Социально-экономический проект «Здоровое школьное питание»

22
0
Материал опубликован 24 November 2015

Социально-экономический

ПРОЕКТ:

«За здоровое школьное питание!»

Автор: Малютин А.А., учитель математики МБОУ «Спасско-Лутовиновская СОШ им. И.С. Тургенева», Мценский район

Эпиграф:

"Какова пища – таков и ум, каков ум – таковы и мысли, каковы мысли – таково и поведение, каково поведение – такова и судьба". /Шри Сатья Саи Баба/
 

Оглавление.

Обоснование актуальности проекта и его новизны.

Цели, задачи и этапы реализации проекта.

Ожидаемые результаты проекта.

Механизмы реализации проекта.

Ресурсы и перспективы развития проекта.

Литература.

Приложение. Протоколы лабораторных исследований.

Паспорт проекта.

Наименование проекта

«За здоровое школьное питание».

Цитата проекта

"Какова пища – таков и ум, каков ум – таковы и мысли, каковы мысли – таково и поведение, каково поведение – такова и судьба". /Шри Сатья Саи Баба/

Общая характеристика проекта

Тип проекта: исследовательский, практико-ориентированный.

Продолжительность проекта (срок реализации) – 1 год.

Где может применяться – сельская школа.

Исследуемая проблема

Обеспечение полноценного, здорового питания школьников в условиях недостаточного финансирования

Продукт проекта

Увеличение объёма и улучшение качества рациона питания детей при прежних финансовых затратах бюджета

Основание для разработки проекта

«СанПиН» 2.4. 2.2821-10 от 29.12.2010 г.

Конвенция о правах ребенка.

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ.

СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в ОУ, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

Заказчик проекта

Администрация МБОУ «Спасско-Лутовиновская СОШ» Мценского района Орловской области

Разработчик проекта

Малютин Андрей Анатольевич, учитель математики, классный руководитель 5 класса

Участники проекта

Администрация, персонал и учащиеся сельской школы

Цель проекта

Удешевление школьного питания с одновременным улучшением его качества, а также формирование правильного отношения к своему здоровью через употребление здоровой пищи и соблюдение правильного режима питания.

Задачи проекта

обеспечение полноценным и экологически чистым (безопасным) питанием школьников в соответствии с единым рационом питания, соответствующим потребностям детей и установленным нормам;

повышение качества реализуемых в школе продуктов питания и эффективности организации и регулирования школьного питания;

снижение затрат на закупку товаров и услуг для организации школьного питания;

проведение постоянной пропаганды принципов здорового питания среди обучающихся и родителей и повышение профессионализма кадрового состава работников пищеблоков;

обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;

предупреждение (профилактика) среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;

обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд;

организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания;

оптимизация затрат, включая бюджетные дотации.

Основные направления

Организационно-аналитическая работа, информационное обеспечение реализации программы.

Работа с педагогическим коллективом и старшеклассниками.

Рациональная организация питания в школе.

Организация работы по улучшению материально-технической базы школы и пищеблоков.

Организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания, пропаганда принципов здорового и полноценного питания.

Обучение кадрового состава работников пищеблока современных технологиям.

Объёмы и источники финансирования

Первоначальное добровольное пожертвование в сумме 3000 р., далее – самоокупаемость и прибыльность.

Этапы реализации

1 этап: аналитический (сбор, обработка полученной информации в соответствии с выбранной методикой и последующий анализ полученных результатов)

2 этап: планирование работы (определение объема и сроков выполнения работ для участников проекта)

3 этап: практический (подготовка материально-технических средств и реализация плана)

4 этап: обобщение результатов (выводы, предложения, итоги);

презентация проекта

Содержание проекта

Паспорт Проекта

Актуальность проблемы

Характеристика Проекта:

3.1. Цель и задачи;

3.3. Ожидаемые результаты реализации;

3.4. Направления деятельности;

Характеристика ресурсов:

4.1. Нормативно-правовые ресурсы;

4.2. Материально-техническая база;

4.3. Кадровое обеспечение

Механизм реализации:

5.1. План реализации Проекта;

5.2. Контроль за организацией питания и реализацией произведённой продукции;

5.3. Основные мероприятия по пропаганде здорового питания

Виды и формы деятельности участников проекта

Обсуждение проблемы, данных проведённых исследований и анкетирования, технологий достижения цели, плана действий, реализация намеченного плана и выполнение соответствующих мероприятий в рамках данного Проекта, анализ результатов и их соответствия поставленным целям и задачам, формулирование выводов и предложений, обработка информации, оформление работы, презентация проекта.

Перспективы развития проекта

Привлечение дополнительных финансовых средств в развитие материально-технической базы за счёт прибыли от реализации излишков произведенной продукции.

Ресурсы

кадровые – администрация, персонал, старшеклассники

материально-техническая база школы (техника, площади и т.д.)

Ожидаемые результаты

Переход системы школьного питания на новый качественный уровень.

Обеспечение соответствия питания детей установленным нормам и стандартам.

Недопущение сбора продуктов питания с родителей учащихся.

Обеспечение социальных гарантий – доступности и равных возможностей получения питания обучающимися.

Повышение уровня профессиональной подготовки педагогических кадров, медицинских работников и сотрудников школьных пищеблоков по совершенствованию организации питания обучающихся.

Обеспечение гарантированного качества и безопасности пищевых продуктов, используемых в питании.

Отсутствие среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания.

Совершенствование системы финансирования школьного питания; оптимизация затрат, включая бюджетные дотации.

Проведение праздничных мероприятий цикла «Школьный ресторан», приуроченных к праздникам урожая, Новому году, 23 февраля и 8 марта, майским праздникам.

Система организации мониторинга и контроля за исполнением проекта

Рассмотрение вопросов организации школьного питания в рамках реализации данного проекта на совещаниях при директоре и заседаниях экспериментальной площадки по внедрению инноваций.

Установление постоянного контроля за организацией питания детей в школьной столовой посредством назначения специально уполномоченного ответственного лица, работы бракеражной комиссии.

Контроль со стороны родительской общественности, Управляющего совета, профкома и Совета старшеклассников.

Информирование общественности о состоянии школьного питания через родительские собрания и сайт школы.


 

I. Обоснование актуальности проекта и его новизны.

Сельские школы, как правило, это школы с богатой историей и трудовыми традициями. Во многих из них в советские годы практиковалось производственное обучение. К сожалению, годы перестройки не лучшим образом отразились на их развитии, а из техники практически ничего не осталось. Но в настоящее время вновь актуальным становится вопрос трудового воспитания подрастающего поколения, когда необходимо развивать у учащихся умение ориентироваться в сложных социально-экономических отношениях, профессионально реагировать на требования рынка, иметь твёрдую гражданскую позицию, способствовать подготовке грамотных работников для выживания в любых социальных условиях общества.

Сегодня всё чаще затрагиваются проблемы движения агрошкол на современном этапе модернизации российского образования, вопросы его обновления. Школе отводится особое место в социальной жизни села, в воспитании человека-труженика, который сможет эффективно распоряжаться главным богатством – землёй. Сельская школа – это важный компонент российской системы образования, которая сохраняет значительные возможности влияния на социализацию своих выпускников, а через них – и на формирование всего сельского социума, основу которого в будущем должны составлять жители, активно влияющие на производственную, бытовую и информационную культуру села.

В связи с этим цели и задачи образовательного процесса определяют новые требования к личности ученика сельской школы. Наиболее важные из них: самостоятельность, умение ориентироваться в сложных социально-экономических отношениях, иметь твёрдую гражданскую позицию, приобретать профессиональные навыки в зависимости от требований рынка. Трудовая деятельность, направленная на процесс сельскохозяйственных работ, организуется в школе с целью нравственного воспитания школьников, развития гармоничной личности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

Главными элементами по созданию данного проекта являются: производительный труд, сельскохозяйственное опытничество по растениеводству, овладение техникой. Основой для его реализации является ученическая производственная бригада. Программа направлена на расширение трудовой деятельности в условиях сельскохозяйственных работ с целью формирования и укрепления практических умений и навыков, трудолюбия и уважения к любому труду.

Важнейшим фактором формирования здоровья подрастающего поколения является питание. На сегодняшний день в России проблема питания школьников приобретает все более серьёзное значение. Питание в школьном возрасте существенно влияет на формирование здоровья детей и является важнейшим фактором, определяющим здоровье нации.

Сегодня в Российской Федерации на федеральном и региональном (местном) уровнях государственной власти и в сознании общественности четко обозначена необходимость широкой и комплексной модернизации системы питания школьников, под которой обычно понимается ремонт и современное технологическое переоснащение предприятий школьного питания. Однако следует учесть и другие серьезные аспекты, ограничивающие внедрение системы здорового питания в школах и преодоление негативных тенденций в состоянии здоровья учащихся.

Актуальность проекта особо возрастает в условиях антироссийских санкций и контрсанкций. Зачем надеяться на то, что кто-то тебе должен дать готовое, если ты сам в состоянии себя этим обеспечить хотя бы частично, не прибегая к существенным финансовым затратам. Нельзя всё время «сидеть на шее» у государства и надеяться на бюджетные средства, нужно и самим потрудиться, тем более на благо своего же учреждения и, прежде всего, детей.

На питание каждого школьника в настоящее время выделяется 40 рублей в день, и это после недавнего существенного повышения нормы финансирования. Хотя одновременно с этим прекратили выдавать детям в школе молоко. Однако, не во всех школах способны обеспечить каждого ребёнка полноценным трехразовым питанием. Где-то привлекаются средства родителей, и частично питание становится платным, где-то рацион питания скуден и значительно отстаёт от нормы, а где-то и вовсе школы прибегают к помощи родителей в виде сдачи некоторых продуктов питания в школьные столовые, например, собирают картофель. И здесь начинаются другие проблемы.

Данный проект в состоянии не только избежать сборов с родителей, но и улучшить собственными силами рацион питания, а также за счёт имеющихся бесплатных продуктов иметь возможности повышения качества и объёмов приготовляемых блюд. Проект проверен практикой работы, не требует специального финансирования, самоокупаем, эффективен и вполне реализуем любой сельской школой.

Как ключевые необходимо рассматривать следующие проблемы:

Здоровое питание в школе сегодня не является популярным и востребованным среди большинства школьников. Гораздо более модными стали продукты, активно рекламируемые СМИ и не опознаваемые ими как неполезные для организма.

Возможности предприятий сферы школьного питания несравнимы и неконкурентны с профессиональными методами продвижения своей продукции ведущими товаропроизводителями (прежде всего продуктов "быстрого питания").

Дети часто отказываются от питания ввиду непопулярности в их среде самой школьной столовой, низкой эстетической и вкусовой привлекательности предоставляемой ею еды.

Родители и общественность не всегда осознают остроту проблемы питания в школе вследствие плохой информированности, не имеют достаточного влияния на детей, чтобы приучить их к здоровому питанию, а также объяснить им последствия неправильного питания.

Многие родители не осуществляют контроль за питанием своих детей как дома, так и в школе, они нередко считают организацию и финансирование школьного питания обязанностью государства.

Недооценивается значение грамотной рекламной и разъяснительной работы при внедрении системы здорового питания в среде учащихся. Общение с детской и родительской аудиторией происходит нерегулярно и без учета особенностей восприятия ими различных способов предоставления информации.

Остро ощущается потребность в доступных, популярных и профессионально подготовленных информационных ресурсах для разных аудиторий по всем аспектам проблемы здорового школьного питания – от пропаганды в детской и родительской аудиториях до консультаций по современным технологиям организации работы и рекламы предприятий социального питания.

Конечно, горячим питанием охвачено большинство школ, однако не везде качество питания отвечает требованиям сбалансированности состава, энергоемкости, вкусовых качеств, а во многих продуктах и вовсе содержатся вредные добавки или ГМО. Установлено, что одной из причин возникновения различных «школьных» болезней (задержка роста, анемия, кариес, болезни желудочно-кишечного тракта) более чем у 30% от общей численности детей является неудовлетворительное качество питания.

Вопрос восстановления индустрии школьного, а на ее основе – и всего сектора социального массового питания сегодня актуален как никогда.

Результаты проведённого Министерством образования и науки России мониторинга организации питания в общеобразовательных учреждениях 57 регионов страны показали, что технологическое оборудование пищеблоков образовательных учреждений обновляется крайне медленно, его износ составляет от 80 до 90%. Такое состояние пищеблоков общеобразовательных учреждений не обеспечивает качественное сбалансированное питание школьников с учётом норм их потребности в питательных веществах и энергии.

Важнейшей проблемой является не только недостаток финансирования, что в конечном итоге влияет на качество и разнообразие сырья, на профессионализм кадров, на уровень технического оснащения школьных столовых, но и отсутствие у детей и подростков знаний о здоровом образе жизни и принципах рационального питания. Так, по данным социологического исследования, лишь каждый третий школьник старается есть только полезную для здоровья пищу, принимает витамины или пищевые добавки. Пропаганда здорового образа жизни и обучение детей правилам здорового питания должны стать одним из направлений работы каждого образовательного учреждения.

Не менее значимой является проблема износа материально-технической базы школьных пищеблоков. Неуклонно возрастает тенденция к замене горячего питания буфетной продукцией. Отметим и недостаточно высокий уровень специалистов, занятых в сфере школьного питания, низкое качество блюд, непривлекательность школьных столовых. Таким образом, большинство общеобразовательных учреждений не может обеспечить качественное сбалансированное питание школьников с учетом норм их потребности в питательных веществах и энергии.

Оставляет желать лучшего рацион питания школьников. Не выдерживаются принципы его сбалансированности, не обеспечиваются потребности учащихся в энергии и пищевых веществах. Объясняется это тем, что меню составляется не с учетом физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, а главным образом исходя из расчета стоимости продуктов.

В настоящее время финансирование школьного питания осуществляется только за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований с привлечением родительских средств. Однако низкий уровень материального достатка многих семей не позволяет родителям не только оплачивать питание детей в образовательных учреждениях, но даже обеспечивать их полноценным питанием дома. Необходимы совершенствование финансирования школьного питания, оптимизация затрат, включая бюджетные дотации.

Отметим также неразвитость централизованной системы питания школьников и ее инфраструктуры, отсутствие эффективного управления и контроля системы производства школьного питания.

Чтобы принципиально изменить к лучшему сложившуюся ситуацию, одной заменой оборудования не обойтись. Необходимо комплексное решение проблем, учитывающее и медицинские, и правовые, и социальные, и финансовые, и технологические аспекты.

Рациональное питание детей – одно из условий создания здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. В Законе РФ "Об образовании" сохранена обязанность образовательного учреждения организовывать питание обучающихся, выделять помещение для питания детей, предусматривать перерыв достаточной продолжительности. Поэтому сегодня здоровье ребенка должно рассматривается не только как цель и результат образовательного процесса, но и как критерий оценки качества и эффективности педагогической деятельности.

Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. В школе существуют эффективные возможности для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания. Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания.

Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны здесь же. На решение вопросов организации питания школьников и направлен данный проект. Основу предполагаемых подходов составляет внедрение новых схем питания школьников и использование безопасных и высококачественных продуктов, позволяющих при минимальных затратах обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня. Приоритетность задач охраны и укрепления здоровья ребенка обуславливает насущность принципиальных изменений и в организации жизни школы как одного из ведущих социальных институтов, обеспечивающих формирование у подрастающего поколения ценностных установок по отношению к собственному здоровью.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ:

1. Устраивает ли тебя меню?

2. Удовлетворяет ли тебя качество пищи?

3. Берёшь ли ты еду с собой в школу?

4. Считаешь ли ты питание в школе здоровым и полноценным?

РЕЗУЛЬТАТЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ:

Картофель, поставляемый через торговые сети:

Картофель, выращенный на пришкольном участке:

II. Цель, задачи, сроки и этапы реализации проекта.

Цель проекта – удешевление школьного питания с одновременным улучшением его качества, а также формирование правильного отношения к своему здоровью через употребление здоровой пищи и соблюдение правильного режима питания.


Задачи проекта:

обеспечение полноценным и экологически чистым питанием школьников в соответствии с единым рационом питания, соответствующим потребностям детей и установленным нормам;

повышение качества, эффективности организации и регулирования школьного питания;

снижение затрат на закупку товаров и услуг для организации школьного питания;

проведение постоянной пропаганды принципов здорового питания среди обучающихся и родителей на основе современных требований медицины;

обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;

предупреждение (профилактика) среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;

организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания;

создание оптимальных условий для интеллектуального, нравственного, физического развития всех учащихся и для реализации каждого из них;

профессиональная ориентация на сельскохозяйственные специальности, получение начальных профессиональных навыков в области растениеводства и управления с/х машинами;

формирование социально-адаптированной личности через приобщение к трудовой деятельности в условиях сельской школы;

развитие потребности в здоровом образе жизни;

повышение эффективности деятельности школы через инновации в образовательном процессе, способствующие развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению, совершенствованию форм социально-педагогической работы;

содействие в организации предпрофильного обучения в учебном процессе школы.

Этапы реализации:

1 этап – аналитический (январь)

Изучение проблемы;

Анализ результатов исследований;

Поиск информации по проекту;

Постановка целей и задач;

Анализ возможностей решения поставленных задач.

2 этап – подготовительный (февраль-март)

Корректировка целей и задач проекта;

Выработка стратегии решения каждой задачи;

Составление плана работы (определение объёма и сроков выполнения работ);

Проведение консультаций;

Оформление договоров с Центром занятости населения;

Подготовка материально-технических ресурсов.

3 этап - практический (апрель-октябрь)

Реализация плана (подготовка площадей, посадка, выращивание, уход, уборка и закладка на хранение заготовленной плодовоовощной продукции);

Пропаганда необходимости правильного питания как одного из компонентов здорового образа жизни.

4 этап - Обработка собранных материалов (ноябрь-декабрь)

Систематизация и анализ проделанной работы;

Реализация заготовленной продукции школьными столовыми;

Создание материалов для представления результатов;

Сопоставление полученных результатов с поставленными целями и задачами;

Выводы, предложения, подведение итогов.

Направления деятельности:

Организационно-аналитическая работа, информационное обеспечение реализации проекта;

Работа с коллективом школы;

Рациональная организация питания в школе;

Организация работы по улучшению материально-технической базы;

Организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания; пропаганда принципов здорового и полноценного питания;

Обучение кадрового состава работников пищеблока современным технологиям.

III. Ожидаемые результаты.

 

Реализация проекта позволит добиться результатов в социальной и экономической областях, а также в сфере управления, изменив коренным образом отношение к вопросу питания детей в школьной столовой, а также побудив школьные администрации к эффективному и плодотворному труду в данном направлении.

К ожидаемым социальным эффектам можно отнести:

повышение уровня здоровья обучающихся благодаря научно обоснованному рациону питания, сформированному с учетом индивидуальных особенностей детей;

улучшение качества питания за счет использования экологически чистого сырья, современных технологий производства, соответствующего хранения пищевой продукции, ежегодного повышения уровня квалификации специалистов, занятых в сфере школьного питания;

недопущение сбора корнеплодов и овощей с родителей обучающихся;

трудовое воспитание школьников и подготовка их к самостоятельной жизни;

расширение образовательного пространства на основе индивидуализации форм учебной деятельности, формирования у обучающихся проектно-исследовательских навыков, профессионального самоопределения;

внедрение и апробация современных образовательных технологий, реализация индивидуальных учебных планов;

совершенствование системы социального партнёрства с целью реализации задач и обобщения опыта в данном направлении;

развитие трудовых навыков, способности ценить свой труд и труд другого человека;

повышение доли экономической самостоятельности школы (расширение источников самообеспечения, удешевление и разнообразие питания, экономия ресурсов).

К экономическим эффектам, несомненно, относится снижение до нуля стоимости большинства видов продукции растительного происхождения, за счёт чего произойдёт увеличение объёма рациона питания в пределах имеющихся бюджетных ассигнований, выделяемых на питание каждого ребёнка в день.

Централизация процесса приготовления пищевой продукции обеспечит высокий уровень производственного, санитарно-­гигиенического и финансового контроля, приготовление рационов единого качества. Будет достигнуто соответствие современным требованиям к организации питания в столовой за счет технологического переоснащения, изменения режима, стиля, форм и методов работы персонала.

Кроме того, реализация данного проекта позволит обеспечить:

питание детей, соответствующее возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;

гарантированное качество и безопасность пищевых продуктов, используемых в питании;

отсутствие среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;

высокий уровень культуры приема пищи школьниками;

совершенствование системы финансирования школьного питания; оптимизация затрат, включая бюджетные дотации;

удешевление питания в школьной столовой.

Принципы реализации проекта:

демократизация отношений (открытость и сотрудничество, общение и обмен идеями);

добровольчество (поиск и реализация возможностей для улучшения качества жизни);

партнёрство (взаимодействие с Центром занятости населения, сельскохозяйственными предприятиями, специализированными агротехническими образовательными учреждениями).

Расчёт экономического эффекта.

Первоначальные затраты – 3000 р. на приобретение:

ГСМ – 1500 р. (для обработки почвы).

Семена – 1000 р.

Средства борьбы с вредителями – 500 р.

Расчёт прибыли.

Наименование продукции

Планируемое количество заготовки, кг

Цена за 1 кг, р.

Общая стоимость, р.

1

Картофель

5000

20

100 000

2

Капуста

1000

15

15 000

3

Морковь

500

40

20 000

4

Свекла

500

20

10 000

5

Лук

200

25

5 000

6

Чеснок

50

90

4 500

7

Огурцы (для засола)

100

30

3 000

8

Ягоды

100

100

10 000

9

Яблоки

1000

20

20 000

10

Помидоры

50

50

2 500

11

Кабачки (для засола)

100

20

2 000

12

Перец

50

30

1 500

13

Фасоль

30

50

1 500

14

Варенье

50

100

5 000

15

Сухофрукты

50

50

2 500

     

Итого

202 500

Как видно, средняя экономия бюджетных средств составляет более 200 000 р. в год.

IV. Механизмы реализации проекта.

План практических мероприятий.

Примечание: УПБ – ученическая производственная бригада, ЦЗН – Центр занятости населения, СХП – сельскохозяйственные предприятия, ФХ – фермерские хозяйства.

п/п

Наименование работ

Сроки

Ответственный

Примечания

Подготовительные работы

1

Определение и расстановка кадров, конкретное планирование работы

январь

Директор школы

 

2

Профилактический ремонт и подготовка техники, инвентаря, овощехранилища

февраль

Завхоз

 

3

Приобретение ГСМ, семян, средств борьбы с вредителями

март

Завхоз

 

4

Заключение Договора с ЦЗН на временную занятость подростков (май-июль)

апрель

Зам. директора

сотрудничество с ЦЗН

1-е направление – Картофелеводство.

1

Завоз удобрения на посадочные площади (по возможности)

февраль-март

Директор школы

помощь СХП, ФХ

2

Отбор семян картофеля для посадки (0,5 т)

апрель

Завхоз

 

3

Вспашка производственного поля 0,5 га, культивирование, нарезка борозд

кон. апр. –нач.мая

Завхоз

 

4

Посадка картофеля

начало мая

Руководитель УПБ

работа УПБ

5

1-я прополка

конец мая

Руководитель УПБ

 

6

2-я прополка

июнь

Руководитель УПБ

 

7

Обработка от колорадского жука

июнь-июль

Завхоз

 

8

Окучивание

июль

Завхоз

 

9

Распашка борозд

сентябрь

Завхоз

 

10

Сбор урожая картофеля

сентябрь

Администрация школы

привлечение учащихся

11

Закладка на хранение

октябрь

Завхоз

привлечение техперсонала

2-е направление – Овощеводство.

1

Посев рассады помидоров, перца, капусты

март

Учитель биологии

 

2

Удобрение, культивирование участка 0,3 га

апрель

Завхоз

 

3

Разбивка и планирование отделов, подготовка грядок

кон. апр. –нач.мая

Руководитель УПБ, учитель биологии

организация субботника

4

Посадка семян и высадка рассады

май

Руководитель УПБ

работа УПБ

5

Контроль за всхожестью

май-июнь

Учитель биологии

летняя практика

6

Организация полива

июнь-июль

Руководитель УПБ

работа УПБ

7

Прополка овощных культур

июнь-июль

Руководитель УПБ

работа УПБ

8

Сбор урожая овощей

август

Руководитель УПБ

работа УПБ

9

Очистка участка от сухостоя

сентябрь

Руководитель УПБ

работа УПБ

10

Закладка овощей на хранение

октябрь

Завхоз

привлечение техперсонала

3-е направление – Садоводство.

1

Обрезка яблонь

февраль

Завхоз

привлечение техперсонала

2

Вынос веток

март

Администрация

организация субботника

3

Очистка сада от мусора

апрель

Администрация

организация субботника

4

Побелка яблонь

апрель

Администрация

организация субботника

5

Окопка яблонь

май

Руководитель УПБ

работа УПБ

6

Окос сада

июнь, август

Завхоз

привлечение техперсонала

7

Сбор урожая фруктов

сентябрь

Завхоз

привлечение учащихся

8

Приобретение и посадка саженцев зимних пород яблонь

октябрь

Директор школы

 

9

Приобретение и посадка саженцев груши, вишни, сливы и т.д.

октябрь

Директор школы

 

10

Защита саженцев от мороза и грызунов

ноябрь

Завхоз

 

4-е направление – Ягодоводство.

1

Планировка грядок

август

Учитель биологии

 

2

Посадка ягодных усов клубники

сентябрь

Старшеклассники

привлечение техперсонала

3

Полив

при необх.

Руководитель УПБ

работа УПБ

4

Прополка клубники

регулярно

Руководитель УПБ

работа УПБ

5

Сбор урожая

июль

Руководитель УПБ

работа УПБ

6

Обрезка усов

август

Руководитель УПБ

работа УПБ

7

Приобретение и посадка саженцев смородины, малины, крыжовника и т.д.

сентябрь

Директор школы

привлечение техперсонала

5-е направление – Пропаганда здорового питания

как одной из составляющих здорового образа жизни.

1

Заседание педагогического совета по теме «Роль классного руководителя, воспитателя в организации школьного питания»

сентябрь

Администрация школы

 

2

Анкетирование учащихся и родителей, мониторинг, тестирование по организации школьного питания, работы столовых, качества приготовления пищи, учет особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья

сентябрь

Классные руководители

 

3

Проведение классных часов «Здоровое питание школьника», «Азбука здорового питания», «Правила гигиены питания», «Пища для мозга», «Рациональное питание», «Лечебные свойства продуктов питания», «Правильное питание - путь к знаниям», …

в течение года

Классные руководители

 

4

Участие в интернет-конкурсах («Разговор о правильном питании» и др.)

в течение года

Классные руководители

 

5

Проведение праздников в столовой школы с обучением нормам поведения за столом (из цикла «школьный ресторан»)

октябрь

декабрь

март

Педагог-организатор

 

6

Мониторинг заболеваемости, связанной с органами пищеварения

в течение года

Медсестра

 

7

Организация выставки выращенного урожая и различных блюд, приготовленных из него

октябрь

Завхоз

 

8

Конкурс сочинений «От здоровой пищи к здоровой нации»

октябрь

Учителя русского языка

 

9

Конкурс рисунков и плакатов по пропаганде здорового питания среди обучающихся

октябрь

Учитель ИЗО

 

10

Конкурс медиапроектов по здоровому питанию

октябрь

Учитель информатики

 

11

Конкурс среди родителей «Рецепт в школьную столовую»

октябрь

Педагог-организатор

 

12

Оформление информационных стендов по пропаганде здорового питания

ноябрь

Педагог-организатор

 

13

Неделя «Правильное питание в школе и дома» (беседы, встречи, конкурсы, выставки литературы о правильном питании и т. д.)

ноябрь

Педагог-организатор

 

14

Круглый стол классных родительских комитетов «Как питаются наши дети»

ноябрь

Педагог-организатор

 

15

Подбор методической копилки для классных руководителей по пропаганде здорового питания

декабрь

Педагог-организатор

 

16

Разработка методических рекомендаций для родителей по пропаганде здорового питания

декабрь

Педагог-организатор

 

6-е и 7-е направления (дополнительные) – цветоводство, лесоводство.

1

Сбор семян цветов, древесных культур

август-октябрь

Учитель технологии

привлечение учащихся

2

Вскопка отделов однолетних видов и питомника

апрель

Учитель технологии

привлечение учащихся

3

Посев (посадка) семян (рассады)

май

Учитель технологии

привлечение учащихся

4

Контроль за всхожестью

май

Учитель технологии

привлечение учащихся

5

Полив

регулярно

Руководитель УПБ

работа УПБ

6

Прополка и рыхление

регулярно

Руководитель УПБ

работа УПБ

7

Выкапывание и закладка на хранение клубневых и луковичных видов

октябрь

Учитель технологии

привлечение учащихся

8

Высадка саженцев (взрослых сеянцев)

октябрь

Учитель технологии

привлечение учащихся

9

Утепление многолетников

ноябрь

Учитель технологии

привлечение учащихся


 

СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА

Администрация школы, родители


 

ЦЗН

Завхоз


 

УПБ


 

 

СХП

ФХ

Точки сбыта


 

Родители


 

 

Пищеблок


 

Функциональные обязанности участников проекта:

1. Задачи администрации школы:

Заключение Договоров и оформление необходимых документов;

Административное сопровождение проекта на всех его этапах, контроль за ходом реализации плановых мероприятий;

Составление расписания занятий с обеспечением необходимого режима питания;

Организация питания школьников;

Обеспечение порядка в столовой;

Контроль культуры принятия пищи;

Контроль проведения воспитательной работы со школьниками по привитию навыков культуры приема пищи;

Проведение совещаний по вопросам организации и развития школьного питания;

Текущий и капитальный ремонт оборудования и помещений, приобретение кухонного инвентаря и посуды;

Обеспечение питьевого режима в школе;

Ежегодная профессиональная переподготовка кадров, занятых в обслуживании детей, по вопросам соблюдения санитарных норм и правил;

Контроль рубрики на сайте школы «Школьная столовая»;

Обобщение и распространение положительного опыта по вопросам организации и развития школьного питания.

2. Обязанности работников столовой:

Составление меню рационального питания на день и перспективного меню;

Включение в меню овощей, фруктов, корнеплодов, витаминизированных напитков из натуральных ягод (собственного производства);

С-витаминизация блюд;

Обеспечение столовой качественными продуктами для приготовления пищи;

Использование современных технологий приготовления пищи для сохранения питательной ценности продуктов.

3. Обязанности классных руководителей:

Проведение бесед о культуре питания, рациональном и правильном питании, роли питания для развития организма;

Воспитание навыков культуры поведения в столовой во время приема пищи;

Проведение бесед с родителями о подходе к проблемам правильного питания в семье;

Организация конкурсов и викторин на тему правильного питания.

4. Обязанности родителей:

Привитие навыков культуры питания в семье;

Выполнение рекомендаций классных руководителей и медработников по питанию в семье.

5. Обязанности обучающихся:

Соблюдение правил культуры приема пищи;

Участие в выпуске тематических газет; конкурсах, смотрах, по теме «Здоровое питание».

Мониторинг.

Направление мониторинга

Методы мониторинга

Оформление результатов мониторинга

Место представления результатов

Организация и регулирование школьного питания

Оценка охвата питанием

Справка

Административное совещание

Анкетирование родителей учащихся

Справка, обсуждение с родителями

Родительские собрания

Анкетирование учащихся

Анализ анкет

Административное совещание

Лабораторные исследования

Акт по результатам лабораторного исследования

Административное совещание

Форум на Интернет-сайте

Наличие материалов на Интернет-сайте

Административное совещание

Модернизация и укрепление материально-технической базы пищеблоков

Обследование пищеблока ОУ муниципальной комиссией

План ремонтных работ

План подготовки пищеблока к учебному году

Обследование пищеблоков комиссией по приемке ОУ к новому учебному году

Акт приемки ОУ к началу нового учебного года

Административное совещание

Обследование технологического оборудования

Справка о техничес-кой исправности технологического оборудования

Подготовка мате-риалов к новому учебному году ТО Роспотребнадзора

Аудит материально-технической базы, сбор и анализ отчетных документов о техническом состоянии оборудования

Паспорт пищеблока ОУ

 

Учет приобретенного технологического оборудования

Постановка на балансовый учет

Использование инф-ции в ежегодном публичном докладе

Кадровое обеспечение

Анализ уровня повышения квалификации руководи-телей, специалистов и персонала школьных столо-вых по вопросам организа-ции школьного питания

Справка по результатам анализа

Административное совещание

Анализ прохождения гигиенической аттестации работников пищеблока

Утвержденные ФГУЗ списки обученных

ТО Роспотребнадзора

Анализ количества участников в районных мероприятиях по организа-ции школьного питания

Информационно-аналитическая справка

Интернет-представительство

Система просветительской работы

Наблюдение за работой по пропаганде здорового питания в СМИ

Информационно-аналитическая справка

Административное совещание

Диагностика заболеваемости учащихся

Карта оценки здоровья школьников

Заседание ШМО кл. руководителей. Родительские собрания.

V. Ресурсы и перспективы развития проекта.

Кадры (директор школы как руководитель проекта, завхоз, руководитель производственной бригады, ученическая производственная бригада, свободный в каникулярное время персонал).

Площади (учебно-опытный участок – 0,3 га, производственное поле – 0,5 га).

Техника (трактор и с/х приспособления).

Финансовые средства (3000 р.).

Нормативно-правовые ресурсы и документы:

1. Нормативно-методические ресурсы

– действующие санитарно-эпидемиологические правила, нормы, гигиенические нормативы, регламентирующие требования ко всем осуществляемым видам деятельности, работ, услуг, изготавливаемой продукции (в т.ч. кулинарной продукции);
– технические регламенты на закупаемые, реализуемые и изготавливаемые продукты;
– нормы физиологической потребности в пищевых веществах и энергии;
– локальные акты ОУ по организации питания школьников: приказы, положения, протоколы, акты.
2. Технические документы
– техническая документация (технологические инструкции, рецептуры, технико-технологические карты, технические условия, сборники технологических нормативов) на изготавливаемую кулинарную продукцию – готовые блюда и кулинарные изделия и их

полуфабрикаты;
– прочая производственная документация по вопросам технологии и санитарно-противоэпидемического режима (приказы, инструкции, положения и т.п.).
3. Рацион питания обучающихся, воспитанников, согласованный в установленном порядке с органом, уполномоченным осуществлять госсанэпиднадзор.
4. Внутренняя документация, определяющая функции, обязанности и ответственность работников (приказы, положения, должностные инструкции).
5. Договоры (контракты) с поставщиками товаров и услуг.

6. Документация по бюджетному учету, в том числе меню-требования (форма ОКУД 0504202) и накопительная ведомость по расходу продуктов (форма ОКУД 0504037).
7. Документы количественного учета пищевых продуктов, сырья, материалов и т.п., а также товарно-транспортные документы (накладные).
8. Документы (заверенные копии), подтверждающие качество и безопасность на получаемые (закупаемые) пищевые продукты: удостоверение качества и безопасности предприятия-изготовителя, декларация о соответствии (для пищевых продуктов, подлежащих обязательной сертификации – сертификат соответствия), свидетельство о государственной регистрации (санитарно-эпидемиологическое заключение), ветеринарное свидетельство (на животноводческое сырье).
9. Документы, подтверждающие качество и безопасность оборудования, посуды, упаковочных и др. материалов, контактирующих с пищей: удостоверение качества и безопасности предприятия-изготовителя, декларация о соответствии (для материалов, подлежащих обязательной сертификации – сертификат соответствия), свидетельство о государственной регистрации.
10. Документы, подтверждающие качество и безопасность моющих (санитарно-эпидемиологическое заключение, сертификат соответствия) и дезинфицирующих средств (свидетельство о государственной регистрации, сертификат соответствия); инструкции по применению (методические указания) на используемые дезсредства.
11. Эксплуатационная документация (инструкции и руководства по эксплуатации) на торгово-технологическое, холодильное, весоизмерительное и прочее оборудование.
12. Документация в системе производственного контроля за соблюдением санитарного законодательства, качеством и безопасностью пищевых продуктов.
13. Документы с информацией для потребителей:
– ежедневное меню (ассортимент блюд и кулинарных изделий, скомплектованных по отдельным приемам пищи);
– информация об исполнителе услуг, прочая информация об услугах по производству и организации потребления продукции общественного питания.
14. Инструкции, извлечения из документов и рабочие экземпляры документов для размещения непосредственно на рабочих местах.
15. Личные медицинские книжки на персонал с отметками о прохождении обязательных медицинских осмотров (предварительных и периодических) и гигиенической аттестации.

Срок реализации проекта – 1 год, возможность реализации – ежегодно.

Риски в реализации проекта минимальны. Особых финансовых затрат не требуется.

Перспективы реализации проекта: привлечение дополнительных финансовых средств в развитие материально-технической базы за счёт прибыли от реализации излишков произведенной продукции.

ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Школа перешла на новый, более качественный уровень питания.

Питание детей соответствует установленным нормам и стандартам.

Сбор продуктов питания с родителей обучающихся не допускается.

Повышен уровень профессиональной подготовки педагогических кадров, медицинских работников и сотрудников школьных пищеблоков по совершенствованию организации питания обучающихся.

Повышено качество и безопасность пищевых продуктов, выращенных на пришкольном участке (экологически чистые и полезные для здоровья продукты).

Отсутствие среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания.

Значительная экономия бюджетных средств на питание.

Существенное улучшение отношения детей и их родителей к вопросам питания.

Проведение праздничных мероприятий цикла «Школьный ресторан», приуроченных к праздникам урожая, Новому году, 23 февраля и 8 марта, майским праздникам.

Список литературы:

1. Куракин, М.С. Оценка организации питания учащихся в школьных столовых Кемерово/ М.С. Куракин, Н.С. Амбурцева, С.А. Максимов, С.Ф. Зинчук. - Вопросы детской диетологии, 2007. – т. 5, № 6. – С. 34-37.

2. Экспертное заключение по итогам научно-практического конгресса «Здоровое питание – здоровая нация», ГУ НИИ питания РАМН, Москва, 2008 г. – 37 с.

3. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2010 году: Государственный доклад. - М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2011. - 431 с.

цоры

http://pitanie2007.ru

http://www.бинфос.рф/portfolio/112-pravpit-nestle

Зоткина Наталья Леонидовна, методист колледжа педагогического образования, информатики и права Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.