Социально-экономический проект «Здоровое школьное питание»
Социально-экономический
ПРОЕКТ:
«За здоровое школьное питание!»
Автор: Малютин А.А., учитель математики МБОУ «Спасско-Лутовиновская СОШ им. И.С. Тургенева», Мценский район
Эпиграф:
"Какова пища – таков и ум, каков ум – таковы и мысли, каковы мысли – таково и поведение, каково поведение – такова и судьба". /Шри Сатья Саи Баба/
Оглавление.
Обоснование актуальности проекта и его новизны.
Цели, задачи и этапы реализации проекта.
Ожидаемые результаты проекта.
Механизмы реализации проекта.
Ресурсы и перспективы развития проекта.
Литература.
Приложение. Протоколы лабораторных исследований.
Паспорт проекта.
Наименование проекта | «За здоровое школьное питание». |
Цитата проекта | "Какова пища – таков и ум, каков ум – таковы и мысли, каковы мысли – таково и поведение, каково поведение – такова и судьба". /Шри Сатья Саи Баба/ |
Общая характеристика проекта | Тип проекта: исследовательский, практико-ориентированный. Продолжительность проекта (срок реализации) – 1 год. Где может применяться – сельская школа. |
Исследуемая проблема | Обеспечение полноценного, здорового питания школьников в условиях недостаточного финансирования |
Продукт проекта | Увеличение объёма и улучшение качества рациона питания детей при прежних финансовых затратах бюджета |
Основание для разработки проекта | «СанПиН» 2.4. 2.2821-10 от 29.12.2010 г. Конвенция о правах ребенка. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка». Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ. СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в ОУ, учреждениях начального и среднего профессионального образования». |
Заказчик проекта | Администрация МБОУ «Спасско-Лутовиновская СОШ» Мценского района Орловской области |
Разработчик проекта | Малютин Андрей Анатольевич, учитель математики, классный руководитель 5 класса |
Участники проекта | Администрация, персонал и учащиеся сельской школы |
Цель проекта | Удешевление школьного питания с одновременным улучшением его качества, а также формирование правильного отношения к своему здоровью через употребление здоровой пищи и соблюдение правильного режима питания. |
Задачи проекта | обеспечение полноценным и экологически чистым (безопасным) питанием школьников в соответствии с единым рационом питания, соответствующим потребностям детей и установленным нормам; повышение качества реализуемых в школе продуктов питания и эффективности организации и регулирования школьного питания; снижение затрат на закупку товаров и услуг для организации школьного питания; проведение постоянной пропаганды принципов здорового питания среди обучающихся и родителей и повышение профессионализма кадрового состава работников пищеблоков; обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания; предупреждение (профилактика) среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания; обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд; организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания; оптимизация затрат, включая бюджетные дотации. |
Основные направления | Организационно-аналитическая работа, информационное обеспечение реализации программы. Работа с педагогическим коллективом и старшеклассниками. Рациональная организация питания в школе. Организация работы по улучшению материально-технической базы школы и пищеблоков. Организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания, пропаганда принципов здорового и полноценного питания. Обучение кадрового состава работников пищеблока современных технологиям. |
Объёмы и источники финансирования | Первоначальное добровольное пожертвование в сумме 3000 р., далее – самоокупаемость и прибыльность. |
Этапы реализации | 1 этап: аналитический (сбор, обработка полученной информации в соответствии с выбранной методикой и последующий анализ полученных результатов) 2 этап: планирование работы (определение объема и сроков выполнения работ для участников проекта) 3 этап: практический (подготовка материально-технических средств и реализация плана) 4 этап: обобщение результатов (выводы, предложения, итоги); презентация проекта |
Содержание проекта | Паспорт Проекта Актуальность проблемы Характеристика Проекта: 3.1. Цель и задачи; 3.3. Ожидаемые результаты реализации; 3.4. Направления деятельности; Характеристика ресурсов: 4.1. Нормативно-правовые ресурсы; 4.2. Материально-техническая база; 4.3. Кадровое обеспечение Механизм реализации: 5.1. План реализации Проекта; 5.2. Контроль за организацией питания и реализацией произведённой продукции; 5.3. Основные мероприятия по пропаганде здорового питания |
Виды и формы деятельности участников проекта | Обсуждение проблемы, данных проведённых исследований и анкетирования, технологий достижения цели, плана действий, реализация намеченного плана и выполнение соответствующих мероприятий в рамках данного Проекта, анализ результатов и их соответствия поставленным целям и задачам, формулирование выводов и предложений, обработка информации, оформление работы, презентация проекта. |
Перспективы развития проекта | Привлечение дополнительных финансовых средств в развитие материально-технической базы за счёт прибыли от реализации излишков произведенной продукции. |
Ресурсы | кадровые – администрация, персонал, старшеклассники материально-техническая база школы (техника, площади и т.д.) |
Ожидаемые результаты | Переход системы школьного питания на новый качественный уровень. Обеспечение соответствия питания детей установленным нормам и стандартам. Недопущение сбора продуктов питания с родителей учащихся. Обеспечение социальных гарантий – доступности и равных возможностей получения питания обучающимися. Повышение уровня профессиональной подготовки педагогических кадров, медицинских работников и сотрудников школьных пищеблоков по совершенствованию организации питания обучающихся. Обеспечение гарантированного качества и безопасности пищевых продуктов, используемых в питании. Отсутствие среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания. Совершенствование системы финансирования школьного питания; оптимизация затрат, включая бюджетные дотации. Проведение праздничных мероприятий цикла «Школьный ресторан», приуроченных к праздникам урожая, Новому году, 23 февраля и 8 марта, майским праздникам. |
Система организации мониторинга и контроля за исполнением проекта | Рассмотрение вопросов организации школьного питания в рамках реализации данного проекта на совещаниях при директоре и заседаниях экспериментальной площадки по внедрению инноваций. Установление постоянного контроля за организацией питания детей в школьной столовой посредством назначения специально уполномоченного ответственного лица, работы бракеражной комиссии. Контроль со стороны родительской общественности, Управляющего совета, профкома и Совета старшеклассников. Информирование общественности о состоянии школьного питания через родительские собрания и сайт школы. |
I. Обоснование актуальности проекта и его новизны.
Сельские школы, как правило, это школы с богатой историей и трудовыми традициями. Во многих из них в советские годы практиковалось производственное обучение. К сожалению, годы перестройки не лучшим образом отразились на их развитии, а из техники практически ничего не осталось. Но в настоящее время вновь актуальным становится вопрос трудового воспитания подрастающего поколения, когда необходимо развивать у учащихся умение ориентироваться в сложных социально-экономических отношениях, профессионально реагировать на требования рынка, иметь твёрдую гражданскую позицию, способствовать подготовке грамотных работников для выживания в любых социальных условиях общества.
Сегодня всё чаще затрагиваются проблемы движения агрошкол на современном этапе модернизации российского образования, вопросы его обновления. Школе отводится особое место в социальной жизни села, в воспитании человека-труженика, который сможет эффективно распоряжаться главным богатством – землёй. Сельская школа – это важный компонент российской системы образования, которая сохраняет значительные возможности влияния на социализацию своих выпускников, а через них – и на формирование всего сельского социума, основу которого в будущем должны составлять жители, активно влияющие на производственную, бытовую и информационную культуру села.
В связи с этим цели и задачи образовательного процесса определяют новые требования к личности ученика сельской школы. Наиболее важные из них: самостоятельность, умение ориентироваться в сложных социально-экономических отношениях, иметь твёрдую гражданскую позицию, приобретать профессиональные навыки в зависимости от требований рынка. Трудовая деятельность, направленная на процесс сельскохозяйственных работ, организуется в школе с целью нравственного воспитания школьников, развития гармоничной личности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
Главными элементами по созданию данного проекта являются: производительный труд, сельскохозяйственное опытничество по растениеводству, овладение техникой. Основой для его реализации является ученическая производственная бригада. Программа направлена на расширение трудовой деятельности в условиях сельскохозяйственных работ с целью формирования и укрепления практических умений и навыков, трудолюбия и уважения к любому труду.
Важнейшим фактором формирования здоровья подрастающего поколения является питание. На сегодняшний день в России проблема питания школьников приобретает все более серьёзное значение. Питание в школьном возрасте существенно влияет на формирование здоровья детей и является важнейшим фактором, определяющим здоровье нации.
Сегодня в Российской Федерации на федеральном и региональном (местном) уровнях государственной власти и в сознании общественности четко обозначена необходимость широкой и комплексной модернизации системы питания школьников, под которой обычно понимается ремонт и современное технологическое переоснащение предприятий школьного питания. Однако следует учесть и другие серьезные аспекты, ограничивающие внедрение системы здорового питания в школах и преодоление негативных тенденций в состоянии здоровья учащихся.
Актуальность проекта особо возрастает в условиях антироссийских санкций и контрсанкций. Зачем надеяться на то, что кто-то тебе должен дать готовое, если ты сам в состоянии себя этим обеспечить хотя бы частично, не прибегая к существенным финансовым затратам. Нельзя всё время «сидеть на шее» у государства и надеяться на бюджетные средства, нужно и самим потрудиться, тем более на благо своего же учреждения и, прежде всего, детей.
На питание каждого школьника в настоящее время выделяется 40 рублей в день, и это после недавнего существенного повышения нормы финансирования. Хотя одновременно с этим прекратили выдавать детям в школе молоко. Однако, не во всех школах способны обеспечить каждого ребёнка полноценным трехразовым питанием. Где-то привлекаются средства родителей, и частично питание становится платным, где-то рацион питания скуден и значительно отстаёт от нормы, а где-то и вовсе школы прибегают к помощи родителей в виде сдачи некоторых продуктов питания в школьные столовые, например, собирают картофель. И здесь начинаются другие проблемы.
Данный проект в состоянии не только избежать сборов с родителей, но и улучшить собственными силами рацион питания, а также за счёт имеющихся бесплатных продуктов иметь возможности повышения качества и объёмов приготовляемых блюд. Проект проверен практикой работы, не требует специального финансирования, самоокупаем, эффективен и вполне реализуем любой сельской школой.
Как ключевые необходимо рассматривать следующие проблемы:
Здоровое питание в школе сегодня не является популярным и востребованным среди большинства школьников. Гораздо более модными стали продукты, активно рекламируемые СМИ и не опознаваемые ими как неполезные для организма.
Возможности предприятий сферы школьного питания несравнимы и неконкурентны с профессиональными методами продвижения своей продукции ведущими товаропроизводителями (прежде всего продуктов "быстрого питания").
Дети часто отказываются от питания ввиду непопулярности в их среде самой школьной столовой, низкой эстетической и вкусовой привлекательности предоставляемой ею еды.
Родители и общественность не всегда осознают остроту проблемы питания в школе вследствие плохой информированности, не имеют достаточного влияния на детей, чтобы приучить их к здоровому питанию, а также объяснить им последствия неправильного питания.
Многие родители не осуществляют контроль за питанием своих детей как дома, так и в школе, они нередко считают организацию и финансирование школьного питания обязанностью государства.
Недооценивается значение грамотной рекламной и разъяснительной работы при внедрении системы здорового питания в среде учащихся. Общение с детской и родительской аудиторией происходит нерегулярно и без учета особенностей восприятия ими различных способов предоставления информации.
Остро ощущается потребность в доступных, популярных и профессионально подготовленных информационных ресурсах для разных аудиторий по всем аспектам проблемы здорового школьного питания – от пропаганды в детской и родительской аудиториях до консультаций по современным технологиям организации работы и рекламы предприятий социального питания.
Конечно, горячим питанием охвачено большинство школ, однако не везде качество питания отвечает требованиям сбалансированности состава, энергоемкости, вкусовых качеств, а во многих продуктах и вовсе содержатся вредные добавки или ГМО. Установлено, что одной из причин возникновения различных «школьных» болезней (задержка роста, анемия, кариес, болезни желудочно-кишечного тракта) более чем у 30% от общей численности детей является неудовлетворительное качество питания.
Вопрос восстановления индустрии школьного, а на ее основе – и всего сектора социального массового питания сегодня актуален как никогда.
Результаты проведённого Министерством образования и науки России мониторинга организации питания в общеобразовательных учреждениях 57 регионов страны показали, что технологическое оборудование пищеблоков образовательных учреждений обновляется крайне медленно, его износ составляет от 80 до 90%. Такое состояние пищеблоков общеобразовательных учреждений не обеспечивает качественное сбалансированное питание школьников с учётом норм их потребности в питательных веществах и энергии.
Важнейшей проблемой является не только недостаток финансирования, что в конечном итоге влияет на качество и разнообразие сырья, на профессионализм кадров, на уровень технического оснащения школьных столовых, но и отсутствие у детей и подростков знаний о здоровом образе жизни и принципах рационального питания. Так, по данным социологического исследования, лишь каждый третий школьник старается есть только полезную для здоровья пищу, принимает витамины или пищевые добавки. Пропаганда здорового образа жизни и обучение детей правилам здорового питания должны стать одним из направлений работы каждого образовательного учреждения.
Не менее значимой является проблема износа материально-технической базы школьных пищеблоков. Неуклонно возрастает тенденция к замене горячего питания буфетной продукцией. Отметим и недостаточно высокий уровень специалистов, занятых в сфере школьного питания, низкое качество блюд, непривлекательность школьных столовых. Таким образом, большинство общеобразовательных учреждений не может обеспечить качественное сбалансированное питание школьников с учетом норм их потребности в питательных веществах и энергии.
Оставляет желать лучшего рацион питания школьников. Не выдерживаются принципы его сбалансированности, не обеспечиваются потребности учащихся в энергии и пищевых веществах. Объясняется это тем, что меню составляется не с учетом физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, а главным образом исходя из расчета стоимости продуктов.
В настоящее время финансирование школьного питания осуществляется только за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований с привлечением родительских средств. Однако низкий уровень материального достатка многих семей не позволяет родителям не только оплачивать питание детей в образовательных учреждениях, но даже обеспечивать их полноценным питанием дома. Необходимы совершенствование финансирования школьного питания, оптимизация затрат, включая бюджетные дотации.
Отметим также неразвитость централизованной системы питания школьников и ее инфраструктуры, отсутствие эффективного управления и контроля системы производства школьного питания.
Чтобы принципиально изменить к лучшему сложившуюся ситуацию, одной заменой оборудования не обойтись. Необходимо комплексное решение проблем, учитывающее и медицинские, и правовые, и социальные, и финансовые, и технологические аспекты.
Рациональное питание детей – одно из условий создания здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. В Законе РФ "Об образовании" сохранена обязанность образовательного учреждения организовывать питание обучающихся, выделять помещение для питания детей, предусматривать перерыв достаточной продолжительности. Поэтому сегодня здоровье ребенка должно рассматривается не только как цель и результат образовательного процесса, но и как критерий оценки качества и эффективности педагогической деятельности.
Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. В школе существуют эффективные возможности для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания. Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания.
Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны здесь же. На решение вопросов организации питания школьников и направлен данный проект. Основу предполагаемых подходов составляет внедрение новых схем питания школьников и использование безопасных и высококачественных продуктов, позволяющих при минимальных затратах обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня. Приоритетность задач охраны и укрепления здоровья ребенка обуславливает насущность принципиальных изменений и в организации жизни школы как одного из ведущих социальных институтов, обеспечивающих формирование у подрастающего поколения ценностных установок по отношению к собственному здоровью.
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ:
1. Устраивает ли тебя меню?
2. Удовлетворяет ли тебя качество пищи?
3. Берёшь ли ты еду с собой в школу?
4. Считаешь ли ты питание в школе здоровым и полноценным?
РЕЗУЛЬТАТЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ:
Картофель, поставляемый через торговые сети:
Картофель, выращенный на пришкольном участке:
II. Цель, задачи, сроки и этапы реализации проекта.
Цель проекта – удешевление школьного питания с одновременным улучшением его качества, а также формирование правильного отношения к своему здоровью через употребление здоровой пищи и соблюдение правильного режима питания.
Задачи проекта:
обеспечение полноценным и экологически чистым питанием школьников в соответствии с единым рационом питания, соответствующим потребностям детей и установленным нормам;
повышение качества, эффективности организации и регулирования школьного питания;
снижение затрат на закупку товаров и услуг для организации школьного питания;
проведение постоянной пропаганды принципов здорового питания среди обучающихся и родителей на основе современных требований медицины;
обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;
предупреждение (профилактика) среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;
организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания;
создание оптимальных условий для интеллектуального, нравственного, физического развития всех учащихся и для реализации каждого из них;
профессиональная ориентация на сельскохозяйственные специальности, получение начальных профессиональных навыков в области растениеводства и управления с/х машинами;
формирование социально-адаптированной личности через приобщение к трудовой деятельности в условиях сельской школы;
развитие потребности в здоровом образе жизни;
повышение эффективности деятельности школы через инновации в образовательном процессе, способствующие развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению, совершенствованию форм социально-педагогической работы;
содействие в организации предпрофильного обучения в учебном процессе школы.
Этапы реализации:
1 этап – аналитический (январь)
Изучение проблемы;
Анализ результатов исследований;
Поиск информации по проекту;
Постановка целей и задач;
Анализ возможностей решения поставленных задач.
2 этап – подготовительный (февраль-март)
Корректировка целей и задач проекта;
Выработка стратегии решения каждой задачи;
Составление плана работы (определение объёма и сроков выполнения работ);
Проведение консультаций;
Оформление договоров с Центром занятости населения;
Подготовка материально-технических ресурсов.
3 этап - практический (апрель-октябрь)
Реализация плана (подготовка площадей, посадка, выращивание, уход, уборка и закладка на хранение заготовленной плодовоовощной продукции);
Пропаганда необходимости правильного питания как одного из компонентов здорового образа жизни.
4 этап - Обработка собранных материалов (ноябрь-декабрь)
Систематизация и анализ проделанной работы;
Реализация заготовленной продукции школьными столовыми;
Создание материалов для представления результатов;
Сопоставление полученных результатов с поставленными целями и задачами;
Выводы, предложения, подведение итогов.
Направления деятельности:
Организационно-аналитическая работа, информационное обеспечение реализации проекта;
Работа с коллективом школы;
Рациональная организация питания в школе;
Организация работы по улучшению материально-технической базы;
Организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания; пропаганда принципов здорового и полноценного питания;
Обучение кадрового состава работников пищеблока современным технологиям.
III. Ожидаемые результаты.
Реализация проекта позволит добиться результатов в социальной и экономической областях, а также в сфере управления, изменив коренным образом отношение к вопросу питания детей в школьной столовой, а также побудив школьные администрации к эффективному и плодотворному труду в данном направлении.
К ожидаемым социальным эффектам можно отнести:
повышение уровня здоровья обучающихся благодаря научно обоснованному рациону питания, сформированному с учетом индивидуальных особенностей детей;
улучшение качества питания за счет использования экологически чистого сырья, современных технологий производства, соответствующего хранения пищевой продукции, ежегодного повышения уровня квалификации специалистов, занятых в сфере школьного питания;
недопущение сбора корнеплодов и овощей с родителей обучающихся;
трудовое воспитание школьников и подготовка их к самостоятельной жизни;
расширение образовательного пространства на основе индивидуализации форм учебной деятельности, формирования у обучающихся проектно-исследовательских навыков, профессионального самоопределения;
внедрение и апробация современных образовательных технологий, реализация индивидуальных учебных планов;
совершенствование системы социального партнёрства с целью реализации задач и обобщения опыта в данном направлении;
развитие трудовых навыков, способности ценить свой труд и труд другого человека;
повышение доли экономической самостоятельности школы (расширение источников самообеспечения, удешевление и разнообразие питания, экономия ресурсов).
К экономическим эффектам, несомненно, относится снижение до нуля стоимости большинства видов продукции растительного происхождения, за счёт чего произойдёт увеличение объёма рациона питания в пределах имеющихся бюджетных ассигнований, выделяемых на питание каждого ребёнка в день.
Централизация процесса приготовления пищевой продукции обеспечит высокий уровень производственного, санитарно-гигиенического и финансового контроля, приготовление рационов единого качества. Будет достигнуто соответствие современным требованиям к организации питания в столовой за счет технологического переоснащения, изменения режима, стиля, форм и методов работы персонала.
Кроме того, реализация данного проекта позволит обеспечить:
питание детей, соответствующее возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;
гарантированное качество и безопасность пищевых продуктов, используемых в питании;
отсутствие среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;
высокий уровень культуры приема пищи школьниками;
совершенствование системы финансирования школьного питания; оптимизация затрат, включая бюджетные дотации;
удешевление питания в школьной столовой.
Принципы реализации проекта:
демократизация отношений (открытость и сотрудничество, общение и обмен идеями);
добровольчество (поиск и реализация возможностей для улучшения качества жизни);
партнёрство (взаимодействие с Центром занятости населения, сельскохозяйственными предприятиями, специализированными агротехническими образовательными учреждениями).
Расчёт экономического эффекта.
Первоначальные затраты – 3000 р. на приобретение:
ГСМ – 1500 р. (для обработки почвы).
Семена – 1000 р.
Средства борьбы с вредителями – 500 р.
Расчёт прибыли.
№ | Наименование продукции | Планируемое количество заготовки, кг | Цена за 1 кг, р. | Общая стоимость, р. |
1 | Картофель | 5000 | 20 | 100 000 |
2 | Капуста | 1000 | 15 | 15 000 |
3 | Морковь | 500 | 40 | 20 000 |
4 | Свекла | 500 | 20 | 10 000 |
5 | Лук | 200 | 25 | 5 000 |
6 | Чеснок | 50 | 90 | 4 500 |
7 | Огурцы (для засола) | 100 | 30 | 3 000 |
8 | Ягоды | 100 | 100 | 10 000 |
9 | Яблоки | 1000 | 20 | 20 000 |
10 | Помидоры | 50 | 50 | 2 500 |
11 | Кабачки (для засола) | 100 | 20 | 2 000 |
12 | Перец | 50 | 30 | 1 500 |
13 | Фасоль | 30 | 50 | 1 500 |
14 | Варенье | 50 | 100 | 5 000 |
15 | Сухофрукты | 50 | 50 | 2 500 |
Итого | 202 500 |
Как видно, средняя экономия бюджетных средств составляет более 200 000 р. в год.
IV. Механизмы реализации проекта.
План практических мероприятий.
Примечание: УПБ – ученическая производственная бригада, ЦЗН – Центр занятости населения, СХП – сельскохозяйственные предприятия, ФХ – фермерские хозяйства.
№ п/п | Наименование работ | Сроки | Ответственный | Примечания |
Подготовительные работы | ||||
1 | Определение и расстановка кадров, конкретное планирование работы | январь | Директор школы | |
2 | Профилактический ремонт и подготовка техники, инвентаря, овощехранилища | февраль | Завхоз | |
3 | Приобретение ГСМ, семян, средств борьбы с вредителями | март | Завхоз | |
4 | Заключение Договора с ЦЗН на временную занятость подростков (май-июль) | апрель | Зам. директора | сотрудничество с ЦЗН |
1-е направление – Картофелеводство. | ||||
1 | Завоз удобрения на посадочные площади (по возможности) | февраль-март | Директор школы | помощь СХП, ФХ |
2 | Отбор семян картофеля для посадки (0,5 т) | апрель | Завхоз | |
3 | Вспашка производственного поля 0,5 га, культивирование, нарезка борозд | кон. апр. –нач.мая | Завхоз | |
4 | Посадка картофеля | начало мая | Руководитель УПБ | работа УПБ |
5 | 1-я прополка | конец мая | Руководитель УПБ | |
6 | 2-я прополка | июнь | Руководитель УПБ | |
7 | Обработка от колорадского жука | июнь-июль | Завхоз | |
8 | Окучивание | июль | Завхоз | |
9 | Распашка борозд | сентябрь | Завхоз | |
10 | Сбор урожая картофеля | сентябрь | Администрация школы | привлечение учащихся |
11 | Закладка на хранение | октябрь | Завхоз | привлечение техперсонала |
2-е направление – Овощеводство. | ||||
1 | Посев рассады помидоров, перца, капусты | март | Учитель биологии | |
2 | Удобрение, культивирование участка 0,3 га | апрель | Завхоз | |
3 | Разбивка и планирование отделов, подготовка грядок | кон. апр. –нач.мая | Руководитель УПБ, учитель биологии | организация субботника |
4 | Посадка семян и высадка рассады | май | Руководитель УПБ | работа УПБ |
5 | Контроль за всхожестью | май-июнь | Учитель биологии | летняя практика |
6 | Организация полива | июнь-июль | Руководитель УПБ | работа УПБ |
7 | Прополка овощных культур | июнь-июль | Руководитель УПБ | работа УПБ |
8 | Сбор урожая овощей | август | Руководитель УПБ | работа УПБ |
9 | Очистка участка от сухостоя | сентябрь | Руководитель УПБ | работа УПБ |
10 | Закладка овощей на хранение | октябрь | Завхоз | привлечение техперсонала |
3-е направление – Садоводство. | ||||
1 | Обрезка яблонь | февраль | Завхоз | привлечение техперсонала |
2 | Вынос веток | март | Администрация | организация субботника |
3 | Очистка сада от мусора | апрель | Администрация | организация субботника |
4 | Побелка яблонь | апрель | Администрация | организация субботника |
5 | Окопка яблонь | май | Руководитель УПБ | работа УПБ |
6 | Окос сада | июнь, август | Завхоз | привлечение техперсонала |
7 | Сбор урожая фруктов | сентябрь | Завхоз | привлечение учащихся |
8 | Приобретение и посадка саженцев зимних пород яблонь | октябрь | Директор школы | |
9 | Приобретение и посадка саженцев груши, вишни, сливы и т.д. | октябрь | Директор школы | |
10 | Защита саженцев от мороза и грызунов | ноябрь | Завхоз | |
4-е направление – Ягодоводство. | ||||
1 | Планировка грядок | август | Учитель биологии | |
2 | Посадка ягодных усов клубники | сентябрь | Старшеклассники | привлечение техперсонала |
3 | Полив | при необх. | Руководитель УПБ | работа УПБ |
4 | Прополка клубники | регулярно | Руководитель УПБ | работа УПБ |
5 | Сбор урожая | июль | Руководитель УПБ | работа УПБ |
6 | Обрезка усов | август | Руководитель УПБ | работа УПБ |
7 | Приобретение и посадка саженцев смородины, малины, крыжовника и т.д. | сентябрь | Директор школы | привлечение техперсонала |
5-е направление – Пропаганда здорового питания как одной из составляющих здорового образа жизни. | ||||
1 | Заседание педагогического совета по теме «Роль классного руководителя, воспитателя в организации школьного питания» | сентябрь | Администрация школы | |
2 | Анкетирование учащихся и родителей, мониторинг, тестирование по организации школьного питания, работы столовых, качества приготовления пищи, учет особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья | сентябрь | Классные руководители | |
3 | Проведение классных часов «Здоровое питание школьника», «Азбука здорового питания», «Правила гигиены питания», «Пища для мозга», «Рациональное питание», «Лечебные свойства продуктов питания», «Правильное питание - путь к знаниям», … | в течение года | Классные руководители | |
4 | Участие в интернет-конкурсах («Разговор о правильном питании» и др.) | в течение года | Классные руководители | |
5 | Проведение праздников в столовой школы с обучением нормам поведения за столом (из цикла «школьный ресторан») | октябрь декабрь март | Педагог-организатор | |
6 | Мониторинг заболеваемости, связанной с органами пищеварения | в течение года | Медсестра | |
7 | Организация выставки выращенного урожая и различных блюд, приготовленных из него | октябрь | Завхоз | |
8 | Конкурс сочинений «От здоровой пищи к здоровой нации» | октябрь | Учителя русского языка | |
9 | Конкурс рисунков и плакатов по пропаганде здорового питания среди обучающихся | октябрь | Учитель ИЗО | |
10 | Конкурс медиапроектов по здоровому питанию | октябрь | Учитель информатики | |
11 | Конкурс среди родителей «Рецепт в школьную столовую» | октябрь | Педагог-организатор | |
12 | Оформление информационных стендов по пропаганде здорового питания | ноябрь | Педагог-организатор | |
13 | Неделя «Правильное питание в школе и дома» (беседы, встречи, конкурсы, выставки литературы о правильном питании и т. д.) | ноябрь | Педагог-организатор | |
14 | Круглый стол классных родительских комитетов «Как питаются наши дети» | ноябрь | Педагог-организатор | |
15 | Подбор методической копилки для классных руководителей по пропаганде здорового питания | декабрь | Педагог-организатор | |
16 | Разработка методических рекомендаций для родителей по пропаганде здорового питания | декабрь | Педагог-организатор | |
6-е и 7-е направления (дополнительные) – цветоводство, лесоводство. | ||||
1 | Сбор семян цветов, древесных культур | август-октябрь | Учитель технологии | привлечение учащихся |
2 | Вскопка отделов однолетних видов и питомника | апрель | Учитель технологии | привлечение учащихся |
3 | Посев (посадка) семян (рассады) | май | Учитель технологии | привлечение учащихся |
4 | Контроль за всхожестью | май | Учитель технологии | привлечение учащихся |
5 | Полив | регулярно | Руководитель УПБ | работа УПБ |
6 | Прополка и рыхление | регулярно | Руководитель УПБ | работа УПБ |
7 | Выкапывание и закладка на хранение клубневых и луковичных видов | октябрь | Учитель технологии | привлечение учащихся |
8 | Высадка саженцев (взрослых сеянцев) | октябрь | Учитель технологии | привлечение учащихся |
9 | Утепление многолетников | ноябрь | Учитель технологии | привлечение учащихся |
СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА
Администрация школы, родители
ЦЗН
Завхоз
УПБ
СХП
ФХ
Точки сбыта
Родители
Пищеблок
Функциональные обязанности участников проекта:
1. Задачи администрации школы:
Заключение Договоров и оформление необходимых документов;
Административное сопровождение проекта на всех его этапах, контроль за ходом реализации плановых мероприятий;
Составление расписания занятий с обеспечением необходимого режима питания;
Организация питания школьников;
Обеспечение порядка в столовой;
Контроль культуры принятия пищи;
Контроль проведения воспитательной работы со школьниками по привитию навыков культуры приема пищи;
Проведение совещаний по вопросам организации и развития школьного питания;
Текущий и капитальный ремонт оборудования и помещений, приобретение кухонного инвентаря и посуды;
Обеспечение питьевого режима в школе;
Ежегодная профессиональная переподготовка кадров, занятых в обслуживании детей, по вопросам соблюдения санитарных норм и правил;
Контроль рубрики на сайте школы «Школьная столовая»;
Обобщение и распространение положительного опыта по вопросам организации и развития школьного питания.
2. Обязанности работников столовой:
Составление меню рационального питания на день и перспективного меню;
Включение в меню овощей, фруктов, корнеплодов, витаминизированных напитков из натуральных ягод (собственного производства);
С-витаминизация блюд;
Обеспечение столовой качественными продуктами для приготовления пищи;
Использование современных технологий приготовления пищи для сохранения питательной ценности продуктов.
3. Обязанности классных руководителей:
Проведение бесед о культуре питания, рациональном и правильном питании, роли питания для развития организма;
Воспитание навыков культуры поведения в столовой во время приема пищи;
Проведение бесед с родителями о подходе к проблемам правильного питания в семье;
Организация конкурсов и викторин на тему правильного питания.
4. Обязанности родителей:
Привитие навыков культуры питания в семье;
Выполнение рекомендаций классных руководителей и медработников по питанию в семье.
5. Обязанности обучающихся:
Соблюдение правил культуры приема пищи;
Участие в выпуске тематических газет; конкурсах, смотрах, по теме «Здоровое питание».
Мониторинг.
Направление мониторинга | Методы мониторинга | Оформление результатов мониторинга | Место представления результатов |
Организация и регулирование школьного питания | Оценка охвата питанием | Справка | Административное совещание |
Анкетирование родителей учащихся | Справка, обсуждение с родителями | Родительские собрания | |
Анкетирование учащихся | Анализ анкет | Административное совещание | |
Лабораторные исследования | Акт по результатам лабораторного исследования | Административное совещание | |
Форум на Интернет-сайте | Наличие материалов на Интернет-сайте | Административное совещание | |
Модернизация и укрепление материально-технической базы пищеблоков | Обследование пищеблока ОУ муниципальной комиссией | План ремонтных работ | План подготовки пищеблока к учебному году |
Обследование пищеблоков комиссией по приемке ОУ к новому учебному году | Акт приемки ОУ к началу нового учебного года | Административное совещание | |
Обследование технологического оборудования | Справка о техничес-кой исправности технологического оборудования | Подготовка мате-риалов к новому учебному году ТО Роспотребнадзора | |
Аудит материально-технической базы, сбор и анализ отчетных документов о техническом состоянии оборудования | Паспорт пищеблока ОУ | ||
Учет приобретенного технологического оборудования | Постановка на балансовый учет | Использование инф-ции в ежегодном публичном докладе | |
Кадровое обеспечение | Анализ уровня повышения квалификации руководи-телей, специалистов и персонала школьных столо-вых по вопросам организа-ции школьного питания | Справка по результатам анализа | Административное совещание |
Анализ прохождения гигиенической аттестации работников пищеблока | Утвержденные ФГУЗ списки обученных | ТО Роспотребнадзора | |
Анализ количества участников в районных мероприятиях по организа-ции школьного питания | Информационно-аналитическая справка | Интернет-представительство | |
Система просветительской работы | Наблюдение за работой по пропаганде здорового питания в СМИ | Информационно-аналитическая справка | Административное совещание |
Диагностика заболеваемости учащихся | Карта оценки здоровья школьников | Заседание ШМО кл. руководителей. Родительские собрания. |
V. Ресурсы и перспективы развития проекта.
Кадры (директор школы как руководитель проекта, завхоз, руководитель производственной бригады, ученическая производственная бригада, свободный в каникулярное время персонал).
Площади (учебно-опытный участок – 0,3 га, производственное поле – 0,5 га).
Техника (трактор и с/х приспособления).
Финансовые средства (3000 р.).
Нормативно-правовые ресурсы и документы:
1. Нормативно-методические ресурсы
– действующие санитарно-эпидемиологические правила, нормы, гигиенические нормативы, регламентирующие требования ко всем осуществляемым видам деятельности, работ, услуг, изготавливаемой продукции (в т.ч. кулинарной продукции);
– технические регламенты на закупаемые, реализуемые и изготавливаемые продукты;
– нормы физиологической потребности в пищевых веществах и энергии;
– локальные акты ОУ по организации питания школьников: приказы, положения, протоколы, акты.
2. Технические документы
– техническая документация (технологические инструкции, рецептуры, технико-технологические карты, технические условия, сборники технологических нормативов) на изготавливаемую кулинарную продукцию – готовые блюда и кулинарные изделия и их
полуфабрикаты;
– прочая производственная документация по вопросам технологии и санитарно-противоэпидемического режима (приказы, инструкции, положения и т.п.).
3. Рацион питания обучающихся, воспитанников, согласованный в установленном порядке с органом, уполномоченным осуществлять госсанэпиднадзор.
4. Внутренняя документация, определяющая функции, обязанности и ответственность работников (приказы, положения, должностные инструкции).
5. Договоры (контракты) с поставщиками товаров и услуг.
6. Документация по бюджетному учету, в том числе меню-требования (форма ОКУД 0504202) и накопительная ведомость по расходу продуктов (форма ОКУД 0504037).
7. Документы количественного учета пищевых продуктов, сырья, материалов и т.п., а также товарно-транспортные документы (накладные).
8. Документы (заверенные копии), подтверждающие качество и безопасность на получаемые (закупаемые) пищевые продукты: удостоверение качества и безопасности предприятия-изготовителя, декларация о соответствии (для пищевых продуктов, подлежащих обязательной сертификации – сертификат соответствия), свидетельство о государственной регистрации (санитарно-эпидемиологическое заключение), ветеринарное свидетельство (на животноводческое сырье).
9. Документы, подтверждающие качество и безопасность оборудования, посуды, упаковочных и др. материалов, контактирующих с пищей: удостоверение качества и безопасности предприятия-изготовителя, декларация о соответствии (для материалов, подлежащих обязательной сертификации – сертификат соответствия), свидетельство о государственной регистрации.
10. Документы, подтверждающие качество и безопасность моющих (санитарно-эпидемиологическое заключение, сертификат соответствия) и дезинфицирующих средств (свидетельство о государственной регистрации, сертификат соответствия); инструкции по применению (методические указания) на используемые дезсредства.
11. Эксплуатационная документация (инструкции и руководства по эксплуатации) на торгово-технологическое, холодильное, весоизмерительное и прочее оборудование.
12. Документация в системе производственного контроля за соблюдением санитарного законодательства, качеством и безопасностью пищевых продуктов.
13. Документы с информацией для потребителей:
– ежедневное меню (ассортимент блюд и кулинарных изделий, скомплектованных по отдельным приемам пищи);
– информация об исполнителе услуг, прочая информация об услугах по производству и организации потребления продукции общественного питания.
14. Инструкции, извлечения из документов и рабочие экземпляры документов для размещения непосредственно на рабочих местах.
15. Личные медицинские книжки на персонал с отметками о прохождении обязательных медицинских осмотров (предварительных и периодических) и гигиенической аттестации.
Срок реализации проекта – 1 год, возможность реализации – ежегодно.
Риски в реализации проекта минимальны. Особых финансовых затрат не требуется.
Перспективы реализации проекта: привлечение дополнительных финансовых средств в развитие материально-технической базы за счёт прибыли от реализации излишков произведенной продукции.
ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Школа перешла на новый, более качественный уровень питания.
Питание детей соответствует установленным нормам и стандартам.
Сбор продуктов питания с родителей обучающихся не допускается.
Повышен уровень профессиональной подготовки педагогических кадров, медицинских работников и сотрудников школьных пищеблоков по совершенствованию организации питания обучающихся.
Повышено качество и безопасность пищевых продуктов, выращенных на пришкольном участке (экологически чистые и полезные для здоровья продукты).
Отсутствие среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания.
Значительная экономия бюджетных средств на питание.
Существенное улучшение отношения детей и их родителей к вопросам питания.
Проведение праздничных мероприятий цикла «Школьный ресторан», приуроченных к праздникам урожая, Новому году, 23 февраля и 8 марта, майским праздникам.
Список литературы:
1. Куракин, М.С. Оценка организации питания учащихся в школьных столовых Кемерово/ М.С. Куракин, Н.С. Амбурцева, С.А. Максимов, С.Ф. Зинчук. - Вопросы детской диетологии, 2007. – т. 5, № 6. – С. 34-37.
2. Экспертное заключение по итогам научно-практического конгресса «Здоровое питание – здоровая нация», ГУ НИИ питания РАМН, Москва, 2008 г. – 37 с.
3. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2010 году: Государственный доклад. - М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2011. - 431 с.
цоры
http://pitanie2007.ru
http://www.бинфос.рф/portfolio/112-pravpit-nestle
Зоткина Наталья Леонидовна, методист колледжа педагогического образования, информатики и права Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова.