовать возрасту обучающихся, то есть организация работы в рамках проекта требует учета возрастных психофизиологических особенностей студентов. Важно особое внимание уделить мотивационному компоненту проектной деятельности. Успех проектной деятельности определяется интересом к работе и ее посильностью. Следовательно, темы работы выбираются исходя из содержания учебных дисциплин, изучаемых студентами. Освоение нового обучающимися происходит только в момент его востребованности, поэтому необходимо создать педагогическую ситуацию перевода рассматриваемых экологических проблем в личностно-ориентированные и значимые для студентов. Для этого нужно в самом начале педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Проблематика исследований, представленная в их содержании, обеспечивает мотивацию включения студентов в самостоятельную работу и находится, во-первых, в области познавательных интересов обучающегося, во-вторых, в зоне его ближайшего развития. В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Следовательно, деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать студента возможности выбора индивидуальной формы работы. Серьезное внимание, уделяемое созданию команды и ее работе, объясняется рациональным содержанием проектной деятельности. Ясно, что общественные проблемы, даже малые, в одиночку решить сложно, так как только группе заинтересованных единомышленников (состоящей хотя бы из двух человек) под силу внести заметные и устойчивые изменения в проблемную ситуацию.

Работа команд состоит из нескольких стадий:

подготовка к работе над проектом;

выбор и осмысление проблемы;

сбор информации;

разработка собственного варианта решения проблемы;

реализация плана действий команд;

подготовка к защите проекта;

презентация проекта;

рефлексия (анализ).

Эффективность деятельности по проекту требует следующих ресурсов: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонды и каталоги библиотеки, Интернет, аудио- и видеоматериалы и т. д.) и информационно-технологические (компьютеры и др. техника с программным обеспечением) ресурсы, организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки).

Результатом учебного социально-экологического проекта выступает приобретение опыта новой деятельности, главным в котором является способность создавать и защищать собственный результат проектной деятельности. В образовательном процессе практическая польза проекта становится средством достижения обучающих целей проектной технологии. Социально-экологический проект является новым уровнем проектно-исследовательской деятельности. При его выполнении важным результатом является достижение понимания подростком важности добровольного гражданского участия в решении актуальных социально-экологических проблем на уровне своего поселка, района, города, попытки найти и предложить свои варианты решения этих проблем. Не менее важным является умение грамотного привлечения внимания различных общественных организаций, властных структур к решению проблем экологического образования.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации