Создание макетов русских народных игрушек
Автор публикации: М. Березина, ученица 9А класса
Пояснительная записка
Тема: Создание макетов русских народных игрушек. Продукт творческого проекта по изобразительному искусству
Автор: Березина Мария
Класс: 9а
Название: «Народные игрушки»
Использованные материалы: фрагмент пластиковой бутылки, скульптурный пластилин, акриловый грунт, акриловые краски, лак акриловый на водной основе.
Техники: лепка из пластилина, художественная роспись
Учитель: Садварий Жанна Владиславовна
Школа: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №38»
Как появилась идея
Ежегодно школьники защищают учебные проекты. Однако создавать проект в 9 классе ответственность особая, ведь необходимо не просто собрать материал по выбранной теме, но и провести исследование, серьезно поработать над продуктом. Продукт проекта должен быть нужным, поэтому с Марией мы долго обсуждали, какую тему выбрать. Маша любит лепить и рисовать, ей нравится работать в различных областях изобразительного искусства.
Работе над проектом предшествовало предпроектное исследование. Мария провела опрос среди школьников и выяснилось, что, изучая в 5 классе народную игрушку, школьники с большим трудом могут определить народный промысел, в котором создана игрушка. Эту проблему и призван был решить проект Марии. Мы решили создать не настоящие глиняные игрушки, для этого у нас не было ни глины, ни муфельной печи, где можно было бы обжечь глиняную поделку. Мы решили выполнить макеты игрушек. Перед тем как лепить игрушки, Мария попробовала различные материалы для лепки: керамические массы, легкий пластилин и остановилась на обычном скульптурном пластилине. Он дешевый в меру крепкий и вполне мог подойти для создания наглядных пособий.
По замыслу Марии эти игрушки должны были стать объемными наглядными пособиями для уроков изобразительного искусства, и помочь пятиклассникам наглядно различать дымковскую, филимоновскую и каргопольскую игрушки.
Мы определили фронт работ, изучили особенности внешнего облика, цветовой гаммы, особенности формы игрушек, определили характерные черты каждого народного промысла.
Работа началась с эскизов, затем Мария вылепила форму игрушки, выровняла пластилин под струей теплой воды, затем загрунтовала и расписала игрушки. Роспись оказалась самым трудоемким процессом, ведь для того чтобы выполнить ее необходимо было работать аккуратно.
Первые образцы мы покрыли водоэмульсионным грунтом, но гуашь ложась по нему теряла интенсивность цвета, поэтому было решено заменить грунт на акриловый. Акриловый грунт образовал крепкое покрытие, а акриловые краски стали смотреться ярко и насыщенно.
После процесса росписи игрушки просохли и были покрыты лаком на водной основе. Лак сделал поверхность игрушек слегка глянцевой и крепкой. Работа над проектом шла в течении полугода
Проект состоялся, теперь игрушки служат добрую службу, помогают школьникам лучше разбираться в декоративно прикладном искусстве.
Ивлиева Наталия Алексеевна
Садварий Жанна Владиславовна
Панов Егор Игоревич
Садварий Жанна Владиславовна
Смоленцева Татьяна Григорьевна
Садварий Жанна Владиславовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Рагулина Любовь Давыдовна